Ответственность за нарушение лесного законодательства в рф

  • Основным документом, определяющим позицию государства по вопросу лесного хозяйства, является Лесной кодекс РФ.
  • В кодексе закреплены общие принципы управления лесным хозяйством, заложена нормативная база для проведения проверок по пользованию лесоучастками, оговорены принципы приведения к ответственности виновных лиц.
  • Конкретные виды нарушений лесного законодательства, влекущие административные взыскания, заложены в КоАП РФ.

Уголовным кодексом РФ регламентируются последствия за ненадлежащее отношение к лесу в рамках уголовного права.

Гражданским кодексом РФ оговорены случаи наступления гражданско-правовой ответственности за нарушение лесного хозяйства.

Федеральный закон № 294-ФЗ содержит правовую базу для организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лесной кодекс РФ

В ЛК РФ по рассматриваемому вопросу следует выделить главу 12, посвященную мероприятиям по защите лесов, и главу 13, устанавливающую неминуемое наказание за противоправные деяния в лесу.

ЛК РФ установлено, что на уровне федерации и регионов охраной лесов занимаются уполномоченные органы власти. Ее в случае необходимости могут вести госучреждения, созданные такими органами.

Лесной надзор могут осуществлять только уполномоченные на это должностные лица. У каждого из них при себе обязательно должно быть служебное удостоверение.

Работникам, защищающим лес, законом даны достаточно большие полномочия. Например, инспектор имеет право носить служебное оружие, проводить задержание, изъятие средства совершения правонарушения и даже автомобильного транспорта.

Также представители лесного надзора вправе привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение лесного законодательства. Рассмотрением таких дел занимаются суды.

Фиксируются допущенные нарушения инспектором в акте о нарушении лесного законодательства. Обязательно должны быть указаны в документе содержание нарушения, субъект, его совершивший, точное время совершения.

После составления акта в ряде случаев инспектор выдает предписание об устранении нарушений лесного законодательства. В документе должны быть подробно описаны несоблюденные положения закона, мероприятия по устранению нарушения и их сроки.

Сотрудник, выдавший такое предписание, обязан четко проконтролировать его выполнение к указанной дате. Если удовлетворительного ответа на предписание не поступило, то виновник подлежит привлечению к ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и наверняка будет обложен денежным штрафом.

Особое внимание в главе уделяется лесному пожарному надзору. Возгорание с последующим пожаром может перерасти в настоящее стихийное бедствие. В целях предотвращения пожаров в лесу, особенно в летний период, для лесников предусмотрены специальные мероприятия по контролю, сводящиеся к патрулированию лесных участков.

Еще одной мерой, направленной на защиту российских лесов, является ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков. Лицу, попавшему в этот список, уже практически невозможно получить права на использование леса.

В главе 13 ЛК РФ четко обозначены 3 основных принципа в вопросе ответственности за нарушения кодекса.

Во-первых, совершивший нарушение обязательно должен отвечать перед государством за свои поступки. Исходя из обстоятельств дела, он привлекается к ответственности по КоАП, УК и другим видам ответственности.

Во-вторых, материалы, заготовленные в лесу в обход закона, должны быть обязательно конфискованы. Это относится не только к деревьям, но и к иным ресурсам (незаконная добыча мха и т.п.).

В-третьих, виновник обязан возместить урон, нанесенный природе. Объем и характер возмещения ущерба определяются государством.

Гражданские последствия

Гражданско-правовая ответственность за нарушения лесного законодательства основывается на договоре между государством или муниципалитетом, передающим лесоучасток, и субъектом, принимающим лес.

Варианта, позволяющего избежать оформления договора при пользовании участком, не существует. Лесоучасток приобретается в собственность по соглашению купли-продажи, берется в аренду.

Не запрещена законом и субаренда с соблюдением перечня формальностей.

Гражданская ответственность за невыполнение законов о лесе возникает с момента нарушения пользователем лесного участка пунктов соглашения. Для того чтобы привлечь к данному виду ответственности недобросовестную сторону, государство обязано обратиться в суд с исковым заявлением. Судебный орган выносит решение о привлечении виновного к ответственности либо освобождении от нее.

