Допускается ли создание чрезвычайных судов в рф: как устроены суды

В РФ правосудие уполномочен осуществлять только суд. Система судопроизводства устанавливается в федеральных законах и в Конституции РФ.

В Конституции судебная власть рассматривается как разновидность государственной власти, которую суды осуществляют самостоятельно, независимо от воли органов исполнительной или законодательной власти.

Суды считаются единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие. Создание иных органов для свершения справедливости, в том числе чрезвычайных судов, в РФ является противозаконным.

Судебная власть в Российской Федерации

В Конституции гарантирована монополия судов в вопросах осуществления правосудия. В свою очередь, правоохранительная или правоприменительная деятельность возложена на органы исполнительной власти.

Такое ограничение функций называется «принцип разделения властей», он действует во избежание заинтересованности других инстанций в исходе судебных дел и для обеспечения справедливого правосудия.

Судебная власть является независимым и самостоятельным структурным элементом системы государственного управления. Однако судебные органы тесно взаимодействуют с органами исполнительной и законодательной власти.

Субъектами судебной власти являются все судебные учреждения, которые входят в систему судопроизводства.

Законодательная база судопроизводства в РФ

Главным законом, который обеспечивает верховенство права в судебной ветви власти, считается Конституция РФ. В ней описаны полномочия судов как органов обеспечения правосудия согласно принципу разделения власти. Также определены четыре вида судопроизводства: уголовное, конституционное, гражданское и административное.

А также в Главном государственном законе содержится прямой ответ на вопрос о том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ. Нет, не допускается. Их деятельность противоречит нормам Конституции, где описаны гарантии каждого гражданина на первичные права и свободы, в том числе на честный суд и справедливость.

В Конституцию не включен полный перечень судов, в ней названы только три высших органа судебной власти: Верховный суд, Конституционный суд и Высший Арбитражный Суд.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды

Закон о судебной власти РФ является основным источником регулирования судебной системы. Он содержит полный перечень судов, их обязанности и компетенции. Все остальные государственные акты могут только дополнять статью Закона, но не противоречить им.

Деятельность судов разной юрисдикции регулируется Законом о Конституционном суде, Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Семейным, Гражданским, Трудовым, Земельным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях.

Закон о статусе судей разбирает принципы их избрания, их обязанности и компетенции.

Судебная система РФ

Конституционный суд осуществляет исключительно конституционное судебное производство, то есть решает дела об изъяснении норм Конституции, о внесении поправок в основной закон.

Суды общей юрисдикции возглавляются Верховным судом, рассматривают гражданские, административные, уголовные иски.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам, возглавляются Высшим Арбитражным судом. Арбитражные суды, в свою очередь, подразделяются на апелляционные, рассматривающие дело во второй раз по сути, и кассационные, рассматривающие законность решения суда общей юрисдикции.

Также в судебную систему РФ входят третейский и международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.

Чрезвычайные суды, их особенности и задачи

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды

По сути, такие суды имеют совершенно особую правовую, вернее антиправовую направленность. Ключевая функция судопроизводства – правосудие, и эта юридическая истина, так или иначе, прописана в конституциях всех демократических государств. А оправдания, наказания, компенсации – это уже сфера деятельности исполнительных органов власти. В чрезвычайных судах весь их правомочный функционал упрощен, если не сказать, доведен до примитива.

Во-первых, суть создания чрезвычайных судов в РФ в прошлые века состояла в наказании, а не в правосудии. В этих судах не действовала презумпция невиновности, и тем более обвиняемые не имели права на юридическую защиту или апелляцию.

Во-вторых, такие суды объединяли функции вынесения приговора и, собственно, выполнения приговора – наказания. Именно карательный характер их деятельности и предшествовал тому, что принцип запрета создания чрезвычайных судов теперь прописан в Конституции РФ – главном документе государства, а именно в статье 118.

Чем чрезвычайные суды отличаются от специальных

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды

Система специального судебного производства в нашей стране только внедряется, но мировой опыт в этом является достаточно успешным. Сегодня в России создается Специализированный суд по правам на интеллектуальную собственность. Также специальные суды могут рассматривать дела по обвинению несовершеннолетних.

Специальные суды организационно обладают полной независимостью. Надзорный орган для этих инстанций – это Верховный Суд. Финансирование деятельности этих судебных организаций обеспечивается федеральным бюджетом.

Исторические примеры чрезвычайных судов

Чрезвычайные суды на некоторых отрезках истории перенимали функции военно-полевых. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации допускалось и было объявлено в местностях, которые находились в военном положении. В 1906–1907 гг. их ввели в 82 губерниях.

