Президенты россии по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов россии

Статью опубликовал: Виктория Кемеровская Обновлено: 22.04.2019

С момента распада Советского Союза, случившегося в девяносто первом году, прошло без малого тридцать лет. По человеческим меркам этот срок может показаться большим, однако по историческим он представляется бесконечно малым.

В связи с этим даже учебники по Истории России не торопятся давать более или менее однозначную оценку действиям тех или иных политических деятелей России.

Несмотря на историческую неопределенность, в этой статье мы рассмотрим всех президентов, на чьи плечи легла нелегкая задача вывести страну из кризиса и создать новое государство.

Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов России

Президенты России по годам

Ключевые даты

За тридцать лет Россия направлялась всего тремя персоналиями – Ельциным, Медведевым и Путиным. Путин и Ельцин избирались на два срока, в то время как Медведев всего на один. Если говорить об общих временных промежутках, но Путин находится «у руля» значительно дольше всех своих прежних коллег и удерживает свой статус по сей день.

Таблица 1. Президенты России

ПрезидентСрок правления
Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииБорис Николаевич Ельцин 1991 – 1999 (два срока)
Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииВладимир Владимирович Путин 2000 – 2008 (два срока)
Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииДмитрий Анатольевич Медведев 2008 – 2012
Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииВладимир Владимирович Путин 2012 – настоящее время

О каждом из президентов, а также о негативных и позитивных моментах в их правлении мы поговорим в следующих главах.

Ельцин

Правление Бориса Ельцина представляет собой знаменательный период в истории, поскольку именно ему было предстояло стать первым президентом Российской Федерации – непосредственно после крушения Советского Союза.

Вопрос о том, какую оценку давать действиям Ельцина является дискуссионным до сих пор.

Смог ли президент вывести страну на путь положительных перемен или привел к стагнации и разложению? Противники и сторонники Ельцина высказываются на этот счет по-разному.

Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов России

Ельцин был избран сразу после распада Советского Союза

Чтобы охватить данный вопрос максимально широко далее мы коротко пройдемся по основным положительным и отрицательным моментам президентства Ельцина и попытаемся подвести промежуточный итог.

Сильные стороны политики

Среди дальновидных политических решений, положительно повлиявших на политическую и экономическую ситуацию в России, можно назвать следующие:

  • улучшение международных отношений с Европой и США. Ельцин стремился к диалогу с значимыми лидерами, что позволяло России более активно выходить на мировую арену и заявлять о себе, как о более открытом (в отличии от СССР) государстве;
  • возвращение свободы слова. Несмотря на то, что средства массовой информации и деятели искусства не могли почувствовать полной вседозволенности после развала Советского Союза, им впервые за несколько десятилетий было надо право голоса. Прежние госорганы цензуры были распущены, что позволило людям творческого направления проявлять себя гораздо более открыто;
    Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииЖурналисты и представители творческих профессий обретают возможность говорить на гораздо большее количество тем
  • общее увеличение количества банков по всей России. Такой важный шаг во многом становится возможен благодаря другому важному изменению – приватизации. Отныне становится возможна не только работа на государство, но и на себя, что позволяет гражданам, никак не связанным с госаппаратом, увеличивать свои доходы, что в свою очередь требует появления новых финансовых организаций;
  • введение многопартийной системы, благодаря которой выборы перестают быть пустым звуком. Самое понятие парламентских выборов является новым для России и подразумевает гипотетический импичмент, который был совершенно немыслим в советской системе управления. Несмотря на то, что многие перемены в политической сфере даются нелегко, делаются уверенные шаги в направлении демократизации власти;
    Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииМногопартийная система позволяет сделать выборы более легитимными
  • открытие границ. Одним из самых важных и ощутимых последствий правления Ельцина является появление возможности для рядового россиянина выбраться за пределы собственно России. Отныне для получения загранпаспорта и его использования не требуется проходить многочисленные проверки и иметь определенные связи. Заграничная поездка становится общедоступным явлением.

Кстати! О том какие партийные системы наблюдались в контексте различных типов государственности можно прочесть ниже.

Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов России

Виды партийных систем

Слабые стороны политики

Разумеется, смотреть на правление Ельцина сквозь розовые очки было бы неправильно. Переход от одной государственной системы к другой не мог пройти безболезненно и благополучно. Потому список минусов, которыми сопровождалось президентство Ельцина включает в себя весьма значительные пункты:

  • расцвет сепаратизма. Распад советского союза предзнаменовал и распад государства на геополитическом уровне. Многие страны, по факту входившие в состав СССР, начали отсоединятся, превращаясь в суверенные государства. Именно этот период ознаменовывают продолжительные военные действия в Чечне, приведшие к большим человеческим потерям;
    Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов РоссииОдним из наиболее важных внешнеполитических вопросов для Ельцина был чеченский
  • рост преступности. Эпоху Ельцина многие граждане запомнят, как эпоху бандитов и убийц, что совершенно справедливо, поскольку такое явление как рэкет набирает силу именно в годы его правления. Теперь представители СМИ и творческих профессий начинают боятся не репрессий со стороны государства, а беспредела со стороны бандитов. Символичным примером данного времени является убийство Листьева;
  • экономические кризисы. Дефолт и обесценивание валюты привели к страшным для многих граждан последствиям, среди которых безработица, задерживание заработной платы и жизнь на грани нищеты. Платить за новый демократический строй простым гражданам пришлось очень дорого. Построение карьеры в ельциновской России становится практически невозможным и бесперспективным занятием;
    Экономическая ситуация в девяностых годах оставляла желать лучшего
  • потеря статуса «сверхдержавы» на мировом уровне. Одним из наиболее болезненных итогов распада СССР и проблем в экономической сфере является падение «рейтинга» России в глазах американского правительства. Некогда достойный конкурент в глазах США начинает слабеть и теряет былую мощь на фоне финансовой и политической нестабильности. Россия перестает восприниматься всерьез;
  • массовая эмиграция. В связи с отсутствием каких-либо перспектив в пределах России, многие граждане предпочитают покидать государства. Именно поэтому данный период некоторые историки сравнивают с массовым бегством интеллигенции в начале прошлого столетия накануне Революции.
    Нищета и бесперспективность России во времена правления Ельцина вынуждали многих граждан покидать страну

Итоги правления

Говоря об итогах правления Ельцина следует учитывать как глобальные события, так и события на уровне частной жизни. Нельзя отрицать того факта, что после распада Советского Союза все политические деятели оказались в состоянии полнейшей неизвестности, и Ельцин – не исключение.

