Органы местного самоуправления в системе власти: закон

  • Согласно Конституции Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • То есть местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
  • Давайте определимся с тем, что же принято понимать под местным самоуправлением.
  • Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального (местного) значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
  • Прообразом местного самоуправления в нашей стране являлись существовавшие ещё в семнадцатом веке так называемые губные старосты.

В каждой волости (губе) свободное население избирало из дворян губного старосту. В ведении таких старост находились местные тюрьмы и ведение уголовных дел.

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

Соборное уложение 1649 года подчёркивало самостоятельность таких губных старост от воевод, тогдашних представителей органов государственной власти на местах.

В первой четверти восемнадцатого века возникли новые формы городского самоуправления — городовые магистраты. Они представляли собой коллегиальные учреждения, выбирающиеся из городского населения. В их ведении находились уголовное и гражданское судопроизводство, финансовые и хозяйственные городские дела.

Своё дальнейшее развитие идеи местного самоуправления получили при императрице Екатерине Второй, которая 21 апреля 1785 года подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи».

Впервые в российской истории город был определён как самостоятельная административная единица со своими особыми правами и обязанностями, интересами и нуждами, отличными от интересов и нужд губернии и государства.

Теперь городские жители составляли «градское общество» и пользовались всеми правами и выгодами, дарованными городу. Общество могло иметь особую казну, состоящую из добровольных пожертвований. Горожане получили право заведовать своим общественным хозяйством и отчасти благоустройством. Для организации данной деятельности жители городов получили право на избрание так называемой общей Думы.

В обязанности городской думы входило:

«Доставлять жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию…

Поощрять привоз в город и продажу всего, что к благу и выгодам жителей служить может…

Стараться о приращении городских доходов на пользу города и для распространения заведений по приказу общественного призрения…».

Для постоянного заведования городскими делами от шести сословий, на которые были разделены жители города, избиралась так называемая шестигласная дума, являвшаяся как бы исполнительным органом городского самоуправления. И общая, и шестигласная думы находились под председательством городского головы, который также избирался горожанами.

Но самые широкие привилегии система местного самоуправления получила при императоре Александре Втором.

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

1 января 1864 года в России было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Для ведения дел местного хозяйства создавались новые выборные органы местного самоуправления, губернские и уездные земские учреждения: земские собрания и уездные управы.

В их ведении теперь находились вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания.

Не осталось без внимания государственной власти и городское самоуправление, 16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение». В соответствии с ним создавались бессословные органы городского управления: представительный — городская дума, и распорядительный — городская управа.

Данные органы занимались вопросами благоустройства, здравоохранения, народного просвещения, заботились о начальных и средних учебных заведениях, приютах и богадельнях, городских больницах и театре.

В ведении думы были: местная промышленность, рынки, противопожарное и санитарное состояние города, борьба с эпидемиями, а также водопровод и городское освещение, дорожное хозяйство, мостовые и тротуары, аренда, сбор налогов, учёт недвижимости, выдача разрешений на строительство и прочие хозяйственные дела.

Такие формы местного самоуправления действовали вплоть до октябрьской революции 1917 года. В молодом советском государстве в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти, а местное самоуправление отвергалось как таковое.

И только в конце 80-х – начале 90-х годов двадцатого века, во время так называемой перестройки, государство решило возродить местное самоуправление.

В это время были приняты: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Эти законы позволили разграничить полномочия между местными советами и администрациями, а также ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления.

И только Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила гарантии на местное самоуправление на федеральном уровне. В частности, вопросам местного самоуправления посвящена целая глава основного закона нашей страны, которая так и называется: «Местное самоуправление».

  1. В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который с различными изменениями и дополнениями действовал до 2003 года.
  2. В этом году был принят новый федеральный закон, который положил начало проведению так называемой муниципальной реформы, которая закончилась 1 января 2009 года, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.
  3. Давайте познакомимся более подробно с современной системой местного самоуправления в нашей стране.
  4. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, а также признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории нашей страны.
  5. В частности, Конституция нашей страны устанавливает следующие положения:
  6. ·        органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  7. ·        структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
  8. ·        изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий;
  9. ·        органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
  10. Конституция нашей страны гарантирует судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрещает ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.
  11. Территориальную основу местного самоуправления составляют так называемые муниципальные образования.
  12. Муниципальное образование – это территория, в границах которой, наряду с государственным управлением, осуществляется местное самоуправление для решения исключительно местных вопросов.
  13. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существуют следующие виды муниципальных образований: муниципальные районы, в состав которых входят
  14. городские поселения и сельские поселения; городские округа с внутригородским делением, в состав которых входят
  15. внутригородские районы, и городские округа.

