Кто согласовывает смету, а кто утверждает: нюансы составления смет

Кто согласовывает смету, а кто утверждает: нюансы составления смет

Процедура утверждения проектной документации — это продолжительный и процесс. Но она есть тем серьёзным этапом, что не может быть пропущен. Проектная документация является утверждением в соответствии с правилами, включающее в себя графические и текстовые материалы.

Разработка проектной документации обязана выполняться только в соответствии с действующему законодательству, и нормативных документов, утвержденных клиентом. Чтобы согласовать утверждение проектной документации нужно создать проект строительства.

Кто согласовывает а кто утверждает?

  • Проектную документацию постоянно утверждает клиент, а исполнитель ее согласовывает.
  • До собственного утверждения проектной документации нужно в обязательном порядке пройти госэкспертизу.
  • Утверждение проектной документации выполняется по строго установленному методу.

В том случае, в то время, когда объект находится в особенных условиях, требуется согласовать документы в установленных органах. При происхождении спорных вопросов, ответ принимает Горсовет. Учреждение проектной документации напрямую вязано с экспертной оценкой.

Запрещено подавать на комплексную госэкспертизу отдельные объекты строительства, это

  1. зависит от их содержания и объёма.
  2. Организация, делающая экспертизу и предоставляющая советы, на себе несет всю ответственность за заключение, поскольку на основании их уже клиент будет принимать решение относительно утверждения проектной документации.
  3. Необходимо подчернуть, что утверждение проектной документации есть одним из самые долгих, сложных и дорогих этапов создания объектов.

Проектная документация есть утвержденными в соответствии с правилами текстовыми и графическими материалами, определяющими конструктивные, технические, архитектурные, градостроительные объёмно-сметы и планировочные решения объектов строительства. Утверждение проектной документации напрямую связано с экспертной оценкой уполномоченных властей. Для утверждения проектной документации нужно создать проект.

Организации, каковые делали госэкспертизу и выдавали советы, несут полную ответственность за все экспертные заключения, на каковые основывался клиент, по окончании чего принимал ответ об утверждении проектной документации. Клиент с проектной организацией должны обязательно внести изменения и дополнения в проектную документацию (при их наличии).

Я на свете всех умней, дом я строю… В долг!?

Интересные записи

Источник: https://bookerlife.ru/smeta-k-dogovoru-podrjada/

Утверждение и согласование сметной документации

Можно в данном случае процитировать Градостроительный Кодекс РФ, статья 48
пункт 15. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.

При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Есть еще нечто подобное и в Гражданском Кодексе РФ, параграф 4 (правда тут речь идет о ПИР) статья 759
п. 1.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

далее статья 760
п.1.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

И в заключение

5.4 При осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях.

Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе.

Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (приложение А).

Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Источник: https://abk-63.ru/content/utverzhdenie-i-soglasovanie-smetnoy-dokumentacii

Согласование сметной документации и особенности составления сметы

Многие застройщики и прочие участники строительного процесса сталкиваются с проблемами в вопросах согласования сметной документации. В чем же особенности проведения таких работ? Какие моменты при оформлении сметной документации должны браться в расчет? Как рассчитывается сметная стоимость?

Основы согласования документов

Процесс согласования сметной и технической документации во многом зависит от места, где находится сооружение. При этом процесс согласования бумаг в отношении определенного проекта проходит во многих организациях, официально уполномоченных на осуществление подобных функций.

Специальные структуры проверяют документацию на факт соответствия действующему техрегламенту и требованиям ГрК РФ.

Не меньшее внимание уделяется и сметной документации, которая проверяется на факт актуальности, обоснованности трат и соответствия цен тем, что действуют на рынке в момент постройки.

Если говорить в общем, то согласование проектно-сметной документации должно проходить с участием следующих структур:

  • архитектора района;
  • Роспотребнадзора;
  • управы города;
  • органов ГО и ЧС;
  • регионального органа, занимающегося вопросами градостроительства и архитектуры;
  • энергосбытовых компаний;
  • департаментов, занимающихся природоохранной деятельностью и городским имуществом;
  • ГУОП и так далее.

Если объект возводится на охраняемом участке, имеющем какое-либо культурное или историческое значение, что может потребоваться дополнительное согласование. Но сметная документация в такой ситуации, как правило, остается без изменений.

Особенности составления сметы

Чтобы упростить процесс согласования сметной документации, стоит внимательно подходить к составлению бумаг и привлекать к расчетам только профессионалов.

Важно учесть, что стоимость капремонта или строительства представляет собой общий объем расходов, которые необходимы для реализации того или иного проекта. Для вычисления стоимости работ часто применяются базовые параметры, то есть стоимость строительства (реконструкции) аналогичных объектов.

Далее с применением обоснований осуществляется разработка проектной документации, в которой должны быть уточнены технико-экономические параметры или решения.

Что касается сметной стоимости, то под этим термином подразумеваются расходы на возведение (реконструкцию) сооружения с учетом уже готовой проектной документацией. Решение вопросов по разработке и согласования проводится по поручению инвестирующей стороны (заказчика) в процессе разработки проекта.

По размеру сметной цены можно вычислить размер капвложений в процессе инвестирования строительства (ремонта) здания. Кроме того, вычисленная стоимость используется при оформлении договора по закупке  товаров, а также в процессе расчетов по факту выполняемых работ. Смета зачастую является базой для проведения учета и составления отчетности, а также оценки работы строительных компаний.

