Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

Налоговая тайна – это понятие, впервые упомянутое в отечественном законодательстве относительно недавно – 20 лет назад. А потому все еще возникают такие вопросы относительно нее, как и кто имеет право ее хранить, и каковы последствия за разглашения оной. Узнаем это из представленного материала.

Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

Налоговая тайна — данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Сведения, составляющие налоговую тайну

Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса.

Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности.

Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:

  • таможенной;
  • правоохранительной;
  • внебюджетной;
  • следственной и т.д.

Обратите внимание: на обязанность по сохранению интересующей нас тайны и уровень доступа к оной никоим образом не оказывает влияние то, какой юридический статус имеет лицо, являющееся плательщиком сбора в государственную казну, а именно:

  • статус гражданина РФ (физическое лицо);
  • организации (юридическое);
  • индивидуального предпринимателя.

Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Говоря иными словами, перечисленные выше инстанции, в связи с исполнением ими определенных задач и обязанностей, ведут деятельность, напрямую сопряженную с получением такой информации, как:

  • данные о финансовом положении того или иного лица;
  • имущественные характеристики и т.д.

Распространять перечисленные сведения произвольно, значит нанести вред интересам лица, на которое собраны сведения, так как:

  • закон гарантирует гражданам России полную неприкосновенность частной жизни;
  • организации же защищены законом от разглашения сведений высокой коммерческой значимости для конкурентов.

Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Непосредственно обсуждаемая нами статья Налогового Кодекса не приводит перечень наименований, относящихся к обозначенной ранее тайне, но зато список дают иные документы, например, письмо, составленное Минфин России. Так, согласно ему к интересующей нас категории можно отнести данные о:

  • содержании официальных бумаг налогоплательщика, относящихся к первичному типу;
  • сведениях, которые представляют собой декларацию доходов лица и его расходов;
  • его имущественном счете и т.д.

Помимо прочего, распространение налоговой тайны производится также на данное о том, какие сборы в пользу бюджета страны, дивиденды и т.д. лицом уплачивались, а также на:

  • производственные секреты организации;
  • прочую информацию коммерческого характера.

Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Что не входит в понятие «налоговая тайна»

Несмотря на то, что обозначенная нами выше статья Кодекса не предоставляет перечня сведений, относящихся к налоговой тайне, она совершенно конкретно оговаривает то, какие виды данных к ней не имеют отношения. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Какая информация не будет относиться к налоговой тайне

Категория лиц, коим принадлежат сведенияОписание сведений
Физические лица Для граждан такое понятие, как тайна, которую обязаны хранить официальные структуры, можно сравнить с персональными данными, обозначенными одноименными нормативно-правовым актам. Подразумевается, что в обоих этих случаях общедоступной выступает информация следующая:

  • ФИО лица;
  • дата рождения;
  • место появления гражданина на свет;
  • номер телефона лица;
  • сведения, касающиеся профессиональных характеристики гражданина.
  • ИП и ООО и т.д. Для предпринимателей и организаций иного порядка общедоступной информацией, к коей государственные органы не будут ограничивать доступ, выступают следующие сведения:

  • форма собственности организации, к примеру ООО или АО и т.д.;
  • структура, на которой построена организаций;
  • ФИО ИП или руководителя юридической организации.
  • Обратите внимание: для обеих названных нами категорий владельцев данных общедоступного характера полезно знать, что приобретают искомую доступность в итоге также и те сведения, относительно которых они дали согласие на распространение в письменном виде. Так, к таким данным обычно относят:

    • реквизиты банковского счета;
    • место трудоустройства лица;
    • должность гражданина и т.д.

    Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

    Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

    Отдельно также стоит выделить сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, который также не относится к сведениям, защищаемым тайной, так как искомую информацию можно получить в режиме онлайн, при условии, что вам известны:

    • реквизиты паспорта лица физического;
    • полное наименование организации.

    К этой же категории общедоступных следует относить сведения, касающиеся нарушения законодательства в интересующей области.

    Причем, актуален этот пункт будет вновь для обеих рассматриваемых категорий субъектов, коим данные принадлежат, но в большей степени все же речь идет о предпринимателях и прочих организациях.