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

Отдельным видом муниципального образования выступает внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.

В Москве внутригородские муниципальные образования носят следующие наименования: муниципальные округа и городские округа и поселения.

В Санкт-Петербурге это муниципальные округа, города и посёлки, а в Севастополе – муниципальные округа и город.

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

На первое января 2015 года у нас в стране насчитывалось двадцать две тысячи девятьсот двадцать три муниципальных образования.

Из них тысяча восемьсот двадцать три муниципальных района, пятьсот тридцать пять городских округов, двести шестьдесят семь внутригородских территорий городов федерального значения, тысяча шестьсот сорок четыре городских поселения и восемнадцать тысяч шестьсот пятьдесят четыре сельских поселения.

Правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют: Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; другие федеральные законы; нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации); конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований; решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, а также иные муниципальные правовые акты.

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

  • Как правило, местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
  • В частности, согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принято выделять формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Так, к первой категории можно отнести:
  • ·        местный референдум;
  • ·        муниципальные выборы;

Источник: https://videouroki.net/video/12-mestnoe-samoupravlenie.html

Поправки Путина в Конституцию — похороны МСУ

Президент Владимир ПУТИН внёс в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию. Согласно документу органы местного самоуправления (МСУ) войдут в единую систему публичной власти. Чем обернутся возможные перемены для муниципалитетов?

В президентском законе о поправках предложено дополнить ст. 132 Конституции новой частью, в которой указано, что органы местного самоуправления вместе с органами государственной власти войдут в единую систему публичной власти — для того, чтобы «осуществлять взаимодействие по для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

«Коммерсантъ» отмечает, что глава государства уже несколько раз высказывал эту идею, в том числе и на встрече с руководством Федерального собрания в декабре 2019 года.

А фактическим началом дискуссии о «единой системе публичной власти» послужила статья главы Конституционного суда Валерия ЗОРЬКИНА.

В 2018 году он заявил, что органы местного самоуправления, по сути являются «нижним этажом» публичной власти, и, по сути предложил к обсуждению идею встраивания муниципалитетов в систему государственной власти, что могло бы устранить «противопоставление местных и федеральных властей».

Позже Путин упомянул, что при изменениях в Конституции «интересы и права муниципальных образований не должны быть ущемлены».

Из закона: 21) статью 132 дополнить частью 3 следующего содержания: «3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

Владимир Путин 

По утверждению «Коммерсанта», в предложенном варианте правок «кардинальных изменений нет: муниципальным властям по-прежнему гарантируется самостоятельность»

Кроме того, опрошенные изданием эксперты считают, что предложенные изменения в ст. 133 вводят дополнительные финансовые гарантии для местных властей.

Из закона: 22) статью 133 изложить в следующей редакции: «Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

Раньше МСУ было гарантировано право на «компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти». То есть, денег, потраченных сверх намеченной в бюджете суммы, чтобы выполнить поставленные государственной властью задачи (строительство школ, детских садов и т.п.).

В поправке другая формулировка: муниципалитетам будут компенсировать дополнительные расходы, «возникшие в результате выполнения органами МСУ во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

«С финансово-экономической и политической точек зрения МСУ не существует уже пять лет» 

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла САЛИНА, предлагаемые поправки только закрепят в Конституции сложившуюся правоприменительную практику, согласно которой «с финансово-экономической и политической точек зрения МСУ не существует уже пять лет»:

Местное самоуправление выполняет функции, которые относятся к нему по закону, а также некоторые функции органов госвласти. Но сейчас госвласть делегирует обязанности по своим решениям органам МСУ, давая под это деньги. Условно говоря, госвласть нанимает органы МСУ для выполнения отдельных работ, но в остальном местное самоуправление остаётся независимым.