Суды состояли из председателя и членов суда (от трех до пяти). Состав суда назначал начальник гарнизона из строевых офицеров по приказу губернатора или генерала. Естественно, ни о каком нейтралитете судей и присяжных речь не шла.

Судебный процесс был быстрым, и ему не предшествовало никакое предварительное расследование. Роль обвинительного приговора играл акт о предании суду. Его подписывал командир военной дивизии. Он же мог и помиловать преступника. Исполнение приговора в основном осуществлялось через публичное повешение.

Позднее в чрезвычайных судах было введено право на применение каторги. Естественно, в таких условиях размышлять об отсутствии презумпции невиновности или нейтралитета судей не приходилось.

Еще одна волна создания чрезвычайных судов прошла в 30-х годах, в период чисток. Суды назывались «Тройками», подчинялись Народному комитету внутренних дел.

Ключевой их функцией было не осуществление правосудия, а утрамбовка режимного порядка путем чисток среди несогласных.

Итого с 1 октября 1936 года по 1 ноября 38-го «Тройками» был арестован (репрессирован) 1 565 041 человек. 50 % всех арестованных были расстреляны.

Согласитесь, история сделала нашей стране внушительную прививку. Этого опыта хватило, чтобы запретить создание органов подобного извращенного судебного устройства на веки вечные.

Но не нужно считать, что создание чрезвычайных судов допускалось только в РФ, такие зверские инстанции имели место почти в каждой стране, устраивались на пути к правовому и сознательному общественному порядку.

Еще один пример антигуманного правового порядка имел место в США после Гражданской войны, назывался суд Линча или линчевание.

Обычно без суда и следствия человека, которого заподозрили в нарушении общественного порядка, приговаривали к повешенью и приводили приговор в действие среди уличной толпы.

Эта мера применялась к чернокожему населению и была частью своеобразного расового геноцида. Это не событие, которое принадлежит «седой» истории, последний суд Линча состоялся в 1981 году в Алабаме.

Причины и предпосылки создания чрезвычайных судов

Несмотря на то что система чрезвычайного судейства была извращена, доведена до абсурда, стала одним из видов преступлений против человечества, само ее создание в некоторых исторических обстоятельствах было логично и оправдано.

Ведь чрезвычайные положения, войны и катастрофы не создают обстоятельства, изолированные от преступлений любого рода. Наоборот, в такие периоды социального провала почва для реализации преступных намерений благодатна, как никогда.

Когда органы государственного управления были не способны в полной мере осуществить свои функции, создание в РФ чрезвычайных судов допускалось и казалось неплохим выходом.

Абсолютно несложно понять логическую необходимость такого судопроизводства в историческом контексте. Таким образом государственная власть пыталась обеспечить справедливость и некое подобие правовой защиты для слабых граждан.

Характер правосудия в чрезвычайных судах

Судебное заседание в чрезвычайном суде носит закрытый характер, состав судебных заседателей упрощен. Чаще всего состоит только из судьи, эту роль исполняет военный командир или глава общины и коллегия присяжных (до пяти человек).

Экстренное и предвзятое течение такого процесса несовместимо с современными понятиями о нейтралитете судей и присяжных.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды

Учитывая, что правовой процесс в чрезвычайных судах проходит вне норм юрисдикции или уголовного законодательства, решения его не имеют законной силы, но носят принудительный характер и не оставляют подсудимому права на оправдание или защиту интересов.

По сути, хоть такие инстанции и перенимают функции судов, таковыми они не являются. Они отыгрывали роль своего рода «государственных банд», которые чинили суд или даже самосуд, не сохраняя нейтралитет.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в России

Нет. В Конституции РФ содержится прямой запрет на создание таких судов. Более того, в современном демократическом обществе любая логика создания этого вида судебных инстанций отпала.

Суды – единственные инстанции, уполномоченные осуществлять правосудие.

Сеть их в каждом федеральном округе позволяет рассматривать дела об обвинении каждого преступника, даже в случаях чрезвычайного положения по законам демократического общества.

Из-за кардинально неудачной судебной практики в 30-х годах сегодня запрещено создание в РФ чрезвычайных судов. Допускается только избрание в округах мировых судей. Однако их избранию также предшествуют дебаты и внесения поправок в Закон о судебной власти. Знаменитые «Тройки» НКВД, по сути, никогда не были органами правосудия, потому что ничего общего с ним их деятельность не имела.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды

Различались краевые, областные и республиканские «Тройки». Они часто выносили приговор заочно, без присутствия обвиняемого, нивелируя таким образом любую возможность подсудимого оправдаться. Составляли предварительные списки обвиняемых, разыскивали их, добивались признания и приговаривали. Добивались признания – в самом буквальном смысле «добивали» путем нечеловеческих пыток.

