Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Права участников образовательныхотношений © Петрович В.Г., 2013

2 слайд Описание слайда:

Права участников образовательных отношений в свете ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Петрович Владимир Глебович, к.и.н., доцент кафедры философии и методологии науки ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

3 слайд Описание слайда:

Запомните:»Разре-шение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотными, а в том, чтобы они умели жить. Чтобы научиться жить, надо в этом упражняться и не откладывать это дело в дальний ящик…« С. Т. Шацкий «Годы исканий», 1924 г.

107 слайд Описание слайда:

Российское образование на современном этапе Какова роль ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в развитии образования в новом XXI веке?

108 слайд Описание слайда:

Ответ на этот вопрос во многом сегодня зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги ! Приглашаем к сотрудничеству всех участников образовательных отношений!

109 слайд Описание слайда:

В заключение приведем Вывод Харриса: «Все открытия в педагогике уже сделаны, всех хороших учителей уже разобрали в другие школы». Из новых Законов Мерфи, адаптированных к сфере образования

110 слайд Описание слайда:

Доживем до понедельника… ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» должен стать настольной книгой учителя любой специальности. Только знание наизусть процитированных статей данного закона позволяет учителю спокойно дожить до понедельника, не вступая в конфликт с другими участниками образовательных отношений

111 слайд Описание слайда:

Петрович В.Г., Кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и методологии науки ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» petro51@mail.ru Спасибо за внимание!!!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prava-uchastnikov-obrazovatelnih-otnosheniy-2605713.html

Предмет и субъекты образовательного права

Для разъяснения содержания и пределов образовательного права необходимо:

  • выделить понятие отношения в образовательном праве;
  • установить содержание и структуру отношения в образовательном праве, уделяя особое внимание оценке его особых признаков, которые отличают ϶ᴛᴏт вид отношений от других правоотношений;

Понятие «правового отношения в сфере образовательного права» устанавливает содержание всех видов правовых отношений, которые существуют в образовательной сфере, которая носит комплексный характер, а свойственные ей отношения урегулированы нормами почти всех отраслей права. При рассмотрении ФЗ «Об образовании в РФ» можно отметить присутствие норм административного, конституционного и других отраслей права.

Образовательное правоотношение применяется же для того, чтобы обозначить правоотношения, которые составляют сам предмет образовательного права, его основу, как самостоятельной отрасли права. Эти правовые отношения наиболее полно показывают специфику сферы образования, функции и место в гражданском обществе.

Участники образовательных отношений: кто это, права сторон

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Можно сделать вывод, что образовательное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, которые связаны с:

  • поступлением в образовательную организацию, прохождением обучения в ней, получением документа об образовании, отношения, связанные с получением образования в кругу семьи, самостоятельного образования и системы экстерната;
  • отношениями между образовательным учреждением и учащимся;
  • отношениями между образовательным учреждением и преподавателями, в соответствии с трудовым законодательством;
  • отношениями по обеспечению образовательной организации, которые урегулированы нормами финансового права;
  • отношениями между органами власти и образовательной организацией по поводу управления процессом образования, которые урегулированы нормами административного права;
  • отношениями, относящиеся к созданию и реорганизации образовательных организаций и учреждений, которые урегулированы нормами гражданского права.

Замечание 1

Вышеописанные отношения составляют предмет образовательного права.

Субъекты образовательных правоотношений

Определение 1

Субъектами образовательных правоотношений принято считать участников образовательного процесса, которые вступают друг с другом в правовую связь, в соответствии с каким-либо нормативно-правовым актом.

Следует учитывать, что не любой участник становится субъектом конкретного правоотношения, так как в одной ситуации участник образовательного процесса может выступать как субъект правоотношения, в другом может таковым не являться.

Например, преподаватель, ведущий занятие, является, с одной стороны, субъектом образовательного правоотношения, в связи с тем, что вся его педагогическая деятельность находится в рамках определенных нормативно-правовых актов (его принятие на работу, выплата ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией и т.п.).

