Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составления

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составления

Рапорт об обнаружении признаков преступления – особый вид юридического документа, основной задачей которого является информирование руководителя правоохранительного органа об обнаруженных сведениях по какому-либо делу. В рапорте излагают обстоятельства и факты, которые впоследствии могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Правила оформления и условия составления рапорта о нахождении признаков состава преступления изложены в новой редакции от 19.02.2018 статьи 143 УПК РФ.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составления

Правильный образец отчета о нахождении признаков преступления можно найти в приложении к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ). Однако особо жёстких требований к бланку рапорта нет. Это означает, что рапорт может быть написан и в свободной форме.

Однако, есть ряд параметров, указание которых необходимо в данном виде документа:

  1. Место совершения.
  2. Время совершения правонарушения.
  3. Суть злодеяния (что произошло и при каких обстоятельствах).
  4. Информация о подозреваемых и свидетелях преступления.

В правом верхнем углу необходимо указать звание и должность руководителя, для которого данный документ составляется.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияВнизу документа обязательно указывается звание и должность сотрудника, который составляет данный доклад, ставится его подпись, а также указывается дата составления рапорта. Указывать дату необязательно, потому что сразу после поступления документа дежурный регистрирует рапорт в книге по учёту сообщений о преступлениях.

Как правило, в конце доклада сотрудник правоохранительной службы провести проверку и следствие по происшествию в установленном законом порядке.

После регистрации рапорта он попадает на рассмотрение к руководителю соответствующего правоохранительного органа, который обладает полномочиями начать проверку и следствие. Зачастую начальник службы даёт поручения относительно следствия тому самому сотруднику, который составлял рапорт, позволяя ему продолжать заниматься данным делом.

Однако не во всех случаях составления рапорта возбуждается уголовное преследование.

В результате проверки происшествия руководитель следственного органа может принять одно из трёх следующих решений:

  • он может возбудить уголовное дело;
  • он может отказать в возбуждении дела;
  • наконец, в определённых случаях он может передать дело по подследственности.

Таким образом, рапорт о нахождении признаков преступления выполняет две важные функции: с его помощью сотрудник информирует начальника службы о происшествии и имеющихся по нему обстоятельствах, а также просит его разрешение продолжить следствие по данному делу. Но в последнем сотруднику может быть отказано.

Основания для составления рапорта

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияРапорт об обнаружении признаков совершения злодеяния может быть написан не только по результатам работы работника следственного органа. Любой гражданин страны или республики имеет право сообщить или заявить о правонарушении. Ведь основной задачей правоохранительной системы является охрана и защита интересов, прав и жизни граждан государства, в том числе от любых уголовных деяний и посягательств со стороны других лиц. Таким образом, рапорт может быть составлен сотрудником службы по заявлению любого гражданина РФ.

Источник получения информации, т.е. сведения о гражданине, который сообщил о совершенном злодеянии, обязательно фиксируются.

Рапорт о нахождении признаков совершения преступления является документом, необходимым в уголовно-процессуальном праве для грамотного и законного расследования обстоятельств правонарушения. Данный документ составляется до начала уголовного производства и может стать основанием для его возбуждения.

В действующей редакции ст. 143 УПК РФ изложены принципы составления и подачи доклада о правонарушении:

  1. Рапорт может быть составлен только после сообщения о готовящемся или совершённом правонарушении.
  2. В рапорте может быть изложена только объективная сторона состава правонарушения, которое можно отнести к категории опасного, особо опасного или общественно опасного деяния.
  3. Анализируются все имеющиеся доказательства, допрашиваются свидетели по делу, и лишь на основании имеющейся информации составляется рапорт.
  4. Сам факт наличия сообщения о преступлении не может стать основанием для возбуждения уголовного преследования.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияГоворя о последнем пункте, стоит отметить, что бывают случаи, когда, например, сведения в поданном начальнику службы рапорте не имеют ничего общего с правонарушением, так как в деле полностью отсутствуют признаки преступления. В данном случае нельзя говорить о необходимости возбуждения уголовного дела.

Помимо заявления граждан о совершении преступления, существует ещё ряд оснований, при которых выявляется деяние и оформляется рапорт:

  • когда сотруднику стало известно о совершении преступления;
  • после поступления устного сообщения о совершении преступления (в том числе телефонного звонка);
  • в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • в результате обнаружения в СМИ и иных публикациях сообщений о совершении правонарушения;
  • в результате выявления иного правонарушения в ходе уголовного процесса.

Сотрудники правоохранительных служб могут узнать о совершении правонарушения из любого источника, включая граждан и средства массовой информации.

