Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Так, уже в 2020 году гражданин, умолчавший и не сообщивший в правоохранительные органы важную информацию относительно планируемого проведения террористического акта, о захвате заложников, об организации или участии в незаконном формировании, угоне судна и о ряде других нарушений, предусмотренных Уголовным кодексом, будет привлечен к ответственности по ст. 205.6 УК РФ.

Сообщать о преступлениях, связанных с безопасностью и целостностью нашего государства – долг каждого человека, проживающего в России.

Если человеку известно что-либо о готовящемся теракте, покушении на какое-то лицо, то оно обязано оповестить об этом правоохранительные органы.

За умалчивание о преступлениях по каким статьям человека могут привлечь к ответственности по ст. 205.6 УК?

Если правоохранительным органам будет известна достоверная информация о том, что кто-то умалчивает о преступлении, совершенным кем-то по конкретным статьям, тогда «молчуна» могут привлечь к ответственности.

Ниже представлен перечень тех преступлений, за несообщение которых человеку может грозить уголовное наказание:

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

  • совершение или планирование террористического акта;
  • склонение или вовлечение человека в террористическую деятельность;
  • пропаганда терроризма, общественные призывы к осуществлению террористических атак;
  • прохождение обучения, приобретение практических навыков для осуществления террористической деятельности;
  • создание террористической группы, участие в ней;
  • насильственный захват человека (заложника) для совершения каких-либо действий во благо террористов;
  • создание незаконного вооруженного формирования;
  • угон или захват водного, железнодорожного, воздушного транспорта с целью повлиять на политику, экономику и другие отрасли;
  • покупка, хранение, передача, хищение ядерных или радиоактивных материалов, веществ;
  • покушение на жизнь общественного или государственного лица с целью прекращения его трудовой или общественной деятельности либо же с целью отомстить;
  • насильственное удержание власти;
  • вооруженное восстание, направленное на нарушение территориальной целостности государства;
  • нападение на лиц, которые пользуются международной защитой;
  • совершение терроризма за пределами РФ с целью нарушения мирного сосуществования с соседними и другими странами.

Что такое «пакет Яровой» и как он связан со статьей 205.6 «Недонесение о преступлении»?

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Пакет Яровой – ряд законов, который предполагает, что сотовые операторы должны сохранять переписку и разговоры своих клиентов в течение не менее чем полгода. Этими данными могут пользоваться сотрудники ФСБ и полиции.

Пакет Яровой уже подписал президент. С 1 июля 2018 года этот закон уже вступил в силу.

Борьба с терроризмом – очень важная задача для РФ. Для граждан нашей страны время расслабленности и отстраненности прошло.

Необходимо понимать, что закон Яровой не наказывает террористов. Он призван помогать правоохранительным органам в их профессиональной деятельности.

Среди нововведений, разработанных Яровой, были включены дополнительные изменения по ряду уголовных статей. Так, Уголовный кодекс дополнился новой статьей – ст. 205.6 УК РФ «Несообщение о преступлении».

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Санкция статьи предусматривает такое наказание за несообщение о преступлении или его укрывательство:

  • штраф до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты за период до полугода;
  • принудительные работы сроком до 12 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 1 года.

Законопроект, поданный Яровой, был принят с целью эффективной борьбы с терроризмом.

Какие лица не могут быть привлечены к ответственности по ст. 205.6 УК РФ?

Лицо освобождается от уголовной ответственности за недонесение о преступлении по ст. 205.6 в таких случаях:

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

  • если преступление по вышеуказанной статье было совершено супругом подозреваемого или его близким родственником (дети, родители, братья, сестры);
  • если человек узнал о преступном деянии другого лица, когда тот исповедовался ему (речь идет об ответственности священнослужителей);
  • если речь идет об адвокате, которому стали известны обстоятельства неправомерных действий клиента, обратившегося к нему за юридической помощью.

В какой срок нужно «донести» о преступлении в правоохранительные органы, чтобы самому не попасть под статью 205.6 УК?

В Уголовном кодексе не указан конкретный срок, в течение которого гражданин должен прийти в правоохранительные органы и написать заявление или сообщить о том, что тот или иной человек пытается совершить террористический акт или входит в состав какой-либо экстремисткой организации.

Однако в Уголовном кодексе отмечено, что лицо не будет привлечено к ответственности за то, что оно не сообщило о преступлении, которое было совершено более 2 лет назад.

Судебная практика

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Случай 1. Гражданин Г. знал, что его знакомый проходил подготовку в лагере боевиков. Тот воевал на стороне вооруженных формирований, террористов. Осужденный знал о незаконной деятельности своего знакомого, однако молчал. Гражданина Г. приговорили к штрафу за недоносительство. Размер штрафа – 70 тысяч рублей.

Случай 2. Студент П. одного из университета столицы был признан виновным по ст. 205.6 УК РФ и приговорен к штрафу в размере 80 тысяч рублей за то, что его друг – приезжий из Дагестана студент того же университета, в котором учился П., рассказал ему о том, что он состоит и активно участвует в организации ИГИЛ.