— нарушение регламента использования леса и проекта освоения;

  1. — неисполнение закона в части охраны лесоучастка от пожаров;
  2. — игнорирование обязательных требований по защите участка леса;
  3. — попустительство в вопросах загрязнения и замусоривания леса;
  4. — невыполнение обязательств по обеспечению воспроизводства лесоучастка;
  5. — пользование имуществом с существенными, неоднократными правонарушениями, невыплата арендной платы.

Административная ответственность

Данный вид юридической ответственности за нарушения лесного законодательства обязывает нарушителя испытать определенные лишения. Устанавливается такая ответственность согласно КоАП РФ. Примерами взысканий могут быть штрафы за нарушение лесного законодательства, дисквалификация, приостановление деятельности.

Рассмотрим статьи КоАП РФ, наиболее часто применяемые к нарушителям на территории нашей страны.

Норма закона Правонарушение Взыскания (граждане, должностные лица, юридические лица)
ст. 7.9 КоАП Произвольное занятие лесоучастка либо его ненадлежащее использование без разрешения 20-50 тыс.руб. 50-100 тыс.руб. 200-300 тыс.руб.
ст. 7.10 КоАП Произвольная передача лесоучастка либо произвольный обмен лесоучастками 500-1000 руб. 1 тыс.руб.-2 тыс.руб. 10 тыс.руб.-20 тыс.руб.
ст. 8.12 КоАП Неправильное пользование лесоучастками вблизи водоемов 3-5 тыс.руб. 40-50 тыс.руб. 200-300 тыс.руб. или временный запрет на деятельность до 90 дней
ст. 8.24 КоАП Незаконное предоставление прав на лесоучасток (исключительно должностные лица) 20-30 тыс.руб.
ч. 1ст. 8.25 КоАП Незаконная заготовка дерева 1-3 тыс.руб. 10-30 тыс.руб. 50-100 тыс.руб.
ч. 2 ст. 8.25 КоАП Нарушение правил вырубки леса 800-2000 руб. 5-10 тыс.руб. 40-80 тыс.руб.
ч.3 ст. 8.25 КоАП Нарушение правил добычи живицы, лекарственных трав 200-500 руб. 500-1000 руб. 5-10 тыс.руб.
ч.4 ст.8.25 КоАП Нарушения договоров пользования лесоучастками 800-2000 руб. 5-10 тыс.руб. 40-80 тыс.руб.
ч.1 ст. 8.26 КоАП Самовольный сенокос и выпас скота в лесу 200-500 руб. 500-1000 руб. 5-10 тыс.руб.
ч.2 ст. 8.26 КоАП Произвольная заготовка мха, порча лесной подстилки 500-1000 руб. 1-2 тыс.руб. 10-20 тыс.руб.
ч.3 ст.8.26 КоАП Пасеки в непредназначенных для этого местах 500-1000 руб. 1-2 тыс.руб. 10-20 тыс.руб.
ст. 8.27 КоАП Невыполнение условий воспроизводства леса (только должностные и юридические лица) 5-10 тыс.руб. 200-300 тыс.руб.
ч.1 ст. 8.28 КоАП Несанкционированная вырубка деревьев и их выкапывание 3-4 тыс.руб. 20-40 тыс.руб. 200-300 тыс.руб.
ч.2 ст. 8.28 КоАП Несанкционированная вырубка деревьев и их выкапывание при помощи техники 4-5 тыс.руб. 40-50 тыс.руб. 300-500 тыс.руб.
ч.3 ст. 8.28 КоАП Покупка, транспортировка, складирование несанкционированной древесины 5 тыс.руб. 50 тыс.руб. 400-700 тыс.руб.
ст. 8.29 КоАП Разрушение муравейников, нор и гнезд 300-500 руб.
ст. 8.31 КоАП Невыполнение требований санитарной безопасности при нахождении в лесу 500-1000 руб. 1-2 тыс.руб. 10-20 тыс.руб.
ч.1 ст. 8.32 КоАП Невыполнение требований пожарной безопасности в лесу 1-3 тыс.руб. 10-20 тыс.руб. 50-200 тыс.руб.
ч.2 ст. 8.32 КоАП Поджег хвороста, лесной подстилки 3-4 тыс.руб. 15-25 тыс.руб. 150-250 тыс.руб.
ч.3 ст. 8.32 КоАП Нарушение правил пожарной безопасности в лесу 5 тыс.руб. 50 тыс.руб. 500-1000 тыс.руб.
ст. 8.35 КоАП Истребление редких животных и растений 2-5 тыс.руб. 15-25 тыс.руб. 500-1000 тыс.руб.

