Государственный гражданский служащий – кто это? права и обязанности

Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.

Определение 1

Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.

Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.

В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.

Замечание 1

В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.

Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:

  • право,
  • обязанность,
  • свобода.

Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.

Правовой статус государственного гражданского служащего

В федеральном законе, регламентирующем государственную гражданскую службу в России, не содержится точного разъяснения понятия «правовой статус» в контексте данного правового акта.

Однако анализ закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (глава 3) позволяет определить такие составляющие правового статуса государственных служащих как: права, обязанности, запреты, ограничения.

Определение 2

Права и обязанности государственных гражданских служащих представляют собой особые, определенные, закрепленные и гарантированные государством варианты допустимого поведения в сфере государственно-служебных отношений.

Существующие права и обязанности государственных гражданских служащих можно разделить на две группы:

  • права и обязанности общего характера, присваиваемые всем государственным служащим;
  • права и обязанности, установленные для конкретных должностей, задающие специфичные полномочия и закрепленные в должностных регламентах. Специфика прав и обязанностей для конкретных государственных должностей продиктована задачами и полномочиями соответствующего государственного органа.

Права государственных гражданских служащих

Определение 3

Субъективные права государственных гражданских служащих есть закрепленные юридически варианты допустимого поведения, целью которого является удовлетворение собственных интересов служащих, достижение ими определенных благ и ценностей.

Субъективное право подразумевает возможность выбирать и совершать конкретные действия, а также возможность ожидать (требовать) конкретных действий (или воздержания от них) от иных лиц (лица).

Понятия «право» и «свобода» в основе своей имеют общую суть – возможность индивидуального выбора, но и различаются в итоге.

«Свобода» подразумевает более широкие границы выбора или можно сказать, что границ тут нет вовсе: «свобода» не регламентирует некий точный конкретный результат в том или ином вопросе.

Свобода выбора религии, свобода мысли, свобода совести и пр. – довольно абстрактные и многогранные понятия.

В свою очередь, термин «право» устанавливает, описывает конкретные действия (право на обращение в государственные органы, право на участие в делах государства и пр.).

Замечание 2

Указанное различие сложилось исторически и не является четко определенным.

Статья 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит в себе базовые права общего характера для государственных гражданских служащих:

  • право на надлежащую организацию и техническое оснащение рабочего места, обеспечивающие возможность исполнения служебных обязанностей. Здесь речь идет о создании для госслужащих безопасных для жизни и здоровья условий труда и предоставление им всех необходимых для работы технических средств (в соответствии с законодательно определенными нормативами);
  • право на предоставление для личного ознакомления должностной инструкции и других документов, регламентирующих конкретные должностные права и обязанности, показатели эффективности трудовой деятельности, способы и критерии оценки качества работы, условия профессионального роста и пр.;
  • право на отдых. Для возможности реализации этого права служащими им предоставляются выходные дни, нерабочие праздничные дни, оплачиваемые отпуска (основные и дополнительные), устанавливается допустимая продолжительность рабочего времени. Данное право разъяснено и закреплено в главе 8 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • право на оплату труда и получение иных выплат согласно нормативам, установленным законодательно, и условиям служебного контракта. Труд госслужащего определяется его денежным содержанием, состоящим из всех возможных разновидностей выплат за исполнение должностных обязанностей. Базовые выплаты включают в себя оклад согласно занимаемой должности и оклад за классный чин. Размеры данных выплат для федеральных гражданских служащих определяются соответствующим указом Президента РФ;
  • право на получение и использование согласно регламенту сведений и материалов, которые требуются для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Служащий имеет возможность подавать запрос на получение необходимых данных, использовать их в ходе служебной деятельности, применять современные средства для их хранения и обработки. Закон определяет ответственность административного характера в случае отказа должностному лицу предоставить запрашиваемую информацию;
  • право на подачу предложений о применении мер совершенствования функционирования государственного органа;
  • право на получение согласно регламенту данных, являющихся государственной тайной, в случае, когда они необходимы для исполнения служебных обязанностей.