Это исламская террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации. Студент П. об этом знал, однако ничего сотрудникам полиции не рассказывал. На протяжении нескольких месяцев оба студента вели переписку в социальных сетях по поводу ИГИЛ, сокурсник делился фотографиями, предлагал студенту П. поучаствовать. Следователи доказали вину студента П.

, а он признал ее в полном объеме.

Несообщение о преступлении: наказание, особенности законаСлучай 3. На скамью подсудимых гражданина В. из г. Грозного привела дружба. Его друг, проживающий в Чечне, несколько лет назад уехал в Сирию и стал там боевиком запрещенной в России террористической организации. Гражданин В. вслед за другом не поехал, однако общаться с ним не перестал. Через социальные сети он подбадривал товарища и желал удачи на войне. Его друг такому общению был только рад. Он делился с товарищем прелестями жизни в исламском государстве и звал его к себе на войну. О «подвигах» своего друга гражданин В. сообщать в правоохранительные органы не собирался, зато он охотно рассказывал о своем друге и о его жизни своим знакомым, а также незнакомым людям (продавщицам в магазине). Через несколько месяцев на террориста сотрудники ФСБ России возбудили уголовное дело. Также уголовные дела были возбуждены на всех лиц, которые знали о его деятельности, в том числе и на гражданина В. Виновного гражданина В. суд признал виновным и приговорил его к наказанию в виде штрафа размером в 80 тысяч рублей.

Ответственность операторов связи за хранение информации абонентов

С подписанием закона Яровой изменились условия предоставления услуг операторов сотовой, мобильной связи и интернета.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/nesoobshhenie-o-prestuplenii-st-205-6-uk-rf/

Чем может обернуться недонесение о преступлении по УК РФ

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Недонесение о преступлении является преступным деянием и регулируется ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Несообщение о совершённом преступлении УК РФ квалифицируется как общественно опасное действие и предусматривает наказание за его совершение.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

В чём суть статьи?

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Ст. 205.6 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за несообщение о готовящемся преступлении. УК РФ указывает, за недоносительство о каких правонарушениях квалифицируется как противоправное деяние.

К этим деяниям относятся:

  1. Террористический акт (его планирование и осуществление).
  2. Создание организации или сообщества, основной целью которой является терроризм.
  3. Организация и проведение обучения с целью организовывать акты терроризма.
  4. Оказание помощи террористам.
  5. Призывы в виде митингов и демонстраций и размещения информации с обращением и зовом к проведению террористических действий.
  6. Захват заложника или заложников.
  7. Создание вооружённой группы при отсутствии на это законного разрешения.
  8. Планируемый или совершённый угон средства передвижения в виде воздушного или водного судна или поезда.
  9. Запрещённое законом хранение и использование материалов, по химическому составу относящимися к ядерным.
  10. Покушение на жизнь государственного или публичного деятеля.
  11. Захват и удержание власти при применении насилия.
  12. Вооружённый мятеж.
  13. Нападение на лиц и организации, которые находятся под международной защитой.
  14. Террористические акты международного масштаба.
  15. Перечисленные действия относятся к особо тяжким и требуют незамедлительного сообщения о них.

Если гражданин не сообщает в органы правопорядка о подготовке или проведении перечисленных преступных действий, при условии, что он располагает правдивыми сведениями, то к нему применяется санкция.

Наказание позиционируется в виде:

  • Несообщение о преступлении: наказание, особенности законаштрафа до 100 000 рублей или другого дохода лица в течение 6 месяцев. Срок уменьшается в зависимости от обстоятельств;
  • работы принудительного характера. Законодатель определяет срок работ в один год;
  • пребывания в местах лишения свободы в течение одного года.

Указанные санкции применяются к осуждённому в случае, если его вина доказана.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/nedonesenie-o-prestuplenii

Существует ли обязанность сообщать о преступлении?

Наверняка, каждый из нас в течение своей жизни хотя бы один раз становился свидетелем совершения какого-либо неблаговидного поступка со стороны других лиц, который вполне мог потянуть на статью Уголовного кодекса. А задавали вы себе вопрос – обязан ли я сообщить об увиденном в правоохранительные органы или нет? 

Существует ли установленная законом обязанность гражданина сообщить в полицию о преступлении? Попробуем разобраться. 

История вопроса

История ответственности за «недонесение на преступника» уходит своими корнями в глубокую древность. В частности, норма об ответственности за несообщение об услышанном злом умысле «на царя или на князя» имелась еще в Уставе Ярослава (12 век).

Впоследствии ответственность «за недоносительство на преступника» перекочевала из древних правовых источников в современные кодексы и законы. Уголовное наказание за недонесение существовало как в дореволюционной России, так и в годы существования СССР.

 

В советском уголовном законодательстве данный вид ответственности касался только недонесения о наиболее тяжких преступлениях. 