Решения «Троек» обжалованию не подлежали, обвинительные приговоры были заключительными документами. В государственных архивах сохранилось много протоколов подобного судебного процесса.

Эволюция и деградация чрезвычайного судопроизводства

В истории почти каждой страны имело место создание чрезвычайных судов. Возможно, по причине горького исторического опыта чрезвычайного судопроизводства сегодня не допускается создание чрезвычайных судов в демократических государствах.

На заре создания государственных общин и элементарных социальных границ практически весь суд по логике заседания был чрезвычайным. Семейные, материальные и другие споры приходили разрешать к правителю, он мирил спорящих, решал спор и осуществлял правосудие. В разных областях такую роль играли главы администраций, церковные владыки и т. д.

Судебная система в отдельную, независимую категорию власти была отнесена уже после VIII века.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды

Такие суды создавались, чтобы наказывать военных и гражданских преступников, которые обвинялись в убийствах, грабежах, разбоях, насилии и других тяжких преступлениях. Если очевидность преступления не оставляет сомнений, как и личность преступника, необходимость в дополнительных расследованиях отсутствует, естественно, преступник должен быть наказан.

Но в условиях чрезвычайного или военного положения собрать судебное заседание по форме, с представителями обвинения и защиты очень затруднительно. В таких случаях преступников отдавали под суд в чрезвычайных судах.

Чаще всего такие суды осуществлялись в местных органах власти и состояли, например, из главы администрации, военного начальника и группы высокочтимых, непредвзятых горожан.

Практика создания чрезвычайных судов, возможно, выглядит логично в условиях войн или террористических атак. Но как и каждая легкодоступная форма власти, чрезвычайное судопроизводство очень скоро стало предметом злоупотребления.

Оно из органов грубоватой и недемократичной справедливости превратились в карательные инстанции, где некая группа судебных активистов сочиняла самосуд или убирала людей, которые не повиновались. Громкие примеры: знаменитые «Тройки» НКВД, суды Линча, Феодальные собрания Франции, трибунал в Болгарии и т. д.

, которые не имели ничего общего с судебными органами в современном понимании, преследовали только идеологические и карательные цели.

Источник: https://autogear.ru/article/339/510/sudebnaya-sistema-rf-sozdanie-chrezvyichaynyih-sudov/

Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права», «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Публичное и частное право», «8.

Что такое правонарушение?», «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы», «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16. Политические режимы», «17.

Ещё немного о государстве».

Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России. Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

Суд – это государственный орган. Но принцип разделения властей говорит о том, что во время разбирательства он должен отделяться от общего государственного механизма и работать независимо от него.

И если человек спорит с целым государством, то суд, хотя и является частью этого государства, должен как бы отойти в сторону и посмотреть со стороны, кто прав – представители государства или гражданин.

Впрочем, в реальности это происходит не всегда.

Читайте также:  Что будет если забыл права дома: какой штраф полагается

Судебная система России – тема очень большая и сложная, одной заметкой её не охватить. Сперва надо разобраться в видах судов и судопроизводства, а также выяснить смысл базовых терминов и принципов.

Поэтому начнём с этих вещей, а потом постепенно разберёмся в устройстве судов и их работе. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: как устроены суды Виды российских судов В России существует четыре вида судов.

Суды общей юрисдикции (иногда их название сокращают до аббревиатуры «СОЮ») занимаются подавляющим большинством дел.

Убийства, кражи и изнасилования, споры о наследстве и разводе, нарушения правил дорожного движения и незаконные увольнения, защита прав потребителей и жалобы на действия чиновников, невыплаченные кредиты и коммунальные платежи. Более 90% дел в России рассматривают суды общей юрисдикции.

«Юрисдикция» – это полномочия по рассмотрению каких-то споров, а слово «общая» подразумевает противопоставление термину «специальная» или «специализированная». То есть словосочетание «общая юрисдикция» означает, что такой суд рассматривает все споры, кроме тех, которыми занимаются специализированные суды (со специальной юрисдикцией).

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции, но с отдельной структурой и особой сферой деятельности. В них, в основном, разбирают споры, связанные с прохождением военной службы (например, дела о преступлениях военнослужащих или конфликты между военными и их начальством).

Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. Это обычно либо конфликт между коммерческими организациями, либо конфликт между коммерческой организацией и государством. В число арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, расположенный в Москве. Словосочетание «арбитражный суд» иногда не вполне корректно сокращают до слова «арбитраж».

Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.

Над всеми этими судами, кроме конституционных и уставных, стоит Верховный суд РФ. Перечисленные выше суды – это российские государственные суды. Помимо них, в российской правовой системе действуют третейские суды и Европейский суд по правам человека. О том, что это такое, расскажу позже.

Лирическое отступление: как выглядит суд Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).

При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.

Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты. Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний.

У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день. В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон.

А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.

В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.

Виды судопроизводства

Судопроизводство – это порядок действий суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводства, которые отражают пять типов правовых конфликтов. Синоним слова «судопроизводство» – «процесс».

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс). Суть дела – государство обвиняет человека в совершении преступления. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). За что судить и как наказывать – читаем Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Гражданское судопроизводство (гражданский процесс). Суть дела обычно такова – один субъект (физлицо, юрлицо, РФ, субъект РФ или муниципалитет) считает, что другой субъект нарушил его права и нанёс ему имущественный или моральный ущерб.

Поэтому первый субъект (истец) требует от второго субъекта (ответчика) компенсацию, чаще всего денежную. Место действия – суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд). Как судить – читаем Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ).

Как разрешать спор – читаем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), а также Семейный, Трудовой, Жилищный и Земельный кодексы, закон РФ «О защите прав потребителей» и другие законы.

Административное судопроизводство (административный процесс)

Источник: https://zakon.ru/Blogs/pravovedenie_dlya_chajnikov__18_sudebnaya_sistema_osnovnye_terminy_i_principy/57004

Судебная система РФ: общая схема, структура и устройство судов России

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает  Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Они осуществляют уголовное, гражданское, административное. В 2017 году в городе Москве запущен портал судов общей юрисдикции, расположенный по адресу http://mos-gorsud.ru/. Данный ресурс призван объединить, централизовать и синхронизировать данные о работе 36 московских судов (35 районных судов и Московского городского суда).

Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.).

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды.

 К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10.

К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. 

В системе арбитражных судов существуют электронные ресурсы, такие как – Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), которая позволяет в онлайн-режиме следить за ходом дела и знакомиться с текстами судебных актов, а также сервис «Мой арбитр» (https://my.arbitr.ru), который, в том числе позволяет подавать документы в электронном виде. 

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

  • Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
  • При подготовке использовались материалы свободной энциклопедии.
  • Поделитесь с друзьями
Читайте также:  Выделение долей детям при использовании материнского капитала: особенности

Источник: https://www.mk-law.ru/delyus-znaniyami/justice-system.html

Чрезвычайные суды

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СУДЫ — особые судебные органы, создаваемые в исключительных случаях(война, действие чрезвычайного положения, революция, государственный переворот). Иногда Ч.с. создаются и в обычных условиях (например, «тройки» НКВД в СССР в 30-х гг.). Ч.с. всегда имеют характер террора, преследуют карательные цели. Ч.с.

никогда не связаны обычной, установленной законом судебной процедурой, а часто даже самыми элементарными принципами правосудия (презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту). Обычно рассмотрение дел в Ч.с. носит закрытый характер, а их решения не подлежат обжалованию. Конституция РФ и большинство новейших конституций прямо запрещают создание Ч.с.

и иных судебных органов, наделенных специальными полномочиями.

Следующая глава

Суды и тюрьмы
Вообще-то по американской конституции человек считается невиновным, пока его вина не доказана судом, имеет право на своевременное судебное разбирательство, может отказаться отвечать на провокационные вопросы и потребовать себе адвоката. На деле

Административные суды
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ — в ряде зарубежных государств (ФРГ, Франция, Финляндия, Швеция) особый вид судов наряду с обычными (общей компетенции и специализированными) судами. А.с. осуществляют административное правосудие (см. Административная

Арбитражные суды
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ — специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и

Военно-полевые суды
ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ — исключительные, или чрезвычайные, суды, действующие вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном до крайних пределов судопроизводстве и

Военные суды
ВОЕННЫЕ СУДЫ — в судебной системе РФ федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных, Силах, РФ, других войсках, органах и воинских формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. B.C. создаются в