Определение 4

Сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, защищаемую государством, разглашение которой способно негативно повлиять на сохранение безопасности страны.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennaja-i-munitsipalnaja-sluzhba/pravovoj-status-gos-grazhdanskogo-sluzhashchego/

Обязанности государственного гражданского служащего

В статье 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен перечень основных обязанностей гражданских служащих, включенных в систему особых отношений служения обществу и государству, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых отношениях. Гражданский служащий обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  • 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», которые представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Правовое положение гражданского служащего / ред. консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» — www.audit-it.ru — «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит», публикация 26.06.2007 г.

Так, государственный гражданский служащий призван:

  • — исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • — исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
  • — соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • — проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • — не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся и так далее.

К служебному поведению гражданского служащего предъявляются определенные требования. Так, согласно статье 18 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий обязан:

  • 1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • 2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • 3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  • 4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  • 5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • 6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  • 7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  • 8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • 9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • 10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  • 11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  • 12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • 13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • 14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации».
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Подробнее остановимся на обязанности исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Под исполнением должностных обязанностей понимается исполнение в течение служебного времени гражданским служащим своих должностных обязанностей в соответствии со служебным распорядком органа или с графиком службы, условиями служебного контракта, а также их исполнение в иные периоды, которые действующим законодательством — прежде всего Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами — отнесены к служебному времени.

В частности, как исполнение служебных обязанностей квалифицируется собственно служебная деятельность в течение рабочего времени (а если это вызвано служебной необходимостью, то и за его пределами) по исполнению замещаемой должности, включая исполнение приказов и распоряжений, отданных руководителями гражданского служащего в пределах своих полномочий. К исполнению служебных обязанностей законодательством отнесены также действия по защите государственных интересов от преступных посягательств; пребывание, следование к местам служебной командировки или прохождения лечения, как и возвращение из названых мест и др.

Вместе с тем не является исполнением служебных обязанностей нахождение гражданских служащих на отдыхе, в отпуске, нахождение на государственной службе в периоды отстранения от замещаемой должности до принятия решения о досрочном расторжении служебного контракта, урегулирования конфликта интересов или до устранения обстоятельств, послуживших основанием для недопущения к исполнению должностных обязанностей независимо от того, сохраняется или не сохраняется на этот период денежное содержание гражданского служащего. Не признаются также находившиеся при исполнении должностных обязанностей те гражданские служащие, чьи действия в процессе расследования компетентными органами квалифицированы как противоправные и обусловленные причинной связью с опьянением (алкогольным, наркотическим, токсическим), либо как умышленное уголовное или административное правонарушение при отсутствии обстоятельств необходимой обороны или крайней необходимости, исключающих ответственность.

Современное законодательство о государственной службе, возлагая на гражданского служащего обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, исходит из требования исполнения не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах компетенции соответствующего руководителя.

Читайте также:  Аудиторское заключение признается заведомо ложным: стандартны оформления заключений

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. Возлагая на гражданского служащего обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, законодатель требует от него исполнения не любых, а исключительно правомочных поручений, данных в пределах их компетенции.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в пункте 2 статьи 15 установил требование правомерности служебного поведения в ситуациях получения гражданским служащим неправомерных предписаний и предусмотрел различные виды ответственности.

Выход за пределы предоставленных полномочий означает, что государственный гражданский служащий исполняет свои обязанности недобросовестно, вопреки тем общественно значимым целям, ради осуществления которых эти правообязанности были на него возложены.

Поэтому в зависимости от тяжести причиненного вреда порядку управления, в одном случае самовольное действие, вопреки установленным правилам осуществления своего действительного или предполагаемого права квалифицируется как административно-правовое самоуправство (ст.

19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а в другом, если такими действиями причинен существенный вред и их правомерность оспаривается организацией или гражданином. Они образуют состав уголовно-правового самоуправства (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Служебное право (Государственная гражданская служба): Учебное пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. — М.: ИКЦ «МарТ», 2007. — С. 166

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

  • В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
  • Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, как мы уже выше отмечали, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
  • Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
  • Важной особенностью правового статуса государственного служащего является то, что на него распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные применительно к государственным гражданским служащим в статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но этот вопрос является уже темой для другой работы.

