Виды орм: классификации оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом ОРД, состоящим из системы взаимосвязанных организационных действий, которые позволяют решать конкретные тактические задачи.

Под организационными действиями понимаются элементы управленческих действий, включающих планирование, подготовку, проведение конкретных ОРМ, оптимальную реализацию принятия решения по результатам их проведения. При этом ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и соответственно выступают организационно-тактической формой осуществления ОРД.

Оперативно-розыскные мероприятия — это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.

Основаниями для проведения ОРМ согласно ст. 7 Закона об ОРД являются:

  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:
    • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
    • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ,
    • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания,
    • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трудов;
  3. поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящихся в их производстве;
  4. запросы других органов, осуществляющих ОРД;
  5. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
  6. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Отличительными признаками ОРМ являются:

  1. наличие системы взаимосвязанных действий:
  2. направленность на решение конкретной тактической задачи;
  3. специальный субъект действий (оперативный сотрудник);
  4. использование гласных сил и средств.

Оперативно-розыскные действия составляют внутреннее содержание ОРМ. Указанные действия могут быть разделены на основные и вспомогательные.

Основные действия направлены на получение информации по установлению и изобличению всех участников подготавливаемого, совершаемого и совершенного преступления.

Вспомогательные действия только создают условия, необходимые дня достижения поставленной цели. К ним относятся:

  • анализ и оценка оперативно-розыскной ситуации и прогнозирование возможного ее изменения;
  • расчет сил (участников), их инструктаж, экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими средствами и т.п.;
  • разработка легенд, создание условий или объектов, обеспечивающих проведение намеченного мероприятия;
  • разработка приемов, обеспечивающих выявление, сохранность и использование полученных данных как судебных доказательств.

ОРМ проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД.

В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официальным путем (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени.

В то же время должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия негласным путем.

Необходимость проведения негласных ОРМ обусловлена тем, что пресечь и раскрыть некоторые тяжкие преступления при помощи только уголовно-процессуальных средств и гласных мер административного характера практически невозможно.

Рассматривая ОРМ с позиции системного подхода, можно выделить в нем следующие взаимосвязанные элементы: 1) объект; 2) цель; 3) содержание; 4) субъекты его проведения; 5) комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность; 6) информационно-техническое обеспечение; 7) оформление результатов.

Объектами ОРМ являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, а также граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и без вести пропавшие.

Кроме того, к числу объектов, на которые направлена ОРД, относятся со криминальные события и явления, которые могут содержать фактические данные о подозреваемом лице, а также места концентрации криминального контингента.

Наряду с этим в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД обозначен довольно специфический круг объектов, сбор сведений о которых необходим для профилактических целей. В их число входят:

  • граждане, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или работам, связанным с эксплуатацией объектов, которые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;
  • лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к участию в ОРД или материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • лица, с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения конфиденциального сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
  • лица, сбор сведений о которых необходим для принятия решения по обеспечению безопасности сотрудников органов, осуществляющих ОРД;
  • граждане, обращающиеся в полицию с просьбой о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Цель ОРМ — прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цеди осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения общих (ст. 2 Закона об ОРД) и частных задач.

Решение частных задач может включать в себя получение сведений о криминальных связях подозреваемого, местах сбыта похищенного, приобретении орудий преступления, определение направлений оперативно-розыскной профилактики, установление граждан, обладающих оперативно-значимой информацией, и др.

ОРМ, проводимые для обеспечения производства предварительного расследования, не могут подменять собой уголовно-процессуальные действия, предусмотренные УПК РФ (см. определение Конституционного Суда от 1 декабря 1999 г. № 211-0).

Содержательная часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на достижение его основной цели — получение новой информации.

Эффективность проведения ОРМ во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, включающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, проверки и использования фактических данных. Одной из особенностей ОРМ является использование приемов маскировки (например, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия).

В законодательстве (ст. 12 Закона об ОРД) отмечается, что сведения об используемых при проведении негласных ОРМ силах, средствах, а также об организации и тактике их проведения составляют государственную тайну.

В связи с этим особое значение приобретает конспирация, которая заключается в проведении ОРМ таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц и лиц, подготавливающих и совершающих преступления, тактику оперативно-розыскных действий, применяемые силы, средства и методы.

Необходимость зашифровки, конспирации при проведении ОРМ обусловлена преодолением активного противодействия криминальной среды процессу выявления и раскрытия преступлений.

Субъектами ОРМ выступают две группы лиц: а) непосредственно организующие такие мероприятия (оперативные сотрудники, руководители оперативных подразделений); б) привлекаемые к их осуществлению (конфиденциальные сотрудники, специалисты и др.).

  • ОРМ приобретают планомерность и конкретность лишь в результате подготовки комплекса организационных приемов, основывающихся на анализе реальной оперативно-розыскной ситуации.
  • Оперативно-розыскную ситуацию можно определить как совокупность сложившихся на определенный момент времени обстоятельств, в которых действуют участники ОРД.
  • В теории ОРД выделяют три уровня соотношения ситуации с оперативно-розыскной тактикой.