Свобода слова, парламентские выборы и приватизация уживались с отсутствием экономической стабильности, девальвацией и массовой криминализацией.

Начиная править страной, представляющей собой обломки былой державы, Ельцин не смог возвести нового здания государственности, однако заложил первый фундамент демократии.

Правление Ельцина не имеет однозначной оценки

Видео: Правление Ельцина после распада СССР

Путин

Путин находился и находится на посту Президента значительно дольше всех своих коллег. Вопрос о том, насколько правомерно он занимает этот пост и имеет ли на него право является дискуссионным, однако факт остается фактом. За все эти долгие годы со страной происходили как положительные, так и отрицательные изменения, на некоторых из которых мы сейчас и остановимся.

Преимущества правления

Среди заслуг Путина, позитивно повлиявших на развитие России и обстановку в стране в целом, отметим следующие:

  • разрешение конфликта в Чечне и последующее снижение террористической угрозы. Боевые действия в Чечне были одним из наиболее болезненных внешнеполитических факторов для России в девяностых. Успешное преодоление чеченского конфликта с минимальным возможным количеством жертв является одной из неоспоримых заслуг Путина;
    Путину удалось ценой сравнительно малых жертв справиться с конфликтами в Чечне
  • укрепление и развитие вооруженных сил. Данная область развития является весьма спорной – некоторые политики справедливо отмечают, что на расширение военной мощи страны уходят неправомерно большие средства, часть из которых можно было распределить по другим областям. Однако отрицать тот факт, что обороно-промышленная сфера переживает эпоху подъема по сравнению с девяностыми бесполезно;
  • снижение внешнего госдолга;
  • устранение задержки выплат. Проблема, стоявшая особенно остро в девяностые и заключавшаяся в продолжительной невыплате положенных сотрудникам зарплат, была успешно решена Путиным, пришедшим на смену Ельцину. Разумеется, такие задержки были возможны и в нулевых, однако они приобрели более локальный характер;
    Задержки выплат во времена правления Путина значительно сократились
  • преодоление бедности. Следует оговориться, что Россия во многом продолжает оставаться бедной страной и не выдерживает конкуренции ряда стран, однако важно помнить об историческом контексте. Если в девяностые около тридцати процентов населения страны имели доходы, не дотягивавшие до прожиточного минимума, то на данный момент их количество сократилось до двенадцати процентов. Также можно отметить и рост покупательской способности населения;
  • цифровизация госуслуг. На данный момент многие документы переводятся в электронную форму, что способствует оптимизации документооборота. Одним из очевидных примеров можно считать появление электронных больничных листов или же сайта gosusugi.ru, который позволяет заполнять многие заявления и снабжать их сканами документов, не выходя из дома. Конечно, в данных системах могут случаться сбои, однако их наличие уже сейчас позволяет значительно упростить жизнь рядовому гражданину.
    Цифровизация делает социальные услуги доступнее для разных слоев населения

Недостатки правления

Среди событий, происходящих в России и приводящих к негативным последствиям, можно упомянуть такие как:

  • недостаточно продуманная кредитно-денежная политика. Как показывает практика, экономика России очень подвержена экономическим кризисам, потому обращаться с ней следует предельно аккуратно. Путин не смог предотвратить сразу нескольких проблем, сковывающих экономические процессы, а именно бандитизм, сопровождавшийся утечками капитала, неадекватное завышение процентных ставок, зависимость денежного оборота от внешних валютных потоков, невозможность сформировать замкнутый контур финансовой системы;
    Цифровизация делает социальные услуги доступнее для разных слоев населения
  • отставание в научной и технологической отраслях. Вне зависимости от того, возьмем ли мы качественную или количественную сторону вопроса, научная сфера не получает достаточного развития и какой-либо значимой поддержки со стороны государства. Более того, доля технического экспорта на текущий момент снизилась даже по сравнению с девяностыми;
  • низкие темпы роста технологического производства. Среди прочих отраслей промышленности, технологическая является одной из самых слабых. Финансирования не хватает как фундаментальным, так и прикладным техническим дисциплинам, что и сказывается на рекордно низких показателях производства. Согласно статистике, с 2010 по 2017 года данный вектор производства снижается до тридцати процентов;
    Российское технологическое производство находится в состоянии стагнации
  • ослабление медицины, пересекающееся с уменьшением продолжительности жизни. С нулевых количество больниц (и соответственно коек) продолжает стремительно уменьшаться, что не может не сказаться негативно на системе здравоохранения. Очевидным последствием становится падение доступности медицины и подорожание частных медцентров. Недостаток квалифицированных сотрудников ведет и к ухудшению качества оказываемых услуг;
  • утечка кадров. Ситуация в России на данный момент такова, что подавляющему большинству высококвалифицированных выпускников не находится соответствующих должностей, в которых они могли бы проявить себя. В связи с банальным отсутствием спроса со стороны государства перспективные сотрудники ищут себе такие же перспективные вакансии заграницей. Ситуацию осложняет и практическое отсутствие частного сектора, который мог хотя бы отчасти взять на себя развитие высоких технологий.
    В связи с недостатком высокооплачиваемых мест для квалифицированных специалистов Россия переживает отток важных кадров

Медведев

Источник: https://yr-expert.com/prezidenty-rossii-po-godam/

Итоги 20 лет правления Владимира Путина: достижения и неудачи президента

Президенты России по годам: ключевые заслуги и неудачи президентов России

 Наконец, это случилось – либеральное Правительство в отставке. Что это – левый поворот или попытка властной системы перехватить общественные тренды – будет видно из нового состава Правительства. А пока не будем впадать в эйфорию и подведем предварительные итоги двадцатилетия правления В.В. Путина. Не сильно преувеличим, сказав, что Президент оставался у руля все эти годы. Анализ достижений и неудач прошлого помогает в планировании и прогнозировании будущего.

Читайте также:  Получатели бюджетных средств - кто это, как оформляются документы?

Экономический строй в России по формальным признакам классифицируется как государственно-олигархический компрадорский капитализм.