Чрезвычайные ситуации
Помогите! Хильфэ! Hilfe!Вызовите полицию. Руфэн зи ди полицай! Rufen Sie die Polizei!Вызовите врача. Холен зи айнэн арцт! Holen Sie einen Arzt!Я потерялся. Ихь хабэ михь фэррирт. Ich habe mich verirrt.Я заблудился! Ихь хабэ михь фэрляуфэн. Ich habe mich

Чрезвычайные ситуации
Если вы не забронировали гостиницу заранее, это можно сделать в одном из филиалов Пражской информационной службы (Pra?ska informa?n? slu?ba, она же PIS). Если вас попросили предъявить паспорт. Это повод усомниться, полицейский ли перед вами. Обычно документы не

Чрезвычайные ситуации
Если вас остановила полиция – не пугайтесь; никто не станет к вам придираться, требовать денег или выдворять из страны. Полицейский удовлетворится ксерокопией двух страниц паспорта: той, где фамилия, и той, где виза.Если вас арестовали. Если с

Чрезвычайные ситуации
Если вы не забронировали гостиницу заранее В Парижском туристическом офисе (127, avenue des Champs-Elys?es (8), 08 92 68 31 12, факс 01 49 52 53 30, info@paris-touristoffice.com, www.paris-touristoffice.com M George V) можно забронировать номер в гостинице любого класса в день приезда.Если вас попросили

Источник: https://info.wikireading.ru/66931

Статья 118 Конституции России

Текст Ст. 118 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Комментарий к Ст. 118 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемое положение вытекает из принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ.

Термин «правосудие» определяется в русском языке как «деятельность правовых, судебных органов»*(641), т.е.

в прямом смысле как суждение (в нашем случае — суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге как способ реализации судебной власти.

Правосудие — это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства в рамках установленного законом процессуального порядка и применения на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия*(642).

Существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие.

Так, например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие, понимаемое как форма разрешения споров о нарушениях норм права, выступает содержанием судебной власти*(643). Следует согласиться с В.В.

Черниковым в том, что данная позиция нуждается в уточнении*(644).

Дело в том, что судебная власть как разновидность власти государственной есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма государственной власти*(645). В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть распространяется и на другие области жизнедеятельности общества, не связанные с разрешением социально-правовых конфликтов.

Суд является единственным легитимным органом, осуществляющим судебную власть в стране. Создание «параллельных», или «дополняющих» судебную систему России инстанций будет считаться (с учетом весьма категоричной формулировки комментируемой нормы) неконституционным.

Именно правосудие обеспечивает выполнение правовой социальной функции судебной власти как эффективного средства правовой защиты. Это согласуется с тем, что права и свободы человека обеспечиваются правосудием и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.

18, 46 Конституции РФ). Соответственно названным целям правосудия в ст.

6 Конвенции о защите прав и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое разбирательство дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона судом.

Указанные конституционные и международно-правовые предписания не допускают возложения правосудия на какие-либо другие органы, кроме судов, которым как органам судебной власти принадлежит, таким образом, монополия на его осуществление*(646).

Не отождествляя понятие «суд» с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть — это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие.

Особенности функций, выполняемых судом, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности*(647).

  • Помимо Конституции РФ, деятельность российских судов регулируют следующие нормативные правовые акты:
  • Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»*(648);
  • Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  2. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»*(649);
  3. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота.

В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной и независимой ветвью государственной власти*(650). Характеризуя самостоятельность судебной власти, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела.

Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда.

И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке.

Полнота судебной власти — это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории России государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями*(651).

Не следует путать понятия «осуществление правосудия» и «участие в осуществлении правосудия»; последнее применимо к присяжным заседателям, которые лишь способствуют (сопутствуют и помогают) судам в осуществлении их деятельности, но сами правосудие не вершат.

Конституционные основы правосудия имеют непосредственное отношение к проблеме его эффективности. Это связано с тем, что в конституционных целях судопроизводства находят отражение основные и объективно существующие потребности и интересы общества в равной для всех и оптимальной процедуре рассмотрения и разрешения судебных дел.

2. Судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Перечисление в Основном законе используемых видов судопроизводства (а также их дублирование в ч. 3 ст.

1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») особо подчеркивает, что деятельность судов, в отличие от всех других органов государственной власти, строго регламентирована установленными законом процессуальными правилами, определяющими, как должно совершаться каждое действие суда при рассмотрении и разрешении дел.

Различия в формах судопроизводства обусловлены характером рассматриваемых дел и назначением соответствующего суда.

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ.