Источник: https://studwood.ru/1500779/pravo/obyazannosti_gosudarstvennogo_grazhdanskogo_sluzhaschego

Государственный служащий — это… Что такое Государственный служащий?

ГОСЛы в Римской Империи

Государственный служащий (ГОСЛ, ГоСл) — работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.

Типы государственных служащих в России

Основная статья: Государственная гражданская служба Российской Федерации

Согласно российскому законодательству выделяется два вида государственных служащих:

  • федеральные государственные служащие;

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации;
  • Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
  • В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.
  • Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Государственный служащий с трёх точек зрения

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.

  1. с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.
  2. с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.
  3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Ограничения, связанные с этикой государственного служащего

Государственный служащий не вправе:
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
— заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;
— быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно подчинен или подконтролен;
— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию;
— получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действия или бездействия, связанных с исполнением служебных полномочий;
— участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями препятствовать функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных полномочий;
— участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью;
— находиться на государственной должности в государственных органах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью с лицами, имеющими с ним близкие родственные отношения (родители, супруг, родные братья и сестры, дети);
— использовать служебную информацию и служебное положение в личных интересах;

— давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обещания. Государственный служащий после прекращения государственной службы в течение года не может обращаться по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию.

См. также

  • Чиновник
  • Чиновничество в России

Литература

  • Федеральный Закон (ФЗ) «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ
  • Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. С77 В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 600 с.
  • ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/545622

Обязанности и права государственных гражданских служащих

Обязанности. Основной элемент каждой государственной должности – обязанности. Это ее ядро, смысл существования.

За выполнение этих обязанностей (социальных, административных услуг) служащему предоставляются властные полномочия, денежное вознаграждение, различные льготы.

А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей.

  • Многочисленные обязанности государственных служащих можно поделить на общеслужебные (1) и должностные (2).
  • Общеслужебные обязанности связаны с выполнением служебного долга. Служащий обязан:
  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию Конституции, федеральных законов и законов субъектов Федерации и иных правовых актов;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных и иных организаций;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  1. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
  2. бережно относиться к государственной собственности и природным ресурсам;
  3. сообщить в налоговые органы об имуществе, доходах (своих и членов семьи);
  4. сообщить руководителю о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
  5. соблюдать ограничения, не нарушать запреты.

Разновидностью обязанностей государственных служащих являются запреты, связанные с государственной гражданской службой.  Это особые обязанности, они обязывают не совершать определенных действий (1) и действий, непосредственно не связанных с их служебной деятельностью (2). В частности, в связи с прохождением гражданской службы служащему запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления.
  • Государственным служащим запрещено:
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  1. Подарки, полученные служащим в связи с официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ст. 575 ГК РФ[38];
  2. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально‑технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  3. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  4. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;
  5. использовать должностное положение для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  6. создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений.

Государственные служащие не вправе прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора (т. е. бастовать).

И после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе:

замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско‑правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Закон о государственной гражданской службе уделил большое внимание проблеме конфликта интересов .

Под ним понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, ее субъекта, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам других субъектов права.

Под личной заинтересованностью служащего , которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (необоснованного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи, близких родственников, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Читайте также:  Почему задерживают пенсию на карту сбербанка: что делать?

Представитель нанимателя, когда ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию этого конфликта интересов вплоть до отстранения служащего от занимаемой должности гражданской службы. При этом ему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности.

Но если руководитель отстраняет от замещаемой должности служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для такого отстранения, возникших по вине гражданского служащего, то в период отстранения денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных специальными федеральными законами.

В утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г.

№ 656 Положении об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно‑ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрено: «Меры по недопущению возникновения конфликта интересов направлены на исключение возможности получения должностными лицами и членами Совета [по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих] лично или через посредника материальной и (или) личной выгоды вследствие наличия у указанных лиц, или членов их семей, или лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов)… прав, предоставляющих такую возможность в результате использования ими служебного положения в части инвестирования накоплений, а также информации об инвестировании накоплений, ставшей им известной или имеющейся в их распоряжении».

