Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Муниципальный правовой акт — это решение, принимаемое жителями той или иной населенной территории, ее органами исполнительной власти и представителями государственных постов аналогичного порядка по темам, имеющим локальную значимость, или вопросам, рассматриваемым относительно возможности приведения в действие законных полномочий этих органов. В представленной на рассмотрение статье мы узнаем все важные нюансы по данной теме.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Муниципальный правовой акт — своего рода объект правотворчества, рожденный мыслью уполномоченных на данную деятельность должностных лиц

Виды муниципальных правовых актов

Все акты интересующего нас характера после составления подлежат:

  • обязательному оформлению в виде официального документа;
  • неукоснительному исполнению всеми, кто находится на территории муниципального образования, где данный акт принят и вступил в силу.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Выдержка из ФЗ №131 Статьи 7. Муниципальные правовые акты

Всего существует две основные группы муниципальных правовых актов. Какие, узнаем из нижеследующей таблицы.

Таблица 1. Группы правовых муниципальных актов

Группа Описание
Нормативные правовые акты В эту категорию входят все акты муниципального типа, которые отвечают за установление правил, в дальнейшем обязательных для выполнения всеми жителями территории конкретных муниципальных образований.
Правоприменительные акты В этом же случае речь идет об актах, направленностью которых является претворение в жизнь конкретных норм, определенных нормативными актами аналогичного порядка.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Всего существует две основных группы разновидностей муниципальных правовых актов

Проект муниципального правового акта: кто вносит изменения

Существует перечень государственных инстанций и официальных должностных лиц, которые имеют право вносить на обсуждение в орган, представляющий интересы местного населения территории, законопроекты муниципальных актов правового характера.

  1. Имеют право на осуществление вышеописанного действия депутаты, заседающие в представительном органе муниципального образования.
  2. Также наделен данным правом лично глава муниципального образования.
  3. Могут произвести подачу и выборные органы местного самоуправления.
  4. Глава администрации местного значения участвует в подаче муниципальных правовых актов.
  5. Также подают искомые документы представители органов территориального общественного самоуправления.
  6. Законна также подача проектов со стороны инициативных групп, сформированных населения муниципального образования.
  7. Также в перечень входят прочие субъекты инициативы правотворческого характера, которые определены согласно уставу муниципального образования по актам представительного органа.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Приставка «муниципальный» в обозначении данных правовых актов обозначает, что все указания, в них содержащиеся, будут действительны только в рамках границ определенной территории

Принятие муниципальных правовых актов

Акты нормативно-правового характера, относящиеся к представительному органу конкретной территории, целью которых является установить, изменить и отменить местные налоговые сборы в пользу государственной казны, а также осуществить расходные операции из ресурсов, накопленных местным бюджетом, могут поступить на рассмотрение только в том случае, когда:

  • проявлена инициатива главы местной администрации;
  • глава местной администрации дал соответствующее заключение.

Все принятые представительными органами акты, устанавливающие определенные права и нормативы, поступают впоследствии первому лицу муниципального образования, которое обязуется:

  • акт подписать;
  • обнародовать его содержание населению.

В ситуации, когда глава области и населенного пункта представляется одним и тем же человеком, выбранным решением жителей территории в законном порядке, в его компетенции входит право на отклонение поступающего на рассмотрение документа обсуждаемого нами вида, предварительно принятого решением органа, представляющего местное население.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

В зависимости от положения, занимаемого должностными лицами, они получают те или иные права на создание или обработку содержимого муниципальных правовых актов

Председательствующий член выборного органа, представляющего интересы населения, независимо от того, имеет ли он также должностной статус главы населенной территории, осуществляет обязанности по выдаче касающихся организационных процедур для обсечения деятельности обозначенного учреждения:

  • постановлений;
  • распоряжений.

Первое лицо муниципального образования, занимающее аналогичное положение в структуре местного административного органа, ответственен за издание постановлений, а также распоряжений по вопросам, имеющим местное значение, а также темам, взаимосвязанным с выполнением конкретных государственных обязанностей, которые были вменены органам местного самоуправления:

  • федеральными законодательными актами;
  • нормативно-правовыми документами, установленными и действующими на территории конкретного субъекта нашей страны.

Также ответственно это лицо за создание распоряжений, касающихся организационных вопросов в области функционирования местной администрации.