Рапорт по сообщениям граждан

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияВсего выделяют два источника получения информации о злодеяниях, при совершении которых оформляется рапорт о нахождении признаков преступления:

  1. Информация может быть получена от любого гражданина страны в устной или письменной форме.
  2. Сведения могут стать известны правоохранительным службам в результате их публикации в средствах массовой информации, интернете и др.

Сообщение о совершённом или планируемом преступлении может быть передано гражданином в устной или письменной форме.

Например, человек, владеющий информацией о похищении или удержании в заложниках кого-либо, может сообщить об этом полицейскому.

Сотрудник, в свою очередь, обязан доложить своему руководству данную информацию, написав соответствующий рапорт. Он так же может быть составлен даже на основании телефонного звонка, совершённого по общероссийскому номеру 02.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияЕсли же преступление было выявлено сотрудником правоохранительного органа, при этом гражданин воздержался от подачи заявления о совершённом правонарушении, этот сотрудник также обязан оформить рапорт и направить его руководству отдела по внутренним делам.

В случае когда человек отказывается заявлять о совершённом деянии, рапорт всё равно оформляется в соответствии с требованиями УПК РФ.

Умышленное укрывательство действий преступного характера является нарушением закона, в связи с чем гражданин несёт уголовную ответственность.

Это обусловлено тем, что многие правонарушения потенциально опасны как для жителей города и страны, так и для государства в целом, даже несмотря на тот факт, что преступление может быть совершено по отношению к физическому лицу.

Также существуют публичные дела, для выявления которых не требуется заявление отдельного лица или группы лиц. Составленный сотрудником правоохранительного органа рапорт, в котором указаны все необходимые сведения, является основанием для возбуждения дела.

Все виды преступлений, в случае совершения которых необходимо заявление пострадавшего, относят к частным делам. Их перечень определяет статья 20 УПК РФ.

Сообщение о совершении правонарушения по инициативе госслужб

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияРапорт о нахождении признаков преступления может составить только компетентный и уполномоченный сотрудник правоохранительного органа. Документ составляется на основании показаний граждан или информации, полученной из средств массовой информации. Также он может быть оформлен на основании результатов действий сотрудника, благодаря которым органам удалось обнаружить преступление. Данный документ позволяет формировать отчётность и статистику по всем совершённым злодеяниям.

Рапорт оформляется в любом из нижеперечисленных случаев:

  • при обнаружении гибели потерпевшего, который был убит;
  • при обнаружении преступлений по отношению к государству и государственным службам;
  • при обнаружении иных последствий тайно совершённого злодеяния, и др.

Во всех этих случаях заявления от граждан не требуются. Рапорт, составленный сотрудником правоохранительной службы, является основанием для возбуждения преследования. Показателем высокого уровня труда полицейского в таком случае становится факт раскрытия им совершённого злодеяния.

Рапорт, оформляемый на основании результатов оперативных мероприятий

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияРапорт может быть подан сотрудником правоохранительной службы не только после совершения преступления, но и до этого. Если в результате следствия уполномоченный сотрудник узнаёт о готовящемся преступлении, он может составить рапорт с целью предотвращения совершения злодеяния. Однако данная тактика не очень продуктивна. После проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждение дела будет невозможно ввиду отсутствия доказательств. Поэтому лучшим вариантом станет разоблачение правонарушителей во время совершения преступления, что впоследствии позволит привлечь их к уголовной ответственности.

К таким преступлениям относят различные виды уголовных деяний, в том числе:

  1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  2. Кражи и ограбления.
  3. Общественно опасные деяния, в результате которых привлекаются иные структуры защиты граждан и правопорядка (МЧС, МВД и др.).
  4. Дела, расследуемые в рамках ГПК РФ.
  5. Преступления против правительственных структур.

Как правило, такие случаи не фиксируются в книге по учёту сообщений о преступлениях. Их записывают в специальных документах, которые строго засекречены и не подлежат огласке.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияВ оперативном учёте информация фиксируется оперативными службами в целях дальнейшего улучшения оперативных разработок.

После задержания правонарушителей составляется обыкновенный рапорт в соответствии со всеми требованиями УПК РФ, который подлежит регистрации и передаче руководителю правоохранительной службы.

Рапорт и содержащаяся в нём информация проверяется в течение 10 дней. В особых случаях время проверки может быть продлено на срок не более 30 дней. Однако в некоторых особо серьёзных случаях, когда требуется выявление особо опасных преступлений, необходимо несколько месяцев.

Выполнение оперативных мероприятий начинается с момента начала публичных проверочных действий и возбуждения дела. Перед оформлением рапорта собираются доказательства, улики, производится задержание подозреваемых, заполнение необходимых документов.

Рапорт о преступлении, выявленном в процессе расследования

Заполнение и предоставление руководителю рапорта о совершении преступления обязательно даже в том случае, когда данное преступление выявлено в процессе расследования другого дела.