    Так как, на например, о том, совершали ли они нарушения в области налогового законодательства, можно узнать онлайн из:

    • Единого государственного реестра юридических лиц;
    • Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

    Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

    Искомые данные могут изучаться всеми желающими, и должны приниматься во внимание, так как могут оказать предопределяющее значение при заключении с организациями каких-либо сделок.

    Данные, которые собираются ФНС после проведения структурой проверок налогового характера, также не должны ограничиваться конфиденциальным доступом но лишь при условии, когда искомая проверка проводилась по отношению кандидата, выбираемого для становления членом:

    • Федерального государственного органа;
    • региональной структуры.

    Тем не менее, искомая информация даже в этом случае может распространяться лишь членам, присутствующим в избирательной комиссии. Иными словами, человек со стороны не сможет узнать, какими имущественными объектами владеет рассматриваемое лицо, или его супруг и т.д.

    Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

    О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

    Данные относительно выбранного организацией режима обложения обязательными сборами в пользу казны также не являются частью налоговой тайны, как для ИП, так и для ООО, АО и т.д. Рассмотрим режимы, не подлежащие сокрытию, далее в таблице.

    Таблица 2. Какие налоговые режимы не обязаны сохранять конфиденциальность

    Налоговый режимОписание
    ЕСНХ Расшифровывается данная аббревиатура, как Единый сельскохозяйственный налог, подходящий только для производителей продукции обозначенной категории.
    УСН Упрощенная система налогообложения подходит бизнесу на начальных этапах.
    ЕНВД Единый налог на вмененный доход актуален только для конкретных видов деятельности организаций, например: оказания ветеринарных услуг, торговля в павильонах и т.п.
    ОСН Общая система налогообложения, на которой начинают работать многие предприниматели.
    Патентная система Вид деятельности, предполагающий покупку патентов для ведения бизнеса сроком от 1 до 12 месяцев.

    Также к налоговой тайне нельзя отнести сведения, которые относятся к международным отношениям. Искомые сведения передаются из иностранных правоохранительных органов или налоговой нашим согласно заключенным официально договоренностям. За рамки ведомств сведения не выходят, но, тем не менее, к категории налоговой тайны не могут быть причислены.

    Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

    При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

    Разглашение налоговой тайны: ответственность

    Статьей Налогового Кодекса №102 предусматриваются следующие два вида преступлений в области нарушения налоговой тайны:

    • разглашение сведений лицом, занимающим должность в органах, непосредственно работающим с искомыми данными;
    • потеря бумаг, в которых обозначались некоторые данные тайны.

    Чтобы лицо, совершившее преступление, было наказано по строгости закона, необходимо, дабы соблюдались следующие требования:

    • имел место быть ущерб, направленный по отношению носителя той информации, которая должна была защищаться от распространения представителями государственных структур;
    • должностное лицо умышленно совершило поступок, разгласив сведения, или же халатно отнеслось к требованиям по их защите;
    • между действиями работника служб и ущербом, наступившим впоследствии распространения данных, имеется прямая связь.

    Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

    За нанесённый ущерб работник службы, разгласившей тайну, может отправиться в тюрьму

    Разумеется, обстоятельства нарушения будут рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно. В качестве наказания к нарушителю могут применяться следующие меры:

    • денежные санкции, выплачивать которые должен не сам нарушитель, а орган, в котором он трудится, обязавшийся хранить тайну;
    • штраф, который будет платить уже сам человек, занимающий должность, размер которого составит от 4 до 5 тысяч рублей;
    • трюмное заключение на срок до трех в случае, когда разглашена банковская, налоговая или коммерческая тайна, или до 5 лет, когда нанесенный ущерб считается значительным.

    Просим обратить внимание, что передача личных данных следственным органам или суду при поступлении соответствующего запроса к данному виду нарушений не относится, это обязанность рассматриваемых структур.

    Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

    Закон защищает право на тайну

    Заключение

    Налоговая тайна представляет собой данные относительно того или иного лица, которые не подлежат разглашению.

