Служебный контракт — что это? особенности, нюансы оформления

Понятие «контракт» или «договор» достаточно часто встречается в трудовом и федеральном законодательстве в качестве определения, связанного с трудовыми отношениями. Изначально договорами назывались устные договорённости между заинтересованными сторонами. А контракты подразумевали письменное подписание некоего документа, оговаривающего все условия сделки или трудовых отношений.

В Советском Союзе между этими понятиями не делали особых различий. Но в новом российском трудовом законодательстве слово «контракт» было заменено во всех его упоминаниях на «договор».

В широком смысле этого слова договором можно считать как устную, так и письменную сделку. У договора и контракта практически нет никакой юридической разницы. Однако отличия всё же есть, и связаны они с формулировками, которые используются в правовых и нормативных документах.

Законодательство: определение понятий

Определение договора можно обнаружить в 56-й статье Трудового кодекса.

Согласно такому письменному соглашению работодатель и работник берут на себя определённые обязательства и одновременно получают права, также закреплённые в документе. Например, руководитель обязуется обеспечить своевременную выплату заработной платы и соответствующие всем требованиям условия труда на рабочем месте.

Понятие «контракт» в современном трудовом законодательстве больше не встречается, хотя его ещё можно встретить в отдельных тематических статьях и книгах. Это понятие упразднено в КЗоТ с 2002 года.

Данное понятие нельзя смешивать с договорами срочного типа, заключаемыми наСлужебный контракт - что это? Особенности, нюансы оформления ограниченный период! Контракты могут носить как срочный, так и бессрочный характер. Например, этот документ подписывается с сотрудниками силовых и военных ведомств. И при этом он регулирует именно бессрочные трудовые отношения.

Запрета на подписание контрактов, регулирующих трудовые отношения, в законодательстве нет. Соответственно, документ с таким названием считается правомерным (хотя он и не фигурирует в ТК). Об этом свидетельствуют многочисленные ведомственные распоряжения и положения.

В чём заключаются отличия?

Гражданский и Бюджетный кодекс указывает на контракт, как на основной вид документа, необходимого при заключении сделки, если одной из заинтересованных сторон является государство. В нём чётко прописывается порядок заключения и условия, на которых происходит сделка. Например, такой документ заключается по результатам тендера на поставку товаров для муниципальных нужд.

Но такой вид контрактов по своему юридическому статусу близок к договорам гражданско-правового типа (согласно ФЗ под номером 44, 3-я статья, пункт восьмой).Служебный контракт - что это? Особенности, нюансы оформления

Налоговый кодекс относит контракты к сфере внешних торговых отношений (165-я статья НК). Если заключается сделка на вывоз товаров за пределы Таможенного Союза, подписывается соответствующих контракт.

Такой документ позволяет получить заинтересованной стороне существенные налоговые льготы (нулевую ставку).

Использование договора в подобных случаях будет неуместным, так как подписание договора повлечёт за собой проблемы с налоговой службой.

Как было сказано выше, понятие «контракт» нельзя смешивать с договором срочного типа. По сроку действия договоры, заключаемые для регулировки трудовых отношений, могут иметь как ограниченный (срочный), так и неограниченный (бессрочный) период действия.

Если говорить образно, то договор — это общее понятие, а контракт — всего лишь разновидность таких соглашений, используемая в определённых ситуациях.

Служебный контракт - что это? Особенности, нюансы оформленияНапример, контрактом может подтверждаться факт приёма на службу сотрудников силовых ведомств, государственных служащих или кадровых военных (служба по контракту). В случае приёма на работу государственного служащего, контракт используется вместо договора. В Законе о государственных служащих прямо указывается, что между нанимателем и будущим работником государственной организации заключается контракт (23-я статья упомянутого Закона).

Или же по контракту могут осуществляться определённые услуги или работы. В этом случае контракт близок по юридическому значению к договору гражданско-правового типа. Такой контракт имеет определённый срок действия и не может быть продлён.

Его расторжение происходит на основании причин, указанных в документе.

А работодатель имеет право на дополнительное стимулирование работника за отличное выполнение своих обязанностей (сумма поощрительного вознаграждения и порядок её выплаты также прописываются в контракте).