Сотрудник органа в ходе своего следствия может выявить факт совершённого преступления или преступления, находящегося на стадии подготовки. Зачастую оно не имеет ничего общего с делом, в ходе расследования которого данное правонарушение было выявлено.

Однако практика показывает, что иногда выявленное преступление и его обстоятельства могут быть весьма тесно связаны с первоначальным уголовным делом.

Важно отметить, что заявление о совершённом или готовящемся преступлении может быть подано в ходе судебного заседания любой из сторон в устной форме. В таком случаеэти сведения фиксируются в протоколе, копия нотариально заверяется и направляется в правоохранительные органы в виде рапорта. Данные сведения могут значительно изменить ход судебного процесса.

Подобный рапорт имеет такую же форму, что и рапорт об обнаружении признаков преступления. В нём обязательно нужно указать:

  • звание, должность и Ф. И. О. руководителя, которому будет адресован рапорт;
  • сведения о совершённом злодеянии с указанием времени, места, участников и свидетелей правонарушения;
  • сведения о сотруднике, который составил рапорт (должность, звание, Ф. И. О.);
  • дату составления;
  • подпись составителя рапорта.
Читайте также:  Договор доверительного управления имуществом: образец документа

Проверка по результатам зарегистрированного рапорта проводится в том же виде, что и проверка при работе с обыкновенным рапортом. Кроме этого, в возбуждении уголовного дела также может быть отказано.

По окончании проверки по рапорту стороны уголовного расследования и иные заинтересованные лица обязательно должны быть уведомлены о результатах этой проверки и о решении руководства. Кроме того, им разъясняют все имеющиеся у них права, связанные с обжалованием принятого решения.

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления является неотъемлемой частью уголовного процесса.

Составленный на основании информации, полученной сотрудником от граждан страны или из иных источников, включая средства массовой информации и интернет, рапорт зачастую является основанием для возбуждения уголовного дела.

Кроме того, подробная и краткая информация о сторонах злодеяния, доказательствах, месте и времени его совершения и о свидетелях позволяет быстро вникнуть в суть дела и провести необходимые следственные мероприятия.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/raport-ob-obnaruzhenii-priznakov

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составления

Под сообщением о готовящемся или совершенном преступлении понимается соответствующее сообщение об этом, полученное из иных источников, нежели рассмотренных в предыдущих публикациях (заявление о преступлении и явка с повинной). К «иным источникам» могут быть отнесены сведения, полученные из сообщений СМИ, а также из выявленных следователем, дознавателем, прокурором непосредственно в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

Однако практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев иными источникам получения информации о преступлении являются результаты оперативно-розыскной деятельности.

Согласно пункту 4 «Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной Приказом МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 (далее – Инструкция) дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются результаты ОРД, которые могут, в том числе, служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

При этом пункт 7 Инструкции регламентирует порядок, согласно которого результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (более подробно о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд можно прочитать в статье «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности»).

Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела может быть сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, содержащееся не только в рапорте об обнаружении признаков преступления, но и в виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

В данном случае, составление рапорта согласуется с положением статьи 143 Уголовно-процессуального кодекса РФ, тогда как о таком документе, как сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности уголовно-процессуальный закон никаких указаний не содержит. Однако мне до настоящего времени не встретилось ни одного уголовного дела, где находилось только сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности. Как правило, одновременно присутствует и рапорт об обнаружении признаков преступления.

  Каковы сроки рассмотрения уголовного дела прокурором?

При этом результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 19 Инструкции).

Таким образом, все эти сведения должны быть указаны в рапорте об обнаружении признаков преступления или в сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности.

В частности, при изучении данных документов в материалах уголовного дела я бы рекомендовал обращать внимание на наличие сведений о том, в результате какого именно оперативно-розыскного мероприятия обнаружены признаки преступления.

Это связано с тем, что Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), предполагает наличие специальных условий для проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия (ст. 8).

Например, в рапорте об обнаружении признаков преступления будет указано, что взяткополучатель задержан в ходе оперативного эксперимента.

В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона об ОРД оперативный эксперимент допускается в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого, а также для выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Согласно части 5 данной статьи оперативный эксперимент может проводиться лишь на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 11 Инструкции при представлении лицу, осуществляющему предварительное следствие или дознание, результатов, полученных при проведении оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществлявшего данной мероприятие.

  Предварительное следствие

Если в ходе изучения материалов дела будет установлено отсутствие такого постановления, можно будет сделать вывод о том, что при проведении оперативного эксперимента и представлении его результатов следователю был нарушен Федеральный закон.

Вместе с тем, положение ч.2 ст. 50 Конституции РФ запрещает использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона, а значит, можно ходатайствовать о признании доказательств, сформированных на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, недопустимыми.

