Закон «о средствах массовой информации»: основные положения

18.03.2019

27 декабря 1991 г. был принят ФЗ № 2124-1. Это закон официально запрещает цензуру в СМИ.

В этом документе приведен перечень основных терминов в медиа-сфере, а также перечислены правила регистрации издателей печатной или иной информационной продукции в РФ. Ниже рассмотрены основные положения и изменения закона о СМИ.

Краткое содержание ФЗ № 2124-1

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияВ ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. установлен запрет на введение цензуры и на препятствование изданию газет, радио- и телепередач, журналов, которые не зависят от государства. В этом законе говорится о таких нюансах работы журналистов:

  • об основных положениях, которые касаются различных средств массовой информации, а также о правилах применения Федерального закона № 2124-1-ФЗ;
  • об осуществлении журналистами публичной деятельности и о проведении анализа изменения объема постоянной аудитории;
  • о публикации личных или иных данных;
  • о правоотношениях работников СМИ с физлицами или компаниями;
  • о правах и официальных обязанностях российских и зарубежных журналистов;
  • о наказании за различные нарушения этого ФЗ.

Основные главы

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. состоит из 7 глав и следующих 62 статей:

  • 1-6 (Глава 1). Здесь приведены основные термины деятельности СМИ, а также установлен запрет на введение государством цензуры;
  • 7-24 (Глава 2) — отображены основные сведения о регистрации, правовом статусе и перечне прав учредителей СМИ;
  • 25-37 (Глава 3). В этих статьях федерального закона о СМИ указаны сведения о правилах публикации конкретной информации. Также, здесь приведен порядок официальной регистрации и получении государственной лицензии на вещание;
  • 38-46 (Глава 4) — регламентированы правоотношения между журналистами и гражданами РФ или компаниями. Здесь говорится о запросах, получении, отказах или отсрочке необходимой информации;
  • 47-52 (Глава 5) — установлены перечень прав и список обязанностей журналистов. Здесь приведен порядок аккредитации и перечислены несколько правил применения скрытых записей;
  • 53-55 (глава 6). Здесь говорится о регистрации и положении зарубежных журналистов в РФ;
  • 56-62 (Глава 7) — приведены виды ответственности журналистов за конкретные правонарушения.

Согласно ст. 55 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г., представительства различных зарубежных СМИ в РФ создают только после получения разрешения от МИД России, если иное не предусмотрено конкретными договорами, которые заключены между иностранным государством и РФ.

Текст закона

С новыми нововведениями должны ознакомиться все редакции, учредители и работники СМИ.

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»

Ключевые понятия

Рассмотрим более подробно.

Читать так же:  ​​Как найти хорошего адвоката

Реклама

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияТермин «Реклама» указан в ст. 36 ФЗ № 2124-1, где есть отсылка на ФЗ № 38 от 13 марта 2006 г. Согласно крайнему закону, рекламное объявление публикуют только в том случае, если оно соответствует таким требованиям:

  • не содержит недостоверных различных сведений или конкретную недобросовестную информацию;
  • не побуждает потребителей конкретного товара на нарушение различных законов РФ;
  • не подстрекает к совершению насилия, жестокости;
  • не содержит порнографических материалов;
  • не искажает информацию иностранными разнообразным словами и выражениями;
  • не показывает курящих людей и граждан, распивающих алкоголь;
  • в рекламном блоке нет матов и оскорблений;
  • не пропагандирует определенные товары — не является скрытой рекламой.

Также, рекламу не публикуют в обучающих и развивающих детских книгах.

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

Разрешена ли цензура в РФ

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияПод понятием «цензура» понимают проверку разнообразных текстов перед их публикацией, которую проводят различные госорганы. Это понятие введено в ст. 3 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г.

В РФ официально запрещено введение цензуры на публикацию печатной информации. Также ФЗ № 2124-1 запрещает создание и субсидирование разнообразных компаний, госорганов или отдельных лиц, в чьи обязанности входит установление подобного запрета.

Ограничения

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияСогласно ст. 19.1 ФЗ № 2124-1 о СМИ РФ, иностранное юрлицо не может стать учредителем (участником) СМИ. В случае несоответствия требованиям этого документа, зарубежные компании не вправе пользоваться правами, которые прописаны в абз. 2-6 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-sredstvah-massovoj-informacii-osnovnye-polozheniya.html

Закон о СМИ. Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации.

Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ.

И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Закон «О средствах массовой информации»: основные положения

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияАлена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»: 

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации.

 К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи.

Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую.

По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

Скачайте сейчас: PDF-инструкция «Где и как публиковать статьи бесплатно»

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии.

Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий.

Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Закон «О средствах массовой информации»: основные положенияМихаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области: 

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» —основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом,  может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Источник: https://news.pressfeed.ru/zokoni-dlya-smi/

Закон РФ о средствах массовой информации: структура закона, права журналистов, требования к СМИ | Правоведус

Закон «О средствах массовой информации»: основные положения Федеральный закон РФ о средствах массовой информации провозглашает СМИ свободу. В документе указано, что деятельность компаний не подлежит ограничению. Также акт формирует основные понятия в данной сфере и порядок распространения сведений. Рассмотрим основные понятия и изменения закона о СМИ в данной статье более подробно.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Основной нормативно-правовой акт о СМИ регулирует отношения между участниками в данной сфере на территории Российской Федерации, а также отношения между СМИ и государством, обществом, между редакцией и автором, между издателем, учредителем и редакцией, между СМИ и гражданином РФ, и другое. Закон устанавливает запрет цензуры и создание определенных юридических возможностей для учреждения и регистрации газет, журналов, радио- и телепередач, не зависящих от государства и политических партий.   

Скачать Федеральный закон о средствах массовой информации с последними изменениями

Так, согласно закону ограничению не могут подлежать: 

  • получение, поиск и распространение массовой информации;
  • владение, распоряжение и пользование средствами массовой информации;
  • изготовление, приобретение и эксплуатации технического оборудования, материалов и сырья, необходимых для производства и распространения массовой информации.

Структура закона о СМИ

Законодательный акт включает в себя 7 глав и 62 статьи: 

Глава 1 документа статьями 1-6.1 раскрывает основные понятия СМИ, устанавливает запрет на цензуру и упоминает о запрете злоупотребления массовой информации.

Так, в соответствии со статьей 4 закона не допускается использование СМИ в целях уголовно наказуемого деяния, при разглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих публичный призыв к осуществлению террористической деятельности, равно, как и оправдывающих терроризм материалов. 

Закон запрещает использование в теле-, радио-, видеопрограммах, художественных и документальных фильмах, а также в информационных файлах и компьютерных программах текстов, скрытых вставок и других приемов и способов распространения информации, которая оказывает воздействие на подсознание людей и/или оказывает вредное влияние на их здоровье. Кроме того, законодательный документ устанавливает запрет на распространение в СМИ сведений о способах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ, равно, как и информации, содержащей инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.  В СМИ запрещено распространять сведения о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, включая их фото-видеоизображения, фамилии, имени и отчества его и его родителей или иных законных представителей. Распространение информации, содержащей предложение о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и иной спиртосодержащей продукции, также подлежит запрету. 

Глава 2  Закона статьями 7-24 собрала в себе сведения о статусе и правах учредителя, а также регистрации СМИ. 

Так, статья 7 Закона устанавливает, что учредителем СМИ может быть, как гражданин, так и организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. При этом учредителем не может выступать: 

  1. гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
  2. организация, предприятие, объединение, деятельность которых запрещена по закону;
  3. гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает на территории РФ постоянно. 

Правила регистрации СМИ и освобождения от регистрации регламентируются статьями 8-12 Закона. Например, законодательный документ формулирует правила в отношении заявления для регистрации СМИ, в нем должно быть указано: 

  1. сведения об учредителе (соучредителях);
  2. наименование (название) средства массовой информации;
  3. язык (языки);
  4. адрес редакции и предполагаемая территория распространения продукции;
  5. форма периодического распространения массовой информации;
  6. примерная тематика и (или) специализация;
  7. предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
  8. источники финансирования;
  9. сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  10. доменное имя сайта в сети «Интернет» для сетевого издания;
  11. информация об оплате государственной пошлины. 
Читайте также:  Какие документы нужны для техосмотра в 2020 году? правила прохождения то

Источник: https://pravovedus.ru/library/laws/zakon-rf-o-sredstvakh-massovoy-informatsii/

Закон о СМИ: простыми словами основные положения

Согласно закону о СМИ запрещается ограничивать им следующую деятельность:

  • осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
  • регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
  • покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.

В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.

Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.

  • Продукция СМИ – это тираж или часть тиража периодического печатного издания, аудио- и видеозаписи, а также отдельные выпуски радио, телевизионных и кинопрограмм.
  • Распространение продукции СМИ – это ее продажа в различных ее формах, в том числе подписку, раздачу и доставку.
  • Специализированными средствами массовой информации признаются такие СМИ, в отношении которых законодательство предусмотрело особенные правила их регистрации, деятельности, распространения сведений.

Редакция – это орган, непосредственно изготовляющий и выпускающий медийные продукты. Редакцией признается как учреждение или предприятие, так и отдельное лицо или ряд лиц. Главный редактор – руководитель редакции.

Журналист – отдельное лицо, самостоятельно или с помощью кого-либо поиск, получение, редактирование и создание материалов, предназначенных для редакции. Журналист обязательно должен быть связан с редакцией трудовыми или договорными отношениями либо заниматься своей деятельностью по особым, предоставленным редакцией полномочиям.

  1. В законе о СМИ сказано, что ни одно лицо, организация, общественное объединение, государственный орган или должностное лицо не вправе требовать от СМИ какого-либо согласования их продукции.
  2. Запрещается каким-либо образом ограничивать распространение продукции СМИ, материалов, сообщений и их частей.
  3. Запрещается создавать, финансировать любые организации, привлекать отдельных лиц и группы лиц с целью цензурирования средств массовой информации.

