Контроль и запись переговоров: как производятся, цели, основания

Подготовка к производству контроля и записи переговоров включает определенную последовательность действий, которые охарактеризованы ниже.

  • 1. Подбор и изучение материалов уголовного дела, анализ сведений о лице, в отношении которого предполагается контроль и запись переговоров, имеют своей главной задачей определение фактических оснований для производства данного следственного действия. Необходимость контроля и записи телефонных и иных переговоров чаще всего появляется в ситуациях, когда имеются сведения о том, что с использованием средств связи:
    • • предполагается сговор между соучастниками — членами преступной группы;
    • • подозреваемый выходит или будет выходить на связь с потерпевшим, его родственниками или близкими после совершения преступления;
    • • разыскиваемое лицо (скрывшийся обвиняемый, подозреваемый) выходит или будет выходить на связь со своими родственниками, знакомыми, соучастниками.

Результативность проведения контроля и записи переговоров во многом зависит от тактического разнообразия приемов и способов, применяемых следователем. Большой эффект может дать доведение до подозреваемых лиц сведений, которые создают тревожную ситуацию в преступной группе. В этом случае подозреваемый стремится связаться по телефону со своими сообщниками и обменяться информацией, которая может иметь значение для раскрытия и расследования преступления. Контроль за деятельностью подозреваемых и обвиняемых лиц со стороны органов предварительного расследования и анализ всех источников информации позволяют прогнозировать их действия, осуществить своевременное задержание, выявить места хранения незаконных предметов, документов и т.п. Фактические основания контроля и записи переговоров могут содержаться в протоколах следственных действий (допросов свидетелей, потерпевших, а также обвиняемых и подозреваемых; осмотров предметов и документов; очных ставок и др.), заключениях экспертов, иных материалах расследования, а также в информации, полученной при проведении оперативно-розыскных меропрпиятий. Если контроль и запись переговоров осуществляются по заявлению потерпевшего, свидетеля или их родственников, близких лиц, то следователь должен установить (путем проведения допросов указанных лиц) факт наличия угрозы совершения в отношении них насилия, вымогательства или других преступных действий.

  • 2. Определение цели и конкретных задач данного следственного действия состоит в том, что с учетом имеющихся в деле фактических оснований производства контроля и записи переговоров следователь формулирует цель данного следственного действия — получение сведений, имеющих значение для уголовного дела, либо фиксация факта угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. Задачи при этом могут быть различные: получение сведений, имеющих значение для расследования уголовного дела, документирование преступных действий интересующих следствие лиц, установление местонахождения похищенного имущества, орудий преступления, установление местопребывания разыскиваемых лиц, установление преступных связей, выявление возможных соучастников преступления, роли тех или иных членов организованного преступного формирования, выявление фактов противодействия расследованию и др.
  • 3. Изучение лиц, в отношении которых предстоит контроль и запись переговоров, установление доступных им средств связи проводятся следователем в тесном взаимодействии с оперативными подразделениями. Для наибольшей эффективности данного следственного действия необходимо установить весь круг средств связи, которым пользуется или может воспользоваться данное лицо. Для этого следователь выносит поручение о производстве отдельных оперативнорозыскных мероприятий на имя начальника соответствующего органа дознания, который обеспечивает оперативное сопровождение расследования, в котором ставится задача установления номеров телефонов тех средств связи, которыми пользуется изучаемое лицо. При этом должны быть установлены номера домашнего, служебного мобильного телефонов[1] абонента, а также абонентский номер и название компании пейджинговой связи и пр.

Информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории РФ законами тайну телефонных переговоров, могут являться сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение ч. 2 ст. 23 Конституции РФ о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения[2].

При изучении личности лиц, переговоры которых подлежат контролю и записи, следует прогнозировать возможность оказания ими противодействия производству рассматриваемого следственного действия. К числу основных способов такого противодействия относятся:

  • 1) умышленное сообщение преступниками при переговорах недостоверной информации с целью направить следствие по ложному пути, использование зашифрованных способов общения;
  • 2) умышленное искажение голоса;
  • 3) приведение звукозаписывающей аппаратуры в неисправное состояние с помощью короткого замыкания в линии электросвязи;
  • 4) применение различных устройств, включаемых между телефонной трубкой и телефонным аппаратом, обеспечивающих анонимность телефонных разговоров путем цифровой обработки речевого сигнала для изменения тембра и тона голоса;
  • 5) использование шифраторов речевых сообщений и массивов данных;
  • 6) использование средств обнаружения подключения к телефонной линии и специальных приборов защиты телефона от высокочастотного зондирования и индуктивного съема речевой информации с телефонной линии;
  • 7) применение телефонных анализаторов, осуществляющих круглосуточное тестирование телефонных систем и создающих помехи при попытках прослушивания или снятия информации;
  • 8) создание радиопомех, проявляющихся в ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии воздействия такой энергии.

Для противодействия расследованию и затруднения контроля и записи переговоров подозреваемыми могут использоваться средства защиты информации, реализуемые коммерческими структурами либо специально сконструированные технические средства. Подобные обстоятельства должны приниматься во внимание при планировании данного следственного действия.

