Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайна

  • Несмотря на негативное отношение к органам системы ФНС и сотрудникам этих учреждений, налоговые инспекции и инспекторы имеют не только права, которые и вызывают столь отрицательное восприятие, но и обязанности.
  • Полномочия и вмененные функции органов ФНС четко резонируют с правами и обязанностями налогоплательщиков, чьи стереотипы связаны с малыми знаниями и вовсе незнанием собственного статуса в налоговых правоотношениях.
  • За последние годы ФНС во главе Минфина проделала мощную работу по оптимизации законодательства, ориентируясь на интересы налогоплательщиков, которым предоставлялось и предоставляется все больше удобств для реализации общественного фискального договора с государством.
  • Вместе с тем в сфере налогового управления — администрирования и контроля — произошло расширение и углубление полномочий инспекций и их сотрудников, целью чего является повышение эффективности наполнения бюджетов и экономической среды.
  • В 30-ой статье кодекса о налогах и сборах обозначено понятие налоговых органов:
  • Связная система с централизованной иерархией, осуществляющая контроль за правомерным исполнением законодательных предписаний, точным расчетом, полноценным и своевременным удержанием и перечислением в структуру бюджетов России налогов, сборов и взносов.
  • Централизованным руководством системы является ФНС, подотчетная Министерству финансов, подотчетному Правительству России.

Звенья системы функционируют в рамках своих полномочий и законодательной базы о налогах и сборах. Разрешено взаимодействие между инспекциями ФНС и другими учреждениями налоговой службы, а также иными ведомствами исполнительной ветви власти на трех уровнях, внебюджетными фондами России.

Права

Дальнейшая статья — 31-ая — раскрывает компетенцию и полномочия органов ФНС:

  • осуществлять налоговый контроль в виде проверок в соответствии с положениями кодекса;Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайна
  • проверять выполнение банковскими учреждениями возложенных обязанностей; нормы такого контроля изложены в кодексе, а также формируются при взаимодействии ФНС и Банка России;
  • запрашивать в рамках фискального законодательства от плательщиков и налоговых агентов документацию, утвержденную в формах и форматах и обосновывающую правомерность расчета и перечисления платежей, точность исчисления и соблюдение сроков;
  • осуществлять выемку документации у плательщиков и налоговых агентов в процессе налоговой проверке согласно установленному порядку, если существует обоснованная вероятность утаивания, уничтожения, искажения или замены данной документации;
  • приглашать на территорию налоговой инспекции плательщиков и налоговых агентов путем направления письменного уведомления — для представления разъяснений по вопросам расчета, взимания, перечисления платежей, по вопросам проводимой проверки и в других случаях, требующих объяснений субъекта;
  • блокировать движение расходных операций на банковских счетах и электронных кошельках плательщиков и агентов;
  • арестовывать имущество;
  • проводить осмотр помещений, используемых плательщиками для получения доходов или хранения облагаемых объектов, торгового, складского, подсобно-бытового, промышленного и другого назначения по любому местонахождению; при этом допускается инвентаризация имущества согласно установленному Минфином алгоритму;
  • рассчитывать размеры налогов, сборов, взносов и иных связанных платежей автономно — опираясь на сведения, которыми располагают органы ФНС и других ведомств, если плательщик или агент не позволяет инспекторам выполнить осмотр надлежащий территорий и помещений, не сдает установленную документацию, не ведет бухгалтерский и налоговый учет и простой учет доходов и расходов либо ведет с отклонениями от норм и порядка, или плательщик в лице заграничной компании, не занимающейся хозяйствованием в пределах России через статичное представительство, не декларирует объекты по имущественному налогу;
  • выполнять принудительное взыскание недоимки и неустойки из банковских счетов или интернет-кошельков, имущества плательщика;
  • запрашивать от банковских учреждений платежную документацию, удостоверяющую перечисление налоговых платежей в бюджеты России на счета Казначейства;
  • выдвигать требования к плательщикам и агентам исправить выявленные в процессе налогового контроля ошибки и нарушения порядка и отслеживать динамику исполнения требований;
  • приглашать для полноценности налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков;
  • приглашать свидетелей, способных дать информацию, полезную для эффективности налогового контроля;
  • вернуть юридическую силу суммам недоимки и неустойки, прежде отнесенным к безнадежным и невзыскиваемым;
  • представлять заявление об упразднении или приостановлении юридической силы лицензий, имеющихся у физических лиц и предприятий для выполнения лицензируемых видов хозяйствования;

А также обращаться в суды арбитражного и общего порядка, в том числе Верховный и Высшие суды, с исками:

  • для прекращения инвестиционного кредитного договора до окончания его срока;
  • для взимания сумм неустойки в виде пеней и штрафов и задолженностей по налогам, сборам и взносам в законном порядке;
  • для компенсация вреда, нанесенного России и ее муниципалитетам в силу незаконных деяний банка по проведения расходным операций с банковскими счетами субъекта, что повлекло невозможность взимания с этих счетов сумм неустойки и недоимки;
  • в других ситуациях.

Помимо перечисленных прав, органы ФНС имеют и другие полномочия, которые излагаются в кодексе, федеральных законах, НПА, уточняются в письма Минфина и ФНС.

Как видно, компетенция налоговых органов связана с обеспечением поступления причитающихся налогов, сборов и взносов.

Иерархия

Статья 31 оговаривает принцип верховенства: органы, находящиеся в более высокой ступени иерархии налоговой системы, могут упразднять и менять действия и решения более низких ступеней.