Чтобы ускорить процесс согласования сметы, при расчете последней должны быть учтены следующие моменты:

  • Рабочая документация и проект – в том числе и схемы, спецификация оборудования, пояснительные записи к проекту и так далее.
  • Существующие на момент составления документации нормативы в отношении смет. Здесь же должны быть учтены расходы на транспорт, покупку оборудования и мебельной продукции.
  • Соответствующие решения со стороны органов федеральных и муниципальных властей в секторе возведения сооружений и капремонта.

При оформлении сметы важно учесть и требования к составу таких бумаг. В частности, в состав документации должны входить объектные, объектно-сметные и локально-сметные и локальные расчеты. Необходимо приводить и сметные расчеты, а также общие сводки расходов застройщика при возведении (реконструкции) объекта.

Каждый из видов расчетов имеет индивидуальные особенности. К примеру, локальные сметы представляют собой первичные документы, которые оформляются для конкретного типа мероприятий.

Что касается локально-сметных вычислений, то они потребуются при неопределенности в расходах и необходимости их уточнения.

Последние расчеты проводятся с учетом задания на разработку проекта, результатов техобследования сооружения, а также перечня работ, необходимых для выполнения поставленных задач.

В процессе составления сметы на возведение или капремонт сооружения должны использоваться общие принципы образования цены, которые действуют на момент составления документов. При этом цена исходных материалов может изучаться как инвестирующей стороной, так и подрядной организацией на этапе оформления подрядного соглашения по выполнению работ.

В процессе определения цены должны составляться следующие документы – инвесторские сметы с точными вычислениями расходов (в том числе вероятных издержек), а также сметы подрядчика в случае, когда договор составляется на базе тендерной документации. Стоимость сооружения (строительства, ремонта) определяется посредством составления сметы. Последняя оформляется с учетом действующих тарифов, норм и расценок.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/soglasovanie-smetnoj-dokumentacii-i-osobennosti-sostavleniya-smety/

Локальный сметный расчет утверждает согласовывает. Кто согласовывает а кто утверждает? Кто утверждает проектные документы

Подскажите, пожалуйста, в каких случаях смету составляет Подрядчик, а в каком Заказчик. Есть ли указание на этот счет в НТД?

Ответ: Журнал №2 (46), 2007 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

В «Положении о Заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации» (утвержденном постановлением Госстроя России от 8 июня 2001г.

№ 58) указано, что Заказчик передает Подрядчику в производство работ утвержденную и прошедшую экспертизу проектно-сметную документацию в количестве, необходимом для выполнения работ Подрядчика и привлеченных организаций (п. 2.2 и п. 3.1.3).

Но встречаются случаи, когда Заказчик поручает эту работу Подрядчику и потом не хочет оплачивать.

Поэтому Вопрос составления и оплаты сметы следует учесть при составлении . Кроме того, Заказчик имеет право составлять или поручать составление индивидуальных сметных норм и единичных расценок на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта (п.4.7).

В настоящее время размещение заказа на выполнение строительных работ может осуществляться путем проведения подрядных торгов, когда Заказчик представляет только проектную документацию, а смету принимает в редакции Подрядчика, который выбран для выполнения работ. Учитывая, что Заказчик порой уклоняется от своих обязанностей, ниже публикуем основные выдержки из Положения о Заказчике.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКАЗЧИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждено Постановлением Госстроя России от 8 июня 2001 г. № 58 (Выдержка)

2. Основные задачи заказчика по управлению инвестиционным проектом

2.1. На стадии подготовки инвестиционного проекта проработки: — разработка бизнес-плана; — выбор площадки строительства; — получение всех необходимых разрешений и согласований; — предварительный отбор проектировщиков, подрядчиков, изготовителей и поставщиков оборудования;

— экспертиза проекта.

2.2. На стадии реализации инвестиционного проекта: — подготовка строительной площадки; — разработка и утверждение проектно — сметной документации; — выбор, как правило, на конкурсной основе исполнителей на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строительстве и заключение договоров (государственных контрактов); — поставка предусмотренных договором подряда материальных и иных ресурсов; — контроль качества работ; — приемка выполненных работ; — своевременная оплата работ и услуг; — сдача объекта в эксплуатацию; — передача объектов собственникам или эксплуатирующим организациям;

— контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации.

4. Права заказчика Заказчик при реализации возложенных на него задач и обязанностей по строительству объекта, если иное не установлено договорами между участниками инвестиционного процесса, имеет право:

Читайте также:  Как рассчитывается пенсия? правила начисления выплат в 2020 году

4.1. Выступать от имени инвестора при рассмотрении вопросов реализации конкретного инвестиционного проекта в государственных органах, контролирующих и надзорных службах, коммерческих организациях.

4.2. Привлекать на договорных или иных условиях юридических и физических лиц в качестве консультантов-экспертов и исполнителей задач, выполнение которых возлагается инвестором на службу заказчика.

4.3. Принимать по договору с инвестором заказ на строительство объектов для государственных нужд и реализацию коммерческих проектов.