Служебные контракты и трудовые договоры: отличия

Служебный контракт - что это? Особенности, нюансы оформления

Основные отличия такого документа от договора, заключаемого между работодателями и работниками, можно увидеть в таблице:

Особенности Контракты Договоры
Условия для заключения имеются многочисленные ограничения и препятствия для приёма на гражданскую службу и службу в силовых ведомствах, а также в армии ограничения минимальны (чаще это возрастные или квалификационные ограничения)
Испытательный срок чаще устанавливается (исключение — служба в армии) устанавливается только по соглашению двух заинтересованных сторон (70-я статья ТК)
Дополнительные документы для заключения требуются для гражданских служащих и силовых структур (информация по доходам и имуществу, военные документы) используется стандартный пакет документов, предусмотренный 65-й статьёй ТК

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/trudoustrojstvo/dogovor/i-kontrakt-otlichija.html

На не обусловленную служебным контрактом как понять — Права граждан

Служебный контракт - что это? Особенности, нюансы оформления

  • Изменение условий служебного контракта (Куревина Л.В.)
  • На не обусловленную служебным контрактом как понять
  • Особенности перевода гражданского служащего
  • 5.8. Временное замещение иной должности государственной службы
    • Особенности перевода гражданского служащего (Давыдова Е.В.)
  • 8.6.

    Перевод государственного служащего таможенного органа по службе и гарантии при переводе по службе

  • Изменение условий служебного контракта
    • Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы. 1. В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
  • Общие вопросы для тестирования кандидатов на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации

Изменение условий служебного контракта (Куревина Л.В.)

Перевод может быть временным или постоянным. Причем, если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона N 79-ФЗ.

Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом.

Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.Обратите внимание!

Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе либо перевод в другую местность вместе с государственным органом.

Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст.

28 Закона N 79-ФЗ).Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих.

Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.

Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст.

24 Закона N 79-ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона N 79-ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст.

29 Закона N 79-ФЗ — только существенные (за исключением должностных обязанностей).Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст.

74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, — это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона N 79-ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще.

Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.Порядок изменения существенных условий служебного порядкаИтак, согласно ст. 29 Закона N 79-ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности

Общие вопросы для тестирования кандидатов на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации

  • К числу основных прав государственного гражданского служащего НЕ относится: 23.
  • Вправе ли государственный гражданский служащий категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» вступить в профсоюз для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов: 24.
  • К числу условий, при которых федеральному государственному гражданскому служащему назначается пенсия за выслугу лет, НЕ относится: 25.
  • К числу основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего категории «специалисты» НЕ относится: 26.

Не является обязанностью федерального государственного гражданского служащего категории «руководители»: 27. В случае если государственный гражданский служащий категории «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» получает от своего непосредственного руководителя неправомерное поручение, он обязан: 28.

В каком случае гражданин Российской Федерации может быть принят на государственную гражданскую службу: 29. Как должен поступить федеральный государственный гражданский служащий, получивший при нахождении в служебной командировке в подарок каминные часы, стоимостью 3500 руб.: 30.

Федеральный государственный гражданский служащий, будучи недовольным кадровым решением руководителя государственного органа, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, выступил в радиопередаче с критикой проводимой в органе кадровой политики.

https://www.youtube.com/watch?v=UFAdiAU9RT4

Допущено ли в данном случае нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой? 31. При прохождении государственной гражданской службы гражданскому служащему НЕ запрещается: 32.

  1. К числу требований к служебному поведению государственного гражданского служащего Федеральным законом
  2. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  3. НЕ отнесено: 33.
  4. «Конфликт интересов на государственной гражданской службе»

это: 34. Каково должно быть число независимых экспертов в комиссии государственного органа по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов: 35.

Государственный гражданский служащий при возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения обязан: 36. Под членами семьи государственного гражданского служащего в Федеральном законе

  • «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • понимаются: 37.
  • Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет: 38.
Читайте также:  Понятие и признаки банкротства: особенности процедуры банкротства

В каких из перечисленных случаев заключение срочного служебного контракта с государственным гражданским служащим НЕ является обязательным: 43. Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим категории «специалисты» может быть заключен при условии: 44.

Например, Приказом МВД России от 19.08.2008 N 729 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, срока и порядка работы конкурсной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам федеральной государственной гражданской службы.

В настоящее время принято и действует более 50 подобных правовых актов, работникам кадровых служб необходимо отслеживать их изменения. Пунктом 4 ч. 1 ст.