Таковы основные поводы для возбуждения уголовного дела. В следующей статье речь пойдет об основаниях для его возбуждения.

Внимание! Информация, размещенная на страницах данного сайта, касается типовых способов решения тех или иных юридических вопросов. Жизненная ситуация, в которой оказались вы, носит уникальный характер. Поэтому, чтобы узнать, как решить ВАШУ проблему, свяжитесь со мной любым из способов, указанных ниже.

Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составленияСИДОРОВ Анатолий Станиславович

адвокат

Консультации, защита и представительство по уголовным и гражданским деламтел: +7(904)8768419, +7(918)2414010

Источник: https://advokatsidorov.ru/raport-ob-obnaruzhenii-priznakov-prestupleniya.html

Незаконный рапорт

Статистика любит цифры. Органы внутренних дел официально не признают палочную систему, но в их докладах непременно можно заметить, как они сравнивают нынешние показатели с прошлыми. Сравнивают количество раскрытых преступлений, нераскрытых преступлений, количество поступивших заявлений о преступлении, количество направленных уголовных дел в суд и т.д.

Чтобы улучшить показатели в том или ином направлении деятельности, некоторые прибегают к манипуляции. Например, вместо того, чтобы заявление о преступлении зарегистрировать как заявление о преступлении, поданное в порядке ст.141 УПК РФ, его регистрируют как обычную жалобу.

Такую особенность иногда можно заметить, когда заявление о преступлении касается высокопоставленных чиновников или самих сотрудников полиции.

Работа над показателями

В СМИ цитируют о повышении защищенности среднего и малого предпринимательства. Президент РФ также требует защищать малый бизнес и одновременно просит усилить борьбу с коррупцией. Если взять работу полиции, то каждый новопоставленный начальник хочет показать улучшение работы на вверенном ему участке, а доказательством тому может служить только показатели.

У нового начальника, который не против стать генералом, начинается работа над целью — как добиться повышения показателей в борьбе с преступностью? Для этого нужно увеличение количества обращений о совершенных или готовящихся преступлений, повышение количества раскрытых преступлений, определенное количество раскрытых коррупционных преступлений и т.д. Во времена декларирования борьбы с коррупцией и хищений бюджетных средств оперуполномоченные ОБЭП в первоочередное внимание уделяют именно на это направление и с них требуют отчет по этим показателям.

Нужен рапорт

Что делать оперуполномоченному, если нет заявлений о преступлении в этой сфере? Как ему искать такие нарушения, если нет правовых поводов для начала проверочных действий в рамках ст.144 УПК РФ? Не только руководство МВД РФ, но и Президент РФ требует повышения и усиления борьбы с коррупцией. Результат могут показать только цифры.

Согласно ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела и начала производства проверки в порядке ст.

144 УПК РФ служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Последнее может быть вынесено только по материалам проверок.

Рапорт об обнаружении преступления

Если нет материалов прокурорских проверок, заявлений о преступлении и явок с повинной, то единственным вариантом для начала поиска возможных преступлений остается и является оформление самим сотрудником Рапорта об обнаружении признаков преступления, который в соответствии со ст.143 УПК РФ приравнивается к сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, предусмотренному п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ.

Рапорт оперуполномоченного

Признаки преступления – это не цветы, сами не раскрываются и не показываются. Их можно обнаружить лишь после проверочных мероприятий. По этой причине некоторые иногда для начала проверочных действий прибегают в прямом смысле слова к сочинительству Рапорта об обнаружении признаков преступления, без каких-либо сообщений, информации и заявлений.

Рапорт визируется начальником отделения и заместителем начальника отдела полиции или самим начальником полиции. Если рапорт сочинён, то обычно лица до начальника отделения изначально знают, что он рождён на голом месте. По закону они не должны допускать нарушения законов. Но, с другой стороны, задача поставлена.

Не выполнять – не имеют права. Со службы могут выгнать. Если сочиненный оперуполномоченным Рапорт об обнаружении признаков преступления не завизировать, то за это можно поплатиться. Если вдруг из рапорта потом родится уголовное дело, то показатели повысятся и, может быть, ждёт поощрение. Если нет, то ничего страшного.

Оклад всегда есть, а служба идёт.

Рапорт опера

Когда приходит время показать план по статистике за определенный период и, кажется, что есть признаки преступления, хотя это до конца не установленный факт, то опер в рапорте об обнаружении признаков преступления пишет, что имеются признаки преступления. Следователь – тоже сотрудник того же отдела полиции и его решения тоже как-то формируются с учетом мнений руководства.