Однако есть и исключения. Если автором аудиовидеоматериала, печатного издания выступает должностное лицо либо если это лицо дает интервью.

Законодательство РФ запрещает средствам массовой информации злоупотреблять свободой слова, свободой СМИ. Это значит, что информационная продукция не должна:

  • использоваться для совершения уголовных преступлений;
  • разглашать охраняемые законодательством секреты и тайны;
  • призывать граждан к террористической деятельности;
  • поощрять терроризм и экстремизм в любых его проявлениях;
  • пропагандировать насилие, жестокость и порнографию.

Запрещается использование любых технических способов воздействия на сознание граждан и негативного влияния на их здоровье. Среди них: скрытые вставки в телерадиопрограммах, видео- и кинофильмах, специальные компьютерные файлы, программы по обработке текстов.

  • Запрещено распространять информацию о способах приготовления и использования наркотических и психотропных средств (и их аналогов), освещать места их распространения.
  • Запрещается распространять и другую информацию, не подлежащую раскрытию согласно законам РФ.
  • В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу.

Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов.

Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Средствам печати предписывается указывать в каждом экземпляре печатного издания указывать наименование издания, список учредителей, Ф. И. О. главного редактора, номер выпуска и дату его выхода из печати. Сверх того, газеты обязаны указывать время подписания номера в печать, индекс издания, тираж, стоимость одного экземпляра и адрес редакции.

В печатных изданиях запрещается вести пропаганду или рекламу:

  • табакокурения;
  • распития спиртных напитков;
  • медицинских услуг, предлагающих аборты.

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей.

Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким.

При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.

В 2017 году в статью 35 закона о СМИ была введена поправка, касающаяся обязательных сообщений.

Во-первых, редакция обязана бесплатно и в срок публиковать сообщения согласно решению суда. Во-вторых, государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения вышестоящих федеральных и государственных органов.

Как и в предыдущей версии, редакция любого СМИ обязана бесплатно и в кратчайшие сроки подавать сигналы оповещения об опасности, экстренную информацию ввиду возникшей опасности для населения. В том числе СМИ обязаны публиковать сведения о порядке действий населения, публиковать сообщения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-943901-zakon-o-smi-prostymi-slovami-osnovnye-polozheniya—

Изменения в Законе о СМИ в 2019 году: новая статья о поручениях редакции в особых условиях

СМИ – это органы передачи информации обществу с помощью технических средств: радио, тв, интернет, газеты и журналы, книжные издательства и пр.

Содержание статьи

  • 1 Основные положения Закона о СМИ
  • 2 Изменения 2019 года

Работа средств массовой информации регулируется ФЗ №2124-1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», а также списком изменяющих нормативно-правовых актов для него.

Основные положения Закона о СМИ

Основными положениями ФЗ №2124-1 являются:

  1. Принцип свободы СМИ, в соответствии с которым учреждение СМИ, а также работа с информацией (получение, публикация) не могут ограничиваться за исключением случаев, указанных в законодательстве.
  2. Отсутствие цензуры (согласование с органами власти или специально созданными организациями материалов перед публикацией): нельзя запрещать публиковать материалы или их части, а также создавать и финансировать организации, занимающиеся цензурой.
  3. Невозможность злоупотребления СМИ: нельзя использовать средства массовой информации для противоправных действий с целью воздействия на подсознание граждан, раскрывать государственные тайны, пропагандировать наркоманию, а также рассказывать о методах производства и местах приобретения наркотических вещества и т. д.
  4. Настоящий Закон применяется для СМИ, зарегистрированных на территории РФ, а также для части информации иностранных СМИ, распространяемой на территории РФ.

Изменения 2019 года

С 1 сентября 2019 года вступят в силу изменения в Законе о СМИ, которые привнесены ФЗ №534 от 27.12.2018. Так, в Законе о СМИ появится новая статья №47.1 «Выполнение поручения редакции в особых условиях», в соответствии с которой:

  1. Особыми условиями признается работа на территории (РФ или иных стран), где проходят боевые действия, операции против терроризма или введено военное или чрезвычайное положение.
  2. Редакция, получив письменное согласие сотрудника на участие, составляет поручение на работу в особых условиях в письменном виде. Документ должен содержать следующие данные: ФИО сотрудника, который будет выполнять работу; должность; действия, которые должен выполнить сотрудник; место, в которое он должен отправиться; сроки выполнения работы.

Кроме того, редакция должна обеспечить следующие условия:

  • провести обучение сотрудников, которые должны будут выполнить поручение, мерам безопасности в соответствующих условиях, ждущие их на территории с особыми условиями, а также предоставить средства, обеспечивающие личную безопасность, с опознавательными знаками «Пресса» (или «Pres» для иностранных командировок);
  • если требуется выезд за границу РФ, редакция обязана предоставить сотрудникам документ, подтверждающий их статус журналиста.

