Президенсткий срок в россии: президент в российской федерации

Президентство в Российской Федерации – это не только символический лидер страны, но и довольно специфический институт демократической формы правления. Само понятие Президент, применяемое к демократически избранным руководителям многих стран современного мира, крайне неоднозначно.

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Президенсткий срок в России

Для того чтобы внести определенную ясность, рассмотрим сегодня вопросы, связанные с правовыми особенностями президентства как института власти, его историю, полномочия, а также президентским сроком в России.

Институт президентства в России

Законодательная база Российской Федерации, связанная с институтом Президентства невероятно широка. Это объясняется как его наивысшим конституционным статусом, так и широким кругом полномочий во многих областях государственной жизнедеятельности.

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Конституция — основополагающий закон РФ

Приведем далее ряд базовых правовых документов, определяющих положение Президента, как избираемого главы российского государства. Сюда же будут включены отдельные акты, части которых регулируют определенные возможности Президента прямо или косвенно влиять на функционирование конкретных общественно-политических институтов, а также на деятельность различных органов государственной власти.

  1. Конституция Российской Федерации. Особенностям положения Президента среди всех ветвей власти отводится целый раздел. Кроме него во многих статьях документа указаны те или иные полномочия руководителя страны по отношению к другим конституционным органам власти.

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Конституция РФ

  1. Закон Российской Федерации N. 2446-1 от 1992 г. принятый под общим заголовком закон о безопасности наделяет Президента правом формирования Совета Безопасности страны. Также он председательствует на каждом заседании Совета.
    Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

    Совещание Совета Безопасности РФ

  2. ФКЗ N. 1 от 1994 г., ред. 2018 г. о формировании и статусе Конституционного Суда РФ в части предложения кандидатов на должности судей.
    Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

    Президент подписывает указы о назначении судей

  3. ФКЗ N. 3 от 2014 г., ред. 2018 г. о положении Верховного Суда РФ. Подтверждает полномочия Президента по представлению кандидатов в судьи Верховного Суда, включая Председателя.
    Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

    Указ президента о назначении верховных судей

  4. ФКЗ N.1 от 2002 г. По нормам закона «О военном положении» Президент, будучи верховным главнокомандующим вправе объявлять о начале и прекращении состояния войны.
    Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

    ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»

  5. ФЗ N. 12 от 2001 г. в ред. 2014 г. очерчивающий круг правовых гарантий, положенных бывшим Президентам и членам их семьи. Закон до сих пор вызывает крайне неоднозначную реакцию у знающих его граждан, так как он фактически снимает с руководителя страны, его ближайших родственников, а также подчиненных ему сотрудников, ответственность за действия во время пребывания у власти.
  6. ФКЗ N. 11 от 2014 г. Поправка в Конституции, по которой Президент вправе назначать/освобождать от должности сенатора – члена Совета Федерации.
  7. ФКЗ N. 6 от 2008 г. Закон, внесший в Конституцию поправку, увеличившую сроки работы Президента и депутатов Госдумы.
    Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

    Изменения в Конституции

  8. ФЗ N. 19 от 2003 г.

Источник: https://yr-expert.com/prezidenstkij-srok-v-rossii/

Время правления президента в РФ Какое количество сроков подряд можно быть президентом РФ президентство Россия

Президенсткий срок в России: президент в Российской ФедерацииДля начала давайте разберёмся, на какой срок избирается президент и, что вообще означает данная должность. Президент Российской Федерации — максимально высокая должность в России, избранный народом, он является главой страны. А также, выполняет функции по управлению государством и является верховным главнокомандующим армии РФ. Итак, на сколько избирается президент РФ?

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

История президентства в Российской Федерации

Впервые данная должность появилась в апреле 1991 года, по результатам референдума, проходившего по всей стране.

Так, утвердив результаты референдума, Верховный Совет России издал закон, регулирующий полномочия главы государства также, был издан закон, касающийся выборов президента.

В итоге в соответствии с выпущенными законами, избранный президент становился главой государства и лидером исполнительной власти в России, которая на тот момент являлась республикой в составе Советского Союза.

Первые выборы на пост лидера Российской Федерации прошли летом, а именно 12 июня 1991 года. В соответствии с их результатами лидером Российской Федерации был избран Борис Николаевич Ельцин.

Кто может принимать участие в выборах

Президенсткий срок в России: президент в Российской ФедерацииТаким правом располагаются только граждане в возрасте от 35 лет, которые прожили на территории Российской Федерации как минимум десять лет.

Сколько раз подряд можно становиться президентом РФ? Такой вопрос возникает у многих людей, и вот ответ на него: один и тот же человек не может и не имеет права осуществлять избрание на должность главы России не более двух раз подряд. (но может вновь избираться, после перерыва в один срок).

Порядок выборов в точности описан в федеральном законе под номером 19 «О выборах Президента РФ». По условиям этого закона, каждый участник избрания во главе государства обязан предъявить в ЦИК как минимум два миллиона подписей, сделанными лицами, которые являются гражданами России. Те, кто не выполняют данное условие, автоматически выбывают из участия в выборах.

Выбирать главу РФ, в соответствии с конституцией, могут все граждане России, достигшие возраста 18 лет.

На сколько избирается президент РФ

На какой срок избирается президент РФ? Изначально время правления в России составляло — пять лет. Но в дальнейшем, время правления было сокращено до четырёх лет. Однако в 2012 году, вновь произошли изменения в Конституции и теперь президентство в России увеличилось до шести лет.

Источник: https://LivePosts.ru/articles/culture-society/policy/vse-o-prezidente-rossii-a-takzhe-o-sroke-prezidentstva-v-rf

Президентский «подряд». Зачем Владимир Путин опять заговорил об ограничении президентства в России двумя сроками

Неожиданное предложение президента России Владимира Путина подумать над запретом занимать президентиский пост более двух сроков, озвученное им на традиционной ежегодной итоговой пресс-конференции, сильно напоминает старый анекдот про Александра Лукашенко.