В Уголовном кодексе России 1996 года уголовная ответственность за несообщение о преступлении была полностью исключена и вернулась в законодательство только в 2016 году, с введением в УК РФ статьи 205.6, о которой мы еще поговорим. 

К слову, уголовная ответственность за несообщение о преступлении характерна и для многих иностранных правовых систем. 

Несообщение о преступлении: наказание, особенности законаО каких преступлениях гражданин обязан сообщить в полицию 

В соответствии с законом уголовная ответственность по статье 205.6 УК РФ за несообщение о преступлении установлена только в отношении ряда деяний, имеющих высокую степень общественной опасности, преимущественно, террористического характера. Исчерпывающий перечень этих преступлений перечислен в статье 205.6 Уголовного кодекса и сейчас мы их назовем. 

Гражданин будет нести уголовную ответственность, если не сообщит о достоверно известных ему фактах совершенных или готовящихся преступлений следующих категорий: 

  • Терроризм и смежные с ним деяния (содействие, призывы к террору и др.)
  • Захват заложников
  • Организация незаконного вооруженного формирования
  • Угон воздушного, водного судна или ж/д транспорта
  • Незаконные действия с ядерными и радиоактивными материалами
  • Посягательство на жизнь государственно или общественного деятеля
  • Насильственный захват власти
  • Вооруженный мятеж
  • Нападение на дипломатические представительства
  • Международный терроризм
Читайте также:  Ответственность за нарушение лесного законодательства в рф

А вот, если гражданин увидел, что где-то совершается, к примеру, кража или сбыт наркотиков и не сообщил об этом в полицию, никакой ответственности за это он не понесет. И даже за несообщение об убийстве законом не установлено никаких санкций. 

Это важно: в любом случае гражданин не может привлечен к ответственности за несообщение о преступлении, если оно совершено или готовится его близким родственником. Также не получится привлечь к ответственности адвоката, если о совершенном преступлении ему стало известно в связи с осуществлением защиты обвиняемого, даже если речь идет о новом преступлении

Также, не является наказуемым несообщение в полицию о фактах, которые в силу тех или иных причин вызывают у гражданина определенные сомнения.

Уголовно-наказуемым являются только несообщение о таких обстоятельствах, которые  достоверно и недвусмысленно являются преступлением и гражданин четко это понимает.

Обязанность доказать, что гражданин достоверно знал о преступлении, но не сделал сообщение в полицию, лежит на органах расследования. 

Также следует понимать разницу между несообщением и укрывательством преступлений. В первом случае уголовная ответственность наступает по ст. 205.6 УК РФ просто зха сам факт умолчания о преступлении, а во втором (ст.

316 УК РФ) – только в случае активного заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (например, при оказании помощи убийце в транспортировке и укрытии трупа, при отсутствии признаков соучастия в самом убийстве). 

Ответственность за несообщение о преступлении 

Как мы уже упомянули, уголовная ответственность за несообщение о преступных действиях третьих лиц предусмотрена статьей 205.6 УК РФ. 

Санкция указанной статьи предусматривает следующие виды наказания: 

  • Штраф в размере до 100 000 рублей;
  • Принудительные работы на срок до 1 года;
  • Лишение свободы на срок до 1 года; 

При этом, следует иметь в виду, что такое наказание, как лишение свободы по указанной статье может быть назначено только в том случае, если виновный имеет непогашенную судимость или отягчающие обстоятельства, перечень которых указан в статье 63 Уголовного кодекса России. 

К слову, вопреки расхожему мнению, никакой административной ответственности за игнорирование обязанности гражданина сообщить в полицию о преступлении не существует. Есть только уголовная, но об этом мы уже говорили выше. 

Возраст наступления уголовной ответственности по ст. 205.6 УК РФ начинается с 16 лет. 

Остались вопросы? Задайте их нашим юристам:

Источник: https://uslovka.ru/articles/suschestvuet-li-objazannost-soobschat-o-prestuplenii.html

За несообщение о преступлении введут уголовную ответственность

Законодатели решили подправить Уголовный кодекс РФ ради тех, кто знает про готовящееся преступление, но считает, что его «хата с краю».

За несообщение о преступлениях «против жизни при отягчающих обстоятельствах» могут установить уголовную ответственность. Об этом говорится в законопроекте, который уже внесен в Госдуму. Он предусматривает дополнение Уголовного кодекса соответствующей новой статьей.

Инициатором этих поправок выступил депутат Евгений Марченко из Санкт-Петербурга.

Он предлагает ввести ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать информацию о готовящемся преступлении, о лице, которое по достоверно известным данным готовит, совершает или совершило убийство двух и более лиц.

А также сделало это общеопасным способом или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В предложении депутата есть исключения. Это, в первую очередь, касается близких людей преступника. В частности, его супруга и других родственников. Их, согласно законопроекту, привлекать к ответственности не планируется.