  • 4. При определении даты, места и временного периода проведения следственного действия необходимо учитывать, что срок, на который может быть установлен контроль и запись переговоров, не должен превышать шести месяцев. Соответственно данное следственное действие может производиться в течение и одного дня, и даже в меньший промежуток времени. Вместе с тем возможно представить такую ситуацию, когда контроль и запись переговоров будут в общей сложности производиться и в больший чем шесть месяцев срок — при условии повторного вынесения судебного постановления.
  • 5. Подготовка необходимых технических средств осуществляется с непосредственным участием специалиста в области соответствующего вида связи: электросвязи, цифровой, высокочастотной и пр.

Для записи речевой информации могут использоваться профессиональные многоканальные ленточные магнитофоны (для одновременной записи до восьми телефонных линий), имеющие метку времени, счетчик ленты, разделенные по каналам регуляторы уровня записи (для одновременной записи речевой информации по 16 каналам); магнитофоны на базе персональных компьютеров; телефонные регистраторы, производящие запись телефонного разговора на компакт-кассету и питающиеся как от напряжения бытовой электросети (220 В), так и от элементов питания.

Современные системы записи телефонных переговоров предназначены для сбора, архивирования и последующего контроля собранных данных по телефонным переговорам. В этих системах широко используются современные компьютерные технологии и методы обработки сигналов. Гибкое программное обеспечение позволяет настроить систему под практически любую задачу.

Подобные системы осуществляют контроль за состоянием телефонных линий (поднята трубка или нет) и при поднятой трубке фиксируют все передаваемые сигналы в линии.

Могут контролироваться не только широко распространенные двухпроводные городские линии, но и современные каналы передачи данных — цифровые потоки ISDN PRI/BRI и ведомственные линии со специальной сигнализацией.

Возможности современных систем записи телефонных переговоров позволяют осуществлять одновременное обслуживание нескольких сотен каналов и фиксировать в базе данных всю информацию о переговорах (дата, время, длительность, входящие и исходящие номера, тональный набор), а также поддерживать режим сетевой работы, позволяющий производить обработку накопленной информации на удаленном компьютере и осуществлять автоматическую архивацию записанной информации на внешние цифровые носители (ZIP, магнитооптика и т.п.). Кроме того, указанные системы позволяют: вести прослушивание одновременно с записью;

автоматически определять номер, регулировать уровень сигнала, обеспечивая выравнивание уровней ближнего и дальнего абонентов; осуществлять акустопуск системы контроля и записи; вести протокол работы системы записи и журнал действий оператора.

Вся регистрируемая информация подразделяется на аудиоинформацию (речь), факсимильные сообщения, цифры набора и до- набора телефонного номера и др., при этом происходит запись информации с фиксацией времени и даты сделанной записи.

Специализированные базы данных (архивы) создаются на долговременных носителях (накопителях на жестких магнитных дисках ЭВМ, магнитооптических дисках) и позволяют в дальнейшем воспроизводить и анализировать характер передаваемой информации.

В сформированной таким образом базе данных возможно делать необходимые выборки информации (например, все переговоры абонента за последнюю неделю с определенным городским номером).

При решении вопроса о круге участников следственного действия и определении органа, которому будет поручено техническое осуществление контроля и записи переговоров, следует учитывать, что непосредственно техническое проведение контроля и записи переговоров может быть поручено органу дознания, осуществляющему оперативное сопровождение расследования (подразделению уголовного розыска, отделу (управлению) по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.).

Взаимодействие с каждым из названных субъектов при производстве контроля и записи переговоров налаживается, исходя из разновидности расследуемого уголовно-наказуемого деяния.

После того как начальнику какого-либо из названных подразделений поступило постановление и письменное поручение следователя о производстве контроля и записи переговоров, специально уполномоченный им сотрудник составляет задание и передает его в подразделение специальных технических мероприятий для практического осуществления прослушивания.

К участию в следственном действии привлекаются также специалисты — представители предприятия или компании связи, в сети которой зарегистрирован абонент.

Кроме того, в том случае, если следователь решит проводить данное следственное действие самостоятельно, например, по заявлению потерпевшего и когда известно точное время предполагаемого разговора, он привлекает к участию в следственном действии специалиста, обладающего навыками работы со специальной техникой. Задача специалиста — оказание помощи следователю в получении качественной записи речевой информации с использованием современных технических средств.

6. Постановление о возбуждении следователем перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров согласовывается с прокурором.

В судебном постановлении о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров излагаются суть ходатайства следователя, основания принимаемого решения, само решение в форме разрешения или отказа в удовлетворении ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров в отношении определенного лица с указанием номеров телефонов и данных иных видов связи, которыми пользуется данное лицо. Кроме того, в постановлении указывается наименование органа, на который возлагается обязанность технического осуществления контроля и записи переговоров.

Источник: https://studref.com/458315/pravo/podgotovka_proizvodstvu_kontrolya_zapisi_peregovorov

Понятие и правовые основания контроля и записи телефонных и иных переговоров

Поиск информации в связи с расследованием преступления часто сопряжен с контролем записью телефонных переговоров.