Президент Белоруссии правит уже 25 лет, а не какие-то «жалкие 20», как президент России, и готовится в 2020 году честно баллотироваться на шестой срок. Анекдот про «батьку» звучит примерно так: «Дорогие белорусы! Я устал занимать пост президента.

Коронация назначена на среду».

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Президент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко играют в хоккей в Сочи. Фото Mikhail Metzel/TASS/Spektr/LETA

Если говорить серьезно, реализация конституционного ограничения на число президентских сроков в нынешнем российском политическом контексте дает Путину широкий набор возможностей остаться главой государстве и после 2024 года, подрывая при этом институт президентства в России.

В 81-й статье Конституции РФ сказано: «Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Вот что сказал Путин по этому поводу на пресс-конференции 19 декабря 2019 года: «Что можно было бы сделать, что касается этих сроков — отменить оговорку «подряд».

Причем произнесено это было в ответ на вопрос не о личных политических планах Путина после 2024 года, когда он лишится законной возможности баллотироваться в президенты России, а о возможности конституционных изменений в стране как таковых.

Отмена двух президентских сроков подряд, арест полицейских из дела Голунова, «Герой труда» для Кадырова. О чем мы узнали из большой пресс-конференции Владимира Путина-2019

Необходимость такой поправки, по мнению Путина, связана с позицией ряда политиков и политологов. «Ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушел с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это уже было не два срока подряд», — сказал глава государства. И это сущая правда.

«Она (оговорка) некоторых наших политологов, общественных деятелей смущает. Ну, можно было бы ее и отменить, наверно», — подытожил Путин.

Эти слова — особенно учитывая особенности высказываний Путина и их постоянное несовпадение с реальными действиями — трудно трактовать как прямое и однозначное указание убрать слово «подряд» из 81-й статьи Конституции. Путин, скажем так, не против.

Но стоит напомнить, что о возможности изъятия из Конституции слова «подряд» применительно к президентским срокам, Путин говорит не первый раз.

Например, семь лет назад, в 2012 году, еще не став президентом в третий раз, Путин уже допускал такую возможность, выступая в качестве премьер-министра и кандидата в президенты в Госдуме и отвечая на соответствующий вопрос депутата от КПРФ Владимира Бортко.

Того самого, которого в 2019-м Кремль, по сути, заставил снять свою кандидатуру с выборов главы Санкт-Петербурга.

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Агитационный плакат с изображением Владимира Бортко. Roman Pimenov / TASS / Scanpix / Leta

Пока слово «подряд» из конституционной статьи про президентские сроки не убрали. Зато в мае 2018 года в Госдуму был внесен законопроект об увеличении количества допустимых президентских сроков с двух до трех подряд. Документ подготовил парламент Чеченской Республики.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что необходимость увеличения продолжительности пребывания главы государства (разумеется, Путина) на своем посту обусловлена «достигнутой социально-политической стабильностью и необходимостью ее сохранения». Правда, судьба этого законопроекта неизвестна.

До пленарного заседания Госдумы он не доходил, но и сообщений о его отклонении в комитетах и комиссиях тоже не поступало.

«Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». Семен Новопрудский о политической ловушке, в которую угодила страна

Зато при Путине уже был случай, когда де-факто Конституцию в части президентских сроков переписывали конкретно и специально под него. Практически сразу после победы на президентских выборах в 2008 году Дмитрий Медведев подписал поправки в Конституцию РФ.

Эти поправки, предложенные самим Медведевым, увеличили срок президентства в России с 4 до 6 лет, а срок полномочий созыва Госдумы — до 5. Эти поправки дали возможность Путину в 2012 году баллотироваться на третий срок как на «первый шестилетний», а в 2018-м- на четвертый как на «второй подряд» при новой Конституции.

Что и признал на пресс-конференции 19 декабря 2019 года сам Путин.

Сейчас слово «подряд» в Конституции РФ Путину не мешает и не помогает. В 2024 году он не сможет легально баллотироваться в президенты и если это слово уберут, и если оставят.

Убирая это слово из Конституции, Путин ничем не рискует. Он сохраняет весь спектр возможностей, чтобы остаться фактически правителем России и после 2024 года, если захочет сам или на том будет настаивать его ближайшее окружение.

Это не мешает ему благодаря созданию некоего союзного государства с Белоруссией, которую Москва активно подталкивает к жесткой интеграции, стать его президентом. И это будет первый срок Путина на таком посту.

«Покажите где — я тоже поставлю подпись за независимость!» Интервью главы МИД Беларуси Владимира Макея

Это не мешает ему возглавить Госсовет при наделении этого органа и парламента ключевыми полномочиями при одновременном ослаблении президентских.

Полностью подконтрольная Кремлю Госдума (пока нет оснований полагать, что на думских выборах 2021 года реальная оппозиция получит хоть одно место в парламенте и даже вообще будет допущена до выборов), несомненно, примет соответствующие поправки в законы.

Это не мешает Путину стать премьер-министром при конституционных поправках, превращающих Россию в парламентскую республику, а президента — в декоративную фигуру.

Единственный фундаментальный риск для Путина состоит в том, что российская политика исторически (и сейчас тоже) строится на понятиях и личных отношениях, а не на силе закона.

То есть, нет гарантий, что если Путин перестанет быть президентом, его преемник (нет сомнений, что в таком случае преемник будет выбираться так же кулуарно, узким кругом людей, как это было с Медведевым в 2008 году) не захочет изменить Конституцию под себя.

При этом все вышеописанные и любые другие варианты сохранения Путина в качестве де-факто руководителя России после 2024 года очевидно ослабляют институт президентства, единственный не декоративный в настоящий момент политический институт в стране.

