Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводства;
  • наличие процессуального статуса участников процесса;
  • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

  1. Производство в суде надзорной инстанции: особенности процессаЭта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
  2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
  3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
  4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
  5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
  6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

  1. Производство в суде надзорной инстанции: особенности процессаВыявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
  2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
  3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • Производство в суде надзорной инстанции: особенности процессапо виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

 Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

  1. Производство в суде надзорной инстанции: особенности процессаПодача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
  2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
  3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
  4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/nadzornoe-proizvodstvo

Надзорное производство в гражданском процессе: сущность, стадии :

Надзорное производство в гражданском процессе – последняя стадия, предусмотренная процессуальным законодательством. Она существовала еще со времени СССР. Однако сохранилась с учетом серьезных изменений. Насколько изменения удачные – отдельная тема для разговора.

В чем его значение

Надзорное производство в гражданском процессе последняя инстанция, в которой пробуют добиться справедливости в рамках страны. Также судьи, пересматривающие дела в рамках надзора, формируют практику, выражая мнение по наиболее интересным и значимым делам. В обзорах практики ВС РФ всегда присутствует отдельный раздел, посвященный результатам деятельности Президиума.

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Однако практика и статистика показывают, что, несмотря на значение подобной инстанции, она пересматривает мизерный процент от всех заявлений, поступающих к ней.

Кроме того, юристы, представляющие интересы граждан, сталкиваются с игнорированием нижестоящими судами позиций, высказанных в рамках надзора. Судьи ВС РФ не исключение.

Соотношение с кассационной инстанцией

Надзорное производство в гражданском процессе часто смешивают с кассационной стадией. Они схожи, но все же имеют серьезные отличия. Их мы рассмотрим ниже. Надзорная жалоба направляется после того, как пройдены все иные инстанции. Закон оговаривает перечень судебных актов, которые разрешено обжаловать.

Какие решения пересматриваются

  • Решения, принятые по делам, в которых первой инстанцией служили суды субъектов, если ВС РФ пересматривал их в порядке апелляции.
  • Решения, принятые военными судами субъектов, если ранее пересматривались в рамках апелляции коллегией по военным делам ВС РФ.
  • Решения, рассмотренные в первой и апелляционной инстанции в ВС РФ.
  • Определения апелляционной коллегии.
  • Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, рассмотренным в рамках апелляции.
  • Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, выступивших в роли кассации. Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Перечисленный перечень является закрытым. Его формулировка говорит о том, что сторона, желающая добиться пересмотра в надзорной инстанции в гражданском процессе, должна последовательно пройти все имеющиеся инстанции. В противном случае в изучении жалобы откажут, не рассматривая ее по существу.

Кто вправе обратиться

Сторона по делу, лицо, не принимавшее участия, но чьи интересы затронуты. От имени прокуратуры выступает Генеральный прокурор или его заместители.

Читайте также:  Расписка об отсутствии претензий: как составляется, в каких случаях

Изучение приемлемости жалобы

Как организовано производство надзорной инстанции в гражданском процессе? Жалоба не принимается к рассмотрению автоматически. Вначале ее изучает судья из Президиума.

В его компетенцию входит принятие решения о возможности открытия производства. Для принятия решения по жалобе судья вправе истребовать дело, чтобы подробнее изучить материалы.

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Также исследуется соответствие жалобы формальным признакам (оформление, уплата государственной пошлины и т. д.), не пропущен ли срок на подачу.

В первом случае судья выносит определение, которым отказывает в открытии производства либо соглашается с ним.

Во втором случае, если пропущен срок на отправку жалобы, судья либо восстанавливает его по просьбе стороны, либо не соглашается с этим.

Жалобы заинтересованных лиц на отказы

Интересно, что восстановление срока или отказ в этом могут обжаловать и заявитель, и обвиняемая сторона.

Если же в открытии дела отказано по существу, то жаловаться на определение вправе только заявитель. Председатель Верховного суда вправе лишь отменить решение об отказе в открытии дела, но не может отменить решение об открытии производства.

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Заявление на определение на имя председателя направляется в форме отдельной жалобы. Таким образом, особенность надзорного производства в гражданском процессе – участие председателя в принятии промежуточных решений по жалобе.

Основания для отмены

Кассационное производство открывается при условии нарушения процессуальных и материальных норм. Запрещается ставить вопрос о переоценке фактов, незаконности отказа приобщения новых доказательств на ранних этапах разбирательства.