  • В названном Положении используются следующие понятия:
  • материальная выгода – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
  • личная выгода – выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объявление благодарности;
  • предконфликтная ситуация – ситуация, в которой у должностных лиц и членов Совета при осуществлении ими своей профессиональной деятельности может возникнуть конфликт интересов.

Права государственных гражданских служащих можно поделить на две группы. Первую группу составят служебные , вторую – личные  права.

  1. В свою очередь, первая группа подразделяется на две подгруппы: общеслужебные и должностные права.
  2. К 1‑й подгруппе относятся права, которые имеет каждый государственный служащий:
  3. обеспечение надлежащих организационно‑технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  4. ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критерии оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показатели результативности профессиональной служебной деятельности и условия должностного роста;
  5. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  6. внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  7. доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

Огромное разнообразие должностных прав (2‑я подгруппа) – давать задания, принимать на работу, распределять средства, штрафовать и т. д. – обусловлено разнообразием должностей и должностных обязанностей.

Личные права  (вторая группа) призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении поощрений, премий, в продвижении по служебной лестнице за успешно выполненную работу и т. п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны:

  • 1) с карьерой служащего, и в этом плане он имеет право на:
  • должностной рост на конкурсной основе;
  • профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • 2) с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых, а именно на:
  • оплату труда и другие выплаты в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и контрактом;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, выходных дней и нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • членство в профессиональном союзе;
  • медицинское страхование;
  • государственное пенсионное обеспечение;
  • выполнение с предварительным уведомлением представителя нанимателя иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов;
  • 3) с реализацией его права на защиту, которое включает в себя право на:
  • ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • защиту сведений о гражданском служащем;
  • проведение по его заявлению служебной проверки;
  • государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Особенность личных прав служащего еще и в том, что некоторыми из них наряду с самим служащим пользуются члены его семьи (служебные квартиры, медицинское обслуживание и др.).

Аттестация служащих

В целях определения служебного соответствия работников предъявляемым требованиям действует система аттестаций. Условно их можно разделить на общие и персональные .

Общие аттестации  проводятся через определенные промежутки времени (раз в 3–5 лет) как очередные мероприятия по работе с кадрами, но могут быть и внеочередными.

Они направлены на повышение у служащих чувства ответственности за порученное дело путем проверки их работы.

Такие аттестации проводятся специально создаваемыми аттестационными комиссиями, решения которых ложатся в основу приказа руководителя по ее итогам.

  1. Аттестации не подлежат служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, а также если с ними заключен срочный служебный контракт.
  2. Аттестация гражданского служащего проводится не чаще, чем один раз в три года. Ранее этого срока (внеочередная) аттестация может проводиться после принятия решения:
  3. о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  4. об изменении условий труда служащих.
  5. Внеочередная аттестация  может проводиться еще в одном случае – по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
  6. При проведении аттестации учитываются соблюдение служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению.
  7. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
  8. 1) соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы;
  9. 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  10. 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
  11. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа с одной из следующих формулировок, что гражданский служащий:
  12. 1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  13. 2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  14. 3) понижается в должности гражданской службы.
  15. При отказе служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.
  16. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты», «обеспечивающие специалисты», «руководители».
  17. Экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы служащему по замещаемой должности по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
  18. Внеочередной квалификационный экзамен может проводиться по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина.

Источник: https://studopedia.net/9_2334_obyazannosti-i-prava-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashchih.html

17) Права и обязанности государственного служащего

Права (статья 14,
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации»)

Государственным
служащим является гражданин Российской
Федерации, исполняющий в порядке,
установленном федеральным законом,
обязанности по государственной должности
государственной службы за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет
средств федерального бюджета или средств
бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации.

Государственный
служащий Российской Федерации как
субъект административного права
обладает, прежде всего, общегражданскими
правами и обязанностями, которые
установлены Конституцией и иными
нормативными актами. В то же время
гражданские права и свободы государственных
служащих могут быть ограничены законом,
и связано это с особенностями правового
положения этих субъектов административного
права.