Порядок приоритета решения по возрастанию:

  • Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайнана местном уровне — межрайонные и территориальные инспекции ФНС, занимающиеся непосредственными задачи по главным направлениям фискальной системы;
  • на региональном уровне — управления ФНС, основными функциями которых признаются методическое и организационно-правовое сопровождение нижестоящих органов, аналитика и сведение данных в единую статистику;
  • на межрегиональном уровне — межрегиональные инспекции ФНС, выполняющие надзор за крупнейшими налогоплательщиками;
  • на федеральном уровне — ФНС, федеральный орган исполнительной власти в сфере контроля за налогами, сборами и взносами, статус службы утвержден в постановлении Правительства России.

ФНС

ФНС обладает функциями и целями не только в сфере контроля, но и смежных и иных областях:

  • соблюдение налогового законодательства;
  • правомерное исчисление, взимание, перечисление фискальных платежей в сроки;
  • надзор за промыслом и реализацией этанола, алкогольных, спиртосодержащих и табачных товаров;
  • участие в антикоррупционной политике;
  • установление и развитие международных отношений;
  • валютное администрирование.

Налоговая служба получила задачи и полномочия по:

  • регистрации предприятий, крестьянских хозяйств и ИП и ведение реестров;
  • представлению интересов российских бюджетов в виде требований о погашении задолженностей при проведении процедуры банкротства.

Валютный агент

В рамках исполнения администрирования валютного законодательства ФНС России вправе:

  • осуществлять проверки на предмет соблюдения валютных НПА резидентами и нерезидентами России;
  • на предмет точности и полноценности сведений в учете валютного движения и отчетности;
  • требовать документацию и анализировать данные из нее, касающиеся открытия валютных счетов, операций по ним.

Документы

Для реализации функций и прав, которыми налоговые органы наделены для этого, ФНС предусмотрел законный алгоритм направления документов по строгим формам и форматам, адресуемым субъектам налоговых правоотношений. Порядок состоит из нескольких приказов.

Такие документы передаются адресатам несколькими способами:

  • вручаются лично;
  • передаются законному представителю — доверенному лицу, родителям, опекунам или попечителям недееспособных лиц;
  • направляются письмом в заказном режиме;
  • посылаются по интернет-каналам.

Те лица, которым вменена обязанность представлять отчетность в налоговые инспекции в цифровом виде, получают налоговые уведомления только в том же формате.

Уведомление, посланное почтовым отправлением, признается врученным лицом на 6-ой день после отправки. Документ, посланный в личный кабинет налогоплательщика, признается доставленным на второй день после отправки.

Читайте так же:   Полное и частичное освобождение от налогов в 2020 году

ВАЖНО: Бумажный документ с подписью и печатью должностного сотрудника налоговой инспекции и цифровой документ с электронной подписью инспекции тождественны.

Уведомления в виде писем посылаются:

  • на адрес нахождения российского предприятия, содержащийся в ЕГРН;
  • на адрес реализации хозяйственной деятельности заграничной компании;
  • на указанный адрес для отправки документов заграничной компанией, не исполняющей в пределах России хозяйствование через представительства, но имеющей недвижимость на территории страны;
  • на адрес проживания либо указанный адрес для отправки документов индивидуального предпринимателя и лиц, осуществляющих частную практику.

Заграничной компании, учтенной в инспекции ФНС, документы направляются только удаленным способом. До получения доступа к сервису «Личный кабинет» уведомления посылаются им на иные известные налоговому органу электронные адреса.

Обязанности

Дальнейшая статья — 32-ая — первой части кодекса раскрывает перечень основных обязанностей органов системы ФНС:

  • исполнять налоговое законодательство — администратор ветви права должен быть примером соблюдения установленных норм;Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайна
  • контролировать исполнение налогового законодательства;
  • выполнять постановку на учет и ведение в базе «АИС-налог», а также в реестрах учетную информацию о налогоплательщиках;
  • проводить устное и письменное осведомление населения о функционирующих в стране налогах, сборах, взносах, о законодательстве в сфере налогообложения как федерального уровня, так и остальных ступеней, о методах правильного расчета и перечисления фискальных платежей, о сроках исполнения обязательств, о правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, ответственности и санкциях;
  • предоставлять бланки налоговых деклараций и давать пояснения по порядку их заполнения;
  • отвечать квитанцией на получение через личный кабинет запрошенных документов от налогоплательщиков;
  • основываться в своей компетенции на позицию Минфина России, изложенную в официальных письмах;
  • хранить налоговую тайну и блюсти ее соблюдение; понятие налоговой тайны приведено в 102-ой статье кодекса;
  • уведомлять плательщиков и налоговых агентов о КБК — реквизитах для перевода налоговых платежей на счета Казначейства, об их изменениях и другую информацию, необходимую для правильного составления платежных поручений;
  • возвращать плательщикам и налоговым агентам суммы платежей, уплаченных в избыточном размере либо взысканных излишне, путем отправления отделениям Федерального казначейства поручения о возврате или зачете;
  • вручать в установленные сроки и установленными способами плательщикам и налоговым агентам требования об уплате сборов, взносов, налогов, решения и акты по налоговым проверкам, налоговые уведомления о необходимости уплаты;
  • формировать и предоставлять субъектам по их запросу справку, содержащую сведения о положении расчетов субъекта по налогам, взносам, сборам, неустойкам, и справку о выполнении налоговых платежных обязательств;
  • справку о расчетах необходимо вручить лицу до истечения пяти дней, справку об исполнении — десяти;
  • формировать и предоставлять справку о расчетах по налогу на прибыль консолидированной группы плательщиков по запросу такой группы или ее участников;
  • проводить с субъектами налоговых взаимоотношений по их запросу единую двустороннюю сверку расчетов; оформить итог сверки актом и послать лицу по ТКС до конца следующего дня после дня оформления заключения, соблюдая порядок приказа ФНС;
  • выдавать копии решений, принятых в отношении плательщиков и налоговых агентов по их запросу; обязанность касается и участников консолидированной группы;
  • по запросу любых лиц формировать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и выдавать их заявителям в пять дней со дня запроса; выписки об экономических субъектах предоставляются любому лицу, уплатившему причитающую государственную пошлину и подавшему заявление; обязательно формирование как выписок из «АИС-налог» — предприятий и ИП, учтенных в конкретной инспекции, а также из федеральной базы реестра по всей России;
  • в рамках межведомственного взаимодействия передавать в отделения государственных внебюджетных фондов информацию о создании подразделений, изменении или прекращении деятельности подразделений.

