Отрешение президента от должности: особенности процедуры

В отечественной конституционной практике президентство считается молодым институтом. Правовая подоплека понятия главы государства неразрывно связана с отрешением президента от должности. Эта процедура является неотъемлемой частью законодательных актов демократического государства. Она закреплена на уровне Конституции РФ и находится в ведении нескольких государственных органов.

Отрешение президента от должности: особенности процедуры

Отрешение президента от должности

Основные аспекты импичмента

Президент Российской Федерации прекращает выполнение возложенных на него полномочий по истечению предусмотренного действующим законодательством срока. Деятельность главы государства прекращается в момент принесения присяги его преемником.

Лидер страны обладает неприкосновенностью. Этот статус прописан в ст.91 Конституции РФ. Данное положение подразумевает, что ни одно лицо не имеет права задействовать в его отношении психическое либо физическое насилие. Также исключена возможность ареста, обыска, задержания или привлечения к правовой ответственности.

Отрешение президента от должности или импичмент — один из видов конституционной ответственности. Эта правовая мера заключается в принудительном уходе с поста по решению компетентных органов.

Отрешение президента от должности: особенности процедуры

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Процедура прописана в ст. 93 Конституции РФ. Некоторые представители законодательной власти считают ее несколько формализованной и сложной для реализации.

Отрешение президента от должности: особенности процедуры

Конституция РФ. Статья 93

В специальной статье рассмотрим, какими законодательными полномочиями обладает президент РФ.

Основания для ухода с поста

Предусмотрено несколько ситуаций, являющихся поводом для преждевременного отречения от должности. Одной из них является плохое состояние здоровья.

Уход с поста ввиду неудовлетворительного физического состояния может проходить по 2 сценариям.

Таблица 1. Варианты снятия полномочий с президента по состоянию здоровья

Личное предоставление заявленияПринудительное смещение с должности
Этот вопрос рассмотрен во II и III чч. ст 2, Конституции. Президент досрочно снимает с себя полномочия ввиду стойкой неспособности выполнять возложенные на него функции. В контексте данной ситуации он находится в ясном уме и самостоятельно принимает это решение. Следующие выборы должны проводиться в течение 3 месяцев с момента прекращения президентской деятельности. Если состояние здоровья Президента не дает возможности полноценно управлять государством, но он не отдает себе в этом отчет, для оценки физического состояния приглашается специальная медицинская комиссия. Она выдает авторитетное заключение, на основании которого решается вопрос о дееспособности. Если глава государства не в состоянии исполнять обязанности, его замещает Председатель Правительства РФ.

Отрешение президента от должности: особенности процедуры

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

На законодательном уровне предусмотрено временное прекращение исполнения обязанностей. Эта ситуация возможна при хороших прогнозах медиков.

В таком случае деятельность приостанавливается до полного выздоровления. Конституцией не предусмотрен конкретный временной отрезок, отведенный на лечение.

Это является дополнительной гарантией сохранения поста. Ограничением считается лишь срок, на который он был избран.

Помимо перечисленных причин, основанием для снятия с должности является импичмент.

Отрешение от должности

Согласно принятой конституционной модели процедура импичмента запускается лишь в случае выявления уголовно-наказуемого деяния. Под этим термином подразумеваются тяжкие преступления или государственная измена. Политические мотивы не предусмотрены.

Правом выдвигать обвинение наделены депутаты Государственной Думы. Решение принимается при условии согласия не менее 150 человек, что является 1/3 от состава парламента.

Источник: https://yr-expert.com/otreshenie-prezidenta-ot-dolzhnosti/

Отрешение президента российской федерации от должности 6 1

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05 Отрешение президента от должности: особенности процедуры

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • Глава 1. отрешение президента российской федерации от должности 6

1.1. Нормативная-правовая база, основания отрешения от должности Президента РФ 6

  1. ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ОТРЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ 14
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 25
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26

ВВЕДЕНИЕ

В науке проблеме функционирования  института президентства уделяется достаточно много внимания. Наибольшее количество работ принадлежит перу американских ученых, поскольку институт президентства в США имеет самую долгую историю  своего  существования.

