Право на жизнь — как реализуется и обеспечивается государством?

  • Статьи
  • Линия УМК Никитина. Обществознание (5-9)
  • Обществознание
  • Право

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

27 августа 2019

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Право на жизнь - как реализуется и обеспечивается государством?

Обществознание. 7 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы.

Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока.

Купить

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

  1. Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
  2. Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
  3. Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Право на жизнь - как реализуется и обеспечивается государством?

Обществознание. 8 кл. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ

Учебник продолжает авторскую линию по обществознанию для 5–9 классов. Содержит обширный теоретический и фактический материал по курсу обществознания. Создан с учётом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.

Включает схемы, таблицы, иллюстрации.

Методический аппарат к каждому параграфу содержит разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, фрагменты из документов, научной и научнопопулярной литературы для анализа и обсуждения, словарь урока, темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий.

Купить

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире.

При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин».

Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina/

7. Понятие личных прав. Что такое “естественные”, “гражданские” права?

ГРАЖДАНСКИЕ
(ЛИЧНЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ —
неотчуждаемые, естественные права
человека, отражающие ценность жизни
человека, его достоинство и
неприкосновенность. К числу г.п. и с.
Конституция РФ относит: право на жизнь
(ст. 20); на охрану достоинства личности
государством (ст. 21); на свободу и личную
неприкосновенность (ст.

22); на
неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту чести
и доброго имени (ст. 23); на свободное
определение и указание своей национальности
(ст. 26); право на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства
(ст. 27); свободу совести, вероисповедания
(ст. 28); свободу мысли и слова (ст.

29); на
благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии
(ст. 42) и др. Г.п. и с. охватывают такие
права и свободы, которые являются
необходимыми для защиты основополагающих
ценностей человека: его жизни,
индивидуальной свободы, достоинства,
частной жизни. По своей природе они
являются: 1) правами человека, т.е.

принадлежат каждому и не связаны с
принадлежностью к гражданству государства,
не вытекают из него; 2) неотчуждаемыми
и принадлежат каждому от рождения; 3)
абсолютными, т.е. не подлежат ограничению.
С этим связаны повышенные гарантии их
охраны, закрепленные в нормах Конституции.
Они характеризуются особым характером
(способами) реализации. Реализация Г.п.
и с.

требует не столько индивидуальных
усилий их обладателей, сколько
соответствующих природе этих прав
обеспечительных, охранительных и иных
действий государственных органов,
должностных лиц и граждан.

8. Как реализуется право на жизнь? Проблемы применения смертной казни. Правомерное лишение жизни

Право
на жизнь образует первооснову всех
других прав и свобод, складывающихся в
этой сфере. Оно представляет собой
абсолютную ценность мировой цивилизации,
ибо все остальные права утрачивают
смысл и значение в случае гибели человека.

Это
фундаментальное право вполне допустимо
рассматривать в
двух аспектах:

во-первых,
как право личности на свободу от любых
незаконных посягательств на жизнь со
стороны государства, его представителей
либо частных лиц;

во-вторых,
как право личности на свободное
распоряжение своей жизнью. Последнее
позволяет говорить о праве на жизнь как
негативном праве – как свободе жить.

Однако
абстрагироваться от первого аспекта
вряд ли целесообразно, так как следует
признать позитивные обязательства
власти.

Право
на жизнь означает, что государство
обязано защитить человека от посягательств
на его жизнь. Допустимым признаются
лишь те ограничения этого права, которые
содержатся в международных нормативных
актах по правам человека.

К примеру,
Европейская конвенция прав человека
не признает нарушением лишение жизни,
если оно является результатом применения
силы, абсолютно необходимой «для защиты
любого лица от незаконного насилия»,
«для осуществления законного ареста
или предотвращения побега лица,
задержанного на законных основаниях»
и «для подавления, в соответствии с
законом, бунта или мятежа».

По
сути дела, все остальные права так или
иначе объединяются вокруг этого
стержневого права.

Например, такие, как
право на социальное обеспечение, на
охрану здоровья, на благоприятную
окружающую среду, равно как право на
свободу от жестоких видов обращения и
наказания, выступают в качестве
дополнительных инструментов, обеспечивающих
его эффективную реализацию. Государство
обязано признать эти права и создавать
благоприятные для жизни человека условия
всеми имеющимися средствами.