Сущность данного следственного действия состоит в том, чтобы прослушивать и фиксировать в установленном уголовно-процессуальном порядке переговоров (телефонных и иных) обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших в целях установления неких обстоятельств, которые могут иметь значения для конкретного расследуемого дела.

Прослушивание телефонных переговоров – это совокупность действий, позволяющих с помощью конспиративного слухового контроля и технических средств прослушивать переговоры, которые ведутся по линиям связи. Данные, полученные при прослушивании, фиксируются, с целью обнаружения сведений о преступной деятельности объекта заинтересованности. 

Читайте также:  Рапорт об обнаружении признаков преступления: правила составления

Статья 186 УПК РФ устанавливает, что контроль и запись переговоров как следственное действие производится в том случае, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемых или обвиняемых лиц содержат необходимую информацию о преступной деятельности.

Полученные данные от прослушивания могут использоваться для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности:

  • Установление свидетелей и потерпевших, подозреваемых
  • Определение направлений для раскрытия и расследования преступления
  • Получение данных по поводу преступного события, его участников и места их нахождения
  • Обнаружение возможных улик, мест сокрытия орудий, трупов, их частей,  вещественных доказательств, а также лиц, скрывающихся в данный момент от следствия
  • Предупреждение готовящихся преступлений, раскрытие иных сопряженных с расследуемым преступлений (например, прошлых лет)

Классификация контроля и записи переговоров

Контроль и запись переговоров можно классифицировать по различным основаниям.

По процессуальному положению прослушиваемого субъекта

  • Осуществляется в отношении подозреваемого или обвиняемого
  • Осуществляется в отношении потерпевших
  • Осуществляется в отношении свидетелей

По объему контроль и прослушивание телефонных переговоров отдельных субъектов

По очередности проведения 

  • Первичные 
  • Повторные (применяется в случае, если первичные контроль и запись были проведены некачественно или проведение контроля и записи второй раз было рассчитано на то, что обвиняемый, успокоится после первичного прослушивания телефонных переговоров и будет вести себя более открыто, спокойно общаться по телефону с соучастниками преступления)

По количеству контролируемых и прослушиваемых субъектов

  • Единичный 
  • Групповой (когда контролируются, прослушиваются и записываются не только проводные линии связи, но и радиотелефонные, сотовые, радиорелейные и другие каналы нескольких субъектов -подозреваемых, обвиняемых или лиц, связанных с ними).

Правовые основания

В ст.186 УПК РФ содержатся фактические основания и процессуальные требования к назначению данного следственного действия, устанавливаются требования об обязательности составления протокола.

Контроль и запись переговоров является следственным действием, которое производится в отдельных случаях и при совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях (ст.165 УПК РФ).

Контроль и запись телефонных переговоров допускается лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. 

Процессуальным основанием для проведения прослушивания и записи телефонных переговоров является судебное решение, поскольку это следственное действие ограничивает конституционные права граждан (например, естественное право человека на личную жизнь следует отнести к интересам частным, личная жизнь является частной частью жизнедеятельности человека, но публичный аспект возникает именно в обязанности государства обеспечить неприкосновенность личной жизни, невозможность вмешательства в него других лиц, о чем и говорится в ст. 23 Конституции России).

Общие положения о возможности производства контроля и записи переговоров содержатся в ст.186 УПК РФ, которая освещает процессуальные требования к проведению указанного следственного действия. 

Сущность данного следственного действия заключается в прослушивании и ведении записи переговоров с использованием различных средств коммуникации. В дальнейшем, контролируемые переговоры подлежат осмотру и прослушиванию.

К данному способу изъятия информации можно обращаться только в том случае, если других способов изъятия информации нет, поскольку в силу вступает конституционное право на неприкосновенность частной жизни в государстве.

Право на неприкосновенность личной жизни имеет всеобщий, универсальный характер. Указанный признак имеет несколько уровней выражения:

  1. Во-первых, все люди без какой-либо дискриминации обладают правом на неприкосновенность личной жизни. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, расы, национальной принадлежности, места жительства, имущественного положения, отношения к религии и иных обстоятельств. 
  2. Во-вторых, как указано в научной литературе, право на неприкосновенность личной жизни является универсальным с точки зрения его содержания. 
  3. В-третьих, всеобщность права на личную жизнь выражена в пространственном, территориальном аспекте. Всюду, где бы человек не находился, куда не перемещался, он обладает основополагающим правом на неприкосновенность личной жизни.
  4. В-четвертых, вопросы обеспечения и охраны права человека на личную жизнь выступает объектом регулирования всех государств. Признание всеобщности и универсальности права человека на личную жизнь означает, что проблемы прав человека не является только внутренним делом данного государства.

Правовая охрана права на личную жизнь обязывает государство обеспечивать общими и равными условиями всех субъектов, это означает, прежде всего, формальную одинаковость возможностей по их стартовым показателям.