 В этой  стране исследуются  различные аспекты  института  президентства: причины  его учреждения, место в  системе разделения  властей,   взаимоотношения  между  Президентом   и   Конгрессом, нормативные  акты  Президента, военные и чрезвычайные полномочия Президента.

 В частности большой вклад в исследование института президентства в США внесли В. Вильсон, А. Гамильтон,   Дж. Джей,   К. Диринг,   М. Мези,  Дж. Мэдисон,   С.М. Липсет, Р. Нойштадт,  Р. Пайос,  Дж. Тарбер,  Дж. Уилсон,  С. Уэйн,   А. Шлезингер, Л. Фишер, Л. Фридмэн.

 Основным недостатком названных исследований является то,  что  крупные  и  фундаментальные  труды  в  основном  посвящены  только президентству в США.

В  западноевропейской литературе исследования  института  президентства носят  в основном  фрагментарный  характер,  что  обусловлено спецификой развития президентства  в Европе.

 Значительный вклад в разработку этой  проблематики внесли  французские и  немецкие авторы: Ф. Ардан, К. Бауме, Ч.Боржо,  Ф. Буссе,  М. Вебер,  А. Демишель,  Ф. Демишель,  М. Дэбре,  М. Дюверже, Л. Дюги,  Г. Еллинек,  Х. Меллер, Л.

 Ольстон, М. Пикемаль, Ф. Платон,  А. Токвиль, А. Эсмен.

Вопросы, связанные с институтом президентства в Российской Федерации не получили пока должного освещения в российской юридической науке. Среди  русских дореволюционных ученых,  занимавшихся  данным вопросом, можно выделить А.Д. Градовского, А.М.

 Гурвича, Н.М. Коркунова, П.И. Розенталя.

 В советский  период  президентство   рассматривалось  как  классовый  институт буржуазного государства,  поэтому  его изучение  считалось неактуальным  для Советского Союза, идущего по пути строительства коммунизма.

Институт президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности. Введение поста Президента СССР  открыло новый этап в развитии национального государства и права, а также свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов других стран.

 Однако активное исследование  данного вопроса  российскими авторами  началось после учреждения  института   президентства  в  России,  в   особенности  —  после конституционной  реформы 1993  года.  Большое  внимание  месту  Президента в политической  и   правовой   системе  различных государств   уделяли   такие   авторы,   как: И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский,  Л.И.

 Селезнев,  Ю.И. Скуратова, В.В. Соболева,  А.А. Фурсенко,  А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков и др.

  • В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является главой государства, следовательно, наделен обширными полномочиями, непосредственно вытекающими из конституционной нормы, согласно которой  он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  • Избранный всенародно и обладающим высоким статусом, Президент РФ имеет не только большие права, но и несет не менее большие обязанности перед государством и обществом, за невыполнение которых предусмотрена особая конституционно-правовая ответственность.
  • Действующая Конституция РФ излишне усложнила процедуру привлечения Президента РФ к ответственности, сделала ее сложнодоступной для представителей власти, а значит и для народа. 

Отрешение Президента РФ от должности происходит на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой РФ и подтвержденного заключением Верховного Суда РФ, которое в свою очередь еще не означает, что впоследствии Президент РФ будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда РФ, подтверждающее обвинение, — это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда.

  1. Объектом исследования настоящей курсовой работы является рассмотрение актуальных вопросов реализации конституционной ответственности Президента РФ. 
  2. Цель написания работы –рассмотрение оснований и порядка процедуры отрешения Президента РФ от должности. Исходя из цели работы, её задачами являются:
  3. — изучение правовой базы данного института;
  4. — изучение оснований отрешения Президента РФ от должности;
  5. — изучение способов и порядка прекращения полномочий Президента РФ.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена вопросу основания отрешения Президента РФ от власти; вторая глава — порядку отрешения Президента РФ от должности. Так же в работе будут представлены глоссарий и приложения к данной теме.

Методологической базой исследования явилось законодательство Российской Федерации, учебники по конституционному праву России, научные статьи в периодике и монографии по теме исследования.

Глава 1. отрешение президента российской федерации от должности

1.1. Нормативная-правовая база, основания отрешения от должности Президента РФ

Отрешение Президента РФ –это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемое в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компонентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностей.

