Оговорка о публичном порядке — что это? как действует правило?

Иностранное право применяется не в правовом вакууме, а в государстве, где существует собственный правопорядок, что неизбежно влияет на результат. Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать осново­полагающие принципы местного правопорядка — это твердо установив­шийся принцип международного частного права.

Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает по­рядок его применения и одновременно очерчивает допустимые гра­ницы его применения на своей территории.

Этой цели служит осо­бый общепризнанный институт международного частного права, называемый «оговор­ка о публичном порядке» (ordre public или public policy).

В самом общем виде она означа­ет: избранное на основе отечественной коллизионной нормы ино­странное право не применяется, и субъективные права, возникшие под действием иностранного права, не получают защиты, если та­кое применение или такая защита противоречат публичному поряд­ку данного государства.

Она играет важную роль в механизме регулирования частноправовых отношений ме­ждународного характера.

Коллизионная норма сформулирована таким образом, что она может выбрать право любого существую­щего в мире государства, и потому невозможно предусмотреть все последствия такого выбора.

Для того чтобы предотвратить наступление возможных нега­тивных последствий применения избранного на основании собст­венной коллизионной нормы иностранного права, применяется оговорка о публичном порядке.

Всеобщее признание оговорки о публич­ном порядке объясняется ее необходимостью для защиты основ правовой системы, интересов общества и государства. «Публич­ный порядок» — это устои правовой системы и коренные интере­сы общества и государства, основы их морали.

Сегодня оговорка рассматривается как один из основопола­гающих принципов международного частного права. Она закреп­лена в законодательстве многих государств, в международных дого­ворах, применяется судами в том числе и тех государств, чье зако­нодательство не содержит ее прямого закрепления.

Одновременно оговорка о публичном порядке переместилась и в гражданское процессуальное право, в ту его часть, которая регламентирует особенности рассмотрения гражданско-правовых споров с уча­стием иностранного элемента и которая называется междуна­родным гражданским процессом.

В частности, она применяется при исполнении иностранных судебных поручений и при при­знании и исполнении иностранных судебных и арбитражных решений.

Виды оговорки о публичном порядке:

Позитивная оговорка — некоторая совокупность внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности (иногда говорят о высшей степени когентности) для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всег­да, даже если отечественная коллизионная норма отошлет к ино­странному праву. Отсюда название «позитивная»: она исходит из того, что какие-то принципы и нормы национального права име­ют особое, позитивное значение для государства (свои принципиальные нормы применяются всегда).

Негативная оговорка в отличие от позитивной исходит из со­держания иностранного права: иностранное право, которое следует применить по предписанию национальной коллизионной нормы, не должно применяться, если оно или его отдельные нормы несо­вместимы с публичным порядком этого государства (чужие нормы не применяются, если противоречат). Негативная форма оговорки преобладает в международном частном праве, она закреплена в законах многих государств. При этом использу­ются похожие формулировки «публичного порядка».

Чаще всего используется формулировка «основы правопоряд­ка».

При этом ни в одной стране, где законодательно предусмотрено применение оговорки о публичном порядке, не дается детальное определение «публичного порядка»: либо используется формулировка «публич­ный порядок» без каких-либо разъяснений, либо даются самые общие ориентиры в виде указания об основных принципах права, об основах правопорядка.

Негативная оговорка о публичном порядке, несмотря на свою распространенность, так же, как и позитивная, не имеет четко очерченного содержания.

Видимо, законодатели самых разных стран не без оснований исходят из того, что детальное определе­ние в праве понятия «публичный порядок» едва ли возможно. Слишком оно многогранно и зависит от конкретных условий.

В результате центр тяжести переносится на правоприменительную деятельность судов, справиться с которой помогают накопленный мировой опыт применения оговорки и высокая квалификация судей.

Как принципиальный институт российского международного частного права оговорка о публичном порядке сохраняет свое важное место в разд. VI Гражданского кодекса. Она закреплена в ст.

1193: «Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключитель­ных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному по­рядку) Российской Федерации».

Российские законы используют три формулы оговорки о пуб­личном порядке:

  • «основы правопорядка» — закреплена в част­ноправовых законах (например, ст. 167 СК РФ, ст. 1193 ГК);
  • «суверенитет и безопасность» — используется в процессуальных актах (например, подп. 5 п. 1 ст. 412 ГПК РФ, п. 2 ст. 407 ГПК РФ о судебных поручениях);
  • «публичный порядок» — получила закрепление в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г. (п. 2 ст. 34 и п. 2 ст. 36) и в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г. (подп. 7 п. 1 ст. 244) в качестве основания для отказа в признании и исполнении решения иностранного суда и ино­странного арбитражного решения.

Несмотря на различные подходы к представлению о публич­ном порядке в судебной практике разных государств и различные взгляды конкретных авторов, можно выделить те элементы, кото­рые чаще всего включаются в его содержание:

  1. это ос­новополагающие принципы национального права соответствую­щего государства;
  2. это нормы морали и справедливости;
  3. коренные интересы государства или его членов;
  4. общепризнанные принципы и нор­мы международного права, особенно нормы о правах человека.