    Их конфиденциальность защищена законом, и потому уполномоченные на обработку искомых сведений органы обязаны их хранить.

    Если по какой-то причине информация оказывается обнародованной, государственные структуры несут соответствующее законное наказание, определяющееся согласно степени ущерба, нанесенного субъекту, коему принадлежала тайна.

    Налоговые обязательства, возложенные государством на юридических и физических лиц, делятся на прямые и косвенные. Их основное отличие — в способе назначения и изъятия денежных средств.

    Заметно влияние прямых налогов на финансовое состояние бюджета страны, косвенные же действуют опосредованно. Последние не отражаются на себестоимости продукции и услуг, на чистой прибыли предприятия.

    Перечень, что относится к косвенным налогам, представлен в НК РФ. Подробнее об этом читайте в специальной статье.

    Видео – Налоговая тайна

    Источник: https://yr-expert.com/nalogovaya-tajna-eto/

    Налоговая тайна. Ответственность за разглашение

    Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

    Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

    Налоговая тайна и отечественный закон

    Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

    • налоговым;
    • таможенным;
    • следственным;
    • правоохранительным;
    • внебюджетным фондам.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

    Читайте также:  Как получить алименты на ребенка, если отец не работает: способы

    Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

    Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

    Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

    • административная – ст. 13.13 КоАП;
    • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
    • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

    Почему тайна?

    Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

    Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

    Какие данные относят к налоговой тайне

    Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

    • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
    • налоговые декларации;
    • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
    • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
    • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
    • личная информация;
    • патенты, ноу-хау, разработки организации;
    • сведения уровня коммерческой тайны.

    Это не налоговая тайна

    Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

    Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

    • ФИО;
    • число и место рождения;
    • номера телефонов;
    • сведения о профессиональной занятости.

    Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

    • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
    • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
    • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
    • имена руководства.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

    Что не является налоговой тайной

    Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

    • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
    • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
    • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
    • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
    • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
    • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

    Режим секретности нарушен

    Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

    • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
    • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

    Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

    1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
    2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
    3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

    Что грозит за нарушение налоговой тайны

    Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

    Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

    Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

    Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

    Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

    Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

    • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
    • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
    • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
    • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

    Составить такой запрос имеют право:

    • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
    • следственные органы;
    • суд;
    • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

    Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-tajna/

    Услуги адвоката по защите от уголовной ответственности за разглашение налоговой тайны

    Налогоплательщики предоставляют служащим ФНС разнообразные сведения в бумажном и электронном виде. Они рассчитывают на то, что информация попадет под режим налоговой тайны и не будет сообщена третьим лицам, не имеющим к ней законного доступа. Секретность обеспечивается мерами уголовной ответственности, предусмотренной статьей 183 УК РФ.

    Что такое налоговая тайна

    Под налоговой тайной понимают любые полученные ФНС и ее территориальными органами, а также МВД, внебюджетными фондами и таможенной службой сведения о гражданах и организациях, являющихся плательщиками налогов и страховых взносов.

    На практике выделяют несколько видов конфиденциальной информации:

    • личные данные о налогоплательщике;
    • коммерческую информацию;
    • сведения о семейном положении;
    • данные, полученные налогоплательщиком в связи с осуществлением профессиональной и предпринимательской деятельности;
    • сведения о патентах и ноу-хау.

    Информация может передаваться в любой форме: на бумаге, через систему обмена электронными сообщениями, на флешке или диске.

    Не входит в состав налоговой тайны:

    • общедоступная информация;
    • ИНН налогоплательщика;
    • данные о нарушении налогового законодательства;
    • сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком;
    • данные о среднесписочной численности сотрудников;
    • сведения об уплаченных налогах;
    • бухгалтерская отчетность, размещаемая в свободном доступе.

    Сведения о налогоплательщике должны быть сообщена должностному лицу во время осуществления им своих полномочий. Если информация получена в другое время, то ее нельзя отнести к налоговой тайне, поскольку третьи лица беспрепятственно могут узнать о ней тем же способом.