Многие
люди склонны понимать право на жизнь
расширительно, включая в него все, что
может повлечь смерть: низкий уровень
жизни, случайно упавший кирпич и т.п.

Важно понимать, что право на жизнь
означает для государства ответственность
не за любой случай смерти, а только
ответственность за нарушение его
обязательств, предусмотренных статьями
национальных законов и ратифицированных
международных актов в сфере прав
человека.

Существующие в государстве
уровень медицинского обслуживания,
социальных гарантий, льгот и пособий,
обеспечивающих качество жизни, безусловно,
чрезвычайно значимы. Но они защищаются
не правом на жизнь, а другими правами
человека. Право на жизнь включает в себя
обязательства, связанные
с непосредственнойугрозой
лишения человека жизни.

Реализация
права на жизнь включает в себя ряд
проблемных аспектов, объективно
вызывающие неоднозначное восприятие
в обществе.

Проблема
смертной казни.

Право
государства на применение смертной
казни в качестве исключительной меры
наказания издавна является предметом
общественных дискуссий. Право на жизнь
естественным образом выступает как
ограничитель смертной казни. В Европе
второй половины ХХ – начала XXI века
общество все больше и больше приходит
мысли о необходимости отказа от смертной
казни. Принятая в 1950 г.

Европейская
конвенция прав человека и основных
свобод содержит ст.2, в которой, в
частности, зафиксировано: «Никто не
может быть умышленно лишен жизни иначе
как во исполнение смертного приговора,
вынесенного судом за совершение
преступления, в отношении которого
законом предусмотрено такое наказание».
Принятый в 1983 г.

дополнительный протокол
№6 к Европейской конвенции устанавливает
для членов Совета Европы другую,
обязательную для исполнения в мирное
время, норму: «Смертная казнь отменяется.
Никто не может быть приговорен к смертной
казни или казнен» (ст.1). Все государства-члены
Совета Европы за исключением России
ратифицировали Протокол.

Наконец,
протоколом № 13,  открытом для
подписания и ратификации 3 мая 2002 г., для
членов Совета Европы запрет на смертную
казнь распространяется на любые
обстоятельства. На начало 2008 г. Протокол
№ 13 ратифицировали 37 государств-членов,
семь государств подписали Протокол, но
пока его не ратифицировали (Албания,
Армения, Испания, Франция, Италия, Литва,
Польша).

Российская Федерация и Азербайджан
пока не подписали Протокол № 13. Совет
Европы призывает Соединенные Штаты и
Японию, государства, имеющие статус
наблюдателя в Организации, также отменить
смертную казнь.

В
Конституции РФ 1993 г. (ст. 20, ч. 2) при
закреплении гарантий права на жизнь,
за государством сохраняется возможность
осуществления смертной казни «впредь
до её отмены». Такая формулировка, по
мысли авторов Конституции, наряду с
наличием существенных ограничений на
возможность применения государством
смертной казни, должна была отчетливо
показать стремление к отмене смертной
казни.

В
связи с вступлением в Совет Европы в
1998 г.

Читайте также:  Кто согласовывает смету, а кто утверждает: нюансы составления смет

Россия взяла на себя обязательство
подписать в течение одного года и
ратифицировать не позднее, чем через
три года с момента вступления, Протокол
№ 6 к Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод,
касающийся отмены смертной казни в
мирное время, но до сих пор не сделала
этого. Правда, был установлен мораторий
на исполнение смертных приговоров.
Однако такая ситуация не может продолжаться
бесконечно долго.

Неопределенность
с реализацией конституционной нормы и
международных обязательств России
связана в первую очередь с отсутствием
консенсуса по вопросу отмены смертной
казни как в обществе, так и среди
политиков.

Источник: https://studfile.net/preview/2793209/page:3/

Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин — legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство — это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом — защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

  • Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».
  • Важнейшие принципы правового государства — верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.
  • Гражданские права — это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство — признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство — обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия — правовое демократическое государство.

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом — без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

  • Верховенство права — подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.
  • Гарантированность прав и свобод человека — права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.
  • Всеобщее равенство перед законом — все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Эффективная система контроля за соблюдением закона — контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.
  • Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.
  • Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.
  • Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».
  • Взаимная ответственность государства и личности — государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.
  • Единство права и закона — все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.
  • Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.
Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.
  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).
  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.
  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.
  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права World Justice Project за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру.

Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.

2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.Правильный ответ: 1345

Задание 2Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.