Исходя из вышеизложенного есть все основания полагать, что понятие «основы правопорядка (публичный порядок) Российской Федерации» включает четыре взаимосвязанных основных элемен­та:

  • основополагающие, фундаментальные принципы российского права, прежде всего конституционные, частноправовые и граждан­ско-процессуальные;
  • общепринятые принципы морали, на которые опирается российский правопорядок;
  • законные интересы россий­ских граждан и юридических лиц, российского общества и государ­ства, защита которых является основной задачей правовой системы страны;
  • общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва, являющиеся частью российской правовой системы, включая меж­дународно-правовые стандарты прав человека.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ogovorka-o-publichnom-poryadke

Публичный порядок Российской Федерации

Основополагающий принцип международного частного права – государства могут отказать полностью или частично в применение иностранных правовых норм, если последствия их применения противоречат национальному правопорядку.

Наиболее распространенное основание для отказа в применении иностранной нормы права или признания и приведения в исполнение судебного решения – оговорка о публичном порядке.

Включение оговорки о публичном порядке в законодательство большинства стран продиктовано необходимостью защиты основ правовой системы, фундаментальных принципов справедливости, гражданского правосознания, интересов общества и государства. Целью оговорки о публичном праве является ограничение действия определенных норм иностранного права, но не иностранного права в целом.

Понятие публичного порядка, характеризующееся крайней неопределенностью, сильно отличается в судебной практике и доктрине многих государств. С момента появления термина «публичный порядок» в ГК Франции в 1804 г.

и вплоть до настоящего времени неоднократно предпринимались попытки дать ему четкое определение.

Однако, общепризнанного определения настолько полного и ясного, что его практическое применение не вызывало бы трудностей, до сих пор не существует.

Правила о публичном порядке в Российской Федерации

Исторический обзор

Оговорка о публичном порядке не является новшеством для российского права, однако ее формула не оставалась неизменной. Если в Основах гражданского законодательства 1961 г. (ст.

128) основной акцент сделан на «основы советского строя», в Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст.

158) – на «основы советского правопорядка», то в современной редакции ГК РФ говорится об «основах правопорядка», чем подчеркивается правовой характер ограничения применения иностранного права, а не идеологический, политический и т.п.

Современное законодательство

Как принципиальный институт российского международного частного права оговорка о публичном порядке содержится в третьей части ГК РФ, в ст. 1193. Приведем текст этой статьи.

  1. Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.
  2. Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации.

Для максимального сужения сферы применения оговорки о публичном порядке, в приведенной формулировке ст. 1193 особо подчеркивается исключительный характер обращения к ней. Следует обратить внимание на использование слов «последствия применения».

Существует заблуждение, что оговорка применяется в случае противоречия содержания подлежащей применению иностранной правовой нормы основополагающим принципам права страны суда.

Речь же идет о том, что национальному публичному порядку могут противоречить не само иностранное право в целом (как целостная правовая система), а только последствия применения его конкретных норм.

Требование о «явном противоречии» обязывает суд доказать, что существует противоречие без всяких сомнений, и тем самым исключает широкое применение оговорки. В данной статье также предусматривается, что в случае применения оговорки о публичном порядке, следует применять соответствующие материально-правовые нормы российского права.

Помимо Гражданского кодекса РФ, термин «публичный порядок» присутствует в ст. 417 Гражданского процессуального кодекса РФ, в ст. 167 Семейного кодекса РФ, в ст. 244 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г., а также в ст. 34 и 36 закона РФ № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

Публичный порядок в праве Российской Федерации

В российском праве либо вообще не раскрывается понятие публичного порядка, либо используется лишь ориентировочная формулировка «основы правопорядка», которая сама нуждается в расшифровке.

Законодательная неопределенность понятия «публичный порядок» обусловлена невозможностью предусмотреть все потенциально возможные варианты коллизий между отечественным и иностранным правом. Конкретное содержание понятия публичного права нередко раскрывается судебной практикой.

Российские суды сталкиваются с необходимостью толкования комментируемой статьи чаще всего в сфере международного гражданского процесса – при необходимости принудительного исполнения иностранных арбитражных решений.

В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2003 г. по делу № КГ-А40/1672 указывается, что:

Решение третейского суда может быть признано нарушающим основополагающие принципы российского права (противоречащим публичному порядку Российской Федерации) в том случае, если в результате его исполнения будут совершены действия, либо прямо запрещенные законом, либо наносящие ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагивающие интересы больших социальных групп, являющиеся несовместимыми с принципами построения экономическом, политической, правовой системы государства, затрагивающие конституционные права и свободы граждан, а также противоречащие основным принципам гражданского законодательства, таким как равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договора.

Читайте также:  Налог на роскошь за автомобили: как рассчитать, льготы

В Определении № 91-Г08-6 Верховного суда РФ от 19 августа 2008 г. дается такое толкование:

Содержание понятия «публичный порядок» не совпадает с содержанием национального законодательства Российской Федерации.

Под публичным порядком Российской Федерации понимаются установленные государством основополагающие нормы об экономическом и социальном устройстве общества, главные устои основ правопорядка, закрепленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Российской Федерации.

Другой критерий публичного порядка можно обнаружить в Информационном письме № 156 Высшего арбитражного суда РФ, в котором определено, что:

Под публичным порядком в целях применения названных норм понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства.

К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства Российской Федерации (статья 1192 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц.

Источник: http://interlaws.ru/publichnyj-porjadok-rossijskoj-federacii/

Оговорка о публичном порядке

Оговорка о публичном порядке — пра­ви­ло, со­глас­но ко­то­ро­му ино­стран­ный за­кон, к ко­то­ро­му от­сы­ла­ет кол­ли­зи­он­ная нор­ма, не при­ме­ня­ет­ся, ес­ли по­след­ст­вия его при­ме­не­ния яв­но про­ти­во­ре­чи­ли бы ос­но­вам пра­во­по­ряд­ка (пуб­лич­но­му по­ряд­ку) го­су­дар­ст­ва.