Потому что ни парламент, ни суды, ни СМИ в сегодняшней России не являются независимыми и полноценными институтами власти, какими должны быть в демократической республике с принципом разделения властей. Именно таким государством — по Конституции — является Россия.

Но не является по факту.

Россия уже переживала девальвацию института президентства в бытность главой государства Дмитрия Медведева в 2008—2012 годах. Тогда центр принятия ключевых решений моментально переместился в аппарат кабинета министров, а Владимир Путин, работавший премьер-министром, по всем опросам 2008−2011 годов назывался россиянами более влиятельным политиком, чем президент Дмитрий Медведев.

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Фото AP/Scanpix/LETA

Возвращение Путина в 2012 году на пост президента вернуло вес институту президентства (а заодно и не имеющей вообще никакого законодательного обоснования администрации президент) как ключевому центру принятия решений в стране, девальвировав влияние кабинета министров.

Тем не менее, для будущего России в более отдаленной перспективе любое юридическое ограничение самовластья имеет очень важное значение.

Жесткий законодательный принцип сменяемости власти критически важен для страны, где люди держатся за свои посты до последней возможности, поскольку только государственные полномочия гарантируют им собственность, влияние, а зачастую — личную свободу и свободу близких.

Поэтому, если в Конституции РФ наконец появится однозначный запрет занимать пост президента более двух сроков, причем желательно не по 6, а хотя бы по 5 лет, это все равно будет благом для страны. Если, конечно, в России к тому времени не надумают ради сохранения несменяемой власти отменить республику и возродить монархию. И не назначат коронацию на среду.

Источник: https://spektr.press/prezidentskij-podryad-zachem-vladimir-putin-opyat-zagovoril-ob-ogranichenii-prezidentstva-v-rossii-dvumya-srokami/

Путин допустил ограничение президентского правления всего двумя сроками

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Pavel Golovkin / AP

Президент России Владимир Путин заявил, что из Конституции можно убрать оговорку «подряд» относительно срока, который один человек может находиться на посту президента. Сейчас эта норма зафиксирована в ч. 3 ст.

Читайте также:  Где оплатить штраф гибдд без комиссии: варианты оплаты

81 Конституции: «Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд». По словам Путина, эта оговорка смущает некоторых политологов и общественных деятелей.

«Ваш покорный слуга два срока отслужил, потом ушел с этой должности и имел конституционное право вернуться на должность президента, потому что это уже было не два срока подряд»

На вопрос, нет ли необходимости внести изменения в Конституцию, чтобы перераспределить полномочия парламента, правительства или президента, Путин ответил, что знает о дискуссиях по этому вопросу.

По его мнению, это можно сделать «только после хорошей подготовки и глубокой дискуссии в обществе» и очень аккуратно. Он добавил, что понимает те политические партии, которые хотят расширения полномочий парламента. Внести такие изменения в Конституцию ранее предлагал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Он считает, что расширение полномочий парламента позволит устранить существующий в России дисбаланс ветвей власти.

Сам Владимир Путин впервые был избран президентом в 2000 г., затем в 2004 г. С 2008 по 2012 г. пост президента занимал его преемник – Дмитрий Медведев, в то время как Путин на тот срок переместился на пост премьер-министра России.

При нем срок полномочий главы государства с помощью поправок в Конституцию был увеличен с четырех до шести лет. В Кремль Путин вернулся в 2012 г. В 2018 г.

начался второй его шестилетний, а в общей сложности – четвертый президентский срок.

Путин не имеет права баллотироваться в 2024 г., поскольку избирался дважды подряд в 2012-м и 2018-м, говорит политолог Виталий Иванов.

«Его сегодняшние слова можно интерпретировать как сигнал о нежелании менять Конституцию ради получения права на еще одно выдвижение. Но предлагаемая норма будет ограничивать также будущих президентов.

Если кто-то из них потом не инициирует ее пересмотр», – говорит он.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напоминает, что Путин в 2012 г. уже обозначал схожую позицию. «В прошлый раз внешне это выглядело как самозапрет на его участие в выборах 2018 г., но на практике он реализован не был. В нынешнем виде заявление позволяет бросить эту тему желающим поговорить о транзите, ничего по сути четкого не обозначив», – считает эксперт.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/12/19/819149-putin

Институт президентства РФ

Определение 1

Институт президентства РФ – это социальный институт, представленный главой российского государства, призванным осуществлять управление страной и представлять ее в различных отношениях.

Потребность в институте президентства обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости для сложнейшего механизма управления делами государства.

Замечание 1

В системе российского государственного управления Президент занимает особое место, обусловленное спецификой конституционного регулирования прав и обязанностей лица, занимающего этот пост.

Утверждение института президентства в РФ относится к 1991 году, когда был проведен референдум на соответствующую тему. Первым лицом, занявшим должность Президента России, стал Борис Николаевич Ельцин, который был избран на этот пост 12 июня 1991 года.

Институт президентства в России установлен статьей 80 российской Конституции.

Президент России является главой государства. Для института российского президентства не характерны классические, то есть американские, черты, он более склоняется к Пятой Французской Республики.

Президенсткий срок в России: президент в Российской Федерации

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Российский глава государства исключен из состава всех ветвей власти, обладая при этом определенными полномочиями по каждой из них. Глава российского государства не является одновременно главой Правительства.

На него возложено формирование внешней и внутренней государственной политики, определение структуры Правительства страны, принятие решения об отставке Правительства.

Также президент назначает главу российского Правительства, кандидатуру которого согласует с Государственной Думой.

Президент выступает в качестве лица, перед котором, наряду с Парламентом, ответственно Правительство. Причем в соответствии с Конституцией большую ответственность Правительство несет именно перед Президентом, который может принять решение об отставке Правительства.