16 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/na-ne-obuslovlennuju-sluzhebnym-kontraktom-kak-ponjat-45918/

Служебный контракт – что это? Особенности, нюансы оформления

Служебный контракт - что это? Особенности, нюансы оформления

Существуют различные виды оформления рабочих отношений между работником, поступающим на службу и работодателем. Служебный контракт — это одна из форм приема на работу соискателя.

Взаимоотношения между гражданским служащим и его работодателем определяются в служебном контракте. Все особенности оформления этого документа регламентируются Федеральным законом №79.

Что такое служебный контракт?

Что такое служебный контракт?

Большинству граждан хорошо знакомо такое понятие, как трудовой договор. Некоторые из них столкнулись при оформлении на работу с трудовым соглашением, а служебный контракт является относительно новым наименованием оформление трудовых отношений, применимый к определенной категории граждан.

Нужно сразу же отметить, что такой документ используется при приеме на любые должности служащих в государственный орган.

В каждом отдельном случае, в зависимости от должности служащего, в контракте оговариваются особенности его обязанностей и условий работы

Контракт заключается в соответствии с ФЗ о гражданской службе, в котором оговариваются условия организации трудовых отношений двух сторон — нанимателя, в качестве которого выступает государственный орган и лица, поступающего на госслужбу.

Данный документ включает в себя информацию о сроке, на который он оформляется, порядок его оформления, а также условия его приостановления или прекращения.

Важно! Соответствующим указом утверждена стандартная форма контракта, содержащая основные разделы, при необходимости документ может быть дополнен определенными сведениями, не противоречащими ТЗ РФ.

Граждане, принятые на контрактных условиях, считаются государственным служащими, в результате чего на них возлагается определенная ответственность, особенно если организация занимается секретными разработками или обладает секретными данными

Лица, нанятые на работу служебным контрактом, приобретают статус государственного служащего, они принимаются на службу на основании существующего в организации штатного документа (расписания). В этой связи на таких работников распространяются права и обязанности, указываемые в ТК РФ, поэтому они защищены от дискриминационных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=WYt34sEAsls

Однако нельзя не отметить, что распространение нормативов ТЗ для тех, кто устроен на контрактной основе, отличается некоторыми особенностями. Это обусловлено указаниями в ФЗ, а также правовыми актами, регламентирующими разные аспекты гражданской службой.

Поэтому некоторые парламентарии говорят о необходимости включения в отдельную главу ТЗ, регулирующие работу государственных служащих, нормы.

Должности государственной службы

  1. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению гражданского контракта (ГК), для начала стоит разобраться, какие должности относятся к данной категории служащих, а также в некоторых подробностях их деятельности.

  2. Граждане, выполняющие профессиональную деятельность на должностях организаций, имеющих полномочия государственных органов федерального или регионального значения, а также занимающие государственные посты, относятся к категории служащих.

  3. Государственные служащие подразделяются по нескольким критериям, от которых зависит, какой контракт будет с ними заключен и на какой период
  4. Существует два подразделения государственных служащих.
  1. Должности федерального значения, их перечень утверждается Президентом РФ. Эта категория лиц работает на государственных постах РФ.

  2. Должности в службах регионального значения РФ, утверждаются на уровне субъектов страны. Лица, относящиеся к этой категории, обеспечивают качественную работу органов государственных служб РФ в регионах.

Кроме того, служащие госслужб подразделяются на четыре категории и пять групп.

Законодательство РФ выделяет следующие четыре категории служащих.

Должности служащихВид служебного контракта по времени исполнения профессиональных обязанностей

Руководящие работники государственных органов, а также их подразделений, и их заместители Эта категория служащих может быть назначена вышестоящим руководством на конкретный срок или же на неопределенный период
Помощники или советники руководящих лиц С этой категорией работников оформляется срочный контракт, то есть, они выполняют свои обязанности, работая с конкретным руководителем, а при его увольнении уходят вместе с ним
Специалисты – лица, обеспечивающие качественную работу государственным органам Срок контракта специалистов не ограничивается по срокам, на службу принимаются, как правило, на конкурсной основе
Обеспечивающие специалисты. Их функциональные обязанности относятся к организационной, информационной, документационной, финансово-хозяйственной, а также хозяйственной сфере деятельности в государственных органах. В отличие от специалистов, они занимаются решением вспомогательных задач. Служебный контракт с ними заключается на общих основаниях и не ограничивается по срокам, если они устраиваются на свободную, а не на замещаемую должность

Существует определенная классификация госслужащих

Распределение по группам осуществляется по принципу младшая-высшая. Каждая из них должна соответствовать определенным условиям и призвана выполнять установленные для них функции.