Ч.1 ст.

 93 Конституции РФ устанавливает, что Президент  РФ «может быть отрешен от должности  Советом  Федерации  только  на  основании   выдвинутого Государственной  Думой  обвинения  в  государственной  измене  или совершении иного тяжкого преступления,  подтвержденного заключением Верховного Суда  Российской  Федерации  о  наличии   в   действиях Президента   РФ   признаков   преступления   и заключением   Конституционного   Суда   РФ   о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения». 

Главной отличительной  особенность прописанного в нынешней Конституции РФ института импичмента является то, что этот институт смешивает в себе два независимых друг от друга понятия –политической ответственности главы государства и его уголовно-правовой, судебной ответственности.

 Отсюда довольно часто встречается ошибочное представление о том, что отрешение Президента РФ от должности является непосредственным проявлением политической ответственности Президента РФ перед парламентом.

 Конституция РФ связывает отрешение Президента РФ от должности с необходимостью привлечения его к ответственности за тяжкое преступление.

 Ответственность же Президента РФ за совершение тяжкого преступления является юридической (основанием юридической ответственности является правонарушение), а не политической, как, например, у Правительства РФ перед Парламентом РФ. Политическая ответственность главы государства встречается чрезвычайно редко и не играет серьезного значения в свете отношений ветвей власти.

Согласно конституционной модели Президент РФ в соответствующей процедурной форме отстраняется от должности исключительно за уголовно-наказуемое деяние (а именно, за государственную измену или иное тяжкое преступление), но не по политическим мотивам.

 Никакие политические мотивы не могут быть основанием для применения данной меры ответственности. А особые процедурные отрешения Президента РФ от должности как раз направлены на то, что бы данный конституционно-правовой вопрос не перерос в политический.

В то же время, несмотря на то, что правовым основанием отрешения Президента РФ от должности является предусмотренный Уголовным Кодексом РФ конкретный состав преступления, данная мера резко отличается от уголовно-правовой ответственности. Смысл указанной меры ответственности отличны от тех целей, которые преследует уголовное законодательство.

Читайте также:  Ип физлицо или юрлицо: какими налогами обланается ип в россии

 Отрешение Президента РФ от должности имеет конституционно-правовой характер: его правовой смысл заключается в том, что бы защитить ценности Конституции РФ путем лишения высокого поста виновного (точнее, подозреваемого) в тяжком преступлении лица, избранного Президентом РФ, и отстранение такого лица от осуществления функций государственной власти.

 Через соответствующие правовые нормы данная конституционная мера является правовой гарантией от злоупотребления властью и нарушением Президентом РФ конституционных порядков. Этим и ограничивается репрессивное правовосстановительное содержание данной меры ответственности.

 А тот факт, что такая мера направлена на личность Президента РФ, объясняется особенностью статуса Президента РФ, как единоличного конституционного органа власти.

Аналогичный порядок отстранения Президента РФ и иных должностных лиц от должности известен законодательству некоторых иностранных государств как импичмент (от английского слова «impeachment» — обвинение и латинского слова «impedivi» — воспрепятствовал, пресек). Юридическая ответственность главы государства известна при всех формах республиканского правления.

 Наиболее схожей процедурой ответственности главы государства в РФ является импичмент Президента США, поскольку в Италии и ФРГ аналогичные процессы не имеют серьезного значения из-за парламентской формы правления. Во Франции подобная процедура до сих пор не отработана даже в законодательстве.

 Так например, во французском уголовном праве понятие «государственная измена» до сих пор не сформулировано.

Источник: http://samzan.ru/185820

К вопросу об основаниях отрешения президента рф

Согласно ст. 93 Конституции РФ основанием для отрешения от должности Президента Российской Федерации является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Сопоставляя данное положение Конституции с уголовным законодательством можно выделить ряд моментов. Как отмечает С. В.

 Рунец «рассматривая конституционные основания отрешения Президента РФ от должности, необходимо констатировать их несогласованность с действующим уголовным законодательством Российской Федерации». [1. с.