С другой же стороны, конкретный педагогический процесс, который связан с выбором, применением преподавателем особых специфических методов и приемов преподавания, связанный с применением и разнообразных психологических приемов, постановкой педагогических, психологических и нравственных отношений с обучающимися, не урегулирован нормативно-правовыми актами. В описанных ситуациях педагог самостоятельно выбирает систему действий, полагаясь на общие принципы и положения, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Доктриной образования в Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании».

Все субъекты обычно формируют в группы по различным критериям, так же происходит и в образовательных отношениях. Наиболее удачной формой группирования субъектов образовательных отношений представляется следующая:

  1. Индивидуальные субъекты. В эту группу включаются: ученик, учитель, студент, директор образовательного учреждения.
  2. Институциональные субъекты. В эту группу входят: образовательные учреждения, подразделения образовательных учреждений, государственные органы, осуществляющие управление образованием, а так занимающиеся его финансированием и т.д.

Замечание 2

Главная юридическая характеристика, которая выражает их правовое качество- это правосубъектность — это закрепленная в законе Российской Федерации способность субъектов (индивидуальных, институциональных) обладать субъективными правами и обязанностями в области образовательных отношений.

Для участия в образовательном отношении субъект должен обладать дееспособностью и правоспособностью.

Правоспособность является предусмотренной нормами права способностью лиц обладать субъективными правами, а так же нести юридические обязанности. Данное явление никак не зависит от лица, лишь является внешней необходимостью, которая закреплена действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно закону негосударственные образовательные организации создаются лишь в форме некоммерческой организации. В связи с этим коммерческие организации не признаются субъектом правоотношений в этой сфере и не могут обладать правоспособностью.

Понятие, связанное с возникновением, изменением или прекращением конкретных правоотношений, охватывается определением «дееспособность», ей называется способность субъекта входить в конкретное правовое отношение, приобретать права и обязанности, а так же осуществлять и исполнять их.

Законодательство в области образования регламентирует допуск граждан к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в связи с этим принимает и их специальную трудовую правосубъектность, которая включает в себя степень проф. подготовки к специальному труду, обученность, возможность выполнения работы в рамках определенной профессии, а так же квалификацию.

Согласно законодательству, к педагогической деятельности в образовательных организациях могут допускаться лица, имеющие образовательный ценз, который определяется положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Допуск к данной деятельности лиц, которые не имеют образовательного ценза, считается неправомерным.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obrazovatelnoe_pravo_i_ego_zaschita/predmet_i_subekty_obrazovatelnogo_prava/

Права Участников Образовательных Отношений

ПРАВА УЧАСТН�КОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕН�Й – совокупность законных прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и их представителей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В статье 34 Федерального закона от 29.12.

2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» представлен широкий спектр прав обучающихся, включающий академические права (выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования и др.)) и меры их социальной поддержки и стимулирования.

Права родителей (законных представителей) обучающихся представлены в статье 44.

(«Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся») и 45 («Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