По факту на сегодня – олигархическо-государственный, ввиду того что в экономике страны реальный вес первого элемента выше. Компрадорский – поскольку основан на вывозе сырья и средств за рубеж.

Финансово и идеологически ангажированная часть правящей элиты, «отлитая в граните», твердо стоит (стояла?) на страже такого порядка вещей.

Опорой власти в центре и регионах РФ выступают 5% населения, представляющих из себя сросшиеся чиновничьи, силовые и предпринимательские структуры. Их лояльность руководству страны обеспечивается заоблачными официальными зарплатами и широчайшими коррупционными возможностями.

На пресс-конференции 19 декабря Президент сообщил народу, что дела в стране обстоят хорошо. Но как гласит известный библейский принцип: судите не по словам, а по делам.

Рассмотрим основные достижения и неудачи за этот период по направлениям деятельности: внешней и внутренней политике, экономике и социальной сфере. «Неудачи» с точки зрения народа, разумеется.

При желании оба списка можно расширить, главное – оставаться объективными.

Внешняя политика

Достижения

Укрепление суверенитета и безопасности страны.

Возрождение ВПК, модернизация и перевооружение армии и флота. Разработка новых видов вооружений, как атакующих, так и оборонных систем ПРО и РЭБ. Путь был невнятным поначалу и довольно тернистым, но результаты впечатляют и радуют.

Возвращение геополитической субъектности.

Воссоединение с Крымом.

Помощь Сирии и позитивные итоги участия в военной кампании, поддержка законного правительства в Венесуэле. Укрепление авторитета России на Ближнем Востоке и ряде других стран.

Неудачи

Внешняя политика – продолжение внутренней. Имела место длительная внешнеполитическая ориентация на Запад, периодически реализуемая вплоть до последнего времени. Малоэффективная, минусов больше, чем плюсов. Имеет место переориентация на Китай, тактически оправданная, но стратегически не менее бесполезная. Смыслом и содержанием внешней политики России должна быть Россия.

Неэффективная работа со странами СНГ, провал внешней политики в самых близких нам странах: на Украине, и даже в Белоруссии. 23 года топтания на месте Союзного государства.

Отсутствие духовного измерения во внешней политике, дистанцирование неформальных союзников: Греции, Черногории и Сербии.

Сдача Ливии и неисполнение обязательств по поставке С-300 Ирану при Медведеве. В обеих странах потеряны многомиллиардные контракты.

Расширение НАТО на Восток в 2004, 2008 и 2017 гг. В 2019 г. подписан протокол о вступлении в Организацию Македонии.

Сдача баз Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме в 2002 г.

Передача Китаю трех островов на Амуре и Уссури, включая Даманский.

Списание десятков миллиардов долгов без очевидной выгоды для России: странам Африки $20 млрд., в 2008 г. – Ираку $12 млрд. и Афганистану — $12 млрд., в 2014 г – $31,7 млрд. Кубе.

Внутренняя политика

Достижения

  • Прекращение или торможение центробежных течений.
  • Завершение войны в Чечне и лояльность местной власти.
  • Результативная борьба с терроризмом.
  • Укрепление вертикали власти и подотчетности глав регионов.
  • Защита традиционных ценностей, начиная со второй половины нулевых.

Неудачи

Устранение политической конкуренции и дискурса. Превращение парламента в «не место для дискуссий» и парламентского большинства — в ручной инструмент принятия нужных правящей элите законов. Противодействие формированию гражданского общества. Из обращения Президента к ФС от 15 января следует, что он намерен изменить ситуацию и усилить роль Парламента, Госсовета и Премьера.

Управляемость выборов и политического процесса в целом.

Увеличение срока президентских полномочий с 4-х до 6-ти лет в 2008 г. президентом Медведевым в пользу своего старшего коллеги.

Объединение Высшего арбитражного и Верховного судов в 2013 г.

Экономика и социальная сфера

Достижения

Значительное увеличение налоговых поступлений в госбюджет от крупного бизнеса с начала нулевых. «Равноудаление» некоторых олигархов от кормила и от кормушки, в том числе путем создания и равноприближения других.

Рост номинальных доходов россиян в 14 раз и реальных в 2,3 раза с учетом официальной инфляции. Признаем – это следствие не столько умных и волевых усилий правительства, сколько мировой конъюнктуры на энергоносители. При этом реальная инфляция выше, и реальный рост стоимости жизни значительно превысил эти показатели. Подробнее ниже.

Со второй половины нулевых начинается более или менее системное финансирование строительства дорог и мостов, портовых мощностей и реконструкции инфраструктуры многих городов, особенно в рамках проведения ЧМ-2018.

С началом санкций оживление сельского хозяйства. Не так уж и ошибались либералы, когда говорили, что «Запад нам поможет». До санкций замещение импорта и продовольственная самодостаточность в планы Правительства, видимо, не входили.

Избирательная, но все же заметная борьба с коррупцией в последние годы, показательные посадки.

На фоне демографического провала, выделение «материнского капитала» с 2007 года.

Неудачи в экономике

Неизменность либеральной экономической политики со времени увольнения правительства Примакова-Маслюкова. Идеологическая несменяемость кадрового состава Правительства в течение 20 лет.

Практика – критерий истины, она показывает неадекватность либеральной доктрины в сравнении с китайской экономической системой рационального хозяйствования.

Собственно в российской экономике наибольший рост показал ВПК, управляемый и финансируемый государством, а не «либеральной рукой рынка».

Удушение экономики России низким коэффициентом монетизации (0.4), вывозом капитала за рубеж (6-8% от ВВП ежегодно) и системным отсутствием рублевых инвестиций.

Уничтожение конкурентоспособности России за счет постоянного повышения тарифов естественных монополий. Дерибан-приватизация РАО ЕЭС и удушение мелкого бизнеса тарифами.

Переход многих российских компаний в руки иностранных кредиторов. Примерно половина российской промышленности находится под контролем нерезидентов.

Принятие налоговой системы, направленной на удушение промышленности с высокой добавленной стоимостью.

Фиаско стратегических программ «2010» и «2020». Провал реализации национальных проектов.

Вступление в ВТО в 2012 г. в интересах сырьевых отраслей, приведшее к падению промышленного производства на 15% в течение последующего года.