88] В уголовном законодательстве применяются такие категории как тяжкие и особо тяжкие преступления. В соответствии со статьёй 275 Уголовного Кодекса РФ государственная измена отнесена к категории особо тяжких преступлений. Сложившаяся ситуация на практике может сделать невозможным процесс импичмента Президента РФ. [2]

В вопросах ответственности главы государства, также, как и ответственности частных лиц, необходимо придерживаться того принципа, что всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Здесь нельзя не согласиться с В. М.

 Сырых в том, что «вопросы конституционной ответственности Президента РФ…

решаются настолько неполно и противоречиво, что перевод этой ответственности из сферы формально-юридической в сферу практическую является проблематичным и фактически нереальным». [3, с. 25]

Верховенство Конституции РФ требует приведения в соответствие с ней уголовного законодательства.

Если в Конституции государственная измена относится к категории тяжких преступления, следовательно, также она должна квалифицироваться и в Уголовном Кодексе, что требует внесения изменений в УК РФ.

С другой стороны, признания государственной измены особо тяжким преступлением повышает порог ответственности главы государства, что будет расходиться с конституционным замыслом.

В данном случае Ю. А. Цветков говорит, что «Трактовать положения данной статьи (ст.

93 Конституции РФ) таким образом, что Президент РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности вообще ни за какое преступление, кроме тяжкого или особо тяжкого, а привлечение его к ответственности за совершение преступлений указанных категорий допустимо лишь после отрешения от должности, было бы неоправданным расширением ее действительного содержания. Следовательно, неурегулированность вопроса об уголовно — процессуальном, да и вообще юридическом иммунитете Президента РФ надо рассматривать как пробел в российском законодательстве». [4]

Н. М. Колосова полагает, что для урегулирования вопросов, связанных с отрешением Президента РФ от должности, необходимо определить возможность повторного выдвижения обвинения; слова «обвинение в совершении иного тяжкого преступления» в ст. 93 Конституции РФ заменить на слова «обвинение во всех уголовных преступлениях». [5, с. 42]

По мнению А. Л.

 Сергеева, следует разделять понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» как основания ответственности Президента РФ от одноименных уголовно-правовых категорий и закрепить в Федеральном законе о конституционной ответственности определение указанных терминов. [6, с. 12] Трудно согласиться с данной точкой зрения, так как необходимо четко определить, что следует подразумевать под соответствующими понятиями, это не вызывает сомнения.

Представляется, что сами конституционные основания отрешения Президента РФ от должности не соответствуют статусу и предназначению президента демократического государства. Отрешение Президента РФ от должности в зависимости от тяжести деяния вызывает много сомнений. Так С. В.

 Рунец указывает что «Президент России может безнаказанно совершать преступления средней тяжести без опасения подвергнуться импичменту, что противоречит здравому смыслу». [7, с. 88] Характеризуя данный вопрос, С. А.

 Авакьян пишет, что планка конституционной ответственности Президента России непозволительно завышена. Президент отрешается только за совершение тяжкого преступления, получается, что при совершении иного преступления Президент может спокойно оставаться в должности.

«То, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает». [8, с. 37]

А. А. Кондрашев также считает «неоправданной неответственность Президента РФ за преступления небольшой и средней тяжести, так как это нарушает один из базовых конституционных принципов — принцип равенства граждан перед законом и судом».

По мнению ученого, в «Конституции РФ и в федеральном уголовно-процессуальном законодательстве необходимо закрепить основания и порядок привлечения к уголовной ответственности Президента как за совершение уголовных преступлений, так и за нарушение Конституции, неисполнение решений Конституционного Суда РФ или иных федеральных судов». [9, с. 111]

Характеризуя вопрос об основаниях отрешения от должности Президента РФ, В. И. Руднев указывает, что «следовало бы предусмотреть, что Президенту, как и всякому иному лицу, при наличии достаточных оснований может быть предъявлено обвинение в совершении любого преступления, а не только государственной измены или иного тяжкого преступления». [10, с. 37]

Соответствующее мнение имеет Б. А. Осипян, который отмечает, что «было бы вполне правомерно внести в действующую Конституцию РФ поправку, где словосочетание «совершение иного тяжкого преступления» было бы заменено понятием «преступления», поскольку Глава государства по определению вообще не может быть преступником». [11, с. 29]

Ряд исследователей предлагают расширить круг вопросов, относящихся к основаниям отрешения от должности. Так, Н. С.