Группы должностей государственных служащихКатегории должностей государственных служащих

Высшая группа Руководители, помощники, специалисты
группа Специалисты и обеспечивающие специалисты
Ведущая группа Руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты
Старшая группа Специалисты и обеспечивающие специалисты
Младшая группа Обеспечивающие специалисты

Требования к минимальному уровню профессионального образования, а также к стажу работников.

Категории и группы должностей государственных гражданских служащихКатегории должностейТребования к образованию и наличию минимального стажа работы

Высшая группа Руководители, помощники (советники), специалисты Высшее образование, специалитет, магистратура.Стаж не менее четырех лет государственной службы, работы по специальности
группа Специалисты и обеспечивающие специалисты Высшее образование, бакалавриат.Стаж не менее двух лет государственной службы, работы по специальности
Ведущая группа Руководители, их советники, специалисты, обеспечивающие специалисты Высшее образование, бакалавриат.Без предъявления к стажу
Старшая группа Специалисты, обеспечивающие специалисты Для специалистов высшее образование, для обеспечивающих специалистов среднее- специальное образование. Без предъявления к стажу
Младшая группа Обеспечивающие специалисты Среднее-специальное образование. Без предъявления к стажу

Для работы госслужащим нужны определенные стаж, образование

Источник: https://yr-expert.com/sluzhebnyj-kontrakt-chto-eto/

Источник: http://juristywin.ru/na-ne-obuslovlennuyu-sluzhebnym-kontraktom-kak-ponyat.html

Служебный контракт

Действующее законодательство о государственной гражданской службе вместо привычного трудовому законодательству понятия «трудовой договор» использует термин «служебный контракт», подчеркивая специфику государственно-служебных отношений, урегулированных преимущественно нормами административного права, а также особенности государственной службы как специфического вида профессиональной деятельности.

Статьей 23 (ч.

1) Закона № 79-ФЗ определено, что служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Контрактный механизм юридически оформлен применительно ко всем должностям государственной службы Законом № 58-ФЗ (ст. 12), которым закреплено общее правило: гражданин поступает на государственную службу по контракту.

В служебном контракте выступают две стороны, представитель нанимателя (государства) и физическое лицо, поступающее на гражданскую службу впервые или находящееся на государственной гражданской службе.

Таким образом, стороной, с которой заключается служебный контракт, выступает само государство, а не его орган, в котором проходит службу гражданский служащий, и не должностное лицо, обладающее правом заключать служебные контракты от имени государства'.

Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г.

№ 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[1] [2] подтверждает, что содержание данного административного договора составляют права и обязанности сторон, которые определены в нем исключительно со ссылкой на Федеральные законы № 58-ФЗ, № 79-ФЗ и должностной регламент государственного гражданского служащего, который является приложением к служебному контракту. При этом должностные обязанности государственного гражданского служащего в служебном контракте не закрепляются, т.к. они уже установлены должностным регламентом.

Согласно примерной форме служебного контракта, гражданский служащий имеет права, предусмотренные ст.

14 и другими положениями Закона № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы Российской Федерации по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

Гражданский служащий обязан исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные ст. 15 Закона № 79-ФЗ, в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным Законом и другими федеральными законами.

Представитель нанимателя имеет право:

  • а) требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа;
  • б) поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • в) привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного проступка;
  • г) реализовывать иные права, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Представитель нанимателя обязан:

  • а) обеспечить гражданскому служащему организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
  • б) обеспечить предоставление гражданскому служащему государственных гарантий, установленных Законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами и служебным контрактом;
  • в) соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, положения нормативных актов государственного органа и условия заключенного сторонами служебного контракта;
  • г) исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом № 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Важным отличием служебного контракта от трудового договора является наличие в нем целого ряда императивных норм, в частности, норм ч. 2 и 3 ст.

23 Закона № 79-ФЗ об обязанностях гражданина (гражданского служащего) и представителя нанимателя. Это обусловлено тем, что представитель нанимателя отстаивает не частный, а публичный интерес.

Возможность защиты государственного интереса по усмотрению представителя нанимателя в связи с этим должна строго регламентироваться.

Важной особенностью регулирования отношений, связанных с заключением служебного контракта, является также то, что вопросы юридической ответственности государственного служащего, независимо от ее вида (дисциплинарная, административная, уголовная, материальная), регулируются исключительно законом'.