Если сотрудник во время работы в особых условиях получил вред жизни или здоровью, редакция должна выплатить единовременную компенсацию:

  • не менее двух миллионов рублей в случае смерти;
  • не менее одного миллиона рублей в случае причинения вреда здоровью, который повлек за собой утрату трудоспособности не менее, чем на 90%; и не менее ста тысяч рублей за каждые 10% степени утраты, если в общем она составляет менее 90%;
  • если сотруднику понадобилась неотложная медицинская помощь в иностранном государстве, редакция должна оплатить полный чек за услуги, но не более двух миллионов рублей;
  • если сотруднику в связи с состоянием здоровья необходим специализированный борт или специально оборудованные места, а также медицинское сопровождение для возвращения на родину, редакция должна оплатить полный чек, но не более одного миллиона рублей;
  • в случае смерти сотрудника при возвращении останков на родину редакция должна покрыть всю сумму расходов, но не более одного миллиона рублей.

Все эти компенсации должны быть выплачены вне зависимости от выплат по ФЗ №125 от 24.07.1998.

Компенсация в случае смерти сотрудника в равных долях должна быть выплачена супруге или супругу сотрудника, несовершеннолетним детям или детям-студентам, обучающимся на очном отделении, а также родителям, которые находились на иждивении сотрудника.

При задержках выплаты компенсации редакция обязана выплатить пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы компенсации за каждый день просрочки.

Редакция может не платить компенсации в случае, если сотрудник был застрахован от соответствующих рисков договором добровольного страхования за счет средств редакции. При этом выплаты по добровольному страхованию не должны быть ниже сумм, указанных в ст. №47.1

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

  • +7 (812) 245-61-57
  • Санкт-Петербург

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/smi.html

"Комментарий к Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. n 2124-1" (постатейный) (под ред. В.В. Погуляева) ("Юстицинформ", 2004)

Свобода массовой
информации — необходимая составляющая
общего принципа «свободы информации»,
важное условие режима демократии,
обеспечения политического плюрализма и
культурного многообразия . ———————————

Читайте также:  Сколько процентов к пенсии потеряли работающие пенсионеры? как рассчитать пенсию?

Концепция
плюрализма состоит из двух основных
характеристик. Политический плюрализм,
который представляет собой потребность в
интересах демократии в широком диапазоне
политических мнений и точек зрения,
представляемых СМИ.

Было бы угрозой для
демократии, если бы преобладал только один
голос в СМИ, имеющий власть распространять
единственную политическую точку зрения.
Культурный плюрализм отражает потребность
в многообразии культур и передает
разнообразие в обществе через СМИ (п.

4
пояснительной записки к Рекомендации
Совета Европы N R (99)1 «О мерах по
стимулированию плюрализма в средствах
массовой информации»).

Конституционными
гарантами свободы массовой информации
являются в том числе: свобода мысли, слова,
выражения мнений и убеждений,
экономической деятельности,
провозглашение частной собственности, а
также прямой запрет цензуры. 2.

Согласно
комментируемой норме в РФ не могут быть
ограничены: 1) поиск, получение,
производство и распространение массовой
информации; 2) учреждение СМИ, владение,
пользование и распоряжение ими; 3)
изготовление, приобретение, хранение и
эксплуатация технических устройств и
оборудования, сырья и материалов,
предназначенных для производства и
распространения продукции СМИ. Все
случаи исключения из этого правила должны
быть прямо предусмотрены в
законодательстве о СМИ, т.е.
непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых
в соответствии с ним законодательных актах
РФ и ее субъектов. Кроме того, такие случаи
могут быть установлены Конституцией РФ и
международными договорами, участницей
которых является Россия.Статья 2.
Средства массовой информации. Основные
понятияКомментарий к статье 21.
Определения, содержащиеся в ст. 2, введены
для целей Закона о СМИ.

Согласно
комментируемой статье массовая информация
— это предназначенные для неопределенного
круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные
и иные сообщения и материалы.

Если считать,
что в формулировке «предназначенные для
неопределенного круга лиц» проявляется
видовое отличие понятия «массовая
информация» от более широкого понятия
«информация», то сама информация — это
печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные
сообщения и материалы.

Другая формулировка
понятия «информация» содержится в Законе об
информации, согласно которому информация —
это сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах независимо
от формы их представления. Таким образом,
один закон понимает под информацией
сведения, другой — сообщения и материалы.

Безусловно, каждая из приведенных
трактовок соответствует целям конкретного
нормативного акта. Однако их соотношение
имеет большое теоретическое значение для
правильного понимания сущности информации
в системе права.

Кроме того, нельзя
исключить возможность возникновения
ситуации, когда баланс в приведенной
терминологии сыграет решающую роль при
рассмотрении конкретного спора в суде.
Разработчики Закона о СМИ полагают, что
«сведения» составляют содержание
«сообщений» . Коллектив лингвистов под
руководством доктора филологических и
психологических наук А.А.

