Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Законодательная база

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Конституционные требования к судьям РФ

Судебной власти посвящена 7 глава Конституции РФ. 119 статья определяет, что судьями могут стать люди, имеющие гражданство Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее чем пять лет, а также высшее юридическое образование. В этой же статье указано, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования.

Требования к судьям РФ нельзя назвать необоснованными. Чтобы вершить закон в стране, необходимо быть ее гражданином, иметь определенное образование как подтверждение получения необходимых знаний, особый опыт, как в профессии, так и в жизни.

Противоречивость в требованиях

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Во-вторых, несмотря на то что возраст судьи начинается от 25 лет, на практике судьями становятся гораздо позже. Связано это с тем, что начать юридическую деятельность для получения необходимого стажа и опыта сложно даже на последних курсах института. В возрасте 24-25 лет молодые люди заканчивают вуз, и только после этого начинают трудиться. В итоге судьями они становятся уже после 30-летнего возраста. К тому же, 25 лет — возраст, которому должны соответствовать кандидаты в мировые судьи, для вышестоящих судей установлен иной возраст. Для вышестоящего судьи это 30 лет, для судьи Верховного Суда — 35 лет.

В-третьих, аналогично возрасту, 5 лет в юридической профессии — стаж, относящийся исключительно к мировым судьям. Закон о статусе судей определяет 10-летний стаж, необходимый для того, чтобы стать судьей Верховного Суда.

Помимо основных требований, предъявляемых Конституцией к судьям РФ, предполагают, что лицо не будет признано ограниченно дееспособным или недееспособным вовсе, не будет состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере, а также не будет иметь заболеваний, способных препятствовать осуществлению судебной деятельности. Судья не должен также иметь гражданства иного государства, вида на жительство в другом государстве или постоянное место жительства за пределами России.

Судит достойный гражданин

В лице судьи люди должны видеть достойного члена общества, справедливого, честного. С хорошей репутацией. Именно поэтому в получении статуса судьи отказывают тем, кто совершал порочащие его поступки, был осужден, а значит, не получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Назначение судей не проходит без предварительного сбора информации о кандидатах на этот пост. Во внимание берут все: родителей, близких родственников, характеристики с работы, учебных заведений. Малы шансы стать судьей у тех, кто был уличен в получении и даче взятки.

Экзамен

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Для того чтобы проверить наличие необходимых умений, знаний и навыков, необходимых для судьи, формируют экзаменационную комиссию, которая проводит специальный экзамен с целью установления этих фактов. Право на сдачу этого экзамена имеет любой обратившийся, соответствующий установленным требованиям. Вместе с заявлением о желании занять должность и пройти экзамен он предоставляет подлинник удостоверения личности и принадлежности к гражданству (паспорт). Помимо этого — анкету, в которой указывает биографические сведения о себе, подлинники документов о наличии необходимого образования, документы, подтверждающие наличие необходимого стажа (к примеру, трудовую книжку), а также справку о прохождении медицинского осмотра, в ходе которого не было выявлено препятствующих судебной деятельности заболеваний.

От квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие ученую степень доктора юридических наук, кандидата юридических наук, и звание «Заслуженного юриста Российской Федерации».

Ограничения

Наряду с наделением гражданина судебной властью, приходит и множество ограничений. Так, судье запрещено избираться депутатом, быть арбитром и третейским судьей.

Он не может вступать в любые движения и политические партии, равно как и выказывать свое личное мнение на их счет в публичной форме. Судья должен ко всем относиться одинаково и не отдавать предпочтение никому.

Осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в любых государственных органах и, в целом, заниматься любой работой, кроме как творческой, научной, литературной и преподавательской, судья не вправе.

Судьям запрещается открывать или вообще иметь вклады и счета в иностранных банках, а также хранить в них, пусть и заработанные честным путем, деньги. Это же касается супругов и детей судей. Все иностранные финансовые инструменты запрещены. Это правило связано с тем, что иначе на судей России может быть оказано влияние из-за рубежа, что способно подорвать всю судебную систему страны.