 2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.

5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.Правильный ответ: 124

Задание 3Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
  1. A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми
  2. Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти
  3. B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права
  4. Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на
  5. Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве
1) только пра­во­вое государство2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять».

Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2.

Приоритет прав и свобод личности.

Источник: https://www.anews.com/p/113730808-pravovoe-gosudarstvo-ponyatie-principy-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva/

Право на жизнь

Жизнь — самое главное благо, которое есть у человека. На протяжении всей своей жизни люди пытаются сохранить жизнь и приумножить ее рождением на свет новых людей. Именно поэтому в каждой развитой стране право па жизнь является самым главным, неотъемлемым и данным в равной степени всем людям.

Жизнь — это способ существования и жизнедеятельности человека.

Задача государства заключается в том, чтобы оценить каждую жизнь, осуществлять заботу о ней, создавать необходимые условия для ее существования и развития, устранять и не допускать возникновения возможных препятствий па этом пути.

Исследованию данного вопроса посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, таких как О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова, С.С. Алексеев, Ф.М. Рудинский, В.С. Нерсесянц и др., что свидетельствует о высокой степени актуальности направления1.

Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека, его свойства

Право на жизнь — это неотъемлемое, естественное право человека, данное ему от рождения и охраняемое государством в течение всей его жизни. В системе основных прав и свобод человека право на жизнь занимает высочайшее место, поскольку с отсутствием этого права невозможно осуществление всех остальных.

Данное право не всегда имело такую важную позицию в системе правовых норм. В Средневековье, когда у власти стояли монархи и огромное значение имел класс, к которому принадлежит человек, жизнь человека легко могла оказаться под угрозой.

Монарх или любой высший по «значимости» человек мог безнаказанно лишить жизни другого бесправного человека, например раба или холопа, или же создать все условия, чтобы право на жизнь не было реализовано в полной мере. Во время буржуазно-демократических революции XVII-XVIII вв.

люди объявили протест действующему положению, бунтуя и выдвигая свои требования, такие как соблюдение прав человека (в частности, права на жизнь) и идеи формального равенства.

Затем проблема несоблюдения неотъемлемых прав человека остро встала после Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. В связи с этим в это время были приняты такие важные акты, как Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд других важнейших международно-правовых документов.

А конституции государств, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества. В дальнейшем в конституции были закреплены наиболее важные и социально значимые для человека, общества и государства права и свободы.

Чтобы иметь более точное представление о правах человека, в частности о праве, указанном в исследуемой теме, следует понимать из чего же состоят эти права, какие отличительные свойства они имеют.

Выдающийся российский правовед О.Е.

Кутафин считал, что основным правам человека присущи следующие свойства: возникают не на основе общих правоотношений, а непосредственно из Основного закона государства; выражают отношения и связи гражданина и государства; не прекращаются и не возникают вновь; содержание и объем основных прав всех граждан одинаковы; осуществляются преимущественно путем появления конкретных правоотношений, в ходе которых возникают новые субъективные права; реальность основных прав обеспечивается не только и не столько индивидуальными усилиями отдельного гражданина, сколько государственным и общественным строем.

Профессор Е.И.

Козлова полагала, что под свойствами прав человека нужно понимать то, что они являются ядром правового статуса; закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином; всеобщность; не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина РФ; особый механизм реализации: особая юридическая форма закрепления. В свою очередь Н.В. Витрук выделял не свойства, а юридические признаки, основными из которых считал только два: высокую степень обобщенности (абстрактности) и относительную стабильность. Все остальные элементы характеристики он называл социальными особенностями.

Из представленных точек зрения ученых-правоведов можно сделать вывод, что, несмотря на различные формулировки, все они отмечают высокую степень важности основных прав человека.

Следует отметить, что право человека па жизнь относится к правам первого поколения, так как данное право дается от рождения, не может быть как-либо ограничено и является неотъемлемым. В Конституции РФ проводится разграничение прав человека и гражданина.

Правами последнего обладает каждый, кто вступает в особую правовую связь с Российской Федерацией и вместе с этим наделяется совокупностью взаимных прав и обязанностей. Потерять гражданские права человек может только с утратой гражданства.

А правами человека обладают все без исключения люди, будь то граждане другого государства или вовсе не имеющие гражданства.

Помимо всего прочего, право на жизнь относится к конституционным правам и свободам. Это значит, что государство берет па себя ответственность создавать необходимые условия для реализации данного права. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия является правовым государством, что означает признание прав и свобод человека высшей ценностью для государства.