В суде надзорной инстанции в гражданском процессе законом дан следующий перечень оснований для открытия дела:

  • нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией и международными правовыми документами;
  • затрагиваются права и свободы неопределенного числа лиц (чаще всего речь идет о делах, открытых по инициативе прокуратуры);
  • нарушено единство практики (игнорирование постановлений ЕСПЧ, КС РФ, постановлений пленумов и постановлений, принятых ранее в рамках надзора).

Таким образом, сущность надзорного производства в гражданском процессе в восстановлении нарушенных прав и свобод и в сохранении единства судебной практики.

Процедура рассмотрения

Дело рассматривается Президиумом в полном составе. Если ранее председатель или его заместитель принимали решение по делу (восстановили срок или передали материалы для рассмотрения), то их участие в деле исключается.

Докладчик сообщает суду существо дела, суть доводов жалобы. Стороны или лица, по мнению которых решением затрагиваются их права, вызываются, и их отсутствие никак не влияет на процесс. Они вправе дать разъяснения после доклада.

Источник: https://BusinessMan.ru/nadzornoe-proizvodstvo-v-grajdanskom-protsesse-suschnost-stadii.html

Производство в суде надзорной инстанции: в гражданском процессе, в уголовном процессе

Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Производство в суде надзорной инстанции является заключительной стадией обжалования судебных актов нижестоящих судов. Надзор – компетенция Президиума Верховного суда РФ, а основания для отмены или изменения судебных решений предельно ограничены и носят исключительный характер.

Надзорная инстанция есть в любом виде процесса – арбитражном, гражданском, уголовном. Процедура рассмотрения дел в порядке надзора примерно одинаковая, за исключением некоторых процессуальных нюансов. В надзор поступает небольшое количество дел, и решения по большинству из них, особенно если жалоба удовлетворена, формируют важнейшие судебные прецеденты.

Основания для обращения в надзорную инстанцию

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Перечень оснований, установленных ГПК, для обращения в надзор предельно краток:

  1. Нарушены гарантированные международным правом или конституционные права и свободы человека и гражданина.
  2. Нарушены публичные интересы либо права и интересы неограниченного круга лиц.
  3. Нарушено единообразие в толковании и применении судами правовых норм (на практике – позиция суда, принявшего оспариваемый судебный акт, расходится с позицией Верховного суда, изложенной в постановлениях Пленума или Президиума). 

Таким образом, при обращении в надзор основания серьезно отличаются от тех, что допускаются при обращении в апелляционную или кассационную инстанцию. При этом мало указать на наличие какого-то основания – нужно пояснить, в чем конкретно оно выражается, как повлияло на принятие обжалуемого судебного акта. И, разумеется, важно подтвердить свою позицию, свои доводы весомыми доказательствами.

В уголовном процессе деятельность надзорной инстанции носит несколько иную роль, нежели по гражданским и арбитражным делам. Во-первых, здесь можно обжаловать непосредственно приговоры и другие итоговые решения районных судов и мировых судей.

Во-вторых, совершенно иначе выглядит перечень оснований для обращения с надзорной жалобой.

По уголовным делам в надзорной инстанции в большинстве случаев обжалуются либо слишком суровые приговоры (стороной защиты), либо слишком мягкие и оправдательные (стороной обвинения).  

Основания для надзорной жалобы по уголовным делам:

  1. Существенные нарушения УК РФ (норм материального права) или УПК РФ (процессуальных норм), которые повлияли на исход дела.
  2. Выявление данных о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Серьезное ограничение на надзорное обжалование – недопустимость ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого прекращено преследование.

Жалобы, влекущие такие последствия, могут быть направлены и приняты к рассмотрению. Однако пересмотр судебных решений возможен лишь при условии, что не прошел 1 год с момента вступления обжалуемого решения в силу.

При этом допускается применение только двух оснований:

  • допущенные нарушения не просто повлияли на исход дела, но и исказили суть правосудия и смысл обжалуемого решения;
  • выявлены данные о несоблюдении условий и обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.

Подготовка и рассмотрение жалобы

Производство в суде надзорной инстанции: особенности процесса

Содержание жалобы должно отвечать требованиям ст. 391.3 ГПК РФ. Их нарушение (любого плана) влечет возврат жалобы. Содержание примерно идентично по структуре апелляционным и кассационным жалобам. Но очень важно сделать акцент на обоснованности жалобы: четко привести основания и подтвердить их наличие доказательствами.

Рассмотрение жалобы – процесс двухэтапный. Первично поступившие материалы изучает один судья Верховного суда. Он решает, передать жалобу на рассмотрение Президиума или вернуть заявителю.