Анализируя состав административного правонарушения и административные взыскания, можно прийти к выводу о том, что они соотносятся по степени тяжести. Чем значительнее последствия, тем весомее наказание. В отдельных случаях штрафы в отношении юридических лиц достигают 1 миллиона рублей.

Общие принципы уголовной ответственности

За нарушение лесного законодательства, рассматриваемого как преступление, гражданин, его совершивший, привлекается по нормам УК РФ. Уголовные наказания самые существенные во всей правовой системе России. Большее распространение из них имеют штраф, лишение свободы и принудительные трудовые мероприятия.

В УК РФ всего 3 статьи, устанавливающие ответственность за нарушения лесного законодательства: 260, 261 и 262. Прежде чем перейти к их рассмотрению, стоит обозначить общие условия привлечения к наказанию в данной сфере.

Во-первых, назначается уголовная ответственность исключительно приговором суда, и никак иначе. Порядок привлечения к такому наказанию регламентируется УИК РФ, очень строг и не терпит даже незначительных отклонений. Как правило, уголовные дела рассматривают наиболее опытные судьи мировых судов.

Заседание судебного органа по рассмотрению дела о назначении в отношении лица, совершившего преступное деяние, уголовного наказания, слушается не раньше трех и не позже четырнадцати дней со дня получения материалов судебным органом. Вердикт, вынесенный именем государства, обжалуется на протяжении десяти суток со дня его провозглашения. Если сторонами приговор не обжаловался, то он вступает в законную силу.

Во-вторых, уголовное наказание всегда направлено на конкретного человека. Его невозможно наложить непосредственно на юридическое лицо. Последствия могут возникнуть в отношении директора, сотрудника фирмы.

В-третьих, привлечение к ответственности за нарушения лесного законодательства применительно лишь к гражданину, достигшему возраста шестнадцати лет и старше. Это условие является обязательным для назначения взыскания. Граждане младше этого возраста ответственности за нарушения лесного законодательства, по УК РФ, не несут.

Предлагаем ознакомиться  Срок давности долга за муниципальную квартиру

Важным условием является процедура возбуждения дела. Делать это вправе только органы следствия.

Должностные лица лесного надзора могут лишь составить акт о нарушении и сообщить следствию о преступном деянии. Следствие же должно решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Дальнейшие события могут развиваться по трем сценариям: возбуждение дела, отказ в возбуждении дела или передача по подследственности.

Ответственность за нарушение лесного законодательства в РФ

Общей чертой всех трех статей является то, что в них фигурирует понятие значительного, крупного и особо крупного ущерба. Данные рамки устанавливает Правительство РФ. Значительным ущербом считается урон, в общей сложности превышающий пять тысяч рублей. Для классификации деяния как крупного ущерба требуется сумма в десять раз больше.

Также уточняющими признаками преступных деяний, отягощающими ответственность, являются совершение преступного действия группой людей (возможно, по предварительной договоренности) и совершение преступления посредством злоупотребления должностными полномочиями. Данные признаки также ужесточают наказание.

Максимальная мера воздействия представлена ограничением свободы на оговоренный в приговоре срок. Арест в большинстве случаев также сопровождается штрафом. За нарушение лесного законодательства предусмотрены и такие виды ответственности, как исправительные, принудительные и обязательные работы.

После того как основные моменты оговорены, можно двигаться дальше. Рассмотрим статьи, устанавливающие юридическую ответственность за нарушения лесного законодательства в рамках УК РФ.

