Закон об окружающей среде: описание и последние правки

Государством установлен целый комплекс мер, которые призваны ограничить возможное воздействие человека на окружающий мир. Вопросы загрязнения природы, воздуха, водоемов регламентирует закон об охране окружающей среды в 2020 году.

Федеральный закон об охране окружающей среды в 2020 году: официальный текст

ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства.

Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль.

Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г. Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

Основные положения федерального закона № 219

Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

  • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
  • 2 категория – умеренное влияние;
  • 3 категория – малозначимое воздействие;
  • 4 категория – практически незаметное влияние.

Парламентарии озаботились разработкой способа, который позволит рассчитать сумму денежного возмещения в случае нанесения ущерба окружающей среде. Сегодня несколько разновидностей загрязняющих выбросов подлежат оплате:

  • загрязнение атмосферы предприятиями и заводами;
  • выбросы в водоемы;
  • распределение утильсырья производства.

Закон об окружающей среде: описание и последние правкиОсновные положения федерального закона об Охране окружающей среды

Выплаты за нанесение ущерба обязаны выплачивать индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность на территории России, континентальном шельфе и в особых экономических зонах. Не несут ответственность руководители предприятий, относящихся к 4 категории.

Разработана специальная формула, позволяющая наиболее точно рассчитать, в какую сумму оценивать нанесенный ущерб:

платежная база * ставка * дополнительный коэффициент.

Законодательно установлен размер коэффициентов в зависимости от причиненного окружающей среде вреда. Если загрязнение находится на максимальном уровне, то расчет производится по другой формуле:

ставка * размер загрязнения, превышающий лимит * 5

Предприятиям, которые обязаны оплачивать нанесенный ущерб, требуется вносить средства ежегодно. Самый поздний срок осуществления платежа – 1 марта каждого года. Если выявлена просрочка, на предпринимателя накладываются дополнительные штрафные санкции.

Читать так же:  ​​Права полицейского

Согласно принятым нормам, с 1 января 2019 г. вступило в силу положение, которое обязывает все предприятия, относящиеся к 1 категории, получать комплексное экологическое разрешение. Срок действия документа составит 7 лет, после чего необходимо будет вновь подавать заявку для продления этого периода.

Также законопроект регламентирует необходимость подачи декларации о нанесенном воздействии на окружающий мир. Этот раздел также вступил в силу с 2019 г. Документ будут обязаны вносить предприятия, относящиеся ко 2 категории. Декларация, как и комплексное экологическое разрешение, будет подаваться раз в 7 лет. Однако если изменятся условия деятельности, ее будет необходимо внести раньше.

Обязанность разрабатывать программы производственного экологического контроля возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чьи объекты относятся к 1 либо 2 категории. Если предприятие относится к 4 категории, это позволяет бизнесменам воспользоваться некоторыми льготами.

Например, на таких объектах Ростехнадзор не проводит плановые проверки уже с начала 2019 г. К тому же, они не обязаны предоставлять программу производственного экологического контроля в связи с низким воздействием на природу. Также предприятия 4 категории не должны проводить расчет допустимых выбросов или сбросов сточных вод.

Скачать текст законопроекта

Закон об окружающей среде: описание и последние правки

В последней редакции законопроекта содержатся сведения о нормативах вредных выбросов, о документах, которые необходимо оформлять предприятиям, наносящим ущерб экологии, о штрафах, предусмотренных для тех, кто не соблюдает правила, определено понятие загрязняющих веществ, а объекты, оказывающие влияние на окружающую среду, разделены на категории. Вы можете ознакомиться с полным текстом документа и скачать закон об охране окружающей среды по следующей ссылке.

Методы воздействия на нарушителей

В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

  • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
  • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

Кроме того, с 2019 г. были введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

Читать так же:  Права ребенка в школе

Все объекты, которые отрицательно влияют на экологию, должны быть поставлены на учет в течение двух лет с момента внесения последних поправок.

Чтобы предприятие могло получить лицензию на выбросы в атмосферу или сбросы сточных вод, руководству требуется оплатить государственную пошлину, которая составляет 2 тыс. руб.

Если оформляется комплексное экологическое разрешение или происходит перерегистрация объекта, пошлина увеличивается до 6 тыс. руб.