Читайте также:  Применение дисциплинарного взыскания: что это такое

Предлагается же сделать так, что органы МСУ перейдут «на зарплату», с ними госвласть заключит постоянный трудовой договор со всеми вытекающими последствиями. Так возникнет иерархия, и органы МСУ больше не будут независимы, находясь в самом низу этой иерархии.

В свою очередь, эксперт Комитета гражданских инициатив Андрей МАКСИМОВ не считает поправки революционными.

По его мнению, в Конституцию предложен принцип современной доктрины федерализма, согласно которому органы власти должны находить точки соприкосновения и совместно решать вопросы: «Мы долго пытались разграничить каждый вопрос, который нужно решить для жизнеобеспечения населения, между уровнями власти, но стало понятно, что это невозможно»

По мнению эксперта, для реализации этой идеи можно создать «согласительные комиссии», которые разделят полномочия по вопросам, касающимся и местной, и региональной власти. 

Также Андрей Максимов отмечает, что поправка в ст. 133 сможет частично обеспечить деньгами полномочия муниципальных властей.

Органы МСУ смогут настаивать на компенсации расходов, которые не были зарегламентированы, но возникли по факту исполнения обязательств на основе взаимодействия с государственной властью.

При этом комплексно проблему обеспечения полномочий местных властей бюджетными деньгами власти ещё предстоит решить. 

 Поправки окончательно лишат граждан прямых выборов глав городов

Однако некоторые эксперты считают, что в итоге поправки сделают муниципалитеты ещё более зависимыми от глав регионов.

 Так, заместитель председателя Московского областного отделения партии «Яблоко» Ильдар ФАСЕЕВ полагает, что после «конституционных» поправок по МСУ могут последовать изменения в ФЗ-131 в части прямого назначения и увольнения руководителей местных администраций губернаторами (либо прямо в самом законе, либо посредством регионального закона). 

«Собственно и в настоящее время всё это осуществляется губернаторами, только неформальными методами, через назначение по конкурсам, а увольнение через угрозы и уголовные преследования непокорных»

Источник: https://odintsovo.info/news/?id=71335

Что поправки в Конституцию меняют в судьбе местного самоуправления

Органы местного самоуправления в системе власти: закон

Масштабные изменения российской Конституции затронут не только верхние этажи власти, но и  местное самоуправление /PhotoXpress

Инициированные президентом страны масштабные изменения российской Конституции затронут не только верхние этажи власти, но и власть «на земле» – местное самоуправление (МСУ).

Подверстывая все под логику транзита власти, про МСУ наблюдатели поспешили вынести следующий вердикт: в новой версии Конституции его автономии придет конец. Однако это не совсем так. Сами по себе поправки не уничтожают автономию МСУ.

Его автономия давно уже подвергается опасности за счет систематического изменения действующего законодательства о МСУ. Вносимые в Основной закон поправки, будучи нейтральными сами по себе, могут подстегнуть именно этот процесс.

О чем идет речь в предложениях президента в части, касающейся МСУ? Во-первых, ст.

 132 Конституции предлагается дополнить частью 3, предусматривающей, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Во-вторых, в ст. 133 закрепляются гарантии МСУ на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения муниципальными органами во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение. Ранее в Конституции речь шла только о компенсациях за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами госвласти.

Предложенные новации не так радикальны, как ожидалось. Более того, они не привносят в Конституцию почти ничего нового.

Ключевая поправка о вхождении органов МСУ и органов государственной власти в единую систему публичной власти в предложенной редакции – это лишь развитие базовой конституционной нормы о том, что суверенный народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ (ч. 2 ст. 3 Конституции).

Здесь важно понимать, что единая система публичной власти, частью которой объявляются органы МСУ, не равнозначна системе органов государственной власти, в которую они по-прежнему не входят. Необходимость же межуровневого взаимодействия, закрепляемая в проектируемой ч. 3 ст.

 133, действующей редакцией Основного закона прямо не предусматривается, но имплицитно следует из общей для органов МСУ и органов государственной власти нацеленности на обеспечение прав и свобод человека, т. е. согласно ст. 2 Конституции высшей конституционной ценности. Фактически единственным настоящим новшеством является компенсация дополнительных расходов в результате совместной деятельности властей разного уровня.