Леонтьева
полагает, что «сведения» и «сообщения» —
слова-синонимы . Анализ положений Закона
о СМИ приводит к выводу, что сведения
составляют содержание сообщений и
материалов. Однако для того чтобы понять
логику законодателя, авторитетного мнения
филологов явно недостаточно. Необходимо
изучить место данного термина в законе. Из
положений ст. 3, 34, 41 Закона о СМИ следует, что
сведения являются содержанием сообщений и
материалов, что сообщения и материалы не
являются в чистом виде информацией, а
представляют собой результат творческого
труда . ———————————

Батурин Ю., Федотов М., Энтин В. Пора ли
«Священной Корове» на бойню, или Что таит
модернизация закона о СМИ //
Законодательство и практика СМИ. 1988. N 1, 2. Понятие чести и достоинства,
оскорбления и ненормативности в текстах
права и СМИ. М.: Права человека, 1997.
Моргунова Е., Погуляев В., Рузакова О.

Финансовая информация как объект правовой
охраны // Интеллектуальная собственность.
Авторское право и смежные права. 2002. N 10.2.
В абзаце 2 ч. 1 ст. 2 Закона о СМИ содержится
определение понятия СМИ, из положений
которого следует, что СМИ — это форма
периодического распространения массовой
информации.

Таким образом, СМИ — это то, в чем
содержатся подробные сообщения и
материалы, предназначенные для
распространения неопределенному кругу лиц.
Условно говоря, СМИ — это сборники. В
зависимости от формы, в которой
зафиксированы материалы и сообщения,
законодатель различает два вида СМИ: периодические печатные издания, радио-,
теле-, видеопрограммы, кинохроникальные
программы.

СМИ, как отмечалось, это не
просто форма распространения, а форма
периодического распространения
информации, т.е. «сборники» должны
распространяться периодически. Следует
обратить внимание, что Закон не дает
исчерпывающий перечень видов СМИ. 3.
Периодическое печатное издание — это
издание, имеющее постоянное название,
текущий номер и выходящее в свет не реже
одного раза в год.

Из указанного
определения следует, что издание является
периодическим, если: оно имеет
постоянное название. Это обязательный
атрибут СМИ, при смене названия требуется
его перерегистрация; имеет текущий
номер — обязательный элемент выходных
данных (ст. 27 Закона о СМИ); выходит не
реже одного раза в год.

При наличии всех
этих признаков независимо от формы издания,
от того, зарегистрировано оно как СМИ или
нет, оно является периодическим печатным
изданием. Невыполнение последнего
требования является основанием для
признания свидетельства о регистрации
недействительным (ст. 15 Закона о СМИ). 4.

Исходя из содержания определения «радио-,
теле-, видео-, кинохроникальной программы»,
приведенного в абз. 4 ч. 1 статьи, под таковой
понимается совокупность передач, а именно
периодических аудио-, аудиовизуальных
сообщений и материалов. Два других признака
— постоянное название и выход не реже одного
раза в год — идентичны признакам,
установленным для периодических печатных
изданий.

Отличительной является форма
фиксации сообщений и материалов. Они имеют
звуковую или видеозвуковую форму. 5. Под
продукцией СМИ понимаются: экземпляры
отдельного номера периодического
печатного издания; отдельный выпуск
программы; экземпляры аудио- или
видеозаписи программы.

Указание на то,
что продукцией периодического печатного
издания являются именно экземпляры
(материальные носители) отдельного номера,
ни в коей мере не приводит к ущемлению
интересов создателей СМИ, распространяемых
посредством сети Интернет и других
телекоммуникационных сетей связи. Такие
СМИ по своему правовому статусу согласно
ст.

24 Закона о СМИ приравниваются к радио- и
телепрограммам. В отношении программ
продукцией СМИ являются не только выпуски,
зафиксированные (записанные) на
материальных носителях информации, но и
выпуски, выходящие в прямом эфире. Запись
программы является самостоятельным
третьим видом продукции СМИ, названным в
рассматриваемом определении. 6.

Распространение продукции СМИ — это
представление отдельного номера,
отдельного выпуска СМИ неопределенному
кругу лиц. Распространение может
осуществляться различными способами: путем
продажи; трансляции (передачи в эфир);
демонстрации кинохроникальной
программы. Сопоставляя определение
распространения, содержащееся в ст. 2 Закона
о СМИ, со ст.

25 данного Закона, можно
заключить, что в ст. 2 названы не все способы
распространения. К способам
распространения согласно ст. 25 Закона о СМИ
относится также снятие единичных копий с
видеозаписей программ, если за это
взимается плата. Распространение может
осуществляться как за плату, так и
бесплатно. 7. Исходя из определения,
приведенного в абз.

7, специализированным
является СМИ, если Законом о СМИ
установлены специальные правила в
отношении порядка: 1) его регистрации; 2) распространения его продукции. При
этом специализированным признается СМИ, в
отношении которого действует хотя бы один
из указанных порядков.

К специальным
СМИ, для регистрации которых установлены
специальные правила, относятся СМИ,
специализирующиеся: на сообщениях и
материалах рекламного характера; на
сообщениях и материалах эротического
характера; на сообщениях и материалах
для детей и подростков, инвалидов, а также
образовательного и
культурно-просветительского назначения.

