Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе.

Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности.

Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

Итак, для начала разберемся, какими же правами наделяются сотрудники школ, являющиеся учителями, при поступлении на работу в школу.

  1. Учителя имеют право на получение соразмерной их профессиональной квалификации заработной платы.
  2. По закону учителям должны предоставить все элементарные условия для того, чтобы они смогли оказывать образовательные услуги.
  3. Руководитель школы обязан предоставлять учителям помощь, направленную на организацию учебного процесса.
  4. Представители интересующей нас профессии имеют право на пользование гарантиями социальной и материальной категорий, которые определены законом для работников бюджетной сферы.
  5. Учителя также имеют право выходить в отпуск согласно графику их работы.

Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Теперь, когда мы рассмотрели основные права учителя, гарантируемые ему по закону, давайте обратимся правам, касающихся спорных вопросов, возникающих в конфликтных ситуациях между учителем и учеником.

Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы. Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

  • успокоиться;
  • позвать директора.

Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:

  • учитель болел и вынуждено повышал голос;
  • у учителя голос от природы высокий.

Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

  • кричать на ученика;
  • оскорблять его честь и достоинство;
  • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
  • переходить на личности и т.д.

Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителяОписание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученика Если учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:

  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.

    Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.

  • Учитель не может воздействовать на ученика физически Категорически запрещено учителю ученика:

  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.

    Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.

  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказания Итак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:

  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.

    Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.

  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имущество Даже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:

  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.

    Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

  • Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

    Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

    Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

    Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

    1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

    • написания объяснительной;
    • официального выговора;
    • штрафа.

    2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

    3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

    Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

    Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

    • мирными разговорами;
    • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

    Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

    В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

    • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
    • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
    • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

    В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

    К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

    Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

    Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

    Подведем итоги

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно.

    Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними.

    Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    Видео – Имеет ли учитель право отобрать телефон

    Источник: https://nalog-expert.com/grazhdanskoe-pravo/kakie-prava-imeet-uchitel-v-shkole.html

    Правовой статус педагогических работников

    Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

    Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.

    Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей.

    До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

    Должности в новых профессиональных стандартах:

    • Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
    • Инструктор-методист.
    • Педагог-психолог.
    • Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
    • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
    • Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).

    Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.

    Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:

    • Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
    • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
    • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
    • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
    • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

    Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

    Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

    Академические права и свободы педагога

    • Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
    • Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
    • Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
    • Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
    • Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
    • Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
    • Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
    • Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
    • Право на участие в управлении образовательной организацией.
    • Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
    • Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
    • Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
    • Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).

    Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

    Источник: https://rosuchebnik.ru/material/pravovoy-status-pedagoga/

    Права и обязанности учителя по новому закону

    Права учителя в школе: категории и гарантии, правовые регламенты

    Права и обязанности учителя по новому закону «Об образовании в РФ» следует знать каждому педагогу. Также они должны быть обязательно прописаны в должностной инструкции.

    Права учителя в 2017 году

    • • Получать денежное вознаграждение в соответствии с имеющейся квалификацией;
    • • Иметь элементарные условия для оказания образовательных услуг;
    • • Пользоваться помощью руководителя школы в организации учебного процесса;
    • • Получать социальные и материальные гарантии;
    • • Получать отпуск в соответствии с графиком деятельности.

    Каждый педагог имеет право на сокращенный рабочий день, невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны родителей, охрану своей чести и достоинства, охрану своего здоровья во время работы. Кроме того, учитель имеет право отказываться от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей.

    Обязанности учителя в 2017 году

    1. • Передавать знания в рамках своей квалификации;
    2. • Оценивать обучающихся по объективным критериям;
    3. • Не предпринимать самостоятельных действий при нарушениях, которые выходят за рамки должностной инструкции, а немедленно связаться с руководством школы.
    4. Кроме того, учитель обязан учить, воспитывать детей, следить за их здоровьем, соблюдать педагогическую этику.

    Также у учителя есть большое количество запретов, о которых ему следует постоянно помнить, чтобы не допустить ошибку в работе. Педагог не должен ставить в журнал оценки не за знания, а за поведение, неаккуратность или опоздания. Учитель не имеет право оскорблять, бить ребенка, оказывать воздействие на его психику. Также нельзя собирать с родителей деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы.

    На любое неправильное действие учителя можно подать жалобу, и в этом случае администрация школы будет решать, является ли действие неправильным либо это фантазия ребенка или прихоть родителя.

    Говоря о правах и обязанностях учителя по новому закону, многие родители задаются вопросом, имеет ли учитель право выгонять ребенка с урока, если он мешает учебному процессу и нарушает дисциплину.