Отсутствие в поправках явных угроз самостоятельности муниципального уровня власти заставляет задуматься об угрозах скрытых. Принятие поправок неминуемо повлечет за собой масштабные изменения в действующем законодательстве, последствия которых довольно сложно прогнозировать.

Может ли так получиться, что в конечном счете МСУ окажется инкорпорированным в вертикаль государственной власти? Исключать этого нельзя.

Опыт последних лет показывает, что действующая Конституция сама по себе является недостаточной защитой от усиления влияния органов государственной власти на МСУ.

В качестве примера можно привести замену прямых выборов мэров процедурой их конкурсного отбора.

Возможность назначить высшее должностное лицо муниципального образования решением представительного органа из числа кандидатур, отобранных конкурсной комиссией, появилась в начале 2015 г.

Хотя конкурс на должность главы открытый и участвовать в нем могут все желающие, отвечающие не очень сложным квалификационным требованиям, у жителей муниципального образования нет возможности влиять на то, кто в конечном итоге станет главой их муниципалитета.

Финальное решение формально принимается представительным органом МСУ, но депутатский корпус ограничен в своем выборе только теми кандидатами, которых ему представит конкурсная комиссия. Именно эта структура обладает реальной властью решать, кто конкретно будет главой муниципалитета.

Не менее показательно, что федеральное законодательство резервирует половину мест в конкурсной комиссии, отбирающей кандидатов в главы, для представителей вышестоящего уровня власти.

Для муниципальных районов и городских округов половину членов конкурсной комиссии определяет губернатор соответствующего субъекта Федерации, а для городского или сельского поселения – глава муниципального района, в состав которого оно входят.

Закрепление конкурса как легального способа замещения должности главы муниципального образования позволило и снизить зависимость глав от местных жителей, и прочнее их привязать к региональной власти.

Поэтому нет ничего удивительного, что популярность конкурсной процедуры растет год от года и прежде всего за счет отказа от прямых муниципальных выборов: в 2016 г. соотношение выборов к назначениям через конкурс было 2,3, т. е. на две избирательные кампании приходилось одно назначение, в 2019 г. соотношение составило 0,78.

Еще один пример интервенции государственного интереса в сферу МСУ – практика укрупнения муниципальных образований, получившая широкое распространение в нескольких субъектах страны.

Несколько поселений объединяются в один больший по площади и числу жителей городской или муниципальный округ, а объединяемые поселения в процессе преобразования утрачивают собственные органы власти, бюджет, нормативные правовые акты и иные атрибуты самостоятельного муниципального образования.

Действующее федеральное законодательство наделяет правом принятия решения об участии в объединении не местных жителей (как это следовало бы сделать согласно ч. 2 ст. 131 Конституции), а представительные органы соответствующих поселений. Причем на практике их мнения часто диаметрально расходятся.

Сторонники укрупнений видят в них способ повысить эффективность муниципального управления и добиться экономии бюджетных средств за счет сокращения числа муниципальных служащих и депутатов.

Однако опыт европейских стран, где эксперименты с территориальной организацией местной власти уже проводились, а также российская практика свидетельствуют, что укрупнения дают крайне скромный и недолговечный экономический эффект, создавая существенные сложности для участия жителей преобразованных муниципальных образований в местном самоуправлении и получении ими муниципальных услуг.

Эти примеры показывают, что положения федерального законодательства плохо стыкуются с нормами действующей Конституции, что, тем не менее, нисколько не мешает их практической реализации.

Из этого невеселого наблюдения следует еще менее веселый вывод, что в сегодняшней ситуации дальнейшая судьба МСУ будет зависеть не столько от того, какие изменения в конце концов будут внесены в Конституцию (второе чтение поправок еще впереди), а от того, как они потом будут применяться и интерпретироваться.

Автор – старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/01/24/821369-popravki-v-konstitutsiyu

Единая система публичной власти и расширение полномочий местного самоуправления. Московские депутаты «за» и «против» поправок в Конституцию по МСУ

+T —

Оригинал статьи на сайте Smart События Москвы

15 января 2020 года в ходе послания к Федеральному собранию Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию РФ. Часть поправок затронули МСУ.