Российский Президент выступает в качестве гаранта Конституции страны, обеспечения свобод и прав граждан. Конституция Российской Федерации предусматривает порядок участия Президента РФ в охране суверенитета, государственной целостности и независимости России, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления.

Президент выступает в качестве представителя России на территории страны и на международной арене.

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации

Порядок осуществления выборов российского Президента регулируется Конституцией Российской Федерации и специальным Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Инициатива выдвижения кандидатов на должность президента принадлежит группам граждан и политическим партиям. При наличии у политической партии фракции в Государственной Думе эта партия не нуждается в сборе подписей избирателей в поддержку своего кандидата.

Проведение выборов Президента осуществляется при наличии не менее 2 зарегистрированных кандидатов.

К кандидатам на должность президента выдвигаются следующие требования:

  • во-первых, наличие российского гражданства;
  • во-вторых, стаж постоянного проживания на территории страны более 10 лет;
  • в-третьих, достижение кандидатом возраста, превышающего 35 лет.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/institut_prezidentstva_rf/

Когда закончится срок Путина на посту президента, он сможет остаться у власти

Президент России Владимир Путин уже так давно занимает свой пост, что многие россияне уже сбились со счёта, сколько раз он был президентом. Согласно Конституции РФ этот срок для него последний, больше он не сможет баллотироваться в президенты.

В Высоких кабинетах уже появилась информация о том, что к концу президентского срока Путина, могут поменять Конституцию России, и он сможет остаться править страной.

Когда заканчивается срок Путина на посту президента Российской Федерации

Ещё до начала правления Путина президентский срок не был таким большим как сегодня. Глава государства правил страной 4 года. Однако перед 2012 года было принято решение увеличить срок правления на 2 года. Таким образом, президент исполняет свои полномочия 6 лет.

Чтобы определить, когда заканчивается срок президентства Путина, нужно знать год его последней инаугурации на главный пост страны. Произошло это 7 мая 2018 года. Это означает, что его полномочия заканчиваются весной 2024 года. Именно тогда должны пройти новые выборы президента России и народ выберет главу государства из тех кандидатов, которые будут баллотироваться на этот высокий пост.

Сейчас появляется информация о том, что Госдума может изменить Конституцию к 2024 году, таким образом, чтобы Путин вновь смог выдвинуть свою кандидатуру на выборы президента. Сейчас, согласно главному закону страны, нельзя избираться после двух сроков подряд.

Сколько сроков Путин находится на посту президента России

Владимир Путин уже давно находится на посту президента России. Многие уже забыли, какой срок подряд. Однако стоит отметить, что впервые он был избран главой государства в 2000 году. До этого в 1999 году он исполнял обязанности президента России после ухода Ельцина.

В 2004 году Путин победил на выборах президента России и перешёл на второй срок правления. Тогда он получил 71,31% поддержки населения РФ. Согласно Конституции РФ, президент не может править страной больше двух сроков подряд. В связи с этим, в 2008 году Путин не баллотировался на главный пост страны, но был назначен премьер-министром России.

https://www.youtube.com/watch?v=KWsVMKJoOZ8

В 2012 году Путин победил на выборах президента России, после чего срок работы главы государства был продлён на 2 года, до 6 лет. Это был уже третий президентский срок Владимира Путина.

В 2018 году он выиграл выборы с поддержкой 76,96%. В должность он вступил 7 мая и занимает пост президента на сегодняшний день. Это его уже четвёртый срок.

Согласно Конституции, он не сможет баллотироваться на главный пост страны в 2024 году.

Президентский срок Путина на посту президента могут продлить после 2024 году

В Сети много информации о том, что президентский срок Путина могут продлить. Даже есть сообщения, в которых указывается на то, что могут изменить Конституцию РФ.

На сегодняшний день нет конкретной информации, которая указывала бы на то, что Госдума собирается менять главный закон страны. Однако до конца президентского срока Путина ещё далеко. Ожидается, что примерно в 2023 году можно будет ожидать изменений.

Некоторые эксперты считают, что если Владимир Путин захочет остаться у власти он сможет вновь занять кресло премьера, как это было в 2008 году. Однако всё же склоняются к мнению, что главный закон страны всё же может быть изменён и президент сможет баллотироваться на главный пост страны не два раза подряд, а три или даже четыре.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/210990501

Когда заканчивается срок Путина на посту президента России

Скорее всего, вопрос этот не слишком актуальный. После 15 января 2020 года российская власть практически официально вступила в период так называемого транзита.

Он будет либо означать попытку плавно передать полную власть от Владимира Путина кому-то ещё, либо — попытку по-новому выстроить систему власти, где Путин может править пожизненно без всяких конституционных ограничений.

Когда заканчивается последний срок Путина на посту президента страны — вопрос чисто технический, вероятность его досрочной отставки и переформатирования власти стала как никогда высокой.

Когда формально заканчивается последний президентский срок Владимира Путина

На свой четвёртый президентский срок Владимир Путин вступил 7 мая 2018 года — в этот день прошла его инаугурация. После “медведевских” поправок в Конституцию, которые провели в 2008 году, срок действия полномочий президента вырос с четырёх лет до шести.

Таким образом, последний срок Владимира Путина на посту президента России истекает 7 мая 2024 года.

А не позже марта того же года должны пройти выборы нового президента. По действующему тексту Конституции России Путин не может принимать в них участие.

Практически сразу с момента вступления Путина на последний президентский срок политологи назвали одну из главных проблем этих шести лет — проблему-2024. Проблема эта, конечно, стоит перед властными элитами, а не перед простыми людьми. Суть её проста — как сохранить пожизненную власть Владимира Путина.