Специфика правил регистрации указанных
СМИ заключается в установлении специальных
регистрационных сборов. Специальные
правила в отношении распространения
продукции также предусмотрены для СМИ,
которые специализируются на сообщениях и
материалах рекламного (ст. 28, 36), а также
эротического характера (ст. 28, 37). 8. Часть
1 абз. 8 дает определение понятию «редакция
СМИ».

В качестве редакции может выступать
как физическое, так и юридическое лицо.
Основным критерием, позволяющим назвать то
или иное лицо редакцией, является
осуществление этим лицом основной функции
редакции: производства и выпуска СМИ.
Вместе с тем права и обязанности редакции
возникают у лица с момента государственной
регистрации СМИ и/или утверждения устава
редакции (подробнее см. ст.

17 и комментарий к
ней), а не с момента принятия решения
выступать в качестве редакции. Среди
лиц, которые могут выступать в роли
редакции, законодатель называет
организацию, учреждение, предприятие,
гражданина и объединение граждан.

Используемый авторами Закона о СМИ термин
«организация», по сути, является
собирательным, охватывающим все
предусмотренные гражданским
законодательством организационно-правовые
формы юридических лиц, и используется в
качестве синонима термина «юридическое
лицо».

Учреждением признается
организация, созданная собственником для
осуществления управленческих,
социально-культурных и иных функций
некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ). Предприятие в соответствии с гражданским
законодательством может являться как
объектом, так и субъектом отношений.
Согласно ст. 132 ГК РФ под предприятием как
объектом прав понимается имущественный
комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности.
Предприятие в целом как имущественный
комплекс признается недвижимостью. Правовой режим предприятия — субъекта прав
регламентируется в том числе ст. 113 — 115 ГК РФ.
Ранее, до введения в действие части первой
ГК РФ, термин «предприятие» трактовался
исходя из положений Закона РСФСР от 25
декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и
предпринимательской деятельности». По
своему значению он был весьма схож с
современным понятием «коммерческая
организация», под которым понимается
юридическое лицо, преследующее извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности, а именно — коммерческая
организация (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

  • В
    соответствии

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/1649

Изменения закона РФ «О средствах массовой информации» в 1991-2010 гг.: факты как история

В статье рассматриваются изменения, внесенные в Россию закон о СМИ в течение почти двадцати лет. Исторические факты, связанные с изменениями, представлены как отношение властей страны к роли СМИ в обществе.

Ключевые слова: закон, власть, СМИ, общество

Среди нормативных правовых актов, призванных регулировать деятельность отечественных средств массовой информации (СМИ), ведущее место занимает, безусловно, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»1 (далее — Закон о СМИ).

Его принятие в числе пер­вых законов новейшей России, свидетельствует о том, что власти придавали большое значение роли СМИ для становления нового российского общества, основанного, как было записано в Декла­рации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятий 12 июня 1990 года2, причем в один день с Законом СССР «О печати и дру­гих средствах массовой информации»3, на гарантии прав и свобод граждан.

Закон о СМИ, вслед за советским законом о печати, способ­ствовал дальнейшему развитию в стране новых средств массовой информации и новой журналистики. По словам М.А.

Федотова, одного из разработчиков обоих законов: «Если союзный закон явился документом, с одной стороны, демократического роман­тизма, а с другой — исполненным неминуемых компромиссов с защитниками тоталитарных порядков, то российский — результа­том почти лишенного политического противоборства поиска оптимальных технологий правового регулирования организации и деятельности СМИ» (Федотов, 2001: 21).

Вместе с тем за все эти годы не только тема самого Закона о СМИ постоянно находилась не просто в центре общественных, политиче­ских и правовых дискуссий, но и сам закон регулярно подвергался ревизии со стороны субъектов законодательной инициативы.

За истекшие годы были приняты двадцать федеральных законов, направленных в том числе на изменение Закона о СМИ. В общей сложности из шестидесяти двух статей изменению подверглись тридцать пять.

А количество законопроектов, накопившихся в про­фильных комитетах Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ (ГД РФ) и в аппаратах других субъектов законодательной инициативы, направленных на изменение Закона о СМИ, значи­тельно больше.

Все они были разными по своему значению для Закона о СМИ, но можно констатировать, что большинство из них не оказало влияние на развитие свободы СМИ в стране.

Читайте также:  Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения: что ждет водителя

Следует отметить, что больше всех изменений (числом тринад­цать) были внесены во время нахождения в должности Президента России В.В. Путина (2000—2008). При первом Президенте страны Б.Н.

Ельцине (1991—1999), эта цифра была почти на треть меньше (пять), а действующий Президент России Д.А. Медведев, вступив­ший в должность весной 2008 г.

, подписал два закона о внесении изменений в действующий Закон о СМИ.

При изучении истории изменений в Законе о СМИ со дня его вступления в силу 8 февраля 1992 г. до аналогичного периода теку­щего 2011 г. обращает на себя внимание следующее обстоятель­ство: первые изменения в Закон были внесены в декабре 1994 г.