Охране окружающей среды государство придает особое значение. Все предприятия, которые в той или иной мере оказывают негативное воздействие на экологию, обязаны ставить в известность о своей деятельности профильные ведомства. За несоблюдение законодательных норм предусмотрено начисление штрафов как для должностных лиц, так и для самих предприятий.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-ohrane-okruzhayuschey-sredy.html

Закон об экологии

Закон об окружающей среде: описание и последние правки

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Какие в России есть законы об экологии?

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха.

Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха.

Выражаются они в следующих положениях:

Закон об окружающей среде: описание и последние правки

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.
Читайте также:  Возврат 13 процентов с покупки квартиры: необходимые документы

Ознакомьтесь  Штрафы по 44 ФЗ

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие.

Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм.

Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Скачать закон об экологической безопасности РФ

Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.

Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-ob-ekologii/

Закон об окружающей среде последняя редакция

  • ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  • 20 декабря 2001 года
  • 26 декабря 2001 года
  • Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Судебная практика и законодательство — 7-ФЗ Об охране окружающей среды

Соответственно, требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, Законом N 7-ФЗ и техническими регламентами.

Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения к заявлению для получения лицензии соискатель лицензии для работ по сбору отходов прикладывает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — реквизиты документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях).

20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

21. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

10. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст.

54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3887; N 27, ст.

4187, 4286; 4291);

  1. содействие в получении промышленными предприятиями комплексного экологического разрешения в обеспечение реализации требований Федерального закона «Об охране окружающей среды»
  2. I. Приоритеты и цели государственной политики,
  3. в том числе общие требования к государственной политике

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст.

6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, ст. 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11, N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4187, ст.

4286, ст. 4291);

7) Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст.

1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 11, ст. 1164; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4059; N 52, ст. 6971, 6974; 2014, N 11, ст. 1092; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6642; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3994; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 24; N 15, ст. 2066; N 27, ст.

4187, 4291);

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.

  • Разработка нормативно-правового документа о порядке организации производственного экологического контроля и мониторинга в морских портах, согласующегося с федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, способствующего их реализации.
  • Корректировка размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  • legalacts.ru

Фз 7 об охране окружающей среды в новой редакции

Закон об окружающей среде: описание и последние правки

Загрязнение окружающей среды в настоящее время является проблемой не только мегаполисов, но и небольших поселений. С развитием промышленности, производственных предприятий и даже сельского хозяйства возрастает угроза разрушения природных богатств. Данный фактор увеличивает риск экологической катастрофы.

Таким образом, возникает необходимость в действующем нормативном акте, направленном на защиту и охрану окружающей среды в Российской Федерации. С данной целью был издан и принят Федеральный закон № 7.

Но что представляет собой данный документ? Какие нюансы подчиняются его регламенту? На каких иных нормативно-правовых актах основывается рассматриваемый закон? Вносились ли в его текст существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 был вынесен на третье чтение и принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.

Одобрение Федерационного совета изучаемый нормативный акт получил 26 декабря того же года. Президент Российской Федерации подписал рассматриваемый Федеральный закон 10 января 2002 года.

В этот же день данный документ был впервые официально опубликован.

Также читайте ФЗ об экологической экспертизе в новой редакции. Подробности по ссылке:

Изучаемый нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в сфере взаимодействия человека и природы. Также под регламент рассматриваемого Федерального закона попадают такие аспекты, как:

  • Сохранение природных резервов для грядущих поколений;
  • Защита прав и интересов граждан в сфере охраны окружающей среды;
  • Обеспечение экологической безопасности.
  • Основной нормативно-правовой базой для настоящего закона является Конституция России. Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года.