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Депутаты предложили давать 30 дней на уплату штрафа со скидкой

Штраф за несообщение о готовящемся преступлении предложен до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

На этом шкала наказаний не заканчивается. «Молчунам» могут дать принудительные работы на срок до одного года. Максимально можно получить лишение свободы на тот же годичный срок.

Стоит подчеркнуть, что предлагаемая норма составлена по аналогии с уже действующей в отечественном Уголовном кодексе РФ статьи 205.6.

«Молчунам» могут присудить принудительные работы на срок до года. Или лишение свободы на тот же срок

Там уже прописано наказание за несообщение «в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении» гражданина, которому абсолютно точно известно, что кто-то готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, перечисленных в статьях 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ.

Закон ограничит число отводов в уголовном процессе

Все перечисленные статьи из раздела Уголовного кодекса РФ, касаются преступлений против общественной безопасности. В основном речь идет о преступлениях террористической направленности.

Разработчик проекта положительно оценивает, как говорят юристы, криминализацию такого молчания, но считает необходимым расширить круг преступлений, за несообщение о которых может наступить уголовная ответственность.

Это, по мнению автора, позволит уменьшить уровень латентной преступности в России и восполнить правовые пробелы, оставшиеся после введения в 2016 году в УК РФ ст. 205.6. А еще Марченко предлагает скорректировать название статьи 205.6, уточнив в нем, что речь идет именно о террористических преступлениях.

Источник: https://rg.ru/2019/07/15/za-nesoobshchenie-o-prestuplenii-vvedut-ugolovnuiu-otvetstvennost.html

Введено наказание за несообщение о преступлении

Подробности Опубликовано: 17.08.2016 08:01 Мария Ватолина Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

С 20 июля в Уголовный кодекс введена уголовная ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также за совершение акта международного терроризма.

Теперь уголовная ответственность за преступления террористической направленности наступает с 14 лет.

Правовая группа ОМВД России по г. Дубне разъясняет, какие изменения внесены в  уголовное законодательство по противодействию террористической деятельности.

Изменения направлены на создание дополнительных механизмов противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям. В частности, введена уголовная ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также за совершение акта международного терроризма.

Наказание за террористический акт усилено, организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а также за преступления против государственной власти.

Ответственность предусмотрена за пособничество при совершении захвата заложников и организации незаконного вооруженного формирования, а также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма через Интернет.

Уголовная ответственность за преступления террористической направленности наступает с 14 лет. К обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, отнесено совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий.

Введена новая статья Уголовного кодекса Российской Федерации:

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями: 205 «Террористический акт», 205.1 «Содействие террористической деятельности», 205.

2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», 205.3 «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», 205.4 «Организация террористического сообщества и участие в нем», 205.

5 «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», 206 «Захват заложника», 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами», 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ», 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», 279 «Вооруженный мятеж», 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» и 361 «Акт международного терроризма» Уголовного кодекса, – наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Изменения вступили в силу с 20 июля 2016 г.

Источник: https://open-dubna.ru/zakony/2646-vvedena-novaya-statya-za-nesoobshchenie-o-prestuplenie

В госдуму внесен проект закона о наказании за недонесение о преступлении

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

/РИАП АПРАЛ/ На официальном сайте Государственной Думы России в разделе «Система обеспечения законодательной деятельности» (СОЗД) размещен проект закона об установлении дополнительной ответственности за несообщение о преступлениях массово опасной направленности.

Проект внесен депутатами Государственной Думы Е.Е.Марченко, С.В.Чижовым, М.Т.Гаджиевым, В.П.Водолацким.

Этим законом в Уголовный кодекс РФ добавляется статья 316-1 «Несообщение о преступлениях против жизни при отягчающих обстоятельствах», которая устанавливает наказание штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В то же время, определено, что лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о готовящемся или совершенном преступлении, совершенным его супругом или близким родственником.

В пояснительной записке указывается, что знавшие о готовящемся массовом убийстве в Керченском колледже знакомые преступника могли предотвратить трагические последствия, если бы вовремя сообщили об этом в правоохранительные органы. Возможно, что если бы они знали о том, что понесут наказание за несообщение о готовящемся преступлении, множество людей сегодня были бы живы.

Безусловно, что уголовная ответственность за несообщение о преступлении играет важную роль в предотвращении различных преступлений самой различной тяжести. Конечно, мало кому хочется получить общественное клеймо «доносчика», но, наверное, нужно менять такое отношение к людям, которые по различным причинам не могут молчать об известном им преступлении.

Яркий пример нам преподносит политическая жизнь Красноярского законодательного собрания. Здесь должны были рассмотреть отчет Счетной палаты региона о ситуации в лесоперерабатывающей отрасли. Отчет содержал убийственные факты о том, что из края вывезено древесины на 48 миллиардов рублей, а бюджет края с этого получил лишь 1,6 миллиарда.