Освобождение от ответственности

Уголовной ответственности избежать нельзя. Единственным исключением, на которое следует уповать преступнику, выступает объявление амнистии или помилования. Теоретически избежать уголовной ответственности можно, но только если медицинская комиссия придет к выводу, что лицо, совершившее преступление, является недееспособным.

Совокупность норм законодательства, устанавливающих ответственность за нарушение законов в сфере лесного хозяйства, заставляет задуматься о целесообразности совершения такого преступления. Однако ежегодно в России регистрируются тысячи подобных правонарушений, что ставит под сомнение либо здравомыслие человека, либо жесткость наказаний за такие деяния.

Источник: https://repetitinfo.ru/otvetstvennost-zagryaznenie-lesnykh-uchastkov/

Ответственность за нарушения лесного законодательства

Нарушение
установленных законом правил и норм по
рациональному использованию и охране
лесов влечет за собой юридическую
ответствен­ность — уголовную,
административную, гражданско-правовую
и иную.

Читайте также:  Сколько раз можно получить материнский капитал? правила оформления

Новый
Лесной кодекс РФ не содержит перечня
лесонарушений. Его нор­мы, посвященные
ответственности, имеют отсылочный
характер: в соответст­вии со ст. 110 и
111 лица, виновные в нарушениях лесного
законодательства, несут ответственность
в порядке, установленном законодательством
РФ.

Административная
ответственность
за лесонарушения
предусмотрена Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях (ст.
61-76).

  • Административному
    взысканию в виде штрафа подвергаются
    лица, ви­новные в:

  • нарушении установленного порядка
    использования лесосечного фон­да,
    заготовки и вывозки древесины, заготовки
    живицы;

  • незаконной порубке и повреждении
    деревьев и кустарников;

  • осуществлении лесных пользований не в
    соответствии с целями или требованиями,
    предусмотренными в лесорубочном билете
    (ордере) или в лесном билете;

  • нарушении правил восстановления и
    улучшения лесов;

  • самовольном сенокошении и пастьбе
    скота, самовольном сборе дико­растущих
    плодов, орехов, ягод, грибов;

  • незаконном использовании земель лесного
    фонда;

  • засорении лесов бытовыми отходами и
    отбросами;
  • — вводе
    в эксплуатацию производственных объектов
    без устройств, пре­дотвращающих
    вредное влияние на леса;

  • повреждение леса сточными водами,
    химическими веществами, вред­ными
    выбросами, отходами и отбросами;

  • уничтожении полезной для леса фауны;

  • нарушении требований пожарной безопасности
    и др.

Административная
ответственность установлена также за
нарушение права государственной
собственности на леса — самовольную
переуступку права лесопользования,
совершение других незаконных сделок
(ст. 48 КоАП РСФСР).

  1. Штрафы
    за эти правонарушения налагаются
    должностными лицами фе­дерального
    органа управления лесным хозяйством и
    его территориальных органов.
  2. Уголовная
    ответственность
    наступает по нормам
    Уголовного кодекса РФ, который содержит
    несколько составов экологических
    преступлений в сфере использования и
    охраны лесов:

  3. незаконная порубка, а равно повреждение
    до степени прекращения роста деревьев,
    кустарников и лиан (ст. 260);


уничтожение или повреждение лесов в
результате неосторожного об­ращения
с огнем или иными источниками повышенной
опасности (ч. 1 ст. 261);


уничтожение или повреждение лесов путем
поджога, иным общеопас­ным способом
либо в результате загрязнения вредными
веществами, отхода­ми, выбросами или
отбросами (ч. 2 ст. 261).

Таким
образом, за отдельные виды правонарушений
может наступить уголовная или
административная ответственность, что
определяется в зави­симости от размера
ущерба, причиненного лесонарушением
или другими признаками, предусмотренными
законом.

Как
разъяснено в Постановлении Пленума
Верховного Суда РФ «О практике применения
судами законодательства об ответственности
за экологические правонарушения» от 5
ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной
порубки разграничение экологического
преступления и административ­ного
правонарушения проводится по предмету:
состав преступления, преду­смотренный
ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная
порубка деревьев, кустарников и лиан в
лесах первой группы, в особо защитных
участках ле­сов всех групп либо не
входящих в лесной фонд или запрещенных
к поруб­ке, если эти деяния совершены
в значительном размере (п. 13).