Под запретом и любые высказывания на публику, касающиеся предмета рассматриваемого им в суде дела. До того как судебное решение вступит в силу, ему запрещено общаться по этому вопросу с журналистами, делать какие-то заявления.

Судьи не могут получать за свою работу не предусмотренные законом вознаграждения, то есть ссуды, услуги, оплату отдыха и развлекательных программ, оплату транспортных расходов, любое иное вознаграждение.

Это рассматривается как взятие взятки, что карается законом и влечет за собой лишение статуса судьи.

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Требования к судье Конституционного суда

Судьи Конституционного суда разбирают особо важные вопросы, касающиеся главного законодательного акта страны (Конституции РФ), а также международных договоров, споров между органами власти, субъектами. Именно поэтому требования к судьям конституционного суда более строгие, нежели к другим судьям.

Стать таким судьей может гражданин Российской Федерации, достигший 40-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и общий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

При этом его высокая квалификация и знания в области права должны быть признаны специальной судебной комиссий, а репутация быть в прямом смысле безупречной.

Срок пребывания на должности конституционного судьи не установлен, по общей практике судьи уходят с этой должности по достижении предельного возраста пребывания — 70 лет.

Справедливость на первом месте

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Обеспечение справедливости идет бок о бок с нравственными качествами судьи и его профессиональными навыками. Чтобы правильно применить закон, его необходимо хорошо знать и трактовать должным образом, чтобы установить с его помощью истину, нужно уметь смотреть вглубь проблемы. В справедливом суде виновные подвергаются заслуженному наказанию, невиновные оправдываются, а те, чьи права были нарушены, остаются удовлетворенными судебным решением.

Особая психология и склад личности

Даже если человек получил высшее юридическое образование, это не означает, что он имеет необходимые качества для того, чтобы быть судьёй. Помимо логики, аналитического склада ума, умения выделять наиболее существенные моменты из общего потока информации, иначе говоря, навыков, присущих всем юристам, он должен быть способен на:

  • Долгосрочную память. Если полагаться исключительно на протокол судебного заседания, вынести справедливое решение не получится. Судья должен помнить все нюансы дела.
  • Концентрацию внимания. Не все дела похожи на захватывающий судебный триллер. Порой приходится весь день подряд слушать сухие показания экспертов, разбирать дела по разделу жилой площади, статусе земли. Требования к судьям не позволяют отвлекаться на свои личные мысли, судья должен с головой погружаться в дело, которое разбирается на его заседании.
  • Особую наблюдательность. Порой мимика, пантомимика говорят больше, чем слова. Судьи России должны уметь разгадывать эмоциональный камуфляж лиц, участвующих в деле. Нужно это качество и для того, чтобы подмечать то, что могло упустить следствие и адвокаты. Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение
  • Нахождение общего языка с участниками дела. Если прокуроры, адвокаты и эксперты способны общаться на сухом юридическом языке, четко доносить свои мысли до суда, то рядовому гражданину это порой бывает неподвластно. В суд приходят люди разных национальностей, нравов, темпераментов, социального и материального положения. Нельзя заставить человека изменить стиль подачи своих мыслей. Именно поэтому судья должен понимать все слои общества. Если перед ним находится преступный элемент, и оперируют фразами уголовного жаргона, судьям иногда приходится прибегать к пониманию и таких вещей.
  • Культуру речи. В юридической профессии слово вообще имеет особый вес. Но если адвокаты, юрисконсульты могу себе позволить выражаться с применением жаргона, то судья, как представитель судебной власти, должен формулировать свои мысли со всей строгостью и не допускать лишнего.
  • Гуманность. Да, с одной стороны судья должен уметь быть рассудительным, беспристрастным и не переходить на эмоции. Но при всем при этом он просто не может быть роботом, иначе он просто не годится для такой работы. Судья на разбирательствах имеет дело не с роботами, а с живыми людьми, у которых есть свои чувства. Ему необходимо стараться никого не обидеть и не ущемить ничьих прав.