Вместо рассмотрения отчета по существу, губернатор и заксобрание края обвинили главу красноярской счетной палаты Татьяну Давиденко в том, что она «вынесла сор из избы».

Читайте также:  Госпошлина присужденная судом что это: что влияет на величину госпошлины

Её саму стали обвинять в том, что она участвует в семейном бизнесе по тушению лесных пожаров.

Это последовало после того, как материалы Счетной палаты были доведены до сведения прокуратуры и московского журналиста Андрея Караулова.

Разумеется, эта ситуация будет изучена компетентными органами. И если, действительно, факты преступлений в лесоперерабатывающей отрасли подтвердятся, то будут ли привлечены к уголовной ответственности те, кто в этих преступлениях не участвовал, но знал о них и молчал?

Источник: https://Apral.ru/2019/07/12/v-gosdumu-vnesen-proekt-zakona-o-nakazanii-za-nedonesenie-o-prestuplenii.html

Антитеррористический законопроект Яровой: лишение гражданства и наказание за недоносительство

Несообщение о преступлении: наказание, особенности закона

Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

7 апреля 2016 года депутат Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым внесли проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», а также проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (№ 1039101–6 , № 1039149–6).

13 мая 2016 года законопроекты были приняты в первом чтении, несмотря на замечания Правового управления Думы и Верховного Суда РФ.

Проект закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», как сказано в пояснительной записке, направлен на создание дополнительных механизмов противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям, что позволит повысить эффективность системы выявления, предупреждения и пресечения актов терроризма и иных форм экстремизма. В частности, Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить тремя новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также совершение акта международного терроризма. Кроме того, к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий. Законопроект вводит в число преступлений, за которые ответственность наступает по достижении 14 лет, преступления террористической направленности, которые совершаются умышленно и несут особую опасность для общества.

По целому ряду уголовных статей повышается ответственность. По статье 205 «Террористический акт» срок лишения свободы будет составлять от 10 лет, а не от 8 лет, как сейчас (верхняя граница остается на уровне 15 лет — по части 1 статьи 205). Меняется часть 3 статьи 205.

1 «Содействие террористической деятельности» и существенно увеличивается санкция: наряду с пособничеством в террористическом акте (статья 205) появляется пособничество в захвате заложника организованной группой с тяжелыми последствиями (часть 3 статьи 206), в создании незаконного вооруженного сообщества.

Все это будет наказываться лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

В статьях 205 и 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» устанавливается нижняя планка штрафа в размере 100 тысяч рублей, исключаются принудительные работы, и остается лишение свободы.

Из санкции за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо Интернета, также исключаются принудительные работы и устанавливается нижняя планка для лишения свободы — от 5 до 7 лет.

Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической (часть 2 статьи 205.

5), предлагается наказывать лишением свободы на срок от 10 до 20 лет, а не от 5 до 10 лет, как указано в действующей редакции Уголовного кодекса РФ.

Повышается ответственность за создание незаконного вооруженного формирования и участие в нем: повышаются нижние пределы лишения свободы.

Ужесточается ответственность по экстремистским статьям. В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» предусматриваются безальтернативные санкции в виде лишения свободы, причем сроки повышаются.

Такая же картина с изменениями в статьи 282.1 «Организация экстремистского сообщества», 282.2. «Организация деятельности экстремистской организации», 282.

3 «Финансирование экстремистской деятельности»: штрафы и принудительные работы исключаются, сроки лишения свободы растут.

Соответствующие изменения вносятся в процессуальное законодательство, однако они носят не только технический характер, и к этим изменениям также есть замечания.

НЕСООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Яровая предлагает дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 205.6 «Несообщение о преступлении». Ответственность (от штрафа до лишения свободы) может наступить, если человек достоверно знал о готовившихся или совершенных преступлениях и не сообщил об этом в полицию.

Эта норма касается следующих преступлений: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о преступлении, совершенном его супругом или близким родственником (это корреспондирует с частью 1 статьи 51 Конституции РФ).

Выбор именно этих видов преступлений не обосновывается в пояснительной записке. В перечень попали преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества. Однако преступления включены в перечень выборочно, а не подряд все преступления из одной главы.

По сути, законодатель поощряет доносительство, вводя ответственность за недоносительство.

Каким образом предполагается применять новую статью о несообщении о преступлении? Каким образом органы должны выявлять людей, которым было достоверно известно о готовящихся или совершенных преступлениях? Если человек сам готовил такое преступление и не сообщил об этом в полицию, будет ли он субъектом преступления? Наверно, нет, в силу той же статьи 51 Конституции РФ. Кто еще может быть субъектом этого преступления? Друзья, знакомые, соседи, односельчане. Таким образом, вводится своеобразная круговая порука, например, для жителей села, в котором обосновались террористы. Но как из этих жителей будут выбираться те, кто будет отвечать за недоносительство? Как будет доказываться, что человеку было достоверно известно о готовящемся преступлении?

Состав сформулирован таким образом, что форма вины может быть только в виде умысла, прямого или косвенного.

