Сроки ответа на письменное обращение граждан: сколько может рассматриваться обращение

При нарушении конституционных прав и свобод человека, в некоторых случаях, восстановить законность можно только обратившись с жалобой на действия или бездействия виновной стороны. Аппарат, регулирующий взаимосвязь между гражданином и органами государственной власти, должностным лицами, проявившими нарушения, принимает подобные заявления к рассмотрению в прописанные законом сроки.

Период регистрации письменного обращения граждан по закону

Сроки ответа на письменное обращение граждан: сколько может рассматриваться обращениеФедеральный закон от 02.05.2006г №59-ФЗ регулирует вопросы по письменным обращениям граждан в органы исполнительной и государственной власти. Здесь же определены сроки их рассмотрения. Часто обращения, связанные с ущемлением прав, не терпят ожидания и требуют скорейшей резолюции.

Срок регистрации обращений по закону не может длиться более 3-х дней. Это максимальный промежуток времени, в течение которого обращение проводится как входящий документ и принимается к рассмотрению.

В случаях перенаправления документа в другие инстанции, зарегистрировать его могут после прибытия к компетентному органу или чиновнику, поэтому срок может увеличиться до 7 суток.

Если у гражданина появилась необходимость обращения в гос.структуры, муниципалитет или должностным лицам, компетентным в рассмотрении жалобы или предложения, согласно ч.1 ст.8 ФЗ №59, прежде всего, ему нужно написать соответствующее заявление.

Обращение нужно подать в приемную, где секретарь зарегистрирует его. На регистрацию отведено время до 3-х рабочих дней с момента подачи (ч.2 ст.8. ФЗ № 59). Сроки могут быть увеличены в некоторых ситуациях:

  • Если при ознакомлении с документом выяснилось, что рассмотрение данного вопроса вне компетентности органов, к которым поступило обращение. Тогда заявление перенаправляется в те службы, которые полномочны ответить на данное заявление в срок не более 7-ми дней (ч.3 ст.8 ФЗ№59). Заявителю отправляется уведомление о перенаправлении.
  • В некоторых ситуациях проблема, описанная в жалобе может касаться нескольких гос.структур. Тогда, копия заявления рассылается в семидневный срок по всем инстанциям, касающимся этого вопроса (ч.4 ст.8 ФЗ № 59).
  • Вопросы, которые необходимо решать, руководствуясь миграционным законодательством, перенаправляются руководству местного подразделения органов внутренних дел и главе исполнительной власти (ч.3.1 ст.8 ФЗ № 59).

Это важно знать:  Образец досудебной претензии о возврате денежных средств

Бывают исключительные случаи, когда регистрация обращений, согласно ч.4 ст.11, не является возможной: если суть обращения не ясна из-за трудности понимания некоторых слов или предложений или просто не ясны требования гражданина о восстановлении его прав и свобод.

Согласно ч.7 ст. 8 нельзя подать жалобу структурам или органам власти, на которые она составлена. В ответ на такое действие, документ, с прилагающимся к нему пояснением, возвращается лично в руки заявителю или отправляется по почте.

Во взаимодействии государства и граждан, участников сделок, письменное обращение выступает, как одна из форм общения, когда стороны спора могут обоюдно выяснить определенные моменты, требующие урегулирования.

Обращения могут подразделяться на:

  1. Письменное предложение. Рекомендации в письменном виде от одной стороны к другой для решения конфликта или проблемы, возникшей между ними.
  2. Заявление. Подается в виде ходатайства по поводу признания какого-либо статуса, прав или интересов.
  3. Жалоба. Прошение гражданина о восстановлении прав, нарушенных в отношении него.

Срок рассмотрения жалобы составляет

Письменные обращения граждан рассматриваются сроком не более 30 дней с момента получения обращения (ст.12 ФЗ № 59). Момент получения может быть разным, в зависимости от способа доставки:

  • Личное обращение, считается полученным с даты регистрации входящего документа;
  • При получении почтой, с даты, указанной на почтовом уведомлении;
  • Посредством интернета, с даты, указанной в электронном уведомлении.