Разумеется, это не все обязанности налоговых органов. Более конкретные их вариации приводятся на протяжении всего кодекса, а также содержатся в законах и НПА.

Возбуждение уголовного дела

  1. Помимо налоговой ответственности за нарушение законодательного порядка уплаты фискальных платежей существуют административная и уголовная.
  2. ВАЖНО: После отправки требования об уплате недоимки и неустойки налоговая инспекция ждет выполнения обязательств два месяца.

  3. Если плательщик игнорирует требование и не исполнил его в этот срок, а нарушение по размерам, сути и времени содержит все признаки преступления, инспекция обязана по наступлении просрочки требования передать материалы по субъекту в органы Следственного комитета, которые начнут расследование дела и могут привлечь ответственных лиц к уголовным санкциям в виде штрафа, ареста имущества и лишения свободы.

Должностные лица налоговых органов

Сотрудники структур ФНС имеют права и права, идентичные правам и обязанностям, перечисленным в статье 31.

Заключение

Кодекс отдельно выделяет необходимость сохранять достоинство и честь плательщиков, проявляя внимательность и корректность при их обращении к должностным лицам.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/obshhie-voprosy/prava-i-obyazannosti-nalogovyx-organov.html

Основные права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайна

Особенно это касается физических и юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью независимо от ее вида.

Информация о налогоплательщиках

В соответствии с российским налоговым законодательством налогоплательщиками признаются все дееспособные граждане и организации, которые обременены обязанностью производить уплату налогов и сборы. К таковым организациям можно отнести:

  • юр. лица, зарегистрированные на территории РФ и осуществляющие деятельность в соответствии с местными законами;
  • иностранные компании и корпоративные объединения, созданные на территории России или других стран в соответствии с иностранным законодательством.
Читайте также:  Отказ от ребенка матерью: оформление, особенности

Налоговым кодексом также выделены взаимозависимые лица. Ими являются граждане, отношения которых оказывают влияние на условия осуществления деятельности или ее финансовые результаты. Взаимозависимость имеет место в таких случаях:

  • при участи одного лица в имущественных отношениях другого при доле участия, превышающей 20%;
  • при подчинении одного лица другому в соответствии с должностным положением;
  • по решению судебных органов, если подконтрольность граждан и компаний была обнаружена налоговыми органами.

Права

Условно они делятся на три группы, каждую из которых необходимо рассматривать подробно.

К первой группе относятся права, направленные на обеспечение надлежащего исполнения плательщиками налогов и сборов обязательств по уплате:

  • на получение информации от налоговых органов на бесплатной основе касательно установленных законодательством и действующих налогах и сборах, полномочий инспекций и их сотрудников, а также собственных прав и обязанностей;
  • на затребование разъяснений от налоговых органов в письменной форме при наличии вопросов по применению соответствующего законодательства.

Вторую группу составляют права, отвечающие за обеспечение учета экономических интересов налогоплательщиков в процессе уплаты:

  • на применение льгот в порядке, установленном законодательством при наличии соответствующих оснований;
  • на получение налогового кредита, рассрочки или отсрочки платежа в порядке, который установлен НК РФ;
  • на возврат денежных средств в случае превышения установленной для уплаты суммы, причем при несвоевременном возврате налоговые агенты должны получить процент.

К третьей группе относятся процессуальные права граждан и организаций при совершении контроля налоговой инспекцией:

  • на представление собственных интересов лично или через представителя;
  • на предъявление пояснений касательно исчисления налогов и их уплаты;
  • на право присутствия при проведении в организации налоговой проверки;
  • на получение копий актов, решений и требований, составленных в результате проверок;
  • на требование соблюдения законодательных норм налоговыми органами и их сотрудниками;
  • на неисполнение обязательств, которые противоречат налоговому законодательству РФ;
  • на обжалование решений и требований, принятых в противоречие НК;
  • на требование соблюдения вышестоящими органами налоговой тайны;
  • на требование возмещения полученных убытков в результате принятия неправомерных решений.

Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайна

Обязанности

Основная обязанность состоит в уплате платежей, установленных законодательством. Однако на налогоплательщиков распространяются и другие обязанности:

  • постановка на учет в ФНС в условиях, предусмотренных НК;
  • ведение учета доходов и затрат в установленном порядке;
  • предоставление налоговых деклараций соответствующим органам;
  • обязательное устранение выявленных в ходе проверок нарушений;
  • не препятствовать осуществлению налоговыми органами законной деятельности;
  • предъявлять государственным службам требуемые документы и сведения;
  • обеспечить сохранность информации бухгалтерского учета и прочей важной документации на протяжении трех лет.

Помимо представленных требований, плательщики налогов также обязуются сообщать соответствующим органам:

Налогоплательщики могут не только лично представлять свои интересы, но и через представителей. Таковыми являются граждане, которые участвуют в налоговой деятельности других лиц и компаний на основании законодательства или учредительных документов соответственно.

Подробную информацию о всех обязательствах физических и юридических лиц вы можете узнать из следующего видео:

Информация о налоговых органах

К налоговым органам относится ФНС и ее территориальные подразделения. В некоторых случаях, установленных законом, их полномочия вправе выполнять таможенные органы.