Местное самоуправление является самым массовым уровнем власти. Муниципальных депутатов в разы больше, чем любых других депутатов вместе взятых, поэтому этот вопрос имеет важное значение для будущего страны и развития демократии в России.

Президент предложил «выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами и закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти. При этом полномочия местного самоуправления должны быть расширены и укреплены».

  • Что означает новый термин единая система публичной власти?
  • Как МСУ должно встроиться в эту систему и не потеряет ли оно при этом свою автомность?
  • Что подразумевается под расширением полномочий местного самоуправления?
  • Давайте разберемся с самими формулировками поправок Президента в Конституцию, которые касаются местного самоуправления.

Это 71, 132 и 133 статьи действующей Конституции. В 71 статье идет речь по сути о национализации элит.

Поправка звучит так: «федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

В 132 статье вводится новый термин «единая система публичной власти» и МСУ теперь предлагается внести в эту систему.

Текст поправки: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

  1. В 133 статье «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».
  2. Московская общественность о поправках в Конституцию о местном самоуправлении.
  3. Спустя некоторое время после послания президента, логично, последовала и реакция московской политиков.

3 февраля 2020 представители московского отделения партии «Единая Россия» в лице Секретаря МГРО Метельского начали собирать предложения по расширению полномочий мундепов. На сайте партии появилась форма записи предложений муниципальных депутатов.

В свою очередь оппозиционный мундеп МО Тимирязевский Галямина Юлия считает, что инициатива ЕР только усугубит ситуацию.

Местное самоуправление в Москве регламентируется двумя законами: 56 и 39.

В 56 законе Москвы прописаны собственные полномочия местного самоуправления, которые регламентируют работу самого аппарата муниципалитета. Закон Москвы номер 39 говорит о полномочиях, которые муниципальным округам спущены сверху.

Галямина пишет на своем фейсбуке, что разница в том, что первые полномочия — действительно полномочия, которые дают муниципальным советам автономные права, бюджеты. Переданные же полномочия — просто исполнительские. Никакой автономии, самостоятельности: делай от сих до сих, а потом мы с вас спросим.

Читайте также:  Пример договора купли продажи автомобиля: документы для составления договора

Юлия утверждает, что «расширять полномочия единороссы собрались именно в рамках 39 закона Москвы, который оставляет решения госчиновникам, но спрашивать при этом можно будет с депутатов, ведь до чиновников не дотянешься, а депутаты вот они тут, под боком.

То есть они собираются делать из мундепов стрелочников без возможности повлиять на реальные решения, без самостоятельности, без бюджета, без всей возможности принимать решения и брать на себя ответственность». На самом сайте Единой России никакой конкретики по 39 закону г.

Москвы нет, только форма с предложениями по расширению МСУ.

Галямина также является лицом проекта #НЕТ, посвященного протесту против изменения в Конституции. Участники проекта считают, что поправки в конституцию уничтожают автономию местного самоуправления.

  • В феврале депутат Мосгордумы от Яблока Максим Круглов совместно с Ассоциацией Независимых Депутатов в лице Гляминой и Морева (Глава округа Якиманка) провел круглый стол по теме расширения МСУ.
  • Даже оппозиционные депутаты согласны с Президентом в том, что полномочия МСУ необходимо расширять, при этом предложили свой вариант законопроекта.
  • Основные идеи законопроекта, подготовленные Моревым и АНД по расширению полномочий местного самоуправления:

1. Совет депутатов должен стать проектным офисом в районе.

2. Администрация должна исполнять стратегию и бюджет, утвержденные советом депутатов.

3. Мы должны перестать бояться брать на себя полномочия и ответственность за принимаемые решения. Пора налить воду в бассейн.

4. Полномочия должны быть расширены вместе с ответственностью.

5. Бюджет МСУ должен быть увеличен. Предлагаем до уровня 4% от бюджета города Москвы.

В Московской городской Думе 7 февраля 2020 состоялся ещё один круглый стол, посвященный теме местного самоуправления. Обсуждение провели по инициативе фракции партии «Справедливая Россия» МГД (Яндиев, Соловьев) и НКО «Московский центр городского развития».