Подводя итог, сформулируем вывод: право человека на жизнь является естественным, личным, конституционно-паровым, неотъемлемым, равным, единым, первостепенным и находящимся под защитой государства.

Источник: https://bstudy.net/655931/pravo/pravo_zhizn

Место права на жизнь в системе прав и свобод человека

Ключевые слова: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА; СВОБОДА; ПРАВО НА ЖИЗНЬ; ЖИЗНЬ; ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ; HUMAN RIGHTS; FREEDOM; THE RIGHT TO LIFE; THE SUPREME VALUE.

Аннотация: В статье рассмотрены основные вопросы как право на жизнь, которое в свою очередь является первоосновой для других прав и свобод. Право на жизнь представляет собой самую главную ценность, все остальные права при гибели человека, теряют смысл и значение.

Право на жизнь является первоосновой для других прав и свобод. Право на жизнь представляет собой самую главную ценность, все остальные права при гибели человека, теряют смысл и значение.

Жизнь возникает не по велению государства, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии государственных институтов. Согласно высказыванию Н.Н. Алексеева, «юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа».

В широком понимании жизнь определяют, как одну из форм существования материи, которая закономерно возникает при определенных условиях в процессе ее развития.

По определению В.Н.

Барсуковой: «Жизнь – это самостоятельно возникающий, самостоятельно регулирующийся, и протекающий во времени социально-интегрированный, взаимосвязанный с окружающей средой процесс, осуществляющийся на основе многоуровневой белковой системы высшей степени сложности (человек)».

Данное определение хорошо показывает, что жизнь – это естественный феномен, который подчеркивает взаимосвязь природного и общественного начал в жизни каждого человека, и также констатирующий, что жизнь – это протекающий во времени процесс, то есть имеет и начало, и конец.

Следовательно, жизнь представляет собой природно-биологическую форму существования человека, которая и является его предпосылкой» [1].

На сегодняшний день в природе человека существуют составляющие элементы биологического, социального происхождения и функционирующих одновременно. Однако, если биологическая форма жизнедеятельности все время находится под контролем сознания, то социальная форма функционирует автоматически, без никакого участия.

Эти две формы не независимы друг от друга, но образуют в обобщенной форме процесс жизни человека. Отсюда и берет свое начало рассмотрение жизни человека, которая состоит из биологической и социальной жизни. С.М. Сивец разделяет понятия биологическая жизнь и жизнь социальная.

Под биологической жизнью понимается высшая форма существования человеческой материи, которая закономерно возникает в определенных условиях в процессе ее развития.

К основным признакам биологической жизни относятся: обмен веществ, способность к размножению и росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемость к среде.

Социальная жизнь определяется как форма реализации биологической жизни, которая проявляется в ходе участия человека во всех общественных отношениях. Основными признаками социальной жизни являются многочисленные права и обязанности, возникающие у человека на основе общественных отношений и отношений с другими людьми и государством.

В 16-17 вв.

формировалась теория естественных прав, которая рассматривала право на жизнь как неотъемлемое свойство бытия: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченность пользования всеми правами и привилегиями естественного закона, и по природе своей обладает властью охранять свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество». Всем гражданским и политическим законам, как утверждает Ш.Л. Монтескье, предшествуют законы природы, которые так названы потому, что они вытекают из устройства нашего существа [2].

Понятие естественного права состоит из двух отличительных признаков, таких как, не отчуждаемость и неотъемлемость, это теоретический признак, который подразумевает существование субъективного права вне зависимости ни от какого законодательства.

Часть 1 статьи 20 Конституции РФ содержит положение о том, что «каждый имеет право на жизнь».

В части 2 статьи 20 говорится, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей».

Такая формулировка права на жизнь в Конституции РФ по факту отражает положения основных правозащитных актов – Всеобщей декларации прав и свобод человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Декларации прав человека и гражданина впервые было закреплено право на жизнь в Российской Федерации в 1991 г. Позднее, положения о праве на жизнь получили дальнейшее развитие в действующей Конституции 1993 года. Жизнь любого человека связана с охраной его здоровья, получением, при необходимости, медицинской помощи.

Целесообразно с точки зрения особенностей юридической регламентации медицинской помощи и ее взаимосвязи с правом на жизнь раздельно рассматривать: право человека на охрану здоровья; право человека на получение медицинской помощи.