    При неправомерном обвинении в распространении налоговой тайны стоит заручиться помощью квалифицированного адвоката. Он выяснит, является ли разглашенная информация конфиденциальной, и поможет доказать отсутствие состава преступления.

    Законодательство о защите налоговой тайны

    Режим налоговой тайны устанавливается НК РФ. Налоговые органы предоставляют конфиденциальные сведения третьим лицам при соблюдении следующих условий:

    • возможность раскрытия информации предусмотрена нормами закона;
    • запрос напечатан на официальном фирменном бланке уполномоченного органа;
    • у руководителя организации, сделавшей запрос, имеется ЭЦП;
    • указана цель получения конфиденциальной информации.

    Разглашение налоговой тайны является одной из угроз безопасности деятельности ФНС. При нарушении режима обращения со служебной документацией и информационной системой возникает риск утечки конфиденциальных сведений.

    Что понимают под разглашением сведений, составляющих налоговую тайну

    Под получением и разглашением сведений, составляющих налоговую тайну понимают кражу сведения о налогоплательщика, получение доступа к ним через ответственных работников путем подкупа и угроз, а также разглашение и использование информации без согласия ее владельца.

    Обычно деяние совершается виновным лицом с корыстным умыслом на получение материального вознаграждения. Нарушитель подвергается наказанию, если:

    • налогоплательщику причинен значительный ущерб;
    • служащий ФНС или других уполномоченных органов умышленно допустил разглашение конфиденциальной информации;
    • преступление привело к тяжким последствиям.

    Расследованием преступления занимаются правоохранительные органы. Дело возбуждается на основании заявления лица, пострадавшего от разглашения налоговой тайны.

    При проверке сотрудники полиции выясняют, имел ли провинившийся сотрудник доступ к конфиденциальной информации и обязан ли был хранить тайну.

    Запрашивается документация, устанавливающая режим конфиденциальности, должностные инструкции, трудовые договоры, прочие документы.

    Консультация юриста по уголовной ответственности за разглашение налоговой тайны

    Для снятия обвинения в разглашении налоговой тайны желательно своевременно обратиться к опытному адвокату по экономическим преступлениям. Он знаком с методикой проведения расследования, имеет опыт взаимодействия со следственными органами, разбирается в судебном практике.

    Квалифицированный юрист поможет доказать отсутствие состава преступления, добьется смягчения наказания. Обращайтесь за юридической помощью к специалистам компании СКП. Мы ответим на все ваши вопросы и поможем подобрать оптимальные способы защиты.

    Заполняйте форму обратной связи или звоните по телефону, чтобы записаться на консультацию.

    Источник: https://skpgroup.ru/yuridicheskie-uslugi/advokat-po-ugolovnym-delam/zashchita-po-ekonomicheskim-prestupleniyam/183-uk-razglashenie-kommercheskoy-nalogovoy-i-bankovskoy-tayny/razglashenie-nalogovoy-tayny/

    Налоговая тайна

    Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

    Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

    Содержание

    Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

    Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

    Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

    Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

    Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

    Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

    Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

    Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

    Читайте также:  Молодая семья – до скольки лет? как участвовать в госпрограмме?

    Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

    Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

    Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

    • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
    • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
    • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.
    • В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.
    • Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.
    • Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

    Разглашение налоговой тайны

    Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

    Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

    Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

    Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

    Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

    Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

    В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

    Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

    Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

    В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

    Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

    Особенности налоговой тайны

    Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

    Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

    Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

    Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

    К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

    Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

    Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

    • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
    • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
    • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
    • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

    Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

    Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

    Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-tajna.html

    Незаконное получение и разглашение данных, составляющих банковскую, налоговую, коммерческую тайну

    Нелегальное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну – преступление не слишком распространенное. Так, в 2018 году по ст.

    183 УК РФ было осуждено всего 22 человека, в первой половине 2019 года – 23 человека (по данным Судебного департамента при ВС РФ).

    Рассматриваемое преступление появилось в УК РФ в 1996 году: предыдущее уголовное законодательство по понятным причинам не содержало подобной статьи.