Оговорка о публичном порядке за­кре­п­ля­ет­ся в за­ко­но­да­тель­ст­ве го­су­дарств и меж­ду­народных кон­вен­ци­ях. Она мо­жет быть по­зи­тив­ной (ко­гда отдельные нор­мы национального пра­ва име­ют осо­бое зна­че­ние для го­су­дар­ст­ва) и не­га­тив­ной (не до­пус­каю­щей при­ме­не­ние иностранного пра­ва, ко­то­рое не­со­вмес­ти­мо с пуб­лич­ным по­ряд­ком го­су­дар­ст­ва).

В национальном за­ко­но­да­тель­ст­ве по­ня­тие пуб­лич­но­го по­ряд­ка (ordre public) име­ет несколько смы­сло­вых уров­ней.

Под ним по­ни­ма­ет­ся и от­ра­же­ние об­ще­го со­стоя­ния безо­пас­но­сти и государственного строя, и ком­плекс ох­ра­няе­мых за­ко­ном специлаьных ин­те­ре­сов, и ком­плекс прин­ци­пов об­щественного и государственного строя со­от­вет­ст­вую­ще­го го­су­дар­ст­ва и его сис­те­мы пра­ва, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо без­о­го­во­роч­но учи­ты­вать при при­ме­не­нии норм иностр. пра­ва на ос­но­ва­нии кол­ли­зи­он­ных норм или при­зна­ния су­деб­ных ре­ше­ний. То есть в су­деб­ной прак­ти­ке и док­три­не многих го­су­дарств по­ня­тие пуб­лич­но­го по­ряд­ка весь­ма не­оп­ре­де­лён­но. Су­ды ис­поль­зу­ют оговорку о публичном порядке в це­лях ог­ра­ни­че­ния при­ме­не­ния иностранного пра­ва, и пре­ж­де все­го пра­ва стра­ны другой со­ци­аль­но-эко­но­мической сис­те­мы.

В Российской Фе­де­ра­ции про­ти­во­ре­чие пуб­лич­но­му по­ряд­ку РФ яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем для не­при­ме­не­ния норм иностранного пра­ва (статья 1193 ГК РФ), для от­ка­за в при­ве­де­нии в ис­пол­не­ние иностранного су­деб­но­го или ар­бит­раж­но­го ре­ше­ния (п. 7 ч. 1 и ч. 2 ст.

244 АПК РФ), от­ка­за в ис­пол­не­нии по­ру­че­ния иностранного су­да или ком­пе­тент­но­го ор­га­на иностранного го­су­дар­ст­ва (п. 1 ч. 2 ст. 256 АПК РФ).

Со­глас­но российскому за­ко­но­да­тель­ст­ву, от­каз в при­ме­не­нии нор­мы иностранного пра­ва не мо­жет быть ос­но­ван толь­ко на от­ли­чии пра­во­вой, по­ли­тической или эко­но­мической сис­те­мы со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го иностранного го­су­дар­ст­ва от пра­во­вой, по­ли­тической или эко­но­мической сис­те­мы РФ.

Оговорка о публичном порядке за­кре­п­ле­на в национальном за­ко­но­да­тель­ст­ве боль­шин­ст­ва го­су­дарств.

Так, в Швей­ца­рии за­ко­ном о ме­ж­ду­народном ча­ст­ном пра­ве (1987) оп­ре­де­ле­но, что при­ме­не­ние по­ло­же­ний иностранного пра­ва ис­клю­ча­ет­ся, ес­ли та­кое при­ме­не­ние про­ти­во­ре­чит пуб­лич­но­му по­ряд­ку Швей­ца­рии.

Со­глас­но итальянскому за­ко­ну (1995), иностранное пра­во не при­ме­ня­ет­ся, ес­ли по­след­ст­вия та­ко­го при­ме­не­ния про­ти­во­ре­чат пуб­лич­но­му по­ряд­ку. По пра­ву ЕС на­ру­ше­ние ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов пра­ва Со­об­ще­ст­ва счи­та­ет­ся про­ти­во­ре­ча­щим «пуб­лич­но­му по­ряд­ку Со­об­ще­ст­ва».

Оговорка о публичном порядке со­дер­жит­ся во мно­гих ме­ж­ду­народных кон­вен­ци­ях и со­гла­ше­ни­ях. Так, Кон­вен­ция о пра­ве, при­ме­ни­мом к на­сле­до­ва­нию иму­ще­ст­ва умер­ших (1989), гла­сит: «…

при­ме­не­ние ка­ко­го-ли­бо за­ко­на, ус­та­нов­лен­но­го в со­от­вет­ст­вии с Кон­вен­ци­ей, мо­жет быть от­кло­не­но, ес­ли та­кое при­ме­не­ние яв­но не со­от­вет­ст­ву­ет пуб­лич­но­му по­ряд­ку» (статья 18).

