Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Под органами местного самоуправления принято понимать небольшой коллектив, который избирается жителями населенного пункта для решения текущих проблем и оптимизации жизни.

В последние годы правительство РФ делает все возможное, чтобы улучшить качество работы данных органов. Чем больше граждан будут вовлечены во взаимодействие с такой системой, тем лучше будут результаты действий этой ветви власти.

С повышением эффективности работы местного управления появляется возможность заинтересовать людей в проявлении их гражданской позиции. Ведь главнейшая задача этого органа – защита гражданских прав человека.

Местное самоуправление в России

Проведем краткий экскурс в историю. Первые организации, напоминающие по своей структуре местное самоуправление, зародились еще во времена Древней Руси, когда стояли появляться общины и возникла необходимость в мирном разрешении споров и конфликтов.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

До такого вида, в каком мы видим местную власть в настоящее время, она прошла несколько ступеней:

  1. С конца десятого века и по конец восемнадцатого, когда в стране был абсолютизм.
  2. С конца восемнадцатого века по начало двадцатого – в это время в стране проходило формирование капитализма. Так же большую роль сыграли изменения после реформ Александра II, по которым в стране вводились земские управы для ведения денежных дел на местах.
  3. С начала двадцатого века по восьмидесятые годы двадцатого века – это период существования Советского Союза, когда местное самоуправление обладало наибольшей полнотой власти и независимостью от центра.
  4. С конца двадцатого века по настоящее время (время существования Российской Федерации) – период наибольшего расцвета местного самоуправления: появляются официальные документы, проводятся выборы и все законы, принятые данным органом, тщательно проверяются на верхнем уровне.

Структура ОМСУ

Понятие ОМСУ расшифровывается как «органы местного самоуправления».

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Как они осуществляют свою деятельность? Являясь юридическими лицами, они обязуются регистрировать свои действия в соответствии с установленными законами.

Данный элемент власти состоит из нескольких частей:

  1. Представительный орган (является выборным элементом системы. Может быть представлен думой, советом или коллегией).
  2. Глава муниципального образования (является представительным лицом при решении вопросов как с гражданами, так и с представителями власти на различных уровнях).
  3. Местная администрация (исполнительный орган власти).

Помимо структуры, выделяют так же классификации и виды ОМСУ:

  • по способу образования:
  • выборные,
  • по назначению,
  • по специализации:
  • общего назначения,
  • специального назначения,
  • по полномочиям:
  • исполняющие собственные полномочия,
  • исполняющие указы государства,
  • исполняющие добровольные полномочия,
  • по способу принятия решений:
  • единоличное принятие,
  • коллегиальное принятие,
  • по типу исполняемых функций:
  • представительный,
  • исполнительный.

Законодательный орган

Самым ярким примером представительного органа является городская дума. Она формируется на основе выборов жителей данной местности, а количество его членов и срок полномочий прописан в уставах местных самоуправлений.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Стоит отметить: если численный состав населения меньше ста человек, то в представительном органе нет необходимости.

Его главной особенностью является то, что он напрямую связан с гражданами населенного пункта, выражает их интересы и принимает решения от лица всех жителей. Членов данного законодательного органа называют депутатами. Этот законодательный орган подконтролен вышестоящему лицу, то есть главе муниципалитета.

Согласно одной из статей ФЗ, в ведении законодательного органа находятся дела, связанные с:

  • уставом муниципалитета,
  • бюджетом данной территории,
  • налогами этого населенного пункта,
  • разработкой программ по развитию данного населенного пункта,
  • вопросами имущества собственности муниципалитета,
  • открытием или закрытием местных предприятий,
  • вопросами о наличии технической базы местных учреждений,
  • правильном исполнении своих обязанностей органов местного самоуправления и отдельных работников.

Глава муниципального образования

Высшее должностное лицо города (села, деревни и т. п.) избирается населением или же назначается думой. Подконтролен и подотчетен как населению, так и законодательному органу.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Кратко о полномочиях главы. Он имеет право:

  • представлять муниципалитет при общении как с жителями этой местности, так и с органами власти,
  • ставить подписи на документах и оглашать данные о нормативных актах, изданных думой,
  • требовать провести внеочередное собрание думы,
  • издавать собственные указы, не противоречащие уже существующим нормативным актам.