Если на предыдущем круглом столе участники предложили свой вариант расширения полномочий, то на этом мероприятии участники обсуждали значение изменений в деятельности местного самоуправления.

Мнения присутствующих о необходимости принятия поправок разделились.

Свою позицию высказали Владимир Дудочкин — председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы», Зоя Шаргатова — член Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению, Яков Якубович — Глава муниципального округа Тверской в городе Москве, Илья Свиридов — Глава Муниципального округа Таганский, Сергей Поляков — генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Центр социально-политических исследований и программ», Станислав Корякин — член Экспертного совета Союза российских городов, Людмила Стебенкова — депутат Московской городской Думы, и другие участники.

Ксения Иванова — директор Центра, выступила на Круглом столе с докладом, который был посвящен проблематике создания единой системы публичной власти с помощью механизма национальных проектов.

В докладе особенно отмечена необходимость более широкого включения муниципального уровня власти в реализацию национальных проектов, которое на сегодняшний день отсутствует, так как не определена компетенция местных властей и круг вопросов совместного ведения, включая принципы финансирования таких проектов.

Также, Ксения Иванова подчеркнула, что поправки в Конституцию РФ, касающиеся местного самоуправления, нуждаются в серьезной проработке, с тем, чтобы сохранить самостоятельность органов местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. В частности, подобная совместная компетенция должна быть четко ограничена, а также должна быть внедрена система эффективного финансирования.

Депутат Мосгордумы СР Магомет Яндиев считает, что новый подход к взаимодействию государственной власти и местного самоуправления повысит престиж муниципального уровня.

С ним не согласился Яков Якубович — Глава муниципального округа Тверской.

Он считает, что принятие поправок сильно ограничит права местного самоуправления, встроит его в «вертикаль власти», а процедура формулирования и выдвижения поправок не вполне отвечает демократическим принципам, поправки не прошли процедуру должного общественного обсуждения. Текущий вариант внесённых поправок по МСУ противоречит Европейской Хартии местного самоуправления.

В свою очередь депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова считает, что внесенные в Конституцию поправки не противоречат Европейской Хартии местного самоуправления. Она утверждает, что МСУ может быть встроено в вертикаль власти при этом сохраняя самостоятельным.

В своем приветственном слове Владимир Дудочкин — председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» отметил важность внесения в Конституцию РФ понятия «публичная власть», а также рассказал о проверке исполнения Европейской Хартии местного самоуправления в Российской Федерации экспертной комиссией Конгресса местных и региональных властей Европы и её положительных результатах.

Глава муниципального округа Пресненский Дмитрий Юмалин также выступил за более глубокое и тщательное обсуждение поправок с экспертами и практиками муниципального управления, при этом он отметил, что принцип взаимодействия государственного и муниципального уровней власти, включенный в поправку к 133 статье Конституции, отражает существующую в реальности практику управления городским хозяйством.

Илья Свиридов — Глава Муниципального округа Таганский, возглавляющий также Фонд развития местного самоуправления, отметил, что муниципальное сообщество Москвы давно разрабатывает и выдвигает различные подходы к муниципальной реформе, написан не один законопроект, то есть изменения назрели.

Внесенные поправки в Конституцию положительно повлияют на дальнейшее развитие местного самоуправления, причем формируются три новые важные тенденции: преодоление дуализма (дублирования функций) на районном уровне управления, право на судебную защиту органов местного самоуправления и возмещение финансовых затрат, возникающих в результате реализации совместных с органами государственной власти проектов. Принятие поправок, по мнению Ильи Свиридова, серьезно изменит все законодательство о местном самоуправлении, что потребует принятия Муниципального Кодекса Российской Федерации.

 Среди московских политиков есть те, кто категорически против внесенных поправок в Конституцию по МСУ, так как они противоречат Европейской Хартии МСУ и первым главам самой Конституции РФ.

Они утверждают, что предложенные изменения лишат местное самоуправление самостоятельности и встроят МСУ в единую вертикаль государственной власти, а расширение полномочий будет носить условный характер.