Ана­ло­гич­ные по­ло­же­ния за­кре­п­ле­ны в Кон­вен­ции о юрис­дик­ции, при­ме­ни­мом пра­ве и при­зна­нии ре­ше­ний об усы­нов­ле­нии (1965), Кон­вен­ции о при­зна­нии раз­во­дов и ре­ше­ний о раз­дель­ном жи­тель­ст­ве суп­ру­гов (1970), Кон­вен­ции о пра­ве, при­ме­ни­мом к али­мент­ным обя­за­тель­ст­вам (1973), Кон­вен­ции о пра­ве, при­ме­ни­мом к агент­ским от­но­ше­ни­ям (1978), Кон­вен­ции о пра­ве, при­ме­ни­мом к ре­жи­му иму­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний суп­ру­гов (1978), Кон­вен­ции о пра­ве, при­ме­ни­мом к тра­стам и их при­зна­нии (1985), Кон­вен­ции о юрис­дик­ции, при­ме­ни­мом пра­ве, при­зна­нии, ис­пол­не­нии и со­труд­ни­че­ст­ве в от­но­ше­нии ро­ди­тель­ской от­вет­ст­вен­но­сти и мер по за­щи­те де­тей (1996) и др. Эта ого­вор­ка бы­ла вклю­че­на в Со­гла­ше­ние СССР и ФРГ по об­щим во­про­сам тор­гов­ли и мо­ре­пла­ва­нии (1958) и в До­го­вор ме­ж­ду СССР и Народной Де­мо­кра­тической Рес­пуб­ли­кой Йе­мен о пра­во­вой по­мо­щи по гра­ж­дан­ским и уго­лов­ным де­лам (1985).

При­зна­ние оговорки о публичном порядке обу­слов­ли­ва­ет­ся за­щи­той ин­те­ре­сов об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Оговорка о публичном порядке мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на в ка­че­ст­ве ос­но­ва­ния для ос­па­ри­ва­ния и от­ме­ны вы­не­сен­но­го ре­ше­ния или ос­но­ва­ния для от­ка­за в при­зна­нии и при­ну­дительном ис­пол­не­нии ре­ше­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ме­ж­ду­на­род­ное ча­ст­ное пра­во. Сб. до­ку­мен­тов / Сост. К. А. Бе­кя­шев, А. Г. Хо­да­ков. М., 1997
  • Бе­ло­гла­век А.И. Ар­бит­раж, ordre public и уго­лов­ное пра­во. К., 2009. Т. 1
  • Вы­сыл­ка ино­стран­цев // Ра­бо­та Ко­мис­сии ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва. Нью-Йорк, 2009. Т. 1

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ogovorka_o_publichnom_poriadkie

Оговорка о публичном порядке

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Иностранным гражданам » Оговорка о публичном порядке

Что происходит, когда нормы семейного законодательства иностранного государства противоречат императивным нормам РФ?

Содержание

Что понимается под публичным порядком Российской Федерации? Что происходит, когда нормы семейного законодательства иностранного государства противоречат императивным нормам РФ? Право какой страны подлежит применению в этом случае? Что означает публичный порядок и оговорка о публичном порядке? Об этих важных моментах применения международного порядка решения брачных отношений рассказано в этой статье.

Публичный порядок

Согласно ст.167 СК РФ, иностранные нормы права, действующие в сфере семейных отношений, не подлежат применению, если ими нарушается публичный порядок РФ. В законе указано, что, когда складывается ситуация с противоречием положений международного права российскому законодательству, руководствоваться при решении споров следует правилами, установленными в России.

Что понимается под понятием «публичный порядок» и какие требования характерны для семейного законодательства РФ?

В международном праве сложилось понятие публичного порядка, направленное на ограничение действия иностранных законов в определенной стране (ordre public).

Дело в том, что при применении иностранного права в определенном государстве неизбежно возникает взаимодействие законов других государств и российского законодательства.

Нормы зарубежного права, которые при этом используются, не должны приводить к нарушению основополагающих принципов, на которых строится местный правопорядок. Такой принцип в международном частном праве применяется давно, он уже твердо установился.

В национальном праве допускается применение права иностранного, устанавливается, в каком порядке оно может применяться. В то же время четко очерчены границы в которых допустимо применять иностранное право. Для соблюдения этого правила в международном частном праве сформировался общепризнанный институт, который называется

оговорка о публичном порядке. В общем понимании это означает, что иностранное право, которое было избрано и при этом основой была выбрана отечественная коллизионная норма, не может применяться на территории России.

Оговорка о публичном порядке подразумевает, что в субъективных прав, которые возникают в результате действия иностранного законодательства, нет защиты, если, как гласит оговорка о публичном порядке применение такой защиты вступает в противоречие с публичным порядком конкретной страны. 

Благодаря тому, что существует оговорка о публичном порядке, возможно эффективное действие механизма, который регулирует отношения частного права, имеющие международный характер.

Оговорка о публичном порядке позволяет предотвращать возможные негативные последствия иностранного права, которое было избрано на основании коллизионной нормы.

Оговорка о публичном порядке дает возможность обеспечить защиту для правовой системы, защитить интересы общества и государства. 

Сейчас публичный порядок и оговорка о публичном порядке выступает в роли одного из принципов, которые лежат в основе принципов международного права. Законами многих стран закреплена оговорка о публичном порядке.

Оговорка о публичном порядке действует также и в области гражданского права, в той его части, где регламентируются особенности рассмотрения споров гражданско-правового характера. Публичный порядок применяется, когда необходимо исполнить судебные поручения иностранных государств.

В разделе VII Семейного кодекса заложена оговорка о неприменении положений закона, принятого властями зарубежного государства, если это действие идет в нарушение публичного порядка, принятого на территории России. Следует обратить внимание на то, что Конституцией РФ признан приоритет международных норм права.