Каким общество хочет видеть судью

В первую очередь, общество хочет видеть судью честным. Это важнейшее требование к его нравственному облику. Он должен быть искренен как со всеми остальными, так и с самим собой. Без этого невозможно обеспечение справедливости судебных решений. К сожалению, именно этого качества не хватает большинству судей.

Сегодня в нашей стране это превратилось в одну огромную проблему. Люди приходят в суд, рассчитывая на справедливое решение, и в итоге разочаровываются во всей судебной системе. По конституции все люди равны перед законом, на практике, обладая большими средствами, можно подкупить судей.

Честное исполнение своих обязательств судья обещает в момент дачи присяги, и поэтому должен беспрекословно этому следовать.

Далее по значимости его качеств следует повышенное чувство долга. Надевая на себя судейскую мантию, человек должен понимать, что он — это судебная власть, поэтому совершать ошибки ему непростительно. Люди идут в суд за защитой.

Судья — это защитник всех граждан, обиженных, ущемлённых, незаконно осужденных. Деятельность судьи в этом смысле сильно сказывается на сплоченности населения. Не чувствуя защиты за своей спиной, люди не будут ценить свою страну.

Страну, где преступники остаются безнаказанными, никто не пойдет защищать, и ради такой страны никто не захочет трудиться.

Общество также хочет видеть в качестве судьи авторитетного гражданина. Он должен заслужить всеобщее уважение, благодаря своим правильным поступкам, жизни, решениям, приговорам и постановлениям.

Только тогда люди готовы присушиваться к тому, что говорит этот человек, и выполнять все его предписания.

Мягкотелый человек, не способный усмирить зал, вряд ли достигнет высот в своей судебной деятельности.

С этим фактом и связаны столь обширные требования, которые предъявляются к судьям. Судья должен быть в лице общества достойным человеком. Таким он должен являться и по факту. Касается это абсолютно всех аспектов его жизни. Судья не может снять мантию после работы и отправится играть в подпольные азартные игры. Это ответственная должность, не терпящая никаких погрешностей.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-trebovaniya-k-sudyam-zakon-rf-o-statuse-sudej-v-rossijskoj-federacii.html

Как стать судьей в РФ: кто им может быть, с какого возраста получают должность, что для этого нужно

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Должность судьи является почётной и уважаемой. Стать судьёй — мечта многих юристов. Но добиться этого статуса непросто. Помимо официальных требований, существуют и определённые дополнительные условия, подводные камни. Рассмотрим возможный порядок приобретения статуса судьи впервые.

Кто такие судьи в РФ

Судья — должностное лицо государства, носитель судебной власти. Только судья вправе отправлять правосудие. Никто не вправе вмешиваться в деятельность судьи. При осуществлении правосудия судья никому не отчитывается и никому не подчиняется. Судебные решения принимаются на основании закона и в соответствии с личным мнением судьи.

В зависимости от категории рассматриваемых дел установлены следующие категории судей:

  • мировые;
  • федеральные;
  • арбитражные;
  • военные.

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Суд является единственным органом, уполномоенным отправлять правосудие

В зависимости от уровня суда различают:

  • мировые;
  • районные (городские);
  • областные, краевые, автономного округа, автономной области, республики, города федерального значения;
  • Верховный Суд.

Иерархия военных судов строится следующим образом:

  • гарнизонные военные суды;
  • окружные (флотские) военный суды.

Высшей судебной инстанцией для всех судов является Верховный Суд. Отдельное место в судебной системе занимает Конституционный Суд, целью которого является защита Конституции и конституционного строя. Независимо от категории рассматриваемых дел, вида и уровня суда все судьи едины в своём статусе, имеют одинаковые гарантии.

Что нужно, чтобы стать судьёй в РФ

Для того чтобы претендовать на должность, необходимо соответствовать ряду требований.

Читайте также:  Защита чести и достоинства гражданина: как происходит?

Требования к судье

Источник: https://ozakone.com/yuridicheskaya-karera/kak-stat-sudey.html

Так кому или чему подчиняется суд?