  • Административно-правовой
    статус государственного служащего
    представляет собой комплекс прав,
    обязанностей и ответственности, который
    приобретает гражданин с момента
    зачисления его на государственную
    должность государственной службы.
  • Служебные
    права и обязанности государственного
    служащего можно подразделить на две
    группы: общие и специальные (должностные)
  • Общие
    права и обязанности государственных
    служащих не зависят от конкретных
    полномочий по государственной должности.
  • Государственный
    служащий имеет право
  • —  на
    ознакомление с документами, определяющими
    его права и обязанности по занимаемой
    государственной должности государственной
    службы, критерии оценки качества работы
    и условия продвижения по службе, а также
    на организационно-технические условия,
    необходимые для исполнения им должностных
    обязанностей,
  • —  на
    получение в установленном порядке
    информации и материалов, необходимых
    для исполнения должностных обязанностей,
  • —  на
    посещение в установленном порядке для
    исполнения должностных обязанностей
    предприятий, учреждений и организаций
    независимо от форм собственности,
  • —  на
    принятие решений и участие в их подготовке
    в соответствии с должностными
    обязанностями,
  • — 
    участвовать по своей инициативе в
    конкурсе на замещение вакантной
    государственной должности государственной
    службы;
  • —  на
    продвижение по службе, увеличение
    денежного содержания с учетом результатов
    и стажа его работы, уровня квалификации;
  • — 
    знакомиться с материалами своего личного
    дела, отзывами о своей деятельности и
    другими документами до внесения их в
    личное дело, приобщать к личному делу
    свои объяснения,
  • —  на
    переподготовку (переквалификацию) и
    повышение квалификации за счет средств
    соответствующего бюджета,
  • —  на
    пенсионное обеспечение с учетом стажа
    государственной службы,
  • —  на
    проведение по его требованию служебного
    расследования для опровержения сведений,
    порочащих его честь и достоинство,
  • —  на
    объединение в профессиональные союзы
    (ассоциации) для защиты своих прав,
    социально-экономических и профессиональных
    интересов,
  • — 
    вносить предложения по совершенствованию
    государственной службы в любые инстанции.
  • Закон
    наделяет государственного служащего
    правом обращаться в соответствующие
    государственные органы или в суд для
    разрешения споров, связанных с
    государственной службой.
  • Каждый
    служащий, независимо от занимаемой
    государственной должности, обязан:
  • — 
    обеспечивать поддержку конституционного
    строя и соблюдение Конституции РФ,
    реализацию федеральных законов и законов
    субъектов РФ, в том числе регулирующих
    сферу его полномочий,
  • — 
    добросовестно исполнять должностные
    обязанности;
  • — 
    обеспечивать соблюдение и защиту прав
    и законных интересов граждан;
  • — 
    исполнять приказы, распоряжения и
    указания вышестоящих в порядке
    подчиненности руководителей, отданные
    в пределах их должностных полномочий,
    за исключением незаконных;
  • —  в
    пределах своих должностных обязанностей
    своевременно рассматривать обращения
    граждан и общественных объединений, а
    также предприятий, учреждений и
    организаций, государственных органов
    и органов местного самоуправления и
    принимать по ним решения в порядке,
    установленном федеральными законами
    и законами субъектов РФ;
  • — 
    соблюдать установленные в государственном
    органе правила внутреннего трудового
    распорядка, должностные инструкции,
    порядок работы со служебной информацией;
  • — 
    поддерживать уровень квалификации,
    достаточный для исполнения своих
    должностных обязанностей;
  • — 
    хранить государственную и иную охраняемую
    законом тайну, а также не разглашать
    ставшие ему известными в связи с
    исполнением должностных обязанностей
    сведения, затрагивающие частную жизнь,
    честь и достоинство граждан.
Читайте также:  Развод с мужем если есть дети: какие документы нужны для расторжения брака?

Специальные
права и обязанности государственного
служащего определяются спецификой
правового положения органа, в котором
осуществляется государственно-служебная
деятельность. Так, например, служащие
налоговых органов наделены правом
проведения налоговых проверок
хозяйствующих субъектов и обязаны
проводить разъяснительную работу по
применению законодательства о налогах
и сборах.