  • Органы государственной власти Рё органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся РІ воспитании детей, охране Рё укреплении РёС… физического Рё психического Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, развитии индивидуальных способностей Рё необходимой коррекции нарушений РёС… развития.
  • Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
  • 1) выбирать РґРѕ завершения получения ребенком РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ общего образования СЃ учетом мнения ребенка, Р° также СЃ учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической РєРѕРјРёСЃСЃРёРё (РїСЂРё РёС… наличии) формы получения образования Рё формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные Рё элективные учебные предметы, РєСѓСЂСЃС‹, дисциплины (модули) РёР· перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ общее, среднее общее образование РІ семье. Ребенок, получающий образование РІ семье, РїРѕ решению его родителей (законных представителей) СЃ учетом его мнения РЅР° любом этапе обучения вправе продолжить образование РІ образовательной организации;
  • 3) знакомиться СЃ уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией РЅР° осуществление образовательной деятельности, СЃРѕ свидетельством Рѕ государственной аккредитации, СЃ учебно-программной документацией Рё РґСЂСѓРіРёРјРё документами, регламентирующими организацию Рё осуществление образовательной деятельности;
  • 4) знакомиться СЃ содержанием образования, используемыми методами обучения Рё воспитания, образовательными технологиями, Р° также СЃ оценками успеваемости СЃРІРѕРёС… детей;
  • 5) защищать права Рё законные интересы обучающихся;
  • 6) получать информацию РѕР±Рѕ всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие РЅР° проведение таких обследований или участие РІ таких обследованиях, отказаться РѕС‚ РёС… проведения или участия РІ РЅРёС…, получать информацию Рѕ результатах проведенных обследований обучающихся;
  • 7) принимать участие РІ управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, РІ форме, определяемой уставом этой организации;
  • 8) присутствовать РїСЂРё обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования Рё рекомендаций, полученных РїРѕ результатам обследования, высказывать СЃРІРѕРµ мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения Рё воспитания детей.
  • Р’ целях защиты СЃРІРѕРёС… прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через СЃРІРѕРёС… представителей вправе:
  • 1) направлять РІ органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения Рѕ применении Рє работникам указанных организаций, нарушающим Рё (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами СЃ привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • 2) обращаться РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ урегулированию СЃРїРѕСЂРѕРІ между участниками образовательных отношений, РІ том числе РїРѕ вопросам Рѕ наличии или РѕР± отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
  • 3) использовать РЅРµ запрещенные законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ защиты прав Рё законных интересов.
Читайте также:  Как выглядят международные водительские права в россии: образец

Академические права и свободы педагогических работников и их гарантии подробно изложены в статье 46 закона «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации».

Права общеобразовательной организации как участника образовательных отношений зафиксированы в статье 28 указанного выше закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» (см. ст. «Компетенция образовательной организации»).

В задачи школьных Управляющих советов входит содействие обеспечению реализации законных прав участников образовательных отношений, включая оперативное реагирование на возникновение рисков нарушения указанных прав. Выполнение этой задачи требует внимательного изучения соответствующих статей нормативных актов, регламентирующих права участников образовательных отношений в школе.

Источник: http://www.gouo.ru/AZBUKA_GOU/P/Prava_Uchastnikov_Obrazovatelnykh_Otnosheniy.html

Кто Является Участником Образовательных Отношений по Закону об Образовании

Особенности Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации в части регулирования правового статуса субъектов образовательных отношений

Корректировка правового регулирования статусов субъектов образовательных отношений возможна несколькими способами:

  • 1) прямое изменение прав и обязанностей участников образовательных отношений, которые отражается в изменении содержания дефиниций и соответствующих статей закона (например, отдельные статьи о педагогических работниках, об обучающихся и т. . ),
  • 2) изменение в правовом регулировании сущностных сторон отношений, в которые вступают соответствующие субъекты. При этом изменения в понятийном аппарате и в специальных статьях могут и не носить ярко выраженный характер.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации использованы оба варианта.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации выделяется две группы субъектов:

  • 1) участники образовательных отношений,
  • 2) участники отношений в сфере образования. Подобная дифференциация обусловлена тем, что Федеральный закон в рамках отношений в сфере образования особо выделяет образовательные отношения, понимания под ними совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ.

Образовательные отношения вместе с иными отношениями (не имеющими специального обозначения в Федеральном законе, для которых установлены лишь два признака: связь с образовательными отношениями и наличие цели — создание условий для реализации прав граждан на образование) и составляют отношения в сфере образования.

Именно поэтому участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участниками отношений в сфере образования помимо участников образовательных отношений являются федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

То есть те лица, которые не участвуют в образовательном процессе, но обеспечивают его.