Права

Налоговая служба имеет право:

  • на требование от налогоплательщиков предъявления документов, оформленных по формам, установленных вышестоящими государственными и муниципальными органами, в качестве оснований для исчисления налогов и подтверждения его правильности;
  • на проведение налоговых проверок на законном основании;
  • на выполнение изъятия документов в принудительном порядке в процессе проведения проверки при наличии достаточных оснований, что они могли быть подделаны, скрыты или уничтожены;
  • на вызов налогоплательщиков для пояснений после проверок, а также исполнения их прямых обязательств на основании уведомления, созданного в письменной форме;
  • производить остановку операций по банковским счетам;
  • арестовывать имущество налогоплательщиков;
  • проводить осмотр любых помещений и территорий, применяемых гражданами с целью извлечения дохода;
  • на осуществление инвентаризации имущества;
  • на определение суммы налогов и сборов, которые подлежат внесению в государственный бюджет, рассчитываемой на основании представленной информации;
  • требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверки;
  • взыскать пени, штрафы и недоимки по налогам и сборам без непосредственного обращения в судебные органы;
  • производить контроль над крупными суммами доходов и затрат граждан;
  • затребовать от банковских учреждений документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении платежных поручений от налоговых органов касательно списания сумм налогов и штрафов;
  • ходатайствовать об аннулировании лицензий или их приостановлении при осуществлении деятельности определенных видов.

Права и обязанности налоговых органов: налоговая тайна

Обязанности

Налоговыми органами в обязательном порядке должны выполняться следующие требования:

  • соблюдение соответствующего законодательства;
  • контроль соблюдения нормативных правовых актов;
  • ведение учета налогоплательщиков в предусмотренном порядке;
  • проведение консультационных и разъяснительных мероприятий касательно применения законодательных норм на бесплатной основе;
  • предоставление форм для отчетности и предъявление информации о порядке их заполнения;
  • возвращение излишек сумм налогов и начисленных штрафов;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • предъявление копий актов, решений и требований после проверки и уведомлений иного характера.

В соответствии с Налоговым кодексом таможенные органы имеют аналогичные права и обязанности при транспортировке товаров через границу РФ.

Также предусмотрена ответственность инспекций за причинение ущерба гражданам или организациям в результате совершения неправомерных действий, нарушения законодательства и злоупотребления служебным положением.

Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/prava-i-obyazannosti-nalogoplatelshhikov.html

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Обязанности должностных лиц налоговых органов

В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют свои обязанности.

Содержание

Налоговые органы РФ – важные участники налоговых правоотношений. Их права и обязанности установлены налоговым законодательством (ст.ст. 31-32 НК РФ), Реализуя свои права должностные лица, при этом не должны превышаться пределы их компетенции.  

Налоговое законодательство не содержит понятия о должностных лицах. Однако это понятие раскрывается другими нормативно-правовыми актами, а именно КоАП, в статье 285 УК РФ, а также в законе, регулирующем принципы организации местного самоуправления в РФ.

Отсутствие закрепленного в специальном законе понятия должностного лица налогового органа осложняет некоторые вопросы правоприменения, поскольку должностные лица являются самостоятельными субъектами, к которым применяются механизмы юридической ответственности.

Понятие о должностных лицах можно составить исходя из анализа перечисленных нормативно-правовых актов. Ими являются лица, которые занимают определенную должность, предусмотренную НПА, отвечающие квалификационным требованиям.

Должностные лица закон наделяет соответствующими правами и обязанностями, которые необходимы им для исполнения функций, возложенных на них в связи с их служебной деятельностью.  

Анализируя налоговое законодательство можно добавить, что должностными лицами налогового органа являются его работники, которые выполняют установленные законом действия по отношению к участникам налоговых правоотношений, которыми являются плательщики налогов, налоговые агенты и т.д.

Права должностных лиц налоговых органов

Должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере налоговых правоотношений (налоговые инспекторы) закон наделяет такими правами:

  • контролировать соблюдение предпринимателями требований налогового законодательства;
  • проводить проверки камеральные или выездные, строго руководствуясь при этом требованиями налогового законодательства;
  • проверять первичную документацию налогоплательщиков;
  • получать все необходимые пояснения от налогоплательщиков (справки и т.д.) в связи с проводимой проверкой;
  • обследовать беспрепятственно объекты, которые налогоплательщиком используются для получения прибыли (склады, офисы торговые помещения и территории и т.д.);
  • привлекать специалистов, в случае если собственных знаний недостаточно для налогового контроля (переводчиков, экспертов);
  • вызывать конкретных лиц с целью дачи показаний, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  • контролировать физических лиц с целью соответствия их расходов заявленным доходам.

Основные обязанности должностных лиц налоговых органов

Положения ст. 33 НК РФ обязывают должностных лиц налогового органа:

  • действовать строго придерживаясь требований налогового законодательства, а также требований федерального законодательства;
  • не выходя за пределы своей компетенции способствовать реализации прав и обязанностей налогового органа, установленных в ст.ст. 31,32 НК РФ;
  • внимательно относится к участникам налоговых правоотношений, не нарушая их достоинства и не унижая чести. С этой целью был утвержден Кодекс этики госслужащих, регламентирующий нормы служебного поведения сотрудников налоговых органов;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • вести учет налогоплательщиков;
  • разъяснять порядок уплаты и расчета налогов;
  • направлять налоговые уведомления с требованием оплатить налог, установленный НК РФ;
  • направлять субъектам проверки решения и акты налоговых проверок.

Обязанности, возложенные законом на должностных лиц налогового органа, обеспечивают права налогоплательщиков.

Исполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

Для того, чтобы обеспечить соблюдение со стороны должностных лиц своих обязанностей, предусмотренных законом, правительством РФ утверждена программа противодействия коррупции. В рамках данной программы организуется и проводится антикоррупционная деятельность, имеющая профилактический характер.