Право на охрану здоровья подразумевает конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможно получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

А под правом человека на получение медицинской помощи имеется в виду возможность в случае необходимости, например, болезни, травмы, получить помощь со стороны медицинских работников. Важно указать, что ряд исследователей, при рассмотрении права на жизнь, включают в него и такое понятие как право на смерть [3].

  • Право на жизнь является институтом конституционного права, инструментом, с помощью которого государство обязано обеспечивать существование и развитие каждого человека и гражданина, соблюдение и защиту основных прав и свобод, которые закреплены в Конституции РФ.
  • Сама жизнь и право на жизнь являются понятиями не тождественными, право является социальной категорией, а жизнь – биологическая.
  • И именно биолого-социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право жить) в ранг позитивного.
  • В международно-правовых актах и в национальном законодательстве не содержится точной формулировки права на жизнь, которая регламентирует права человека, и, следовательно, происходит разное толкование его содержания, а это в свою очередь затрудняет его обеспечение органами государственной власти.

Таким образом, высшей ценностью человека выступает право на жизнь, поскольку выступает первоосновой других прав и свобод человека. Так как данное право не может реализоваться и обеспечиться самостоятельно вне системы других прав и свобод человека, которые непосредственно выступают гарантией реализации.

Список литературы

  1. Барсукова В.Н. Право человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. — 2016. — № 1. — С. 5.
  2. Теория государства. Под ред. А.Б. Венгерова. Учебник для юридических вузов. // — М., 2010. – 528 с.
  3. Мокосеева М.А. Проблемы юридического обеспечения права человека на жизнь // Юридический мир. — 2015. — № 8. — С. 32 — 37.

Источник: http://novaum.ru/public/p69

Решу егэ

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы.

В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной…

оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства…

Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе, так или иначе, зависят от многих факторов.

Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того, чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надёжный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включён» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые имеют правовой характер.

В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст.

2 Конституции РФ, в которой говорится: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства.

Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий…

Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях.

Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет: порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности, и т.д.

(В.В. Лазарев)

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=10629

Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект)

Куклина В. Е. Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект) // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/110/27478/ (дата обращения: 02.03.2020).



В статье рассматриваются правовые аспекты права человека на достойную жизнь. Главной целью статьи является рассмотрение поставленной проблемы в рамках юридической науки и современного законодательства. Автор рассмотрел позиции ведущих правоведов по вопросу исследования, и так же предпринял попытку осмысления важности установления дефиниции достойный уровень жизни на законодательном уровне.

Ключевые слова: достойный уровень жизни, качество жизни, права человека и гражданина, минимальный размер оплаты труда.

В сложных кризисных условиях, падения курса национальной валюты, значительного увеличения цен происходит упадок уровня жизни большей части населения России.

Сложившаяся ситуация в сфере международного сотрудничества, экономики, социальной политики приводят к тому, что происходит уменьшение жизненного уровня населения и к увеличению количества населения, уровень доходов которых находится за гранью бедности.

Согласно статье 7 Конституции: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Проблема состоит в том, что в Российских нормативных актах нет официальной дефиниции «достойный уровень жизни», установленный в Конституции и иных правовых актах.

Актуальностью данного исследования является то, что в современных условиях уменьшения уровня жизни населения, по данным Росстата на 23 %, необходимо понимание всех признаков, которые включаются в понятие «достойный уровень жизни». Для этого необходимо проанализировать международные и внутригосударственные правовые источники, а так же научные подходы к пониманию установленного нами вопроса исследования.

Для наиболее правильного раскрытия понятия «достойный уровень жизни» необходимо начать с рассмотрения российских и международных правовых актов, где оно закреплено.

Закрепление понятия «достойный уровень жизни» является соответствием российского права нормам и принципам международного права, поэтому стоит начать с рассмотрения исследуемого вопроса с международных источников. Наиболее точно и полно понятие «достойный уровень жизни» установлено во Всеобщей декларации прав человека (1948).

Согласно статье 25 Декларации: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» [2]. Наиболее узкое понятие установлено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), где в статье 9 закреплено, только то, что каждый человек имеет право на «социальное обеспечение, включая социальное страхование» [3], никаких признаков того, каким должен быть уровень социального обеспечение не прописывается.