Это означает возможность применения актов, заключенных рядом государств. На их основе осуществляется регулирование отношений в определенной сфере, к примеру, семейных отношений. Если такой документ одобрен – ратифицирован Россией, то он подлежит применению. В ст.

167 СК РФ, на которую распространяется оговорка о публичном порядке, речь идет именно о возможности применения законодательства зарубежного государства, на основании которого осуществляется решение споров, возникших между субъектами семейного права при наличии иностранного элемента.

К таким случаям относятся, к примеру, рассмотрение вопросов в суде о месте проживания ребенка, один из родителей которого имеет гражданство другой страны.

Определение публичного порядка не содержится ни в Конституции РФ, ни в международных актах, ни в нормативных актах федерального, регионального или местного значения.

Это связано с тем, что такое понятие сложилось исторически, исходя из условий экономического и морального сотрудничества между государствами и соблюдению основных правовых принципов.

Последние действуют на территории России с учетом заложенного конституционного строя, содержания отраслей права с учетом положений, заложенных в межнациональные соглашения.

Оговорка о публичном порядке, ограничение применения норм иностранного семейного права действует как в отношении системы законодательства другого государства в целом, так и применительно к конкретной ситуации.

В правовой практике нередко осуществляется регулирование семейных отношений, осложненных иностранным элементом, законом другой страны. К примеру, частное имущественное право несовершеннолетнего ребенка на наследование части имущества отца происходит от права зарубежного государства.

Брак матери заключен в стране, где признается полигамия – возможность женитьбы мужчины на нескольких женщинах.

Также детей могут признавать наследниками первой очереди, если семейные отношения между их отцом и матерью установлены религиозным обрядом, что признается законным и официально разрешено светскими властями на территории государства их постоянного проживания и рождения.

В этом случае возникает признание Российской Федерацией заключенного по правилам другой страны брака в силу ст.167 СК РФ.

Оговорка о публичном порядке не будет применяться в такой ситуации по причине противоречия правил, установленных в другой стране, экономическим, политическим, религиозным и социальным условиям в России.

Регулирование отношений будет осуществляться с четом ст.176 СК РФ, а оговорка о публичном порядке не используется.

Применение законодательства Российской Федерации к семейным отношениям

Органы загса, суды и другие государственные органы осуществляют деятельность и выносят законные распоряжения при условии установления фактического содержания положений, закрепленных в иностранном законе.

Читайте также:  Права и обязанности эксперта, ответственность, заключение эксперта

Так же указанные меры осуществляет, к примеру, опека и попечительства при участии в делах об определении происхождения, места проживания, материального содержания и разрешения других вопросов, касающихся статуса несовершеннолетнего.

Установление содержания норм зарубежного семейного права возможно несколькими способами согласно п.1 ст.166 СК РФ. К ним относятся:

Толкование законов зарубежного государства уполномоченными государственными органами Российской Федерации – юстицией, судами, учреждениями административной системы.

Издание правовой доктрины по поводу практики применения норм другой страны – создание концепции.

Понятие публичного порядка определяется в каждой ситуации индивидуально. Запрос на проведение официального толкования и информацию о праве, подлежащем применению за рубежом, направляют в соответствующие инстанции на территории Российской Федерации заинтересованные лица.

Принимаются во внимание международные договора, правовой порядок с учетом политических, экономических и социальных норм, личный порядок, действующие в другом государстве.

Граждане, обратившиеся с вопросом о том, как осуществляется регулирование определенных ситуаций с применением иностранного права, могут содействовать установлению содержания положений иностранного права о браке и семье.

Когда от частных лиц такие сведения не поступают, ходатайствовать о проведении официального толкования, даче разъяснений по порядку применения закона зарубежного государства следует перед Министерство юстиции РФ.

Государственный орган дает пояснения о причинах заключения определенных международных актов Российской Федерацией с другими государствами, устанавливает содержание того, что представляет оговорка о публичном порядке в конкретном случае, делает сравнительно-правовой анализ, основания изменения семейных отношений и делает определение применимому праву.

Международный публичный порядок, предусмотренный ст.166 Семейного кодекса, соответствует содержанию ст.15 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В рамках заключения интернационального акта, участники договора обязаны предоставлять другой стороне сведения о действующем на их территории законодательстве по конкретному вопросу и содействовать в его получении.

В 1994 отмечен как время заключения Соглашения об обмене правовой информацией странами СНГ от 21 октября. Согласно документа, на Министерство юстиции Российской Федерации возложены дополнительные полномочия, их виды определены как:

  • ответственность за создание межгосударственной базы правовой информатизации;
  • организация работы национальных банков данных, доступ к которым предоставляется участникам международных отношений.

Для осуществления толкования норм иностранного права судами, органами загса и другими административными единицами, возможно привлечения экспертов в области законодательства других стран.

Специалисты специализированных правовых центров, научно-исследовательских институтов дают толкование и разъяснение, если в конкретной ситуации действует ограничение применения норм иностранного семейного права.

Они дают определение закона и основания для использования при решении споров определенных положений.

Когда личный порядок для регулирования определенных ситуаций в правовой сфере семейных отношений определяется в рамках гражданского производства на территории Российской Федерации, вызов экспертов осуществляется по ходатайству заинтересованной стороны в рамках ст.77-78 ГПК.

Разъяснения о порядке заключения и действия определенного международного договора Российской Федерации или нормы иностранного права предоставляются консульскими учреждениями за рубежом.

На территории другого государства допускается обращение за получением толкования о соответствии законного акта требованиям российского права на основании ст.55-56 Консульского устава СССР.