Выйдя из здания Курского обл. суда «продув» апелляцию, там где решение суда Касторенского районного суда подлежало отмене хотя-бы в той части, что суд повесил на ответчика судебные расходы, причем истец таких требований не заявлял.

Не знаю чем руководствовался районный суд, но вступив в дело на стадии апелляции, я указал областному суду в тексте жалобы, выступая с объяснениями и в тексте объяснения приобщенному к делу, что судом первой инстанции допущено нарушение ч.3 ст. 196 ГПК РФ.

Иначе говоря, имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит. Результат какой есть, мои доводы прошли мимо ушей и остались невидимыми для целой коллегии состоящей из трех судей (я их мысленно обозвал клушами, где нибудь на заваленке под окном они бы очень колоритно смотрелись).

Выйдя из здания суда, переваривая произошедшее, я задумался, так чему или кому подчиняется суд? Заглянул в Конституцию

Статья 120 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Статья 119 Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти летА затем в закон о статусе судей

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи 1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации: 1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»; 4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Ага, думаю, судьи-то не глухие и не слепые, вроде как и не с похмелья, хотя-бы две из трех и не под кайфом (зрачки не были расширены) у тех-же двух, третью в деталях я не разглядел. Про невменяемость тоже ничего сказать не могу, вопросы были по делу, реакция на мои объяснения и ходатайства адекватная.

Тогда у меня возник другой вопрос, а что такое закон, которому данные судьи были подчинены? Если вспомнить ТГП, то

закон это норма поведения обеспеченная мерами государственного принужденияИ действительно, за нарушение закона физическим, юридическими лицами или государством в лице его чиновников, существует, в зависимости от субъекта, гражданская, уголовная или административная ответственность, К примеру, нарушил хотя-бы, должностную инструкцию в процессе трудовой деятельности так и отгреби по полной. И это касается всех в той или иной мере в любом виде деятельности, за исключением судей в процессе осуществления правосудия, никакой ответственности даже за бредовые решения судья не несет.

В худшем, для судьи, случае его решение отменит вышестоящая инстанция. причем с вероятностью стремящейся к нулю, о чем неоднократно писали коллеги. В литературе и в различных статьях такое положение дел обуславливается тем, что судьи тоже люди и могут ошибаться и именно для исправления возможных ошибок и нагромождена многоуровневая судебная система. Согласен, что от ошибок не застрахован никто, но при этом не будем забывать, что судья имеет юридическое образование! Он сдал экзамен! Следовательно, знать законы, хотя бы процессуальные он ОБЯЗАН. ГПК АПК УПК для судьи нечто иное как должностная инструкция, за отступление от которой в других сферах деятельности, санкция последует незамедлительно.

Возьмем, к примеру, ГПК РФ, там пресловутые «судейские ошибки» подробно изложены в ст. 330 ГПК РФ и делятся на несколько категорий. На мой взгляд, к судебной ошибке, можно отнести:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

А вот это говорит о профессиональной непригодности судьи: 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. 2. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

И если не применение некоторых специфических законов еще можно допустить, но как можно допускать нарушение процессуальных норм?! Это не просто не знание, а откровенно наплевательское отношение к своим обязанностям, а по тяжести последствий имеет признак состава преступления «халатность» или должностного преступления.

А вот это говорит не только о разгильдяйстве, а о должностном подлоге:

  • 1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  • 3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
  • 7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;Иначе говоря, многое из вышеизложенного следовало бы написать еще и в УК РФ или хотя бы в КоАП в соответствующих главах. Вот и спрашивается, интересно ли судье подчиняться закону? И на что должен рассчитывать гражданин обратившийся в суд? Наверное, обратившись в суд, прежде всего следует поставить пудовую свечку, что бы судья руководствовался законом, а не настроением или еще какими тараканами… Так какому закону подчиняется судья??? Можно сделать вывод, что кроме Конституции и федеральных законов судье ничего не мешает и подчиняться своему собственному закону или законам которые издают его тараканы. Отсутствие ответственности ведет к тому, что судья первой инстанции откровенно плюёт на закон или демонстрирует свою профессиональную непригодность, апелляция этого в упор не замечает своими двумя органами чувств, так как взгляд может и затуманиться а уши вдруг заложить ну, а кассация занимается отписками поскольку слух им не обязателен, а очки можно и забыть поэтому нарушений им просто не видно.