На первом уровне деятельность оперативных подразделений, преимущественно организационно-управленческого характера, увязывается с состоянием преступности, сложившимся на определенный период времени на конкретной территории. Возникающие на этом уровне ситуации можно отнести к организационно-управленческим.

Для второго уровня характерно возникновение ситуаций, связанных с осуществлением комплекса оперативно-розыскных мер, реализуемых в целях выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведения оперативной проверки и оперативной разработки; раскрытия преступлений и оперативно-розыскного обеспечения их расследования; розыска преступников и без вести пропавших. Это организационно-тактические ситуации.

Ситуации, складывающиеся при проведении конкретных ОРМ и действий, определяются как оперативно-тактические1См.: Давыдов С.И. Оперативно-розыскные ситуации: понятие, структура, виды: Учеб, пособие. Барнаул: Барнаул. ЮИ МВД России, 2006. С. 7. 17-18..

Оперативно-розыскные ситуации отличают скрыто протекающий процесс развития криминального события, противоборство между оперативным сотрудником и подозреваемым в совершенном преступлении лицом.

При этом оперативным сотрудником избирается последовательность и направленность определенных действий, оптимальный порядок их реализации и контроля за исполнением, составляется план или избирается программа проведения ОРМ и их финансирование.

Если мероприятие проводится с участием нескольких субъектов, предусматривается централизованное руководство применяемыми при этом специальными силами и средствами.

Анализ оперативно-розыскной практики свидетельствует, что на выбор и эффективность проведения ОРМ могут оказывать влияние различные факторы:

  • уровень профессиональной подготовки оперативного состава;
  • количественный состав исполнителей (один оперативный сотрудник, лица, оказывающие ему содействие, оперативная группа);
  • умелое руководство лицами, вовлеченными в сферу оперативно- розыскных отношений;
  • подготовленность мероприятия (наличие сведений о подозреваемом, способах совершения преступления, приемах сокрытия следов противоправной деятельности);
  • подготовленность объекта ОРД к активному противодействию (психологическая подготовка, знание приемов и методов оперативной работы, осуществление контрмер и т.п.);
  • обстоятельства, связанные с возможностью использования его результатов в уголовном процессе.

Для повышения эффективности ОРМ существенное значение имеет информационно-техническое обеспечение их проведения. В связи с этим сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД:

  • информационные системы, включающие оперативные, справочные и криминалистические учеты, различные массивы информации (картотеки, автоматизированные банки данных, информационно-поисковые системы), созданные на базе ЭВМ:
  • видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку для наглядной фиксации информации о противоправной деятельности лиц, а также фактов и явлений, связанных с определенным криминальным событием;
  • технические и иные средства получения информации как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры), так и специально изготовленные для негласного получения информации.

Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

При проведении ОРМ используются преимущественно специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования, негласного получения и регистрации акустической информации, негласной идентификации личности, негласного контроля за перемещением различных объектов и др.

Оформление результатов проведения ОРМ представляет собой составление оперативно-служебных документов, отражающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.).

Последовательное выполнение указанных элементов образует логический цикл, охватывающий основные звенья деятельности оперативного сотрудника при проведении ОРМ.

В соответствии со ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении ОРД проводятся следующие виды ОРМ:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

Этот перечень является исчерпывающим. Изменить и дополнить его можно только путем принятия соответствующего федерального закона (ч. 2. ст. 6 Закона об ОРД).

В научной литературе на основе изучения практики высказывается мнение о нецелесообразности того, что перечень ОРМ, помещенный в ст. 6 Закона об ОРД, является исчерпывающим.

Ограниченный перечень ОРМ в определенной мере сковывает инициативу оперативных сотрудников и их творческий подход к решению задач борьбы с преступностью, тормозит развитие оперативно-розыскной тактики, внедрение новых, не предусмотренных законом, но основанных на достижениях науки и техники форм и методов ОРД.

Читайте также:  Свидетель в уголовном процессе: права и обязанности, проведение допроса

Для того чтобы понять сущность ОРМ и наиболее полно выявить их сходство и различие, целесообразно их классифицировать.

ОРМ могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • по форме проведения: гласные и негласные;
  • по направленности: разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, вспомогательные;
  • по субъектам, участвующим в их проведении: проводимые всеми субъектами ОРД и проводимые специализированными субъектами (БСТМ, ОПБ и др.);
  • в зависимости от продолжительности (времени) проведения: кратковременные (опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности и др.); длящиеся (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, контролируемая поставка и т.д.);
  • по степени ограничения конституционных прав граждан: ограничивающие и не ограничивающие данные права.

Наиболее целесообразно использовать классификацию, предлагаемую отдельными учеными (А.Е. Чечетин), которая основана на таком условии их проведения, как необходимость получения на это соответствующего разрешения (санкции).