Особым
статусом обладают служащие военизированных
органов. Общими обязанностями служащих
военизированных органов выступают
защита государственного суверенитета
и территориальной целостности РФ,
обеспечение безопасности личности,
общества и государства.

Их должностные
и специальные права и обязанности
устанавливаются законодательством и
дисциплинарными и общевойсковыми
уставами.

При выполнении специальных
обязанностей они могут наделяться
правом применения физической силы,
специальных средств, а также боевого
ручного стрелкового и холодного оружия
и т. д.

Источник: https://studfile.net/preview/5899156/page:16/

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:1)
обеспечивать поддержку конституционного
строя и соблюдение Конституции
Российской Федерации, реализацию
федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, в том числе
регулирующих сферу его полномочий; 2)
добросовестно исполнять должностные
обязанности; 3) обеспечивать соблюдение
и защиту прав и законных интересов
граждан; 4) исполнять приказы,
распоряжения и указания вышестоящих в
порядке подчиненности руководителей,
отданные в пределах их должностных
полномочий, за исключением незаконных; 5) в пределах своих должностных
обязанностей своевременно рассматривать
обращения граждан и общественных
объединений, а также предприятий,
учреждений и организаций, государственных
органов и органов местного самоуправления
и принимать по ним решения в порядке,
установленном федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации; 6) соблюдать установленные в
государственном органе правила
внутреннего трудового распорядка,
должностные инструкции, порядок работы со
служебной информацией; 7) поддерживать
уровень квалификации, достаточный для
исполнения своих должностных
обязанностей; 8) хранить
государственную и иную охраняемую законом
тайну, а также не разглашать ставшие ему
известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведения,
затрагивающие частную жизнь, честь и
достоинство граждан.

Комментарий к
статье 10

Государственные служащие
подпадают под специальный правовой режим.
Вместе с тем они не могут освобождаться и от
общегражданских обязанностей,
предусмотренных Конституцией РФ.

Как и все
граждане, они обязаны платить законно
установленные налоги и сборы, сохранять
природу и окружающую среду, защищать
Отечество, нести военную, а в установленных
законом случаях — альтернативную
гражданскую службу и т.д.

(ст. ст. 57, 58, 59 и др.
статьи Конституции
РФ).

На отдельные категории
государственных служащих Конституция РФ
возлагает повышенные обязанности,
продиктованные интересами нормального
функционирования государственной службы.
Так, должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность: ознакомления с
документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если
иное не предусмотрено законом (ст. 24);
получения достоверной и своевременной
информации о факторах, создающих угрозу для
жизни и здоровья (ст. 41) и др. Закон
перечисляет восемь общих для всех
государственных служащих служебных
обязанностей, возводя эти требования в
разряд законодательных предписаний. В
действительности же законодательство
возлагает на них большее число
обязанностей. Конкретные обязанности по
соответствующим государственным
должностям определяются должностными
инструкциями и положениями. В Законе
предусматривается шесть обязанностей,
относящихся к существу служебной
деятельности, и две — сопутствующие статусу
государственных служащих. При этом
некоторые из них настолько очевидны, что не
требуют детальных разъяснений, например,
обязанность добросовестно исполнять
должностные обязанности, поддерживать
уровень квалификации и др. 1)
Обязанность обеспечивать поддержку
конституционного строя и соблюдение
Конституции РФ (подп. 1 комментируемой
статьи) обусловлена тем, что
государственный служащий органически
связан с государством и должен исполнять
свою должность в духе конституционных
принципов: соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина; равноправие и
полноправие граждан; законность; гуманизм
(признание человека высшей ценностью);
идеологическое многообразие,
многопартийность и др. Эта обязанность
всеобъемлющая, она касается поведения
служащего как на государственной службе,
так и за ее пределами. В Законе особо
выделяется обязанность государственного
служащего обеспечивать соблюдение
Конституции РФ, поскольку именно в ней
содержатся основные начала всех иных
законодательных актов. Данное свойство
придает ей высшую юридическую силу, что
закреплено и в самой Конституции РФ (ст. 15). В
случае коллизии между требованиями
Конституции РФ и другими нормативно —
правовыми актами государственный служащий
обязан руководствоваться конституционной
нормой. Из обязанности обеспечивать
поддержку конституционного строя вытекает
неукоснительное следование каждого
государственным интересам.
Государственный служащий не вправе
совершать действий, приводящих к подрыву
авторитета государства, принимать участие
в действиях, нарушающих работу
государственных органов. Государственные
служащие должны воздерживаться от
действий, выступлений и публичных
высказываний, могущих повредить
государственной службе или нанести ущерб
государственному органу. Государственный служащий не имеет права
апелляции к прессе (информацию для нее
могут давать только уполномоченные на это
государственные служащие); не вправе
использовать свой авторитет и знание
документов для того, чтобы критиковать
конституционный строй. С замечаниями о
недостатках, упущениях или
злоупотреблениях соответствующего
государственного органа его служащим может
быть рекомендовано обращаться к
вышестоящему руководству или органу,
включая Правительство РФ. Обязанность
не совершать действий, затрудняющих работу
органов государственной власти,
конкретизируется в зависимости от
занимаемой должности. Государственный
служащий не вправе публично критиковать
своего руководителя, государственный
орган, в котором он служит, по вопросам
проводимой государственной политики. Так,
несовместимы с должностью министра
публичные заявления о неправильной
политике правительства. Если
государственный служащий не согласен с
проводимой политикой, он должен подать в
отставку. Следует отметить, что
формулировка обязанности не совершать
действий, ослабляющих конституционный
строй, затрудняющих работу органов
государственной власти, не отличается
точностью. Из этой формулы неясно, что
госслужащий имеет право делать или не
делать, о чем он имеет право говорить или
умалчивать. Соблюдение данного правила в
том виде, в котором оно сформулировано в
настоящее время, может приводить к
конформизму.