Если жалобе дан ход, она будет рассмотрена на заседании вместе с позицией судьи, который принял решение о таком рассмотрении. Срок пересмотра решений в порядке надзора – 2-3 месяца.

По итогам работы надзорной инстанции обжалуемый акт (акты) может быть отменен или изменен.

В уголовном процессе нет временных рамок для подачи надзорной жалобы. Учитывать нужно только срок, который установлен для допустимости пересмотра, ухудшающего положение осужденного.

Требования к жалобе – ст. 412.1 УПК РФ. Их обязательно нужно соблюсти, иначе жалобу вернут без рассмотрения. Как и по гражданским делам, очень важно сконцентрироваться на обосновании жалобы – четко изложить основания и доказательства их наличия.

Порядок рассмотрения жалобы по уголовному делу очень схож с работой надзорной инстанции по гражданским делам. Он так же предусматривает 2-этапный процесс.

Сначала жалобу и материалы дела изучает один судья, который принимает решение о дальнейшем движении обращения.

Если жалоба представлена на рассмотрение Президиума ВС РФ, по ней должно быть принято решение в течение 1-2 месяцев со дня поступления в надзор.

В любом процессе (гражданском, уголовном) решение судьи о возврате жалобы без рассмотрения может быть отменено Председателем ВС РФ или его заместителем, а дело, соответственно, передано на рассмотрение надзорной инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что происходит такое редко, но все-таки возможно. Зачастую инициативу в этом проявляет лицо, направившее жалобу.

Надзор пересматривает решения путем их отмены или внесения изменений. Ориентиром служит изложенное в жалобе требование. Дополнительно могут приниматься решения о направлении дела на новое разбирательство в первой инстанции, апелляционной или кассационной.

Источник: https://law03.ru/society/article/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instancii

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора — судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.
Читайте также:  Виды орм: классификации оперативно-розыскных мероприятий

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  • К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
  • Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
  • К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями третьей — шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 — 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции

Производство
в порядке надзора

– это самостоятельная и исключительная
стадия гражданского процесса. Пересмотр
в порядке надзора решений и определений,
вступивших в законную силу, имеет большое
значение для правильного, единообразного
применения закона и исправления ошибок,
допускаемых судами.

Надзорное
производство

это
исключительный способ проверки судебных
постановлений, вступивших в законную
силу.

Вступившие
в законную силу судебные постановления,
указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть
пересмотрены в порядке надзора Президиумом
Верховного Суда Российской Федерации
по жалобам лиц, участвующих в деле, и
других лиц, если их права, свободы и
законные интересы нарушены этими
судебными постановлениями.

  • В
    Президиум Верховного Суда Российской
    Федерации обжалуются:
  • 1)
    вступившие в законную силу решения
    верховных судов республик, краевых,
    областных судов, судов городов федерального
    значения, суда автономной области, судов
    автономных округов, принятые ими по
    первой инстанции, если указанные решения
    были предметом апелляционного рассмотрения
    в ВС РФ;
  • 2)
    вступившие в законную силу решения
    окружных (флотских) военных судов,
    принятые ими по первой инстанции, если
    указанные решения были предметом
    апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  • 3)
    вступившие в законную силу решения и
    определения ВС РФ, принятые им по первой
    инстанции, если указанные решения и
    определения были предметом апелляционного
    рассмотрения;
  • 4)
    определения Апелляционной коллегии ВС
    РФ;
  • 5)
    определения Судебной коллегии по
    административным делам ВС РФ, определения
    Судебной коллегии по гражданским делам
    ВС РФ и определения Военной коллегии
    ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном
    порядке;
  • 6)
    определения Судебной коллегии по
    административным делам ВС РФ, определения
    Судебной коллегии по гражданским делам
    ВС РФ и определения Военной коллегии
    ВС РФ, вынесенные ими в кассационном
    порядке.
  • Правом
    на обращение в Президиум Верховного
    Суда РФ с представлением о пересмотре
    судебных постановлений, если в рассмотрении
    дела участвовал прокурор, имеют
    Генеральный прокурор РФ и его заместители.
  • Общий
    срок на обжалование в порядке надзора
    – три месяца. На подачу

жалобы
на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В
отличие от кассационных и апелляционных
жалоб, надзорные жалоба, представление
подаются непосредственно в Верховный
Суд РФ.