    Ст.183 УК РФ закрепляет два вида преступлений:

    1. Собирание информации, составляющей банковскую, коммерческую или налоговую тайну (ч.1 ст.183 УК РФ).
    2. Нелегальное распространение или использование сведений, составляющих банковскую, коммерческую или налоговую тайну субъектом, которому она была доверена или стала известна по работе или службе (ч.

      2 ст.183 УК РФ).

    В первом случае субъект преступления общий – лицо, достигшее возраста 16 лет.

    Во втором случае субъект специальный – лицо, которому тайна была доверена или стала известна по работе или службе (например, это могут быть банковские сотрудники, операторы сотовой связи, работники государственных органов и т.д.).

    Обращает на себя внимание конструкция объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст.183 УК РФ: деяние совершается посредством похищения документов, путем угроз, подкупа и совершения иных противозаконных действий. Оба преступления считаются оконченными в момент совершения описанных действий.

    Квалифицирующими признаками, отягчающими вину лица, являются:

    • причинение крупного ущерба (более 2 млн 250 тысяч рублей), а равно совершения деяния из корыстной заинтересованности;
    • причинение тяжких последствий (например, к ним можно отнести сверхубытки организации, ее банкротство).

    Теперь рассмотрим подробнее, что представляет собой каждый вид тайны

    1. Банковская тайна. Согласно ст.26 ФЗ № 395-1, к банковской тайне относятся сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов.

      Данные, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены Бюро кредитных историй, Агентству страхования вкладов, судам, Счетной палате, следственным и таможенным органам, а также ряду других организаций, список которых постоянно расширяется.

    2. Налоговая тайна. По ст.

      102 НК РФ, налоговой тайной считаются любые сведения, полученные ФНС, следственными, таможенными органами, а также органами государственного внебюджетного фонда о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов. Однако исключений очень много.

      Так, например, не относится к налоговой тайне информация о недоимках по налогам, ИНН, сведения об используемом налоговом режиме и некоторые другие данные.

    3. Коммерческая тайна. В ст.

      3 98-ФЗ сказано, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее владельцу увеличить доходы, снизить расходы, а также получить иную выгоду. Это может быть информация любого характера – экономическая, техническая, производственная, организационная и т.д.

    Ответственность по ст.183 УК РФ

    За собирание сведений предусмотрены следующие санкции:

    • до 500 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов осужденного за период до 1 года);
    • до 1 года исправработ;
    • до 2 лет принудительных работ;
    • до 2 лет колонии.

    За распространение или использование сведений могут быть применены следующие санкции:

    • до 1 млн рублей штрафа (или в размере доходов осужденного за период до 2 лет);
    • до 2 лет исправработ;
    • до 3 лет принудительных работ;
    • до 3 лет колонии.

    Если судья выберет штраф в качестве основного наказания, то в роли дополнительной санкции может выступить лишения права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет.

    Если деяние осложнено описанными выше обстоятельствами, то наказание более суровое. Так, если лицо своими действиями причинило другому субъекту крупный ущерб, максимальная санкция, которая его ждет – помещение в колонию на срок до 5 лет.

    Рассмотрим несколько реальных случаев вынесения приговоров по ст.183 УК РФ

    Жительница Улан-Удэ, работавшая специалистом офиса продаж оператора сотовой связи, за вознаграждение в 6 тысяч рублей копировала персональные данные абонентов и отправляла их неизвестному лицу в Интернете.

    Данные действия не привели к негативным последствиям для клиентов, тем не менее, женщину признали виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.272 УК РФ и ч.3 ст.183 УК РФ.

    В итоге суд назначил бывшему оператору наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года.

    И другой пример

    26-летний житель Волгодонска, перешедший на работу из Сбербанка в ВТБ, незаконно скопировал и забрал с собой клиентскую базу данных с прошлого места трудоустройства.

    Мужчина сделал это для того, чтобы «переманить» клиентов Сбербанка в ВТБ: всего в распоряжении сотрудника оказались сведения о 3 000 граждан. Суд признал мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.

    183 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 70 тысяч рублей. Также осужденному запретили в течение полутора лет устраиваться на должности, предполагающие работу с банковской тайной.