То есть лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, либо не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Более вероятно, что данное преступление может совершаться с косвенным умыслом. Однако как снять со счетов то, что человек мог не сообщать о готовящемся преступлении из опасений за свою жизнь?

Возможно, данная статья будет показательно применена пару раз для того, чтобы мотивировать население активнее работать с «органами». При этом есть надежда на то, что постоянно и массово эту статью применять не удастся.

Правовое управление Думы также отмечает, что предлагаемые проектом размеры наказаний за совершение указанного преступления выше размеров соответствующих видов наказаний, установленных за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений (статья 316 УК РФ).

Однако в отличие от несообщения о преступлении укрывательство выражается в активных действиях, направленных на сокрытие самого преступления, орудий, средств и следов преступления, предметов, добытых преступным путем, а также лица, совершившего преступление, и, следовательно, наказание за его совершение должно быть более строгим.

СОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагается ввести в Уголовный кодекс РФ новую статью 282.4 «Содействие экстремистской деятельности» (по аналогии со статьей 205.1 «Содействие террористической деятельности»). Под содействием подразумевается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений экстремистской направленности.

К таким преступлениям статья 282.

4 относит: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, финансирование экстремистской деятельности.

Правовое управление Государственной Думы обратило внимание на несоразмерность и несправедливость наказания, которое предполагает данная статья. Это проявилось в том, что по новой статье выше ответственность, чем по другим сходным статьям Уголовного кодекса РФ, а кроме того, вводятся безальтернативные санкции в виде лишения свободы.

Думские юристы выступают против введения безальтернативных санкций. В заключении Правового управления отмечается, что «предложение об установлении безальтернативного наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями 282 — 282.

3 УК РФ… не позволит обеспечить дифференциацию уголовной ответственности и индивидуализацию средств уголовно-правового воздействия на лицо, виновное в совершении указанных преступлений. Исключение такого вида наказания как принудительные работы из санкции части первой и второй статьи 205.

2 УК РФ, где помимо принудительных работ предусмотрены лишь наказания в виде штрафа и лишения свободы, повлечет сужение возможности для суда назначить наказание, не связанное с лишением свободы, за совершение этих преступлений».

АКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Под актом международного терроризма законопроект понимает совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а равно угрозу их совершения. Часть первая статьи 361 предусматривает перечень действий: совершение взрыва, поджога или иных действий, — аналогичный содержащемуся в части первой статьи 205 «Террористический акт» УК РФ, но совершенных вне пределов территории РФ.

Правовое управление Думы сравнивает санкции в этих статьях и приходит к выводу, что новые санкции несоизмеримо выше, хотя «место совершения террористического акта не может являться основанием для установления столь существенно отличающихся по размерам (срокам) мер уголовной ответственности».

Как правило, уголовный закон действует по территориальному принципу, то есть наказывает лиц, находящихся на территории РФ за деяния, совершенные на территории РФ.

Уголовный кодекс РФ предусматривает случаи, когда уголовный закон действует в отношении лиц, совершивших преступление за пределами РФ. Новая статья как раз попадает под такие случаи.

Основными условиями здесь являются совершение преступления против интересов, охраняемых УК РФ, а также то, что лицо не понесло ответственность за это деяние в иностранном государстве и привлекается к ответственности в России.

  • В целом можно предположить, что данная статья может применяться, например, при совершении террористических актов в отношении российских объектов, находящихся за рубежом (например, военных баз, посольств и других).
  • РЕЖИМ КТО
  • Согласно второму проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» Закон «О противодействии терроризму» дополняется положениями о возможности создания специальных координационных органов по борьбе с терроризмом, прописываются полномочия органов местного самоуправления.

Законопроект расширяет случаи введения режима контртеррористической операции (далее — КТО). Сейчас режим КТО вводится в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Согласно проекту режим КТО может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступлений террористической направленности (захват заложника, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, угон воздушного или иного судна, насильственный захват власти, вооруженный мятеж и другие).

Особо обращает на себя внимание то, что режим КТО может вводиться для пресечения насильственного захвата власти и вооруженного мятежа. Это может указывать на то, что законопроект призван бороться с возможными попытками оранжевой революции в России.

  1. ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА И ЗАПРЕТ НА ВЫЕЗД
  2. Проектом Яровой предлагается установить основание для отмены решения о приобретении гражданства РФ в случае осуждения лица к наказанию за совершение хотя бы одного из преступлений террористической направленности, за исключением случаев отсутствия у данного лица иного гражданства или гарантий на его приобретение.
  3. Однако положение, допускающее прекращение гражданства РФ без свободного волеизъявления гражданина, не соответствует принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ, установленным статьей 4 Федерального закона «О гражданстве РФ», согласно которым гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
Читайте также:  Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Указанное основание устанавливается только для граждан РФ, имеющих также иное гражданство.

Однако согласно конституционному принципу наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод.