Поскольку налоговый орган представляет исполнительную власть, он должен делать только то, что прямо предписывает закон. В связи с этим можно назвать ряд примеров, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами. Ими являются:

  • истребование у плательщика налогов документов, которые не связаны с налоговой проверкой;
  • проверка деятельности налогоплательщика за период, который превышает 3 года;
  • не предоставление возможности налогоплательщику предоставить свои возражения на материалы налоговой проверки, а также принять участие в их рассмотрении;
  • вынесение необоснованного решения, которым плательщик налогов привлечен к ответственности;
  • требование уплаты налогов без наличия оснований для их взимания;
  • привлечение к ответственности плательщика налогов без учета срока исковой давности.

Этот перечень далеко не исчерпывающий.

Как показывает арбитражная практика примеров ненадлежащего исполнения обязанностей значительно больше.

Невыполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

В случае если должностными лицами налоговых органов не выполняются установленные законом обязанности, ст. 12 Закона о налоговых органах РФ предусматривает привлечение их к дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.

Данная законодательная норма имеет отсылочный характер, предусматривая в случае применения различных видов ответственности обращение к законодательным нормам других отраслей права.

Так, например, дисциплинарную ответственность устанавливает ФЗ об основах госслужбы, предусматривая такие дисциплинарные взыскания, как:

  • выговор;
  • предупреждение о служебном несоответствии;
  • замечание;
  • увольнение.

Материальная ответственность у должностных налоговых работников возникает в случае, если они причинили ущерб организации в результате:

  • преступных действий (для установления такого факта требуется решение суда);
  • нетрезвого состояния;
  • действий совершенных, когда работник не был при исполнении своих обязанностей (например, разбил служебную машину, находясь не на работе).

Возмещать ущерб работники налоговых органов, как предписывает трудовое законодательство, должны по распоряжению руководителя в размере, который не должен превышать пределов заработка работника (ст. 241 ТК РФ).  

Уголовная ответственность, предусмотренная УК РФ для должностных лиц налогового органа, как правило, наступает в случаях:

  • злоупотребления своими полномочиями (ст. 285);
  • превышения полномочий (ст. 286);
  • получения взятки (ст. 290).;
  • халатности (ст. 293).

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obyazannosti-dolzhnostnyh-lic-nalogovyh-organov.html

Решу егэ

Установите со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка в РФ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
  • A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны
  • Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах
  • B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах
  • Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки
  • Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги
1) права2) обязанности

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Пояснение.

  1. Первой и глав­ной обязанностью на­ло­го­пла­тель­щи­ка является свое­вре­мен­ная и пол­ная уплата налога. Среди остальных следующие:
  2. 1) Обя­зан­ность вести бух­гал­тер­ский учет, со­став­лять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обес­пе­чи­вая ил со­хран­ность не менее пяти лет.
  3. 2) Обя­зан­ность представлять на­ло­го­вым органам не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты налогов до­ку­мен­ты и сведения.
  4. 3) Обя­зан­ность вносить ис­прав­ле­ния в бух­гал­тер­скую отчетность в раз­ме­ре суммы со­кры­то­го или за­ни­жен­но­го дохода (прибыли), вы­яв­лен­но­го проверками на­ло­го­вых органов.
  5. 4) Обя­зан­ность в слу­чае несогласия с фактами, из­ло­жен­ны­ми в акте проверки, пред­став­лять письменные по­яс­не­ния мотивов от­ка­за от под­пи­са­ния этого акта.
  6. 5) Обя­зан­ность сообщать на­ло­го­вым органам в де­ся­ти­днев­ный срок о при­ня­том решении по лик­ви­да­ции (реорганизации) юри­ди­че­ско­го лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. За­ко­но­да­тель­ством предусмотрены сле­ду­ю­щие их виды.

1) Право поль­зо­вать­ся льготами по упла­те налогов на ос­но­ва­ни­ях и в порядке, уста­нов­лен­ных законодательными актами.Вопрос о том, яв­ля­ет­ся ли при­ме­не­ние льготы пра­вом налогоплательщика, рас­смат­ри­вал­ся в гл. 8 (Порядок ис­чис­ле­ния налога).

В том случае, когда льго­та действительно яв­ля­ет­ся правом налогоплательщика, не­об­хо­ди­мо учитывать уста­нов­лен­ный порядок ее применения.

По­ми­мо этого, по­сколь­ку налог ис­чис­ля­ет­ся за опре­де­лен­ный период, то ис­поль­зо­вать данное право либо от­ка­зать­ся от него можно также в рам­ках налогового периода.

2) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам документы, под­твер­жда­ю­щие право на льго­ты по на­ло­гам является про­из­вод­ным от первого. Вме­сте с тем оно носит са­мо­сто­я­тель­ный характер, по­сколь­ку налоговые ор­га­ны не имеют права от­ка­зать налогоплательщику 8 предъ­яв­ле­нии указанных документов.

Читайте также:  Когда платить транспортный налог: сроки оплаты и погашение задолженности - юрист эксперт

3) Право зна­ко­мить­ся с ак­та­ми проверок, про­ве­ден­ных налоговыми органами, яв­ля­ет­ся гарантией права на защиту, по­сколь­ку квалифицированное об­жа­ло­ва­ние решений на­ло­го­вых органов воз­мож­но только после озна­ком­ле­ния с вы­яв­лен­ны­ми в ходе про­вер­ки нарушениями.

4) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам пояснения по ис­чис­ле­нию и упла­те налогов и по актам про­ве­ден­ных проверок поз­во­ля­ет на ран­ней стадии раз­ре­шить спорные вопросы, не до­во­дя дела до ад­ми­ни­стра­тив­но­го или су­деб­но­го обжалования.

5) Право в уста­нов­лен­ном законом по­ряд­ке обжаловать ре­ше­ния налоговых ор­га­нов и дей­ствия их долж­ност­ных лиц яв­ля­ет­ся основной га­ран­ти­ей защиты прав налогоплательщика.