    Гражданину, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ст.183 УК РФ, стоит опасаться не столько санкций, сколько последствий возможной судимости. Судимость может сделать невозможным трудоустройство в крупные организации на руководящие должности.

    По этой причине гражданам жизненно необходимо вовремя обратиться к опытному адвокату, который может законными способами прекратить уголовное преследование.

    Если это невозможно, специалист поможет добиться вынесения оправдательного приговора или назначения наиболее мягкого наказания.

    Пренебрегать помощью адвоката не стоит особенно тем, кто подозревается или обвиняется в совершении сразу нескольких преступлений.

    расскажите о нас друзьям:

    Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/st-183-nezakonnye-poluchenie-i-razglashenie-svedeniy-sostavlyayushchikh-kommercheskuyu-nalogovuyu-il.php

    Налоговые секреты могут быть опасны

    Михаил Мышляев, начальник управления налогового анализа и планирования группы компаний «ПромСвязьКапитал»

    Не так давно правоохранительные органы задержали продавцов сведениями, составляющими налоговую тайну. Значит, диск с такой информацией может купить любой желающий.  А ведь доступ к налоговой тайне есть только у ограниченного круга лиц.

    Чем же грозит компаниям и предпринимателям раскрытие секретной информации?

    Налоговая тайна как понятие возникла с принятием первой части Налогового кодекса РФ. Но законодатели еще в законе от 27 декабря 1991 г.

    № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указывали, что налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц. С введением кодифицированного налогового закона возникла необходимость в четком определении понятий и терминов.

    Состав налоговой тайны Если налоговые и таможенные служащие, а также работники органов внутренних дел и государственного внебюджетного фонда получили сведения о налогоплательщике, то эта информация представляет собой налоговую тайну (ст. 102 НК РФ).

    При буквальном прочтении статьи следует вывод, что, во-первых, налоговую тайну составляют сведения, полученные только перечисленными органами. А, во-вторых, в налоговую тайну входят лишь данные о самом налогоплательщике, но не о налоговом агенте или другом лице.

      Законодатель не указывает, каким образом рассматриваемые сведения могут быть получены у налогоплательщика. Это дает автору основания утверждать, что имеются в виду любые установленные законом способы, в том числе и получение информации, например, в рамках налоговой проверки.

    Понятие налоговой тайны не совпадает с понятием коммерческой тайны в действующем законодательстве.

    Ведь оно охватывает не только сведения, которые являются коммерческой тайной налогоплательщика, но и такие сведения, которые к ней не относятся (учредительные документы, документы о платежеспособности, об исполнении налоговой обязанности). При этом налоговая тайна является частью понятия «сведения конфиденциального характера» (Указ президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188). 

    В состав налоговой тайны входят следующие сведения:

    • разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
    • об идентификационном номере налогоплательщика;
    • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
    • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами  о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

    Налоговые органы не считают секретными сведения о задолженности компании, даже если невыполненное обязательство перед бюджетом нельзя отнести к налоговому правонарушению (письмо МНС РФ 5 марта 2002 г. № ШС-6-14/252). Нетрудно догадаться, что наличие у контрагента компании данных о ее задолженности перед бюджетом может негативно сказаться на перспективах делового сотрудничества. Однако, по мнению автора, такое ограничение прав налогоплательщика вполне оправданно. В большинстве случаев кредитные учреждения являются теми контрагентами, которые интересуются состоянием расчетов с бюджетом. На практике банки требуют в качестве обязательного условия для получения кредита справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности.

    Доступ к сокровенному

    Каждое должностное лицо, желающее получить сведения, составляющие налоговую тайну, должно соблюдать установленный порядок (приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»).

    Чтобы получить информацию, госслужащий должен направить в налоговый орган запрос в письменном виде с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Если запрос был направлен по почте, то подпись должностного лица подтверждается печатью.

    Если заявка совершается в электронном виде, тогда подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

    Кроме этого, у госслужащего должны быть основание (ссылка на закон, устанавливающая право пользователя на получение конфиденциальной информации) и мотив (цель, связанная с исполнением  должностных обязанностей) для запроса. Например, мотивом может быть дело в судопроизводстве или оперативно-розыскное мероприятие.

    Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего порядка, не будут исполнены. За выполнение таких заявок предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ). Но вопрос о доступе к налоговой тайне неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований.

    Пример

    Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв) потребовало у налоговой инспекции информацию о банковских счетах и вкладах компании-должника. Госслужащие хотели узнать не только названия и адреса кредитных учреждений, но и номера счетов.

    Инспекторы предоставили Росрезерву лишь перечень банков, сославшись на то, что остальная информация составляет налоговую тайну. Представители агентства обратились в суд. Суд первой инстанции отказал Росрезерву, считая, что инспекция руководствовалась специальным порядком представления сведений (приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96).

    Апелляционная инстанция постановила, что инспекция должна была передать агентству полную информацию, иначе Росрезерв не сможет взыскать деньги с должника. А кассационная инстанция, в свою очередь, отменила постановление апелляционной. Ведь налоговую тайну можно разглашать только в установленных федеральными законами случаях.

    А таких законов, которые предусматривают выдачу налоговой тайны взыскателям, не существует (постановление ФАС Центрального округа от 29 июня 2004 г. по делу № А68-АП-333/12-03).

    Таким образом, должностные лица, которые хранят налоговую тайну, не вправе разглашать ее, кроме законодательно закрепленных случаев (п. 2 и п. 3 ст. 102 НК РФ).

    К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей.

    Если документы, содержащие налоговую тайну, будут утеряны, то за это чиновники будут нести ответственность (ст. 284 УК РФ). Естественно, разглашение налоговой тайны также не останется безнаказанным (ст. 283 УК РФ, 138 и 139 ГК РФ). Кстати, порядок получения сведений, составляющих налоговую тайну, есть и для компаний.

    Даже если фирма запросить информацию, например, о своих банковских счетах, то налоговые органы могут ей отказать. Такое возможно, если в ЕГРЮЛ нет записи об «интересующемся» учредителе (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июня 2004 г. по делу № А06-160У/4-21/04).

    Компании без секретов

    Как уже выяснилось, госслужащие будут наказаны за небрежное обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых были разглашены, гораздо важнее то, как на это отразится на них, а не на чиновниках. Сведения, относящиеся к налоговой тайне, как и к любой иной конфиденциальной информации, в первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании.

    Такими лицами могут быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми недружественными поглощениями и захватами бизнеса.

    Последним такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. Известно, что при проведении налоговых проверок, контролирующие органы могут назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Если сведения о встречных проверках попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме организаций.

    Значит, он более точно оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность.

    Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор в действительности крайне трудно.

    На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем и каким образом используется информация о нем, предоставленная в налоговые органы.

    Следовательно, в случаях, когда такие запросы из налоговых органов приходят зависимым организациям в рамках встречных проверок, необходимо внимательно отнестись к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет.

    Напомним, что при проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут потребовать информации о деятельности фирмы, связанной с контрагентами. Однако инспекция вправе получить у этих лиц только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ).

    Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не имеют права проводить ревизии контрагентов проверяемых организаций, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать.

    По данному вопросу на сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04, ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 г. по делу № А26-2708/03-211).

    Формальная независимость спасет налоговую тайну

    Евгений Кабанов, руководитель отдела инвестиционного и страхового аудита ООО «ФинЭкспертиза» «Я считаю, что утечка конфиденциальной информации возможна, например, через государственные органы. Риск в этом случае может уменьшить сетевая, «горизонтальная» организация бизнеса по принципу «одна организация — один бизнес-процесс».

    При этом внешние закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи — другая, а управление, неформально, будет сосредоточено в третьей. Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при несовпадении учредителей и должностных лиц).

    А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.

    Кроме того, на мой взгляд, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны персоналом соответствующих ведомств.

    До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие были бы наказаны за «недосмотр».

    А ведь неоднократно поступали в продажу базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и правоохранительным органам».

    Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/44664/

    Ссылка на основную публикацию