Сроки могут быть другими. Это зависит от того, куда подается жалоба и что в ней изложено.

Любой человек может защищать свои права в суде. Первое, что нужно для этого сделать – написать исковое заявление. Сроки восстановления прав могут быть разными. Это во многом зависит от того, потребуется ли обращение в другие инстанции для решения данного вопроса. Или могут понадобиться для изучения другие, дополнительные материалы.

Сроки рассмотрения заявлений:

Суд первой инстанции До 2-х месяцев
Верховный суд (в случае первой инстанции) До 3-х месяцев, но при необходимости может быть увеличен на месяц
При подаче апелляционной жалобы в суд второй инстанции ( в течение месяца, после решения суда первой инстанции) До 2-х месяцев
Верховный суд, как вторая инстанция До 3-х месяцев
Кассационная жалоба Подается в течение 6 месяцев после вынесения судебного решения

Исходя из вышесказанного, нет ничего удивительного, если срок рассмотрения затянется на несколько лет.

В прокуратуре

Прокуратура, как орган надзора, тоже работает с обращениями граждан, опираясь на Приказ № 45 Генпрокуратуры. В данном Приказе обозначены сроки рассмотрения жалоб:

  • Обычные обращения от населения рассматриваются до 30 дней с момента получения.
  • Обращения, не требующие дополнительной проверки, рассматриваются в срок до 15 дней с момента получения.

Это важно знать:  Где можно оплатить госпошлину на получение паспорта

В следственном комитете

Граждане могут также обратиться в СК РФ. Там работают специалисты по инструкции специально для этого разработанной и рассматривают жалобы в сроки:

  • По обычным заявлениям – до 30 дней с момента регистрации;
  • При необходимости дополнительной проверки или запроса определенных документов может добавиться еще 30 дней;
  • В случае обращения от гражданина, несущего воинскую службу – 15 дней. При необходимости запросов, добавляется еще 15 дней.

В органах внутренних дел

МВД действует в данных вопросах, опираясь на ФЗ №59 и Приказ №707. Согласно Приказу срок рассмотрения составляет не более 30 дней. В случае дополнительных проверок срок продляется на это же время и при этом письменно уведомляется заявитель.

Сроки ответа на письменное обращение граждан: сколько может рассматриваться обращение

В частных структурах

В ФЗ №59 ничего не говорится об обращении граждан в частные компании, а это значит, что писать им жалобы не имеет смысла.

Заявитель может подать претензию на имя руководителя, обозначив причины спора и оппонента. Именно от этих обозначений зависит срок рассмотрения. Или написать рекламацию, сроки рассмотрения которой тоже зависят от обстоятельств в ней описанных.

Личный прием граждан

В определенные дни в четко обозначенное время органы местной власти ведут прием граждан по личным вопросам. В процессе переговоров можно обсудить все спорные моменты, волнующие гражданина. Ему может быть предложено составить письменное заявление по данному факту.

Всех граждан, явившихся на прием с удостоверением личности, записывают в журнал учета посетителей, с пометкой о вопросе, по которому они обращаются (ст.13 ФЗ № 59).

Если письменное обращение составить не удалось, то причина, в любом случае, остается записанной в специальной карточке, а на руки выдается письменный ответ.

Предельные сроки рассмотрения обращений, согласно ч.1. ст.12 ФЗ №59, не должны превышать 30 дней с момента его принятия в муниципальной или гос.структуре. При обращении на имя главы исполнительной власти, в случае нарушения закона о миграции, срок рассмотрения длится 20 дней (ч.1.1 ст.12).

Право на продление

Право продления предоставляется сроком не более, чем на 30 дней, по причинам:

  • Возникших сложностей, при выяснении обстоятельств;
  • Временного отсутствия специалистов, отвечающих за изучение данной проблемы;
  • Непредвиденной ситуации в регионе.

В каких случаях может быть отклонена

Если заявление не соответствует требованиям, прописанным в ст.7 ФЗ, то оно может быть отклонено. А именно:

  • Не указано наименование органа, которому отправлен документ;
  • Нет личных данных о заявителе;
  • Не указаны контакты для связи с заявителем;
  • Оформлено не на русском языке;
  • Присутствует ненормативная лексика;
  • Текст оскорбляет честь и достоинство другого человека.