Понятно, что сам процесс реализации соответствующих прав находится, так или иначе, в прямой зависимости от личных задатков, способностей человека, его фактического статуса; поэтому фактические результаты реализации стартовых показателей прав человека не могут быть одинаковыми.

То есть, при прослушивании и записи переговоров следователь обязан, прежде всего, позаботиться о том, чтобы права граждан на личную жизнь при этом не были нарушены.   

Важно!

Следует отметить, что ст.185 УПК РФ знает и другие следственные действия, направленные на получение информации – путем выемки почтово-телеграфной корреспонденции. К подобным способам получения информации, которые тесно связаны с правами и свободами граждан, необходимо прибегать только в том случае, когда речь идет об уголовных делах средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях.

Лицо, осуществляющее предварительное расследование, получив решение суда, обязано сразу же направить его копию в соответствующее учреждение связи.

Полученная в результате контроля и записи переговоров фонограмма является вещественным доказательством, которое приобщается к делу, и соответствующим образом опечатывается, с целью предотвращения незаконного прослушивания, использования и тиражирования другими лицами.

Срок настоящего следственного действия не может быть больше шести месяцев. Если обязательность в нем отпадет, то контроль и запись прекращается по постановлению следователя, но не позже истечения срока расследования по данному уголовному делу.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/kontrol-i-zapis-telefonnyh-i-inyh-peregovorov/

Контроль и запись переговоров



В статье анализируется тактическая операция, а именно, контроль и запись переговоров. Данное действия является одним из возможных следственных действий в арсенале следователя.

Ключевые слова: следователь, переговоры, контроль, специалист, фонограмма

Автор идеи о разработке концепции тактических операций в криминалистике А. В. Дулов еще в 1979 году обращал внимание на тот факт, что институт тактических операций, обеспечивая цели расследования преступлений, полностью основывается на уголовно-процессуальном законодательстве.

Однако в этой же связи он отмечал необходимость дальнейшего совершенствования этой отрасли отечественного законодательства, дополнение его нормами, обеспечивающими более полную реализацию возможностей института тактических операций, более полный контроль за их организацией и проведением.

Одним из предложений для этого был его тезис о необходимости предусмотреть и особую форму, в которую могут облекаться результаты тактической операции [1, с. 245].

Ныне действующий УПК РФ содержит правовые нормы, процессуальная форма которых объективно и фактически отражает по своей сущности действия, которые можно характеризовать как тактические операции следователя для целей расследования преступлений — это ст. 186 и 186–1 УПК РФ.

Указанная процессуальная норма (ст. 186 УПК РФ) в практике расследования преступлений является тактической операцией следователя, основанной на его взаимодействии с судом и оперативно-техническими подразделениями органов внутренних дел.

По данным опроса в практике эта тактическая операция применяется по 46,7 %, расследуемых уголовных дел. По этим же данным тактическая операция планируется и реализуется на первоначальном этапе предварительного расследования в 21,9 %, на последующем его этапе в 78,1 % случаев.

Реализация данной тактической операции связана с ситуацией расследования преступления, и поэтому в каждом отдельном случае она имеет конкретные особенности [2].

Тактическая операция «Контроль и запись переговоров» может быть рассмотрена в соответствии со структурой, определенной нами для криминалистического способа расследования данного вида.

Первым ее элементом является сложная тактическая задача, она определяется особенностями расследования по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям.

В соответствии с особенностями расследования преступления, на которые выше уже неоднократно обращалось внимание, у следствия возникает потребность в получении доказательств, которые по своему содержанию могут дополнять уже собранные доказательства либо станут системообразующими доказательствами в ряду других доказательств, тем или иным образом влияющих на принятие промежуточных или окончательных тактических и процессуальных решений.

Цели рассматриваемой тактической операции определяются организацией следователем практического осуществления процессуального контроля за прослушиванием телефонных и иных переговоров и одновременной фиксацией их содержания на фонограмму, что создает условие для собирания интересующей следствие криминалистически значимой информации.

Достижение этих целей обусловлено не только точным исполнением законодательных предписаний, но и выполнением определенной криминалистической технологии реализации следственного мероприятия, определяемого в качестве системы операций, раскрывающих его механизм, чье содержание основывается на требованиях уголовно-процессуального закона и рекомендациях криминалистики.

Особенностью тактической операции данного вида является то обстоятельство, что система целей, которую обосновывает следователь и тактическое решение о проведении тактической операции тесно связаны между собой и не всегда представляют линейный алгоритм принятия решения.

Поэтому тактическое решение может приниматься ранее формирования ее целей в зависимости от характера следственной ситуации, оцененной следователем, и прогнозов ее дальнейшего развития.

Тем более, что важной особенностью рассматриваемой тактической операции является ее конспиративный характер, то есть присутствие в процессе ее планирования, организации и проведения негласного компонента следственной и оперативно-розыскной деятельности.

Тактическое решение и цели рассматриваемой тактической операции принимается следователем только на стадии предварительного расследования преступлений.

Они обусловлены интересами собирания доказательств преступления и намерением следователя обеспечить методичность и наступательность следственной деятельности с использованием фактора внезапности, на что уже было указано в предыдущем параграфе.