Создание крупных государственно-частных компаний и банков, баснословная прибыль которых распределяется между менеджментом и акционерами. Даже при доле государства в компании свыше 50% в бюджет перечисляются не более 25% от прибыли, а убытки вешаются на государство и народ. По факту выходит, что неофициальные спонсоры – пенсионеры.

Повальная оффшоризация. 2/3 крупных отечественных предприятий страны имеют иностранную юрисдикцию. Это тормозит развитие России и ведет к потерям как федерального, так и региональных бюджетов.

Сокращение числа крупных и средних предприятий. По данным Росстата, в период с в 2004 до 2017 гг. сокращение составило 50152 предприятий. Падение могло быть значительнее, если бы не компенсировалось 250% ростом организаций финансового сектора.

Уничтожение значительной части мелкого и среднего бизнеса через макроэкономическую стерилизацию, сокращение платежного потребительского спроса, налоги и закошмаривание проверками и штрафами.

Рейдерство мелких и средних компаний со стороны крупного бизнеса и силовых структур. Масштабный переход собственности в руки губернаторских семей и команд.

  1. Упадок флагманских отраслей экономики СССР – гражданского авиастроения и космической промышленности.
  2. Система «Платон», как отдельный резонансный пример государственно-частных поборов на мелкий бизнес, приводящий к общему росту цен.
  3. Регуляторная гильотина, прерывающая связь с социальными завоеваниями прошлого и вполне расчищающая путь крупному бизнесу к углублению эксплуатации работников.

Антинародные Лесной и Земельный кодексы. Хищническая вырубка и вывоз леса. Сокращение пожарной службы – лесные пожары. В качестве иллюстрации типичного законотворчества чиновников в пользу крупных латифундистов выборочно упомянем отмену закона о регулировании пестицидов. Ради прибыли пусть дохнут пчелы и, как следствие, все человечество заодно.

Неудачи в социальной сфере, усугубление неравенства

Отмена прогрессивной ставки налогообложения НДФЛ В 2001 году. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%. Все попытки вернуть прогрессивную шкалу провалены «Единой Россией». Существующая шкала налогообложения является, по факту, регрессивной.

В 2002 году ликвидирована Единая тарифная сетка (ЕТС) оплаты труда, существовавшая с 1992 года. Отсюда вопиющее неравенство в доходах. Количество долларовых миллиардеров в 2000 г. – 0, в 2019 г. –110. Резкое увеличение за последний год, в 2018 г. было 74.

Аналогично, миллионеров в середине 2018 г. – 172 тысячи, сейчас – 246 тысяч. 1 % населения владеет 60 % богатств России. В 2018 г. 3% россиян владели 90% всех финансовых активов, наличных сбережений и всех срочных вкладов в России.

Контраст станет еще более удручающим, если учитывать капиталы за рубежом.

Рост цен на товары первой необходимости и лекарства, превышающий рост реальной заработной платы. Например, цена литра молока за последние двадцать лет выросла в 14 раз.

Постоянное увеличение налогов и поборов с населения. Объем платных услуг населению за период с 2000 по 2018 гг. вырос с 4,1 тыс. руб. до 66 тыс. руб. в год на человека. Рост в 16 раз. В частности, коммунальные услуги выросли в 23 раза за 2000- 2019 гг.

Постоянный рост цен на бензин, превышающий рост реальной зарплаты. В 2000 г. бензин АИ-92 стоил 6,5 руб. сейчас 42-43 руб.

Уничтожение льгот через монетизацию в 2004 г. невзирая на массовые протесты.

Девальвация рубля в 3 раза.

Провал пенсионной реформы вместе со всеми ее фондами. Разворовывание фондов. Антинародная пенсионная реформа, увеличение пенсионного возраста.

Ужасающие результаты правительственной «оптимизации» здравоохранения. С 2000 по 2015 год число российских больниц сократилось вдвое — с 10,7 до 5,4 тысяч. Число поликлиник снизилось с 21,3 до 18,6 тысяч. Еще меньше их стало за последние четыре года.

17,5 тысяч населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры. Расходы на здравоохранение остаются крайне низкими: в 2019 году на каждого россиянина из государственного бюджета и бюджета страховых фондов выделялось в 29 раз меньше, чем в США.

Провал реформы образования и его деградация. ЕГЭ. Воспитываем «не человека-творца, а потребителя» (Министр образования А. Фурсенко).

Погром РАН.

Безудержный рост чиновничьего аппарата. В настоящее время число чиновников в два раза больше, чем в 2000 г. и в три раза больше, чем было в СССР.

Отрицательный кадровый отбор и деградация элиты. Безответственность властей за результаты своей работы и уровень жизни населения. В ряде случаев назначение на должности губернаторов и руководителей ведомств лояльных, а не профессионально квалифицированных.

58% олигархов и значительная часть чиновников имеют второй паспорт, Россия для них – место для достижения своих личных целей за счет народа.

Дети дворян и советских функционеров служили в армии и погибали за Родину, дети нынешних «родинолюбов» в армии не служат, учатся на Западе и там же проживают.

Драконовские штрафы ДПС и парковочные тарифы в крупных городах при отсутствии адекватной дорожной инфраструктуры. Штрафы взимают как государственные, так и частные компании. Ничего личного – бизнес.

Безудержный рост строительства в крупных городах с нарушением санитарно-гигиенических норм застройки и внутриквартирного планирования. Удушающие пробки. Лишь бы прибыль.

Демографическая яма и убыль населения. Несмотря на огромный миграционный приток, население России (без Крыма) с 2000 по 2019 год сократилось на 2,7 млн. человек

Ювенальная юстиция и подрыв семейного уклада.

Обострение социальных противоречий и рост напряженности в обществе.

Тотальная системная коррупция, как двигатель экономических и социальных процессов. Беззастенчивый непотизм.

Читайте также:  Обязательная подготовка граждан к военной службе: как проводится и зачем нужна?

Преимущественно подкупная судебная и правоохранительная система на службе у власти и олигархов.

Резюме

  • В геополитике – укрепление суверенитета и обороноспособности.
  • Во внутренней политике – укрепление государственно-чиновного аппарата и управляемый политический процесс.
  • В экономике – тактические успехи и стратегические просчеты.
  • В социальной сфере – наступление на права простых россиян, особенно выраженное двумя волнами: в начале нулевых и в последние два года.