4.4. Проводить, как правило, на конкурсной основе отбор исполнителей и заключать договора на разработку проектно-сметной документации, изыскательских работ, поставку оборудования и материалов, выполнения строительных, монтажных и иных работ и услуг для реализации инвестиционного проекта, контролировать ход и качество выполняемых ими работ.

4.5. Владеть и распоряжаться выделенными инвестором на строительство объекта финансовыми и иными ресурсами, имуществом и материальными ценностями по целевому назначению.

4.6. Утверждать к производству работ рабочую документацию, сметы на дополнительные работы в пределах сметного лимита для бюджетных объектов.

4.7. Составлять индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта в соответствии с Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденными Постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой.

Основная и главная цель ее работы — не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг.

Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Источник: https://cpsgmo.ru/novosti/lokalnyi-smetnyi-raschet-utverzhdaet-soglasovyvaet-kto-soglasovyvaet-a/

Кто утверждает и согласовывает сметы. Кто согласовывает а кто утверждает? Как читаются сметы в строительстве

Требования,
предъявляемые к оформлению документов

Будет
документ иметь юридическую силу или
нет, зависит и от того, соблюдены ли его
разработчиками требования к его форме
и другим отдельным элементам (реквизитам).

В
настоящее время некоторые предприятия
не придают должного значения оформлению
тех или иных документов. Но такое
отношение неоправданно. Так, например,
отсутствие подписи должностного лица
в приказе или грифа » Утверждено»
на штатном расписании делает эти
документы в правовом смысле »
бессильными» .

Какие
же реквизиты признаются юридически
значимыми?

Очевидно,
что необходимо указать наименование
предприятия, издавшего документ. Оно
должно полностью соответствовать
наименованию, закрепленному в учредительных
документах предприятия. Если в
учредительных документах закреплено
сокращенное наименование, в приказе
оно пишется в скобках после полного.

Другие
обязательные и юридически значимые
реквизиты рассмотрим более подробно.

Государственным
стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 установлены
требования к составу и расположению
реквизитов, порядок их оформления,
правила разработки бланков документов,
требования к тексту отдельных видов
документов .

  • Реквизиты,
    определяющие наименование вида документа

  • Для
    придания документу юридической силы,
    наряду с реквизитами, идентифицирующими
    автора документа, существенное значение
    имеют и другие реквизиты.
  • Дата
    документа

Дата
документа является важнейшим реквизитом,
т.к. отражает время его возникновения.
Дата проставляется должностным лицом,
подписывающим (утверждающим) документ,
или делопроизводственной службой при
регистрации документа. Она вносится в
готовый документ от руки.

Если автором
документа являются несколько организаций,
то датой документа является наиболее
поздняя дата подписания. Документы,
изданные двумя или более организациями,
должны иметь одну (единую) дату. Необходимо
следить за правильным оформлением этого
реквизита, т.к.

создание документа
«задним числом”, равно как и издание
документа с «опережением”, например,
следующим днем, приводит к искажению
данных регистрации (т.к. не во всех
применяемых формах регистрации это
возможно).

Кроме того, неправильное
датирование может привести к ущемлению
прав участников правоотношений.

Государственным
стандартом установлены три способа
оформления даты.

Цифровым способом
оформляются даты, содержащиеся в тексте
документа; даты согласования, визирования,
утверждения, заверения, подписания,
регистрации — арабскими цифрами в
последовательности: день месяца, месяц,
год. День месяца и месяц оформляются
двумя парами арабских цифр, разделенными
точкой; год — четырьмя арабскими цифрами.

Датой
документа является дата его подписания;
для документов, принимаемых коллегиальным
органом, — дата его принятия; для
утверждаемых документов (штатное
расписание, положение и др.) — дата
утверждения; для актов и протоколов —
дата события .

Регистрационный
номер

Регистрационный
номер документа (индекс) проставляется
при его регистрации в организации —
авторе документа. Для входящих документов
это одна из первых операций (после
обработки и сортировки полученных
документов).

Для исходящих документов
это предпоследняя делопроизводственная
операция перед отправкой документа.

Для внутренних документов регистрация
проводится и как заключительная операция,
когда документ уже подписан (или
утвержден).

Регистрационный
номер, как правило, состоит из порядкового
номера документа в регистрируемом
массиве (договоры, приказы, протоколы,
письма и др.). В конкретной системе
делопроизводства индекс документа,
помимо порядкового номера, может включать
индекс структурного подразделения,
индекс дела по номенклатуре, индекс
должностного лица, информацию о
корреспонденте и др.

Регистрационный
номер документа, составленного совместно
несколькими организациями, состоит из
регистрационных номеров документа,
присвоенных ему в каждой из этих
организаций. В таком случае на документе
регистрационные номера проставляются
через косую черту в порядке, соответствующем
перечислению авторов документа. Документ
без регистрационного номера (индекса)
лишен юридической силы .

Гриф
утверждения

Гриф
утверждения документа определяет
юридическую силу тех документов, которые
не могут быть введены в действие их
авторами. Они становятся официальными
и приобретают юридическую силу после
утверждения руководителем организации,
коллегиальным (совещательным) органом
или вышестоящим органом власти
(управления).

Государственным
стандартом определены два способа
оформления процедуры утверждения,
имеющие одинаковую силу:

    утверждение документа руководителем;утверждение изданием специального распорядительного документа.