С учетом определенных оперативно-розыскным законодательством субъектов санкционирования все ОРМ мот быть условно разделены на три группы:

  1. мероприятия, проводимые по решению непосредственно сотрудника оперативного аппарата (несанкционированные мероприятия):
  2. мероприятия, требующие вынесения постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД (мероприятия ведомственного санкционирования):
  3. мероприятия, требующие судебного разрешения (мероприятия судебного санкционирования).

Однако данная классификация также не может в полной мере претендовать на универсальность, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся.

Следует отметить, что характерными особенностями перечисленных ОРМ являются их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы осуществления, легитимность и законность.

Источник: https://alldetectives.ru/ord/kontrolnye-i-nadzornye-funktsii-gosudarstvennykh-organov-po-osushchestvleniyu-operativno-rozysknoj-deyatelnosti/vidy-i-soderzhanie-operativno-rozysknykh-meropriyatij/ponyatie-elementy-i-klassifikatsiya-operativno-rozysknykh-meropriyatij.html

Классификация орм

Существуют несколько
методов классификации ОРМ.

  1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В
зависимости от формы проведения ОРМ
они
могут
быть гласными
и негласными,
осуществляться с зашифровкой их истинной
цели и без нее. При гласном проведении
таких ОРМ, как правило, не скрывается
сам факт их осуществления.

Негласное проведение
ОРМ предполагает их осуществление в
тайне от других лиц, в первую очередь
проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых,
их связей и т.д. Негласность таких ОРМ
условна. Она может быть абсолютной и
относительной.

  • При
    абсолютнойнегласности
    о проведении ОРМ осведомлены только
    оперативники, их осуществляющие, а также
    лица, действующие по их поручению и
    непосредственно выполняющие эти
    мероприятия (конфиденты, сотрудники
    подразделений специальных технических
    мероприятий, оперативно-поисковых
    подразделений).
  • При
    относительной
    негласности
    ОРМ об их проведении знают только
    граждане, в отношении которых они
    осуществляются, а их результаты,
    полученные в тайне от заинтересованных
    лиц, в дальнейшем могут быть преданы
    гласности.
  • Например,
    результаты наблюдения, негласно
    проведенного в рамках предварительной
    оперативной проверки или оперативной
    разработки с участием граждан и
    применением кино- фотосъемки и видеозаписи,
    специальных химических, а также иных
    технических и других средств, могут
    быть использованы в уголовной процессе
    в качестве доказательств по уголовному
    делу.
  • Все предусмотренные
    в ст. 11 Закона об ОРД ОРМ по признаку
    гласности их проведения условно выделяют две основные группы:
  • а) ОРМ, которые
    могут проводиться как гласно, так и
    негласно:
  • — опрос,
  • — наведение справок,
  • — сбор образцов
    для сравнительного исследования,
  • — исследование
    предметов и документов,
  • — проверочная
    закупка,
  • — наблюдение,
  • — отождествление
    личности,
  • — обследование
    помещений, зданий, сооружений, участков
    местности и транспортных средств;
  • б) проводимые
    только в тайне (негласно) от проверяемых,
    разрабатываемых и иных лиц, в отношении
    которых они осуществляются:
  • — контроль почтовых
    отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • — прослушивание
    телефонных переговоров,
  • — снятие информации
    с технических каналов связи,
  • — оперативное
    внедрение,
  • — контролируемая
    поставка,
  • — оперативный
    эксперимент.
  • 3.
    В зависимости от необходимости
    санкционирования ОРМ они могут быть
    :
  • а) не требующие
    санкционирования прокурором:
  • — опрос,
  • — наведение справок,
  • — сбор образцов
    для сравнительного исследования
  • — исследование
    предметов и документов;
  • — наблюдение, кроме
    наблюдения с помощью стационарных
    технических средств визуального контроля
    и фиксации информации в жилых помещениях
    и иных законных владениях граждан;
  • — отождествление
    личности;
  • — обследование
    зданий, сооружений, участков местности
    и транспортных средств, кроме негласного
    обследования жилища и иных законных
    владений граждан.
  • б) требующие
    санкционирования прокурором
  • — слуховой контроль
  • — прослушивание
    телефонных переговоров
  • — снятие информации
    с технических каналов связи
  • — негласное
    обследование жилища и иных законных
    владений граждан
  • — наблюдение с
    помощью стационарных технических
    средств визуального контроля и фиксации
    информации в жилых помещениях и иных
    законных владениях граждан
  • — контроль почтовых
    отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • г) требующие
    ведомственного санкционирования
  • — проверочная
    закупка и контролируемая поставка
    предметов, веществ и продукции свободная
    реализация которых запрещена либо
    оборот которых ограничен;
  • — оперативное
    внедрение;
  • — оперативный
    эксперимент.
  • Возможны и другие
    виды классификации.

Так,
по
степени проникновения в
криминально-криминогенную

среду
их
можно разделить на глубокие
и
поверхностные.
По
этому критерию наиболее потенциально
глубокими следует признать оперативное
внедрение в преступную среду и агентурное
наблюдение за ней, асамыми
поверхностными — сбор образцов для
сравнительного исследования и
отождествление личности.