    Такие действия педагога являются нарушением должностной инструкции. Также нельзя забирать у школьников телефоны и другие личные вещи.

    А вот повышение голоса на ученика не считается нарушением, если это происходит во время учебного процесса, и педагог не переходит на личности и не оскорбляет ученика.

    Источник: https://www.VirtualAcademy.ru/news/prava-i-obyazannosti-uchitelya-po-novomu-zakonu/

    Права и обязанности Учителя

    Свои права и обязанности сможет назвать не каждый гражданин. Что же такое права и обязанности?

    ПРАВО. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

    ОБЯЗАННОСТЬ. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения.

    Толковый словарь Ожегова.

    Размышляя о правах и обязанностях учителя, я стала перелистывать конспекты, добросовестно сохраненные со студенческой поры.

    Вспомнились лекции по дисциплине «Охрана труда» и «ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ», новые поправки к которому я решила «погуглить»:) Блуждая по просторам Всемирной паутины, я наткнулась на замечательную статью, в которой освещены не только права и обязанности, а также Законы, Положения, Рекомендации, на которые можно ссылаться при необходимости! Спешу поделиться!

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО

    1. Защиту профессиональной чести и достоинства.

    (Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

    2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

    (Конституция РФ, ст.23 п.1)

    3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

    4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

    5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

    (Трудовой кодекс РФ, ст.22)

    6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

    (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

    7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

    Источник: https://multiurok.ru/blog/prava-i-obiazannosti-uchitielia.html

    О статусе учителя. модель, модельный закон от 04 декабря 2004 года

     

    • Принятна двадцать четвертомпленарном заседанииМежпарламентской Ассамблеигосударств — участников СНГ
    • (постановление N 24-13от 4 декабря 2004 года)
    • Настоящий модельный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.

      

    Учитель — лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающее в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации.Учитель пользуется всеми правами и свободами гражданина, закрепленными конституцией государства.

     

    Статус учителя имеют граждане, получившие необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающие в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования различных типов и форм собственности.

    Лицам, не имеющим педагогического образования и квалификации, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению педагогического совета школ, дошкольных и внешкольных учреждений после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и аттестации.

    Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с национальным законодательством.

     

    Законодательство о статусе учителя основывается на положениях конституции государства, закона об образовании и состоит из настоящего модельного Закона и иных нормативно-правовых актов, определяющих права, обязанности и ответственность учителя.

     

    Основными принципами педагогической деятельности учителя являются:- личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию учащегося;- гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий уважение прав и свобод учащегося, национально-культурных традиций;- приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям;- недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, ограничения прав или предоставления привилегий учащимся по признаку пола, этнической принадлежности, языка, вероисповедания или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера;- воспитание учащихся в духе любви к Родине, высокой гражданственности, дружбы между народами;- преемственность образования;- свобода выбора методов и форм педагогической деятельности;- единство принципов обучения и воспитания;- совершенствование своих знаний на основе новейших достижений науки, техники и культуры;- тесный контакт с учащимися и их родителями (законными представителями);- сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми коллективами, а также заинтересованными государственными и негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена национальным законодательством.

      

    Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое профессиональное образование и соответствующую педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от национальной принадлежности, пола, социального происхождения и вероисповедания.

    Учитель имеет право:- на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым уполномоченным органом государственного управления образованием;- участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий;- создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику;- поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности;- индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством;- досрочную аттестацию с целью повышения категории;- повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет;- охрану прав и интересов учащихся.Учитель пользуется правом работы по совместительству в соответствии с трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.Учитель имеет право участвовать в управлении школой.Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.

     

    Учителю как гражданину гарантируется защита чести и достоинства.Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не связанным с их профессиональной деятельностью.Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

     

    Заработная плата и должностной оклад учителю выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

    Размеры ставок и должностных окладов учителей устанавливаются с учетом образования, педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий. Начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в стране.

    Учителям устанавливается доплата: за пять лет стажа педагогической работы — в размере 10%, 10 лет — 20%, 15 и более лет — 30% от заработной платы.Заработная плата учителей, имеющих почетные звания, увеличивается на 50%, имеющих почетное звание «Народный учитель» — на 100%.

    Учителям, работающим в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, имеющим ученую степень, устанавливаются надбавки в соответствии с национальным законодательством.Учителям, работающим в тяжелых природно-климатических условиях, предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом правительством.

    Школы в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут устанавливать работникам премии, другие виды материального стимулирования и компенсации, а также выделять средства для приобретения учебной, методической и научной литературы.Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку), оплачивается.