    Структура и основная терминология 7 ФЗ

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит 16 глав (84 статьи) и обладает следующей структурой:

    1. Вводные (основные) положения ФЗ-7 (ст. 1-4.2);
    2. Управленческие основы в сфере охраны окружающей среды (ст. 5-10);
    3. Права и обязанности физических и юридических лиц в рамках изучаемого Федерального закона (ст. 11-13);
    4. Экономические аспекты (ст. 14-18.1);
    5. Нормирование в сфере защиты окружающей среды (ст. 19-31);
    6. Нюансы экспертной оценки состояния экологии (ст. 32-33);
    7. Требования по охране окружающей среды при ведении того или иного вида деятельности (ст. 34-56);
    8. Территории с критическим (бедственным) экологическим положением (ст. 57);
    9. Объекты, подлежащие особой охране (ст. 58-62);
    10. Государственный экологический мониторинг (ст. 63-63.2);
    11. Государственная экологическая ревизия (ст. 64-69.2);
    12. Научные исследования (ст. 70);
    13. Нормативы формирования культуры в сфере экологии (ст. 71-74);
    14. Меры ответственности за нарушения регламента изучаемого Федерального закона (ст. 75-81.2);
    15. Международные отношения в сфере окружающей среды (ст. 81-82);
    16. Заключительные положения изучаемого закона (ст. 83-83).

    К основным понятиям, используемым в изучаемом Федеральном законе, относятся следующие термины:

  • Окружающая среда — совокупность природы и созданных человеком объектов;
  • Антропогенный объект — объект, созданный человеком;
  • Природный ландшафт — территория, не подвергнутая антропогенным изменениям;
  • Качество окружающей среды — состояние, рассчитывающееся от негативного до удовлетворительного;
  • Использование природных ресурсов — вовлечение таковых в хозяйственный оборот для частных и общественных нужд;
  • Загрязняющее вещество — сточные воды, а также твёрдые или жидкие отходы производства, загрязняющие природу;
  • Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормы человеческого воздействия на природные и рукотворные ресурсы, нарушать которые запрещается текущим Федеральным законом;
  • Государственный экологический мониторинг — комплекс наблюдений и научных исследований в области охраны и защиты экологии Российской Федерации;
  • Экологический аудит — независимая оценка состояния окружающей среды, подкрепляемая соответствующим документальным отчётом;
  • Экологический риск — вероятность экологической катастрофы.
  • Читайте также:  Пенсия по старости без трудового стажа в 2020 году: размер

    Полный список терминологии ФЗ-7 доступен в актуальном тексте статьи 1 изучаемого нормативного акта.

    Последние поправки

    Каждый Федеральный закон, принятый на территории Российской Федерации, проходит регулярную процедуру актуализации посредством внесения поправок. Данная процедура необходима для поддержки легитимности нормативного акта в интенсивно меняющейся политической обстановке современного государства.

    Последние изменения в Федеральный закон № 7 были внесены 29 июля 2017 года.

    В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» № 280-ФЗ. Статьей 4 представленного выше нормативного акта привнесены следующие изменения в закон об окружающей среде:

  • Статья 62.1 дополнилась пунктом 4 и 5. В пункте 4 раскрываются приоритетные позиции на лесопарковых территориях:
    • Охрана природных комплексов;
    • Организация научно-исследовательских мероприятий;
    • Развитие туризма;
    • Ведение просветительской деятельности;
    • В пункте 5 ст. 62 указывается, что если в лесопарковую зону включаются территориальные участки с более строгим режимом, таковой сохраняется;
    • Статья 62.4 дополнилась следующими пунктами:
      • 4.1, утверждающим порядок проведения на лесопарковых территориях санитарных мероприятий;
      • 7, устанавливающим, что если использование земельного участка, находящегося в пределах лесопарковой полосы, противоречит его изначальному назначению, данная территория исключается из охраняемой зоны (в случае, если права на земельный участок приобретены до 1 января 2016 года.

    При изучении Федерального закона № 7 необходимо обратить особое внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 12— Раскрывает обязанности и полномочия некоммерческих организаций и общественных объединений в рассматриваемой настоящим Федеральным законом сфере;
  • Ст. 16 — Устанавливает нормативы материальной компенсации за вред, нанесённый окружающей среде. Внесение рассматриваемых выплат производится в случае загрязнения твёрдыми, жидкими или газообразными отходами воздушного, водного или земельного пространства Российской Федерации;
  • Ст. 67 — Определяет нормативы производственного контроля. В частности разрабатывается особая программа, одним из условий которой является произведение подробной инвентаризации утилизированных или захороненных отходов.
  • Важно отметить, что статья 14 рассматриваемого Федерального закона, относившаяся к экономическому урегулированию экологических проблем современной России, утратила силу с 1 января 2015 года.