Анализ следственной ситуации, то есть обработка необходимой информации о ней, рассматривается как исходный момент в процессе подготовки и принятия следователем любого решения по делу, в том числе формулирования сложной тактической задачи тактической операции и определения ее системы целей.

После принятия тактического решения и определения системы целей тактической операции в соответствии с планируемой под ее проведение сложной тактической задачи важным элементом ее структуры является алгоритм процессуальных и непроцессуальных действий, то есть технологическая цепочка реализации через плановые и организационные действия следователя.

Одним из первых действий в этом ряду является необходимость планирования тактической операции, то есть определение направления и содержания следственной деятельности на протяжении контроля и записи переговоров и определения следователем круга ее участников.

Традиционно в этот круг могут быть включены лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи; орган, которому поручается техническое осуществление прослушивания переговоров; оперативные сотрудники и специалист, участвующий в осмотре и прослушивании фонограммы переговоров.

Важным элементом тактической операции с позиции решения поставленной сложной задачи для следователя является необходимость налаживания необходимого взаимодействия с оперативным подразделением, которое определено им как структура для организации и проведения специальных технических мероприятий. Это обстоятельство обусловлено конспиративным характером деятельности каждого такого подразделения, поэтому отношения следователя с его сотрудниками реализуется опосредовано, через оперативных сотрудников, которые исполняют письменные поручения следователя по уголовному делу.

Сохранение в тайне всех сведений, связанных с тактической операцией «Контроль и запись переговоров», важнейший элемент ее подготовительных действий, сохранение этой тайны обязательно и по завершению тактической операции, причем это касается всех ее участников, задействованных следователем на стадии ее практической реализации.

Помощь специалиста может быть не ограничена только справочно- консультационными вопросами, входящими в его профессиональную компетенцию. Это означает, что следователь может привлечь специалиста в качестве участника тактической операции (частный случай), когда он в порядке ч. 2 ст.

Читайте также:  Субсидия на ипотеку 2020 от государства: программы и условия

186 УПК РФ самостоятельно (например, проводит запись телефонного разговора, время которого заранее известно по просьбе и заявлению потерпевшего) реализует ее от самого начала до составления протокола осмотра фонограммы и приобщения ее к материалам уголовного дела.

Специалист выступает в этом случае и как сотрудник правоохранительных органов, и как представитель оператора связи, чьими услугами пользуются интересующие расследование абоненты.

Мы обращаем внимание, что вышеприведенный случай является частным, когда оперативно-следственная необходимость разрешает следователю использовать процессуальные возможности ст. 186 УПК РФ в качестве тактической операции по заявлению потерпевшей стороны (8,9 % 152 опрошенных), а не по судебному решению, что предусматривает отдельную процессуальную процедуру [3].

Планово-организационные мероприятия рассматриваемой тактической операции на этом принципиально могут быть закончены, потому что следующим шагом в ее типовой модели является конфиденциальный этап, где требуется достижение главной цели тактической операции — получение органом дознания, уполномоченным на производство специальных технических мероприятий, фонограммы с записью телефонных и иных переговоров. Эта деятельность органа дознания (субъекта оперативно- розыскной деятельности) регламентируется соответствующими ведомственными нормативно-правовыми актами, носящими секретный характер. Следственная деятельность в реализации указанной цели тактической операции носит пассивный характер и не связана какими-либо процессуальными или непроцессуальными действиями, а также криминалистическими рекомендациями.

Активные действия следователя возможны только в обстоятельствах, когда оперативное подразделение осуществляющее контроль и запись переговоров интересующих расследование лиц, устно информирует его о неких результатах своей деятельности.

Обычно эта информация передается оперативным сотрудником — посредником между следователем и оперативно-техническим подразделением.

Процессуальные последствия такой информации основаны на передаче следователем запроса на истребование фонограммы с записью телефонных и иных переговоров, форма которого в УПК РФ не определена и процессуальный порядок носит произвольный характер.

Между тем фонограмма оперативным сотрудником должна передаваться следователю в качестве приложения к его сопроводительному письму, быть упакованной и исключать любой несанкционированный доступ к ней посторонних лиц.

Фонограмма осматривается следователем по установленным процессуальным правилам, после осмотра она упаковывается и постановлением приобщается к материалам уголовного дела.

Фактически эти действия обеспечивают следующую цель тактической операции — перенос доказательственной информации с звуконосителя на процессуальное средство ее фиксации.

Этим обеспечивается процессуальная сохранность доказательственной информации и возможность ее дальнейшего использования в расследовании преступления.

При этом важно, чтобы достоверно были установлены личности каждого лица, принимавшего участие в переговорах, зафиксированных на звукозаписи. Если в этой связи возникают некоторые проблемы, то следователь может планировать в будущем проведение фоноскопической экспертизы (назначали и проводили 94,9 % опрошенных сотрудников правоохранительных органов) [1, с. 246].

Оценка контроля и записи переговоров являет последним важным элементом структуры рассматриваемой тактической операции.