Понаправленности
и характеру
могут
быть выделены разведывательные,
контрразведывательные, оперативно-поисковые,
розыскные, вспомогательные, обеспечивающие
и
другие ОРМ.

По
субъекту
проведения ОРМ

можно классифицировать на мероприятия,
проведение которых допустимо любыми
органами — субъектами ОРД
и
мероприятия,
проводимые специализированными
оперативными подразделениями.

В
частности, только с использовани­ем
оперативно-технических сил и средств
органов КГБ и ОВД проводятся ОРМ,
связанные с контролем почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений,
прослушиванием телефонных переговоров
с подключением к станционной аппаратуре
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности,
физических и юридических лиц,
предоставляющих услуги и средства
связи, со снятием информации с технических
каналов связи.

Постепени
ограничения прав граждан
ОРМ
можно разделить на ограничивающие
конституционные права граждан
и
не
носящие таких ограничений.

К ОРМ, ограничивающим
конституционные права граждан, следует
прежде всего относить ОРМ, которые:

А) ограничивают
конституционные права человека и
гражданина на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи, а также
право на неприкосновенность жилища. К
таким ОРМ относятся контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров.

Б) снятие информации
с технических каналов связи,

В) обследование
помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств

По
интенсивности
использования технических средств
ОРМ
делятся на оперативно-технические
и
не
имеющие преобладающего или исключительно
технического содержания
их
проведения. К оперативно-техническим
относятся такие ОРМ, как прослушивание
телефонных переговоров, снятие информации
с технических каналов связи.

По
сочетанию
ОРМ между собой
их
можно разделить на относительно
автономные
и
комплексные.
К
комплексным можно отнести оперативное
внедрение, контролируемую поставку,
оперативный эксперимент.

Источник: https://studfile.net/preview/6020076/page:20/

Виды оперативно-розыскных мероприятий и условия их проведения (часть 3)

8.    ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств подразумевает проведение обследования указанных объектов с целью документирования следов преступлений или иной информации необходимой для изобличения лиц, совершающих или совершивших преступления.

В ходе проведения данного оперативно-розыскного мероприятия сотрудники полиции могут изымать вещества, предметы, документы, в соответствии с требованиями УПК РФ в присутствии не менее 2-х лиц не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с сотрудниками полиции, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных сотрудникам полиции.

В большинстве случаев, данное ОРМ проводится гласно, в ходе которого, осуществляется изъятие наркотических средств, психотропных веществ, оружия, либо других предметов и документов, имеющих доказательственное значение.

Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

  • При обследовании помещений не являющихся жилыми, а также зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств постановление для проведение данного оперативно-розыскного мероприятия не требуется (согласно ФЗ «Об ОРД»).
  • В случае проведения ОРМ «Обследования» жилого помещения в рамках оперативно-розыскной деятельности, в обязательном порядке требуется постановление суда о его проведении.
  • Либо, в случае проведения ОРМ «Обследование» жилого помещения по не терпящим отлагательства обстоятельствам, оно проводится на основании постановления руководителя  органа проводящего ОРМ (его заместителя) с обязательным уведомлением суда (судьи) о его проведении в течение 24 часов.
  • Вместе с тем, в течение 48 часов, сотрудники оперативного подразделения должны получить судебное решение о законности его проведения.
  • При других обстоятельствах, данное ОРМ подлежит признанию незаконным и его результаты не могут быть использованы при доказывании.
  • При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.
  • При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

По результатам проведения ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» составляется протокол о его проведении.

9.    ОРМ «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает контроль сотрудниками полиции проводящими ОРМ почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной или телефонограммной корреспонденции непосредственно в отделении связи с привлечением работников данного отделения.

Такой контроль может проводиться сотрудниками полиции исключительно на основании судебного решения, а изъятие пересылаемых предметов или веществ должно производиться согласно требованиям УПК РФ, в присутствии не менее двоих понятых.

Такое ОРМ часто проводится сотрудниками оперативных подразделений для изъятия незаконно пересылаемых наркотических средств или психотропных веществ.

  1. Проводится оно может не только в отделениях почты, но и других транспортных компаний занимающихся доставкой грузов и корреспонденции.

  2. Важно, что разрешение суда на проведение данного ОРМ не может превышать временной промежуток более 6 месяцев.
  3. По результатам ОРМ составляется соответствующий протокол или рапорт оперативного сотрудника, с приложением к нему изъятых предметов, веществ, либо фотографий контролируемой переписки.
Читайте также:  Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения: что ждет водителя

10.

 ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает контроль и запись телефонных переговоров разрабатываемого лица, при наличии у оперативных сотрудников сведений о его причастности к совершению преступлений.

Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

  • «Прослушивание телефонных переговоров» проводится техническими подразделениями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
  • ОРМ проводится исключительно на основании постановления суда о разрешении его проведения, действие которого ограничивается 6 месяцами, если в самом постановлении не указан меньший срок.
  • Решение о разрешении проведения ОРМ «ПТП» принимается судом на основании мотивированного постановления руководителя органа проводящего ОРМ или его заместителя.
  • При этом суд при разрешении данного вопроса вправе затребовать у оперативного подразделения дополнительные данные о причастности разрабатываемых лиц к совершению преступлений.
  • Проведение ОРМ «ПТП» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В ходе указанного оперативно-розыскного мероприятия, сотрудники полиции негласно получают доступ к телефонным переговорам, производят их запись, а в дальнейшем составляют протокол с содержанием телефонных переговоров, в части, которая интересна для доказывания.

  1. К протоколу прилагаются носители информации, на которые произведена запись телефонных переговоров и их стенограмма в интересующей части.
  2. Вместе с тем, в дальнейшем вместе с результатами ОРМ «ПТП» в установленном порядке следователю или суду предоставляются мотивированное постановление руководителя или заместителя органа проводящего ОРМ, а также постановление суда о его разрешении.
  3. О прослушивании телефонных переговоров и всех его видах читайте здесь.

11.  ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».

  • Данное оперативно-розыскное мероприятие, подразумевает негласное (скрытое) получение информации, которая передается по сетям электрической связи, компьютерным и другим сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных полей.
  • Указанное ОРМ проводится на основании постановления суда о разрешении его проведения, либо на основании постановления руководителя или заместителя руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в случаях не терпящих отлагательства с обязательным обращением в суд в течение 48 часов с начала его проведения, для признания законности проводимого ОРМ.
  • Обычно данное мероприятие проводится путем:

Внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

Перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

Внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

По результатам оперативно-розыскного мероприятия составляется протокол, в котором отражаются его результаты, с приложением носителем на которые она была записана.

12.  ОРМ «Оперативное внедрение».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает тайное получение оперативно значимой информации о лицах, совершающих преступления, совершивших или готовящихся к их совершению, путем внедрения в их среду оперативных сотрудников полиции или лиц с ними сотрудничающих на конфиденциальной основе.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность. Законодательством допускается вынужденное причинение вреда право охраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

ОРМ «Оперативное внедрение» проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия.

Решение суда для его проведения не требуется.

Результаты внедрения оформляются соответствующим протоколом или рапортом оперативного сотрудника.

13.  ОРМ «Контролируемая поставка».

  1. Данное ОРМ подразумевает перемещение запрещенных в свободном обороте предметов, веществ – оружие различного рода, радиоактивные материалы, наркотические средств, психотропные вещества или яды, под контролем оперативных сотрудников с территории России, на ее территорию или по территории страны.
  2. Целью этого мероприятия является получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ продукции, свободная реализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен, а также о лицах причастных к перемещению.
  3. В рамках проведения ОРМ сам предмет поставки может быть полностью или частично заменен муляжом.

«Контролируемая поставка» осуществляется на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем или его заместителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты контролируемой поставки отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются акты, документы о применении технических средств и другие собранные доказательства.

14.  ОРМ «Оперативный эксперимент».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает негласное наблюдение и документирование поведения разрабатываемого лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств такой деятельности.

Фото из открытых источников. Яндекс.Картинки

«Оперативный эксперимент» проводится на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа осуществляющего ОРД при наличии у оперативных служб информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

  • «Оперативный эксперимент» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.
  • В процессе проведения мероприятия запрещается провоцировать разрабатываемых лиц на совершение преступления, особенно это актуально в делах о взятках и незаконном обороте наркотиков.
  • Результаты «Оперативного эксперимента» оформляются протоколом или актом его проведения, с приложением к нему оперативно-служебных документов, составленных при его проведении.
  • По уголовным делам, связанным с наркотиками ход его проведения схож с проведением «Проверочной закупки».

15.  ОРМ «Получение компьютерной информации».

Данное оперативно-разыскное мероприятие подразумевает проведение совокупности сложных в техническом плане действий, в ходе которых добывается из компьютеров (информационных систем) информация о пользователях, их личных данных, либо фактам, которые могут быть использованы оперативными службами для пресечения или раскрытия преступлений, установлении лиц их совершающих или совершивших, либо готовящихся к совершению преступления.

При этом проведения данного ОРМ подразумевает обязательное участие технического специалиста, который и будет проводить данные действия.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5acdfe6e8c8be3993481ff08/5db717eda3f6e400b1cb89f7

Оперативно-розыскные мероприятия: виды, сущность, назначение

Данная статья должна помочь студенту понять несколько ключевых вещей:

  • понимать, что такое оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), как их можно различать на основе разновидностей, сущности и форм назначения; при каких условиях и на каких основаниях можно проводить ОРМ;
  • как правильно оформлять всю документацию и уголовно-процессуальное доказывание касаемо ОРМ;
  • какие зарубежные оперативно-розыскные мероприятия использует зарубежное законодательство.

Это ключевые понятия, которые должен знать каждый студент, перед тем как приступать к следующему шагу изучения данного вопроса – получению нужных умений. В данном случае необходимо научиться разбираться в правовых основах и условиях, чтобы проводить соответствующие ОРМ.