Деятельность главы может быть прекращена в нескольких случаях:

  • смерть,
  • досрочная сдача полномочий,
  • решение суда о недееспособности,
  • переезд на постоянное место жительства в другое государство.

Местная администрация

Ее руководством занимается глава муниципалитета, либо его заместитель, который назначается согласно контракту. Данный орган муниципалитета является исполнительным и решает вопросы местной юрисдикции.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

В его ведении находится разработка программ по развитию населенного пункта и расчет денежных средств для предоставления данных в местную думу.

Контрольный отдел

Контрольный орган местного самоуправления образуется для решения вопросов, связанных с местным бюджетом:

  • распределение денежных средств между организациями,
  • составление проекта бюджета,
  • отчет о выдачи денег высокопоставленным органам или чиновникам,
  • проведение проверок учреждений для уточнения о целевом расходовании предоставленных средств.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Как и глава администрации, контрольный отдел может образовываться двумя способами: выбором жителей или же путем назначения представительного органа.

По результатам проводимых проверок контрольный отдел обязуется предоставить отчет о проделанной работе для ознакомления жителям населенного пункта.

Функции и полномочия органов местного самоуправления

Данные о полномочиях самоуправления прописаны в законах, принятых на этой территории.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

  • В первую очередь в компетенцию ОМСУ, согласно действующему законодательству, входит обеспечение достойного санитарного состояния на ведомственной им территории, противопожарной безопасности, обеспечение школ и детских садов.
  • Так же в их полномочия входят вопросы, связанные с расширением и застройкой территории, и проверка различных учреждений на нарушения правил как санитарно-эпидемиологических, так и законодательных.
  • В распоряжении ОМСУ находится имущество, являющееся собственностью муниципалитета.

Заключение

Наличие данной системы в Российской Федерации позволяет говорить о том, что гражданское общество в нашей стране – не просто слова. Данный элемент всей политической системы делает проще управление страной и облегчает общение представителей власти с гражданами.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/organyi-mestnogo-samoupravleniya-ponyatie-i-struktura

Полномочия органов местного самоуправления

  1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

    Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования.
    комментируемый Закон предоставляет возможность жителям участвовать в обсуждении проекта устава муниципального образования, а также проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав через публичные слушания

  2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

    Решение вопросов местного значения невозможно без местного бюджета.
    Исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают проект местного бюджета и представляют его на утверждение представительному органу муниципального образования, который вправе отклонить данный проект.

    Если местный бюджет не был принят представительным органом два раза, то принимается бюджет предыдущего финансового года. Исполнительный орган исполняет принятый местный бюджет и подготавливает отчет о его исполнении, который также выносится на заседание представительного органа муниципального образования.

    Формирование и исполнение местного бюджета имеет большое значение для жителей муниципального образования, которые теперь вправе участвовать в этом процессе через институт публичных слушаний

  3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

    Доходы от местных налогов зачисляются в местный бюджет. Вопросы, связанные с местным налогообложением, имеют большое значение для формирования местного бюджета и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;

  4. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

    Именно представительные органы местного самоуправления определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, использования земель и т.п.

    Для развития муниципального образования в данных сферах представительный орган выделяет средства из местного бюджета. Соответственно, исполнительные органы местного самоуправления предоставляют в представительный орган отчеты об исполнении планов и программ развития муниципального образования и расходовании финансовых средств.

  5. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Решение вопросов оперативного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности осуществляют исполнительные органы местного самоуправления.

    Представительный орган муниципального образования выполняет более важную, стратегическую функцию: определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с которым все другие органы местного самоуправления планируют свою деятельность;

  6. Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования в данном случае определяет порядок принятия таких решений;

  7. Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.

    Именно представительные органы муниципальных образований рассматривают и решают вопрос о необходимости кооперации друг с другом и о формах данного объединения.