Участники отношений в сфере образования являются элементами (субъектами) системы образования. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации эта система представлена в виде совокупности пяти структурных единиц:

  • 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
  • 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  • 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В пункте 2 перечислены участники образовательных отношений, а в п. 3-5 — участники отношений в сфере образования.

Категорию «субъекты отношений Федеральный закон не использует, хотя такая практика известна законодательству Российской Федерации (Градостроительный кодекс, Федеральный закон от 07. 05. 1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и др. ). Федеральный закон от 29. 11.

2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» разделяет субъекты обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, причем критерий разделения аналогичен тому, который используется для отграничения образовательных отношений от отношений в сфере образования.

Исходя из того что в настоящее время в правовой доктрине большинство исследователей не видят существенных различий между категориями «субъект отношений и «участник отношений и оба термина рассматриваются как тождественные, считаем возможным использовать термин «субъект отношений в том значении, что и термин «участник отношений».

В российской правовой доктрине общие вопросы правового статуса личности (человека, гражданина) традиционно входят в предмет теории права и государства. В современной теории права под категорией «правовой статус чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов.

В отдельных исследованиях к этому перечню добавляется ответственность, следующая за обязанностями, но наиболее часто — законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса.

В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус значительно усложняется, поскольку в нее включаются такие элементы как:

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону
8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)
  • а) основные права и обязанности;
  • б) законные интересы;
  • в) правосубъектность;
  • г) гражданство;
  • д) юридическая ответственность;
  • е) правовые принципы;
  • ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус;
  • з) правоотношения общего (статусного) типа.

Будучи единым по содержанию, правовой статус принято подразделять на:

  • 1) общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации);
  • 2) специальный правовой статус (базируется на нормах иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. . ).

При этом совокупность прав, свобод, обязанностей, законных интересов закреплена нормами международного права, конституционными нормами, нормами федеральных законов, нормами актов законодательства субъектов Российской Федерации.

Что касается актов подзаконного характера как федерального, так и регионального уровня, то следует учитывать, что согласно конституционным требованиям (п. «в ст.

71 Конституции Российской Федерации) права и свободы человека и гражданина регулируются посредством актов федерального законодательства, но отношения, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, могут регулироваться как на федеральном уровне, так и в актах субъектов Российской Федерации (п. «б ч. 1 ст. 72).

Назначение актов местного самоуправления состоит в закреплении отдельных элементов механизма реализации прав, свобод и обязанностей.

Обобщая имеющиеся определения, можно сделать вывод о том, что структура правового статуса не зависит от специфики субъекта (личность, человек, гражданин), поскольку включает в себя всегда одни и те же элементы:

  • 1) права и свободы;
  • 2) обязанности;
  • 3) правоспособность и дееспособность;
  • 4) ответственность.
Читайте также:  Трудовой договор - что это? правила оформления, нюансы

Содержание конкретных элементов напрямую зависит от того, о правах каких субъектов идет речь: о человеке, о гражданине, об участнике конкретных правоотношений.

В многочисленных точках зрения, полагающих, что определение прав следует строить на основе категорий «требования» или «потребности», к сожалению, не в должной мере учитывается, что известные полномочия на свои или чужие действия, услуги и блага, возможность притязать на них по закону, личность получает от общества в рамках как отдельного государственного образования, так и в границах мирового сообщества. С другой стороны, прав и С. . Кечекъян, считающий теоретически целесообразным использование категории «социальные притязания», так как она ориентирует правовую мысль на «предправовые процессы», столь важные для постижения природы прав, особенно прав социальных.

При этом если права — это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы — это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами».

Последняя позиция не является единственно признаваемой в современной науке, но является наиболее подходящей для разграничения прав и свобод в рамках настоящего исследования.