И всё как в сказке, чем дальше тем страшнее. Вот нашелся в Совфеде, депутат Калашников и предложил внести изменения в закон и увольнять судей за три отмены их решений https://pravo.ru/news/view/135840/ в чем я его всецело поддерживаю, но одновременно ВС РФ в постановлении пленума от 14 апреля 2016 г. N 13 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей»  https://rg.ru/2016/04/27/sud-dok.html  считает, что профессиональная непригодность судьи по перечисленным выше признакам, вовсе не основание для орг. выводов и ладно бы если бы судьи только бы закон не соблюдали, но ведь им уже и ВС РФ не указ со своими пленумами и разъяснениями. Это что, ворон ворону глаз клевать не хочет?

Куда катимся? И чем всё это кончится?

Источник: https://pravorub.ru/articles/75609.html

Порядок назначения судей

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕЙ

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства.

Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда — единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена.

Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей.

Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы

Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

комментарий к Конституции Российской Федерации — под общ. ред. Кудрявцева Ю. В.

1. Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации — Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти в лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судебных органов и назначать судей иных федеральных судов в порядке, установленном законом. Это, несомненно, повышает авторитет судебной власти и ответственность самих судей.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания — Совета Федерации.

Процедура согласования главой государства кандидатур на высшие судебные должности с верхней палатой парламента существует и в других странах, например с палатой лордов (Великобритания), Сенатом (США).

Порядок образования высших судебных органов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. К кандидатам в судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда помимо требований, установленных ст.

119 Конституции, могут быть предъявлены и дополнительные требования, указанные в федеральном законе (см. комментарии к соответствующим статьям).

Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся на военной службе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный экзамен и не допустившее порочащих его поступков.

Читайте также:  Преступления в сфере компьютерной информации: особенности, наказания

Порядок представления кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения в комитетах и комиссиях, а также процедура назначения их Советом Федерации установлены Регламентом Совета Федерации.

Палата вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без нового представления Президента назначение судьи состояться не может.

Кандидатуры судей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно. Часть 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 13, ст.

1447) предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатур членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.

Источник: https://subscribe.ru/group/yuristokrat-yuridicheskaya-pomosch/4367325/

Порядок отбора кандидатов на должность судьи районного суда

  • В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 119) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 4) судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации:
  • – имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
  • – не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • – не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • – не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • – не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
  • При соответствии вышеуказанным требованиям судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.
  • В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
  • Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи районного суда

  1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
  2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

  3. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

  4. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (экзаменационные комиссии).
  5. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, перечисленные в части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему требуемые документы и их копии.

Квалификационный экзамен на должность судьи районного суда принимается экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в статье 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных документов и сведений.

При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений, а также с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки представленных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Источник: https://www.mos-gorsud.ru/rs/nagatinskij/info/new-judge

Анализ практики

Председатель суда: особая роль и особые требования.

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации  послужило правовой основой происходящих в нашей стране  преобразований, включая сферу судебной власти.

           В рамках совершенствования законодательства  о судебной власти   правовые акты, касающиеся статуса судей, в  2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену  пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

            Высокое  предназначение судьи  обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности.

В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации»  судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей  может быть  гражданин Российской Федерации, достигший возраста  25 лет, имеющий  высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

  У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден  постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

               Отбор кандидатов  на должность судьи  осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов.

Любой гражданин, отвечающий  перечисленным выше требованиям и сдавший  квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации  его на вакантную должность.

Но здесь необходимо учесть, что кандидаты  в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им  право судить других людей.

                При этом в силу пункта 2 ст.

11 названного закона  судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается  на должность  сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен  на ту же должность без ограничения срока  полномочий до достижения им предельного возраста  пребывания  в должности  судьи ( 70 лет).