    Размер надбавки к заработной плате за классное руководство составляет: в 1-4-х классах — 20% от стандартной нормы (ставки); в 5-10 (11) классах — 30% от стандартной нормы (ставки).Молодым специалистам, прибывающим на работу в сельские школы, за счет средств местного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного должностного оклада на хозяйственное обустройство.

    Педагогические работники государственных организаций образования, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на повышение не менее чем на 25% должностных окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, проживающих и работающих в городских условиях.

    Молодые специалисты, получившие профессиональное педагогическое образование по системе государственного образовательного кредитования и отработавшие на селе в организации образования не менее пяти лет, освобождаются от оплаты этих кредитов.Учителям производится доплата за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, классное руководство и другие выплаты, предусмотренные правительством и уполномоченным органом государственного управления образованием.

     

    Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и социальные льготы в соответствии с национальным законодательством.Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 и более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет.

    Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с национальным законодательством.

     

    Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных национальным законодательством.

    Государство гарантирует предоставление учителям не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности творческого отпуска сроком не менее одного года для научно-педагогической и учебно-методической деятельности.

    Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя устанавливается в пределах, предусмотренных законом об образовании.

     

    Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое путем проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с национальным законодательством.

    Ежегодно в обязательном порядке проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование учителей в государственных лечебно-профилактических учреждениях.

    Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и на туристических базах на льготных условиях, устанавливаемых правительством.

     

    Учитель, проживающий в сельской местности, обеспечивается наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с национальным законодательством.

    Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках городского типа, городах районного и областного подчинения, предоставляется право на внеочередное строительство жилого дома и выделение дачного участка.

     

    Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности в сельских школах, дошкольных или внешкольных учреждениях предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.

     

    За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель может быть представлен к наградам уполномоченного органа государственного управления образованием, ведомств и к государственным наградам.

     

    Фонды поддержки учителей формируются в установленном национальным законодательством порядке за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.Для защиты своих интересов учителя могут создавать в установленном национальным законодательством порядке общественные объединения, ассоциации, фонды, дома учителя.

     

    Учитель не имеет права:- проводить религиозную или атеистическую пропаганду в школах;- организовывать политические группы, партии в школах;- распространять шовинистическую, националистическую, милитаристскую идеологию;- вовлекать школьников в забастовочное движение и политические акции;- осуществлять насильственные действия в отношении учащихся.

      

    Учитель обязан:- проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня государственных образовательных стандартов;- проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к родителям, старшим, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству, воспитывать бережное отношение к окружающей среде;- утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям;- постоянно совершенствовать свои педагогические знания и мастерство;- уважать честь и достоинство учащихся;- готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами;- содействовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;- соблюдать требования педагогической и служебной этики.

     

    Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в соответствии с национальным законодательством.

      

    В государстве профессиональную подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.Профессиональное педагогическое учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и обществом.

    Контроль за соответствием деятельности профессионального педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) профессионального педагогического учебного заведения и уполномоченный орган государственного управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.Прием студентов по педагогической специальности в государственные профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного заказа в основном за счет средств государственного бюджета.

     

    Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации и переподготовки учителей государственных школ, дошкольных и внешкольных учреждений.

    Повышение квалификации учителей осуществляется по договорам, заключенным юридическими лицами с центральными, региональными институтами усовершенствования учителей, высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями как за счет средств государственного бюджета, так и за счет юридических лиц.Государство гарантирует предоставление учителям и научно-педагогическим работникам творческого отпуска для научно-педагогической, учебно-методической, изобретательской, экспериментальной и экспертной деятельности.Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-педагогических работников в части, не урегулированной национальным законодательством, устанавливаются правительством.

      

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные лица, органы государственного управления образованием в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего модельного Закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается в полном объеме в соответствии с национальным законодательством.Текст документа сверен по:»Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ»,

    N 35, Часть 2, 2005 год

    Источник: http://docs.cntd.ru/document/901949392

    Должностные обязанности учителя: правовые проблемы

    Среди всех проблем, связанных с обеспечением управления сферой образования, не последнее место занимает вопрос регулирования обязанностей учителей на уровне школы.

    Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.

    Таким образом квалификационные требования, которые есть в квалификационных справочниках, и профессиональные стандарты закреплены как два альтернативных варианта формулирования профессиональных обязанностей учителей в трудовых договорах (должностных инструкциях).

    Фактически повсеместно именно квалификационные требования используются для разработки и утверждения должностных инструкций учителей.

    Эти требования закреплены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г.

    № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    Согласно пункту 5 этого приказа при формулировании обязанностей учителей допускается некое уточнение «перечня работ». Помимо того, что должностные обязанности именуются «перечнем работ», возникает вопрос о пределах этого «уточнения».

    Как правило, должностную инструкцию учителя, в которой формулируются должностные обязанности, списывают с квалификационных характеристик и благополучно забывают о ее существовании, за исключением ситуации, когда необходимо предъявить инструкцию для проверяющих или в ситуации судебного спора между школой и работником.

    Тем не менее должностная инструкция относится к категории локальных актов, которые обязательно должны быть в школе. В связи с этим рассмотрим конкретные положения квалификационных характеристик учителя.

    В этом отношении необходимо отметить то, что сам по себе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит перечень обязанностей, распространяющихся на всех педагогических работников в части 1 статьи 48.

    Эти обязанности не всегда коррелируют с перечнем обязанностей учителя, закрепленным в квалификационных требованиях.

    Более того, должностные обязанности учителя в квалификационных требованиях содержат множество сложноопределяемых при практическом использовании, заштампованных терминов и выражений, как, например, «формирование общей культуры личности», «осознанный выбор и освоение образовательных программ» и другие.

    Одна из обязанностей учителя – реализовывать «проблемное обучение». Возникает вопрос – почему обязанности учителя распространяются только на «проблемное обучение»? Реализация других видов обучения уже не входит в обязанности учителя? Почему такой приоритет в отношении «проблемного обучения»?

    В качестве обязанности учителя закреплена, например, такая: «Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении». Непонятно, почему это положение сформулировано именно как «обязанность». Получается, что каждый учитель обязан иметь и вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.

    Характерно, что такого рода обязанность отсутствует у других педагогических работников, например у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

    Возможно, авторы квалификационных требований не предполагали, что эти категории педагогических работников могут иметь предложения по совершенствованию образовательного процесса.

    В то же время у педагога-библиотекаря такого рода обязанность есть.

    • Среди обязанностей учителя следует отметить те, которые порождают обсуждаемую в настоящее время высокую «бумажную» нагрузку на учителей. В письме Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2018 года № 08-ПГ-МОН-18273 «Об определении в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей должностных обязанностей, связанных с составлением отчетной документации» указано, что в соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчетной документации:
    • – разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
    • – осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников учеников).
    • Учитывая остающийся объективно высокий уровень бумажной нагрузки на учителей, возможно, актуальной задачей является также пересмотр этих положений.

    Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/1/28/teacher/11317-dolzhnostnye_obyazannosti_uchitelya_pravovye_problemy

    Права ребенка vs права учителя: где искать идеальную формулу образования?

    Неприятный инцидент в гомельской школе, когда ученики 4-го класса сняли на видео, как учитель ругается матом на их одноклассника и при этом держит над его головой парту, дает повод задуматься о наличии определенных проблем в отечественной системе среднего образования.

    Это вопросы дисциплины и безопасности образовательного процесса, которые связаны не только с соблюдением прав несовершеннолетних, но также с созданием определенного механизма защиты для педагогов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Нет человека – нет проблемы?

    Не нужно забывать, что за последние несколько лет в Беларуси вследствие нападений со стороны школьников один учитель был тяжело ранен, а второй – вообще убит. После этого много рассуждали о появлении в школах неких охранных структур, однако дальше разговоров дело не пошло.

    Подавляющее большинство педагогического состава (более 85%) в наших школах – женщины. И как им защитить себя от случаев физической агрессии – совершенно непонятно. Не говоря уже об оскорблениях и насмешках со стороны учащихся, на которые вообще никто давно не обращает особого внимания.

    Можно, конечно, начать рассуждать о том, что профессиональный педагог сумеет выстроить свои отношения с учениками так, чтобы до подобных ситуаций не доходило.

    И в гомельской школе мы имеем дело не со вчерашним выпускником университета, а с опытным учителем высшей категории, у которой за плечами 37 лет педагогического стажа не только без взысканий, но и с многочисленными благодарностями, грамотами и поощрениями.

    Вспомните недавнюю историю с осуждением директора средней школы в Пинске, который также был далеко не мальчиком в педагогике, имел прекрасные характеристики, но из-за конфликта не справился с эмоциями и нанес незначительные телесные увечья провоцировавшим его несовершеннолетним.

    © Sputnik / Павел Лисицын

    Можно припомнить и другие эпизоды, когда учителя срывались и доходили до нецензурной брани и физического насилия, за что впоследствии несли дисциплинарную и уголовную ответственность.