4, т.е. спустя три года после его принятия, в то время как последующие изменения вносились не реже одного раза в год, за исключением двух-трех случаев, когда промежуток между датами изменений от­дельных норм Закона о СМИ составил чуть больше года.

Первые изменения в Законе о СМИ касаются статуса издателя СМИ (ст. 21) и сообщений, обязательных для опубликования ре­дакцией бесплатно и в предписанный срок (ст. 35). Депутаты пер­вой Государственной Думы (1994—1996), представлявшие более десяти партий и политических движений, решили обязать СМИ быть более открытыми, в частности для освещения работы народ­ных избранников. Упомянутая ст.

21 Закона расширяет круг нор­мативных правовых актов, в рамках которых издатель СМИ осу­ществляет свои права и несет обязанности.

В список законов наряду с Законом о СМИ, законодательством об издательском деле и законом о предприятиях и предпринимательской деятель­ности включается также Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»5 Кроме того, ст.

35 дополняется частью третьей, обязывающей государственные СМИ публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О по­рядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

Следует отметить, что если до внесения этого дополнения в За­кон о СМИ последние были обязаны помещать бесплатно и в ука­занный срок сообщения или материалы лишь от имени своего учредителя (ст.

18 Закона о СМИ), то после него на государствен­ные СМИ, финансируемые из бюджета, возлагается обязанность освещать работу также других органов государственной власти, в частности — Государственной Думы.

Появление этой нормы было обусловлено недовольством оппо­зиционных партий тем, как освещают их деятельность государ­ственные СМИ, особенно федеральные телевизионные каналы, которые занимают, по их мнению, пропрезидентскую и проправи­тельственную позицию.

Следующее изменение в Закон о СМИ вносится в июне 1995 г.6 Оно касается ст. 30 «Федеральная комиссия по телерадиовеща­нию» и ст. 31 «Лицензия на вещание». В связи с принятием нового положения о Федеральной комиссии по телерадиовещанию, слово «региональные комиссии» в тексте о представительствах Федераль­ной комиссии на территории субъектов РФ, было заменено на «тер­риториальные».

Спустя месяц ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона о СМИ дополняется новыми огра­ничениями для СМИ.

В частности, устанавливается запрет на использование СМИ не только в целях совершения уголовно на­казуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих госу­дарственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, но и «для рас­пространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости»7. Вместе с тем отсутствие объяснения по­нятия «порнография» в законодательстве вызывает определенные дискуссии в обществе.

Вторая часть указанной статьи, запрещающей использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художествен­ных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на под­сознание людей, дополняется словосочетанием «и оказывающих вредное влияние на их здоровье».

В день четвертой годовщины принятия Закона о СМИ — 27 де­кабря 1995 г., в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности»8, ст.

35 Закона о СМИ дополняется частью четвертой, согласно которой редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на без­возмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию Госу­дарственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности9.

Тем самым количество субъектов, сообщения которых обяза­тельны для публикации в государственных СМИ, дополняется еще одним субъектом. Между тем в самом законе «О пожарной безо­пасности» отсутствовало какое-либо указание на собственников СМИ. Из ст.

26 указанного закона следует: «Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности»10.

Тем самым возникла конкуренция норм, которая должна тракто­ваться в пользу специального закона — Закона о СМИ.

Таким образом, депутатами Государственной Думы первого со­зыва в течение срока действия их полномочий вносится четыре поправки в Закон о СМИ.

В июле 1996 г. Президент России Б.Н. Ельцин избирается на второй срок, а в декабре того же года проходят выборы во вторую Государственную Думу.

Насыщенные политическими событиями 1996—1997 гг. отличи­лись законотворческим затишьем по отношению к Закону о СМИ.

Вместе с тем в результате принятия Федерального конституцион­ного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации»11 25 декабря 1996 г. и подписанного Президен­том России 26 февраля 1997 г.

: «Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государ­ственные или муниципальные органы, органы местного самоуправ­ления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного» (ст. 30). Кроме того, «Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официально­му опубликованию в «Российской газете» (ст. 33).

В марте 1998 г. в связи с изменением Федерального закона «О рекламе» ст. 36 «Распространение рекламы» Закона о СМИ из­лагается в новой редакции.

Из нее следует, что правовое регулиро­вание вопросов распространения рекламы в СМИ осуществляется в установленном законодательством порядке12.

С принятием ука­занной нормы на СМИ возлагаются обязанности, связанные с подбором, объемом и временем распространения рекламы в со­ответствии с законом о рекламе, принятым в июле 1995 г.13

Следует отметить, что это стало единственным изменением, внесенным в Закон о СМИ депутатами второго созыва Государ­ственной Думы и последним изменением Закона о СМИ, подпи­санным Б.Н. Ельциным в качестве главы государства.

В начале декабря 1999 г. избирается третья Государственная Дума, а 31 декабря 1999 г.

действующий президент страны Борис Ельцин досрочно слагает с себя обязанности главы государства и его полномочия, согласно действующему законодательству, переходят к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину. В марте 2000 г., в результате всероссийских выборов Владимир Путин ста­новится вторым Президентом России.