Вариантов могло быть несколько. Можно пойти по условно среднеазиатскому пути — отменить ограничения по срокам президентства вообще или лично для Путина.

Можно было создать новое государство путём объединения с Беларусью (и это очевидно пытались сделать, но такое как минимум не входит в планы белорусских элит).

Можно было устроить жёсткий сценарий с чрезвычайным положением по поводу какой-нибудь войны, но это стало бы полнейшим средневековьем.

В итоге власти, кажется, выбрали сценарий разрешения проблемы-2024. И сценарий этот был подсмотрен в соседнем Казахстане.

Судя по тому, что транзит стартовал уже в начале 2020 года, планов у Путина оставаться на президентском посту до 2024 года нет. Так что выборы нового президента пройдут гораздо раньше.

Зачем Путину торопиться с транзитом

Многие действительно не верят, что Владимир Путин возьмёт и уйдёт в отставку с президентского поста раньше 2024 года. Между тем, начало транзита уже сейчас, за четыре года до окончания срока — решение по-своему мудрое.

Путин не хочет оказаться в позиции, которую западные политологи называют “хромая утка”.

“Хромой уткой” принято называть главу государства, который скоро отойдёт от дел, поскольку все возможные сроки его полномочий закончатся. Любой американский президент становится “хромой уткой” на своём втором сроке — особенно в последние год-два.

Элиты в этот период больше думают о том, что будет дальше, а с уходящим главой государства в целом уже всё понятно. Его политический вес и влияние тают с каждым днём.

В российских условиях всё намного хуже. На Западе хотя бы работают понятные правила игры. Политические элиты понимают, что будут оставаться таковыми и при новом главе государства. Прежний руководитель страны спокойно уходит в отставку и не боится преследований.

В России всё сложнее. А если Путину не начать решать проблему транзита уже сейчас, за него это начнёт делать окружение в своих подковёрных интригах.

Читайте также:  Подоходный налог: сколько процентов, кто должен выплачивать

Чем всё это закончится

Пока идея с транзитом понятна только в общих чертах. Но она напоминает недавний сценарий частичной передачи власти в Казахстане от Назарбаева Токаеву.

Путин, вероятнее всего, перестанет быть формальным президентом России, а возглавит Государственный совет. Что это будет за орган и какими будут его полномочия — пока понять сложно. Но изрядную долю власти он забрать попытается.

Новый президент будет иметь меньше полномочий. И похоже, что это надолго, если не навсегда. По крайней мере, идея конституционных изменений, которые озвучены 15 января, сводится к перераспределению власти между разными институтами. Немного сильнее станут Дума и Совет Федерации, немного слабее — президент. Непонятно, какие полномочия получит Госсовет.

Что касается личности следующего президента, то пока всё идёт к парадоксальному решению — обществу попытаются ещё раз “продать” фигуру Дмитрия Медведева.

По крайней мере, косвенно это выглядит так.

Медведев вошёл в Совет безопасности на высочайший пост, созданный специально под него — заместителя главы Совета, то есть самого Путина. Политологи называют новый пост не иначе, как постом скрытого вице-президента.

На Медведева наравне с Путиным теперь замыкаются все силовики.

В глазах Путина Медведев имеет и другие преимущества. Во-первых, он абсолютно лоялен. Во-вторых, после новых правок Конституции он не сможет быть президентом больше одного срока. То есть, окажется президентом заведомо слабым — той самой “хромой уткой”.

Конечно, с личностью преемника могут быть такие же сюрпризы, какой преподнесли в лице нового премьер-министра. Но если транзит действительно будут проводить быстро, времени на раскрутку нового лица может и не быть.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bed62e6c792cb00ac0b9ae7/5e2024d1ddfef600aeb2b4c3

Работа Владимира Путина на посту президента России

Владимир Путин занял высший государственный пост в 2000 году, в 2004 году он был переизбран на второй срок. Тогда, согласно Конституции РФ, президент России избирался на четыре года. В 2008 году вступили в силу поправки в Конституцию РФ об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет.

Владимир Путин, занимавший в 2008-2012 годах пост премьер-министра России, в 2012 году вновь был избран президентом. Впервые высший руководитель страны вернулся на свой пост после перерыва. Такого не было ни в современной, ни в советской, ни в дореволюционной России.

Первый президентский срок (2000-2004)

31 декабря 1999 года первый президент России Борис Ельцин объявил о своей отставке с поста главы государства. Исполняющим обязанности главы государства стал Владимир Путин. 13 января 2000 года во время посещения Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Путин объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России.

26 марта 2000 года Владимир Путин был избран президентом Российской Федерации в первом туре. За него было подано 39 740 434 голоса (52,94%).

Первые годы своего президентства Путин посвятил решению главной задачи того периода — выводу страны из социально-экономического кризиса и созданию единого правового поля внутри страны.

Был взят курс на укрепление центральной власти. В 2000 году были созданы федеральные округа, в каждом из них появился полномочный представитель президента. Губернаторы потеряли представительство в Совете Федерации, а вместе с ним и депутатскую неприкосновенность.

Сотрудничество президента и парламента России позволило в 2000-2002 годах осуществить ряд правовых реформ — принять важнейшие кодексы: налоговый, административный, трудовой, гражданский и др. В декабре 2000 года президенту удалось добиться принятия новой государственной символики России, которую парламент не утверждал ранее из-за идеологических разногласий.

Российская армия решала задачу подавления вооруженных сепаратистов в Чечне, которые представляли, по словам Путина, главную угрозу целостности страны.

В этот период крупный бизнес утратил контроль над высшим чиновничеством (как это было в 1990-х годах). Кроме того, резкую реакцию высшей власти стали вызывать действия бизнесменов, которые открыто проявляли политические амбиции, подкрепленные значительными финансовыми ресурсами.