 Зыкова пишет, что оптимальным решением вопросов отрешения Президента РФ от должности «видится введение полноценного института конституционной ответственности Президента в форме отрешения от должности за действия и решения, противоречащие Конституции Российской Федерации». [12, 28]

Подобное предложение не лишено смысла, если иметь в виду достаточно распространенные факты пренебрежения Основным Законом со стороны государственных руководителей, которые при этом остаются безнаказанными, что снижает уровень конституционной законности. Подобные факты, к сожалению, имели место и в деятельности российских президентов.

В. О. Лучин, например, указывает на откровенные нарушения Конституции РФ Президентом РФ Б. Н. Ельциным, который 31 марта 1998 г. назначил федеральными министрами Е. М. Примакова и М. М.

 Задорнова в отсутствие Председателя Правительства РФ, должность которого на тот момент была вакантной, чем был нарушен п. «д» ст.

83 Конституции РФ, согласно которому назначение федеральных министров осуществляется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. [13, 18]

Несмотря на отклонение Государственной Думой в августе 1998 г.

в период дефолта ряда законопроектов из предлагавшегося Правительством пакета антикризисных мер, Президент и Правительство РФ в нарушение Конституции РФ своими актами ввели в действие нормы отклоненных законопроектов, содержащих новые налоги на физических лиц, чем была нарушена норма ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой налоги и сборы в отношении физических лиц могут устанавливаться только законом, но не подзаконными актами.

По данному поводу Г. А. Трофимова отмечает, что «в качестве основания отрешения от должности Президента РФ нужно установить совершение главой государства государственной измены, иного тяжкого или особо тяжкого преступления, а также иных деяний, которые являются несовместимыми со статусом главы государства.

То есть основанием отрешения от должности должно стать не совершение преступлений, а совершение деяний, несовместимых со статусом главы государства, ведь посредством отрешения от должности лицо привлекается к конституционно-правовой ответственности, но это не означает (по крайней мере, думается, не должно означать), что глава государства, совершивший преступление, избежит уголовной ответственности за него, утратив лишь должность». [14, с.20]

Таким образом, представляется, что основанием отрешения Президента России от должности следует указать нарушение Конституции, что будет способствовать бережному отношению к Основному Закону руководителем государства.

Но здесь возникает та проблема, что нарушение Конституции может носить незначительный либо случайный характер.

Предлагая указать основанием отрешения от должности Президента Российской Федерации нарушение Конституции (наряду с совершением уголовного преступления), представляется, что основанием его ответственности должно служит нарушение Конституции грубое либо неоднократное, факт которого мог бы определяться Конституционным Судом РФ после предъявления обвинения Президенту Государственной Думой. Признаки совершения уголовного преступления определялись бы Верховным Судом.

Литература:

  1. Рунец С. В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России //Общество и право. 2008. № 3. С. 88.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23127/

Решу егэ

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
  • А) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации
  • Б) назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации
  • В) подписание ратификационных грамот
  • Г) отрешение Президента Российской Федерации от должности
  • Д) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
  1. 1) Президент Российской Федерации
  2. 2) Правительство Российской Федерации
  3. 3) Государственная Дума
  4. 4) Совет Федерации
Читайте также:  Где оформить договор купли-продажи автомобиля: документы

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пояснение.

  • Функции Президента РФ:
  • 1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
  • 2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
  • 3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  • 4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • 5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ.

Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г.