В
первом случае на документе должно стоять
слово УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), указывается
наименование должности, личная подпись,
инициалы, фамилия руководителя и дата
утверждения.

Во
втором случае в грифе утверждения
указываются выходные данные специального
распорядительного документа. Гриф
утверждения располагают справа над
текстом.

Если
документ утверждается единоначально
руководителем организации (органа
власти или управления), то гриф утверждения
оформляется на документе следующим
образом: Утверждение изданием
распорядительного документа практикуется
в тех случаях, когда требуются
дополнительные разъяснения или какие-либо
действия, мероприятия по внедрению
утверждаемого документа. В случае
утверждения документа постановлением,
решением, приказом, протоколом гриф
утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН,
УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО,
наименования утверждающего документа
в творительном падеже, его даты и номера.

Например:
Слова УТВЕРЖДАЮ, УТВЕРЖДЕН, УТВЕРЖДЕНА,
УТВЕРЖДЕНЫ, УТВЕРЖДЕНО печатают
прописными буквами без кавычек .

Подпись

Подпись
— это важнейший реквизит, определяющий
юридическую силу документа.

Право
подписи управленческих документов, как
правило, является компетенцией
руководителя организации или его
заместителей в соответствии с
распределением обязанностей, установленным
правовым актом (уставом, положением об
организации, приказом о распределении
обязанностей и др.). В крупных организациях
право подписи может быть предоставлено
руководителям структурных подразделений,
это должно быть закреплено локальными
актами организации.

При
этом подписи располагают одну под другой
в порядке, соответствующем степени
значимости занимаемых ими должностей.

При
оформлении документа на бланке
должностного лица должность этого лица
в подписи не указывают.

Во
всех других случаях подпись оформляют:
указанием наименования должности
руководителя, его личной подписью,
инициалами и фамилией.

Наименование
организации включают в подпись только
в тех случаях, когда документ оформляется
не на бланке; например, когда документ
подготовлен двумя организациями. Такие
документы подписывают лица равных
должностей, и их подписи располагают
двумя группами на одном уровне.

Например:
Две подписи оформляются на документах
коллегиальных органов — протоколы и
выписки из них подписывают председатель
и секретарь.

Документы,
составленные комиссией (акты), подписывают
председатель и все члены комиссии.

Подпись
должна быть как на документах, направляемых
в другие организации, так и на тех,
которые остаются в делах организации
— автора документа. Приложения к документам
также должны быть подписаны в установленном
порядке.

Подпись
располагают после текста и отметки о
наличии приложений, отступив 2-3 межстрочных
интервала.

В
тех случаях, когда на документе заготовлена
подпись, например, генерального директора,
а он не может подписать срочный документ
по уважительной причине (внезапная
болезнь, отсутствие на рабочем месте)
и уже нет времени на перепечатку
документа, его может подписать лицо,
официально исполняющее его обязанности.
При этом на документе перед должностью
ставят буквы «И. О.» или «зам»
и указывают фактическую должность
подписавшего, так же исправляют фамилию.
Использование предлога «за” или
сокращения «врио” не допускается.

В
отечественной практике оформления
документов до настоящего времени еще
встречается проставление косой черты
или предлога «за” перед наименованием
должности руководителя, означающих,
что документ подписан другим должностным
лицом. Такая практика недопустима, это
лишает документ юридической силы.

Гриф
согласования

Гриф
согласования документа часто имеет
значимость с точки зрения юридической
силы документа. Этот реквизит проставляется
только на документах, которые проходят
процедуру внешнего (т.е. в других
организациях) согласования.

Гриф
согласования проставляется на последнем
листе документа. Реквизит оформляется
ниже всех подписей или выносится на
отдельный лист согласования, который
является приложением к подлиннику
документа.

Гриф согласования включает
слово СОГЛАСОВАНО, должность руководителя,
наименование организации, с которой
согласовывают документ, его личную
подпись, фамилию, инициалы и дату.

Гриф
согласования на документе располагают
ниже подписи слева.

  1. Например:
    В тех случаях, когда согласование
    осуществляется отдельным документом
    вышестоящей организации или коллегиальным
    органом, общественной организацией,
    органами государственного контроля и
    надзора после обсуждения документа на
    его заседании, то в грифе согласования
    указывается наименование этого документа
    (в именительном падеже), наименование
    организации, дата и номер.
  2. Например:
    Слово СОГЛАСОВАНО печатается прописными
    буквами без кавычек .
  3. Печать

  4. На
    большинстве документов, издающихся на
    предприятии, печать не ставится. Но
    оттиск печати обязательно должен быть
    на следующих документах:
    отражающих информацию о фактах, имеющих особое юридическое значение (о создании, реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.);удостоверяющих права предприятия или его отдельных лиц (доверенности);фиксирующих факты, связанные с финансовыми и материальными ценностями.

Для
таких документов печать является
юридически значимым реквизитом, так
как они имеют юридическую силу только
при наличии ее оттиска.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой.

Основная и главная цель ее работы — не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг.

Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Источник: https://karavan-ural.ru/kto-utverzhdaet-i-soglasovyvaet-smety-kto-soglasovyvaet-a-kto-utverzhdaet-kak/

Тема 3.5 Порядок и правила составления сметной документации на строитель­ство, согласования и утверждения

  • Изучение
    данной темы базируется на материале
    ранее изученных тем.
  • Сметная
    стоимость — это суммы денежных средств,
    необходимых для осуществления
    строительства в соответствии с проектными
    материалами, кото­рая определяется
    на основании разработанной, согласованной,
    прошедшей экс­пертизу и утвержденной
    сметной документацией.
  • В
    методике по определению стоимости
    строительной продукции имеется раздел
    IV
    «Составление сметной документации»,
    который рекомендуется де­тально
    изучить.
Читайте также:  Сколько статей в конституции: структура и содержание

Состав
сметной стоимости документации зависит
от стадии проектирова­ния: локальные
сметные расчеты (сметы на виды
строительно-монтажных ра­бот), а также
стоимость оборудования; сметные расчеты
на определенные виды затрат; объектные
сметные расчеты (сметы), сводный сметный
расчет стоимо­сти строительства;
сводка затрат. При необходимости
составляются калькуля­ции транспортных
расходов и сметной стоимости материалов,
изделий и конст­рукций.

Правила
и порядок исчисления объемов работ
изложен в технических час­тях сборников
единичных расценок (см. технические
части соответствующих единичных
расценок). Сводная ведомость объемов
работ составляется в едини­цах
измерения, заложенных в единичных
расценках.

  1. Локальные
    сметные расчеты (сметы)
  2. Локальные
    сметные расчеты (сметы) на отдельные
    виды строительных и монтажных работ
    составляются исходя из объемов работ,
    принятых из ведомо­стей строительных
    и монтажных работ и определяемых по
    проектным материа­лам, действующих
    сметных нормативов и показателей на
    виды работ, а также рыночных цен и тарифов
    на продукцию производственного
    технического на­значения и услуги.
  3. Локальные
    сметные расчеты (сметы) составляются
    по зданиям и сооруже­ниям: на внутренние
    сантехнические работы, приобретение и
    монтаж оборудо­вания и др.

Сметная
стоимость оборудования определяется
по ценам франко — приобъ­ектный склад
или франко — место передачи, предусмотренным
договором под­ряда. Она складывается
как сумма всех затрат на его приобретение
и доставку на приобъектный склад или
место передачи в монтаж.

Стоимость
работ в локальных сметных расчетах
(сметах) в составе смет­ной документации
может приводиться в двух уровнях цен:

  • в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;
  • в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложив­шихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду строитель­ства (используются инфляционные коэффициенты к ценам 2001 года).

При
составлении локальных сметных расчетов
(смет) используются рас­ценки из
соответствующих сборников (см. приложение
№ 2 МДС 81-35.

2004), при этом, в каждой позиции
локального сметного расчета (сметы)
указывается шифр нормы, состоящий из
номера сборника (два знака), номера
раздела (два знака), порядкового номера
таблицы в данном разделе (три знака) и
порядково­го номера в данной таблице
(один или два знака).

  • Например,
    16 — прокладка
    трубопроводов из стальных водогазопроводных
    труб не оцинкованных, диаметром 25 мм
    16-02-003-3 16 — номер сборника;
  • 02 —
    второй
    раздел сборника;
  • 003 —
    порядковый
    номер таблицы в данном разделе;
    3 —
    порядковый номер в данной таблице.
  • При
    составлении локальных сметных расчетов
    (смет) учитываются усло­вия производства
    работ и усложняющие факторы (на основании
    технических частей сборников единичных
    расценок и МДС 81-35-2004) применяются
    коэф­фициенты, ссылки на которые
    должны указываться в графе локального
    сметно­го расчета (сметы) «шифр».
  • При
    составлении локальных сметных расчетов
    (смет) на работу по рекон­струкции,
    расширению и техническому перевооружению
    предприятий, зданий и сооружений
    учитываются факторы и условия производства
    таких работ с по­мощью соответствующих
    коэффициентов, приведенных в соответствующих
    сборниках сметных норм и расценок (общие
    указания).
  • Выполняемые
    при ремонте и реконструкции зданий и
    сооружений работы, аналогичные
    технологическим процессам в новом
    строительстве, следует нор­мировать
    по соответствующим сборникам ГЭСН-2001
    на строительные и спе­циально-строительные
    работы (кроме норм сборника ГЭСН № 46
    «Работа при реконструкции зданий и
    сооружений») с применением коэффициентов
    1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам
    времени эксплуатации строительных
    ма­шин.

Применение
различных коэффициентов более подробно
смотрите в МДС 81-35.2004, раздел IV.

Локальные
сметные расчеты (сметы) рекомендуется
составлять с учетом приложения № 2 к
МДС 81-35.2004, образец № 4 и по одной из форм
автомати­зированного расчета сметной
документации («Гранд-Смета», «Багира»,
«Гек­тор» и др.).

При
использовании ресурсного или
ресурсно-индексного метода приме­нять
образец № 4 приложение № 2 или образец
№ 5.

В
данной методике (МДС 81-35.2004) также
приводятся особенности при­менения
ресурсного и ресурсно-индексного
методов, определение сметных за­трат
на эксплуатацию строительных машин,
определение сметной стоимости материальных
ресурсов, определение накладных расходов
и сметной прибыли.