В Законе № 79-ФЗ не содержатся, в частности, нормы о материальной ответственности государственных гражданских служащих и поэтому, соответственно, они не могут устанавливаться в служебном контракте. В данном случае будут применяться нормы главы 38 ТК РФ «Материальная ответственность работодателя» и ст.

Читайте также:  Стадии банкротства юридического лица: вероятные варианты событий

39 ТК РФ «Материальная ответственность работника».

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 79-ФЗ, должностные обязанности гражданского служащего закрепляются в должностном регламенте, являющемся приложением к служебному контракту. Поэтому нет необходимости закреплять их в служебном контракте, в том числе в части выполнения гражданским служащим определенных функций органа управления.

Таким образом, назначение служебного контракта состоит в том, чтобы зафиксировать в нем свободное волеизъявление сторон, а также конкретизировать применительно к определенной должности гражданской службы предусмотренные в законе права и обязанности сторон.

Особенностью юридического оформления государственно-служебных отношений в системе гражданской службы России является то, что здесь предусмотрен иной, по сравнению с трудовым законодательством, порядок их заключения. Согласно ст.

68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) руководителя, который издается на основании заключенного трудового договора. Приказ работодателя, [3]

содержание которого о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенного трудового договора, объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

Законом № 79-ФЗ (ч. 1 ст. 26) установлено обратное правило, согласно которому основанием для заключения служебного контракта является акт государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения гражданина на соответствующую государственную должность (либо отказа в таком назначении). Решение по результатам конкурса оформляется актом (приказом, распоряжением или др.) государственного органа или его руководителя.

На основании такого акта осуществляется заключение служебного контракта.

Перечень документов, которые представляет представителю нанимателя гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта установлен ч. 2 ст. 26 Закона № 79-ФЗ. Он несколько расширен по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.

Для поступления на гражданскую службу необходимо прежде всего представить заявление с просьбой о приеме на гражданскую должность и замещении должности гражданской службы.

Такое заявление оформляется в произвольной форме и подается на имя руководителя соответствующего государственного органа (представителя нанимателя).

Необходимо также представить собственноручно заполненную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р.

Соответственно представляются все иные документы согласно установленному перечню.

Однако необходимо отметить, что в отдельных случаях, с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

В частности, нередко указанными нормативными актами предусматривается обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, представить медицинское заключение о состоянии здоровья, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984н'.

Вместе с тем от лица, поступающего на службу, нельзя требовать предоставления документов, помимо установленного нормативными правовыми актами перечня.

Представленные документы подлежат проверке, которую, как правило, осуществляют подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Документы, представленные гражданским служащим, включаются в его личное дело.

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждено Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 (ред. от 1 июля 2014 г.)1.

По общему правилу служебный контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами, если иной срок не установлен федеральным законом или иным федеральным нормативным правовым актом.

Кроме того, срок вступления в силу служебного контракта может быть установлен в нем самом (это наиболее распространенная ситуация).

С этого момента у сторон служебного контракта возникают взаимные права и обязанности.

Источник: https://bstudy.net/684880/ekonomika/sluzhebnyy_kontrakt

Понятие и особенности служебного контракта

Пахомова Г. А., Пахомов Э. Ю. Понятие и особенности служебного контракта // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 637-639. — URL https://moluch.ru/archive/125/34855/ (дата обращения: 03.03.2020).



  • Понятие и особенности служебного контракта
  • Пахомова Галина Анатольевна, старший инспектор
  • Межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Кутский» (Иркутская обл.)
  • Пахомов Эдуард Юрьевич,заместитель начальника МЭКО № 8
  • Экспертно-криминалистический центр Главного управления МВД России по Иркутской области

В статье исследуется нормативное определение служебного контракта. Выделены основные признаки служебного контракта. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования понятия и правовой природы служебного контракта.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, признаки служебного контракта

С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], который действует и в настоящее время с соответствующими изменениями и дополнениями, в законодательстве Российской Федерации появилось понятие «служебный контракт». До вступления в силу названного Федерального закона государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора.

Как отмечают исследователи, основной причиной отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая наполнена новым содержанием [2, С. 67].

В настоящее время контракты о прохождении службы заключаются с различными категориями государственных служащих.

В частности, в системе государственной службы можно выделить служебные контракты с государственными гражданскими служащими; контракты со служащими правоохранительной службы и военнослужащими. Как справедливо отмечает С. Е.