Прочие представители официальных должностей, занимающие посты в органах местного самоуправления, отвечают за издание распоряжений и приказам по темам, определенным в качестве полномочий каждого из них согласно уставу муниципального образования.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Чем обширнее список полномочий лица, тем выше и возлагаемая на него в рассматриваемой области ответственность

Муниципальные правовые акты РФ: порядок вступления в силу

Согласно букве закона, порядок, которым руководствуются в процессе приведения муниципальных правовых актов в силу после их принятия, устанавливается непосредственно в уставе территории, в рамках которой производится искомая процедура. Исключение из этого правила составляют лишь те акты рассматриваемого вида, которые приняты представительным органом местного самоуправления относительно взимаемых в пользу государственной казны:

  • налоговых отчислений;
  • прочих сборов.

Их вступление в силу производится уже согласно порядку, продиктованному Налоговым Кодексом нашей страны.

Обратите внимание: муниципальные акты, носящие правовой характер, которые относятся непосредственно к правам, свободам, а также обязательствам перед страной и обществом каждого гражданина Российской Федерации, должны быть в официальном порядке обнародованы путем публикации и освещения в СМИ. Только после они будут считаться официально вступившими в силу.

Муниципальный правовой акт: что это, особенности и виды

Составление актов о налогах и сборах регулируется нормами Налогового Кодекса Российской Федерации

Заключение

Муниципальный правовой акт – инструкция к действию для граждан, проживающих в конкретном муниципальном образовании, и имеющая силу только для них. Действие искомого акта оканчивается сразу за пределами территории, где уже не действует требование соблюдать обозначенные нормы.

Строительные объекты общественной недвижимости находятся на контроле у муниципальных властей, то есть властей местного самоуправления. В специальной статье рассмотрим более детально строение муниципальной собственности (МС) и узнаем, из чего она состоит.

Видео – Муниципальные правовые акты

Источник: https://yr-expert.com/municzipalnyj-pravovoj-akt-eto/

newinspire

Понятие, особенности и виды муниципальных правовых актов

  • Ключевые слова: понятие, особенности, виды, муниципальных, правовых, актов
  • Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
  • Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).
  • Нормативный правовой акт — это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов. Правовую основу местного самоуправления, наряду с другими источниками, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. 1) устав муниципального образования;
  2. 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  3. 3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты общеобязательны только на территории соответствующих муниципальных образований.

Государство санкционировало принятие на местном уровне только регулятивных актов. Муниципальные образования, их органы не вправе принимать охранительные акты, т.е. предусматривающие меры принуждения (ответственности).

При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон, иной нормативный правовой акт РФ либо закон, иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос об этом разрешается судом.

До вступления в силу решения суда о признании федерального закона, иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Следует обратить внимание, что устав муниципального образования и оформленные в виде нормативных правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. В связи с этим иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Читайте также:  Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты: их права и обязанности

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами, должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.

В части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, муниципальные правовые акты, как представляется, могут приостанавливаться, отменяться уполномоченными органами государственной власти РФ (уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ). … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/31/231-ponyatie-osobennosti-i-vidy-munitsipalnykh-pravovykh-aktov.html

Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система

Глава 7 Федерального закона № 131-ФЗ задала единые параметры формирования системы муниципальных правовых актов: закреплены иерархия муниципальных правовых актов, субъекты муниципального нормотворчества, требования к уставу муниципального образования и основы нормотворчества муниципальных образований. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ установил правила, в соответствии с которыми в каждом муниципальном образовании должна быть сформирована муниципальная часть нормативной базы местного самоуправления.

Понятие муниципальный правовой акт закреплено в ст.

2 Федерального закона № 131-ФЗ как решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Нормативное закрепление понятия «муниципальный правовой акт» в федеральном законе следует признать в определённой степени прогрессивным шагом, поскольку в отношении правовых актов, издаваемых иными органами и должностными лицами, такой нормативной определённости нет. В то же время, данная дефиниция «перегружена» признаками и, кроме того, является собирательным и объединяет две принципиально различные по своему содержанию группы актов, издаваемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:

  • 1) муниципальные нормативные правовые акты;
  • 2) индивидуальные муниципальные правовые акты.
  • По предмету регулирования выделяют:
  • 1) муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и
  • 2) муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
  • Система муниципальных правовых актов в соответствии со ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ состоит из трех групп документов, которые по юридической силе, в свою очередь, могут быть разбиты на подгруппы:
  • 1) правовые акты, обладающие высшей юридической силой на территории муниципального образования[149]:
  • — устав муниципального образования;
  • — правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  • 2) правовые акты представительного органа муниципального образования;
  1. 3) правовые акты:
  2. — главы муниципального образования;
  3. — местной администрации;
  4. — иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
  5. По субъекту принятия муниципальные правовые акты могут быть:
  6. 1) принятые населением непосредственно;
  7. 2) принятые органами местного самоуправления и
  8. 3) принятые должностными лицами местного самоуправления.
  9. Муниципальные правовые акты могут быть изданы органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления только в форме, предусмотренной Федеральным законом № 131-ФЗ:
представительный орган муниципального образования решения
глава муниципального образования постановления и распоряжения (а в случае, если он исполняет обязанности главы местной администрации – постановления и распоряжения местной администрации)
председатель представительного органа муниципального образования постановления и распоряжения
глава местной администрации постановления и распоряжения местной администрации
иные должностные лица местного самоуправления распоряжения и приказы
  • Предусмотрены две основные формы систематизации муниципальных нормативных правовых актов:
  • а) государственный реестр уставов муниципальных образований[150], который имеет региональный, окружной и федеральный уровни. В данном реестре содержатся следующие сведения:
  • — государственные регистрационные номера уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
  • — регистрационные номера и данные муниципальных образований РФ;
  • — реквизиты уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
  • — тексты уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;
  • — дополнительные сведения в полнотекстовом виде и без текстов документов;

б) федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов[151], состоящий из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливаемый законом субъекта РФ.

Включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ подлежат все муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).

Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

§ 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание

Как уже было отмечено, устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

По мнению А.В.

Сикайло, «устав муниципального образования – это учредительный акт локального регулирования, действующий на строго ограниченной территории, в котором определяются предметы ведения местного самоуправления; территориальное устройство; статус органов местного самоуправления; порядок их формирования и взаимодействия; их полномочия и ответственность; правовая экономическая и финансовая основы их деятельности; формы прямого волеизъявления населения муниципального образования; другие конкретные вопросы организации местного самоуправления»[152]. Чермит А.Ю. понимает под уставом муниципального образования «основной муниципальный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу среди актов, принимаемых органами местного самоуправления или гражданами непосредственно, и комплексно регулирующий функционирование местного самоуправления на территории муниципального образования»[153].

Уставу муниципального образования в Федеральном законе № 131-ФЗ уделено особое внимание: определяются требования к его содержанию, порядку обсуждения и принятия проекта устава и муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, государственной регистрации и опубликованию.

Требования к содержанию устава муниципального образования закреплены не только в ст. 44, но и в других статьях Федерального закона № 131-ФЗ (см. таблицу).

№ п/п Норма ФЗ № 131-ФЗ Требования к содержанию устава муниципального образования
1. п. 1 ч. 1 ст. 44 Наименование муниципального образования
2. п. 2 ч. 1 ст. 44 Перечень вопросов местного значения
3. п. 3 ч. 1 ст. 44 Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления
4. п. 4 ч. 1 ст. 44 Структура и порядок формирования органов местного самоуправления
5. п. 5 ч. 1 ст. 44 Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления
6. п. 6 ч. 1 ст. 44 Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов
7. п. 7 ч. 1 ст. 44 Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц
8. п. 8 ч. 1 ст. 44 Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
9. п. 9 ч. 1 ст. 44 Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
10. п. 10 ч. 1 ст. 44 Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования
11. ч. 3 ст. 9 Официальные символы муниципального образования и порядок их официального использования Примечание Могут быть также установлены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования
12. ч. 5 ст. 27 Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления
13. ч. 11 ст. 27 Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета
14. ч. 4 ст. 28 Порядок организации и проведения публичных слушаний
15. ч. 4 ст. 31 Порядок назначения и проведения опроса граждан
16. ч. 2 ст. 17 Порядок принятия решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения Примечание Только в поселениях и городских округах
17. ч. 2 ст. 23 Сроки назначения представительным органом муниципального образования муниципальных выборов
18. ч. 5 ст. 29 Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан Примечание Могут быть также определены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления
19. ч. 1 и 2 ст. 30 Случаи, порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов)
20. абз. 2 ч. 2 ст. 34 Может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования Примечание Только для сельского поселения
21. абз. 1 ч. 3 ст. 34 Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов
22. ч. 1.1. ст. 35 Определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования (не реже одного раза в три месяца при присутствии не менее 50 процентов от числа избранных депутатов)
23. ч. 1.2. ст. 35 Определяется срок сбора на первое заседание представительного органа муниципального образования (не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа в правомочном составе)
24. ч. 6-8 ст. 35 Численность депутатов представительного органа муниципального образования
25. ч. 9 ст. 35 Возможность представительного органа муниципального образования обладать правом юридического лица Примечание Для сельского поселения и внутригородской территории города федерального значения – только в соответствии с уставом
26. ч. 14 ст. 35 Организация деятельности представительного органа муниципального образования
27. п. 1 ч. 16 ст. 35 Порядок принятия представительным органом муниципального образования решения о самороспуске
28. ч. 4 ст. 37 Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту Примечание Могут быть также установлены законом субъекта РФ
29. ч. 3 ст. 39 Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований в соответствии с федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации
30. ч. 5 ст. 40 Количество депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, которые могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе
31. ч. 2 ст. 41 Наделение органов местного самоуправления правами юридического лица
32. ст. 42 Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы в соответствии с федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации
33. ч. 1 ст. 46 Субъекты правотворческой инициативы, обладающие правом вносить проекты муниципальных правовых актов
34. ч. 3 ст. 54 Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
35. ст. 64 Право осуществления муниципальных заимствований, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг Примечание В соответствии с Бюджетным кодексом РФ
36. ч. 2 ст. 44 Иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
Читайте также:  Материнский капитал: доля в квартире - как приобрести часть жилья?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a62701.html