Объектные
сметные расчеты (сметы)

Объектные
сметные расчеты (сметы) рекомендуется
составлять в текущем уровне цен по
образцу № 3 (приведенного в приложении
№ 2 МДС 81-35.2004) на объекты в целом путем
суммирования данных локальных сметных
расчетов (смет) с группировкой работ и
затрат по соответствующим графам сметной
стоимости «строительных работ»,
«монтажных работ», «оборудования, мебели
и инвентаря», «прочих затрат».

С
целью определения полной стоимости
объекта, необходимой для расче­тов
между заказчиком или подрядчиком, в
конце объектной сметы к стоимости
строительных и монтажных работ,
определенной в текущем уровне цен,
реко­мендуется дополнительно включать
средства на покрытие лимитированных
за­трат, в том числе:

  • на стоимость временных зданий и сооружений (см. ГСН 81-05-01.2001, берется в % от стоимости строительных и монтажных работ в зависимости от вида строительства);
  • на удорожание работ, выполняемых в зимнее время (см. ГСН 81-05-02.2001, берется % от сметной стоимости строительных и монтажных работ с учетом стоимости временных зданий и сооружений в зависимости от темпера­турной зоны и вида строительства);
  • часть резерва средства на непредвиденные работы и затраты, предусмот­ренного в сводном сметном расчете стоимости строительства, с учетом размера, согласованного заказчиком с подрядчиком для включения в состав договорной цены на строительную продукцию (для контрольной работы рекомендуется принять резерв средств в половинном размере).

В
том случае, когда стоимость объекта
определена по одной локальной смете,
объектная смета не составляется. При
этом роль объектной сметы играет
локальная смета, в конце которой
включаются средства на покрытие
лимитиро­ванных затрат в том же
установленном порядке.

В
объектном сметном расчете (смете)
построчно и в итоге приводятся по-казатели
единичной стоимости по 1 м объема, 1 м
общей площади зданий и сооружений, 1 м
протяженности сети и т.п.

  1. За
    итогом объектно-сметного расчета (сметы)
    справочно показываются возвратные
    суммы (для контрольной работы рекомендуется
    учесть возвратные суммы в размере 15% от
    стоимости временных зданий и сооружений).
  2. Сметы
    на отдельные виды затрат составляются
    аналогично локальным сметным расчетам
    (сметам).
  3. Рекомендации
    по порядку выполнения сметной документации
    нормативной трудоемкости и средств на
    оплату труда рабочих, занятых на
    строительно-монтажных работах
  4. Нормативная
    трудоемкость и средства на оплату труда
    выделяются в ло­кальных и объектных
    сметных расчетах (сметах), составляемых
    при разработке проектов, рабочих проектов
    и рабочей документации.
  5. Нормативная
    трудоемкость — это затраты труда рабочих
    (в чел-ч), которые по сметным нормам
    должны затрачиваться на выполнение
    соответствующих строительных,
    ремонтно-строительных и монтажных
    работ, определяется по
  6. формуле: Т= Тпр
    + Т
    нр
    + Тзу + Т
    п,
  7. где:
  8. Т
    — нормативная трудоемкость, выделяемая
    в объектной смете;
  9. Тпр.
    — нормативная трудоемкость работ в
    прямых затратах;
  10. Тнр.
    — нормативная трудоемкость работ,
    учтенная накладными расходами;
  11. Твр
    — нормативная трудоемкость работ по
    возведению титульных зданий и со­оружений;
  12. Тзу
    — нормативная трудоемкость работ,
    учтенная в других начислениях на
    строительно-монтажные работы, включенные
    в объектную смету;
  13. Тп — нормативная трудоемкость работ,
    учтенная в других начислениях на
    строительно-монтажные работы, включенные
    в объектную смету.
  14. При
    прямом счете в локальных сметных расчетах
    (сметах) нормативная
  15. трудоемкость
    определяется по формуле: Т=
    Тпр
    + Т
    нр
  16. Нормативная
    трудоемкость работ, предусматриваемых
    в прямых затратах (Тпр),
    определяется по формуле: Тпр
    =
    Т
    р
    +
    Т
    м
  17. где:
  18. Тр
    — затраты труда рабочих строителей, не
    занятых управлением и обслужива­нием
    машин (принимаются прямым счетом
    непосредственно из локальных смет по
    итогу графы локальной сметы «затраты
    труда рабочих-строителей, всего»). Эти
    данные заполняются из сметного норматива
    и умножаются на соответст­вующие
    объемы работ, далее подсчитываются
    промежуточные итоги к разде­лам сметы;
  19. Тм
    — затраты труда рабочих, занятых
    управлением и обслуживанием машин,
    определяются прямым счетом из элементных
    сметных норм или по формуле: Тм
    = К
    м

    х
    Зм
  20. где:

Источник: https://studfile.net/preview/1718196/page:8/

Согласование и утверждение сметной документации — Энциклопедия по экономике

СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
 [c.20]

Сметная стоимость строительно-монтажных работ по сданным заказчику предприятиям, пусковым комплексам, объектам, подготовленным к выпуску продукции или оказанию услуг, составляет объем конечной строительной продукции.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ используется для заключения подрядного договора между заказчиком и подрядчиком и между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.