Первый президентский срок Путина был отмечен экономическими успехами России: средний годовой прирост ВВП составлял 6,5%, внешний долг уменьшился с 50% ВВП до 30%, имел место профицит бюджета и внешней торговли, выросли валютные резервы, повысился уровень благосостояния населения.

Во внешней политике Путин сумел укрепить отношения с Европейским Союзом и США, развить сотрудничество с НАТО.

Он установил доброжелательные отношения с президентом США Джорджем Бушем-младшим, премьер-министром Великобритании Тони Блэром, канцлером Германии Герхардом Шредером.

После терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке Путин поддержал антитеррористическую позицию руководства США, в мае 2002 года президенты России и США подписали в Москве договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Во время первого президентского срока Владимира Путина появились традиционные телевизионные «прямые линии» (первая состоялась 24 декабря 2001 года) и большие ежегодные пресс-конференции (первая состоялась 18 июля 2001 года).

Второй президентский срок (2004-2008)

Источник: https://ria.ru/20171206/1508182139.html

Путин. Третий срок. Легитимность кандидата. Статья 81 Конституции

Не хотелось поднимать эту тему, потому как для меня она казалось очевидной, но учитывая, что данная тема всплыла в блоге уважаемого мной Андрея Илларионова (http://aillarionov.livejournal.com/390689.html), дам с профессиональной точки, некоторые разъяснения, почему нет основании говорить, что Путин не может избираться третий раз на должность Президента.

Я не сторонник Путина, но, как говорится: истина дороже.

Итак, начнем с пресловутой части 3 статьи 81 Конституции РФ.

«3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.»

Казалось бы, понимание этого предложения должно быть однозначным, что не допускается более двух сроков подряд занимать определенную должность. Но нет, сторонниками иной точки зрения, приводится в качестве аргумента определение Конституционного Суда РФ от  от 05.

11.1998 №134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации».

При этом суть этого определения не рассматривается а выдергивается из контекста одна фраза: «Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.»

Этого определения, я коснусь позднее, а, сперва, все же посмотрим на часть 3 статьи 81 Конституции РФ.

Не вдаваясь в подробности правил толкования права (закона), остановимся на том, что норма, записанная в законе, выражает волю законодателя.

Говоря простым языком: законодатель, прописывая определенное предложение, имел в виду определенный смысл или замысел, который он вкладывал в это предложение.

Сразу оговоримся, что ни один законодатель не вкладывает «двойной» смысл в норму права, если, конечно, не действует под чьим-то принуждением.

При разработке и принятии действующей Конституции принуждения не было. Было два варианта. Они то и помогут нам понять волю законодателя. Этот способ толкования в юриспруденции называется историческим.

Прежде всего, стоит обратиться к истории возникновения института президентства в нашей стране.

Институт президентства был введен в СССР путем внесения изменений в Конституцию СССР от 14 марта 1990 года.

Об ограничении пассивного права — права быть избранным на должность президента СССР  в Конституции СССР была следующая норма: «Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.».

В РСФСР институт президентства был введен в Конституцию позднее: 24 мая 1991 года. Эти изменения уже имели иное изложение: «Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.» (ст.121.2).

Итак, на лицо разница между изложенными статьями, которая делает явным смыл слова «подряд», то есть по сравнению с вариантом Конституции СССР, Конституция РСФСР ограничивала только возможность избрания на два срока подряд, предоставив возможность избираться в дальнейшем, по истечении срока (сроков), когда на должность президента избран другой кандидат.

Такая же разница была и в проекте конституции РФ, один из которых разрабатывался конституционной комиссией, другой – администрацией Президента.

В проекте, разработанном конституционной комиссией,  были те же ограничения пассивного избирательного права относительно должности Президента, что и, ранее, в Конституции СССР: «Никто не может быть избран на должность Президента РФ более двух раз.» (ст.93 проекта).

Президентский же проект, действующий сейчас, расширил пассивное избирательное право, в корне переделав смысл: «…не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Как видим, здесь речь идет даже не об избрании, а о занятии должности двух сроков подряд, тем самым смысл нормы в корне изменился.

То есть речь идет о том, что количество избраний не ограничено, а вот занимать должность подряд больше двух сроков запрещено.

Итак, исходя из исторического толкования, воля законодателя, выраженная в приведенной выше норме Конституции, определяется достаточно просто: избираться сколько угодно раз, но занимать должность не более двух сроков подряд.

Теперь перейдем к структуре законодательных актов. На первом месте по верховенству стоит Конституция, за ней по иерархии следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные законы дают легальное и полное описание норм, установленных в Конституции.

Проще говоря, разъясняют детали тех или иных норм и прав, закрепленных в Конституции. И не должны противоречить ей.

Пока нормы федерального закона не оспорены или их неконституционность не выявлена в ходе правоприменительной практики (что встречается больше как нонсенс), федеральный закон считается соответствующим Конституции и обязательным к применению.

Для ст.81 Конституции  существует два нормативных акта, которые разъясняют ее положения. Это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ФЗ «О выборах Президента…».

И что же говорит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» относительно возможности избираться Президентом РФ? Ст.

4 говорит следующее: «Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность (Президент РФ – ст.

2)  более установленного количества сроков подряд…» То есть речь идет не об абсолютном ограничении пассивного избирательного права запрещением избираться должность более определенного количества раз, а о временном ограничении пассивного избирательного права, выраженного в ограничении права на занятие должности подряд несколько сроков.

Так как здесь идет отсылка к иному Федеральному закону, а именно ФЗ «О выборах Президента…» смотрим, что написано в нем (ст.

3): «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.» Вот вам и последнее, и еще более полное, уточнение нормы, содержащейся в ч.3 ст.81 Конституции.

А как же определение Конституционного Суда, про которое речь шла вначале?