Наряду
с административной и уголовной
ответственностью к правонару­шителям
применяется гражданско-правовая
(материальная) ответствен­ность.

Сделки
с участками лесного фонда — купля-продажа,
дарение, залог, са­мовольный обмен
участков лесного фонда — признаются
недействительны­ми со всеми юридическими
последствиями, предусмотренными
граждан­ским законодательством
применительно к недействительным
сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодексаРФ).

Граждане
и юридические лица обязаны возместить
вред, причиненный лесному фонду и не
входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК
РФ).

Разме­ры и порядок возмещения
ущерба определяются специальными
норматив­ными актами, в частности,
Постановлением Правительства РФ «Об
утверж­дении размеров неустоек за
нарушение лесохозяйственных требований
при отпуске древесины на корню в лесах
РФ и такс для исчисления размера
взы­сканий за ущерб, причиненный
лесному хозяйству нарушением лесного
за­конодательства, в лесах Российской
Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

В виде
неустойки гражданско-правовая
ответственность применяется за нарушение
правил заготовки и вывозки древесины,
живицы, второстепен­ных лесных
ресурсов, а в виде такс — при незаконной
порубке, уничтожении или повреждении
деревьев, кустарников, других лесных
культур, наруше­нии правил осуществления
побочных пользований. Такса представляет
со­бой условную денежную сумму за
единицу незаконно добытой продукции,
поврежденных или уничтоженных лесных
культур. Размер ее зависит от группы
лесов, возраста, породы деревьев и
кустарников.

Древесина
и иная незаконно добытая продукция,
заготовленные без со­ответствующих
разрешительных документов, подлежат
изъятию в установ­ленном законом
порядке и передаче органам местного
самоуправления. При невозможности
изъятия незаконно добытой продукции
взыскивается ее сто­имость.

Источник: https://studfile.net/preview/2093852/page:39/

Комментарий к СТ 99 ЛК РФ

Статья 99 ЛК РФ. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Комментарий к статье 99 ЛК РФ:

1. Часть 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер и закрепляет два вида санкций за нарушение лесного законодательства: уголовно-правовые и административно-правовые.

Интересно отметить, что институт ответственности за нарушение лесного законодательства имеет древнюю историю, так как первые лесоохранные нормы появились в Русской Правде Ярослава Мудрого и были направлены на защиту права собственности на лесные промыслы, в частности бортничества.

———————————
См.: Краткая редакция Русской Правды // Российское законодательство X — XX вв. М., 1984. Т. 1.

По действующему законодательству административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Лицо, нарушившее лесное законодательство, возмещает причиненный вред добровольно или в судебном порядке, т.е. несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. Общие правила возмещения вреда установлены в Гражданском кодексе РФ.

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 31 декабря 2010 г.

за исключением отдельных положений) была усилена уголовная и административная ответственность за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет за намеренное уничтожение или повреждение лесных насаждений (поджог).

При применении норм об ответственности за экологические правонарушения в сфере лесных правоотношений необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

В КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения как в сфере лесных правоотношений, так и непосредственно связанных с ней.

В гл.

7 «Административные правонарушения в области охраны собственности»:

— самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— уничтожение или повреждение специальных знаков, в том числе уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков (ч. 2 ст. 7.2), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование данных участков (ст. 7.9) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

В гл.

8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»:

— нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде (ст. 8.3), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 до 5 тыс.

рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от 10 до 100 тыс. руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 10 тыс. руб., на юридических лиц — до 150 тыс. руб.;

— сокрытие или умышленное искажение экологической информации (ст. 8.5) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;

— порча земель, в том числе самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, его уничтожение (ст. 8.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб., на должностных лиц — до 4 тыс. руб., на юридических лиц — до 40 тыс. руб.;

— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 3 тыс. руб., на юридических лиц — до 50 тыс. руб.;

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 3 тыс. руб.

, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — до 3 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — до 30 тыс.