Чаннов, особенность всех этих контрактов предопределяет то, что они устанавливают прямую и непосредственную связь служащего с государством [5, С. 67].

В связи с этим, важное значение приобретает исследование понятия «служебный контракт». Нормативное определение и правовое регулирование служебного контракта осуществляется главой 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обзор положений данной главы позволяет выделить следующие ключевые вопросы, регулируемые ею: условия заключения служебного контракта; срок действия служебного контракта, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу; условия перевода на другую должность гражданской служб; порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности; основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта; порядок регулирования отношений, связанных с гражданской службой, в процессе реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих [1].

  1. Можно выделить следующие признаки служебного контракта:
  2. 1) процедура заключения служебного контракта является обязательной как для представителя государственной службы как работодателя и гражданина, поступающего на государственную службу. При этом, организационно-правовая сторона заключения служебного контракта возлагается на нанимателя, он же несет ответственность за соблюдение процедуры заключения служебного контракта и его соответствие закону;
  3. 2) служебный контракт является актом применения законодательства о гражданской службе, который удостоверяет юридический факт поступления на гражданскую службу гражданина, отвечающего определенным требованиям, устанавливает определенный правовой статус государственного служащего, его полномочия, регламентирует права и обязанности представителя нанимателя (руководителя государственного органа) и гражданского служащего;

3) служебный контракт подтверждает добровольное поступление на гражданскую службу и ее последующее осуществление. Как отмечает Д. Б. Миннигулова, из данного правила есть два исключения.

Первый случай — принятие на гражданскую службу выпускника высшего учебного заведения, который в соответствии со специальным договором по окончании обучения обязан пройти гражданскую службу (пункт 3 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Срок прохождения гражданской службы в данном случае устанавливается соглашением сторон. В этом случае добровольность поступления на гражданскую службу определяется моментом добровольного заключения соглашения об обучении молодого специалиста.

Второй случай — перевод гражданского служащего на другую должность по служебной (производственной) необходимости, в частности для замещения временно отсутствующего гражданского служащего (статья 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [3, С. 240];

4) двойственная природа служебного контракта.

Не смотря на то, что служебный контракт носит властно-подчиненный характер, одновременно он является и разновидностью договорных отношений, так как стороны при заключении служебного контракта являются равноправными субъектами законодательства о гражданской службы. С другой стороны, немаловажную, определяющую роль так же играют императивы законодательства о гражданской службе;

  • 5) посредством служебного контракта решается вопрос о преобразовании законодательных установлений о гражданской службе в «плоскость индивидуально-определенных правовых служебных прав и обязанностей (отношений)» [3, С. 240];
  • 6) служебный контракт служит выражением конкретных прав и обязанностей гражданского служащего;
  • 7) условия служебного контракта не могут ухудшать положение государственного служащего по сравнению с действующим законодательством о гражданской службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • 8) служебный контракт регулирует не только исполнение обязанностей по конкретной должности государственной гражданской службы, но и другие немаловажные условия прохождения государственной службы.
  • Названные требования к содержанию служебного контракта являются достаточно сложными как по форме, так и по содержанию.

Таким образом, следует согласиться с мнением А. А.

Осина, который отмечает, что «словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах» [4, С. 68]. Именно подписание служебного контракта наделяет гражданина Российской Федерации достигшего 18-ти летнего возраста, владеющего государственным языком и дипломом о высшем профессиональном образовании статусом государственного гражданского служащего.

При этом следует учитывать, что статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Статьей 349 Трудового кодекса предусматривается, что «на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Учитывая данные правовые нормы, Л. Ю. Бугров справедливо замечает, что указанные регламентации не представляют достаточных оснований к тому, чтобы не относить соответствующие служебные контракты к особому классу трудовых договоров.

Распространенные в отечественной юридической литературе обратные суждения специалистов надо рассматривать только в качестве их сугубо доктринального мнения с крайне спорной аргументацией [6, С.13]. Действительно, в России уже много лет ведется дискуссия об отраслевой (в праве) идентификации служебных контрактов.

Читайте также:  Забрали машину на штрафстоянку: размер штрафа, условия возврата

Однако законодатель не делает определенных шагов в прояснении этой ситуации. В Республике Казахстан, например, этот вопрос нашел четкое законодательное решение.