Надзорные
жалоба, представление, поданные в
соответствии с требованиями закона,
изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные
жалобы, представления изучаются по
материалам, приложенным к жалобе,
представлению, либо по материалам
истребованного дела. В случае истребования
дела может быть вынесено определение
о приостановлении исполнения решения
суда до окончания производства в суде
надзорной инстанции при наличии просьбы
об этом в надзорных жалобе, представлении
прокурора или ином ходатайстве.

  1. По
    результатам изучения надзорных жалобы,
    представления судья Верховного Суда
    РФ выносит одно из следующих определений:
  2. 1)
    об отказе в передаче надзорных жалобы,
    представления для рассмотрения в
    судебном заседании Президиума ВС РФ,
    если отсутствуют основания для пересмотра
    судебных постановлений в порядке
    надзора. При этом надзорные жалоба,
    представление, а также копии обжалуемых
    судебных постановлений остаются в суде
    надзорной инстанции;
  3. 2)
    о передаче надзорных жалобы, представления
    с делом для рассмотрения в судебном
    заседании Президиума ВС РФ.
  4. Следует
    отметить, что Председатель ВС РФ, либо
    его заместитель вправе не согласиться
    с определением судьи ВС РФ об отказе в
    передаче надзорных жалобы, представления
    для рассмотрения в судебном заседании
    Президиума ВС РФ и вынести определение
    о его отмене и передаче надзорных жалобы,
    представления с делом для рассмотрения
    в судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Надзорные
    жалоба, представление рассматриваются
    в Верховном Суде РФ не более чем два
    месяца, если дело не было истребовано,
    и не более чем три месяца, если дело было
    истребовано, не считая времени со дня
    истребования дела до дня его поступления
    в Верховный Суд РФ.
  6. Следуем
    учитывать, что Председатель ВС либо его
    заместитель в случае истребования дела
    с учетом его сложности могут продлить
    срок рассмотрения надзорных жалобы,
    представления, но не более чем на два
    месяца.
  7. Основаниемдля
    отмены судебных актов в порядке надзора
    может являться в принципе любое (исходя
    из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ)
    нарушение, в результате которого
    обжалуемым постановлением нарушаются:
  8. 1)
    права и свободы человека и гражданина,
    гарантированные Конституцией Российской
    Федерации, общепризнанными принципами
    и нормами международного права,
    международными договорами Российской
    Федерации;
  9. 2)
    права и законные интересы неопределенного
    круга лиц или иные публичные интересы;
  10. 3)
    единообразие в толковании и применении
    судами норм права.
  11. Президиум
    ВС РФ принимает дело к рассмотрению на
    основании определения судьи ВС РФ о
    передаче надзорных жалобы, представления
    с делом для рассмотрения в судебном
    заседании Президиума ВС РФ.

Лица,
участвующие в деле, извещаются о времени
и месте рассмотрения дела Президиумом
ВС РФ по правилам, предусмотренным гл.
10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и
извещенных надлежащим образом о времени
и месте рассмотрения дела не препятствует
рассмотрению дела в порядке надзора.

  • Надзорные
    жалоба, представление с делом
    рассматриваются Президиумом ВС РФ в
    судебном заседании не более чем два
    месяца со дня вынесения судьей определения.
  • В
    судебном заседании могут принимать
    участие лица, участвующие в деле, их
    представители, иные лица, подавшие
    надзорные жалобу, представление, если
    их права и законные интересы непосредственно
    затрагиваются обжалуемым судебным
    постановлением.
  • В
    случае, если прокурор является лицом,
    участвующим в рассмотрении дела, в
    судебном заседании Президиума ВС РФ
    принимает участие Генеральный прокурор
    РФ или его заместитель.
  • Надзорные
    жалоба, представление с делом,
    рассматриваемые в порядке надзора в
    Президиуме ВС РФ, докладываются судьей
    ВС РФ.
  • Судья-докладчик
    излагает обстоятельства дела, содержание
    судебных постановлений, принятых по
    делу, доводы надзорных жалобы,
    представления, послужившие основаниями
    для передачи надзорных жалобы,
    представления с делом для рассмотрения
    в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица,
явившиеся в заседание Президиума, вправе
дать объяснения по делу. Первым дает
объяснения лицо, подавшее надзорные
жалобу, представление.

По
результатам рассмотрения надзорных
жалобы, представления с делом Президиум
ВС РФ принимает постановление.

Источник: https://studfile.net/preview/5300931/page:25/

Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Читайте также:  Перенос отпуска в связи с больничным: образец заявления, приказ

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина.

В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты.

При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний.

Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instantsii/

Надзорное производство в гражданском процессе

  • Под надзорным производством понимается самостоятельная стадия процесса в гражданском деле, на которой происходит пересмотр итоговых документов судебных органов по рассмотренным делам.
  • При надзорном производстве уполномоченные на данные действия лица проверяют обоснованность и соответствие законодательству решений судебных органов, вступивших в силу.
  • Наличие возможности произвести рассмотрение дел в надзорном производстве является очень важной составляющей судебной системы, так как иногда происходят ситуации, в которых в решениях и постановлениях судебных органов имеются ошибки и нарушения действующего законодательства и не всегда имеется возможность исправить данные недочеты в судах, не относящихся к надзорным инстанциям.
  • Значимость надзорного производства
  • Возможность применить в гражданском процессе пересмотр дел в порядке надзорного производства является очень значимой по нескольким причинам.
  • Причины применения надзора:
  • надзорное производство в гражданском процессе представляет собой дополнительную защищенность интересов и прав людей и предприятий, ввиду того, что проверяется законность принятых судебных решений;
  • обеспечивается формирование судебной практики, которая единообразна и должна неуклонно исполняться на территории нашей страны.

Законами РФ утвержден временной период, в который решения и постановления можно направить в суд соответствующей инстанции для рассмотрения в порядке надзора. Данный период составляет три месяца. Рассмотрение данных решений и постановлений производит Верховный суд.

Жалобу о том, чтобы пересмотрели судебное дело в порядке надзора, могут направить:

  • лица, которые заинтересованы в итоговых результатах рассмотрения судебных дел (участвующие лица);
  • лица, интересы и права, которых затронули данные судебные решения.

Особенности проведения надзорного производства

Наиболее важными особенностями надзорного производства являются:

  • суды надзорных инстанций получают дела по определению судьи, который рассматривает жалобы либо представления от прокурора о пересмотре итогов судебных дел в порядке надзорного производства.
  • в порядке надзорного производства могут пересматриваться постановления судебных органов, которые вступили в силу.
  • судами надзорных инстанций, утвержденными в законодательстве, производится рассмотрение итогов судебных дел в надзорном порядке.

Данные суды располагают наиболее обширными полномочиями, чем суды других инстанций.

Источник: https://pravobez.ru/articles/nadzornoe-proizvodstvo-v-grazhdanskom-processe.html

Особенности возбуждения надзорного производства

Возможность рассмотрения дела судом надзорной инстанции поставлена в зависимость от усмотрения судьи Верховного Суда РФ, который изучает надзорные жалобу или представление по приложенным к ним материалам либо по материалам истребованного уголовного дела. Так же как и в кассационном производстве, процедура разрешения вопроса о возбуждении надзорного производства законом не регламентирована.

Надзорные жалоба или представление рассматриваются в Верховном Суде РФ в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

По результатам изучения надзорных жалобы или представления судья Верховного Суда РФ выносит постановление:

  • ? об отказе в передаче надзорных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора;
  • ? о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании и вынести постановление об отмене указанного постановления и об их передаче с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорная жалоба или представление рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О месте и времени рассмотрения жалобы должны быть уведомлены участники уголовного дела.

В рассмотрении дела судом не вправе участвовать судья, вынесший постановление о передаче надзорных жалобы или представления для рассмотрения в судебном заседании.

Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела обязательно. Другие лица принимают участие в рассмотрении дела только при наличии ходатайства об этом и при условии явки в суд надзорной инстанции.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принимавшим участия в рассмотрении этого уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений и доводы надзорной жалобы. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Явившиеся в судебное заседание лица вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции ведет протокол судебного заседания.

Непосредственного исследования доказательств судом надзорной инстанции не производится, какие-либо новые обстоятельства судом не устанавливаются и в основу изменения приговора положены быть не могут.

Основания для принятия решений суд усматривает исключительно в материалах дела.

Президиум ВС РФ является единственной надзорной инстанцией, которая рассматривает дело в пределах доводов надзорных жалобы или представления. Однако и он в интересах законности вправе выйти за пределы доводов надзорных жалоб и представлений и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы или представления Президиум ВС РФ принимает постановления, которыми суд вправе:

  • ? оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • ? отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  • ? отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;
  • ? отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • ? отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • ? отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии к тому оснований;
  • ? внести изменения в приговор, определение или постановление суда;
  • ? оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если она подана с нарушением закона или отозвана.

Источник: https://bstudy.net/746205/pravo/osobennosti_vozbuzhdeniya_nadzornogo_proizvodstva

Ссылка на основную публикацию