Читайте также:  Отпуск без сохранения зарплаты работающим пенсионерам: оформление

рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение правил охраны водных объектов (осуществление молевого сплава древесины) (ст. 8.13) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 50 тыс. руб.;

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.;

— нарушение правил использования лесов (ст. 8.25) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 500 руб., на должностных лиц — до 1 тыс. рублей, на юридических лиц — до 10 тыс. руб.;

— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 500 руб., на должностных лиц — до 1 тыс. рублей, на юридических лиц — до 10 тыс. руб.;

— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. руб.;

— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 4500 руб., на должностных лиц — до 40 тыс. руб., на юридических лиц — до 150 тыс. руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования;

— уничтожение (разорение) мест обитания животных (ст. 8.29) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.;

— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб., на должностных лиц — до 50 тыс. руб., на юридических лиц — до 1 млн. руб. (с 31 декабря 2010 г. действует в новой редакции , в соответствии с которой существенно повышены штрафные санкции за неосторожное обращение с огнем на лесных территориях);

———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.;

— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2500 руб.

, на должностных лиц — до 20 тыс. руб., на юридических лиц — до 500 тыс. руб.

— с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой;

— нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.36) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.;

— нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (в связи с производством сплава древесины, строительством мостов, дамб, транспортировкой древесины или других лесных ресурсов) (ст. 8.

38) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 3 тыс. руб., на должностных лиц — до 15 тыс. руб., на юридических лиц — до 200 тыс. руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др. (ст. 8.39) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 2 тыс. руб.

, на должностных лиц — до 4 тыс. руб., на юридических лиц — до 60 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В гл.

10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель»: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб.

В гл.

11 «Административные правонарушения на транспорте»:

— совершение действий, угрожающих безопасности движения на водном транспорте (нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней) (ст. 11.6), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1000 руб., на должностных лиц — до 2 тыс. руб.;

— нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений и др. — см. ст. 11.21) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 1500 руб., на должностных лиц — до 5 тыс. руб., на юридических лиц — до 80 тыс. руб.

В гл.

19 «Административные правонарушения против порядка управления» установлены следующие санкции, которые могут применяться в случае нарушений предусмотренного порядка государственного лесного контроля и надзора (гл. 12 ЛК РФ):

— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

— нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9).

В ст. 23.

24 КоАП закреплены полномочия органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением норм лесного законодательства.

Согласно КоАП РФ к ним приравниваются по полномочиям в этой части другие должностные лица, в частности руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, и их заместители. В ст. 23.24.1 КоАП РФ предусматриваются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

В ст. 23.

25 КоАП РФ уточняются виды административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами, осуществляющими функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Статья 23.26 КоАП РФ закрепляет полномочия органов, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях производятся в соответствии с порядком, установленным в гл. 28 и 29 КоАП. С 31 декабря 2010 г. действует новая редакция п. 8 ч. 5 ст. 28.3 , расширившая полномочия должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, составлять протоколы об административных правонарушениях.

———————————
Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Привлечение к административной ответственности может осуществляться также на основании законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Поэтому в различных регионах иные действия, не предусмотренные КоАП РФ, могут являться административными правонарушениями.

Так, например, в Законе Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» установлена ответственность за нарушение порядка пребывания граждан в лесах (ст. 7.2) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Источник: http://LesKod.ru/glava-13/st-99-lk-rf/kommentarii

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕН�Е ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

система мер воздействия, распространяющаяся на граждан и юридических лиц, виновных в нарушении лесного законодательства РФ.

Основанием юридической ответственности является правонарушение.

К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов.

Это понятие не следует смешивать с правомерными поступками. В случае причинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются понесенные потери. Напр.

, при переводе (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства магистральных нефтепроводов лесному хозяйству перечисляется плата за перевод (изъятие).

Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.

В зависимости от характера совершенного нарушения лесного законодательства различают административную, уголовную и гражданскую ответственность.

Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Уголовная — ответственность Р·Р° нарушение лесного законодательства Р Р¤, признанная Уголовным кодексом Р Р¤ преступлениями.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (незаконная охота, незаконная рубка деревьеви кустарников или повреждение лесов и др.).

Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Р’ Уголовном кодексе Р Р¤ экологическим преступлениям посвящена глава 26, включающая РґРІРµ статьи Р·Р° нарушение лесного законодательства — 260 Рё 261.

Мерой уголовного наказания является штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы.

Порядок производства по уголовным делам определяется Уголовно процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. 174 ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.

Административная — ответственность Р·Р° нарушение лесного законодательства Р Р¤, признанная Кодексом Р Р¤ РѕР± административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), РІ РІРёРґРµ административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны РЅР° граждан Рё юридических лиц, допустивших правонарушения.

Читайте также:  Ветеран труда - как получить в москве: образец заявления

Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.

3 РљРѕРђРџ Р Р¤).

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.

2 РљРѕРђРџ Р Р¤):предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие РѕСЂСѓРґРёСЏ совершения или предмета административного правонарушения (РїРѕ решению СЃСѓРґР°), конфискацию РѕСЂСѓРґРёСЏ совершения или предмета административного правонарушения (РїРѕ решению СЃСѓРґР°). Предупреждение — мера административного наказания, выраженная РІ официальном порицании физического или юридического лица РІ письменной форме.

Наиболее распространенным РІРёРґРѕРј административной ответственности является штраф (РІ переводе СЃ немецкого — наказание).

Цель штрафа воспитательная и предупредительная.

Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.

Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда.

Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 23.

24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов,

не входящих в лесной фонд), частью 2 ст. 7.

2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и др. сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.9 и 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд),

Источник: https://www.derev-grad.ru/lesnoe-zakonodatelstvo/otvetstvennost-za-narushenie-lesnogo-zakonodatelstva-rf.html

Проблемы соблюдения лесного законодательства

Педранова И. А., Рубахова А. И. Проблемы соблюдения лесного законодательства // Молодой ученый. — 2017. — №5.1. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/archive/139/39571/ (дата обращения: 03.03.2020).



В статье рассматриваются основные проблемы соблюдения лесного законодательства в Российской Федерации, выявляются типичные нарушения и приводятся примеры из правоприменительной практики органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: лес, лесное законодательство, лесопользователь, правонарушение, соблюдение.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1]. Лес является важнейшим природным ресурсом, следовательно, ч. 1 ст.

9 Конституции РФ применима и к этому компоненту природной среды, который не только используется в промышленных целях, но и является средой обитания для представителей животного мира и средством удовлетворения потребностей человека, из чего следует большая значимость леса для наиболее полного функционирования человечества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [7, с. 240].

С конституционно-правовой точки зрения, очевидно, что лес может быть рассмотрен в качестве объекта законных интересов, обеспечивать потребности и нужды граждан [10, с. 254–264], при этом охрана леса составляет одну из основ российского конституционализма [6, с. 201].

С точки зрения административного права, лес может рассматриваться в качестве объекта государственного управления, в основе которого лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни лиц, имеющих к нему принадлежность. [8, с. 37–38].

Очевидно, что лес, также может рассматриваться стратегическим условием обеспечения прогрессивного развития экономических отношений в благоприятной экологической среде. В данном случае, развитие есть процесс целесообразных, закономерных изменений, улучшающий качественную сторону (с возможными количественными изменениями) изменяемого объекта [9, с. 64–71].

В лесном кодексе РФ нет четкого определения понятию «лес», но нормативный акт отсылает к Постановлению Конституционного суда РФ, в котором говорится: «Лес — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства» [3].

Природные и социальные свойства леса, их правовое закрепление, позволяют рассматривать его в качестве правовой ценности [11, с. 56–66; 14, с. 95. — 102], кроме того, лес является неотъемлемой частью национальной российской агропромышленной системы [12, с. 85–91; 13, с. 138–144].

Говоря о проблемах соблюдения лесного законодательства, необходимо определиться, что понимается под термином «соблюдение».

Соблюдение права — это одна из форм реализации права, предполагающая пассивное поведение субъектов права, воздержание от совершения действий, находящихся под правовыми запретами [5].

Соблюдение права неразрывно связано с соблюдением законодательства, так как два этих понятия соотносятся как целое и часть соответственно.