    Действующая редакция ФЗ 7

    В целях боле подробного изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 рекомендуется ознакомиться с его актуальным текстом. Текст ФЗ 7 с последними поправками, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей ссылке:

    lawlinks.ru

    219-ФЗ закон об охране окружающей среды

    Охрана окружающей среды — неотъемлемая задача каждого государства. Остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и т. д. Под охраной окружающей среды понимается принятие комплекса мер, которые призваны ограничить отрицательное влияние деятельности человека на природу. Какие изменения были внесены в общефедеральный закон №219, проанализируем далее в статье.

    Изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды»

    Федеральный закон №219 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Госдумой 2-го июля 2014 года. Федеративный Совет одобрил нормативно-правовой акт через неделю после принятия.

    Свою подпись под документом Президент поставил 21 июля в том же году.

    Закон регламентирует повышение контролирования за оказываемым человеком влиянием на окружающую среду, устанавливает ключевые определения, а также регулирует процедуру и период оплаты штрафных санкций за нанесение ущерба экологии.

    Законодательный правовой акт включает в себя 12 статей, которые внесли изменения в такие Федеральные законы, как — ФЗ-7, ФЗ-174, ФЗ-89, первую и вторую часть НК РФ, ФЗ-96, КоАП, Градостроительный Кодекс, ФЗ-294. Также были определены положения, которые лишились законной силы.

    Последняя редакция об охране экологии была опубликована 3-го июля 2016 года, ее изменения и дополнения вступили в силу на следующий день. Корректировки были внесены в статью 1. В пункте 14 был исключен тринадцатый абзац.

    Основные положения ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды»»

    Согласно ст. 1 настоящего закона в ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» введены некоторые изменения. Были введены новые понятия и их разъяснение — показатели допустимых выбросов/сбросов, временно допустимые выбросы/сбросы, наилучшая доступная технология и т. д.

    Были добавлены статьи 4.1 и 4.2, рассказывающие про загрязняющие вещества и про объекты, которые оказывают на окружающую среду неблагоприятное влияние. По закону «Об охране окружающей среды» существует 4 категории:

  • 1 категория — сильное негативное влияние на окружающую среду, где должны применяться наилучшие доступные технологии;
  • 2 — умеренное воздействие;
  • 3 — несущественное;
  • 4 — минимальное воздействие.
  • Источник: https://112ak.ru/7196-zakon-ob-okruzhajushhej-srede-poslednjaja-r/

    История экологического законодательства России. Справка

    До 1970-х гг. проблема защиты природной среды рассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека.

    А постановления Правительства «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест» (1949), «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (1968) и другие касались охраны конкретных природных объектов страны.

    Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-80 х гг. было принято новое природоохранное законодательство   Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972).

    Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982), Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982).

    Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов.

    С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.

    В сентябре 1972 г. Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства. 29 декабря того же года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».

    Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х гг.

    сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

    В конце 1980-х гг. был создан Государственный комитет СССР по охране природы.  Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.

    В начале 1990-х гг. было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).

    В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы  в 1993 г., было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.

    Это законы природоохранительного и природоресурсного характера, которые были направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

    Среди них законы, «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» (1991), «О недрах» (1992), «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О животном мире» (1995), «Водный кодекс РФ» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1996), «О Красной книге Российской Федерации» (1996), «Лесной кодекс РФ» (1997), «Об отходах производства и потребления» (1998) и др.

    Экологическое право как составная часть общественных отношений и реализующее это право экологическое законодательство основываются на Конституции Российской Федерации, в которой вопросам экологии отводится одно из ведущих мест.

    Более детально экологические обязанности и права граждан России прописаны в принятом в новой редакции 10 января 2002 г.

    Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», который прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия.

    В соответствии со статья 64 данного закона  в области охраны окружающей среды  в РФ осуществляется три вида экологического контроля – государственный, производственный и общественный.

    Правила пользования отдельными ресурсами установлены в Земельном, Лесном, Водном кодексами и Законом РФ «О недрах».

    Осенью 2002 г. правительство РФ одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации и план действий по ее реализации. В составе Правительства РФ была образована Федеральная служба по экологическому и технологическому контролю.

    Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации.