  8. Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

  9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Формы организационного контроля представительного органа местного самоуправления могут определяться в уставах муниципальных образований или других муниципальных правовых актах. Кроме организационного контроля, представительный орган муниципального образования также вправе осуществлять и финансовый контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

  10. Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме четко утвержденного перечня полномочий представительного органа, законодательством устанавливается, что представительный орган также может осуществлять и иные полномочия, которые специально закрепляются в уставе муниципального образования, и должны соответствовать законодательству субъектов и федеральному законодательству в целом. К таким полномочиям можно отнести, например, внесение законопроектов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ в порядке осуществления права законодательной инициативы.

Полномочия главы муниципального образования

Как было указано ранее, глава муниципального образования может возглавлять как исполнительный орган муниципального образования, так и представительный. Однако законодательством устанавливаются присущие ему полномочия независимо от того, какой орган он возглавляет.

  1. издает в пределах своих полномочий правовые акты
  2. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  3. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования
  4. обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению:
    • вопросов местного значения;
    • отдельных переданных государственных полномочий.
  5. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (на практике главы муниципальных образований достаточно часто для решения неотложных вопросов право используют право созыва внеочередные заседания представительного органа муниципального образования);

Замечание 1

В уставах муниципальных образований могут быть расширены полномочия главы муниципального образования как раз в зависимости от того, какой орган он возглавляет.

Например, если глава муниципального образования является председателем городской Думы, то он может быть вправе: подписывать и обнародовать решения, принятые городской Думой; предлагать изменения и дополнения в Устав города; принимать (издавать) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывать и вести заседания городской Думы и т.д.

Читайте также:  Ответственность за нарушение лесного законодательства в рф

Полномочия исполнительно – распорядительного органа муниципального образования (местной администрации)

Федеральное законодательство наделяет местную администрацию муниципального образования индивидуальными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегирует ряд государственных полномочий. Существование местной администрации носит обязательный характер и устанавливается как федеральным законодательством, так и уставом муниципального образования.

  1. В уставах муниципальных образований могут быть расширены полномочия главы муниципального образования как раз в зависимости от того, какой орган он возглавляет.

    Пример 1

    Например, если глава муниципального образования является председателем городской Думы, то он может быть вправе: подписывать и обнародовать решения, принятые городской Думой; предлагать изменения и дополнения в Устав города; принимать (издавать) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывать и вести заседания городской Думы и т.д.

    Полномочия исполнительно – распорядительного органа муниципального образования (местной администрации).

Федеральное законодательство наделяет местную администрацию муниципального образования индивидуальными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегирует ряд государственных полномочий. Существование местной администрации носит обязательный характер и устанавливается как федеральным законодательством, так и уставом муниципального образования.

  1. обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;

  2. распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном представительному органу;

  3. ведет территориальный кадастр, техническую инвентаризацию движимого и недвижимого имущества;
  4. разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
  5. утверждает уставы муниципальных предприятий, организаций, учреждений;
  6. выполняет в случаях и порядке, установленных представительном органом, функции заказчика по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд муниципального образования города;
  7. осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города;
  8. в случаях, установленных представительным органом, готовит и представляет на его рассмотрение проекты правовых актов;
  9. взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами по предметам своего ведения;
  10. участвует в разработке проектов соглашений, договоров муниципального образования города с другими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти по вопросам местного значения и др.
  11. создает в установленном порядке рабочие группы и коллегии, консультативные общественные и экспертные советы, привлекает на договорной основе научные организации, ученых и специалистов к решению проблем по вопросам местного значения;

Замечание 2

Так как местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, то ее основные полномочия носят исполнительный характер и затрагивают наибольшую часть вопросов, связанных с жизнедеятельность муниципального образования, в том числе исполнения бюджета, создания муниципальных предприятий и учреждений, участия в создании хозяйственных обществ, организации исполнительной работы по решению вопросов местного значения. Однако, следует иметь ввиду, что далеко не все вопросы местного значения, отнесенные к ведению местной администрации, решает непосредственно администрация. Большую часть задач по урегулированию вопросов местного значения выполняется организациями, которые создаются в виде муниципальных предприятий или учреждений, или часть работы может проводиться на ос¬нове гражданско-правовых договоров, заключаемых главой местной администрации с коммерческими организациями.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/istoriya_razvitiya_organov_mestnogo_samoupravleniya_v_rossii/polnomochiya_organov_mestnogo_samoupravleniya/

Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов.

Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами.

Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/organy-mestnogo-samoupravleniya-eto-kakie-organy.html

Полномочия местного самоуправления

  • Архивное дело
  • Библиотечное обслуживание
  • Благоустройство территории и использование городских лесов
  • Борьба с терроризмом и экстремизмом
  • Бюджетные полномочия
  • Градостроительная деятельность
  • Гражданская оборона, территориальная оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационная подготовка
  • Дорожная деятельность
  • Жилищные отношения
  • Использование водных объектов
  • Коммунальное хозяйство
  • Муниципальная собственность
  • Налоговые отношения
  • Обеспечение пожарной безопасности
  • Образование
  • Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
  • Организация досуга, оказание услуг организациями культуры, работа с детьми и молодежью, укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов
  • Охрана здоровья и окружающей среды, природопользование
  • Охрана общественного порядка, противодействие коррупции
  • Охрана объектов культурного наследия
  • Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей на водных объектах
  • Присвоение адресов объектам адресации
  • Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов
  • Развитие физической культуры и спорта
  • Реклама
  • Обращение с отходами
  • Сельскохозяйственное производство, поддержка малого и среднего бизнеса, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству)
  • Транспортное обслуживание населения
  • Услуги связи, общественного питания, торговли и сферы бытового обслуживания
  • Статистика
  • Выборы и референдум
  • Информатизация
  • Муниципальный и общественный контроль
  • Обеспечение прав коренных малочисленных народов
  • Стратегическое планирование
  • Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство
  • Международные и внешнеэкономические связи
  • Иные полномочия
  • Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление, которое, в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, признается и гарантируется на всей территории России.
  • Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Понятие предметов ведения вообще и местного самоуправления в частности является достаточно сложным. Для определения содержания предметов ведения местного самоуправления в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Для характеристики совокупности прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, определяемых конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами, юридическая наука использует термин «полномочия».

Это определение полномочий применимо и для характеристики прав и обязанностей органов местного самоуправления (представительных и исполнительных (распорядительных) органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления) при решении вопросов местного значения и при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

При регулировании полномочий местного самоуправления, к сожалению, не всегда обоснованно используются разнообразные термины.

В законодательстве Российской Федерации при определении полномочий муниципальных органов используются такие термины как: «органы местного самоуправления», «представительные органы местного самоуправления», «глава муниципального образования, иные должностные лица местного самоуправления», «глава местного самоуправления», «исполнительный орган местного самоуправления», «уполномоченный орган местного самоуправления», «муниципальное образование» и т.д. В результате, полномочия органов местного самоуправления составляют совокупность прав и обязанностей всех подобных субъектов, закрепленных нормами муниципального права и необходимых для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и решения других вопросов местного значения, а также осуществления отдельных государственных полномочий.

Классификация полномочий органов местного самоуправления может осуществляться по различным критериям. Основным из них является направленность деятельности органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования и решению других вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий.

  1. Основу для классификации полномочий составляет глава 3 Федерального закона № 131-ФЗ, в которой определены вопросы местного значения.
  2. С помощью поисковых средств электронного периодического издания «Справочная Поисковая Система «КонсультантПлюс» был проведен экспертный анализ отраслевых федеральных законов на предмет выявления в них полномочий (прав, обязанностей), осуществление которых тем или иным образом возложено на органы местного самоуправления, по соответствующим сферам общественных отношений.
  3. В каждой из сфер общественных отношений был проведен предварительный (выборочный) анализ полномочий с целью определения (выделения) их следующих признаков:
  4. 1) положения федеральных законов, содержащие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (так называемые «собственные полномочия»);
  5. 2) положения федеральных законов, предусматривающие полномочия органов местного самоуправления, не относящиеся к вопросам местного значения;
  6. 3) положения федеральных законов, содержащие права органов местного самоуправления, предоставленные им за пределами вопросов местного значения.
  7. Если в том или ином разделе один или несколько признаков полномочий отсутствуют, это означает, что при анализе корпуса законодательства такие полномочия выявлены не были, либо детальный анализ (определение признаков полномочий) по этой группе правоотношений на данный момент не проводился.
Читайте также:  Налоговая тайна: что это такое, ответственность за разглашение

По итогам проведенной работы было выявлено, что 173 отраслевых федеральных закона содержат положения, определяющие 1577 полномочий органов местного самоуправления.