Согласие прокурора

Постановление о возбуждении уголовного дела пишется кратко и, в основном, в изложенных в них обстоятельствах почти всегда описываются какие-либо признаки преступления и в больше массе, когда в постановлении о возбуждении уголовного дела описаны какие-то признаки преступления, надзирающий прокурор согласовывает возбуждение уголовного дела, ведь согласно ч.2 ст.140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Оперуполномоченный по УПК РФ не уполномочен выносить постановление о возбуждении уголовного дела.

Читайте также:  Что запрещено гражданскому служащему? права и обязанности

Срок отмены постановления о возбуждении уголовного дела

Прокурор только в течение24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Если прокурор опоздал с этим сроком, лично я еще не видел прокурора, который по истечении суток признал свою халатность и признал незаконность постановления о возбуждении уголовного дела, которое он согласовал и признал до этого законным.

Если по истечении суток он осознает свою ошибку, то по закону он уже не может отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела.

В таких случаях у прокурора не остается варианта, кроме как солидарничать с теми полицейскими, кто знал о сочиненном почти на голом месте Рапорте об обнаружении признаков преступления, чтобы, действительно, потом обнаружились доказательства преступления и тем самым сочинённый рапорт и согласия начальников оказались оправданными и верными.

Сила бизнесмена

Предпринимателю, в отношении которого возбуждено уголовное дело по сочиненному Рапорту об обнаружении признаков преступления, одному искать правду и справедливости при таких обстоятельствах очень тяжело. Промедление может обернуться очень плачевно.

Но, как на Руси говорили издревле «Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится», так и уважающие себя гордые российские предприниматели не сразу прибегают к помощи опытных адвокатов по уголовным делам, ведь они в этой не простой жизни сами прошли, преодолели немало трудностей, преград, интриг, падений, добились успеха, так и тут думают, что сами разберутся, решат или договорятся.

https://www.youtube.com/watch?v=okqHMK3XEEw

Чем раньше к таким ситуациям подключится опытный адвокат по уголовным делам, то тем больше шансов, что его действия обезопасят судьбу предпринимателя и его бизнес и серьезно заставит полицейских задуматься не совершать незаконные ходы, в ряде случаев сможет предотвратить незаконное возбуждение уголовного дела.

Дата рапорта

Разрыв между датой составления и регистрацией Рапорта об обнаружении признаков преступления и датой возбуждения уголовного дела может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда решение о возбуждении уголовного дела может приниматься в день регистрации Рапорта об обнаружении признаков преступления.

Играя на грани фола

Не каждый сочиненный Рапорт об обнаружении признаков преступления приводит к вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. По словам Президента России Владимира Путина, оглашенного 20.02.2019г.

в послании к Федеральному собранию, 45% дел в отношении предпринимателей прекращается, не доходя до суда.

В результате, на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в результате подобных полицейских окошмариваний, в среднем 130 сотрудников теряют свое место работы.

Вступает в дело: честь мундира

Неприятные последствия от сочиненного рапорта ощутят многие предприниматели на своей шкуре и в бизнесе.

Такой рапорт дает начало и служит основанием для проведения осмотров, изъятий документов финансово-хозяйственной деятельности, компьютеров с интернет- ключами, базами С1 и электронными документациями и т.д.

Причем иногда делают незаконные осмотры офисов, незаконные изъятия документов, с большим опозданием возвращают документы, парализовав финансово- хозяйственную деятельность предпринимателя.

Когда дело по сочиненному рапорту не клеится и сшивать нечего, кроме многочисленных жалоб и актов безрезультатных, а иногда и незаконных мероприятий, то, как говорят некоторые полицейские с гордо поднятой головой, у них наступает период «защитить честь мундира».

Тогда почти вся правоохранительная система рыщет и роет всё вокруг некриминального бизнесмена с целью найти состав преступления.

Начинают с пристрастием опрашивать подчиненных бизнесмена, его контрагентов, всячески пытаются склонить их сдать желаемого им фигуранта, для чего начинают кошмарить и бизнес контрагентов.

Во многих таких случаях у невиновного предпринимателя появляются ощущение и слухи, что его, якобы, заказал конкурент, хотя иногда причина кроется в характере системной работы полиции.

Поиски преступления длятся до тех пор, пока не обломаются, и то, для этого адвокат по уголовным делам должен систематически делать жалобные инъекции во все возможные инстанции.

При таком кошмаре немало людей ощутят прессинг возможного уголовного или административного наказания. Для некоторых это может привести к сворачиванию предпринимательской деятельности.

Незаконно возбужденное уголовное делоМожно ли в такой ситуации возбудить уголовное дело по ч.3 ст.299 УК РФ – незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба?

Разграничить грань между заказным Рапортом об обнаружении признаков преступления или заказным возбуждением уголовного дела от Рапорта об обнаружении признаков преступления, составленного в обычном порядке, не возможно.

Тем более, вряд ли следователь, незаконно возбудивший заказное уголовное дело, признает, что он выполнял чей-то заказ. Ему проще сказать, что он выполнял свою работу как и по всем другим уголовным делам и материалам проверок.