Процедура конституционного судопроизводства определяется как самой Конституцией РФ (ст. 125), так и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционное судопроизводство осуществляют также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Порядок гражданского судопроизводства определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ, принятым 15 ноября 2002 г. и введенным в действие с 1 февраля 2003 г.; порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи регулируется также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений.

В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права)*(652).

Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут за собой уголовного наказания.

Уголовное судопроизводство — это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания.

Первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти, был Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР», который определялся как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

26 июня 1992 г. был принят Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», законодательно закрепивший важнейшее положение о том, что судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия представителей народа (ч. 1 ст. 1).

Кроме того, в ч. 2 ст. 1 этого Закона было указано: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти».

Тем самым указанный Закон определил статус судебной власти, который был подтвержден и развит в конституционных нормах комментируемой главы.

Гражданское, административное и уголовное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции, в том числе специализированными военными судами, а также мировыми судьями, рассматривающими соответственно гражданские, уголовные и административные дела.

Однако все эти суды осуществляют судопроизводство в гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном и административно-процессуальном порядке, который устанавливается в зависимости от вида дел, а не судов и закрепляется соответственно в Гражданском процессуальном, Уголовно-процессуальном кодексах и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Следовательно, все суды общей юрисдикции пользуются одними и теми же кодифицированными правилами.

3.

Российская судебная система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы.

  • Судебная система России складывается из следующих элементов:
  • 1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • 2) Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ;
  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального назначения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам соответствующих субъектов Федерации;
  • районные суды, являющиеся непосредственно вышестоящими инстанциями по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;
  • военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба;
  • специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, учреждаемые путем внесения изменений и дополнений в Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • 3) Федеральные арбитражные суды:
  • Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;
  • федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов*(653);
  • арбитражные суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.
  • 4) Суды субъекта Российской Федерации:
  • конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаваться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;
  • мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Читайте также:  Заведомо ложное сообщение об акте терроризма: наказание

Источник: http://konstRF.ru/118

2.3. Судебная система Российской Федерации

Судебная
система — понятие конституционное.

В
соответствии с Конституцией РФ правосудие
осуществляется только судом, создание
чрезвычайных судов не допускается,
судебная система, врам-ках которой
осуществляется судебная власть,
устанавливается Конституцией РФ и
федеральным конституционным законом
(ст. 118).

Конституционные положения,
устанавливая роль и место высших судебных
органов страны (Конституционного Суда
РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ), тем самым
предопределяют основные параметры
судебной системы (ст. 125-127).

Под
судебной
системой
понимается
установленная Конституцией РФ и принятым
на ее основе федеральным конституционным
законом совокупность судов разных
уровней, организованных и действующих
в соответствии с их компетенцией, с
учетом федеративного и
административно-территориального
деления страны.

Такой подход к
системному построению судебной власти
создает необходимые предпосылки
успешному функционированию правосудия.

Гарантируется
стабильность деятельности судов. Любые
изменения системы судебных органов
могут иметь место только путем внесения
соответствующих поправок в Конституцию
РФ.

Никакой суд не может быть упразднен,
если отнесенные к его ведению вопросы
правосудия не были переданы в юрисдикцию
другого суда.

Построение деятельности
судов с учетом национально-территориального
устройства Российской Федерации и
административно-территориального
деления субъектов РФ создают условия
обеспечения суверенитета страны и
доступность правосудия для населения.

Установление
взаимосвязи судебных органов позволяет
четко распределить объем их полномочий
и проводить эффективный судебный
контроль со стороны вышестоящих судов.

Согласование в
рамках единой системы деятельности
всех самостоятельно функционирующих
судов дает возможность обеспечить
единообразное понимание задач правосудия
в правовом демократическом государстве.

Обращаясь
к особенностям построения судебной
системы РФ, прежде всего отметим, что
все суды России подразделяются на
федеральные и суды субъектов РФ. Порядок
образования и деятельности федеральных
судов устанавливается на основе
Конституции РФ федеральными конституционными
законами, а судов субъектов РФ-с учетом
федерального законодательства законами
субъектов РФ.

Федеральные
суды в
свою
очередь разделяются на три подсистемы:
Конституционный Суд РФ, суды общей
юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный
Суд РФ занимает особое место в судебной
системе страны, выполняет функции
высшего органа судебной власти по защите
основ конституционного строя, прав и
свобод человека и гражданина, обеспечению
верховенства и прямого действия
Конституции РФ на всей территории
государства. Конституционный Суд РФ
выполняет порученное ему судопроизводство
самостоятельно, независимо от иных
государственных структур и других
подсистем судебной власти (см. Федеральный
конституционный закон от 21 июля 1994г. №
1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской
Федерации»).