Среди противников московские представители системной (Депутаты Мосгордумы от партии Яблоко, Ассоциация независимых депутатов) и несистемной оппозиции (проект #НЕТ).

Есть так же сторонники, которые видят во внесенных поправках рамочный характер, а сами поправки необходимо просто доработать. Среди тех, кто «за» представители московских отделений партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия».

  1. В одном сошлись и те, и другие, что никто не понимает значение формулировки «единая система публичной власти», и что полномочия местного самоуправления необходимо расширять и выделить на это соответствующее финансирование.
  2. Автор Симакова Ирина
  3. * Орфография и пунктуация авторов публикаций сохранены — примечание.

Источник: https://snob.ru/profile/31924/blog/164865/

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация).

На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения. Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

  1. представительный орган муниципального образования;
  2. глава муниципального образования;
  3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  4. контрольный орган муниципального образования;
  5. иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=33795

Основные принципы местного самоуправления в рамках взаимодействия с государственными органами власти



Деятельность органов местного самоуправления выражается, прежде всего, в его принципах. Принципы местного самоуправления, это не абстрактная субстанция, они реально выражены и тем самым приобретают правовой характер и соответственно защищаются государством.

Под принципами местного самоуправления, в юридической теории, понимаются обусловленные правовой природой местного самоуправления фундаментальные начала и идеи, которые лежат в основе организационной деятельности населения, формирование органов, деятельность которых осуществляется самостоятельно и направлена на управление местными делами [1, с. 28].

В целях обеспечения единообразных правовых положений организации функционирования местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются, так называемые, общие принципы организации местного самоуправления.

Данные принципы непосредственно закрепляются в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], соответствующих законах субъектов Российской Федерации, которые основываются на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении [3].

Конкретика большинства принципов отражается в нормативных актах.

К таким нормативно-правовым актам относятся федеральные законы «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», законы Калининградской области «О местных референдумах в Калининградской области», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» и другие.

Рассматриваемые принципы местного самоуправления также находят свое развитие в комплексных правовых актах, которые регулируют не только деятельность местного самоуправления, но и другие институты общественных отношений.

К указанным правовым актом можно отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Закон Калининградской области «Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

  • Вместе с тем, потребность выделения групп основных принципов местного самоуправления существует, так как в них выражается их основополагающая сущность и характеристики, которые определяют роль местного самоуправления, как самостоятельную форму народовластия.
  • Итак, к общим принципам местного самоуправления современная наука относит:
  • − прежде всего, самостоятельность органов местного самоуправления в решении тех или иных вопросов местного значения;
  • − обособленность органов местного самоуправления, как при организационной деятельности, так и при взаимодействиях с органами государственной власти;
  • − материальные и финансовые ресурсы местного самоуправления, задействованные при исполнении возложенных обязанностей, должны соответствовать полномочиям;
  • − на органах местного самоуправления и должностных лицах лежит серьезная ответственность перед населением административно-территориальной единицы;
  • − организационные методы осуществления деятельности местного самоуправления имеют многообразные формы; соблюдение прав и свобод человека и гражданина должностными лицами местного самоуправления;
  • − организационная деятельность органов местной власти основывается на законодательстве; так как органы местного самоуправления публичны, то их деятельность гласна;
Читайте также:  Можно ли вернуть игрушку в магазин: как происходит возврат товара продавцу

− организационная форма деятельности местного самоуправления по своему содержанию включает коллегиальность и одновременно единогласие; государство законодательно гарантирует деятельность местного самоуправления [5, c. 32].

Самостоятельность органов местного самоуправления, проявляемая в решении местных общественных вопросов на практике, может осуществляться различными путями, к ним относятся проведение местного референдума; проведение муниципальных выборов; сход населения территориальной единицы и другие форм волеизъявления.

Другой принцип самостоятельности деятельности местных органов достигается за счет непосредственного участия в управлении муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета.

В пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, для этих целей муниципальный орган имеет право устанавливать местные налоги и сборы, и это может иметь большое значение для развития конкретного муниципального образования [4, с. 70].

Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения, либо решением органов местного самоуправления, закреплены в Конституции РФ обязательны к исполнению всеми организациями, учреждениями вне зависимости от форм собственности или организационной формы.