Законодательство уста­нав­ли­ва­ет и дру­гие права налогоплательщиков, на­при­мер право фи­зи­че­ско­го лица в ме­сяч­ный срок после по­да­чи в на­ло­го­вый орган де­кла­ра­ции о до­хо­де уточнить данные, за­яв­лен­ные им в этой декларации.

  • A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны — права.
  • Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах — обязанности.
  • B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах — права.
  • Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки — права.
  • Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги — обязанности.
  • Ответ: 12112.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=8433

35. Налоговая тайна

  • Налоговую
    тайну составляют любые полученные
    налоговым органом, органами внутренних
    дел, органом государственного внебюджетного
    фонда и таможенным органом сведения о
    налогоплательщике, за исключением
    сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком
    самостоятельно или с его согласия; 2) об
    идентификационном номере налогоплательщика
    3) о нарушениях законодательства о
    налогах и сборах и мерах ответственности
    за эти нарушения; К разглашению налоговой
    тайны относится, в частности, использование
    или передача другому лицу производственной
    или коммерческой тайны налогоплательщика,
    ставшей известной должностному лицу
    налогового органа, органа внутренних
    дел, органа государственного внебюджетного
    фонда или таможенного органа, привлеченному
    специалисту или эксперту при исполнении
    ими своих обязанностей
  • Поступившие
    в налоговые органы, органы внутренних
    дел, органы государственных внебюджетных
    фондов или таможенные органы сведения,
    составляющие налоговую тайну, имеют
    специальный режим хранения и доступа.
  • Доступ
    к сведениям, составляющим налоговую
    тайну, имеют должностные лица, определяемые
    соответственно федеральным органом
    исполнительной власти
  • Утрата
    документов, содержащих составляющие
    налоговую тайну сведения, либо разглашение
    таких сведений влечет ответственность,
    предусмотренную федеральными законами.

36. Учет налогоплательщиков, порядок постановки на учет, присвоение инн

В
целях проведения налогового контроля
налогоплательщики подлежат постановке
на учет в налоговых органах.

Постановка
на учет в налоговых органах осуществляется
налогоплательщиками – юр лицами по
месту нахож­дения организации или по
месту нахождения ее обособленных
подразделений; физ лицами, занимающимися
предпринимательством без образования
юри­дического лица, — по месту их
жительства, а также по месту на­хождения
принадлежащего организациям и физическим
лицам недвижимого имущества и транспортных
средств, подлежащих налогообложению.

В
целях усиления налогового конт­роля
установлена обязанность организаций,
в состав которых входят обособленные
подразделения, расположенные на
тер­ритории РФ, а также в собственности
которых находятся подлежащие
налогообложению недвижимое имущество
и транс­портные
средства, встать на учет в качестве
налогоплательщика в налоговом органе
как по месту своего нахождения, так и
по месту нахождения каждого своего
обособленного подразделе­ния, а также
по месту нахождения принадлежащего им
недви­жимого имущества и транспортных
средств. Организации и индивид
предприниматели обязаны встать на
налоговый учет в качестве налогоплательщиков
независимо от того, повлечет их
деятельность в дальнейшем обложение
теми или иными налогами или нет.

Постановка
на учет налогоплательщика осуществляется
налоговым органом в течение 5 дней со
дня подачи им всех необходимых документов,
и в тот же срок выдается свидетельство
о постановке на учет. Постановка на учет
и снятие с учета осуществляется бесплатно.
Сведения о налогоплательщике с этого
момента становятся налоговой тайной.

При
постановке на учет физ лиц в состав
сведений входит(ФИО, дата и место
рождения, место жительства, данные
паспорта, данные о гражданстве)

При
постановке на первичный учет каждому
налогоплательщику присваивается единый
по всем видам налогов и сборов
идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН), и его вносят в единый гос реестр
налогоплательщиков.

Сэтого
момента ИНН указывает­ся во всех
направляемых налоговым органом
уведомлениях, а также указывается
налогоплательщиком в подаваемых им в
налоговый орган декларациях, отчетах,
заявлениях и других документах. ИНН
представляет собой 10-значный номер для
организации и 12-значный для физ лиц.

ИНН, присвоенный налогоплательщику, не
подлежит изменению, за исключением(при
изменении места нахождения и места
постановки на учет). При реорганизации
организации присваивается новый ИНН.

Источник: https://studfile.net/preview/6195871/page:17/

Права и обязанности налоговых органов

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Налоговыми органами РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Полномочиями налоговых органов обладают таможенные и финансовые органы. Права налоговых органов:

  • – требовать от налогоплательщиков необходимые документы и иную информацию;
  • – проводить налоговые проверки;
  • – производить выемку документов при проведении налоговых проверок, если есть основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • – вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  • – приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество;
  • – осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • – определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка;
  • – требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • – взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени, проценты и штрафы (недоимка – это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок);
  • – требовать от банков документы, подтверждающие списание со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени;
  • – привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • – вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
  • – заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действий лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • – создавать налоговые посты;
  • – предъявлять в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды иски:
  • – о взыскании налоговых санкций;
  • – о признании недействительной государственной регистрации юридических или физических лиц;
  • – о ликвидации организации;
  • – о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • – о взыскании задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам, числящейся более трех месяцев за зависимыми обществами, с основных обществ;
  • – в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Обязанности налоговых органов:

  • – соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • – контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;
  • – вести учет налогоплательщиков;
  • – проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
  • – осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм, пеней и штрафов;
  • – соблюдать налоговую тайну;
  • – представлять налогоплательщику справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  • – направлять налогоплательщикам копии акта налоговой проверки;
  • – осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, пеней и штрафов;
  • – выдавать по заявлению налогоплательщика копии решений налоговых органов.

Формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов. Для проведения налогового контроля используется налоговая отчетность, одной из форм которой является налоговая декларация. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Основными формами проведения налогового контроля являются:

  • – налоговые проверки (камеральные или выездные);
  • – получение объяснений налогоплательщиков и других обязанных лиц;
  • – проверка данных учета и отчетности;
  • – осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
  • – истребование, а также выемка документов и предметов;
  • – экспертиза;
  • – другие формы.

Для обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов применяют:

  • – залог имущества;
  • – поручительство;
  • – приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке;
  • – арест имущества (с санкции прокурора).

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Налоговым правонарушением является противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и их представителей. НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений:

  • – нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней – штраф в 10 000 руб.;
  • – ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе – штраф в размере 10% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 руб.;
  • – нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке – штраф 5000 руб.;
  • – нарушение срока представления налоговой декларации – штраф 5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации за каждый полный или неполный месяц
  • – со дня ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.;
  • – уклонение от представления налоговой декларации в течение более 180 дней. По истечении установленного срока – штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня;
  • – грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов, объектов налогообложения – штраф 10 000 руб. (если такое деяние имело место в течение одного налогового периода). За повторное деяние – штраф 30 000 руб. Если эти деяния повлекли занижение дохода – штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.;
  • – неуплата или неполная уплата сумм налога – штраф 20% от неуплаченной суммы налога. Если эти же действия совершены умышленно – штраф 40% неуплаченной суммы налога;
  • – другие меры ответственности.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков

Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов, если он полагает, что такие акты приняты с нарушением НК РФ. Акты могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее получения. Решение по жалобе принимается в письменной форме и сообщается подавшему жалобу лицу в течение трех дней со дня принятия решения.

 

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studme.org/1209061326527/finansy/prava_obyazannosti_nalogovyh_organov

Контрольные полномочия налоговых органов и адвокатская тайна (Чашин А.Н.)

Дата размещения статьи: 02.04.2017

В последнее время все более актуальной становится проблема определения объема контрольных полномочий налоговых органов в отношении адвокатских образований.

Территориальные подразделения Федеральной налоговой службы по не вполне понятным мотивам стремятся получить доступ к текстам хранящихся в адвокатских делопроизводствах соглашений, полагая, будто бы при сохранении таковых в тайне адвокатские образования обязаны начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС).По нашему мнению, требования налоговых органов о предоставлении копий соглашений в целях подтверждения льготы по НДС противоречат части 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» , согласно которой адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.———————————

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Согласно абзацу 1 ч. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. ) правила сохранения профессиональной тайны распространяются на факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей.———————————

Вестник Федеральной палаты адвокатов. 2013. N 3.

В случае передачи копий соглашений в налоговые органы посторонним лицам станут известны как минимум следующие данные, составляющие адвокатскую тайну: фамилия и имя доверителя; факт обращения конкретного лица за юридической помощью к адвокату; содержание существа спора или жизненной ситуации доверителя.

Особое опасение вызывает получение со стороны сотрудников налоговых органов доступа к информации, содержащейся в соглашениях:- по делам, связанным с тайной усыновления (удочерения);- по делам о преступлениях и правонарушениях с участием несовершеннолетних;- по делам о преступлениях против половой свободы и неприкосновенности.

Несмотря на то обстоятельство, что сотрудники налоговых органов несут профессиональную обязанность по сохранению налоговой тайны, все же федеральное законодательство не содержит прямого допущения перевода информации гражданина из режима адвокатской тайны в режим тайны налоговой.

Сотрудники налоговых органов в связи со спецификой своей профессиональной деятельности, особенностями кадрового отбора и служебной подготовки нацелены на соблюдение именно налоговой тайны, т.е. информации исключительно имущественно-финансового характера.

Основы современного российского судопроизводства предполагают, что при обращении к адвокату за юридической помощью гражданин вправе рассчитывать на хранение сообщенных им сведений в тайне профессиональными участниками судебного процесса — адвокатом, прокурором, судьей, нотариусом, представителями судебного аппарата.

По делам некоторых категорий (усыновление, половые преступления и т.п.) предусмотрен закрытый режим судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах нарушение прав граждан происходит в момент передачи их личной информации, сообщенной только адвокату, сотрудникам налоговых органов, по специфике своей деятельности не в полной мере готовых блюсти тайну, связанную с информацией о судебных, наследственных и иных юридических делах.

При этом следует учитывать, что адвокаты, судьи, прокуроры и иные лица, профессионально связанные с судопроизводством, по своему образованию являются юристами, тогда как сотрудники налоговых органов — экономистами, т.е.

лицами, не связанными адвокатской тайной и не воспитанными в духе традиций и принципов адвокатуры, справедливого судопроизводства, правоохранительной службы.При таких обстоятельствах право гражданина на соблюдение адвокатской тайны перестает быть гарантированным.Свои требования сотрудники налоговых органов обосновывают необходимостью проверки обоснованности использования адвокатским образованием льготы по НДС. Но такое обоснование лишено какого-либо смысла. Так, согласно уставам адвокатских образований единственным видом деятельности коллегии является деятельность в области права (код 69.10) . Поэтому очевидно, что все денежные поступления являются либо платой за юридические услуги, либо членскими взносами.———————————

См., например: Сведения о юридическом лице «Коллегия адвокатов города Москвы «Комаев и партнеры» по состоянию на 26 января 2017 г.

; Сведения о юридическом лице «Коллегия адвокатов Республики Ингушетия «Таргим» по состоянию на 26 января 2017 г.

; Сведения о юридическом лице «Коллегия адвокатов N 22 Адвокатской палаты Рязанской области» по состоянию на 26 января 2017 г. // Официальный сайт Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru.