Суды общей юрисдикции
Российской Федерации, возглавляемые
Верховным Судом РФ, включают федеральные
суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным
судам в субъектах РФ относятся: верховные
суды республик, краевые и областные
суды, суды городов федерального значения,
суды автономной области и автономных
округов, районные суды.

Районные суды,
ранее именовавшиеся городскими,
межмуниципальными, окружными,
приравниваются по своему статусу к
районным.

Полномочия, порядок образования
и деятельности судов обшей юрисдикции
устанавливаются федеральным конституционным
законом.

Систему
военных судов составляют окружные
(флотские) военные суды и гарнизонные
военные суды. Военные суды входят в
единую систему судов общей юрисдикции,
возглавляемую Верховным Судом РФ.

Их
отнесение к судам общей юрисдикции
связано с тем, что они рассматривают
уголовные, гражданские и административные
дела, т.е. имеют такой же набор полномочий
правосудия, как и другие федеральные
суды общей юрисдикции.

Военные суды
создаются по месту дислокации воинских
частей и учреждений Вооруженных Сил РФ
(см. Федеральный конституционный закон
от 23 июня 1999г. № 1-ФКЗ «О военных судах
Российской Федерации»).

Федеральный
конституционный закон от 31 декабря
1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации» предусматривает создание
специализированных федеральных судов
общей юрисдикции по рассмотрению
гражданских и административных дел
(ст. 4, 26).

Их учреждение осуществляется
путем внесения изменений в упомянутый
Федеральный конституционный закон.

Полномочия, порядок создания и деятельности
устанавливается особым федеральным
конституционным законом, работа по
подготовке которого в настоящее время
проводится.

Суды
субъектов РФ
включают:
конституционные (уставные) суды и мировых
судей. Последние относятся ксудам общей
юрисдикции.

Конституционные
(уставные) суды субъектов РФ могут
создаваться самими субъектами для
разрешения вопросов соответствия
законов и нормативных правовых актов
органов власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления Конституциям
(уставам) субъектов РФ, а также для
толкования соответствующих региональных
конституционно-правовых норм.

Порядок
рассмотрения дел в этих судах
устанавливается законами субъектов
РФ. Решение конституционного (уставного)
суда, принятое в пределах его полномочий,
не может быть пересмотрено другим судом.
Финансирование этих судов осуществляется
за счет средств субъектов РФ.

В настоящее
время конституционные (уставные) суды
функционируют в 12 субъектах РФ.

Мировые судьи
входят в общую систему судов РФ. Их
полномочия, порядок создания и деятельности
определяются Федеральным законом от
17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях
в Российской Федерации».

Порядок
назначения (избрания) и некоторые вопросы
обеспечения их деятельности устанавливаются
также законами субъектов РФ.

В компетенции
мировых судей включается рассмотрение
дел о менее опасных уголовных преступлениях,
некоторых имущественных споров, отдельных
трудовых и семейных дел, а также дел об
административных правонарушениях.

Наличие различных
по своей компетенции групп судов, сложные
организационные и процессуальные
взаимоотношения между ними не исключают
совместной их деятельности по выполнению
общих правоохранительных задач,
основанной на единстве судебной системы.

Единство судебной
системы обеспечивается путем:

  • установления судебной системы РФ Конституцией РФ и общим для всех судов федеральным конституционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции РФ, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признания обязательности исполнения на всей территорииРоссийской Федерации судебных постановлений, вступивгших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования всех федеральных судов и мировых судей изфедерального бюджета.

Единство
судебной системы предопределяет
многообразие внутренних отношений,
которые определяются организационными
и функциональными связями. Организационные
связи регулируются законодательством
о судоулройстве, функциональные —
законодательством о судопроизводстве,
т.е. уголовным, гражданским, арбитражным,
административным процессуальным правом.

С точки
зрения организационных связей систему
судов принято делить на звенья. Под
звеном
судебной системы
понимаются
суды, наделенные одинаковой компетенцией,
включающей все многообразие функций
судебной власти. С этих позиций всю
систему судов можно разделить на три
звена: основное, среднее и высшее (рис.
2.1).