Его суть заключается в том, что анализ проделанной работы и ее результатов позволяет следователю свидетельствовать об относимости, допустимости и достоверности полученной криминалистически значимой и доказательственной информации.

Кроме того, оценка результатов проведенной тактической операции позволяет решить вопрос о ее достаточности для продвижения процесса доказывания по уголовному делу, о необходимости прекращения или дальнейшего продления сроков реализации тактической операции «Контроль и запись переговоров».

Литература:

1. Земцова, С. И. О некоторых элементах криминалистической характеристики сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершаемого с использованием электронных или информационно- телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2015. — № 1. — С. 245–252

2. Бычков, В. В. Соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений при проверке сообщений о преступлениях и в ходе расследования // Российский следователь. — 2013. — № 24. — С. 10–13

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СПС Гарант.

Основные термины (генерируются автоматически): тактическая операция, РФ, рассматриваемая тактическая операция, тактическое решение, следователь, запись переговоров, система целей, следственная деятельность, сложная тактическая задача, доказательственная информация.

Источник: https://moluch.ru/archive/161/45044/

Процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров

Контроль телефонных и иных переговоров — это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 141 ст. 5 УПК).

Контроль и запись переговоров как следственное действие состоит а) в поручении следователя специализированным органам вести прослушивание и звукозапись телефонных и иных переговоров лиц, которые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела, а также б) в истребовании фонограммы и в) в фиксации переговоров в протоколе.

Данное следственное действие следует отличать от сходных с ним оперативно-розыскных мероприятий: прослушивания телефонных переговоров, звукового наблюдения, снятия информации с технических каналов связи, контроля сообщений.

Однако с точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи производится оперативными подразделениями технической разведки ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в условиях конспирации, т. е. оперативно-розыскными средствами. Между прослушивающими переговоры органами и прослушиваемыми лицами нет, и не может быть процессуальных правоотношений. Правоотношения возникают только при даче следователем поручения о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих действий.

Контроль и запись переговоров необходимо отличать от сходного с ним следственного действия — выемки почтово-телеграфных отправлений. Между ними существует два основных отличия.

Во-первых, выемка состоит в изъятии материальных носителей, уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы электронной почты).

При контроле и записи переговоров материальные носители — фонограммы создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно.

Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированный орган (подразделение правоохранительных органов), который прослушивает и записывает их, представляет в определенном порядке фонограмму. В выемке принимает участие обычный оператор связи, через который передаются сообщения.

Основанием для производства контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения из них относящихся к делу сведений. Контролю и записи могут быть подвергнуты как телефонные, так и любые другие устные переговоры подозреваемого, обвиняемого, и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.

В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 4-5 ст. 15 УК).

По общему правилу контроль и запись переговоров производится по судебному решению, выносимому в порядке ст. 165 УПК.

Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. О понятии близких лиц см. комм. к п. 3 ст. 5.

Наличие угрозы устанавливается на основе доказательств или иных сведений. Если потерпевший или свидетель отказываются сделать письменное заявление, то контроль и запись переговоров осуществляются по судебному решению.

Срок контроля и записи переговоров не может превышать срока предварительного следствия и устанавливается в пределах шести месяцев.

Процессуальный порядок осуществления контроля и записи переговоров включает в себя несколько этапов.

1) поручение следователя вести контроль и запись переговоров. Для этого следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о контроле и записи переговоров. Оно направляется в суд в порядке ст. 165 УПК. Постановление судьи об осуществлении контроля и записи переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения.

Если контроль и запись переговоров ведется по письменному заявлению их участника, то следователь выносит постановление и уведомляет об этом прокурора. Судебного решения не требуется.

Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулируется. В результате фиксируются переговоры всех лиц, пользующихся определенным телефоном или находящихся в определенном помещении.

В то же время процессуальный закон допускает контроль и запись в отношении переговоров определенного лица. Возникает проблема доказательственного значения зафиксированных переговоров других лиц, которые фактически были записаны без судебного решения. Например, прослушиваются переговоры адвоката, подозреваемого в даче взяток.

В результате записаны переговоры его супруги по домашнему телефону, других адвокатов по рабочему телефону;

2) истребование следователем фонограммы переговоров от органа, осуществляющего их контроль и запись, может быть сделано в любое время в течение всего срока контроля и записи.

В ответ на запрос следователя фонограмма ему передается в опечатанном виде с сопроводительным письмом, с указанием времени начала и окончания записи, кратких технических характеристик использованных средств.

При этом не нужны сведения о лицах, которые осуществляли сами контроль и запись переговоров;

3) осмотр и прослушивание фонограммы следователем производится в присутствии понятых. В осмотре могут участвовать специалист и лица, чьи переговоры записаны. О результатах осмотра составляется протокол по правилам ст. 166 УПК. Фонограмма в полном объеме приобщается к делу в качестве вещественного доказательства.

Контроль и запись переговоров прекращаются по постановлению следователя, когда в них отпадает необходимость, истекает установленный судом срок или срок следствия, или прекращается, приостанавливается уголовное дело.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/37066.html

Тактика контроля и записи переговоров

Контроль телефонных или иных переговоров — это следственное действие, заключающееся в конспиративном наблюдении за обменом информацией, осуществляемом устно, по телефону, радио-, электронным каналам связи, ее технической фиксации, отборе и процессуальной фиксации сведений, имеющих значение для уголовного дела[1] (ст. 186 УПК РФ).