«О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

  1. 2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.
  2. 3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).
  3. 4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).
  4. Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

  • Предмет ведения Государственной Думы:
  • 1) Обсуждение и принятие законов.
  • 2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.
  • 3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
  • 4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.
  • 5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.
  • 6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  • 7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

  1. 9) Объявление амнистии.
  2. 10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
  3. А) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации Госдума
  4. Б) назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации Президент
  5. В) подписание ратификационных грамот Президент
  6. Г) отрешение Президента Российской Федерации от должности Совет Федерации
  7. Д) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики Правительство
  8. Ответ: 31142.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=10774

Ответственность Президента Российской Федерации

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • правовые основы ответственности Президента РФ;
  • • основания юридической ответственности Правительства РФ;
  • • процедуру отрешения Президента РФ от должности;

уметь

  • • выявлять системные связи между правовыми источниками, регулирующими ответственность Президента РФ;
  • • находить и анализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам ответственности Президента РФ;
  • • применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям, связанным с ответственностью Президента РФ;
  • • составлять проекты юридических документов по привлечению к ответственности Президента РФ;

владеть

• общекультурными, профессиональными и научно-исследовательскими компетенциями.

Президент РФ как глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость власти, ее преемственность и согласованное взаимодействие, а также представительство Российской Федерации внутри страны (например, принятие в гражданство РФ) и на международной арене (подписание международных договоров РФ и др.).

Он выступает официальным представителем народа и символизирует единство государственной власти. От его поведения в решающей мере зависит эффективность политического и социально-экономического курса государства.

Перечень полномочий Президента РФ довольно обширен и направлен на обеспечение основ конституционного строя РФ, прав и свобод личности, безопасности российской государственности, реализации Конституции РФ. Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти.

Более того, Президент РФ имеет возможность существенно влиять на все ветви власти, вправе применять конституционно-правовые санкции в отношении различных органов и должностных лиц.

Поскольку в руках Президента РФ сконцентрирован большой объем властных полномочий, степень общественной опасности нарушения им Конституции максимальна.

Наряду с этим исключительный статус Президента включает его абсолютную неприкосновенность (ст. 91 Конституции РФ). Как подчеркивает О. Е.

Кутафин, «Президент РФ не может быть привлечен ни к уголовной, ни к административной ответственности»[1].

Санкцией, т.е. мерой конституционной ответственности Президента РФ согласно ст. 93 Конституции РФ, является его отрешение от должности.

Исторический экскурс

Отрешение президента от должности в зарубежном конституционном законодательстве обычно называется импичментом. Термин «импичмент» происходит от латинского impedio-are (захватывать, улавливать). В Древних Афинах закреплялось право ареопага отрешить от должности любого государственного чиновника, чьи действия наносят вред государству[2].

Современное понимание слова «импичмент» происходит от английского impeachment (порицание, обвинение, привлечение к суду за государственное преступление) сложилось в средневековой Англии и означало уголовный процесс, применяемый парламентом против правительственных чиновников.

Читайте также:  Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Со временем импичмент из средства уголовного воздействия превратился в политико-юридическую ответственность. Как отмечается в литературе, «импичмент лишь по форме может считаться судебной процедурой, по сути же своей он является политическим процессом, цель которого – отстранение от должности федеральных должностных лиц»[3].

Исходя из факта всенародного избрания главы государства как основного носителя публичной власти, необходимости политической стабильности общества, процедура отрешения Президента РФ от должности довольно сложная. В ней участвуют Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Совет Федерации.

Основанием отрешения Президента РФ от должности может быть только государственная измена или иное тяжкое преступление. Таким образом, отрешение Президента от должности является конституционно-правовой ответственностью, хотя основанием этой ответственности выступают уголовнонаказуемые деяния[4].

Определение государственной измены дано в ст. 275 УК РФ, тяжкого преступления – в ст. 15. Обратим внимание на то, что положение УК РФ не совпадает с конституционным.

В отличие от Конституции РФ, которая называет государственную измену тяжким преступлением, УК РФ относит данное преступление к категории особо тяжких.

Под государственной изменой понимается шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином РФ.

Какой-либо специфики состава государственной измены, обусловленной статусом Президента РФ, УК РФ не устанавливает. К тяжким преступлениям УК РФ относит умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Конституционные основания отрешения Президента РФ от должности фактически допускают безответственность главы государства при совершении им преступлений средней и меньшей тяжести.

Мнения ученых

Как отмечает С. А. Авакьян, планка конституционной ответственности Президента России непозволительно завышена. Президент отрешается от должности только за совершение тяжкого преступления, получается, что при совершении иного преступления Президент может спокойно оставаться в должности. «То, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает»[5].