Прежде всего обратимся к ФКЗ «О Конституционном суде».

Статья 71: «Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах…4 (толкование Конституции) части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.»

Цитируемый же акт Конституционного Суда называется определением, следовательно, в качестве толкования нормы права (ст.81), содержащейся в Конституции, он рассматриваться не может.

Дальше смотрим, о чем вообще была речь в этом определении: «Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.» То есть речь идет о взаимосвязи двух статей и порядке исчисления срока (считать ли первый срок Ельцина первым сроком в понимании ч.3 ст.81). Но речи о том, что данная норма является аналогом нормы, закрепленной ранее в конституции СССР и проекте конституции РФ («Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз») не идет.

Читайте также:  Что такое крупная сделка для ооо: определение и расчет

И что же отвечает Конституционный суд в резолютивной части определения?  Он отвечает на тот вопрос, который был перед ним поставлен: «Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне — июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.» Ни слова о толковании этой нормы в ином смысле….

Ну а цитируемую так часто фразу надо тоже читать в совокупности со всем текстом: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд.

Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.

» То есть речь идет о том, что действующий президент (Ельцин) не может избираться на следующих выборах. И ничего более.

Так что с формальной юридической точки зрения говорить о нелегитимности избрания или выдвижения Путина оснований нет. А вот с фактической точки зрения, учитывая, что президентская власть, как была, так и оставалась у Путина, несмотря на формального Президента, — наоборот. Однако получить формальных доказательств этого сейчас невозможно.

Источник: https://langohrigel.livejournal.com/20558.html

В госдуме принята к рассмотрению инициатива о продлении срока полномочий президента рф до 7 лет

ВСЕ ФОТО

Совет Думы в четверг, 5 февраля, решил принять к рассмотрению законодательную инициативу депутатов Ивановской области о продлении полномочий президента РФ до семи лет. Совет Госдумы принял решение рассмотреть в феврале законопроект «О поправке к Конституции РФ по изменению срока полномочий президента РФ».

Совет Госдумы решил направить этот законопроект во фракции и парламентские комитеты, президенту и правительству, а также в ряд высших органов судебной власти. Предложено установить срок внесения предложений и замечаний по этому проекту закона до 12 февраля и в этом же месяце вынести его на первое чтение палаты, сообщает «Интерфакс».

Законопроект с соответствующей поправкой к Конституции РФ был внесен в Госдуму депутатами законодательного собрания Ивановской области еще 8 октября 2003 года, но с тех пор он лежал без движения в бывшем комитете по госстроительству. Сегодня Совет Госдумы решил разослать этот документ во фракции и комитеты для ознакомления.

  • В пояснительной записке к этому законопроекту парламентарии Ивановской области пишут, что, по их представлению, «изменение срока полномочий президента РФ с 4-х до 7-и лет послужит шагом к определенной стабилизации и в политическом, и в экономическом планах».
  • Кто за это предложениеКто против увеличения сроковЧто думает сам президент ПутинЧто нужно, чтобы это предложение прошлоА вот что думают по этому поводу россияне
  • Что надо, чтобы президент работал 7 лет

Отметим, что проблем с прохождением в Думе этого законопроекта возникнуть не должно, правда, если думская фракция «Единой России» решит дать жизнь этому законопроекту. У «Единой России» в Думе — парламентское большинство. Всего в новой Госдуме зарегистрированы 4 депутатские фракции. В составе «Единой России» — 300 депутатов из 447 возможных.

Таким образом, предложение, которое витает в политических кулуарах еще с начала первого президентского срока Владимира Путина, может быть принято депутатами во всех трех чтениях еще до марта месяца — то есть до выборов нынешнего президента на второй срок.

Однако депутаты фракции «Единая Россия» пока выступают против изменений Конституции РФ, касающихся продления срока президентских полномочий.

Вице-спикер Владимир Пехтин в интервью РИА «Новости» назвал подобную инициативу «глупой». «Президент неоднократно публично выражал свое негативное отношение к таким изменениями в Конституции.

Зачем же снова будоражить общественное мнение?», — сказал депутат.

Вице-спикер Олег Морозов считает подобные предложения по изменению Конституции несвоевременными. «Это просто неэтично, тем более во время предвыборной кампании, вносить изменения в Конституцию», — отметил Морозов.

Ранее спикер Госдумы, председатель фракции «Единая Россия» Борис Грызлов, комментируя высказывания ряда политических деятелей о необходимости снятия ограничений на срок президентских полномочий в России, отметил, что единороссы высказываются против подобных изменений, и «намерены беречь действующую Конституцию».

Впрочем, как ранее заявлял в интервью радиостанции «Эхо Москвы» председатель комитета по законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин, «если говорить с юридической точки зрения об изменении продолжительности срока президентства в Российской Федерации, то эта норма находится в той главе, которая не требует даже созыва конституционного собрания, она может быть изменена в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов».

«Для этого субъект права законодательной инициативы должен войти в Государственную Думу с соответствующим законопроектом, и все», — добавил он. Для решения этого вопроса органы власти, к примеру Чечни, могут в соответствии с Конституцией оформить это предложение в качестве законодательной инициативы и вынести ее на рассмотрение Государственной Думы.

Кто, когда и какие сроки предлагал президенту

Напомним, что первое предложение о продлении президентского срока выдвинул еще 7 декабря 2001 года бывший спикер Совета Федераций Сергей Миронов через два дня после своего назначения на этот пост, сказав, что 4 года «для России в современных условиях — это мало». Тогда оптимальным сроком президентства был назван срок в 7 лет.

12 декабря 2001 года Владимир Путин, выступая в Кремле на приеме в честь Дня Конституции, заявил, что он против изменений сроков полномочий главы государства.

«Сроки президентских полномочий под действующего президента меняться не будут», — подчеркнул Путин.