Целями производства данного следственного действия являются: отслеживание информации, выявляемой в процессе контроля переговоров; запись выявленной информации; осмотр и прослушивание получаемых фонограмм, определение в них данных, имеющих значение для дела; проверка доказательств и получение новых доказательств (в том числе установление лиц, участвующих в совершении преступления, мест, где скрываются преступники либо похищенное, и орудия преступления; оказываемом и планируемом противодействии расследованию); немедленное использование полученных сведений для обеспечения безопасности граждан и интересов государства.

В соответствии с положениями УПК РФ контроль и запись переговоров осуществляются при наличии определенных обстоятельств: 1) факт возбуждения уголовного дела по определенным категориям преступлений (преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких); 2) письменного заявления лица, в отношении которого будет проводиться контроль (в рамках уголовного дела это потерпевший, свидетель, их близкие родственники, родственники, близкие лица), либо судебного решения, которое принимается по ходатайству следователя; 3) достаточных оснований полагать, что переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела; 4) угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников, близких родственников или близких лиц.

Читайте также:  Госпошлина за замену паспорта в 45 лет: где и как оплачивать

Длительность производства данного следственного действия не может превышать 6 месяцев и прерывается в случае, если предварительное следствие по делу закончено. Основанием прекращения является постановление о прекращении контроля и записи телефонных и иных переговоров.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров осуществляются с помощью разнообразных технических устройств в зависимости от вида используемых подозреваемым, обвиняемым и другими лицами средств электросвязи. Как правило, осуществляется контроль переговоров по каналам телефонной (мобильной и сетевой), факсимильной, пейджинговой связи, электронной почты.

Возможности современного уровня развития техники позволяют: осуществлять одновременное обслуживание нескольких каналов связи; фиксировать в базе данных не только речевую, но и другую информацию о переговорах (дату, время, длительность, входящие и исходящие номера); автоматически определять номер, а также применять импульсный и тональный способы набора номера; поддерживать режим сетевой работы, позволяющий производить обработку накопленной информации на удаленном компьютере; осуществлять автоматическую архивацию фиксированной информации на внешние цифровые носители; производить разграничение доступа; запрещать выполнение определенных операций для конкретных лиц; вести протокол работы системы записи и журнал действий оператора.

Источник: https://bstudy.net/750619/pravo/taktika_kontrolya_zapisi_peregovorov

Понятие и сущность контроля и записи переговоров

  • Контроль и запись переговоров— это следственное действие, сущность которого заключается в контроле и фиксации на основаниях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, на записывающие технические средства содержания переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных участников процесса, а также и других лиц с целью использования полученных сведений в качестве доказательств по уголовным делам.
  • При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для дела, при расследовании по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения допускаются контроль и запись переговоров.
  • При наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их родных и близких контроль и запись переговоров допускаются по письменным заявлениям указанных лиц, а при отсутствии заявления – на основании судебного решения.
  • В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи переговоров, в частности, указываются: основания проведения данного следственного действия; фамилия, имя и отчество лица, переговоры которого подлежат контролю и записи; срок, в течение которого будут осуществляться прослушивание и запись; орган, которому поручается исполнение этого действия.

Контроль и запись переговоров могут быть установлены на срок до шести месяцев. Они прекращаются по постановлению следователя, но не позднее окончания расследования по делу.

Следователь в течение всего срока контроля и записи переговоров может в любое время истребовать от органа, исполняющего это следственное действие, фонограмму для осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются время начала и окончания записи и сведения об использованных при этом технических средствах.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи переговоры записаны, составляет протокол.

В протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к делу.

Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе изложить в том же протоколе (или отдельно) свои замечания,

  1. Фонограмма приобщается к делу как вещественное доказательство и хранится в отпечатанном виде при деле.
  2. Целями контроля и записи переговоров являются:
  3. • получение информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
  4. • установление лиц, участвовавших в совершении преступления; мест, где скрываются разыскиваемые преступники; мест сокрытия похищенного и орудий совершения преступления;
  5. • немедленное использование полученных сведений для обеспечения безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов государства.

После проведения специалистами необходимой технической подготовки запись телефонных переговоров идет автоматически.

Тактика этого следственного действия фактически сводится лишь к решению вопроса о том, должно ли осуществляться непосредственное прослушивание самих переговоров параллельно с их аудиозаписью (круглосуточно или в течение определенного времени, например когда то или иное лицо находится дома) или периодически будет прослушиваться лишь запись.

Ответ зависит от характера расследуемого преступления и сложившейся ситуации. Разумеется, непосредственное прослушивание гораздо эффективнее, поскольку позволяет своевременно получать необходимую информацию и безотлагательно осуществлять ОРМ и следственные действия, а также обеспечить надежную защиту потерпевших и свидетелей.

Цели контроля и записи переговоров.