О будущем

В настоящее время создается цифровая платформа, на которой оказываются госуслуги населению. По плану Правительства, в дальнейшем оказание этих услуг будет передано в частные руки и государство самоустранится от социальных обязательств.

Это означает дальнейшее превращение населения России в базу для налогов и сборов в интересах государства и крупного частного бизнеса.

Поскольку новый Премьер-министр – профессиональный адепт цифровизации, на этот аспект деятельности будущего Правительства следует обратить особое внимание.

В целом же, надеемся, что основные положения Послания Президента будут реализованы и послужат началом глубоких социально-экономических преобразований в интересах всего народа России.

Евгений Фролов

Источник — Репортер .

Источник: https://universe-tss.su/main/politika/russia/76059-itogi-20-let-pravlenija-vladimira-putina-dostizhenija-i-neudachi-prezidenta.html

Россияне назвали главные достижения и неудачи Путина

35 лучших сериалов, вышедших с 2010-го по 2019 год.

Из Краснодара в список попали лишь заведения шеф-повара Андрея Матюхи.

Славное прошлое и перспективное будущее самого северного чая в мире.

Подводим итоги десятилетия: 30 лучших фильмов, вышедших в прокат с 2010-го по 2019 год.

В компании рассказали, чем интересовались жители Краснодарского края и России в течение года.

Источник: http://www.yugopolis.ru/news/rossiyane-nazvali-glavnye-dostizheniya-i-neudachi-putina-102755

Президенты России, список по порядку и годы правления

За всю историю Российской Федерации президентами страны были 3 человека. Владимир Путин был избран третий раз в 2012 году. Дважды народ отдавал свои голоса за первого лидера России Бориса Ельцина. С 1991 года исполняющими обязанности главы государства были Путин (на протяжении 129 дней руководил РФ) и Черномырдин (длительность замены 1 календарный день).

Борис Николаевич за годы своего правления Россией провел ряд положительных экономических реформ, принял участие в отделении СССР от РСФСР, создал новую Конституцию, всегда хотел видеть независимую демократическую Федерацию. Ельцин активно занялся политикой в начале 90-х годов, начал проводить демократизацию России и ее отдельных регионов.

Ельцин постоянно показывал свое несогласие с политикой СССР. Поэтому с 1992 года президент начинает реформирование страны.

Наступают политические и экономические преобразования, которые направлены на выведение России из кризисного положения. Увы, ряд реформ не дал ожидаемого результата.

Из-за этого россияне показывают свое недовольство, начинает назревать конфликтная ситуация между исполнительными и законодательными органами власти.

Негодования привели к созыву срочного совета, который ликвидировал Верховный Совет. После этих неприятных ситуаций политический деятель все же решается вступить в президентскую гонку и его выбирает народ на 2 срок. С 1996 года начался второй срок управления страной Ельциным.

В РФ снова наблюдается экономическая нестабильность, случается дефолт, и у политика на нервной почве ухудшается самочувствие. Борис Николаевич больше не может управлять Россией и преждевременно уходит в отставку.

На его место приходит премьер-министр Владимир Владимирович в роли временного исполняющего обязанности.

Владимир Путин (годы правления: 2000-2008, 2012 и до нынешних дней)

Доверие россиян Путин получил во время, когда был на посту премьер-министра. В конце 90-х годов политик выступил с докладом, в котором описал, как должна развиваться Федерация и какое место в мире должна занимать. После озвучивания этой статьи рейтинг и доверие к Владимиру Владимировичу возрос и составил 49 процентов.

Во время проведения предвыборной кампании Путин обнародовал свои госреформы, которые он планирует провести в ближайшее время.

Реформы должны быть направлены на:

  • защиту внутреннего рынка от теневого сектора;
  • борьбу с нищетой и решение социальных проблем;
  • повышение уровня жизни россиян.

7 мая 2000 года Владимир Владимирович занял пост президента и приступил к реформированию.

За годы правления глава России минимизировал олигархат, создал Госсовет, провел административную реформу, заменил социальные льготы на материальные выплаты. Не забыл про законодательную и налоговую реформу.

За два срока правления до 2008 года Путин сумел накопить достаточный золотовалютный резерв, были покрыты внешние задолженности РФ. С 2012 года политический деятель начал бороться с коррупционными схемами.

Дмитрий Медведев (управлял Россией с 2008 по 2012 годы)

Дмитрий Анатольевич начал управлять страной в очень нелегкое время. На протяжении 2 лет, когда он занимал должность главы РФ, проводилась масштабная антикризисная операция.

За время президентства Медведев успел:

  • модернизировать экономику в сфере IT-технологий и нововведений;
  • провести конституционную и антикоррупционную реформы;
  • провести «чистку» региональных руководителей;
  • решить «чеченский конфликт».

Минусами правления Медведева стали: увеличение численности безработных, ухудшение образовательной сферы. Также негативным стал недостаток лекарственных средств в стране и высокие цены на препараты.

Хоть список президентов России не такой уж и большой, политики постарались сделать все, чтобы РФ вышла на новый уровень и стала экономически независимой.

Источник: https://pronedra.ru/prezidentyi-rossii-spisok-po-poryadku-godyi-pravleniya-216349.html