Очевидно, что вводимая дифференциация не отвечает принципу соразмерности ограничения конституционного права на основании федерального закона (о чем говорил и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.12.2005 № 14-П).

Статьей 9 законопроекта предлагается ограничить право гражданина РФ на выезд из России в случае наличия предостережения о недопустимости нарушения закона.

По мнению Правового управления Госдумы, это положение также не отвечает принципу соразмерности вводимых ограничений, поскольку предостережение о недопустимости нарушения закона направляется в целях предупреждения правонарушений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в своих решениях, защита конституционно значимых ценностей предполагает возможность разумного и соразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина при справедливом соотношении публичных и частных интересов, без умаления этих прав и свобод; соответствующие правоограничения оправдываются поименованными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ публичными интересами, если они обусловлены именно такими интересами и способны обеспечить социально необходимый результат; при определении условий реализации фундаментальных прав и их возможных ограничений федеральный законодатель должен, исходя из принципа равенства и вытекающих из него критериев разумности, необходимости и соразмерности, обеспечивать баланс конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников конкретных правоотношений (постановления от 18 февраля 2000 года № 3-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 26 декабря 2005 года № 14-П, от 16 июля 2008 года № 9-П, от 7 июня 2012 года № 14-П и другие).

ДРУГИЕ НОВЕЛЛЫ

Статьей 4 законопроекта предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 11.14.3 «Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности». В части 1 статьи 11.14.

3 КоАП РФ устанавливается ответственность за нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг. Однако в Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» такой порядок не предусмотрен.

К этой статье у Правового управления Госдумы много замечаний.

Однако самое главное тут то, что установление административной ответственности за нарушение всех обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, не соответствует предмету регулирования законопроекта, которым является установление дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.

Правительство РФ дало положительный отзыв на законопроект, указав лишь одно небольшое замечание. Замечаний у Правового управления самой Государственной Думы было гораздо больше. Верховный Суд РФ не поддержал идею принятия законопроекта, его замечания во многом совпадали с замечаниями думских юристов.

Верховный Суд выступил против безальтернативных санкций и несоразмерных наказаний.

Также в Верховном Суде полагают, что отказ от альтернативных лишению свободы наказаний не позволит судам обеспечить должным образом принцип индивидуализации наказания — назначить наказание с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, роли лица в его совершении.

Источник: http://rusrand.ru/analytics/antiterroristicheskiy-zakonoproekt-yarovoy-lishenie-grajdanstva-i-nakazanie-za-nedonositelstvo

Несообщение о преступлении: проблема возраста уголовной ответственности

Так называемый «закон Яровой» [5], который был принят летом 2016 года, ещё на этапе рассмотрения вызвал множество споров. Данным законом, в частности, в УК РФ были включены новые составы преступлений (ст.ст.205.6, 361 УК РФ), ужесточена уголовная ответственность за ряд преступлений террористического характера.

Изменения коснулись также ч.2 ст.20 УК РФ, в которой идёт речь о преступлениях, ответственность за которые наступает с 14 лет.

Количество статей Особенной части УК РФ, предусматривающих составы преступлений, уголовная ответственность за которые возможна с возраста 14 лет, увеличилось с 22 до 32: добавлены такие преступления как «прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» (статья 205.3), «участие в террористическом сообществе» (часть вторая статьи 205.

4), «участие в деятельности террористической организации» (часть вторая статьи 205.5), «несообщение о преступлении» (статья 205.

6), «участие в незаконном вооруженном формировании» (часть вторая статьи 208), «угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» (статья 211), «участие в массовых беспорядках» (часть вторая статьи 212), «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» (статья 277), «нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой» (статья 360), «акт международного терроризма» (статья 361).

До внесения в УК РФ указанных изменений считалось, что основным критерием для формирования перечня преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет, выступала возможность осознания несовершеннолетними к моменту достижения 14-летнего возраста общественной опасности и противоправности таких деяний.

Психологи подтверждали, что осознание вредности последствий преступлений, указанных в предыдущей редакции ч.2 ст.20 УК РФ, имеет место и при относительно невысоком уровне развития интеллекта [4, с. 15], что свидетельствует о доступности для понимания несовершеннолетними их социальной опасности.

На наш взгляд, включение в этот перечень целой группы преступлений террористического характера и иных посягательств на общественную безопасность (из числа перечисленных выше) нарушило это правило.

Сам законодатель, однако, так не считает: в пояснительной записке к законопроекту было указано, что эти преступления несут особую опасность для общества и являются очевидными для субъекта преступления [1].

Наиболее спорным в данной ситуации является вопрос о применении к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет ст. 205.6 «Несообщение о преступлении».

Такое решение, на наш взгляд, не соответствует международно-правовым требованиям, которые предполагают минимизацию уголовно-правового вмешательства со стороны государства в жизнь подростков в период взросления и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом [3, с. 283]. Очевидно, что при включении данного преступления в число тех, ответственность за которые наступает с 14 лет, законодатель, в первую очередь, не принял во внимание общие начала справедливости и гуманизма, которые закреплены как принципы уголовного законодательства (ст. ст. 6 и 7 УК РФ), в силу чего ими должно определяться содержание всех норм и институтов уголовного права.