2) В подп. 2 ст. 10 Закона
государственным служащим предписано
добросовестно исполнять свои должностные
обязанности.

Эти обязанности
определяются должностными инструкциями,
положениями, уставами, которые
разрабатываются на основе
квалификационных требований,
установленных ст. ст.

6 и 7 комментируемого
Закона, Федеральным законом «Об
образовании», федеральными законами о
соответствующих государственных органах,
законами субъектов РФ, и утверждаются
руководителями государственных органов и
их структурных подразделений.

Под
исполнением должностных обязанностей в
смысле комментируемого Закона
понимается: исполнение в течение
рабочего времени, а также сверх того, если
это вызвано служебной необходимостью,
обязанностей по занимаемой должности,
приказов и распоряжений руководителей
(начальников); следование к месту
командировки, лечения и обратно, а также
нахождения в командировке или на лечении; нахождение в положении интернированного
или заложника; служебная деятельность
в период безвестного отсутствия — до
признания в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке безвестно отсутствующим или
объявления умершим; действия по защите
от преступных посягательств
государственных интересов, жизни, здоровья,
чести и достоинства себя и членов семьи, а
также других граждан независимо от места и
времени совершения этих действий. Не
признаются исполняющими должностные
обязанности государственные служащие:
находящиеся на отдыхе или в отпуске; в
отношении которых служебным
расследованием, следственными или
служебными органами установлено, что
совершенные ими противоправные действия
находятся в прямой причинной связи с
алкогольным, наркотическим или токсическим
опьянением либо являются умышленным
преступлением или умышленным
административным правонарушением (за
исключением совершенных в условиях крайней
необходимости или необходимой обороны).

Невыполнение должностных обязанностей
либо неполное их осуществление следует
квалифицировать как дисциплинарный
проступок.

Неисполнение или ненадлежащее
исполнение должностных обязанностей
вследствие недобросовестного или
небрежного отношения к государственной
службе, если это повлекло существенное
нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых
законом интересов общества или
государства, образует состав преступления
(ст. 293 УК).

Существуют закрепленные в правовых нормах
правила соподчинения между должностями,
соблюдение которых также охватывается
обязанностью госслужащего осуществлять
полномочия в пределах предоставленных ему
прав и в соответствии с должностными
обязанностями. Исполнение должностных
обязанностей неразрывно связано и с другим
требованием — соблюдать установленный в
государственном органе служебный
распорядок.