Муниципальные правовые акты

Вопрос о том, имеют ли шанс ли муниципальные органы «создавать» право является важным аспектом в рассмотрении процессов правотворчества и реализации права на уровне муниципальных образований.

В нынешней российской юридической теории широко распространена точка зрения, в соответствии с которой правовая природа актов органов местного самоуправления является производной, санкционированной, от государственной воли.

Статья 12 Конституции Российской Федерации на сегодняшний день  устанавливает положение, согласно которому, органы местного самоуправления не входят в общую систему органов государственной власти. В рубежах своих полномочий органы местного самоуправления обладают полной самостоятельностью.

Органы местного самоуправления представляют собой одну из ветвей публичной власти, соответственно они наделяются определенными функциями, реализуемые как в правовых, так  и неправовых формах. К неправовым формам можно отнести следующие: 

  • идеологические (разработка муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды, градостроения, целесообразного использования природных ресурсов в постоянно изменяющихся условиях и ряд других); 
  • экономические (формирование и исполнение бюджета муниципалитета, разумное использование объектов муниципальной собственности, координация деятельности юридических лиц, действующих на территории муниципалитета и другие);
  • организационные (регулирование транспортного и бытового обслуживания населения, управление жилищно-коммунальным комплексом и т.п.).

Что касается правовых форм, то сюда относятся правотворчество и реализация правовых норм. Правотворчество представляет собой работу субъектов органов местного самоуправления по разработке, принятию, внесению изменений и отмене правовых актов, а реализация правовых норм – это воплощение в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права.

  • То есть, по своей правовой природе муниципальный правовой акт является выражением публично-властной сущности населения муниципального образования, органов местного самоуправления, а в случаях принятия решения по переданным полномочиям, органов государственной власти на территории самоуправляемой единицы.  
  • Акты, которые принимаются органами местного самоуправления, приобретают качество правового не в силу факта наделения их государством правомочием по принятию правовых актов, а в силу специфической природы публичной территориальной власти, которая осуществляется на уровне муниципального образования.
  • Общими признаками, которые характерны для всех муниципальных правовых актов являются: 
  • Это результат правомерных действий, которые направлены на достижение конкретных последствий права при помощи закрепления текста правовой информации в письменной форме;
  • Обладает особенным кругом субъектов, которые наделены правом на его принятие, характеризуемым близким положением субъекта: производителя правовой информации и получателя данной информации;
  • Наделен специфическим предметом правового регулирования, куда относятся вопросы местного значения и вопросы исполнения отдельных государственных полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ переданы органам местного самоуправления;
  • Имеет свойства общеобязательности, однако не выполняет охранительной функции, то есть они не устанавливают правовые основания и пределы юридической ответственности.

Формы и виды муниципальных правовых актов

Наличие общих признаков и черт, а также отличий у муниципальных правовых актов дает возможность классифицировать их в зависимости от того или иного критерия классификации. Поэтому необходимо конкретно отделять друг от друга виды и формы муниципальных правовых актов, так как каждый из них наделен собственной природой и выполняет только ему предоставленное предназначение.