Их осуществлением занимаются оперативно-розыскные органы и органы суда (выдача санкций) с позволения руководителей. Стоит также научиться понимать разницу между следственным федеративным действием и оперативно-розыскным мероприятием.

Важно также понимать в данном случае, как можно связать документирование и доказывание действия во время рассмотрения дела. К обязанностям лиц, ответственным за ОРМ, входит необходимость принятия решений касаемо привлечения гражданских лиц к проведению мероприятия.

Чтобы получить больше информации по ОРМ, можно пользоваться определенными научно-техническими средствами, которые также необходимо научиться использовать.

Последним важным заданием данной статьи является выработка у студента определенных умений, а именно – принимать решения, опираясь на условия и основания проведения ОРМ, которые также могут ограничивать гражданские права. Для этого необходимо дополнительно узнать механику работы оперативно-разыскной и криминальной деятельности.

После проведенного мероприятия, нужно уметь анализировать полученные результаты, которые имеют доказательственную ценность. После того остается только оформить оперативно-служебные документы. Для того, чтобы получить доступ к проведению таких действий, необходимо дополнительно получать разрешения в форме письменных документов (чаще всего такие разрешения необходимы в тех случаях, когда ОРМ ограничивают конституционные права граждан).

Теоретико-правовые аспекты оперативно-розыскных мероприятий

Согласно российскому законодательству, все оперативно-розыскные действия должны быть осуществлены с помощью ОРМ, поэтому считается, что мероприятия являются центральной подсистемой ОРД.

Замечание 1

По словам доктора юридических наук, профессора М.А.Шматова, ОРД до сих пор считается наиболее адекватным и эффективным методом борьбы с преступностью, который смогло придумать человечество. При этом именно ОРМ обеспечивают столь высокую результативность этих действий.

Соответственно, в законодательных нормах также представлен перечень всех ОРМ, которые можно применять в криминалистике:

  1. проведение опросов;
  2. наведение нужных справок;
  3. получение и анализ образцов для сравнения;
  4. закупка с целью проверки достоверности информации;
  5. получение предметов и документов с целью исследования;
  6. наблюдение за объектом с целью идентификации личности (необходимо письменное разрешение);
  7. получения ордера на обыск зданий, помещений или транспортных средств;
  8. прослушка телефонов и мониторинг использования онлайн-ресурсов;
  9. подставная поставка;
  10. оперативный эксперимент.

Исходя из всего вышесказанного, ОРМ выступает в качестве главного движущего механизма ОРД, при этом если анализировать все розыскные действия, опираться нужно именно на все мероприятия во время операции.

Примером этого является обеспечение законности ОРД – главным критерием считается соблюдение всех правовых оснований и условий проведения норм, целью которых является получение оперативно-розыскной информации, имеющей юридическую значимость.

Именно это считается главным заданием ОРМ в рамках криминалистического расследования.

Исторические этапы формирования системы ОРД

Отслеживая процессы эволюции понимания ОРД, стоит начать с понятия поисковой деятельности – на раннем этапе все сводилось к поиску прямых доказательств, погоней по «свежим следам», произведение первоначальных изысканий, предпринятие мер полицейского изыскания и т.д.

Предшествующее уголовно-процессуальное законодательство четко определило границы оперативно розыскных мер: Основы уголовного судопроизводства в ст. 29 возлагают на органы дознания функцию принятия всех нужных мер, применяемых в оперативно-розыскных следствиях. Это же положение можно найти в ст. 118 УПК РСФСР.

Но в этом определении было много недочетов: фактически, определение было подтверждено, но не конкретизировано. Это, в свою очередь, вызывало большое число конфликтов между теоретиками и практиками, при этом не было единого понятия «необходимых оперативно-розыскных мер».

Разведывательно-поисковая деятельность больше воспринималась как необходимые меры ведомственных нормативных актов.

Такая формулировка вызывала много проблемных ситуаций, ведь без точного законодательно утвержденного перечня ОРМ нельзя было доказать их законность, эти же нормативные акты на практике использовались только в условном понимании. Из-за этого не удавалось предоставить правовые основания для законного проведения таких мероприятий – это было прямым нарушением прав и свобод человека.

Читайте также:  Субсидия что это: объяснение простыми словами и кому полагается

Такая политика со стороны законодательства вызывала множество обоснованной критики касаемо оперативно-розыскных действий. А со стороны ОРМ ситуация выглядела как непрофессиональные следственные действия. На тот момент ведомственные нормативные акты имели закрытый характер, а специального закона об ОРД еще не существовало – эти факторы мешали научным исследованиям.

Больше всего это ощущали процессуалисты, основные институты ОРД и оперативно-розыскные мероприятия, ведь именно они были инструментом для получения необходимой информации для раскрытия и расследования преступлений.

Необходимо было определить место и роль ОРД в системе юридических дисциплин, а для этого необходимо было вывести оперативно-розыскные и следственные действия на новый уровень законодательства.