Так, в статье 1 Трудового кодекса Республики Казахстан приводятся легальные дефиниции понятий «гражданская служба» и «гражданский служащий», а в главе 25 указаны особенности регулирования трудовых отношений гражданских служащих.

Независимо от поворота научных дискуссий в России и будущих решений законодателя, понятие и признаки служебного контракта как правового института и института гражданской службы нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 276-ФЗ) // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. Бугров Л. Ю. Трудовое право и договоры (контракты) о труде (службе) в правоохранительных органах: опыт модификации в России и за рубежом // Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества». Т.2. Красноярск. 2011 С. 9–14.
  3. Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / И. Н. Гарячук; под ред. Л. П. Волковой. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 160 с.
  4. Миннигулова Д. Б. Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта / Д. Б. Миннигулова // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. — № 1 (14). — С. 240–243.
  5. Осин А. А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А. А. Осин // Трудовое право. — 2007. — № 5. — С. 63–73.
  6. Чаннов С. Е. Служебный контракт: за и против // Современное право. — 2009. — № 12. — С. 67–71.

Основные термины (генерируются автоматически): служебный контракт, Российская Федерация, гражданская служба, государственная гражданская служба, служащий, государственная служба, Трудовой кодекс, правовой статус, трудовое законодательство, Казахстан.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34855/

Служебный контракт на государственной гражданской службе: разновидность трудового или административного договора

В статье анализируется проблема отграничения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации от трудового и административного договора. Автор делает вывод о том, что, служебный контракт следует признать особой разновидностью договора о труде, занимающем промежуточное положение между административным и трудовым договором.

Впервые в законодательстве о государственной службе было использовано понятие «служебный контракт» в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В соответствии с ним профессиональная служебная деятельность гражданских служащих осуществляется на основе служебного контракта.

Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов.

Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остается проблема отграничения служебного контракта от трудового и административного договора.

До принятия данного закона на государственной гражданской службе заключали трудовой договор, при том, что служебное законодательство было и есть частью административного права [2]. «Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации» (ч. 6 ст. 21).

Таким образом, применение трудового договора давало прочную основу для того, чтобы включать гражданскую службу в сферу действия трудового права, а служащих рассматривать в качестве особой категории наемных работников. Однако, как подчеркивает А.В.

Гусев, «уже тогда трудовой договор с государственным служащим имел ряд существенных особенностей: до его заключения в ряде случаев необходимо было проведение конкурса, в содержание должны были включаться некоторые особые условия, а расторжение производилось как по общим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством, так и по дополнительным основаниям, установленным законодательством о государственной службе» [3]. Поэтому служебный контракт (как мы увидим далее) имеет много общего как с трудовым, так и административным договором. Исходя из этого, нельзя сказать, что все дело ограничилось простым переименованием. Служебный контракт в настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается в систему государственно-служебных отношений и имеет свои специфические особенности и отличия от трудового договора. Существует ли принципиальная разница между понятиями «контракт» и «договор». Ряд исследователей достаточно подробно занимались сравнением этих понятий и пришли к конкретному выводу, с которым можно согласиться. Общее мнение сводится к тому, что контракт первоначально (еще в Древнем Риме) возник как особая разновидность договора, но в современном русском языке часто используется как синоним «договора». Тем не менее российские законодатели сегодня отказались от использования термина «договор» в государственно-служебных отношениях.

Вероятно, использование термина «контракт» в сфере гражданской службы обусловлено стремлением отграничить государственно-служебные отношения от чисто трудовых. Кроме того, словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений власти-подчинения, то есть административно-правовую природу.

Несмотря на это некоторые ученые (в основном трудовики) данные контракты рассматривают как разновидность трудового договора [4, С. 46]. Ученые-административисты, высказывают противоположную точку зрения. Так, С.Е. Чаннов полагает, что по своим признакам контракт о прохождении государственной службы ближе не к трудовому, а к административному договору [5].

Если служебный контракт является специфической разновидностью трудового договора, к нему должны применяться (пусть и с определенными исключениями) общие правила заключения, изменения и расторжения таких договоров.

Признание же служебного контракта видом административного договора либо вообще особым соглашением требует в его регулировании применения специальных правовых приемов и методов.

Служебный контракт определяется частью 1 статьи 23 ФЗ № 79 как «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы».

Контракт с государственным гражданским служащим при всем сходстве с трудовым договором имеет и некоторые отличия от него.