Первое изменение Закона о СМИ, внесенное при новом Главе государства и депутатах Государственной Думы третьего созыва (1999—2003) вносится в июне 2000 г. Оно было связано с распро­странением в СМИ сведений о наркотических и психотропных средствах.

Изменение в Законе о СМИ было обусловлено приня­тием Федерального закона «О наркотических средствах и психо­тропных веществах».

Статья 4 Закона о СМИ была дополнена частью третьей, запрещающей распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ ис­пользования отдельных наркотических средств, психотропных ве­ществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных Феде­ральным законом «О наркотических средствах и психотропных ве­ществах» в специальные СМИ, рассчитанные на медицинских и фармацевтических работников14.

А еще через месяц Государственной Думой вносятся изменения в ст. 41 Закона о СМИ, которая регулирует вопросы распростране­ния конфиденциальной информации15. Закон дополняется частями третьей и четвертой, направленными на защиту прав несовершен­нолетних.

В частности, вводится запрет для редакций СМИ на разглашение в распространяемых сообщениях и материалах сведе­ний, прямо или косвенно указывающих на личность несовершен­нолетнего, совершившего преступление, административное пра­вонарушение или антиобщественное действие, либо подозреваемое в их совершении, а также указание на личность несовершеннолет­него, признанного потерпевшим без согласия самих несовершен­нолетних или их законных представителей.

Следующие изменения в Закон о СМИ вносятся спустя год. В августе 2001 г. Закон о СМИ дополняется ст. 19.1 «Ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание»16.

Статья со­стоит из трех частей. Все они были направлены на ограничение прав иностранных граждан и юридических лиц на приобретение контрольных пакетов акций российских компаний, так или иначе связанных с распространением информации.

Закон, вводящий данные изменения в действие, обязывает учредителей теле-, видеопрограмм, зарегистрировавших их до вступления в силу указанных изменений, а также организации (юридические лица), осуществляющие телевещание и учрежден­ные до вступления в силу указанного Федерального закона, при­вести свои регистрационные и учредительные документы в соот­ветствие с вышеуказанным Законом в течение одного года со дня его вступления в силу. Изменение совпадает по времени с распа­дом холдинга «Медиа-Мост» В. Гусинского. По всей вероятности, власти таким образом решили препятствовать продаже акций, принадлежащих компании телеканала НТВ, иностранным гражда­нам и юридическим лицам.

В марте 2002 г. в связи с принятием Федерального закона «О го­сударственной регистрации юридических лиц» и прекращением действия закона «О предприятиях и предпринимательской дея­тельности» часть вторая ст.

19 Закона о СМИ принимается в но­вой редакции, откуда следует, что вопросы регистрации редакции СМИ в качестве юридического лица регулируются Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц17.

Несмотря на «техничность» данных изменений, на самом деле регистрация редакций в качестве юридических лиц, как и всех хо­зяйствующих субъектов, передается из ведения исполнительных органов субъектов в ведение федеральной налоговой службы. Для редакций СМИ эти изменения имели определенное значение с точки зрения их независимости от местных органов исполнитель­ной власти, где до этого происходила регистрация юридических лиц, в том числе редакций.

Среди принятых в июле 2002 г. федеральных законов, в двух предусматривается изменение отдельных норм Закона о СМИ. Во-первых, изменения были связаны с усилением в стране мер, на­правленных на противодействие экстремистской деятельности18, во-вторых — с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности19.

В связи с предпринимаемыми в стране мерами, направленны­ми на противодействие экстремистской деятельности, в первой части ст. 4 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» Закона о СМИ слова «…

призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целост­ности государства, разжигания национальной, классовой, соци­альной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны» были заменены словами «осуществления экстремистской деятельности». Коротко, но многозначно.

Данная норма вызывает определенную тревогу среди представителей СМИ, которые счи­тают ее формой давления на СМИ. Кроме того ст.

16 «Прекраще­ние и приостановление деятельности» Закона о СМИ дополняется новой частью, из которой следует, что «деятельность СМИ может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотрен­ным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности”»20. Хотя в указанном законе дается объяснение экс­тремизму, представители СМИ опасаются, что они могут быть ис­толкованы правоприменительными органами широко, что может ограничить свободу слова и СМИ в стране.

Вторым нормативным правовым актом, повлекшим изменение Закона о СМИ в указанном году становится уже упомянутый Фе­деральный закон «О пожарной безопасности», хотя и на этот раз изменения в Законе о СМИ носят, скорее, технический характер. В часть четвертую ст.

35 Закона о СМИ, где название «Министер­ство внутренних дел Российской Федерации» было заменено на «Министерство Российской Федерации по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий» в связи с переходом Федеральной службы обеспе­чения пожарной безопасности из ведения МВД в ведение МЧС.

Источник: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/3/izmeneniya-zakona-rf-o-sredstvakh-massovoy-informatsii-v-1991-2010-gg-fakty-kak-istoriya/

Ссылка на основную публикацию