Это важно знать:  Особенности закона о вывозе мусора

В уведомлении об отказе должны быть указаны причины.

Получение письма с ответом

Ответ на рассмотрение жалобы направляется в письменном виде:

  1. Посредством интернет, в ответ на электронное письмо.
  2. С помощью почты, в ответ на заявление, оформленное на бумаге;
  3. Публикация на сайте структуры. В случае решения проблемы неопределенного круга лиц.

Ответ может не быть отправлен на жалобу, в случае:

  • Не указаны сведения заявителя;
  • Является жалобой на решение суда;
  • Содержит угрозы и оскорбления;
  • Нечитабельно;
  • Не выражена суть;
  • Ответ уже был опубликован в СМИ;
  • Раскрывает гос.тайну;
  • Препятствия уже устранены.

Что делать в случае выявления нарушения?

  • Срок рассмотрения не должен превышать времени, которое отводится на рассмотрение, плюс трехдневный срок на принятие, и семидневный на пересылку (в случае необходимости).
  • Если обращение рассмотрено позже определенного законом срока, то это может повлечь за собой необоснованные траты для дальнейшего рассмотрения, нанести ущерб имуществу или моральный вред человеку.
  • Если такая ситуация произошла, то человек вправе обратиться в суд с жалобой на действия чиновников и требованием возместить ущерб.

Какова ответственность в случае нарушения порядка рассматривания обращения граждан?

При нарушении порядка рассмотрения письменных обращений, чиновники виновные в этом несут административную ответственность.

В соответствии со ст.5.59 КоАП РФ, размер штрафа составляет от 5000 до 10000 рублей.

Решить вопрос об ущемленных правах с помощью письменного обращения несложно, но довольно обременительно, в случае необходимости переадресации в разные инстанции. Чтобы не наткнуться на проблемы с бюрократическими подвохами, лучше обратиться к услугам специалистов.

Следующая

Источник: https://fms21.ru/zakonodatelstvo/sroki-rassmotreniya-obrashhenij-grazhdan.html

Сколько составляют сроки рассмотрения обращений граждан?

  • Куда граждане обращаются и каким образом
  • Сколько составляет срок рассмотрения обращения гражданина
  • Сроки в судах
  • Сколько дают ответ на обращение прокуратура, следственный комитет и органы внутренних дел
  • Сроки в частных структурах 

Куда граждане обращаются и каким образом 

Одна из форм взаимодействия гражданина с другими участниками отношений — направление им обращений. Таким способом гражданин может довести до сведения другого лица свой вопрос или сделать предложение, а также пожаловаться на чьи-то действия (бездействие). В зависимости от содержания обращения делятся на:

  • Предложение. Используется гражданином для изложения своих рекомендаций по решению того или иного вопроса или осуществлению процесса.
  • Заявление. В нем гражданин просит посодействовать ему либо заявляет об обнаруженных им нарушениях.
  • Жалобу. К данной форме обращения гражданин прибегает в случае нарушения его прав, о восстановлении которых он просит.
  • Ходатайство. Один из подвидов заявления, в котором гражданин просит признать определенный статус, права или интересы. 

Сроки ответа на письменное обращение граждан: сколько может рассматриваться обращение

Отдельно хотелось бы отметить механизм использования гражданином судебной защиты, для реализации которого ему необходимо подать жалобу в виде искового заявления в суд.

С вступлением в силу с 8 марта 2015 года Кодекса административного судопроизводства РФ все споры, возникающие на основании административно-публичных отношений, теперь рассматриваются на его основании.

Сроки обжалования решений или действий госорганов и органов местного самоуправления в суде также устанавливаются КАС РФ.

В тех случаях, когда гражданин подает в госорган или орган местного самоуправления обращение в письменном виде, у адресата есть 30 дней на его рассмотрение (ст. 12 закона № 59-ФЗ).

Отсчет срока идет от даты регистрации обращения.

Так что если обращение было послано по почте, нужно учитывать время пересылки и срок, который отводится на регистрацию, а именно 3 дня с момента поступления обращения адресату (ст. 8 закона № 59-ФЗ). 