Характерными чертами любого трудового договора, как известно, выступают следующие признаки: предметом трудового договора выступает соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции; трудовой договор выступает в качестве основания возникновения трудовых правоотношений; трудовой договор носит личный характер; условия трудового договора вырабатываются сторонами; автономия воли сторон трудового договора; формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; стороны трудового договора взаимно ответственны друг перед другом за его нарушения.

Не все из этих признаков применимы к контракту с государственным гражданским служащим. Он также носит личный характер, для него характерна определенная автономия воли сторон при формально-юридическом равенстве и наступлении ответственности за нарушение условий.

Отличия состоят в следующем: контрактом с государственным гражданским служащим определяется не трудовая функция, а должностные обязанности служащего; контракт о прохождении государственной гражданской службы не является основанием возникновения государственно-служебных отношений. Таким основанием является акт о назначении служащего на должность, сам же контракт имеет второстепенное значение.

На определенных этапах государственно-служебные отношения могут существовать и не будучи урегулированными контрактом; условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а определены в законодательном порядке.

Стороны могут определить в контракте отдельные условия осуществления профессиональной служебной деятельности, однако на практике их волеизъявление сильно ограничено. Гражданину или гражданскому служащему просто остается соглашаться с теми условиями, которые предлагает представитель нанимателя.

К сторонам служебного контракта относятся «наниматель» или «представитель нанимателя», тогда как в трудовом договоре работник и работодатель, то есть налицо признак, в соответствии с которым служебным контракт скорее можно отнести к разновидности административного договора, как известно, его обязательной стороной является орган государственной исполнительной власти либо его представитель.

Ряд ученых считают служебный контракт разновидностью административного договора. Выделяют такие признаки административного договора как:

  1. Административный договор есть двусторонний (многосторонний) акт в отличие от иных правовых форм реализации компетенции субъектами исполнительной власти, которые представляют собой одностороннее действие властных субъектов.
  2. Административный договор основан на добровольном, согласном волеизъявлении сторон, что, однако не всегда означает равенство сторон в юридическом понимании.
  3. Административный договор, как и иной правовой акт, базируется на нормах административного права.
  4. Административный договор регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления (исполнительной власти) либо возникающие по поводу его реализации.
  5. Обязательной стороной административного договора является орган государственной исполнительной власти либо его представитель [6, С. 203-204].

Некоторые признаки административного договора действительно можно применить к служебному контракту. Так, в служебном контракте, хоть и предусматривается добровольное согласие сторон, но их юридическое равенство отсутствует и это основной аргумент, на который ссылаются ученые-административисты.

Тем не менее хочется отметить, что в трудовом договоре стороны также не равны в полной степени, так как работник является в нем более уязвимой стороной по сравнению с работодателем. Служебный контракт действительно регулируется нормами административного, а не трудового права (хотя этот вопрос спорный, так как иногда служебное право рассматривают как отдельную отрасль системы права).

Важным основанием, благодаря которому служебный контракт можно определить, как вид административного договора является то, что здесь обязательной стороной соглашения является государство (наниматель), от имени которого выступает его представитель (лицо, замещающее государственную должность, либо должностное лицо государственной службы).

С другой стороны, такой признак административного договор как его связь с административными отношениями, возникающими в сфере государственного управления, не в полной мере отражается в служебном контракте. На наш взгляд, служебный контракт все-таки регулирует трудовые правоотношения на государственной гражданской службе.

Кроме того, первый признак из представленного выше перечня действительно следует признать, как отражающим специфику служебного контракта. Он несомненно является двухсторонним актом, однако подобный признак применим и к трудовому договору, поэтому данный факт не может служить основанием для отнесения служебного контракта к административному договору.

Мнение некоторых ученых вполне отражают нашу позицию. Например, А.В. Гусев не рассматривает служебный контракт в качестве разновидности трудового договора, а воспринимает его в качестве особого вида договора о труде [3, С. 79].

Таким образом, имеются только некоторые основания для признания служебного контракта разновидностью административного договора. Тем не менее наличие определенного сходства между служебным контрактом и трудовым договором отрицать тоже нельзя.

Поэтому, на наш взгляд, учитывая, что служебный контракт с государственным гражданским служащим регулирует трудовые отношения, но при этом регламентируется нормами административного права, его следует признать особой разновидностью договора о труде, занимающем промежуточное положение между административным и трудовым договором.

Источник: https://novainfo.ru/article/7966

Ссылка на основную публикацию