К первой группе муниципальных правовых актов относятся законодательные акты, которые обладают высшей юридической силой, в соответствии с ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к таковым относятся уставы муниципальных образований и решения, принятые на местном референдуме и  оформленные в виде нормативных правовых актов. Они имеют прямое действие и распространяют свои положения на всей территории муниципалитета. В соответствии с частью  2 ст. 43 анализируемого законодательного акта другие муниципальные правовые акты не должны вступать в противоречия с рассмотренными актами.

Следующее место в системе муниципальных правовых актов, которые закреплены ФЗ РФ «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», занимаются нормативные и другие правовые акты законодательного органа муниципального образования. Это вторая группа муниципальных правовых актов, выделенная федеральным законодателем.

Третья по юридической силе группа актов, предусмотренная федеральным законодателем, включает в себя акты главы муниципального образования, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования. 

Перечень муниципальных правовых актов признается открытым и может пополняться, исходя и выполнения отдельных государственных полномочий, которые предоставляются местным образованиям, а также от вопросов местного значения. Устав является основным муниципальным правовым актом. Устав муниципального образования по отношению к другим муниципальным правовым актам обладает специфической юридической природой.

На современном этапе правовая природа устава и его место в правовой системе определяются следующими юридическими свойствами, отличающими его от других нормативных правовых актов:

  1. Учредительный характер. Устав муниципального образования как акт учредительного характера наделяет юридический, правовой характер фактически сложившимся или складывающимся отношениям по управлению населением муниципального образования. 
  2. Всеобъемлющий и всеохватывающих характер правового регулирования. Устав муниципального образования регламентирует отношения, затрагивающие все стороны и все области жизнедеятельности населения.
  3. Во всем многообразие норм, которые принимаются органами местного самоуправления, уста обладает высшей юридической силой. То есть, все акты, которые принимаются органами местного самоуправления, должны соответствовать уставу, принципам и нормам, а также заложенной в нем концепции.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/munitsipalnye-pravovye-akty/

Муниципальные правовые акты: понятие и система

В теории права общепризнано, что правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

  • нормативные;
  • ненормативные.

Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст.

130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты принимаются:

  • по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ или субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Специально муниципальным правовым актам Федеральный закон 2003 г. посвящает гл. 7. Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);
  3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования .
  • Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
  • Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
  • Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения. Последние могут быть двух видов:
  • устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
  • по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Читайте также:  В течение какого времени выплачивают декретные: сроки

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/munitsipalnie-pravovie-akti-ponyatie-i-sistema

Понятие и виды муниципальных правовых актов

      
  

  •      Контрольная работа 
  •      по 
    дисциплине: Нормотворческий процесс в местном самоуправлении 
  •      на 
    тему: Понятие и виды муниципальных правовых актов 

Содержание

Введение

 

     Деятельность 
органов местного самоуправления находит 
своё выражение в правовых актах, которые выполняют различную 
роль в регулировании общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству, порядку подготовки и принятия.

  1.      Определение муниципального правового акта, содержащегося в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяет выделить его следующие признаки:
  2.      а) в большинстве случаев муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения; как исключение, он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  3.      б) существует два основных способа принятия муниципального правового акта: 1)непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе и 2) органом или должностным лицом местного самоуправления;

     в) муниципальный правовой акт должен быть документально оформлен, т.е. он должен быть принят в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов: в нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта, подпись главы муниципального образования;

     г) муниципальный правовой акт обязателен для исполнения на территории муниципального образования;

     д) муниципальный правовой акт устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер. В первом случае это нормативный акт, во втором – акт применения права.

     Нормативные акты применяются неоднократно, не имеют конкретных адресатов, действуют достаточно продолжительное время вне зависимости от исполнения содержащихся в них требований.

Нормативные акты устанавливают общие положения, адресованные широкому кругу субъектов, регламентируют наиболее важные общественные отношения.

Ненормативные акты не содержат норм права, это акты применения таких норм, они, как правило, носят индивидуальный характер. Например, ненормативные акты принимаются при решении кадровых вопросов. 

1. Муниципальные правовые акты органов и должностных лиц

 

     По 
вопросам местного значения населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления могут 
приниматься муниципальные правовые акты.

     Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальный правовой акт как обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

  •      Формы муниципальных правовых актов:
  •      — Обычно нормативные правовые акты представительного органа и акты, принятые на референдуме (сходе граждан), имеют форму решения, а нормативные правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации — форму постановления.
  •      — Локальные правовые акты всех без исключения органов и должностных лиц местного самоуправления, как правило, издаются в форме распоряжений.
  •      — Индивидуальные правовые акты, в своем большинстве относящиеся к сфере трудового права, имеют форму приказов.
  •      Такая регламентация позволяет непосредственно 
    по форме муниципального правового 
    акта определять его принадлежность к тому или иному виду, что значительно упрощает и облегчает кодификацию и  правоприменение не только в каждом муниципальном образовании, но и в целом по стране.
  •      Субъектами 
    правотворчества могут быть граждане, представительный орган муниципального образования, глава администрации, исполнительные органы местного самоуправления, структурные подразделения представительного и исполнительных органов муниципального образования при наличии у них специальной компетенции.
  •      Инициаторами 
    принятия, изменения, дополнения или 
    отмены муниципальных правовых актов могут быть глава местного самоуправления, депутат представительного органа, комиссии и комитеты представительного органа, органы территориального общественного самоуправления, глава администрации, группы граждан, обладающих избирательным правом, числом не менее, чем определено в уставе муниципального образования, общественные объединения граждан, отделения политических партий, объединений, движений, действующие на территории муниципального образования.

     Принципиально, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. То есть они в этом смысле являются проявлением императивных полномочий местного самоуправления.

В большинстве субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов.

Но если даже таковой нет, отсылочные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил или порядка по отдельным вопросам, предполагают и отсылку к муниципальным правовым актам, устанавливающим соответствующие правила и порядок.

     Очевидным общим требованиям к муниципальным 
правовым актам является недопустимость их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление может осуществлять свою деятельность только на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. Поэтому ч. 5 ст.

7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

     Следовательно, деятельность местного самоуправления подзаконна, т.е. вторична. Местное самоуправление и органы местного самоуправления, как и должностные лица муниципальных образований, не вправе устанавливать самостоятельно нормы, не установленные Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

     Местное самоуправление не может осуществлять основное правотворчество, а может только развивать и конкретизировать нормы, установленные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

     Местное самоуправление вправе конкретизировать установленные нормы как иной способ структурной связи актов, используемый для достижения иных целей развивающего правотворчества.

В данном случае органы местного самоуправления выступают как исполнители установленных норм, не осуществляя выбора конкретного варианта решения, т.к. он логически предполагается содержанием основного акта, хотя текстуально и не сформулирован.

Посредством муниципального правового акта могут быть даны конкретные указания, как исполнять ту или иную установленные нормы.

     Органы 
местного самоуправления вправе детализировать установленные нормы как форму структурной зависимости актов, не приводящей к образованию новых норм права.

Потребность детализации у органов местного самоуправления возникает в тех случаях, когда необходимо определить порядок действия новых норм основного акта, «включить» их в систему действующего законодательства и «показать», как применять их на практике.

     Каждая 
из приведенных форм соподчиненности 
актов представляет собой специфический 
способ правотворчества, а взятые в 
системе, они позволяют решать некоторые функции местного самоуправления.

     Например, муниципальные правовые акты о порядке 
управления муниципальным имуществом в большинстве случаев могут 
содержать управомочивающие и обязывающие 
нормы. Это объясняется тем, что 
природа осуществления полномочий органов местного самоуправления в данной сфере несколько иная.

Возлагая функции управления муниципальным имуществом на какую-либо муниципальную структуру, орган, издающий муниципальный правовой акт на основании соответствующего закона, с одной стороны, остается тем организующим центром, который руководит осуществлением функций муниципального управления, а с другой — детализирует нормы, установленные федеральным законом.

  1.      При этом основной формой такого руководства 
    остается именно нормативное регулирование 
    на местном уровне.
  2.      Обязательные 
    требования для вступления в силу муниципальных правовых актов (ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ):
  3.      — Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
  4.      — Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

     Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после 
их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов закрепляется уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

  •      Порядок опубликования (обнародования) муниципальных 
    правовых актов устанавливается 
    уставом муниципального образования 
    и должен обеспечивать возможность 
    ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
  •      Муниципальные правовые акты могут быть отменены, или их действие может быть приостановлено (ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ):
  •      — органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт или к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта;
  •      — судом;
  •      — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Источник: https://www.turboreferat.ru/municipal-law/ponyatie-i-vidy-municipalnyh-pravovyh/54522-280850-page1.html

Ссылка на основную публикацию