Важно! В исключительных случаях, когда для дачи ответа на обращение необходимо предпринять дополнительные действия или получить ответ от других учреждений, руководитель госоргана или органа местного самоуправления может продлить срок еще на 30 дней. Заявитель в обязательном порядке уведомляется об этом.

А вот, наоборот, сокращенный до 20 дней срок предусмотрен, когда обращение поступает высшему должностному лицу субъекта РФ и содержит информацию о нарушениях, допущенных в сфере миграционного законодательства. 

Законом допускается и устная форма обращения, когда гражданин задает вопросы должностному лицу в ходе личного приема. По возможности ответ на них дается сразу же и тоже устно. Если это невозможно, заявитель будет дожидаться письменного ответа те же 30 дней.

Читайте также:  Служебный подлог – что это? наказание, особенности преступления

На сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека еще в сентябре 2015 года был опубликован для публичного обсуждения проект нового ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ». В нем предполагается уменьшить срок рассмотрения обращений до 20 дней.

А в случаях, когда для дачи ответа нет необходимости проводить дополнительную проверку данных, срок не должен превышать 10 дней. При этом в проекте учитывается, что обращение может направляться как в письменном, так и в электронном виде.

После этого вопрос неоднократно выносился на обсуждение, но и до сих пор ни сам закон, ни сроки рассмотрения не претерпели существенных изменений.

Сроки в судах 

Тем гражданам, которые решили обжаловать решение госорганов или органов местного самоуправления, а также действия или бездействия работающих в них должностных лиц в судебном порядке, стоит быть готовыми к тому, что тяжба может затянуться. Связано это с возможностью рассмотрения спора поочередно в нескольких инстанциях.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Согласно КАС РФ на рассмотрение спора в суде 1-й инстанции отводится 2 месяца, если это районный суд или областной и приравненные к нему суды. А вот в Верховном суде РФ дело может разрешаться и 3 месяца. При особо сложных делах возможно продление установленного срока еще на 1 месяц.

После вынесения решения судом 1-й инстанции может пройти еще месяц (но не более) до подачи апелляции, на рассмотрение которой отводится 2 месяца областным и приравненным к нему судам и 3 месяца ВС РФ.

Кассацию можно подавать на протяжении 6 месяцев после вступления обжалуемого решения в силу. А рассмотрение кассации в суде кассационной инстанции длится 2 месяца.

Возможность продления срока рассмотрения дела в кассационном порядке также существует, поэтому при особой сложности дела председатель суда может это сделать, но не более, чем на 4 месяца.

Сколько дают ответ на обращение прокуратура, следственный комитет и органы внутренних дел 

Граждане могут направлять обращения в правоохранительные органы. На основании закона № 59-ФЗ там разработаны свои инструкции по их рассмотрению. Эти инструкции во многом схожи. Вот что говорится в них о сроках рассмотрения обращения граждан.

Прокуратура 

Генпрокуратура России издала приказ от 30.01.2013 № 45, в котором утвердила инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан. В разделе 5 этой инструкции указаны следующие сроки:

  • 30 дней для стандартного рассмотрения обращения гражданина, военнослужащего или должностного лица;
  • 15 дней для рассмотрения обращений, которые не требуют дополнительной проверки данных. 

Можно сказать, что в данном случае используется сокращенный по сравнению с законом № 59-ФЗ срок.

Следственный комитет 

Соответствующая инструкция по рассмотрению обращений граждан в СК РФ утверждена приказом первого заместителя генпрокурора РФ — председателя СК РФ от 19.09.2007 № 17. В ее разделе 5 также устанавливаются сроки рассмотрения.

Для граждан они соответствуют срокам, предусмотренным законом № 59-ФЗ. Речь идет о 30 днях с возможностью продлить срок еще на 30 дней в особо сложных случаях.

А вот военнослужащие могут получить ответ в сокращенный до 15 дней срок при возможности его продления еще на 15 дней.