Годы правления князей, царей, президентов в России

Рубрика: Подготовка к ЕГЭ по истории

  • На этой странице приведены годы правления князей, царей, президентов в России.
  • Годы правления
  • 862-879 – Рюрик (Новгород)
  • 882-912 – Олег (Киев+объединение с Н.)
  • 912-945 – Игорь
  • 945-969 – Ольга
  • 945-972 – Святослав (сын Ольги и Игоря)
  • 980-1015 – Владимир I (Киев)
  • 1019-1054 – Ярослав Мудрый (сын Влад 1; Киев)
  • 1113-1125 – Владимир II Мономах (Киев)
  • 1125-1132 – Мстислав (сын Влад II; Киев)
  • 1136 – изгнание Всеволода, образование Новгородской республики (до 1478)
  • 1125-1157 – Юрий Долгорукий (Ростов-Суздаль)
  • 1157-1175 – Андрей Боголюбский
  • 1176-1212 – Всеволод II Большое Гнездо
  • 1252-1263 – Александр Невский (Владимир)
  • 1276 и 1282-1303 – Даниил
  • 1303-1325 – Юрий Даниилович
  • 1325-1340 – Иван I Калита (Москва; с 1328 – вел. князь владимирский)
  • 1340-1353 – Семен Гордый
  • 1353-1359 – Иван Красный
  • 1359-1389 – Дмитрий Донской (Москва; с 1362 – князь владимирский )
  • 1389-1425 – Василий I
  • 1425-1462 – Василий II Темный
  • 1462-1505 – Иван III
  • 1505-1533 – Василий III
  • 1533-1583 – Иван IV Грозный
  • 1584-1598 – Федор Иванович (последний из династии Рюриковичей)
  • 1598-1605 – Борис Федорович Годунов
  • 1605-1606 – Лжедмитрий I
  • https://5-ege.ru/gody-pravleniya-knyazej-carej-prezidentov-v-rossii/
  • 1606-1610 – Василий IV Шуйский
  • 1610-1612 – правление семибоярщины во главе с Мстиславским
  • 1613-1645 – Михаил (начало династии Романовых)
  • 1645-1676 – Алексей Михайлович
  • 1676-1682 – Федор Алексеевич
  • 1682-1696 – Иван V и Петр I совместно
  • 1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны (фактическая власть)
  • 1696-1725 – Петр I (после смерти Ивана V)
  • 1725-1727 – Екатерина I
  • 1727-1730 – Петр II (сын царевича Алексея)
  • 1730-1740 – Анна Иоанновна (дочь царя Ивана V; «бироновщина»)
  • 1740-1741 – Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский
  • 1741-1761 – Елизавета Петровна (дочь Петра I)
  • 1761-1762 – Петр III
  • 1762-1796 – Екатерина II
  • 1796-1801 – Павел I Петрович
  • 1801-1825 – Александр I
  • 1825-1855 – Николай I
  • 1855-1881 – Александр II (Николаевич) Освободитель
  • 1881-1894 – Александр III Александрович Миротворец
  • 1894-1917 – Николай II (дата отречения Николая II от престола – 2 марта 1917 года)
  • 1917 – образование временного правительства
  • 1917 – образование Советского правительства

1917-1924 – Ленин В.И. (?)

1922-1953 – Сталин И.В.

1953-1955 – Маленков Г.М. (фактический руководитель аппарата)

1953-1964 – Хрущев Н.С.

1964-1982 – Брежнев Л.И.

1982-1984 – Андропов Ю.В. (фактический руководитель)

1984-1985 – Черненко К.У. (фактический руководитель)

1985-1991 – Горбачев М.С.

1991-2000 – Ельцин Б.Н.

2000-2008 – Путин В.В.

2008 – 2012 Медведев Д.А.

2012 – Путин В.В.

Рекомендуем:

  • Образование Древнерусского государства кратко
  • Даты по истории России: хронология
  • Периодизация истории России
  • Личности в истории России
  • Бунташный 17-й век в истории России – таблица

Источник: https://5-ege.ru/gody-pravleniya-knyazej-carej-prezidentov-v-rossii/

Президенты новой России

ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (01.02.1931 – 23.04.2007 гг.), первый Президент Российской Федерации, родился в селе Бутка Свердловской области, в крестьянской семье. По профессии – инженер-строитель. Член КПСС в 1961–1990 гг. В 1976 г. был избран первым секретарем Свердловского обкома компартии. С декабря 1985 по ноябрь 1987 г.

 – первый секретарь Московского горкома КПСС. На Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 г. выступил с критикой политики Горбачева, оказался в опале, но, признав ошибочность своего выступления, получил назначение на должность председателя Госстроя в ранге министра.

Стал одним из лидеров демократического движения, был избран в Верховный Совет СССР и сопредседателем Межрегиональной депутатской группы.

12 июня 1990 г. избран первым президентом России. Второй раз стал президентом в 1996 г. и занимал эту должность до 31 декабря 1999 г.

С именем первого президента России Б. Н. Ельцина связаны такие важнейшие события в жизни страны, как объявление о государственном суверенитете Российской Федерации, подписание Беловежских соглашений, положивших конец существованию СССР и советской власти.

Россия в это время находилась в состоянии глубочайшего кризиса: развал экономики, недостаток самого необходимого, нищета большинства населения.

Программа реформ была объявлена в октябре 1991 г. Предлагалось ввести свободные цены на все товары, дать свободу торговле, а также разрешить приватизацию жилья и предприятий (за исключением энергетики, связи, транспорта и военных заводов).

Ельцин обещал, что в течение полугода «хуже будет всем», а потом цены снизятся, рынок наполнится товарами и жить станет лучше. Авторы реформы, прежде всего Е. Т. Гайдар, исполнявший в июне – декабре 1992 г. обязанности Председателя правительства, называли это «шоковой терапией».

Ее суть была в том, что во время реформы государство полностью устранялось от вмешательства в экономику. Рынок должен был сам управлять ее развитием.

2 января 1992 г. ввели свободные цены. Очень скоро в магазинах появились продукты и товары. Изголодавшееся население бросилось их скупать. Начался быстрый рост цен – в течение года цены на продукты выросли в 36 раз.

Заработная плата не поспевала за ценами, вклады в сберегательных кассах обесценились. Доходы людей к концу 1992 г. снизились почти вдвое. С 1992 г.

в России началось стремительное сокращение населения – в среднем в год оно уменьшалось на 300 тысяч человек.

Все это вызвало резкое недовольство в народе. Противники демократов поспешили воспользоваться бедствиями страны. С 1992 г. по всей России проходили митинги и уличные шествия, участники которых призывали к изменению государственной политики.

Главными противниками Ельцина выступили коммунисты и их союзники – националисты, утверждавшие, что власть в стране захватили «инородцы», угнетающие русских. Другая партия оппозиционеров – «Трудовая Россия» – выдавала себя за представителей рабочих и требовала возвращения к «диктатуре пролетариата».

Эти митинги собирали десятки тысяч человек, а во время демонстрации 23 февраля в Москве произошли столкновения с милицией.

Против жестких реформ очень скоро стали выступать и некоторые демократы. Они обвиняли Гайдара в презрении к нуждам народа и требовали, чтобы государство взяло под свою защиту самых обездоленных реформами – пенсионеров, работников государственных предприятий и учреждений.