Ограничение применения норм иностранного семейного права демонстрируется, когда уполномоченные представительства Российской Федерации отказывают в проставлении штампа «Апостиль» на документы иностранного происхождения.

Регулирование правовой ситуации осуществляется на основании требований Гаагской конвенции об отмене легализации документов от 5 октября 1961, в которй отмечено участие Российской Федерации с 31 мая 1992.

Согласно вышеуказанной Конвенции СНГ о правовой помощи, распоряжения, которые изготовлены на территории государства – члена межнационального союза, принимаются, в силу заключения договора, другими странами как официальные документы. Оговорка о публичном порядке в данном случае не применяется.

На основании вышесказанного следует заключить, что международный публичный порядок определяется нормами российского права, если требования иностранного закона противоречат правовой доктрине Российской Федерации.

Ограничение применения норм иностранного семейного законодательства возможно на основании п.2 ст.166 СК, когда личный порядок определяется законом другого государства, и вступает в противоречие с российским законодательством.

Этому правовому феномену в практике Федерации дали определение «оговорка о публичном порядке».

Источник: https://advokat-malov.ru/inostrancam/primenenie-norm-inostrannogo-prava.html

Оговорка о публичном порядке

О проекте  /  мчп  /  мчп — лекции  /  оговорка о публичном порядке

Оговоркой о публичном порядке называется один из способов фактического ограничения действия ИП (иностранное право) в своём государстве. При этом данный метод прикрыт общеполезными целями и этим названием.

Данная оговорка относится к числу общих понятий МЧП, при помощи которых обычно ограничивается применение норм ИП, к которым отсылает коллизионная норма.

Таким образом, этой оговоркой ограничивается действие коллизионной отечественной нормы.

  • Общая суть рассматриваемой оговорки: выбранное на базе отечественной коллизионной нормы ИП не применяется, а субъективные права, которые возникают под действием ИП, не получают защиты, в случае, если такая защита или такое применение противоречит публичному строю определённого государства.
  • Публичным порядком называются правовые устои системы, а также коренные интересы государства и общества, то есть основы морали (ещё говорят «основы правопорядка»).
  • Римская конвенция о праве, которое применяется к договорным обязательствам, содержит такую оговорку о публичном порядке: В использовании права определённой страны, которая определяется настоящей Конвенцией, может быть отказано лишь в том случае, если данное применение открыто не соответствует судебному порядку.

Гражданский кодекс в статье 1193 гласит, что нормы иностранного права, которые подлежат применению в соответствии с реальными правилами настоящего раздела не применяются в исключительных случаях, в случае, если её последствия противоречат основам правопорядка РФ (так называемому публичному порядку).

В данном случае при надобности применяется определённая норма права российского.

Отказ от такого применения нормы иностранного права не должен быть основан исключительно на отличии экономической, политической или правовой системы рассматриваемого иностранного государства от тех же систем Российской Федерации.

  1. Таким образом, оговорку о публичном порядке применяют в случаях:
  2. · Если не противоречие как таковых иностранных норм российскому праву, а их последствия (а именно их применения) могут привести в итоге к результату, который нарушил бы общественный порядок;
  3. · Если применение данного иностранного права явственно не совместимо с отечественным правопорядком.

Положительная (позитивная) оговорка о публичном порядке является совокупностью внутренних норм права, которые должны применяться всегда в силу своей принципиальной, особой важности для защиты моральных и общественных устоев определённого государства. При этом, даже в случае коллизионная норма отсылает к иностранному праву.

Негативная оговорка о пуб. порядке – это иностранное право, применяемое по предписанию коллизионной национальной нормы. Оно не применяется, если оно само или его отдельные нормы являются несовместимыми с публичным порядком данного государства.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/mcp-lekcii/ogovorka-o-publicnom-poradke/

Оговорка о публичном порядке (понятие и применение в России и других странах)

Взаимность и реторсия в международном частном праве.

«Хромающие» отношения – «коллизия коллизионных норм» (коллизия коллизий) по праву одной страны определенные отношения являются юридически действительными (порождают юридические связи), а по праву другой страны эти же самые отношения не имеют правовых последствий (являются юридически ничтожными).

Главная причина «хромающих» отношений – скрытые коллизии коллизий, т. е. одинаково сформулированные объем или привязка коллизионной нормы в разных государствах понимаются по-разному. Основная область возникновения «хромающих» отношений – сферы брачно-семейного и наследственного права.

«Хромающие» отношения представляют собой серьезный фактор дестабилизации международной жизни и создают чрезвычайно негативные последствия для внешнеторговых связей. Основные способы уменьшения таких отношений – гармонизация национального коллизионного права и унификация коллизионных норм.

Оговорка о публичном порядке (понятие и применение в России и других странах).

Иностранное право применяется не в правовом вакууме, а в государстве, где существует собственный правопорядок, что неизбежно влияет на результат. Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать основополагающие принципы местного правопорядка — это твердо установившийся принцип международного частного права.

Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает порядок его применения и одновременно очерчивает допустимые границы его применения на своей территории.

Этой цели служит особый общепризнанный институт международного частного права, называемый «оговорка о публичном порядке» (ordre public или public policy).

Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку)РФ с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

«Публичный порядок» — это устои правовой системы и коренные интересы общества и государства, основы их морали.

Сегодня оговорка рассматривается как один из основополагающих принципов международного частного права. Оговорка о публичном порядке — институт МЧП, присущий практически всем правовым системам. Вместе с тем, содержание данной категории различно для стран континентальной Европы, Англии и США.