Расчеты с подрядными организациями за выполненные и сданные строительно-монтажные работы производятся заказчиками после окончания строительства здания (сооружения) или окончания этапа работ на основании согласованной и утвержденной сметной документации.
 [c.176]

Письменное уведомление в адрес главного инженера треста (ДСК) об обнаруженных ошибках в объемах работ, расценках и составе согласованной и утвержденной сметной документации со всеми обосновывающими материалами
 [c.132]

Проекты и сметы — порядок сопоставления и утверждения П. организации строительства и П. производства работ — 277 о порядке разработки и утверждения про-ектно-сметной документации в связи с дополнительными заданиями—350 об изменениях и поправках к П. — 351 порядок составления П. и с.

— 371, 402,475 содержание, составление и утверждение заданий на проектирование — 376 состав технической документации при одностадийном проектировании — 384 применение типовых П. при проектировании промышленных предприятий — 384 порядок согласования и утверждения проектной документации содержание, порядок согласования и оформления П.

и с. для строительства за границей при техническом содействии СССР — 395 порядок производства экспертизы П. на строительство — 396 запрещение поручать отдельным лицам составление П. и с. — 401 экономическое обоснование строительства и проектных решений промышленных объектов — 406 порядок определения этапов работ в П.

на строительство объектов — 945 об улучшении проектно-смет-
 [c.546]

Сметы на строительно-монтажные работы составляются на основании методики, изложенной в Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН-202—81). Сначала составляют смету на выполнение строительных и специальных работ, приобретение и монтаж оборудования (локальные сметы), затем — на возведение отдельных зданий и сооружений, сводный сметный расчет, а также сводку затрат.
 [c.216]

Проектно-сметная документация, порядок ее согласования и утверждения [1.1]
 [c.11]

Согласование и утверждение проектов и смет. Проектно-сметная документация на строительство промышленных предприятий согласовывается и утверждается следующим порядком г  [c.14]

Правила использования сборников 48 и 49 приведены в общей части каждого сборника и Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения и утверждения проектно-сметной документации за строительство скважин на газ и нефть.
 [c.45]

Для осуществления проекта с новым строительством, кроме финансовых средств, необходимо иметь согласованную и утвержденную проектно-сметную документацию отведенный (приобретенный) земельный участок договор с подрядной строительной организацией, если строительство не осуществляется хозспособом наличие энергетических, сырьевых, материальных и других ресурсов для нормального функционирования нового объекта.
 [c.125]

Предназначено для широкого круга инженерно-технических специалистов и экономистов строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, связанных с разработкой, согласованием, утверждением и экспертизой сметной документации.
 [c.2]

Настоящее Практическое Пособие призвано оказать действенную помощь специалистам-сметчикам страны, всем инженерно-техническим работникам, связанным с подготовкой, утверждением и экспертизой сметной документации, согласованием цен и тарифов, договорной цены на строительную продукцию.
 [c.7]

Должен знать законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по капитальному строительству организацию разработки проектно-сметной документации, порядок ее согласования и утверждения порядок разработки перспективных и годовых планов капитального строительства основы технологии строительства правила заключения договоров подряда состав, содержание, порядок разработки и согласования смет правила финансирования строительства нормативные документы по вопросам ценообразования в строительстве планово-учетную документацию организацию оперативного и статистического учета и отчетности экономику, организацию производства, труда и управления возможности применения вычислительной техники для осуществления расчетов и учета строительно-монтажных работ, правила ее эксплуатации рыночные методы хозяйствования законодательство о труде правила и нормы охраны труда.
 [c.232]

Выполнение таких сравнений и оценок играет важную роль в процессе проектирования при согласовании и утверждении про-ектно-сметной документации.
 [c.130]

Читайте также:  Скрытие с места дтп: последствия проступка, возможное наказание.

Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81 ).
 [c.147]

Сметная стоимость переноса на новое место строений, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, определяется в том же порядке, какой установлен Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений , принадлежащих государственным, кооперативным и общественным организациям и предприятиям.
 [c.163]

Основополагающим нормативным документом по проектно-сметному делу является Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81 ), утвержденная Госстроем СССР пост, от 29 дек. 1981 г. № 261.
 [c.166]

В соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81 ) для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, комплексов и отдельных зданий и сооружений, а также их очередей в составе проекта (при двухстадийном проектировании) разрабатываются сводный сметный расчет сводка затрат (при необходимости) объектные и локальные сметные расчеты сметы на проектные и изыскательские работы сметные расчеты на отдельные виды затрат (на освоение строительной площадки, на временные здания и сооружения, на дополнительные затраты, связанные с производством строительно-монтажных работ в зимнее время, доставку привозных материалов, изделий и конструкций на расстояние, превышающее учтенное в ЕРЕР, на различные виды компенсаций, возмещаемых заказчиком подрядным строительно-монтажным организациям, на содержание дирекции строящегося предприятия, на авторский надзор проектных организаций, на подготовку кадров эксплуатационного персонала и др.).
 [c.185]

Пунктом 4.