Некоторые ученые рассматривают основания отрешения Президента РФ от должности не в уголовном, а в политическом аспекте.

Мнения ученых

Н. А. Михалева под государственной изменой Президента РФ понимает «совершение действий, противоречащих высшим интересам страны, злоупотребление президентскими полномочиями и совершение любого деяния, причиняющего вред публичным (общественным и государственным) интересам».

В состав государственной измены при импичменте Президенту РФ включаются действия (бездействие), направленные: 1) на ослабление обороноспособности Российской Федерации (воспрепятствование финансированию Вооруженных Сил РФ, ликвидация российских военных баз и др.

); 2) подрыв суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации (например, поддержка зарубежных партий, инициирование территориальных уступок зарубежным государствам); 3) ухудшение геополитического и внешнеполитического положения Российской Федерации (необоснованное ослабление или ликвидация военного присутствия за рубежом, отказ в поддержке стратегических союзников Российской Федерации и др.)[6]. К тяжким преступлениям как основанию импичмента предлагается относить: 1) принятие Президентом РФ актов, повлекших нарушение конституционных прав и свобод граждан; 2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя; 3) совершение уголовно наказуемого деяния, несовместимого со статусом Президента РФ; 4) создание препятствий правомерному функционированию органов власти; 5) злоупотребление полномочиями, приведшее к системному экономическому кризису, снижению эффективности государственного управления, деградации правоохранительной и судебной системы[7]. В качестве злоупотребления полномочиями Президента РФ называют блокирование принятия необходимого закона (злоупотребление правом вето), большое количество отклоненных законов[8].

Основания привлечения Президента РФ к ответственности должны быть сформулированы конкретно для того, чтобы избежать необоснованных обвинений в адрес Президента РФ. Отрешение Президента РФ от должности не может быть способом политической борьбы за власть.

По ранее действовавшей Конституции РФ основаниями отрешения Президента РФ от должности признавались нарушение Конституции РФ, законов РФ, а также данной им присяги, в соответствии с которой Президент РФ должен соблюдать Конституцию и законы РФ, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов Российской Федерации и добросовестно исполнять возложенные на него народом обязанности. В ныне действующую Конституцию РФ также помещен текст присяги Президента РФ, который содержит императивные для обеспечения им фундаментальные ценности, однако ответственность Президента за неисполнение или ненадлежащее исполнение принесенной народу присяги не установлена.

Исторический экскурс

До принятия Конституции РФ 1993 г. предпринимались попытки отрешения Президента РФ от должности. Президент Б. Н. Ельцин обратился 20 марта 1993 г.

к гражданам России с сообщением о подписании им Указа об особом порядке управления до преодоления кризиса власти, которым признавались не имеющими юридической силы любые решения органов власти и должностных лиц, направленные на отмену и приостановление актов Президента и Правительства. Конституционный Суд в Заключении от 23 марта 1993 г.

№ 1-3 признал данный Указ неконституционным, поскольку Конституцией и законодательством РФ не предусмотрена возможность введения особого порядка управления. Особые формы управления могут быть введены лишь в условиях чрезвычайного положения на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Источник: https://studme.org/98886/pravo/otvetstvennost_prezidenta_rossiyskoy_federatsii

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ

  • Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей возможно в связи:
  • 1) с истечением срока его пребывания в должности (в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом);
  • 2) досрочное прекращение полномочий в случае:
    • его отставки;
    • стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    • отрешения от должности.

Отставка предполагает свободное волеизъявление Президента. Полномочия временно переходят к Председателю Правительства.

В Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры для случая стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие президенту полномочия, но Конституционный Суд РФ, давая толкование ст. 92 Конституции РФ, в постановлении от 11 июля 2000 г. указал, что такая процедура должна устанавливаться федеральным законом.

Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий.

Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ; при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий.

Отрешение от должности предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента.

Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум, а также
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности.

Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

    1. заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
    2. заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, законодательно установлены определенные гарантии (государственная охрана, медицинское обслуживание, неприкосновенность, денежное содержание и т. д.).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovaniya-i-poryadok-prekrascheniya-polnomochiy-prezidenta-rf

Ссылка на основную публикацию