Для американских судов примером использования оговорки могли бы служить дела по жалобам на отказ в регистрации брака между негритянкой и гражданином европеоидной расы.

В Германии оговорка чаще всего использовалась для непризнания декретов и других законов Российской империи по вопросам национализации, имевшей, как правило, безвозмездный характер.

Что касается нынешнего положения дел, то чаще всего этот институт находит применение в виде позитивной оговорки, поскольку различия в политической, социальной, экономической системах государств со временем становятся менее острыми и не требующими использования этого «спасательного круга».

Виды оговорки о публичном праве:

Позитивная оговорка— некоторая совокупность внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всегда, даже если отечественная коллизионная норма отошлет к иностранному праву. Отсюда название «позитивная»: она исходит из того, что какие-то принципы и нормы национального права имеют особое, позитивное значение для государства (свои принципиальные нормы применяются всегда). Считается, что приверженцем позитивной оговорки была Франция, в правовой системе которой вопросы отношений между супругами, заключения брака, правового положения замужней женщины, усыновления регулировались исключительно французскими законами. Надо, однако, заметить, что отношение к оговорке со временем изменилось и во Франции.

Читайте также:  Кто освобождается от транспортного налога: объекты налогообложения, порядок начисления и уплаты

Негативная оговорка — наиболее классический вариант, довольно распространенный и встречающийся в большинстве правовых систем — означает невозможность применения иностранного права, если такое применение наносит урон или представляет существенную опасность интересам данного государства. Другими словами, негативная оговорка есть явление, описанное в начале параграфа и закрепленное в МЧП РФ. Аналогичное отношение к оговорке присуще Англии, США, Греции, Италии, Египту, Бразилии.

Что касается права зарубежный стран, то ст. 17 Закона о международном частном праве Швейцарии 1981 г гласит: «Иностранное право не применяется, если последствия его применения несовместимы со швейцарским публичным порядком».

Иначе аналогичное правило было сформулировано в действующем Вводном законе к Германскому гражданскому уложению: «Какая-либо правовая норма другого государства не применяется, если ее применение ведет к результату, который явно несовместим с существенными принципами германского права.

Она в особенности не применяется, если это применение несовместимо с основными правами».

Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. содержит следующую оговорку о публичном порядке: «В применении нормы права любой страны, определяемой настоящей Конвенцией, может быть отказано только в том случае, если такое применение явно не соответствует публичному порядку (ordre public) суда» (ст. 16).

В отношениях между странами СНГ Кишиневская конвенция 2002 г. предусматривает возможность отказа в признании и исполнении решения по гражданским и семейным делам, вынесенного в другой стране в случае, если «признание и исполнение решения противоречит публичному порядку запрашиваемой Договаривающейся Стороны» (ст. 59).

Источник: https://studopedia.net/6_63803_ogovorka-o-publichnom-poryadke-ponyatie-i-primenenie-v-rossii-i-drugih-stranah.html

А) Оговорка о публичном порядке

Согласно правилу, действующему в ряде стран, иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны юрисдикционными органами государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства. При этом понятие публичного порядка отличается в судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью.

Суды используют оговорку о публичном порядке с целью ограничения или полного отрицания применения иностранного права и прежде всего права страны другой социально-экономической системы.

Определение пределов применения данной оговорки полностью предоставляется судейскому усмотрению. При этом данная оговорка известна практически всем правовым системам, которые располагают своим коллизионным правом.

Основное назначение данной оговорки состоит в ограничении действия собственной коллизионной нормы путем исключения применения иностранного закона. Использование оговорки по сути носит страховочный характер.

  • Впервые такая оговорка возникла в Голландии в Средние века, но своим современным развитием она обязана Французскому ГК.
  • В настоящее время в науке предложено использовать более точную формулировку, а именно – «публичный порядок в смысле МЧП».
  • Под публичным порядком надлежит понимать правопорядок государства, определяющие принципы которого составляют основу существующего в ней строя, а именно касается ее независимости, целостности, неприкосновенности, а так же основных конституционных прав, свобод и гарантий.
  • Под публичным порядком РФ понимаются основы общественного строя российского государства, под которыми понимаются основы конституционного строя, а также общепринятые нормы морали и нравственности.
  • В науке МЧП существуют 2 концепции публичного порядка:
  • Первая концепция, которая именуется ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОЙ, строится на понимании публичного порядка, как совокупности материально-правовых норм и принципов страны суда, которые исключают применение нормы иностранного права независимо от ее свойств.

Вторая – НЕГАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ (ГЕРМАНСКАЯ) В качестве оснований для неприменения иностранной правовой нормы, содержится в свойствах самой нормы, которые делают ее неприменимой.

Почти повсеместно оговорка о публичном порядке закрепляется в законодательстве в негативном варианте.

В законодательстве РФ закреплено следующее правило: норма иностранного права, подлежащего применению, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы публичному порядку РФ.

В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

При этом отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы иностранного государства от соответствующей системы РФ. (ст 1193 ГК)

В целом, для нашей практики характерен крайне осторожный подход к использованию оговорки о публичном порядке. С точки зрения Верховного суда РФ оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания (Определение ВС от 25.09.98)

В Российской Федерации оговорка о публичном порядке включена не только в ГК РФ, но и в иные нормативные акты, содержащие нормы материального права, а также в процессуальные кодексы. Оговорка о публичном порядке содержится и в некоторых международных договорах.