Из них 135 отраслевых федеральных законов содержат положения, определяющие 1348 полномочий органов местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения, 55 отраслевых федеральных законов содержат положения, определяющие 229 полномочий органов местного самоуправления за пределами вопросов местного значения, из которых, в свою очередь, 17 содержат как полномочия по вопросам местного значения, так и за их пределами, 38 – только полномочия за пределами вопросов местного значения.

Сводная информация представлена в виде двух таблиц и двух перечней отраслевых федеральных законов, содержащих положения, регулирующие полномочия органов местного самоуправления.

Более подробная информация по группам полномочий органов местного самоуправления представлена в 38 таблицах по соответствующим сферам правоотношений (29 таблиц по группам полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16, 162 Федерального закона № 131-ФЗ и 9 таблиц по полномочиям органов местного самоуправления, находящимся за пределами вопросов местного значения, в том числе предусмотренным в статьях 17, 171 Федерального закона № 131-ФЗ, а также по правам органов местного самоуправления, предоставленным им за пределами вопросов местного значения (статьи 141, 151, 161 Федерального закона № 131-ФЗ).

См.таблицы и перечни:

I.

Группы полномочий органов местного самоуправления (в том числе содержащие как обязательные требования к органам местного самоуправления, так и их права) по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15, 16, 162 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  • ОМСУ – орган местного самоуправления
  • ВМЗ – вопрос местного значения
  • ОФЗ – отраслевой федеральный закон
  • Таблица № 1
№ п/п Группа полномочий Вопросы местного значения Список ОФЗ, предусматривающих полномочия ОМСУ
1 Архивное дело Всего 2 ОФЗ, содержащих 16 полномочий ОМСУ
  1. Пункт 17 части 1 статьи 14 – формирование архивных фондов поселения
  2. Пункт 16 части 1 статьи 15 – формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений
  3. Пункт 22 части 1 статьи 16 – формирование и содержание муниципального архива
  4. Пункт 9 части 1 статьи 162 – формирование и содержание архива внутригородского района
1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской   Федерации»

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Polnomochiya-mestnogo-samoupravleniya

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Всякое государство для выполнения возложенных на него функций создает определенную структуру власти (это как?).

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнение функций нотариуса (это как?), если в МО нет нотариуса;
  5. охрана правопорядка;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  9. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  10. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  11. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  14. принятие решений о сносах самовольных построек;
  15. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  16. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  17. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  19. организация транспортного обслуживания на территории МО;
  20. профилактика терроризма и экстремизма (это как?) на территории МО;
  21. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  24. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других вопросов МО.

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

  1. Местный референдум

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/organy-mestnogo-samoupravleniya-chto-ehto-takoe-funkciivoprosy-reshayut.html

5.6 Местное самоуправление

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях.

Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
Читайте также:  Возврат госпошлины из арбитражного суда: образец заявления

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой — добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе.

Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль.

Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. 1

Источник: https://oege.nnewer.ru/oge/sfera_politiki_i_socialnogo_upravleniya/56_mestnoe_samoupravlenie.html

Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

— не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

— в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.

) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Наименования представительного органа местного самоуправления различны.

В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения — это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст.

35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены).

В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно.

К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа.

К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат.

administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно- распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним.

Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления.

В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации выполняет следующие функции:

  • а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования;
  • б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
  • в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;
  • г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст.

36), глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования, является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

  1. — представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);
  2. — подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. — издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. — вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет.

Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет – представительный или исполнительный.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/45042.html

Ссылка на основную публикацию