Трудно представить, что хоть чуточку грамотный следователь признает, что он незаконно возбудил заказное уголовное дело, если вопрос о наличии в его действиях состава преступления зависит только от его слов.

Если проверка через год, два или три окончательно завершится постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращением уголовного дела, то за этот психический полицейский прессинг никто ответственности не несёт.

Ответственность за сообщение о преступлении

Если сообщение о преступлении сделает гражданин и его заявление о преступлении окажется ложным, то его органы привлекут к уголовной ответственности по ст.306 УК РФ – за заведомо ложный донос о совершении преступления.

 По нынешнему законодательству сотрудник полиции, сочинивший Рапорт об обнаружении признаков преступления и доставивший тем самым массу хлопот, а возможно, и лишивший тем самым источников дохода гражданами и предпринимателю, налогов государству, никакой ответственности не несёт.

Если сравнивать с плановыми прокурорскими проверками, то именно при проведении проверок по сочиненным Рапортам об обнаружении признаков преступления полицейские наносят массовую ковровую бомбежку предпринимательской среды и свободе предпринимательству.

Ответственность за незаконный рапорт

Полагаю, следует не просто уравнять, а установить повышенную ответственность для сотрудников полиции, сочиняющих Рапорт об обнаружении признаков экономического преступления, без соответствующих подтверждений и расчетов причиненного убытка от предпринимательской деятельности гражданина или организации. Для этого полицейский, который составляет Рапорт об обнаружении признаков преступления, как обычный заявитель, аналогично ч.6 ст.141 УПК РФ должен предупреждаться об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ, о чем в Рапорте об обнаружении признаков преступления следует ввести такую же отметку, как для обычного заявителя. В случае если Рапорт об обнаружении признаков преступления окажется ложным, то его автор, как и заявитель ложного сообщения о преступлении, должен понести уголовную ответственность по ст.306 УК РФ.

Подготовил: адвокат по уголовным делам Васильев А.Л.

Источник: https://alexlev.ru/uruslugi/advokat-uk/1076-nezakonnyy-raport.html

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Все прочие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях закон (п. 3 ч. 1. ст. 140 УПК РФ) относит к сообщениям, полученным из «иных источников», которые оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления.

Рапортом оформляются также сообщения о преступлении, поступившие по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД.

Важным документом, регламентирующим деятельность ОВД как органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела, является приказ МВД России от 29.08.

2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Утвержденная приказом Инструкция регламентирует круг вопросов, связанных в первую очередь с приемом сообщений о преступлениях[1], под которым понимается получение заявлений и сообщений сотрудником ОВД, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия, и регистрацией сообщений о преступлениях, т.е. присвоением каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП и фиксацией в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).

Значительное внимание в Инструкции от 29.08.

2014 № 736 уделено порядку разрешения сообщений о преступлениях (проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ). В Инструкции определены также полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения, которыми наделены конкретные должностные лица соответствующего ОВД с учетом территории оперативного обслуживания, и порядок ведомственного контроля за соблюдением данного приказа.

Вне зависимости от вида сообщения о преступлении все они при поступлении в территориальный ОВД незамедлительно фиксируются в КУСП с присвоением соответствующего регистрационного номера. По статистике, сообщения о преступлениях в среднем составляют около половины всех зарегистрированных в КУСП сообщений.

Прием сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) в круглосуточном режиме вне зависимости от территории оперативного обслуживания, места и времени совершения преступлений, а также полноты содержащихся в сообщениях сведений и способа их поступления.

Вместе с тем сообщить о преступлении можно и вне ОВД, обратившись к любому сотруднику ОВД, действующему в соответствии с требованиями, установленными Законом о полиции и Инструкцией от 29.08.2014 № 736.

В таких случаях сотрудник ОВД, принявший сообщение о преступлении, незамедлительно передает в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого сообщения для регистрации в КУСП.

При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация: дата и время поступления сообщения; фамилия, имя и отчество заявителя; адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя; форма фиксации сообщения (письменное заявление, протокол явки с повинной и др.).

На принятом заявлении о преступлении сотрудник ОВД в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

При отсутствии у сотрудника, принявшего сообщение о преступлении, возможности сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. При этом указанный сотрудник обязан принять меры к незамедлительной передаче сообщения либо подлинника заявления в дежурную часть.

Таким образом, вне зависимости от места и субъекта приема сообщения о преступлении, все они подлежат обязательной регистрации в КУСП, хранящейся в дежурной части ОВД.

Читайте также:  Куда сдавать права после лишения: процедура по сдаче прав

Книга учета сообщений о преступлениях является документом строгой отчетности, оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, а также инструкцией по делопроизводству, согласованной с Федеральным архивным агентством (Росархивом).