Органы внутренних дел 

Источник: https://nsovetnik.ru/zawita_prav_potrebitelej/skolko_sostavlyayut_sroki_rassmotreniya_obrawenij_grazhdan/

Срок рассмотрения обращения юридического лица в госорганы

Сроки ответа на письменное обращение граждан: сколько может рассматриваться обращение

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

  • Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
  • Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года
  • См. комментарии к настоящему Федеральному закону
  • Президент Российской Федерации
  • Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.

К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

  1. Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
  2. Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
  3. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

  • Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями
  • В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
  • Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
  • Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.
  • Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
  • Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Сроки рассмотрения входящих писем в организации

В случае если у территориального органа недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального органа направляет его на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе. Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти или руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. 11.2.

Сроки исполнения документов

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить внимание! На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов.

Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Некоторые секреты входящих документов

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан.

Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.

Значение установленных сроков заключается в том, что они:- устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей;- призваны дисциплинировать работников государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Обработка входящей корреспонденции

Источник: https://cesexpo.ru/srok-rassmotreniya-obrashheniya-yuridicheskogo-litsa-v-gosorgany/

Каковы сроки рассмотрения письменных обращений граждан? Что делать в случае их нарушения?

Практически каждый гражданин сталкивался с ситуациями, когда нарушались его конституционные права и свободы, а восстановить законность было возможно только при воздействии на виновную сторону органов государственной или местной власти, отдельных должностных лиц. Взаимосвязь с регулирующим аппаратом происходит посредством подачи разнообразных заявлений: жалоб, заявлений и предложений, а сроки принятия по ним решений четко регламентируются законом.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва +7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

Период регистрации письменного обращения граждан по закону

Урегулирование всех вопросов, касающихся письменных обращений в органы исполнительной и государственной власти, сформулированы в российском законодательстве в рамках № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Читайте также:  Возврат товара закон о защите прав потребителей: как вернуть деньги

В этом законодательном акте рассматриваются и положения относительно четкого определения сроков получения ответа на поданные жалобы, заявления и предложения, поскольку ущемление прав, в связи с которыми граждане подают обращение, зачастую не терпит промедления и требует скорейшей резолюции.

Понятие срок регистрации обращений охватывает такой максимально возможный временной промежуток, на протяжении которого обращение должно быть проведено как входящий документ и принято к рассмотрению. Этот срок ограничен законом 3 днями.

Важно: в ситуации, когда документ перенаправляется в иные инстанции, регистрация может происходить после прибытия документа к компетентному органу или чиновнику, на что может уйти до 7 суток.

Как предполагают нормы ч. 1 ст. 8 ФЗ № 59 в случае если у гражданина возникла потребность обратиться в государственную структуру, муниципальный орган или к определенному должностному лицу, компетентным в плане рассмотрения поднимаемой проблемы, необходимо написать письменное обращение – заявление, жалобу или предложение.

Этот документ подается в приемную муниципалитета или государственного органа, где уполномоченное на прием входящей документации лицо должно зарегистрировать обращение в течение не более чем 3 рабочих дней от момента подачи гражданином, как предусматривается в ч. 2 ст. 8 настоящего закона.

  • В ситуации, когда в ходе изучения сути вопроса, поднятого в обращении, выяснилось, что проблема лежит вне компетенции службы, структуры или лица, к которому обратился гражданин, этот документ должен быть перенаправлен в компетентный для рассмотрения данного вопроса орган в срок, не превышающий 7 дней, как указывает ч. 3 ст. 8 ФЗ № 59.В таком случае гражданин, подавший письменное обращение, должен получить уведомление о перенаправлении своего заявления в другую структуру.
  • Если поднятая в обращении проблема касается одновременно нескольких государственных органов или структур, то в течение 7 дней копия обращения рассылается по всем инстанциям, как гласят положения ч. 4 ст. 8 ФЗ № 59.
  • Вопросы, касающиеся нарушений в сфере миграционного законодательства, должны рассматриваться и перенаправляться согласно ч. 3.1 ст. 8 ФЗ № 59 в течение максимум 5 дней руководству местного подразделения органов внутренних дел и главе исполнительной власти – мэру, губернатору или главе территориальной единицы.