Оговорка о публичном порядке может применяться судом или на стадии выбора права, применимого для рассмотрения спора, или при решении вопроса о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения (вынесенного как государственным, так и третейским судом).

Оговорка о публичном порядке в юридической литературе рассматривается исключительно как институт международного частного права. Но ее применение возможно также и в спорах между российскими юридическими лицами, без участия иностранных субъектов.

Так, Президиум ВАС РФ обосновал отказ в принудительном исполнении решения российского третейского суда ссылкой на нарушение публичного порядка РФ.

В подобных случаях можно говорить о применении нормы права к сходным отношениям по аналогии, так как закон допускает использование оговорки о публичном порядке лишь в спорах, осложненных иностранным элементом, либо при решении вопроса о принудительном исполнении решения иностранного суда.

Несмотря на то, что институт оговорки о публичном порядке является общепризнанным, отсутствует не только легальное определение понятия «публичный порядок», но нет единства и в доктринальных подходах к раскрытию его содержания. В литературе даются следующие объяснения: «Определение пределов применения этой оговорки во многих государствах полностью предоставляется судейскому усмотрению». Анализ практики арбитражных судов РФ подтверждает этот вывод.

Определение понятия «публичный порядок» встречается в судебных актах, в которых применяется оговорка о публичном порядке.

Анализ таких решений приводит к выводу, что под этим термином понимаются основополагающие принципы права – гражданского и гражданско-процессуального, в частности, принцип обязательности судебных актов российского суда, принципы равенства участников, состязательности, беспристрастности, справедливости, иные принципы, применимые при разрешении экономических конфликтов.

Например, в одном из судебных актов указано, что «под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства.

К таким началам, в частности, относится запрет на совершение действий, прямо запрещенных сверхимперативными нормами законодательства Российской Федерации (статья 1192 Гражданского кодекса Российской Федерации), если этими действиями наносится ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагиваются интересы больших социальных групп, нарушаются конституционные права и свободы частных лиц».

Суть оговорки о публичном порядке определяется и законодателем, и большинством исследователей одинаково — при применении данного института учитываются только последствия применения иностранной нормы права на территории другого государства, а не само различие в содержании норм права разных стран, политической, экономической системы и прочее. Такое толкование верно для норм, содержащихся в ГК РФ, в СК РФ.

Если же рассматривать оговорку о публичном порядке как основание для отказа в приведении в исполнение решения иностранного суда, то есть как процессуальный «инструмент», то ее содержание измениться.

Отказывая в приведении в исполнение такого решения, российский суд будет ссылаться на то, что последствия исполнения решения противоречат публичному порядку РФ.

У суда нет права пересматривать иностранное судебное решение по существу, так как только последствия его применения противоречили бы публичному порядку РФ.

Следовательно, ссылка ответчика на неправильное применение судом другого государства материальных норм иностранного права, на противоречие содержания национальных и иностранных норм, в соответствии с которым рассматривался спор, не может служить основанием для применения оговорки о публичном порядке.

Применяя оговорку о публичном порядке, суд может сослаться и на нарушение принципов публичного права.Так, суд обосновал отказ в исполнении иностранного решения тем, что такой отказ направлен, на борьбу с коррупцией, а именно с коммерческим подкупом должностного лица.

Заслуживает внимания европейский опыт формулирования норм, включающих оговорку о публичном порядке, в частности, подход, использованный в Регламенте ЕС «О праве, применимом к внедоговорным обязательствам» (Рим 2). В п.

32 (преамбула) сказано: «соображения общественного интереса оправдывают в исключительных обстоятельствах использование судами государств-членов таких механизмов, как оговорка о публичном порядке и преобладающие императивные положения.

В частности, применение положения права, указанного настоящим Регламентом, которое повлекло бы назначение суммы, уплачиваемой в порядке возмещения вреда, имеющей характер наказания и являющейся чрезмерной по отношению к размеру причиненного ущерба, может с учетом обстоятельств дела и правопорядка государства-члена суда, рассматривающего дело, признаваться противоречащим публичному порядку суда».

Как видно, европейский законодатель использовал принципиально иной подход, а именно дифференцировал содержание оговорки о публичном порядке применительно к разным видам гражданско-правовых отношений.

Относительно внедоговорных обязательств указано, что размер возмещения вреда не должен быть чрезмерным, в противном случае возможно применение оговорки о публичном порядке.

А для договорных обязательств в Регламенте Рим 1 аналогичного правила нет.

Кроме того, в Регламенте Рим П не разделяется позитивная и негативная оговорка.Как было показано выше, при внимательном рассмотрении разница между ними практически стирается.

Таким образом, под публичным порядком государства следует понимать основополагающие принципы гражданского и гражданско-процессуального права, арбитражного процесса, публичного права.

Следовательно, закрепление этих принципов в соответствующих законодательных актах, а также их детализация сделает применение оговорки о публичном порядке более определенным и предсказуемым.

Анализ практики арбитражных судов РФ приводит к выводу о том, что оговорка о публичном порядке продолжает оставаться экстраординарным средством защиты. Отдельные случаи ее применения в качестве основания для отказа в приведении в исполнение решений иностранных третейских и государственных судов имеются в судебной практике.

Зачастую суд одновременно ссылается как на негативную, так и позитивную оговорку.

Используя ссылку на сверхимперативные нормы, суды не указывают конкретные нормы действующего российского законодательства, которые были бы нарушены признанием и принудительным исполнением иностранного судебного решения на территории России.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/22164.html

Ссылка на основную публикацию