В КУСП отражаются:

  • — порядковый номер, присвоенный зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении;
  • — дата, время и форма поступления заявления (сообщения) о преступлении;
  • — данные о сотруднике ОВД, принявшем заявление (сообщение) о преступлении;
  • — данные о заявителе;
  • — регистрационный номер талона-уведомления, выданного заявителю (в случае выдачи);
  • — краткое содержание заявления (сообщения) о преступлении;
  • — данные о руководителе, которому доложено о заявлении (сообщении) о преступлении;
  • — результаты работы следственно-оперативной группы, дежурного наряда (сотрудника) на месте совершения преступления;
  • — данные о руководителе, поручившем проверку заявления (сообщения) о преступлении;
  • — данные о сотруднике ОВД, которому поручена проверка заявления (сообщения) о преступлении;
  • — срок проверки, установленный руководителем, и срок, в который рассмотрено заявление (сообщение) о преступлении;
  • — результаты рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении.

Ведение КУСП и регистрация в ней сообщений о преступлениях возложены на оперативного дежурного дежурной части.

Записи производятся от руки ручкой, четко и разборчиво, без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются и удостоверяются подписью оперативного дежурного дежурной части. По окончании КУСП передается из дежурной части в подразделение делопроизводства для последующего хранения.

На всех поступивших сообщениях о преступлении, подлежащих регистрации в КУСП, в обязательном порядке проставляются штамп о регистрации, отражающий регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилия должностного лица, принявшего сообщение, и его подпись.

При личном обращении заявителя в ОВД в дежурной части ему в обязательном порядке выдается талон-уведомление, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке, который остается в ОВД, указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.

В талоне-уведомлении (выдается заявителю) указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Талоны-уведомления являются важным средством контроля за полнотой и своевременностью регистрации сообщений о преступлениях, поступающих в ОВД. Они представляют собой документы строгой отчетности, сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части ОВД.

При получении талона-уведомления заявитель собственноручно проставляет соответствующие дату и время на талоне-корешке и расписывается.

После регистрации сообщений о преступлениях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования, о результатах которых в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему.

Источник: https://studme.org/251665/pravo/raport_obnaruzhenii_priznakov_prestupleniya

14.Процессуальное оформление непосредственного обнаружения признаков преступления органом дознания или следователем. Рапорт. Форма и содержание рапорта

Поводы к возбуждению
уголовного дела – это источники
информации о совершенном или готовящемся
преступлении, которым закон придает
значение юридических фактов, обязывающих
дознавателя, органа дознания, следователя
и прокурора в пределах, установленных
УПК, рассмотреть их и решить вопрос о
возбуждении уголовного дела при наличии
достаточных данных, указывающих на
признаки преступления. Поводы к
возбуждению уголовного дела в
уголовно-процессуальном законе объединены
общим понятием «сообщение о преступлении».

Повод к возбуждению
уголовного дела является юридическим
актом, порождающим уголовно-процессуальные
отношения.

С его появлением у компетентных
органов и должностных лиц возникает
юридическая обязанность принять
поступающую информацию о любом совершенном
или готовящемся преступлении, рассмотреть
её, при необходимости провести
предварительную проверку, после чего
в установленные законом сроки принять
соответствующее процессуальное решение
и уведомить о нем заявителя и иных
заинтересованных лиц.

Поводами для
возбуждения уголовного дела служат (ч.
1 ст. 140 УПК РФ):

  • 1) заявление о
    преступлении;
  • 2) явка с повинной;
  • 3) сообщение о
    совершенном или готовящемся преступлении,
    полученное из иных источников.

Заявление о
преступлении может быть сделано в устном
или письменном виде (ст. 141 УПК РФ).

Письменное заявление
о преступлении должно быть подписано
заявителем.

Устное заявление о
преступлении заносится в протокол,
который подписывается заявителем и
лицом, принявшим данное заявление.
Протокол должен содержать данные о
заявителе, а также о документах,
удостоверяющих личность заявителя.

  1. Если устное сообщение
    о преступлении сделано при производстве
    следственного действия или в ходе
    судебного разбирательства, то оно
    заносится соответственно в протокол
    следственного действия или протокол
    судебного заседания.
  2. В случае, когда
    заявитель не может лично присутствовать
    при составлении протокола, его заявление
    оформляется в порядке, установленном
    статьей 143 УПК РФ (составляется рапорт).
  3. Заявитель
    предупреждается об уголовной
    ответственности за заведомо ложный
    донос в соответствии со статьей 306 УПК
    РФ, о чем в протоколе делается отметка,
    которая удостоверяется подписью
    заявителя.
  4. Анонимное заявление
    о преступлении не может служить поводом
    для возбуждения уголовного дела.