Согласно ст. 186 УПК при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для дела, при расследовании по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения допускаются контроль и запись переговоров.

При наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их родных и близких контроль и запись переговоров допускаются по письменным заявлениям указанных лиц, а при отсутствии заявления – на основании судебного решения.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи переговоров, в частности, указываются: основания проведения данного следственного действия; фамилия, имя и отчество лица, переговоры которого подлежат контролю и записи; срок, в течение которого будут осуществляться прослушивание и запись; орган, которому поручается исполнение этого действия.

Контроль и запись переговоров могут быть установлены на срок до шести месяцев. Они прекращаются по постановлению следователя, но не позднее окончания расследования по делу.

Следователь в течение всего срока контроля и записи переговоров может в любое время истребовать от органа, исполняющего это следственное действие, фонограмму для осмотра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются время начала и окончания записи и сведения об использованных при этом технических средствах.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи переговоры записаны, составляет протокол.

В протоколе должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к делу.

Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе изложить в том же протоколе (или отдельно) свои замечания,

  • Фонограмма приобщается к делу как вещественное доказательство и хранится в отпечатанном виде при деле.
  • Целями контроля и записи переговоров являются:
  • • получение информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
  • • установление лиц, участвовавших в совершении преступления; мест, где скрываются разыскиваемые преступники; мест сокрытия похищенного и орудий совершения преступления;
  • • немедленное использование полученных сведений для обеспечения безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов государства.

После проведения специалистами необходимой технической подготовки запись телефонных переговоров идет автоматически.

Тактика этого следственного действия фактически сводится лишь к решению вопроса о том, должно ли осуществляться непосредственное прослушивание самих переговоров параллельно с их аудиозаписью (круглосуточно или в течение определенного времени, например когда то или иное лицо находится дома) или периодически будет прослушиваться лишь запись.

Ответ зависит от характера расследуемого преступления и сложившейся ситуации. Разумеется, непосредственное прослушивание гораздо эффективнее, поскольку позволяет своевременно получать необходимую информацию и безотлагательно осуществлять ОРМ и следственные действия, а также обеспечить надежную защиту потерпевших и свидетелей.

Источник: https://studopedia.net/15_52935_ponyatie-i-sushchnost-kontrolya-i-zapisi-peregovorov.html

Контроль и запись переговоров как следственное действие. Основания, порядок производства

  • Контроль и запись переговоров производится в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемого, обвиняемого, других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела.
  • Данное следственное действие состоит в прослушивании специально уполномоченными на то органами (ФСБ и МВД) телефонных и иных переговоров, а также в их записи с помощью любых средств коммуникации (технических средств) в целях последующего осмотра и воспроизведения фонограмм.
  • Под иными переговорами понимаются любые переговоры с помощью проводной и беспроводной связи, а также путем непосредственного общения.
  • Рассматриваемое следственное действие существенно ограничивает конституционное право граждан на тайну переговоров, поэтому в законе установлены дополнительные гарантии законности его производства.

Так, контроль и запись переговоров допускаются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения. Вместе с тем ч. 2 ст. 13 УПК РФ допускает в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных ч. 5 ст.

165 УПК РФ производство контроля и записи переговоров без судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора о произведенном следственном действии. Однако необходимо отметить, что между ч. 2 ст. 13 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ имеются противоречия, поскольку в последней норме речь идет только об исключительных случаях производства без получения судебного решения обыска, выемки в жилище и личного обыска в случаях, не терпящих отлагательства. Эти нормы должны быть приведены в соответствие друг с другом.

Кроме того, получение судебного решения на производство контроля и записи переговоров не требуется, когда об этом поступает письменное заявление потерпевшего, свидетеля при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении их самих или их близких. Однако если письменное заявление в таких случаях отсутствует, судебное решение все же необходимо получить.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров должно быть указано:по какому делу необходимо произвести данное следственное действие; основания его применения; данные о лице, чьи переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления следственного действия и наименование органа, которому поручается его техническое обеспечение.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров не может продолжаться более 6 месяцев. Если необходимость в данном мероприятии отпадает, оно прекращается по постановлению следователя. Не допускается контроль и запись переговоров после окончания предварительного расследования.

Следователь в любой момент вправе истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она должна быть передана следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи переговоров и характеристики использованных при этом технических средств.

Осмотр и прослушивание фонограммы следователь производит с участием понятых. При необходимости приглашаются специалист, а также лица, чьи телефонные и иные переговоры записывались.

О результатах осмотра и прослушивания следователь составляет протокол, в котором дословно излагается та часть фонограммы, которая имеет отношение к делу.

Лица, участвующие в осмотре и прослушивании, вправе изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма полностью приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства, о чем следователь выносит постановление. Храниться она должна в опечатанном виде в условиях, обеспечивающих ее техническую пригодность, но при этом должна быть исключена возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Источник: https://students-library.com/library/read/79133-kontrol-i-zapis-peregovorov-kak-sledstvennoe-dejstvie-osnovania-poradok-proizvodstva

Ссылка на основную публикацию