25 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81 ) предусмотрено, что дополнительные средства на возмещение затрат подрядчика, выявившихся после утверждения проекта, должны включаться в сводный сметный расчет стоимости строительства отдельной строкой с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проект, а при утверждении проекта Советом Министров СССР — министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик. Проектные работы, связанные с осуществлением дополнительных работ, выполняются по дополнительному соглашению заказчика с проектной организацией.
 [c.197]

Проекты и сметы на техническое перевооружение разрабатывают и утверждают в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СН 202-81 и Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет , утвержденных Госстроем СССР 12 апр. 1984 г.
 [c.803]

Сметная документация должна составляться в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, СН-202-81 , утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1981 г. № 261, и Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет , утвержденными Государственным комитетом СССР по делам строительства от 12 апреля 1984 г. № 17-Д.
 [c.4]

Сметная документация на строительство подлежит согласованию и утверждению в установленном порядке.
 [c.20]

Источник: https://economy-ru.info/info/153889/

О сметах на ремонт в учреждении — "коммерсантъ" — издательский дом коммерсантъ

Обязательно ли для государственного бюджетного учреждения наличие сметы на проведение капитального ремонта зданий (сооружений), кто должен этим заниматься и что для этого требуется, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.

Является ли обязательным наличие сметы на проведение работ по текущему, капитальному ремонту зданий (сооружений) в федеральном государственном бюджетном учреждении, или достаточно иметь дефектные ведомости на виды выполняемых ремонтных работ? Может ли главный инженер (или иной сотрудник отдела учреждения) сам составлять сметы на выполнение ремонтных работ, или это должны делать сметчики, специалисты, имеющие свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией? Имеет ли при этом значение источник финансирования ремонтных работ: бюджетные или внебюджетные средства?

Прежде отметим, что ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.

2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) указывает, что законодательство РФ о размещении заказов, состоящее в первую очередь из этого Закона, основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. При этом ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что под контрактом понимается договор, заключаемый заказчиком в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Отсюда следует, что к контракту применяются положения Гражданского кодекса РФ, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иного.

В частности, к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, и ко всем контрактам применяются также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ).

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.

), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Законодательством регулирования работ по договору подряда в целом, равно как и по отдельным видам этого договора, в том числе строительного подряда, не предусмотрено.

Цена работ по договору подряда, согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ, может быть определена путем составления сметы. То есть, обратим внимание, смета — это только расчет, обоснование цены по договору подряда, составление которого по общему правилу не обязательно.

Какой-либо иной функции смета не несет. По договору строительного подряда, по которому выполняются строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК РФ), составление сметы обязательно (п. 1 ст.

743 ГК РФ).

В силу вышеупомянутого п. 3 ст. 709 ГК РФ в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (в контексте п. 1 ст.

424 ГК РФ «подтверждение сметы» следует расценивать именно как форму достижения взаимного согласия, соглашения сторон). Как видим, законодательство предполагает, что составление сметы осуществляется, как правило, именно подрядчиком.

Вместе с тем приведенная норма не исключает составления сметы заказчиком, по своему смыслу она регулирует только один частный случай — когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной именно подрядчиком.

Составления сметы по контракту касается только одна норма Закона N 94-ФЗ, причем только косвенно: согласно ст. 19.

1 этого закона для установления начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) заказчик, уполномоченный орган вправе или принять в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, из различных (практически любых) источников, или осуществить свои расчеты НМЦК.

Представляется очевидным, что по договору строительного подряда расчет НМЦК и будет являться сметой. Заметим, что НМЦК может быть установлена только при размещении заказа путем торгов или запроса котировок, необходимости обоснования цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлено.

Вместе с тем Законом N 94-ФЗ установлен особый порядок определения цены контракта, заключаемого по результатам торгов и запроса котировок: она определяется предложением участника размещения заказа, с которым заключается контракт, отраженным в заявке на участие в торгах или котировочной заявке (смотрите, например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 10 ст. 41.12, ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ). (Порядок определения цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлен). При этом представляется очевидным, что поскольку только участник размещения заказа, с которым заключается контракт, может знать все нюансы формирования предложенной им цены, то и представить смету, то есть расчет этой цены, тем более может только он и такой расчет не может зависеть от расчета НМЦК.

Соответственно, следует руководствоваться вышеприведенными общими нормами Гражданского кодекса РФ: цена определяется соглашением сторон и может быть (по договору строительного подряда — должна быть) определена путем составления сметы, в том числе составления сметы подрядчиком, при условии утверждения ее заказчиком.

Необходимость получения для составления сметы лицензии, свидетельства о допуске к такому виду работ или какого-либо иного разрешительного документа законодательством не предусмотрена. Безусловно, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, согласно п. 11 ч.

12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), входит в состав соответствующей проектной документации. Но следует учитывать, что в силу ч. 2 ст.

48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Очевидно, что смета к таким материалам не относится. Повторимся: из п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 746 ГК РФ следует, что составление сметы является только способом определения цены, то есть проведением экономических расчетов.

Соответственно, к собственно работам по проектированию объектов капитального строительства составление сметы не относится. В составе проектной документации смета должна рассматриваться как дополнительный документ, разработанный на основе собственно проектных документов.

Поэтому требования о наличии допуска к выполнению проектных работ на составление сметы не распространяются. Подтверждение этому можно найти и в том, что п. 11 ч. 12 ст.

48 ГрК РФ говорит о смете на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, то есть смета не является обязательной частью любой проектной документации.

Требований о какой-либо обязательной проверке, экспертизе смет, как составленных заказчиком для обоснования НМЦК, так и составленных подрядчиком, какими-либо органами или организациями, помимо самого заказчика, законодательство не содержит.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2355519

Ссылка на основную публикацию