Должностные обязанности
возлагаются на государственных служащих
исключительно для выполнения задач и
функций государственных органов в
общественно — полезных целях.

Поэтому если
они осуществляют свои обязанности
недобросовестно (в иных целях) или выходят
за пределы предоставленных прав, то их
действия могут быть квалифицированы в
зависимости от тяжести правонарушения как
дисциплинарный проступок,
административное правонарушение или
преступление.

Так, самовольное, с
нарушением установленного законом порядка,
осуществление должностным лицом своих
действительных или предполагаемых
обязанностей, не причинившее существенного
вреда, образует состав административного
проступка (ст. 166 КоАП) либо преступления (ст. 330 УК), если
такими действиями причинен существенный
вред.

Использование должностных
обязанностей (и прав) вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из
корыстной или иной личной
заинтересованности и повлекло
существенное нарушение прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или
государства, квалифицируется в качестве
преступления (ст.
285 УК). Превышение должностных
полномочий квалифицируется как
дисциплинарный проступок (п. 12 Положения от
22 декабря 1993 г.) . Если же оно причинило
существенный вред государственным или
общественным интересам либо охраняемым
законом правам и интересам граждан, то
образует состав преступления (ст. 286 УК). ——————————— САПП РФ. 1993. N 52. Ст.
5073.Под превышением служебных полномочий
понимается умышленное совершение
государственным служащим действий, явно
выходящих за пределы обязанностей (прав),
предоставленных ему по должности законом
(уставом, положением, инструкцией, приказом
и т.п.). Понятием «превышение должностных
полномочий» могут быть охвачены действия,
которые: входят в компетенцию
вышестоящего должностного лица данного
органа; могут быть совершены лишь
коллегиально; могли быть совершены и
данным должностным лицом, но при наличии у
него специальных полномочий или в особых
условиях; неправомочно совершить
никакое должностное лицо и никакая
служебная инстанция. Наряду с общим
составом превышения власти или служебных
полномочий УК устанавливает некоторые его
специальные виды, например уголовную
ответственность должностных лиц,
производящих дознание или предварительное
следствие, за совершение действий,
заключающихся в принуждении к даче
показаний (ст. 302) и др. 3) В подп. 3
комментируемой статьи предусматривается
обязанность государственного служащего
обеспечивать соблюдение и защиту прав и
законных интересов граждан. В
Конституции РФ (ст. ст. 2, 18) права и свободы
человека и гражданина устанавливаются в
качестве не только основ конституционного
строя, но и непосредственно действующих
прав. Это требование определяет смысл,
содержание и применение законов в
профессиональной деятельности по
реализации полномочий государственных
органов. Выполнение государственными
служащими обязанности обеспечивать
соблюдение и защиту прав и законных
интересов граждан означает: своевременное издание правовых актов,
связанных с обеспечением гражданами своих
прав; организацию исполнения законов,
имеющих непосредственное отношение к
правам и свободам граждан; оказание
помощи и содействия гражданам в реализации
их конкретных субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод
граждан. В государственных органах
должны определяться конкретные
структурные подразделения и должностные
лица, на которые возлагается обязанность
создавать условия для реализации прав и
свобод, принимать меры к их безусловному
обеспечению, а также предусматривать
ответственность должностных лиц за
ущемление прав граждан и несвоевременное
принятие мер по их защите.

  • Охраняя
    права граждан, руководители
    государственных органов, органов местного
    самоуправления обязаны: осуществлять
    контроль; рассматривать протесты и
    представления органов прокуратуры, частные
    определения и представления судов;
    проводить проверки по выступлениям печати,
    информирующим об ущемлении прав и свобод
    граждан и др.
  • Государственный служащий
    обязан, если существует хоть малейшее
    сомнение относительно правомерности
    полученного приказа (распоряжения),
    незамедлительно сообщить об этом в
    письменной форме как своему
    непосредственному руководителю, так и
    руководителю, издавшему приказ. Условие
    правомерности его исполнения в этом случае
    одно: письменное

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/8206/29890

Ссылка на основную публикацию