    Реакция со стороны государства в таких ситуациях объективно формальная – «закон суров, но это закон», и педагог несет всю полноту наказания согласно нормам трудового, административного и уголовного законодательства. Ту же гомельскую учительницу чиновники просто уволили по статье, одним решением перечеркнув все былые заслуги.

    Но сталинская формула «нет человека – нет проблемы» в данном случае не работает. Ведь вопрос не в отдельно взятой личности, а в недостатках системы.

    Как защитить учителей?

    Удивительно, что никто не задается вопросом, почему взрослые, хорошо образованные, законопослушные люди вдруг начинают выходить из себя, нецензурно ругаться, а то и решать конфликт с помощью физического воздействия.

    А ведь, на самом деле, какие инструменты есть у учителя для того, чтобы защитить свою честь и достоинство? Кричать нельзя, выставить нарушителя за дверь нельзя, а о том, чтобы поставить в угол, как это было в нашем босоногом детстве, даже подумать страшно – «психологическое насилие над ребенком». При малейшей чрезвычайной ситуации в школу прибегают современные мамы-папы, отлично знающие свои права, пишут жалобы «куда надо», и педагог теряет работу.

    Школьники конспиративно записывают учителей на диктофон, снимают на камеры, а впоследствии монтируют эти материалы таким образом, чтобы исключительно педагога выставить в негативном свете, и распространяют в социальных сетях.

    Парадоксально, но факт: подобная «самодеятельность», которая является абсолютно незаконной, в итоге принимается компетентными структурами в качестве доказательства вины и служит основанием для принятия решений о судьбе человека.

    Так как же вести себя педагогу в случае возникновения внештатной ситуации, с учетом столь пристального внимания к «правам ребенка»? Сделать устное замечание? Смешно и неудобно, ибо хулиганы плевать на это хотели! В обычной ситуации учителя просто проигнорируют, а могут и матом послать по известному адресу или кое-что похуже.

    Может, стоит вызвать милицию? Так это значит ввязаться в тяжбу по административному правонарушению с родителями учащегося, да и далеко не всякая администрация будет рада «скандалу» в родной альма-матер.

    Звонок из районного управления образования с вопросом «что там у вас опять произошло?» чаще всего вызывает нервную дрожь у директора, которая затем по цепочке передается заместителям по учебной и воспитательной работе, а впоследствии доходит до несчастного педагога, который из жертвы становится обвиняемым, потому как «это все произошло из-за вас, Мария Петровна».

    Поэтому у рядовых учителей и даже у руководителей учреждений образования иногда сдают нервы, что их, естественно, не оправдывает с точки зрения закона, но позволяет понять «по совести».

    Степень эмоционального выгорания у белорусских учителей чрезвычайно высока, о чем, собственно, и свидетельствуют все вышеперечисленные казусы.

    Ведь, чтобы заработать в школе мало-мальски приличные деньги, педагог должен вести по шесть уроков в день плюс классное руководство, а кроме того, безропотно участвовать в различных мероприятиях, которые имеют весьма формальное отношение к образовательному процессу, но спускаются на школу в виде «общественной нагрузки».

    В сухом остатке

    Сейчас крайне остро стоит вопрос о защите прав учителей. В погоне за «правами ребенка» общество несколько упустило из виду эту тему. Крайне важно определиться с тем, как мы видим процесс образования: либо школа – цирк, а учителя в ней клоуны или «старшие партнеры» для детей, либо это реальная кладовая знаний и кузница кадров.

    Если второе, то необходимо иметь совершенно конкретные меры воздействия на тех, кто мешает организации образовательного процесса, а также к их родителям.

    Не исключено, что стоит оборудовать классные помещения видеокамерами, чтобы иметь возможность полно и надлежаще разбираться в каждом конфликте, наделить администрацию школы правом временного отстранения отдельных учащихся от занятий до прибытия родителей.

    • Нужно перестать гнаться за показателями и не бояться выставлять двоечникам заслуженные «ноли» и «колы», вернуть практику отчисления из школ и выдачи справок вместо аттестата о среднем образовании.
    • Не нужно забывать, что учитель – это опора государства и он должен быть всесторонне защищен законом, в этом случае неповиновение законному требованию учителя должно иметь конкретные правовые последствия, как в случае с неповиновением законному требованию сотрудника милиции.
    • Наведение порядка в этом вопросе – первоочередная задача, иначе подобных «тревожных звоночков» будет все больше.
    • Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

    Источник: https://sputnik.by/columnists/20190916/1042737270/Prava-rebenka-vs-prava-uchitelya-gde-iskat-idealnuyu-formulu-obrazovaniya-.html

    Ссылка на основную публикацию