               Перечисленные выше требования,  предъявляемые к кандидатам на должность судьи,  в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями  председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

                С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года  в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность  Президентом Российской Федерации сроком на  шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя  (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. 

              Отклоненные кандидатуры  на должности председателей и заместителей председателей судов того же  суда могут быть повторно представлены для назначения не  ранее, чем через год.

               Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на  который они назначены.

Читайте также:  Кто осуществляет исполнительную власть в рф: конституция рф

               В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении  изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в  Российской Федерации»  начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного  Федерального закона, определяется в следующем порядке.

Срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного  на  должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется  с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и  месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

              Произошедшая в соответствии с названным  законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

               Не позднее, чем за шесть месяцев  до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов  федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий  с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места  рассмотрения поступивших заявлений.

                При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и  заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть   вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

                Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей  судов и их заместителей составляет шесть лет,  логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет.

Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда.

Однако такой подход  не отвечает  конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

                 Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот  возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

                  Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто  отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

                   На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

                   Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда  — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями.  Прежде всего, он – судья.

                  Исходя из нормы  пункта  3 ст. 11  Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком  на три года. В то же время в силу   пунктов 6 — 8 ст.

6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

                   Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель  помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи,  закрепил за ними и  осуществление иных  процессуальных полномочий .

                   В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации  работы суда.

  •                     Заместитель председателя суда осуществляет  полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
  •                     При этом закон допускает возможность  досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с  неисполнением или ненадлежащим  исполнением ими своих должностных обязанностей.
  •                    Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует   о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки  в организации работы судов.

                  Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области  в 2004-2005 годах  освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей.

   Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов,  неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах  статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д.

В Истринском  городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения   полномочия трое судей.

                  В преддверии  предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи  требующиеся  деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

Источник: http://vkks.ru/publication/183/

А судьи кто? закон о статусе должностных лиц правосудия

Закон о статусе судей гласит, что Верховный суд является высшим в системе судоустройства.

Для того, чтобы стать судьей, необходимо достигнуть определенного возраста, владеть большим багажом знаний и ответственно выполнять свои обязанности.

Закон о статусе судей в РФ

Закон о статусе состоит из нескольких статей.

В них описано следующее:

  1. Какие функции выполняет судья.
  2. Единство статуса.
  3. Требования к будущему судье.
  4. По каким критериям будут выбираться кандидаты.
  5. Полномочия.
  6. Обязанности.
  7. Присяга.
  8. Семейный статус, а также доходы и расходы.
  9. Гарантии независимости.
  10. Отставка.
  11. Прекращение полномочий.
  12. Символы судебной власти.
  13. Проверка квалификации.
  14. Дисциплинарная ответственность.

В качестве носителя власти арбитр делает следующее:

  1. Осуществляет свои полномочия независимо, невзирая на действующую законодательную и исполнительную власть.
  2. Рассматривает только те дела, которые установлены законом.
  3. Несет правосудие.
  4. Следит за порядком на судебном процессе.
  5. Четко выполняет работу, свои обязанности.
  6. Подчиняется только законам.
  7. Изучает представляемые сторонами доказательства.
  8. Контролирует, чтобы все участники процесса проявляли уважение друг ко другу.
  9. Изучает все последние редакции законов с целью выяснения изменений.

Важно знать: постановление федерального судьи является законом. Все лица обязаны выполнять указанные в нем требования, независимо, являются ли они физическими, юридическими или должностными лицами.

Если судья нарушил одно из перечисленных требований, его могут уволить или задержать до выяснения обстоятельств.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью о сроках и порядке проведения специальной оценки условий труда.

Предельный возраст пребывания в должности судьи

Существует предельный возраст, когда арбитр теряет свои полномочия. Это 70 лет.

После достижения этого возраста, он пишет заявление об уходе на пенсию. На место арбитра будет назначен другой человек.