При изменении ст.

20 УК РФ необходимо учитывать, что возраст уголовной ответственности за то или иное преступление должен устанавливаться в законе не произвольно, а на основе учета данных, которыми обладают физиология, общая и возрастная психология, педагогика, о том, когда у нормально развивающегося несовершеннолетнего появляются способности сознавать социально опасный характер действия, а также прогнозировать наступление социально опасных последствий асоциального поведения.

Соответственно, несмотря на всю опасность такого явления как терроризм, минимальная возрастная граница наступления уголовной ответственности за преступления террористического характера, в том числе за несообщение о преступлении, не должна быть ниже возраста, когда в человеке формируется правосознание и способность уяснить и усвоить уголовно-правовые запреты.

Именно подросток наиболее подвержен влиянию своего окружения; в подростковом возрасте происходит усвоение норм морали и нравственности, становление личности, что дает подростку право сомневаться в своих поступках, давать им неправильную оценку.

Осознание общественной опасности несообщения о преступлении, предусмотренного ст.205.6 УК РФ, обусловлено осознанием со стороны лица опасности самих тех проявлений террористического и экстремистского характера, о которых лицо не сообщает правоохранительным органам.

И особые затруднения в этом плане возникают у подростков в возрасте до 16 лет, которым в силу возраста часто не хватает как общих интеллектуальных способностей, так и, в больше степени, специальных познаний в области общественных наук. Таким образом законодатель непреднамеренно вынуждает детей сообщать практически обо всех смежных с указанными в ст. 205.

6 УК РФ преступлениях (в случае, если ребенок осознает, что имеет место общественно опасное деяние со стороны другого лица).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что совершение действий по сообщению о преступлении (тем более, террористического характера) зачастую связано с сознательным риском для собственной жизни и здоровья. Требование от подростков под угрозой уголовной ответственности готовности к самопожертвованию, по меньшей мере, не гуманно, и вряд ли согласуется с конституционным положением о защите детства.

Также следует обратить внимание, что не все преступления, несообщение о которых образует состав, предусмотренный ст. 205.6 УК РФ, влекут уголовную ответственность с 14-летнего возраста. Не перечислены в ч. 2 ст.

20 УК РФ, а потому подчинены общему правилу об уголовной ответственности лишь по достижении 16-летнего возраста такие преступления как содействие террористической деятельности (ст.205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст.205.

2 УК РФ), незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст.220 УК РФ), их хищение либо вымогательство (ст.221 УК РФ), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст.279 УК РФ), а также преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 205.4, ч. 1 ст. 205.5, ч. 1 ст. 208 УК РФ.

Иными словами, действующий уголовный закон предполагает, что самостоятельное совершение деяний, предусмотренных указанными нормами УК РФ, 14- или 15-летним подростком не влечёт уголовной ответственности (как и его участие в совершении таких деяний совместно со взрослыми лицами), тогда как простое несообщение о подобных преступлениях, совершаемых третьими лицами, уголовно наказуемо. В данной ситуации нельзя не согласиться с М.С. Кириенко, который считает, что «установив пониженный возраст уголовной ответственности, необоснованно полагать полное осознание наличия причастности конкретного лица к преступлению, за которое изначально ответственность возникает только с 16 лет. Получается, что исполнитель преступления подлежит уголовной ответственности по достижении общего возраста уголовной ответственности, а вот восприятие данного преступления третьим лицом возможно с 14 лет. Такое законодательное решение нарушает взаимосвязь Общей и Особенной части УК РФ и является недопустимым» [2, c. 13].

Подводя итоги, предлагаем, что истинному назначению уголовного законодательства, смыслу принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве будет соответствовать законодательное решение об исключении ст. 205.6 УК РФ из перечня, содержащегося в ч. 2 ст. 20 УК РФ (т.е.

из числа преступлений, ответственность за которые наступает по достижении возраста 14 лет, а не общего 16-летнего возраста уголовной ответственности).

Безусловно, борьба с терроризмом – это важное направление, однако, ее осуществление не должно проводиться путем создания угрозы безопасности и нарушения прав детей, без учета основополагающих принципов уголовного права.

Список литературы:

  1. Богуш Г. «Законы Яровой» и уголовное право [Электронный ресурс] // URL: https://legal.report/author/zakony-yarovoj-i-ugolovnoe-pravo.
  2. Кириенко М.С. Несообщение о преступлении: старый состав в новых условиях // Адвокат. 2016. №7. С.13.
  3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. и вступ. ст. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. М.: Инфра-М, 1998. С.283
  4. Ситковская О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 15.
  5. Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28. Ст. 4559.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/lii/74393

Ссылка на основную публикацию