Правовое формирование перечня ОРМ

В некоторых государствах правовое отношение было на более цивилизованном уровне, поэтому главной целью было переплести ОРД и следственные действия – это помогло бы решить проблемы, связанные с нарушением прав человека, а также решить ситуацию с преступлениями. Международные правовые акты много времени уделяли возможности соединения этих двух видов деятельности, а мировая общественность и ее правоохранительные органы много раз призывались к обращению внимания на усиление борьбы с международной преступностью.

Замечание 2

На то время преступность имела несколько организованных форм: коррупция, наркопреступность и т.д. Это было главной причиной того, почему необходимо было искать взаимосвязь между ОРМ и следственными действиями.

Спустя некоторое время законодательство сформировало перечень ОРМ в ст. 6 закона об ОРД – там было предоставлено четкое определение «необходимых мер». Большая часть теоретиков и практиков рассматривало ОРД как метод, что в принципе не является неправильным, но немного в другом определении.

Метод рассматривался как способ теоретического исследования, а следовало воспринимать ОРД как совокупность практических приемов и операций в отношении одного и того же предмета рассмотрения (агентурные методы).

Предоставленный список всех ОРМ является полным и исчерпывающим, любые изменения касаемо перечня можно применить только после законного разрешения.

Определение 1

ОРМ является системой организационно-тактических действий, которые проводятся на законодательной основе; главным направлением является решение задач, определенных нормативными актами.

Мероприятия могут получить гласный, негласный или зашифрованный статус – все будет зависеть от соответствующей легенды.

Также стоит понимать, что некоторые мероприятия могут иметь причинно-следственную связь – выполнение одного из них может потянуть за собой организацию следующего ОРМ.

Это автоматически подразумевает использование специальных технических средств и других информационных систем, которые необходимы для настройки коммуникационных сетей.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Чтобы обеспечить максимальную эффективность проведения ОРМ, используется несколько научно-технических достижений: АИПС, видео- и аудиозаписи, современные формы съемки и другие средства, которые не несут никакого риска для жизни и здоровья человека и при этом никак не вредят окружающей среде.

Оперативные подразделения не обязательно должны проводить все ОРМ самостоятельно – в случае возникновения определенных ситуаций они могут обратиться за помощью к должностным лицам и специалистам, которые имеют все необходимые научные, технические и иные специальные знания.

Также участвовать могут и граждане, если они дали свое гласное или негласное согласие.

Проводя ОРМ, нельзя было угрожать здоровью граждан, все связанные действия не должны были каким-либо образом повлиять на их честь и достоинство. Также запрещалось ущемление прав и законных интересов гражданских, создание ситуаций, которые могли затруднить или даже остановить функционирование предприятий и учреждений.

Вся сложность оперативно-розыскного механизма объясняется нацеленностью на обнаружение, получение нужной информации, которая будет иметь прямое отношение к подготавливаемым, совершаемым преступлениям, а также к лицам, которые причастны к совершению или планированию преступной деятельности.

Также частью работы ОРМ является получение сведений о документах, материальных ценностях и других предметов, добытых незаконным путем.

Главное в ходе ОРМ зафиксировать все эти сведения должным образом – это поможет определиться с последующими мерами, которые будут согласовываться на основе правовых актов.

Выбор нужного ОРМ лежит на оперативном работнике, при этом должны учитываться все факторы, составляющие оперативную обработку:

  • время;
  • место проведения;
  • благоприятные условия, а также те, что усложняют организацию мероприятия.

Анализ предварительного решения сотрудника также должен произвести руководитель оперативно-розыскного органа, и при необходимости он может вносить собственные корректировки.

Также руководитель может определить участников ОРМ, конкретизировать поставленные задачи, а также определить порядок взаимодействия и материально-техническое обеспечение всего мероприятия.

Утвержденное решение имеет форму специального постановления, согласно которому производится контроль за исполнением ОРМ.

Формы ОРМ, ограничивающие права граждан

Также есть ситуации, которые могут привести в будущем к совершению особо тяжелых преступлений.

Дополнительно к этому могут быть получены сведения, доказывающие планирование событий и действий, которые могут создать угрозу для экономической, политической или военной ситуации в стране.

В этих случаях на законной основе можно проводить ОРМ, частично ограничивающие конституционные права граждан (для этого проводятся соответствующие мероприятия). Для лучшего понимания каждой из ситуаций, стоит уделить внимание каждому из этих мероприятий.

Опрос как разведывательная беседа

Главной целью опроса является сбор и проверка информации, которая может представлять оперативный интерес. Целевой аудиторией являются лица, которые располагают или могут располагать нужной информацией для решения поставленной задачи.

Под опрос могут попадать лица даже без их согласия, при этом здесь гражданство, возраст или социальное положение не играют никакой роли.

Местом проведения опроса может быть любое место, где можно его провести: служебные или жилые помещения, места для отдыха и т.д.