Полномочия судьи

У арбитра такие полномочия:

  1. Принимать участия в судебном процессе.
  2. Решать вопросы, не выходящие за рамки закона.
  3. Защищать права участников процесса.
  4. Объединяется в группы для изучения дел.
  5. Проходить необходимое обучение.
  6. Вносить свои реплики по улучшению заседания.
  7. Информирует вышестоящий суд о своей деятельности. Подает документы, подтверждающие, что в работе не было допущено ошибок.
  8. Имеет право требовать любые документы, которые необходимы для правильного рассмотрения процесса и принятия решения.
  9. Выносит решение.

Требования к судьям

Арбитр обязан:

  1. Рассматривать все дела согласно закону, не нарушая правил рассмотрения.
  2. Быть вежливым ко всем участникам заседания.
  3. Следовать присяге.
  4. Не раскрывать тайны.
  5. Окончить юридический университет.
  6. Не иметь судимостей.
  7. Быть полностью дееспособным.
  8. Не употреблять алкоголь, наркотики или воздействующие на психику препараты.
  9. Быть старше 25 лет и младше 70 лет.
  10. Иметь российское гражданство.
  11. Перед назначением на эту должность, он должен проработать прокурором или адвокатом не менее трех лет.
  12. Владеть государственным языком.
  13. Проживать на территории своей страны более 10 лет.

Присяга судьи

Она дается на собрании Верховных судей РФ.

Также в помещении, где проходит заседание, должен быть символ Российского государства, а именно — флаг.

Кому подчиняются судьи

Они независимы и подчиняются только закону. Но все же районный суд подчиняется высшему.  Если граждане недовольны решением районного, они могут обратиться в высший. Они имеют право изменить приговор, но не могут повлиять на решение суда.

Стоит отметить: судьи являются отдельной ветвью правительства и не могут подчиняться другим органам власти.

Но они не имеют права заставлять их совершать действия, которые противоречат законам, присяге и моральным принципам. Например, районный суд подчиняется высшему суду.

Приостановление и прекращение полномочий судьи

Существует несколько факторов для лишения полномочий:

  1. Арбитр добровольно подал рапорт об отставке в письменном виде.
  2. Состояние здоровья не позволяет выполнять свои обязанности полноценно.
  3. Решил сменить профессию.
  4. Ему исполнилось 70 лет.
  5. Он больше не является гражданином Российской Федерации или переехал в другую страну на постоянное место жительства.
  6. Если начал совершать деятельность, которая несовместима с нынешней профессией.
  7. Если совершил правонарушение, за которое его имеют право отстранить от работы или даже привести к уголовной ответственности.
  8. Совершает непонятные действия, которые показывают, что с его психически здоровьем не все в порядке, и ему необходима медицинская помощь.
  9. Если лицо стало частично или полностью недееспособным.
  10. Судья погиб.
  11. В случае отказа о переводе в другой суд из-за реорганизации.
  12. Если выяснилось, что судья — родственник председателя или заместителя.

Пенсионное обеспечение судей в РФ

Факторы для ее получения таковы:

  1. Если выполнял свои обязанности 20 лет, он будет получать 80 процентов от своей ежемесячной зарплаты.
  2. Когда он работал более 20 лет, достиг 55-тилетнего возраста (для женщин 50-тилетнего), его пенсия высчитывается пропорционально годам работы.
  3. Если он работал более 20 лет, то ему будет выплачиваться за каждый год стажа, но не более 85 процентов от его ежемесячной зарплаты.

Судья, который ушел в отставку, может выбрать пенсию на общих основаниях или содержание согласно времени его работы.

В случае получения травмы, связанной с профессиональной деятельностью, или же если он стал инвалидом после отставки, судья имеет право получать одновременно и обеспечение, и пенсию по инвалидности.

Заключение

Профессия судьи очень важна. У него много обязанностей, и именно он отвечает за соблюдение прав человека. Работа сама по себе трудная, ведь принимать решения очень сложно.

Смотрите видео, в котором разъясняются особенности работы судей в России:

Источник: https://costed.ru/zakon-o-statuse-sudej.html

Ссылка на основную публикацию