Заявление о явке с
повинной – добровольное сообщение лица
о совершенном им преступлении (ст. 142
УПК РФ). Заявление о явке с повинной
может быть сделано как в письменном,
так и в устном виде. Устное заявление
принимается и заносится в протокол в
порядке, установленном частью третьей
статьи 141 УПК РФ (заявление о преступлении).

Сообщение о совершенном
или готовящемся преступлении, полученное
из иных источников, чем указанные в
статьях 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом,
получившим данное сообщение, о чем
составляется рапорт об обнаружении
признаков преступления.

Основанием для
возбуждения уголовного дела в соответствии
с ч. 2 ст. 140 УПК РФ является наличие
достаточных данных, указывающих на
признаки преступления.

Под основанием к
возбуждению уголовного дела следует
понимать полученные из источников,
перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ,
достаточные данные о наличии признаков
преступного деяния и отсутствии
обстоятельств, исключающих производство
по уголовному делу. Достаточность
данных, указывающих на признаки
преступления, надо рассматривать
применительно к их объему и характеру.

По своему характеру имеющиеся данные
могут быть признаны достаточными для
принятия решения о возбуждении уголовного
дела, если они свидетельствуют об
определенном уголовно наказуемом
действии или бездействии. Полученные
данные должны быть достаточны для вывода
о вероятности совершения преступления,
квалифицируемого по той или иной статье
УК.

Вывод о совершении преступления,
как и квалификация преступления в
постановлении о возбуждении уголовного
дела, носят предположительный характер
и могут быть изменены в дальнейшем
производстве по делу.

Фактически вывод
о преступлении и его квалификация в
постановлении о возбуждении уголовного
дела является выражением одной из
возможных версий происшедшего события
и подлежит проверке путем выдвижения
и проверке иных версий.

При отсутствии
основания для возбуждения уголовного
дела прокурор, следователь, орган
дознания, дознаватель выносят постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела
(ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

Основаниями отказа
в возбуждении уголовного дела являются:
отсутствие события преступления;
отсутствие в деянии признаков состава
преступления; истечение сроков давности
уголовного преследования; смерть
подозреваемого или обвиняемого, за
исключением случаев, когда производство
по уголовному делу необходимо для
реабилитации умершего; отсутствие
заявления потерпевшего, если уголовное
дело может быть возбуждено не иначе как
по его заявлению;отсутствие заключения
суда о наличии признаков преступления
в действиях одного из лиц, указанных в
п. п. 3 — 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо
отсутствие согласия соответственно
Совета Федерации, Государственной Думы,
Конституционного Суда РФ, квалификационной
коллегии судей на возбуждение уголовного
дела в отношении одного из лиц, указанных
в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

При
вынесении постановления об отказе в
возбуждении уголовного дела по результатам
проверки сообщения о преступлении,
связанного с подозрением в его совершении
конкретного лица или лиц, руководитель
следственного органа, следователь,
орган дознания обязаны рассмотреть
вопрос о возбуждении уголовного дела
за заведомо ложный донос в отношении
лица, заявившего или распространившего
ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе
в возбуждении уголовного дела по
результатам проверки сообщения о
преступлении, распространенного
средством массовой информации, подлежит
обязательному опубликованию.

Копия постановления
об отказе в возбуждении уголовного дела
в течение 24 часов с момента его вынесения
направляется заявителю и прокурору.
При этом заявителю разъясняются его
право обжаловать данное постановление
и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении
уголовного дела может быть обжалован
прокурору, руководителю следственного
органа или в суд в порядке, установленном
статьями 124 и 125 УПК РФ.

Признав отказ
руководителя следственного органа,
следователя в возбуждении уголовного
дела незаконным или необоснованным,
прокурор выносит мотивированное
постановление о направлении соответствующих
материалов руководителю следственного
органа для решения вопроса об отмене
постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела. Признав постановление
органа дознания, дознавателя об отказе
в возбуждении уголовного дела незаконным
или необоснованным, прокурор отменяет
его и направляет соответствующее
постановление начальнику органа дознания
со своими указаниями, устанавливая срок
их исполнения. Признав отказ руководителя
следственного органа, следователя в
возбуждении уголовного дела незаконным
или необоснованным, соответствующий
руководитель следственного органа
отменяет его и возбуждает уголовное
дело либо направляет материалы для
дополнительной проверки со своими
указаниями, устанавливая срок их
исполнения.

Признав отказ в
возбуждении уголовного дела незаконным
или необоснованным, судья выносит
соответствующее постановление, направляет
его для исполнения руководителю
следственного органа или начальнику
органа дознания и уведомляет об этом
заявителя.

Источник: https://studfile.net/preview/5185493/page:9/

Ссылка на основную публикацию