Гласность или негласность ОРМ будет зависеть от целей и аудитории опроса. В первом случае будут представлены все субъекты ОРД, а все вопросы будут общедоступными. Негласный опрос проводится втайне от проверяемых, также может быть дополнительно проведен зашифрованный опрос.

В таком случае вся история будет выдумкой для того, чтобы вызвать доверие касаемо его профессиональной принадлежности – все документы для прикрытия будут предоставлены. Оперативный работник может поручить проведения опроса другому уполномоченному лицу.

Тактика проведения опроса имеет формат подобный следственной тактике, которая широко освещена в криминалистической литературе. Но все же стоит понимать, что опрос не является прямым допросом. Процессуальные предписания, которые имеют отношение к допросу, никак не влияют на тактику опроса.

Если лицо отказывается говорить во время беседы, или же просто не появляется на ней, то никаких поводов привязываться к нему быть не может – правовые нормы по отказу и уклонению от дачи показаний здесь не были нарушены.

Все в данном случае будет зависеть от опрашиваемого лица – оно вправе решать, давать ли ему показания против себя и своих близких, или же просто избавить себя от дачи показаний и дальнейших негативных последствий.

Сотрудник при необходимости может применять различные приемы выведывания информации, которые будут направлены на достижение поставленной задачи. На это будет непосредственно влиять личность опрашиваемого, складывающаяся ситуация, а также уровень профессионального опыта работника.

Однако это не значит, что он может угрожать или применять физическое воздействие по отношению к опрашиваемым. Также запрещено шантажировать, заставлять опрашиваемого страдать морально и нравственно.

Все вышеупомянутые формы будут рассматриваться как прямое нарушение закона, а за этим последует утрата юридической силы всей полученной во время опроса информации.

В любой момент во время опроса гражданин сможет попросить о полной конфиденциальности всех сведений, которые он предоставляет, при этом работник будет решать, может ли он это позволить. Единственным исключением в данном случае считается необходимость обязательного заявления о преступлениях – тогда эти данные не могут иметь негласный характер.

Все результаты, полученные во время опроса, вносятся в оперативно-служебный документ – различные рапорты и справки. Гражданин все объяснения предоставляет собственноручно, либо же позволяет другим лицам вести прямую корреспонденцию с ее последующим подтверждением личной подписью.

Закон ОРД не принуждает работника организации обьяснять допрашиваемому его права в данной ситуации, однако лучше всего будет объяснить о положении ст. 51 Конституции РФ. Гражданин не обязан предоставлять никаких сведений против своей личности, личностей своих близких родственников и членов семьи.

Эти сведения в дальнейшем рассмотрении дела будут учтены как оценочные показания допрошенного во время уголовного дела.

Всю эту информацию можно в будущем использовать в качестве свидетельских показаний потерпевшего – большим преимуществом в данном случае выступает письменная форма предоставленного документа.

Во время проведения опроса разрешается применение полиграфа – специального устройства, с помощью которого можно регистрировать психофизиологические реакции опрашиваемого. Таким способом можно отслеживать его реакцию на определенные вопросы (другими словами он выступает в качестве детектора лжи).

Благодаря многоканальности этого медико-биологического прибора фиксируется эмоциональная реакция опрашиваемого на слова-раздражители или визуальные инфо источники. Полиграфный опрос имеет свою процедуру проведения, которая регулируется нормативно-правовыми актами.

Все полученные результаты не имеют доказательственного значения, однако они могут быть основой для других версий, которые формируются во время других ОРМ или следственных действий.

Замечание 3

Одним из более современных методов опроса является привлечение врачей-гипнологов. Репродуктивный гипноз, как считают специалисты, может помочь опрашиваемому лицу вспомнить необходимые факты, которые хранятся где-то в глубинах его памяти.

Доказательственного значения такая информация также не имеет, однако она может быть принята как ориентирующая информация для выбора дальнейшего направления с целью поиска решения. В ОРД данный метод может быть довольно перспективным, несмотря на всю нетрадиционность данной формы опроса.

Как правильно наводить справки?

Наведение справок является следующим законным видом ОРМ, который основывается на сборе нужных сведений. Заниматься наведением справок могут как оперативные аппараты по собственному желанию, так и по указаниям органов расследования задач ОРД и уголовного судопроизводства.

В процессе непосредственно изучаются документы, которые связаны с делом, но при этом выполняющие органы имеют право посылать запросы в организации, предприятия, учреждения любой формы собственности и другие органы государственной власти и местного самоуправления.

Также частью этой процедуры выступают юридические и физические лица вместе с соответствующими информационными системами.

Использовать государственные и негосударственные ресурсы во время наведения справок разрешено, но кроме тех случаев, когда информация имеет ограниченный доступ, и необходимо придерживаться определенных правил для ее получения.

Такие сведения получают статус государственной тайны и конфиденциально регламентируются специальными федеральными законами. Законодательство о тайне основывается на Конституции РФ (ст. 29), Законе о безопасности, Законе РФ от 21.07.

1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и ряде других актов.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/operativno-rozysknaja-dejatelnost/operativno-rozysknye-meroprijatija/

Ссылка на основную публикацию