    В него входят следующие федеральные законы: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О гидрометеорологической службе», «Об отходах производства и потребления» и ряд других. Основной проблемой в этом случае является обеспечение соблюдения требований указанных законов.

    27 января 2009 г. было принято постановление правительства Российской Федерации  «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)».

    15 марта 2009 г. президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    В ноябре 2009 г. президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

    В мае 2010 г. президент России предложил свою помощь в разрешении вопроса по разработке и согласованию законопроекта, касающегося новой системы нормирования выбросов загрязняющих веществ и перехода на систему наилучших существующих доступных технологий (НДТ).

    Источник: https://ria.ru/20100604/239700725.html

    Основные положения ФЗ «Об охране окружающей среды»

    В январе 2002 года вступил в действие новый федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон заменил закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 году. В течение 2004-2008 годов в закон вносились изменения, связанные с уточнением полномочий субъектов РФ и муниципальных образований в области охраны окружающей среды.

    Закон «Об охране окружающей среды» состоит из 16 глав:

    Глава I. Общие положения.

    Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.

    Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

    Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

    Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.

    Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

    Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.

    Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

    Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).

    Глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).

    Читайте также:  Мировое соглашение апк: что это, как оформляется и зачем нужно?

    Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.

    Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.

    Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

    Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Глава XVI. Заключительные положения.

    В главе 1 федерального закона даны определения основных понятий, в том числе: в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска и экологической безопасности.

    Сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которые допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

    При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно осуществляться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

    Закон устанавливает объекты охраны окружающей среды от загрязнения и истощения, деградации, к ним относятся:

    • — земли, недра, почвы;
    • — поверхностные и подземные воды;
    • — леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
    • — атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

    Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, рассмотрены в главе 2.

    Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ должно осуществляться на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, о передаче осуществления им части полномочий по вопросам охраны окружающей среды.

    Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды рассмотрены в главе 3 закона.

    Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

    В этой главе также определены права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

    1. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, рассмотренные в главе 4 включают в себя:
    2. — проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
    3. — предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    4. — установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
    5. — поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.

    Законом ликвидирована система экологических фондов, существовавшая с 1991 года. Сохранена плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение окружающей среды).

    Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот.

    Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования, действовавший с 1991 года.

    В главе 5 рассмотрена система нормирования в области охраны окружающей среды.

    Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также государственных стандартов и иных документов. Нормирование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    • К нормативам качества окружающей среды Законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями состояния окружающей среды.
    • В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
    • — нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
    • — нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
    • — нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
    • — нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
    • Как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация.

    В федеральном законе «Об охране окружающей среды» принципиально изменена глава 6, посвященная государственной экологической экспертизе.

    В эту главу, в качестве самостоятельной статьи закона, включена оценка воздействия на окружающую среду, которая проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

    Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

    1. Глава 7 посвящена вопросам охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и включает в себя следующие статьи, содержащие требования в области охраны окружающей среды при:
    2. размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;
    3. проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;
    4. строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;
    5. вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;
    6. эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
    7. эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;
    8. при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
    9. размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;
    10. размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;
    11. использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
    12. производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
    13. размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
    14. использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;
    15. производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;
    16. обращении с отходами производства и потребления;
    17. установлении защитных и охранных зон;
    18. приватизации и национализации имущества;
    19. размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.

    В главе 8 рассмотрен порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В главе 9рассматриваются вопросы охраны природных объектов.

    Для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

    Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

    В главе 10 рассмотрены вопросы организации государственного экологического мониторинга.

    Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

    Глава 11 федерального закона «Об охране окружающей среды» посвящена экологическому контролю. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

    Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.

    Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    Предприятия обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

    Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

    В главе 12 рассмотрен порядок проведения научных исследований в области охраны окружающей среды, которые проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

    Глава 13 посвящена формированию экологической культуры.

    В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды законом устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

    В главе 14 устанавливается ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

    Так субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и на проекты, которые имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы.

    Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

    Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

    Если раньше надзорные органы своими предписаниями могли приостановить или прекратить деятельность хозяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, должны рассматриваться судом или арбитражным судом.

    В главе 15 рассмотрены вопросы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

    Источник: https://megaobuchalka.ru/5/11506.html

    Ссылка на основную публикацию