Исключениями, которые делают регистрацию обращения невозможной, являются ситуации, предусмотренные положениями ч.4 ст. 11, а именно:

  • обращение написано или напечатано таким образом, что невозможно уяснить его суть ввиду трудностей понимания отдельных слов и предложений;
  • если жалоба, предложение или заявление как повод обращения изложены так, что не позволяют осознать суть документа и констатировать требования гражданина в плане восстановления его прав и свобод.

Если обращение гражданина содержит жалобу на государственную или муниципальную структуру, а также на должностное лицо, которые совершили действие или бездействие, поднимаемое в бумаге, и эти же лица или органы должны рассмотреть этот вопрос, то такое обращение не принимается согласно нормам ч. 7 ст. 8.

В таком случае гражданину возвращается письменное обращение на руки или почтой с детальным пояснением сложившейся коллизии и рекомендацией обратиться в суд для решения поднятого вопроса.

Сколько времени составляет период ответа на заявление, жалобу или предложение?

Законодательно установлены и предельные сроки рассмотрения обращений, по истечении которых необходимо подать ответ о сути поднятой проблемы лицу, которое направило жалобу, заявление или предложение.

Сроки рассмотрения, как и сроки регистрации, прописаны в положениях закона для того, чтобы оптимизировать и ускорить восстановление легитимных прав граждан и дать отпор засилью бюрократического промедления.

Как предполагает законодательство в ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59, продолжительность рассмотрения проблемы, поднятой в письменном обращении гражданина, не должна превышать 30 дней от момента присвоения этому документу входящего номера в муниципальной или государственной структуре.

Если обращение подается на имя главы исполнительной власти на местах и касается нарушения закона о миграции, то по указаниям ч. 1.1 ст. 12, срок рассмотрения уменьшается до 20 дней от момента регистрации заявления.

Как прописано в ч. 2 ст. 12 ФЗ № 59, чиновник или структура, рассматривающие обращение, имеют право продлить срок изучения проблемы не более чем на 30 дней, параллельно уведомив о таком шаге заявителя. Такое промедление возможно ввиду таких исключительных случаев:

  • сложных обстоятельств поднятого вопроса;
  • временного отсутствия ответственных за ведение этой проблемы лиц;
  • форс-мажорной ситуации в регионе.

Рассмотрение жалобы или предложения по существу поднятой проблемы логически завершается принятием конкретного решения или резолюции, о которых должно быть извещено лицо, подавшее обращение. Так в подпункте 4 части 1 ст. 10 ФЗ № 59 указывается на обязательство чиновника, муниципальной или государственной структуры дать ответ в письменной форме по сути проблемы.

Согласно указаниям ч. 3 ст. 10 этот документ должен быть подписан руководством структуры, ответственной за решение вопроса. Затем, как предполагает ч. 4 ст. 10 документ направляется:

  • по электронной почте – если запрос был подан в виде электронного документа;
  • через почтовое отделение – если запрос был подан на бумажном носителе;
  • для публикации на сайте структуры, если проблема касалась обжалования решения суда применительно к неопределенному кругу лиц.

Ответ не дается, если обращение подпадает под нормы ст. 11, а именно:

  • написано анонимом;
  • содержит попытку обжаловать решение суда;
  • присутствуют оскорбления и угрозы чиновника и его близких;
  • написано неразборчиво или нечетко;
  • не ясна суть жалобы, обращения или предложения;
  • многократно поднимается проблема, по которой был дан ответ ранее, а обстоятельства ситуации не изменились;
  • ответ на вопрос уже опубликован в средствах масс-медиа, включая интернет-портал структуры, компетентной в отношении обращения;
  • рассмотрение обращения раскрывает тайну государственного масштаба;
  • устранены прежние препятствия для рассмотрения вопроса.

Что делать в случае выявления нарушения?

То, что нарушается срок рассмотрения обращения, следует из закона и определяется по продолжительности получения ответа на вопрос:

  • если вопрос рассматривается без пересылок и информационных запросов, ответ должен быть подписан не позднее 33 дня от подачи в канцелярию, а письмо должно прийти по почте со штемпелем, не позднее этой даты;
  • при перенаправлении документа срок увеличивается до 43 дней: 3 регистрационных дня, 7 дней на пересылку, 3 регистрационных дня в компетентной структуре и 30 дней изучения проблемы;
  • если ход ведения дела сопровождается многочисленными запросами и происходит с пролонгацией, то сроки увеличиваются до 73 дней, из-за дополнительного продления на 30 дней.