Открытый конфликт между «командой реформаторов» и «новой оппозицией», которую составляли не только коммунисты, произошел на IV Съезде народных депутатов летом 1992 г. Съезд осудил деятельность правительства и потребовал отставки Гайдара. Однако Ельцин поддержал главу правительства.

Вскоре реформаторы провели еще одну значительную реформу. Ее автором являлся заместитель Гайдара А. Б. Чубайс. 14 августа указом Ельцина были введены в действие приватизационные чеки – ваучеры.

По закону они давали право на часть государственной собственности, граждане становились совладельцами предприятий и могли в дальнейшем претендовать на их доходы.

Читайте также:  Налог с продажи земельного участка: расчет, сроки, ставка

Официально стоимость одного ваучера составляла 10 тысяч рублей (старыми деньгами), но реально она равнялась нулю.

Однако граждане, не знавшие, как именно распорядиться этими бумагами, попались на удочку разного рода мошеннических фирм, которые собирали ваучеры у населения, обещая взамен «золотые горы» и растущие дивиденды от прибылей.

Фирмы эти потом исчезли, как дым. Акции предприятий в конце концов захватили те, у кого уже были значительные средства, накопленные еще в перестройку. Они стали подлинными владельцами заводов и фабрик, новыми капиталистами.

Поэтому «приватизацию по Чубайсу» справедливо называют «грабительской». Но вместе с тем она способствовала переходу промышленности из рук государства, которое просто не могло ею управлять, к предпринимателям, которые пытались, кто лучше, кто хуже, заставить ее работать.

«Шоковая терапия» и «приватизация по Чубайсу» привели к появлению в России «дикого» капитализма – безудержного стремления к наживе, при котором презирались интересы простых людей и шла жестокая борьба с использованием преступных методов.

Все миллионные и миллиардные состояния той эпохи были нажиты незаконным путем.

Захват новыми владельцами самых успешных предприятий почти везде сопровождался так называемыми бандитскими разборками – убийствами, вымогательством, похищениями людей.

Иное значение имела приватизация жилья. Квартиру, которую прежде можно было только получить, да и то после многих лет ожидания, стало возможно купить или продать. Ответ реформаторам пришлось держать на VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. На этот раз Ельцин не смог отстоять Гайдара.

Премьер-министром стал В. С. Черномырдин, который устраивал большинство депутатов. В правительстве остался и один из лидеров реформаторов – А. Б. Чубайс. Однако подлинное согласие между Верховным Советом и президентом не наступило. И Ельцин, и депутаты претендовали на главное положение в стране.

В феврале 1993 г. Ельцин заявил, что «реформы прошли по единственно возможному варианту» и спасли страну от распада и хаоса. Совершенно иного мнения придерживался парламент страны – Верховный Совет. Президенту и депутатам так и не удалось прийти к согласию.

Очередное столкновение возникло при обсуждении вопроса о поддержке убыточных предприятий государством. Депутаты считали, что это необходимо для того, чтобы спасти отечественную промышленность и избежать массовых протестов рабочих.

Правительство же опасалось, что помощь убыточным предприятиям вызовет еще большее обесценивание денег (гиперинфляцию). Еиперинфляции опасались не только потому, что она вызывала дальнейшее обнищание народа.

Обесценивание рубля не позволило бы правительству брать кредиты у международных фондов, на которые рассчитывали как на единственный способ помочь стране.

Кроме экономических вопросов, Верховный Совет и Ельцин не сошлись и в политических. Парламент не желал укрепления власти президента, а Ельцин стремился лишить своих противников того влияния, которое они имели. В результате обе стороны обвиняли друг друга в стремлении нарушить Конституцию. На стороне парламента выступил и заместитель Ельцина – вице-президент А. В. Руцкой.

Стороны готовились к решающей схватке. В окружении президента был создан проект новой Конституции, в которой Верховного Совета не предполагалось. Одновременно президент приостанавливал своими указами все постановления Верховного Совета. В течение весны и лета 1993 г. обстановка продолжала накаляться, пока не привела к открытому столкновению.

21 сентября Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета. В ответ Верховный Совет объявил о смещении Ельцина с поста президента и назначил на его место Руцкого. Депутаты призвали москвичей встать на защиту демократии и прийти к зданию Верховного Совета – Белому дому. Вновь, как и в 1991 г., страна приблизилась к гражданской войне.

У Белого дома собрались тысячи людей, недовольных политикой Ельцина. На стороне парламента действовали также незаконные вооруженные формирования, члены подпольных организаций фашистского толка. Охрана парламента начала раздавать оружие.

В ночь на 24 сентября сторонники Верховного Совета перешли к боевым действиям. Они попытались захватить штаб Объединенных вооруженных сил СНЕ В ответ отряды милиции взяли в кольцо Белый дом. В здании парламента было отключено электричество.

В течение нескольких дней шли переговоры, но 3 октября сторонники Верховного Совета прорвали блокаду и бросились на штурм здания московской мэрии, расположенного близ Белого дома. Вдохновленные успехом боевики на нескольких грузовиках, размахивая красными флагами, поехали на штурм телецентра в Останкино.

Испуганная натиском милиция растерялась и позволила боевикам пройти к мэрии и Белому дому, а потом проехать в Останкино через всю Москву. Лишь у дверей телецентра боевики встретили сопротивление охраны. В дело пошли автоматы, гранатометы. Действия сторон отличались крайней жестокостью, в ходе столкновений были десятки убитых и раненых.

Ночь на 4 октября прошла очень тревожно. В центре города и возле Кремля не то что войск, даже милиции не было. Е.

Гайдар призвал по телевидению всех сторонников демократии прийти к зданию бывшего Моссовета на улице Горького (ныне – Тверская, 13, резиденция мэра Москвы). Там начали раздавать оружие создававшемуся ополчению. Строили баррикады.

В Генеральном штабе Министерства обороны не знали, чью сторону принять, и бездействовали. Лишь решительный настрой Ельцина на борьбу перевесил чашу весов.

Утром 4 октября начался обстрел Белого дома из танков. Это происходило на глазах многотысячной толпы, а телевидение «Си-Эн-Эн» вело репортаж об обстреле в прямом эфире. Его передавали многие телестанции в стране и за рубежом. Во время обстрела и начавшегося пожара погибли, по официальным данным, более 150 человек с обеих сторон (по утверждению оппозиции, погибли сотни людей).