Рассматривая проблемы соблюдения лесного законодательства в РФ необходимо выяснить, какие же правонарушения являются типичными. Приведем несколько примеров из прокурорской практики.

Так, после проведения проверки прокуратурой района А было установлено, что лесопользователь (компания Б), желающий заключить договор аренды участка лесного фонда для реализации намеченных им задач, нарушил законодательство Российской Федерации и производил с помощью подрядной организации расчистку площадей и вырубку леса без разрешительной документации, то есть до момента заключения договора аренды с органом лесного хозяйства региона и предоставления проекта освоения лесов. Статья 58 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1], а в силу п. п. 1, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов [2].

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» данное правонарушение образует состав уголовного деяния, предусмотренного ст. 260 УК [4].

Помимо указанного правонарушения в ходе проверки также был установлен факт халатного отношения к своим обязанностям, ненадлежащего выполнения функций по государственному лесному надзору должностными лицами органа лесного хозяйства региона, которые в соответствии со ст. ст.

19, 82–83 Лесного кодекса РФ обязаны осуществлять мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности.

Следующий пример также подтверждает типичность вышеуказанного нами правонарушения. Так, прокуратурой района Н была проведена проверка по результатам космического мониторинга в период с октября 2015 года по январь 2016 года на территории лесничества С.

Проверкой было установлено, что по результатам космомониторинга в лесничество С поступило 286 карточек дешифрирования, свидетельствующих о незаконных рубках древесины.

Из них только по 42 карточкам в лесничестве установлены разрешительные документы на вырубку леса, а после обработки 6 карточек дешифрирования были возбуждены административные производства по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении арендаторов за нарушение условий договоров аренды.

Согласно материалам проверки, общая площадь незаконной рубки лесных насаждений составила 833,22 га, объем вырубленной древесины — 99 588,9 м3, ущерб лесофонду — 355 604,52 тыс. руб., при этом площадь незаконной рубки в арендных лесах составила 462,4 га, объем вырубки — 61 113,75 м3, ущерб — 164 937, 42 тыс. га.

Указанные обстоятельства наглядно свидетельствуют о том, что должностными лицами лесничества и мастерами участков, в нарушение ст. 96 Лесного кодекса РФ, п.п.

2, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.

2007 № 394 и нормативных актов регионального уровня, функции по государственному лесному надзору реализуются ненадлежащим образом, что привело к массовым нарушениям закона, хищению лесных ресурсов, причинивших значительный материальный ущерб интересам государства и вред экологической системе в целом.

При этом материалы проверки показывают, что указанные нарушения допускались практически в каждом участковом лесничестве на протяжении длительного времени, и меры к своевременному выявлению незаконных рубок деревьев и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности не принимались.

Рассмотрев примеры из прокурорской практики можно сделать вывод, что сложившейся ситуации способствовало ненадлежащее распределение должностных обязанностей между сотрудниками лесничества; неурегулированная организация архивного делопроизводства и работы по внесению сведений в государственный лесной реестр; отсутствие нормативных документов, регулирующих порядок, сроки хранения и уничтожения документов. Думается, что подобные пробелы в работе органов лесного хозяйства негативно влияют на выполнение ими возложенных задач по охране и использованию лесов.

Таким образом, проанализировав правоприменительную практику в одном из субъектов Российской Федерации, к числу типичных правонарушений можно отнести незаконную рубку лесных насаждений. Совершению подобных правонарушений способствует халатное отношение сотрудников надзорных органов в сфере лесного хозяйства к своим должностным обязанностям.

Указанные обстоятельства влекут грубое нарушение интересов государства и общества в целом и противоречат целям и задачам государственной политики в области лесного хозяйства, направленной на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства и рационального использования лесов.

В связи с этим предлагается не только проводить профилактику правонарушений по наиболее типичным составам, но и ужесточить дисциплинарную ответственность для сотрудников надзорных органов лесного хозяйства за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Также требуется усовершенствовать организацию работы в данных органах в целях наиболее эффективного выполнения возложенных на них функций и предотвращения нарушений лесного законодательства.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/139/39571/

Ссылка на основную публикацию