Не вовремя рассмотренное обращение может привести к необоснованным затратам на ведение жалобы, причинить ущерб имуществу или моральному благополучию гражданина. В связи с этим закон в ст. 16 наделяет человека правом обратиться в судебные органы для выплаты чиновниками или организацией, затянувшими обращение, денежной суммы, которая возместит понесенные убытки.

Какова ответственность в случае нарушения порядка рассматривания обращения граждан?

В случае несоблюдения порядка рассмотрения жалоб, предложений или заявлений, поступивших от граждан, чиновники, которые представляют государственные или муниципальные структуры, согласно ст. 15 обязаны нести ответственность согласно нормам действующего в России административного права.

Важно: в данном случае ответ перед законом чиновник понесет согласно положениям ст. 5.59 КоАП РФ, которая влечет за собой выплату виновным в нарушении алгоритма обращения суммы штрафа в объеме от 5 000 до 10 000 рублей.

Ведение вопроса об ущемленных правах при помощи жалобы, заявления или предложения – процедура несложная, но обременительная в плане переадресации из одной инстанции в другую, если поднята многовекторная проблема. Не спешите бороться с бюрократическими подвохами и проволочками в одиночку – обратитесь к поддержке профессионального юриста.

Источник: https://pravovoi.center/zpp/zhaloba/sroki-rassmotreniya.html

О сроках рассмотрения письменного обращения граждан

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан. 

  • Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
  • Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан
  • Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. 
  • Значение установленных сроков заключается в том, что они:

— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей.

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст.

3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.  

  1. Подробнее об этом здесь.
  2. Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения.
  3. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
  4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
  5. Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание! 

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

  • В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
  • Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
  • Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.). 

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​.

10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой.

Читайте также:  Когда отменят транспортный налог: слухи и реальность в 2020 году

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки. 

в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​Без учета почтовой доставки.  в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня​Без учета почтовой доставки. 

​Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​ 

Источник: https://zakon.ru/Blogs/o_srokah_rassmotreniya_pismennogo_obrascheniya_grazhdan/57982

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

Комментарий к статье 12 ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья устанавливает сроки рассмотрения обращений граждан. Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. Значение установленных сроков заключается в том, что они:
  • — устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
  • — способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей;
  • — дисциплинируют работников государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
  1. По общему правилу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним. Рассмотрение обращения гражданина и подготовка мотивированного ответа по существу поставленных в обращении вопросов может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае если ответ на обращение был передан в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Аналогичное положение о сроке предусмотрено рядом других нормативных актов. Например, согласно абз. 7 п. 14.4 Приказа ФССП России от 29 мая 2012 г.

N 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» письменные обращения граждан, поступившие в ФССП России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен на основании служебной записки начальника структурного подразделения (исполнителя) не более чем на 30 дней директором или заместителем директора, курирующим соответствующее структурное подразделение.

Приведем пример. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что при определении срока для рассмотрения данных ходатайств подлежат применению положения ч. 1 ст.

12 комментируемого Федерального закона, которой установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

С учетом нормативной совокупности приведенных положений законодательства апелляционный суд пришел к выводу, что срок на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в виде подачи жалобы о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя следует исчислять со дня, следующего за днем по истечении 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В рассматриваемом случае десятидневный срок на обжалование подлежит исчислению с 28 сентября 2012 г. (см.: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2013 г. по делу N А41-50012/12).

Комментируемый Закон не содержит правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст.

3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, комментируемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных комментируемым Законом, должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением норм ГК РФ и других отраслей права.

Согласно положениям ст. ст.