В большинстве международных источников права исследуемое нами понятие, значительно отличается по своему объему и содержанию, ни в одном нормативно акте прямо не установлено, каковы должны быть качественные и количественные характеристики социального обеспечения государства [4].

Так, и в российском законодательстве нет официальной дефиниции «достойный уровень жизнь». Данный факт, который, по нашему мнению, является пробелом в российском законодательстве, создает множество проблем для исполнительной ветви власти.

Например, в Трудовом кодексе Российской федерации в статье 2 части 7 закреплено, что заработная плата должна обеспечивать «достойное человека существование для него самого и его семьи».

В конце 2015 года Вице-премьер Ольга Голодец озвучила, что Правительство Российской Федерации установило с 1 Января 2016 года минимальный размер оплаты труда, далее МРОТ, в размере 6204 рублей.

Получается, что Правительство тем самым установило, согласно принципам трудового права, закрепленных в Трудовом Кодексе России, черту, при которой человеку и его семье будет обеспечено достойное существование. По нашему мнению, установленная сумма в современных условиях жизни не может обеспечить право человека на достойную жизнь.

При этом стоит заметить, что каждый человек толкует понятие «достойный уровень жизни» со своей субъективной точки зрения, из чего следует, что никаких официальных возражений против Правительства России быть не может, из-за отсутствия официальной дефиниции, которая бы установила все признаки этого понятия. Планка, установленная исполнительной властью, не совпадает с современными условиями жизни в российском обществе, на данный момент прожить одному человеку на МРОТ в России практически невозможно.

В научной литературе сложилось множество подходов к пониманию установленного в нормативно-правовых актах понятия «достойный уровень жизни». Беребина О.П.

считает, что «достойный уровень жизнь» это — «совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, в том числе и находящимся в других странах, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться». Согласно данному подходу достойный уровень жизни это более сложное, комплексное понятие, состоящее не из одного экономического элемента, а из множества элементов, так как для достойного развития человека, согласно Конституции, важно еще и развитие его личной культуры, семьи, труда, причем не только в рамках Российских, но и международных ценностей.

В своей статье «Проблемы конституционной концептуализации понятия «достойная жизнь»» Велиева Д.С.

основывается на дефиниции, установленной во Всеобщей декларации прав человека (1948), при этом отмечая важность включения в исследуемое понятие такого признака, как обеспечение достойного экологического уровня жизни для населения.

Так же автор подчеркивает, что «обеспечение достойного уровня жизни — это прямая конституционная обязанность государства», с исполнением которой, по мнению автора, российское государство не справляется должным образом.

По нашему мнению, право человека на достойную жизнь в социальном государстве является одним из основных прав, поэтому в нормативной базе государства должно быть наиболее полно установление понятие «достойный уровень жизни».

Основным признаком понятия следует считать — экономический признак. Социальная политика государства должна быть направлена на то, что минимальный размер пенсий, МРОТ, пособий должны обеспечивать человеку его достойную жизнь [5].

Под понятием «достойный уровень жизни» мы понимаем, что человеку и его семье должны быть обеспечены возможности на свободное культурное развитие, поддержание гигиенических и санитарных условий жизни, возможность приобретения средств для получения образования, покупка одежды, заметим, что в России в разных регионах отличаются погодные условия, поэтому для большинства россиян необходимость приобретения каждый год теплой одежды для всей семьи наиболее важно для жизни. Так же для достойной жизни необходимо обеспечение здорового развития личности человека, обеспечение его безопасности, и защита человека со стороны государства с случае наступления страховых рисков [6].

Человек в России должен чувствовать себя защищенным, он должен понимать, что государство заботится о нем, а не заставляет собирать тонны бумаг для получения минимальных пособий, человек отработавший всю жизнь должен понимать, что на выходе на пенсию его не будет ждать нищета.

У каждого человека на территории России есть на это право, только вот проблема состоит в том, что государство понимает достойный уровень жизни совсем не так, каков он должен быть в современном обществе.

Дискуссионное понятие «достойный уровень жизни» российском государстве, к сожалению, заменено на понятие «достойный уровень выживания». Слово «выживание» (борьба за жизнь) в нормативно-правовых актах заменили на слово «жизнь» (развитие).

Пока мы не добьемся исполнения нашего права на достойный уровень жизни, мы будем выживать. На современном этапе развития российского общества понятие «достойный уровень жизни» лишь абстрактное понятие.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27478/

Ссылка на основную публикацию