При этом свободы как вид прав — это те же нормативно обусловленные и гарантированные возможности такого поведения лица, которое влечет за собой юридически значимые последствия.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Полагаем, что при определении содержания категории «законные интересы применительно к правовому регулированию отношений в сфере образования следует ориентироваться на позицию исследователей, специально занимавшихся проблемой законных интересов. Так, В. . Субочев полагает, что здесь законные интересы многих могут заключаться в том, чтобы:

  • а) родители смогли дать достойное образование своим детям и оно, в отличие от бесплатного, было бы им по карману;
  • б) устроить детей в престижный вуз; в) некомпетентные преподаватели не отбивали у студентов любовь к знаниям и т. .

Обязанность — это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности.

Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий.

Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

Вопрос 3, 4

Правоотношения в сфере образования складываются под воздействием норм образовательного права.

Но так как это — нормы разных отраслей права, то и правоотношения в сфере образования возникают разные: педагогические, имущественные, трудовые, управленческие, земельные, финансовые и другие.

Образовательное право –это комплексная отрасль права, система правовых норм различных отраслей права, регулирующих педагогические отношения, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Предмет регулирования – общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Участники образовательных отношений

Источник: https://Russia-Ukraine.com/kto-javljaetsja-uchastnikom-obrazovatelnyh-p07/

Права и обязанности родителей в области образования — законы и нормативные акты

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, а также и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена  статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье. 

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта. 

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Что это значит

Как видно из Семейного кодекса, права родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. Тем более что получение образования вне школы в России — легально. 

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях. 

Обязанность воспитывать детей

Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Читайте также:  Стадии банкротства юридического лица: вероятные варианты событий

Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей. 

Обязанность соблюдать правила

Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации. 

В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся. 

Право выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право получать информацию

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Что делать, если права ребёнка нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                              Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, что это не всегда возможно.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

Тема 2. Общая характеристика отношений в сфере образования

ПЛАН:

1. Основные понятия.

2. Образовательные отношения: объекты, субъекты, правовой статус.

3. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

  • ВОПРОС 1
  • Отношения в сфере образования являются частью общественных отношений.
  • Общественные отношения– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности (Владимир Шкатулла).

Необходимо различать понятия «отношения в сфере образования» и «образовательные отношения». Второе является частью первого.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как частное с общим различаются и понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования».

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Участники отношений в сфере образованияучастники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

ВОПРОС 2

Как и другие общественные отношения, по своему составу образовательные отношения складываются из объектов и субъектов (Д.А. Ягофаров).

Целью образовательных отношений является освоение обучающимися содержания образовательных программ.

Поэтому объектами образовательных отношений можно считать совокупность характеристик образования определенного уровня, вида и направленности, требования к которым установлены нормативными документами (федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями) и (или) физическими или юридическими лицами, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность:

1) структура основных образовательных программ и их объем;

2) условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные;

3) результаты освоения основных образовательных программ.

Субъектыобразовательных отношений – участники образовательных отношений, вступающие между собой в правовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта (Д.А. Ягофаров).

  1. Все субъекты образовательных отношений могут быть дифференцированы на индивидуальные(ученик, воспитанник, студент, слушатель, педагог, руководитель образовательной организации, индивидуальный предприниматель) и институциональные(образовательные организации, их подразделения).
  2. Содержание всякого общественного отношения, в том числе образовательного, составляют права и обязанности.
  3. Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также гарантий их осуществления, образуют правовой статусэтого субъекта.
  4. При этом каждый субъект имеет особый правовой статус.
  5. В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие: обучающихся; родителей обучающихся (законных представителей); педагогических работников; образовательных организаций.
  6. ВОПРОС 3

Правовое регулирование – целенаправленная, организованная деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств и механизмов (по определению Д.А. Ягофарова).

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Все вышеперечисленное составляет законодательство об образовании.

В ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» выделены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

  • Цели:
  • — «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;
  • — создание условий развития системы образования;
  • — защита прав и интересов участников отношений в сфере образования».
  • Задачи:
  • 1) «обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;
  • 2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;
  • 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
  • 4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
  • 5) создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;
  • 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s58420t4.html

Ссылка на основную публикацию