190, 191, 193, 194 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сданными в срок. В случае если последний день установленного законом срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Нерабочими днями, учитываемыми при окончании срока, являются выходные и праздничные дни. В большинстве своем организации работают с пятидневной рабочей неделей. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

Однако если последний день срока приходится на воскресенье, а в организации, где должно быть совершено процессуальное действие, выходными днями являются воскресенье и понедельник, то днем окончания срока будет считаться вторник.

Официальные праздничные дни устанавливаются в нормативном порядке. Если праздничный день выпадает на выходной день, он переносится на следующий (после праздничного) рабочий день.

В соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным. Тем самым положения ст. 4.

8 КоАП РФ полностью соответствуют общему порядку исчисления сроков, подробно регламентированному Гражданским кодексом РФ.

В силу ч. 3 ст. 107 ГПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Аналогичные положения исчисления сроков закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве РФ (ч. 1 ст. 356 УПК РФ).

Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, течение тридцатидневного срока, установленного п. 1 комментируемой статьи для направления мотивированного ответа заявителю, начинает исчисляться со следующего дня после регистрации письменного обращения гражданина.

Например, при рассмотрении одного из дел в судебном заседании установлено, что на основании постановления прокурора от 20 марта 2012 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.

59 КоАП РФ, в отношении должностного лица — старшего судебного пристава ОСП по Ленскому району УФССП по Архангельской области П. При возбуждении дела об административном правонарушении прокурором установлено, что 19 декабря 2011 г.

зарегистрировано заявление П. В нарушение требований ст. 12 комментируемого Закона ответ заявителю был дан на тридцать первый день, т.е. 18 января 2012 г.

При этом срок рассмотрения обращения не продлевался, заявитель не уведомлялся о причинах задержки ответа и характере принятых мер.

Ссылаясь на установленные факты и доказательства, мировой судья, рассматривающий административные материалы, в постановлении дал полное и логически обоснованное объяснение своим выводам об отсутствии состава административного правонарушения.

Исходя из системного толкования норм права, судом установлено, что течение срока рассмотрения письменного обращения П. начинало исчисляться со следующего дня после его регистрации, т.е. 20 декабря 2011 г., и заканчивалось 18 января 2012 г. (см.

: решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 17 мая 2012 г. по делу N 12-33/2012).

  1. У правоприменителей часто возникает вопрос о том, возможно ли руководствоваться нормой о 30-дневном сроке ответа на обращение, поданное в адрес юридического лица.

Для ответа на вопрос обратимся к гражданскому законодательству. В силу ст.

314 ГК РФ, если обязательство (а в данном случае ответ на обращение считаем обязательством) предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Таким образом, ответа о сроках исполнения обязательства юридическими лицами законодательно не установлено (за исключением, названным выше).

Кроме того, из ст.

6 ГК РФ следует, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В этой связи к соответствующим отношениям, если это не противоречит их существу, может быть по аналогии применено законодательство, регулирующее сходные правоотношения, т.е. п. 1 комментируемой статьи, но только если в договоре между сторонами не содержится иных условий о сроках.

Обратим внимание на то, что подлежат применению сроки, названные в комментируемой статье, к рассмотрению письменных обращений не только в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, но и (с 19 мая 2013 г.) к юридическим лицам, осуществляющим публично значимые функции государственным и муниципальным учреждениям, иным организациям и их должностным лицам.

  1. Вторая часть комментируемой статьи допускает продление установленного законом тридцатидневного срока. Такое продление возможно лишь в исключительных случаях, например, при особой сложности, объемности проблем, поставленных в обращении, необходимости проведения специальных исследований, изучения дополнительных материалов. Кроме того, продление срока рассмотрения обращения возможно, если государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо направили в соответствии с ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона запрос для получения дополнительной информации. Продление установленного законом срока оформляется решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или иного уполномоченного на то лица (например, начальника отдела). В обязательном порядке о продлении срока уведомляется гражданин, направивший обращение.
  2. Иные сроки могут быть предусмотрены специальным законодательством РФ, регулирующим вопросы рассмотрения отдельных видов обращений, рассмотрения обращений в отдельных государственных органах, органах местного самоуправления или закрепляющих общие вопросы деятельности этих органов.

Источник: https://zakoniros.ru/?p=10720

Ссылка на основную публикацию