Фактов осуществления адвокатскими образованиями неуставной деятельности налоговыми органами не выявляется. При таких обстоятельствах у налоговых органов нет необходимости отделять льготируемый вид деятельности от прочих, так как никаких иных (нельготируемых, т.е. потенциально облагаемых НДС) видов деятельности адвокатские образования не практикуют.

Более того, включение в устав адвокатского образования любого дополнительного вида деятельности сделает недопустимой его регистрацию в качестве создаваемого юридического лица.Прямого прецедента по затронутому предмету автору отыскать не удалось. Вместе с тем имеются некоторые позиции судебно-арбитражных органов, которые дают представление о векторе судебной практики.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N 449-О-П «По жалобе некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Регионсервис» на нарушение конституционных прав и свобод положениями п. 1 ст. 93 и п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ» выражена следующая позиция.

Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст.

23 Конституции РФ) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (ч. 1 ст. 24, ст. 51 Конституции РФ).

Исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 6 июля 2000 г. N 128-О применительно к нормам уголовного законодательства, касающимся адвокатской тайны, положения пункта 1 ст. 93 и пункта 2 ст.

126 НК РФ не могут рассматриваться как возлагающие на адвокатов и адвокатские образования обязанность предоставлять налоговому органу любые документы, содержащие сведения о клиентах и, соответственно, предусматривающие ответственность за неисполнение такой обязанности как за налоговое правонарушение.

Вместе с тем адвокаты и адвокатские образования, являющиеся налогоплательщиками в силу статьи 57 Конституции РФ, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы и в равной мере со всеми другими налогоплательщиками вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, а в необходимых случаях, предусмотренных законом, — информацию и документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ). Освобождение адвокатов и адвокатских объединений от обязанности представлять соответствующие сведения и документы исключало бы всякую возможность налогового контроля и не соответствовало бы целям и смыслу налогообложения.Теми же целями налогообложения и налогового контроля предопределяется содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (ст. 102 НК РФ). Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности налоговые органы не вправе требовать их представления. Именно поэтому НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82) .———————————

Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. N 5.

Таким образом, согласно приведенной позиции Конституционного Суда РФ налоговые органы:- вправе истребовать у адвокатского образования конкретные соглашения в случае проверки отдельных налогоплательщиков (т.е.

доверителей);- не вправе истребовать у адвокатского образования все соглашения, заключенные за отчетный период;- соответствующий запрос должны обосновать необходимостью оценки налоговых последствий сделок — именно этот критерий не соблюдается в рассматриваемой ситуации налоговыми органами, так как вне зависимости от количества и содержания соглашений адвокатские образования не являются плательщиками НДС.Кроме того, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14 марта 2014 г. по делу N А81-1857/2013 отражена следующая позиция.В нарушение пункта 1 ст. 65 и части 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговым органом ни в материалах дела, ни в судебных заседаниях не были представлены доказательства, опровергающие, что Адвокатское бюро в лице управляющего партнера Д.М. Сусликова в течение 2009 — 2011 гг. оказывало иные услуги, помимо квалифицированных правовых услуг. В связи с вышеизложенным доводы Инспекции в данной части признаются судом кассационной инстанции несостоятельными .———————————

Мой арбитр // www.my.arbitr.ru.

Таким образом, арбитражными судами бремя доказывания факта выхода адвокатского образования из-под льготного режима по НДС возложено на налоговые органы.

В связи с этим адвокатские образования не обязаны доказывать, что ими (состоящими в них адвокатами) в течение отчетного периода оказывались только юридические услуги и не велась иная деятельность, облагаемая НДС.Позиция адвокатского сообщества по затронутому вопросу сформулирована в ответе Адвокатской палаты г. Москвы на запрос адвоката Б.

коллегии адвокатов г. Москвы «Адвокатъ» о представлении сведений, составляющих адвокатскую тайну, по запросу Инспекции Министерства налоговой службы РФ . По мнению Совета Адвокатской палаты г.

Москвы, у адвоката отсутствует обязанность представлять в налоговые органы договоры с клиентами или какие бы то ни было первичные документы (счета, акты оказанных услуг) при осуществлении налогового контроля за деятельностью как самого адвоката, так и его доверителя.

При этом признаком дохода от ведения адвокатской деятельности является получение вознаграждения через адвокатское образование.

Следовательно, первичным документом для определения доходов от адвокатской деятельности являются: 1) выписки по счетам самой коллегии; 2) кассовые документы самой коллегии (включая выдачу подотчетных сумм — адвокат по закону является лицом, несущим полную материальную ответственность). Что касается договоров адвокатов с клиентами (переписки и иной документации, касающейся исполнения поручения), то они не могут служить основанием для начисления адвокату дохода, поскольку адвокат действует в интересах доверителя, если иное прямо не установлено налоговыми органами при проверках иных лиц.———————————

Вестник Адвокатской палаты г. Москвы. 2004. N 6 (8).

Исследование действующего законодательства, складывающейся судебно-арбитражной практики, позиций органов адвокатского самоуправления, основополагающих принципов адвокатской деятельности приводит к выводу об отсутствии у налоговых органов компетенции истребовать в адвокатских образованиях соглашения, заключенные за очередной отчетный налоговый период (квартал, полугодие, год). Равным образом у руководства адвокатских образований отсутствует корреспондирующая обязанность представлять налоговым органам копии таковых соглашений.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

10 января 2020 г.Проект Федерального закона № 877880-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров».

Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.

20 декабря 2019 г.Проект Федерального закона № 864881-7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 

4 декабря 2019 г.Проект Федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.

21 ноября 2019 г.Проект Федерального закона № 840167-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.

7 ноября 2019 г.Проект Федерального закона № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 

Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8521

Ссылка на основную публикацию