Применительно к
территориальным (название условное)
судам общей юрисдикции деление будет
таким:

  1. основное звено — районные суды;

  2. среднее звено — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов;

3)высшее
звено — Верховный Суд РФ.Военные суды
включают следующие звенья:

  1. основное звено — гарнизонные военные суды;

  2. среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

  3. высшее звено — Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Звенья арбитражных
судов:

  1. основное звено — арбитражные суды субъектов РФ;

  2. среднее звено — арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

  3. высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Рис.
2.1.
Судебная
система РФ

Если
звено показывает место суда в судебной
системе в связи с его деятельностью на
определенной территории, то функциональные
связи определяются понятием инстанция.

Судебной
инстанцией
считается
суд или его структурное подразделение,
выполняющие ту или иную функцию правосудия
исходя из целей разбирательства дела
(принятие решения по существу, проверка
законности ранее принятых решений).

Различают рассмотрение дел по первой
инстанции, кассационное или апелляционное
разбирательство и пересмотр дел в
порядке надзора.

Правосудие
по первой инстанции ~
это
рассмотрение дела по существу с целью
осуждения или оправдания подсудимого
— по уголовному делу или удовлетворения,
отказа в иске — по гражданскому и
арбитражному делу. Дела по первой
инстанции рассматривают все суды.

Большинство уголовных, гражданских дел
рассматривается по первой инстанции
районными судами, а арбитражных —
арбитражными судами субъектов РФ.

Наиболее сложные дела рассматривают
по первой инстанции и суды второго
звена, и очень небольшое число дел
попадает на рассмотрение по первой
инстанции в высшее звено судебной
системы.

Кассационное
разбирательство
осуществляется,
как правило, в судах второго звена.
Проверка приговоров и решений суда
первой инстанции производится по
кассационной жалобе или кассационному
представлению прокурора.

По итогам
проверки дела в кассационной инстанции
судом выносится определение, в которой
дается оценка законности и обоснованности
приговора или решения суда первой
инстанции и принимается одно из двух
решений: оставить приговор (решение) в
силе или отменить его и направить дело
на новое рассмотрение в тот же или
соответствующий ему другой суд.

Второй
инстанцией может быть апелляционная
инстанция

районном суде по делам, рассмотренным
мировыми судьями, а также в системе
арбитражных судов). Особенность
апелляционной инстанции в том, что,
отменив решение суда первой инстанции,
этим же судом одновременно дело может
быть рассмотрено заново с вынесением
нового решения или приговора.

Рассмотрение
дел в порядке надзора
может
иметь место, после того как ранее
вынесенный приговор или решение вошли
в законную силу и не были опровергнуты
в обычном (кассационном) порядке.

Исключительный (надзорный) порядок
имеет целью устранить ранее допущенные
нарушения или в связи с возникновением
вновь открывшихся обстоятельств, ранее
не известных суду.

Пересмотр дел в
порядке надзора осуществляется только
по инициативе ограниченного круга лиц,
прямо перечисленных в законе; в структурных
подразделениях судов среднего звена
или в судах высшего звена.

Дальнейшее развитие
судебной системы, повышение качества
обеспечения правосудия, совершенствование
судебной защиты прав и законных интересов
граждан и юридических лиц, постоянно
находится в поле зрения органов
государственной власти.

Распоряжением
Правительства РФ от 4 августа 2006 г. №
)081-р была утверждена Концепция развития
судебной системы России на 2007-2011 гг.

Предусматривается совершенствование
процессуального законодательства;
повышение уровня исполнения судебных
актов (сейчас — 52%); обеспечение открытости
правосудия; борьба с коррупцией внутри
судебного ведомства; выделение
дополнительных средств на обеспечение
судей жильем (2,7 млрд руб.) и ряд других
мероприятий.

Вопросы и задания
для обсуждения

  1. Опишите в общих чертах меры по реформированию российской судебной системы, предпринятые в первые годы советской власти.

  2. Покажите основные тенденции развития советской судебнойсистемы.

  3. В чем состояло 'реформирование российской судебной системы в период перестройки?

  4. Дайте краткую характеристику места и роли российской судебной системы по Конституции РФ 1993 г.

  5. Охарактеризуйте общее понятие власти и понятие судебнойвласти в частности.

  6. Каким путем обеспечивается единство судебной системы?

  7. Назовите три подсистемы федеральных судов.

  8. Какие суды входят в подсистему судов обшей юрисдикции?

  9. Назовите суды подсистемы арбитражных судов.

  1. Какие суды относятся к судам субъектов РФ?

  2. Что такое звено судебной системы?

  3. Приведите понятие судебных инстанций и назовите их разновидности.

ПРАВОСУДИЕ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ)

ГЛАВА

Источник: https://studfile.net/preview/6725126/page:7/

Ссылка на основную публикацию