Он заявил также, что «вопрос о поправках, ведущих к принципиально новой Конституции, на повестке дня не стоит, как не может стоять вопрос о демонтаже ее базовых ценностей и отказе от демократических завоеваний».

После этого разговоры об увеличении президентского срока несколько поутихли. Но затем в январе 2002 года Сергей Миронов вновь повторил о необходимости увеличить срок, все так же ссылаясь на «переходный период», в котором «Россия будет находиться в ближайшие 10, 20, а то и 30 лет».

В августе 2002 года Сергей Миронов съездил в Магаданскую область, провел работу с местными депутатами, и те 19 августа обратились к Госдуме с законодательной инициативой об увеличении срока работы президента до 7 лет, дабы «обеспечить стабильность».

Отметим, что во время традиционной пресс-конференции в Кремле, которая прошла 20 июня 2003 года, Владимир Путин уже не говорил о том, что менять сроки не надо, а сказал, что для него оптимально было бы работать при сроке «5 + 5». «Два раза по пять — более стабильная была бы ситуация, на мой взгляд. Пять лет — нормально», — сказал Владимир Путин.

7 августа 2003 года Сергей Миронов, выступая в Благовещенске перед местными депутатами, вновь заявил, что срок полномочий главы государства следовало бы увеличить до 5 лет.

«Четыре года для президента на переходный период в России, который будет достаточно длительным — это мало, 7 лет — много», — предположил Миронов и добавил, что в течение четырех лет первые полтора года президентского срока уходят «на вхождение», затем год работы и уже после этого начинается подготовка к новой президентской кампании. «Поэтому 5 лет я считаю оптимальным», — констатировал Миронов.

19 января 2004 года Ахмад Кадыров (президент Чечни) заявил на пресс-конференции в Москве о необходимости ввести пожизненный президентский срок для Путина. И заявил, что, если бы у него были необходимые полномочия, он сделал бы Владимира Путина пожизненным президентом России.

20 января 2004 года Владимир Жириновский (вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР) выступил за увеличение срока депутатских полномочий в России до 6 лет, а также за снятие ограничений времени пребывания одного лица в должности президента РФ. Вице-спикер заявил, что он поддерживает внесение изменений в Конституцию РФ для решения данного вопроса в законодательном порядке. По его мнению, такого рода коррективы в Конституцию могут быть внесены Госдумой нового созыва.

Сегодня же Жириновский поднял планку уже до 7 лет, заявив, что это — оптимальный срок президентских полномочий. «Учитывая огромные размеры и проблемы страны, семь лет — идеальный вариант», — сказал лидер ЛДПР в эфире «Эхо Москвы».

По его мнению, «если президент не очень плохой, достаточно одного семилетнего срока президентства, а если хороший, может быть и два срока, и три». «Два по семь — оптимальный вариант», — считает Жириновский.

Он заметил, что русские цари и генеральные секретари в среднем правили по 15 лет.

3 февраля 2004 года Николай Федоров (президент Чувашии) заявил, что поддерживает идею о продлении конституционного срока полномочий президента РФ.

«После избрания президента примерно до полугода уходит на формирование правительства и утряску, настройку работы и так далее», — заявил региональный лидер в интервью «Интерфаксу».

По его мнению, срок полномочий президента РФ следует продлить до 7 лет, сохранив при этом положение о том, что глава государства не может избираться на этот пост более двух раз подряд.

При этом, говоря о возможных поправках в Конституцию, глава Чувашии предложил принять американскую систему, когда вносимая поправка начинает действовать только через 7 лет. «Что касается опасения «узурпации власти», то при определенных возможностях эту власть можно узурпировать и за два года», — подчеркнул региональный лидер.

Эту идею поддержал 5 февраля 2004 года губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

«Именно этот срок (7 лет), с моей точки зрения, был бы наиболее оптимальным, причем в Конституцию РФ следует внести соответствующие поправки с тем, чтобы президент имел возможность избираться на семь лет не более чем на два срока подряд», — заявил Савченко в интервью «Интерфаксу». «Россия является страной, где доминирующую роль играет авторитет власти, прежде всего, главы государства, — отметил губернатор. — Если президент пользуется доверием народа, при нем повышаются темпы роста экономики, уровень жизни, то он должен оставаться на этом посту как можно дольше, чтобы принести максимальную пользу своей стране и своему народу. И это прежде всего касается действующего главы государства, авторитет которого в обществе высок».

С этим мнением согласен губернатор Рязанской области Вячеслав Любимов. «Четыре года для президента в России срок крайне малый.

Наиболее приемлемым был бы срок семь лет для главы государства при условии, что он может переизбираться не более чем на два срока, — отметил Любимов. — Семь лет вполне достаточно, чтобы президент мог осуществить поставленные задачи.

И в Конституцию необходимо было бы внести соответствующее изменение. Уверен, что в регионах эту идею поддержат».

Губернатор Брянской области Юрий Лодкин, высказавшись категорически против 7-летней работы на посту президента, заявил, что «наиболее разумным было бы максимум пять лет для президентства и не более двух сроков подряд».

А предложение Кадырова о бессрочном правлении и пожизненном президентстве он назвал несерьезными.

«Если мы пойдем по такому пути, то нам надо будет тогда просто возрождать монархию, но, думаю, что этот вариант в России не пройдет», — сказал брянский губернатор.

Кто из политиков против увеличения срока полномочий президента

Кандидат в президенты РФ Ирина Хакамада заявила радиостанции «Эхо Москвы», что продление сроков президентских полномочий приведет к «цементированию власти и отсутствию какого-либо желания власти слышать сигналы со стороны общества».

Источник: https://www.newsru.com/russia/05feb2004/7_years.html

Ссылка на основную публикацию