Сторонники Верховного Совета пытались оказать сопротивление, но, оказавшись в безнадежном положении, сдались и были арестованы, в том числе председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и не-состоявшийся президент А. В. Руцкой. Их обвинили в попытке вооруженного захвата власти.

Впоследствии все руководители мятежа были освобождены по амнистии. Как и члены ГКЧП, они не понесли наказания. Правда, трагические события октября 1993 г. носили совершенно иной характер, чем те, что произошли в Москве в августе 1991 г.

Это была вспышка гражданской войны, в которой нет ни правой, ни виноватой сторон.

После разгрома Верховного Совета была запрещена деятельность всех Советов в стране – областных, и местных. Вместо них ельцинская Конституция предполагала создание нового парламента – Федерального собрания.

Оно было двухпалатным – нижняя палата именовалась Государственной думой, а верхняя – Советом Федерации. Выборы в эти органы власти состоялись в декабре 1993 г.

Россия получила двухпалатный парламент, права которого были сильно ограничены по сравнению с теми, какими обладали Верховный Совет и Съезд народных депутатов.

11 января началось первое заседание Государственной думы. Казалось, Ельцин мог торжествовать, но в Думе, вопреки ожиданиям, большинство по-прежнему принадлежало его противникам.

Ничего удивительного в этом не было. Борьба Верховного Совета с президентом ухудшила и без того тяжелое положение в стране. В полном смысле слова «власть валялась под ногами».

На окраинах России, в автономных республиках, не считаясь с центром, брали, по выражению Б. Ельцина, «столько суверенитета, сколько могли унести». Вскоре там вообще перестали слушать указания из Москвы. Дальше всех зашла Чечня, которая к 1994 г. стала вести себя как независимое государство.

Там были разрушены российские структуры власти, созданы вооруженные формирования и распространено мусульманское шариатское законодательство. В Чечне очень скоро приобрели большое влияние преступные группировки, которые занимались «отмыванием» наворованных денег и мошенничеством с крупными суммами.

Когда следы преступлений уходили в Чечню, милиция и прокуратура оказывались бессильны перед преступниками. Широкое распространение получили в Чечне торговля наркотиками и оружием, похищение людей ради получения выкупа. Окружение президента Дудаева использовало бандитов в своих целях.

Преступные деньги шли на закупку оружия и создание собственной армии.

Но в начале 1990-х гг. правительство не уделяло Чечне особого внимания. Гораздо важнее казалось поддерживать спокойствие и порядок в крупнейших российских городах. Кровавая драма октября 1993 г.

была еще свежа в памяти, а политические противники Ельцина никуда не исчезли. Поэтому в начале года президент призвал к примирению.

Оппозиция увидела в этом признак слабости – и тут же смогла утвердить в Государственной думе указ об амнистии участников августовского переворота 1991 г. и событий октября 1993 г.

С принятием новой Конституции политическая ситуация изменилась. Власть президента стала настолько значительной, что смена лидера могла полностью изменить и всю политику. Противники Ельцина увидели в этом свой шанс. Если в 1993 г. оппозиция готовилась к уличным схваткам, то теперь ее лидеры поняли, что смогут прийти к власти, победив на следующих выборах.

Выход из кризиса был предложен крупными российскими предпринимателями. Они начали богатеть в годы перестройки, и к 1994 г. обладали значительными средствами, которые держали в подчиненных им банках.

Бизнесмены предложили правительству кредиты, за которые потребовали акции крупнейших предприятий.

Особый интерес кредиторы проявили к предприятиям сырьевых отраслей, добывающим нефть, газ, алмазы, производящим никель и алюминий. Сделка состоялась.

Новые владельцы, став обладателями нефти, газа, алюминия, никеля, вошли в число самых богатых людей мира. Впоследствии их стали называть «олигархами».

Как только Ельцину показалось, что проблема экономического кризиса начинает разрешаться, грянул новый удар по государству – началась война в Чечне.

Вначале в столкновениях участвовали лишь сами чеченцы – противники и сторонники Д. Дудаева.

До начала сентября бои войск Дудаева и отрядов его противников шли с переменным успехом. Однако захватить столицу Чечни – город Грозный – оппозиция не смогла.

К осени 1994 г. военные действия в Чечне становились все более интенсивными. В октябре российский Генеральный штаб начал подготовку к крупномасштабной операции в этой республике. Для этого чеченской оппозиции, терпевшей поражение за поражением, была предоставлена тяжелая техника – танки.

Однако военные не отступили от своего замысла, и 26–27 ноября 40 танков оппозиции вошли в город, но были в упор расстреляны дудаевцами.

29 ноября Совет безопасности Российской Федерации принял решение о начале военной операции против Чечни. Политиками двигала обида за «наше» поражение. Особенно активно выступал министр обороны П. Грачев, заявлявший, что с двумя десантными батальонами покончит с Дудаевым.

Властям Чечни был предъявлен ультиматум: в течение 48 часов прекратить кровопролитие и распустить все незаконные вооруженные формирования. Дудаев ответил отказом.

11 декабря началась полномасштабная военная операция – с артиллерийскими ударами и налетами авиации, перестрелками и неизбежными жертвами среди местного населения.

К 23 декабря федеральные войска вышли к Грозному и попытались блокировать его. 31 декабря начался штурм города. Ценой огромных потерь к 20 января 1995 г.

правительственным войскам удалось взять столицу Чечни под свой контроль. К этому времени город был практически разрушен.

Военные действия продолжались до весны. Дудаевские формирования были оттеснены в горы. Цель операции – покончить с Дудаевым – так и не была достигнута.

Общественное мнение было потрясено. Военные, планировавшие маленькую войну с минимальными потерями и обещавшие закончить кампанию к очередной праздничной дате (Новому году), оказались несостоятельными.

В конце мая чеченское руководство решило создать диверсионные отряды для «акций устрашения» в российских регионах, где не шло никаких военных действий.

Первым террористическим актом чеченских боевиков стал захват отрядом Ш. Басаева около 1500 заложников в городе Буденновске в Ставропольском крае в июне 1995 г.

Источник: https://history.wikireading.ru/304278

Ссылка на основную публикацию