Самостоятельность деятельности местного самоуправления гарантируется международными правовыми актами, Конституцией РФ и нормами муниципального права в пределах ее полномочий.

Рассмотрим более подробно принцип организационного обособления местного самоуправления. Основное содержание данного принципа прописано в статье 12 Конституции РФ и звучит следующим образом: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

В свою очередь статья 2 ФЗ от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что должностные лица местного самоуправления являются выборными, либо заключившими контракт (трудовой договор).

Вне зависимости от этого они наделены полномочиями по исполнению и распоряжению, решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Следует указать, что муниципальное законодательство не только обеспечивает правовую защиту органов и должностных лиц местного самоуправления от незаконного вмешательства органов государственной власти в деятельность муниципалитета, но закрепляет основные положения их взаимодействия.

Так, в соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, в рамках делегирования полномочий федеральными органами власти, могут наделяться определенными государственными полномочиями и осуществлять содействие, в соответствии с законом, государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Подобные взаимоотношения строятся и между муниципальными органами в пределах одного территориального округа. Следует также указать, что в таких случаях не допускается подчиненность одного муниципального образования другому.

Следует отдельно указать, что ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ наделяет законодательные органы местного самоуправления правом осуществлением законодательной инициативы, кроме того закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы наделены полномочиями в осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства.

Перейдем к принципу, провозглашающему соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

Создатели Европейской Хартии считали, что финансово-экономические средства, находящиеся в распоряжении у органов местного самоуправления, должны соответствовать тем полномочиям, которые им представлены. Без практической реализации данного принципа муниципальный орган не сможет обеспечить свою независимость и самостоятельность от государства.

Этот принцип муниципального управления закреплен в Конституции и законодательстве о местном самоуправлении. Так, финансовая, экономическая и имущественная независимость закрепляется в Конституции РФ и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ, которые выступают правовым гарантом и охраняют эти права наравне с иными формами собственности, а также признают самостоятельность действий в этих сферах.

Кроме того, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ указывает, что собственность муниципалитета и местный бюджет является неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования.

Важнейшей составляющей, гарантирующей непосредственную реализацию на практике этого принципа, является государственное финансирование отдельных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления, в части их делегирования государством, а также предоставление полной компенсации по дополнительным расходам, которые возникли в процессе их реализации. Такая гарантированность со стороны государства дает право муниципалитету принимать самостоятельные решения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, а также устанавливать местные налоги и сборы.

Местное самоуправление в Российской Федерации нуждается в реальных шагах государства, направленных на его поддержку. Укрепление местного самоуправления имеет большое политическое, экономическое и социальное значение, такая поддержка вносит огромный вклад в экономическую устойчивость и финансовое становление самого государства.

Государственный контроль со стороны специализированных государственных органов тоже имеет свои правовые ограничения, в виду того, что это может существенно влиять на деятельность местного самоуправления. Итак, согласно Хартии о местном самоуправлении государственный контроль должен соответствовать установленным критериям:

  1. Административный контроль (надзор), установленный за органами местного, самоуправления, государственные органы могут осуществлять только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законодательством.
  2. Административный контроль (надзор) за деятельностью, осуществляемой органами местного самоуправления, может быть, как правило, осуществлен только для обеспечения и соблюдения законности и конституционных принципов.

Государственный надзор по соблюдению законности в процессе осуществления управленческой деятельности органами муниципалитета возложен на органы прокуратуры. Прокуратура, в рамках отведённых ей полномочий, осуществляет государственный надзор, в том числе за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, реализация на практике всех перечисленных принципов местного самоуправления, по сути, является фундаментальной основой деятельности муниципальных органов и приоритетным направлением деятельности государства, и контроль за ними со стороны местного населения.

Литература:

  1. Глущенко П. П., Пылин В. В. Муниципальное право: Учебное пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2015. — 240 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/152/43066/

Местные органы государственной власти — это… Что такое Местные органы государственной власти?

Местное самоуправление — в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Теория местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.

Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.

В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

История местного самоуправления в России

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.

Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы.

При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления.

Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления.

Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

Правовые основы местного самоуправления

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Конституция Российской Федерации ,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1034212

Ссылка на основную публикацию